Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА ПО РКИ'

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА ПО РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синхронный онлайн-урок / русский язык как иностранный / средство обучения / цифровая лингводидактика / synchronous online lesson / Russian as a foreign language / teaching material / digital linguodidactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Алкснит

Статья посвящена проблеме оптимизации учебных материалов для синхронного онлайн-урока по РКИ. Основная задача исследования – систематизировать накопленный опыт в сфере педагогического дизайна относительно проектирования цифрового учебного материала для составления критериев его эффективного оформления. Обобщены результаты исследований в области педагогического дизайна, лингводидактики, социологических исследований, доказывающих актуальность исследования. Сформировано пять аспектов успешного оформления цифрового учебного материала: 1) воплощение принципов когнитивной теории мультимедийного обучения, 2) учёт специфики распределения внимания в онлайн-среде, 3) использование адекватной цветовой схемы и шрифтов, 4) релевантное графическое наполнение материала, 5) комплексная эстетичность материала. На основе этих категорий сформулированы рекомендации к эффективному оформлению цифрового учебного материала. Результаты могут быть полезны в развитии сферы дизайна образовательного опыта на базе обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Алкснит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE EFFECTIVE DESIGN OF DIGITAL EDUCATIONAL MATERIALS FOR SYNCHRONOUS ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (RFL)

The article is dedicated to the issue of optimizing educational materials for synchronous online classes in Russian as a Foreign Language (RFL). The main objective of the study is to systematize the accumulated pedagogical experience in the field of educational design concerning the development of digital educational materials to establish criteria for their effective presentation. The study synthesizes findings from instructional design, linguodidactics, and sociological research, underscoring the relevance of this investigation. Five aspects of successful digital educational material design are identified: 1) application of the principles of cognitive theory of multimedia learning, 2) consideration of attention distribution specifics in the online environment, 3) use of appropriate color schemes and fonts, 4) relevant graphical content, and 5) comprehensive aesthetic quality of the material. Based on these categories, recommendations for effective digital educational material design are formulated. The results may be beneficial for advancing the field of educational experience design in Russian language teaching instruction. The results may be useful in the development of the field of educational experience design based on Russian language learning.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА ПО РКИ»

В процессе анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных традиционным и инновационным методам формирования ИЯ в рамках цифровой трансформации военно-морского образования, были выбраны методики использования методов, приемов и форм проведения ПЗ с помощью средств визуализации. Совместная учебно-познаватель-

Библиографический список

ная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся в рамках их будущей профессии. Таким образом повышается мотивация курсантов, их интерес и индивидуализация в процессе проектирования учебных видеоматериалов в программной среде «Библио», формируется ЯК.

1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. Available at: https://r1.nubex.ru/s11003-7bb/f779_26/Аудиалы,%20визуалы,%20кинесте-тики^

2. Вестник военного образования: научно-методический журнал Министерства обороны Российской Федерации. 2023; № 1 (40).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/

4. Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций. Перспективы науки и образования. 2021; № 1 (49): 232-248.

5. Парахина О.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в системе дополнительного профессионального образования военно-морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2016.

6. Фадейкина О.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих офицеров. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбруг, 2001.

7. Cафонова В.В. ^изучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования. Язык и культура. 2014; № 1 (25): 123-141.

8. Королева М.Ю. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов военных вузов на основе компетентностного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2020.

9. Российская операционная система Astra Linux. Available at: https://astralinux.ru/

10. Мильруд РП. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Иностранные языки в школе. 2004; № 3: 34-40.

11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

12. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001.

13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва, 2007.

14. ^ловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: АСТ: Астрель, 2010.

15. Чиркова Е.И., Черновец Е.Г, Зорина Е.М. Влияние движения тела на запоминание учебного материала при обучении английскому языку. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени KC. Тургенева». 2016; № 2 (71).

16. Аванесова Т.П. Методология педагогического проектирования технологий электронного обучения специалистов военно-морского флота. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Новороссийск, 2021.

17. Аванесова Т.П., Попова А.В., Груздева Л.К., Груздев Д.Ю., Шверова Л.С, Никтовенко Е.Ю., Мефлех М.В., Цепордей О.В. Актуальные психолого-педагогические, методические и лингвистические подходы к изучению информационных обучающих единиц: коллективная монография. Чебоксары: ^C «Интерактив плюс», 2017.

18. Cеменова И.Н., ^епухин А.В. Определение и дидактическая конструкция методики использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Педагогическое образование в России. 2012; № 2: 34-39.

19. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.П. ^ецифика применения программных продуктов при интегрированном обучении. Известия вузов Северо-Кавказского региона. Технические науки. ^ецвыпуск. Проблемы водного транспорта. 2004: 95-98.

References

1. Diagnostika dominiruyuschejperceptivnoj modal'nosti S. Efremceva. Available at: https://r1.nubex.ru/s11003-7bb/f779_26/Audialy,%20vizualy,%20kinestetiki.pdf

2. Vestnik voennogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskij zhurnal Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. 2023; № 1 (40).

3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.02.2024. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/

4. Rybakova M.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya inoyazychnyh kompetencij. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 1 (49): 232-248.

5. Parahina O.V. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih inzhenerov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya voenno-morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2016.

6. Fadejkina O.V. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti buduschih oficerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinbrug, 2001.

7. Safonova V.V. Soizuchenie yazykov i kul'tur v zerkale mirovyh tendencij razvitiya sovremennogo yazykovogo obrazovaniya. Yazyk i kultura. 2014; № 1 (25): 123-141.

8. Koroleva M.Yu. Professional'no orientirovannaya inoyazychnaya podgotovka kursantov voennyh vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2020.

9. Rossijskaya operacionnaya sistema Astra Linux. Available at: https://astralinux.ru/

10. Mil'rud R.P. Aktual'nye problemy metodiki obucheniya inostrannym yazykam za rubezhom. Inostrannyeyazyki v shkole. 2004; № 3: 34-40.

11. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

12. Bim I.L. Koncepciya obucheniya vtoromu inostrannomu yazyku (nemeckomu na baze anglijskogo): uchebnoe posobie. Obninsk: Titul, 2001.

13. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. Moskva, 2007.

14. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: AST: Astrel', 2010.

15. Chirkova E.I., Chernovec E.G., Zorina E.M. Vliyanie dvizheniya tela na zapominanie uchebnogo materiala pri obuchenii anglijskomu yazyku. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Orel: Izdatel'stvo FGBOU VO «Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva». 2016; № 2 (71).

16. Avanesova T.P. Metodologiya pedagogicheskogo proektirovaniya tehnologij 'elektronnogo obucheniya specialistov voenno-morskogo flota. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Novorossijsk, 2021.

17. Avanesova T.P., Popova A.V., Gruzdeva L.K., Gruzdev D.Yu., Shverova L.S., Niktovenko E.Yu., Mefleh M.V., Cepordej O.V. Aktual'nyepsihologo-pedagogicheskie, metodicheskie ilingvisticheskie podhody kizucheniyu informacionnyh obuchayuschih edinic: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.

18. Semenova I.N., Slepuhin A.V. Opredelenie i didakticheskaya konstrukciya metodiki ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2: 34-39.

19. Tenischeva V.F., Avanesova T.P. Specifika primeneniya programmnyh produktov pri integrirovannom obuchenii. Izvestiya vuzov Severo-Kavkazskogoregiona. Tehnicheskie nauki. Specvypusk. Problemy vodnogo transporta. 2004: 95-98.

Статья поступила в редакцию 10.05.24

УДК 37.026.6:372.881.1

Alksnit N.A., teacher, Biotech University; postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), E-mail: alksnitna@mgupp.ru

CRITERIA FOR THE EFFECTIVE DESIGN OF DIGITAL EDUCATIONAL MATERIALS FOR SYNCHRONOUS ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (RFL). The article is dedicated to the issue of optimizing educational materials for synchronous online classes in Russian as a Foreign Language (RFL). The main objective of the study is to systematize the accumulated pedagogical experience in the field of educational design concerning the development of digital educational materials to establish criteria for their effective presentation. The study synthesizes findings from instructional design, linguodidactics, and sociological research, underscoring the relevance of this investigation. Five aspects of successful digital educational material design are identified: 1) application of the principles of cognitive theory of multimedia learning, 2) consideration of attention distribution specifics in the online environment, 3) use of appropriate color schemes and fonts, 4) relevant graphical content, and 5) comprehensive aesthetic quality of the material. Based on these categories, recommendations for effective digital educational material design are formulated. The results may be beneficial for advancing the field of educational experience design in Russian language teaching instruction. The results may be useful in the development of the field of educational experience design based on Russian language learning.

Key words: synchronous online lesson, Russian as a foreign language, teaching material, digital linguodidactics

Н.А. Алкснит, преп., Российский биотехнологический университет, аспирант, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина,

г. Москва, E-mail: alksnitna@mgupp.ru

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА ПО РКИ

Статья посвящена проблеме оптимизации учебных материалов для синхронного онлайн-урока по РКИ. Основная задача исследования - систематизировать накопленный опыт в сфере педагогического дизайна относительно проектирования цифрового учебного материала для составления критериев его эффективного оформления. Обобщены результаты исследований в области педагогического дизайна, лингводидактики, социологических исследований, доказывающих актуальность исследования. Сформировано пять аспектов успешного оформления цифрового учебного материала: 1) воплощение принципов когнитивной теории мультимедийного обучения, 2) учёт специфики распределения внимания в онлайн-среде, 3) использование адекватной цветовой схемы и шрифтов, 4) релевантное графическое наполнение материала, 5) комплексная эстетичность материала. На основе этих категорий сформулированы рекомендации к эффективному оформлению цифрового учебного материала. Результаты могут быть полезны в развитии сферы дизайна образовательного опыта на базе обучения русскому языку.

Кточевые слова: синхронный онлайн-урок, русский язык как иностранный, средство обучения, цифровая лингводидактика

Онлайн-урок как специфический формат учебного взаимодействия спустя несколько лет с начала пандемии COVID-19 уже относительно устоялся и постепенно обрастает критериями эффективности. Так, например, параллельно ведётся исследовательская работа над аспектами успешной педагогической коммуникации [1], субъективной удовлетворённости обучением [2], формирования коммуникативной среды [3], проектирования интерактивности обучения [4; 5], факторами вовлеченности в процесс обучения [6] и критериями успешного онлайн-обучения [7] и др.

Постепенное развитие цифровой лингводидактики ставит перед преподавателями-практиками насущные вопросы, связанные с тем, как создавать учебные материалы для работы онлайн с учётом специфики когнитивной нагрузки во время работы с цифровыми текстами. Одним из ключевых аспектов данного анализа является понимание, что эффективное взаимодействие студентов с контентом в цифровой среде требует особых методов представления информации, учета особенностей восприятия информации в онлайн-среде и, что немаловажно, поддержания интерактивности. Современные исследования в области когни-тивистики, лингводидактики, психолингвистики открывают новые горизонты для создания образовательных материалов, способствующих более точному пониманию материала, его усвоению, активному взаимодействию с ним.

Различные социологические исследования выявили несколько аспектов совершенствования цифрового обучения, среди которых выделяют потребности в разработке новых форм взаимодействия преподавателя и студентов, новых способов презентации информации и большего развития автономности студента в условиях пространственной отдалённости [8, с. 1341-1342]. Кроме того, отмечается, что без использования должных стратегий привлечения и удержания внимания на материале урока, студенты, находясь по ту сторону экрана, гораздо чаще позволяют себе отвлекаться, поскольку физическая дистанция притупляет чувство ответственности. Ввиду того, что онлайн-уроки на раннем и форсированном этапе своего внедрения носили преимущественно лекционный характер, они не были высоко оценены студентами с позиции эффективности и привлекательности, и в 2021 году были описаны предположения самих студентов по улучшению качества взаимодействия в цифровой онлайн-среде: повышение интерактивности общения на онлайн-занятии, подбор и использование средств мультимодаль-ной презентации материала, игровых технологий разного рода, которые могли бы вовлекать студентов в обучение и поддерживать его интерес к познавательной активности [6, с. 198-199]. Наблюдения показывают, что многие комментарии, касающиеся вопросов оптимизации учебного процесса онлайн, обращены к наглядной составляющей обучения, и этим подтверждается актуальность исследования. Потребность студента в дополнительном модусе коммуникации, который поддерживал бы активную коммуникацию с другими участниками образовательного процесса и не позволял бы потерять нить учебного процесса, очевидна и представляется нам перспективным направлением. Наше исследование сфокусировано на важной для эффективного обучения наглядной составляющей онлайн-урока - на средствах обучения, которые преподаватели используют в процессе онлайн-урока, и их оптимальном оформлении с учетом ограничений и возможностей цифровой среды. Они являются объектом исследования. Одним из насущных вопросов стало предположение о том, что интерес к материалу, возникающий при предъявлении, необходим для дальнейшей продуктивной работы: что-то должно привлечь внимание студента и удержать его в условиях конкуренции с имеющимися в цифровой среде дистракторами внимания для дальнейшего эффективного обучения онлайн.

Целью исследования является сформулировать рекомендации к оптимальному оформлению учебного материала с учётом достоинств и ограничений цифровой среды, в которой он используется. Для достижения цели в рамках исследования были выполнены следующие задачи:

1. Изучение опыта отечественных и зарубежных ученых-методистов;

2. Экстрагирование сформулированных ими рекомендаций и результатов;

3. Обобщение сведений и классификация по категориям;

4. Оформление критериев на основе выделенных категорий;

5. Формулирование методических рекомендаций к оптимизации цифрового учебного материала.

Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа научной и научно-методической литературы, научного наблюдения

и обобщения накопленного опыта методистов и преподавателей-практиков, а формулирование методических рекомендаций потребовало синтеза результатов, полученных эмпирически. Несмотря на то, что проанализированные нами данные взяты из фундаментальных и репрезентативных научных работ, полученные нами критерии оформления цифрового учебного материала требуют верификации на специфической аудитории иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, поскольку таких исследований на базе обучения русскому языку еще не проводилось, в чем состоит научная новизна. Теоретическая значимость работы заключается в расширении и дополнении положений дизайна образовательного опыта (Learning Experience Design), включающего подготовку материалов для обучения с учетом специфических параметров цифровой образовательной среды. Практическая значимость работы связана, во-первых, с тем, что данные выводы могут помочь преподавателям критически оценивать учебные материалы с точки зрения их релевантности и оптимизировать подачу материала таким образом, чтобы минимизировать возможную потерю интереса и концентрации на материале, а во-вторых, выделенные нами критерии оценки эффективности оформления могут быть полезны издателям цифровых дидактических материалов: подготовка контента, учитывающего специфику цифровой образовательной среды, может оказаться высоко востребованным на рынке.

Тексты, как основной ресурс языковых и речевых моделей, играют важную роль в формировании важных для освоения языка навыков. В онлайн-среде образовательный контент может представляться в различных форматах: от учебников до видеолекций и интерактивных заданий. Разработка и адаптация такого контента под условия цифровой среды для эффективного онлайн-обучения РКИ требует особенного анализа.

Цифровая среда характеризуется нелинейностью, мультимодальностью, то есть способностью транслировать информацию через несколько каналов связи одновременно, и интерактивностью. Так как обучение иностранному языку по определению базируется на коммуникативном подходе как ведущем, а он-лайн-коммуникация обладает рядом особенностей и также, особенно в цифровой среде, предполагает параметр мультимодальности, мы считаем необходимым включение визуального модуса в анализ педагогического взаимодействия в рамках онлайн-урока. Внимание к мультимодальности коммуникации в качестве основополагающей характеристики онлайн-обучения открывает новые горизонты для анализа педагогического взаимодействия в онлайн-формате. Это также предоставляет перспективные возможности для повышения уровня вовлечённости студентов благодаря применению специализированных цифровых инструментов взаимодействия [6, с. 203].

Мультимодальность человеческой коммуникации бесспорна, и, несмотря на дистанцию между участниками общения, цифровая коммуникация не только не лишена мультимодальности, но и дополняется новыми модусами. Так, например, ограничение участника общения рамками отображения с камеры не позволяет ему в полной мере использовать весь арсенал жестов, доступных в личном общении, однако это восполняется возможностью использовать инструменты цифровой среды: средства привлечения внимания (например, цифровой жест "поднять руку"), средства дополнительной аннотации, чат, эмотиконы и др. В этом отношении презентуемые в процессе урока материалы также способны нивелировать отмеченные ограничения онлайн-среды и помочь преподавателю организовать взаимодействие участников образовательного процесса наиболее эффективным способом.

Подготовка качественных демонстрационных материалов для проведения онлайн-уроков должна опираться на 1) фактор мультимодальности цифровой среды; 2) конфигурационные особенности, диктуемые используемой программой видеозвонков, 3) особенности восприятия информации в цифровом формате, включая особенности распределения внимания, 4) наличие большего количества дистракторов (по сравнению с аудиторной работой) и конкуренции за внимание учащегося [9, с. 32]; 5) потребность учащегося в наглядном предъявлении материала.

Дидактические материалы, демонстрируемые учащимся на синхронном он-лайн-уроке, на поверку оказываются более важными для них, чем изображение преподавателя. Такое распределение внимания вполне может быть оправдано ввиду того, что синхронный онлайн-урок базируется на заранее подготовленной презентации (изолированно или в сочетании с другими цифровыми средствами

обучения), которая занимает большую площадь экрана при демонстрации. Это также подтверждается различными исследованиями методом айтрекинга (то есть отслеживания фиксаций взгляда респондентов на контенте). Исследования выявили, что внимание к элементам интерфейса онлайн-урока распределяется неравномерно: только 20% относительного времени рассматривания пришлось на изображение с камеры преподавателя, 10% - на техническую зону (цифровые инструменты взаимодействия), тогда как контент онлайн-урока оставался в фокусе внимания студентов на протяжении 70% времени [10]. Актуализируется поиск оптимального визуального оформления учебных материалов для он-лайн-занятий, которое позволяло бы заинтересовать студентов, активизировать их познавательную активность и сфокусировать их внимание на нужном элементе материала.

Был предложен особый подход к дизайну онлайн-курса как в системе педагогического дизайна и трёх факторов визуальной стороны онлайн-обучения: графического дизайна, визуальной коммуникации и дизайна пользовательского интерфейса [11, с. 136]. Постулируется соотнесение факторов обучения (особенностей аудитории, целей, формата обучения и др.) со спецификой визуального оформления средств обучения, передающих основное содержание обучения и предлагающих понятную навигацию по контенту.

Как представляется, учебный материал является средством не только обучения, но и модерации взаимодействия студентов друг с другом или с материалом на занятии. Наличие определенных однозначно читаемых символов (иконок, цвета, компиляции материала) позволяет реализовать четкую навигацию по канве урока. Предполагается, что студент, взглянув на слайд, должен точно понять свою учебную задачу и приступить к её выполнению. Проектирование ученического опыта (в зарубежных источниках этот термин функционирует как LxD - Learning Experience Design) имеет много общего с UX/Ul дизайном: оно подразумевает размещение определенных визуальных стимулов, которые счи-тывались бы студентом и позволяли бы ему распределять свою когнитивные ресурсы и вести его взгляд на протяжении всего урока. Для того чтобы оценить, как теоретические положения воплощаются на практике, необходимо обратиться к анализу литературы, посвященной восприятию и обработке цифровых текстов и педагогическому дизайну, а также к принципам когнитивной теории мультимедийного обучения.

1. Принципы CTML и их применимость в лингводидактике

В дидактике были описаны наиболее удачные способы передачи информации через взаимосвязанное использование различных модусов и так называемые дистракторы внимания, то есть элементы, препятствующие корректному и точному восприятию материала. Фундаментальной работой в этом отношении является когнитивная теория мультимедийного обучения (CTML, Cognitive Theory of Multimedia Learning) американского исследователя Ричарда Майера [12], содержащая описание особенностей восприятия мультимодального материала и эмпирически подтвержденные принципы конструирования учебного контента, учитывающие объем когнитивной нагрузки при его восприятии. Положения, выдвинутые в когнитивной теории мультимедийного обучения Р. Майера (Cognitive Theory of Multimedia Learning, CTML), отобразились в описании наиболее эффективного пути использования различных модусов (вербальных, графических, аудиальных) в мультимедийной презентации знаний, способной обеспечить качественное усвоение информации с точки зрения процесса восприятия и активного обращения с информацией. В связи с этим также отмечается, что мультимодаль-ный цифровой формат, апеллирующий к разным каналам восприятия, способствует развитию потенциально востребованных навыков извлечения информации и синтезированию смысла, полученного из разных источников, в одно целое, а также использование интерактивных функций цифрового текста [13, с. 89].

Однако не все принципы мультимедийного обучения могут быть признаны актуальными в отношении лингводидактики. Так, например, была выявлена ограниченная применимость общедидактических принципов Р Майера (модальности, сегментации, избыточности) для частных случаев обучения иностранным языкам [14, с. 118-126]. Отметим важный вывод: принцип избыточности, в соответствии с которым усвоение информации проходит успешнее, когда видят анимацию и слышат устное объяснение вместо комбинации анимации, устного объяснения и текста, оказался нерелевантным в ситуации использования видеороликов, сопровожденных субтитрами, поскольку для иностранных учащихся наличие субтитров, в противовес сформулированному принципу, упростило восприятие текста и в процессе "не создавало больше когнитивной нагрузки, чем видео без субтитров" [14, с. 121]. Некоторые приведённые в статье выводы О.Ф. Кривенко также подкрепляются нашими данными структурированного опроса в рамках пилотного эксперимента методом айтрекинга [15]: видеоряд (чем, собственно, и является онлайн-урок), подкрепленный дополнительным вербальным модусом (в данном случае это был текст-дублёр речи преподавателя на слайде), снимает трудности восприятия нового материала и был положительно оценен респондентами-иностранцами с точки зрения удобства. Кроме того, это соотносится также и с принципом модальности (об использовании устной речи в сочетании с визуальными наглядными материалами с большей продуктивностью, чем письменного текста в сочетании с теми же визуальными элементами) и является продуктивным с точки зрения методики преподавания русского языка как иностранного: принцип наглядности, реализуемый через предъявление языковых примеров в виде печатного текста, необходим при изучении иностранного языка. Всё это вкупе даёт

возможность судить о потребности актуализации принципов мультимедийного обучения в контексте обучения иностранным языкам.

2. Особенности распределения внимания в цифровой среде

Цифровое чтение характеризуется прерывистостью и перепрыгиванием -это «часто фрагментированное чтение» [16]. Внимание пользователя в цифровой среде нелинейно, происходит быстрое и выборочное чтение с выделением ключевых слов. Работа с подобным явлением требует от преподавателя учёта стратегий чтения таких материалов для конфигурации их элементов таким образом, чтобы фокусировать внимание студента на конкретном фрагменте.

В этом отношении интересно исследование дизайна, привлекающего внимание к разным элементам сайта в зависимости от конфигурации их относительно друг друга. Отмечается, что у каждого варианта конфигурации есть свои достоинства и недостатки: так, анимации, расположенные в центре иллюстрации и самые важные по содержанию элементы, расположенные вверху сайта, активно перетягивают внимание на себя, затем следует игнорирование статичных элементов или элементов, расположенных на других областях сайта. Отмечается и своеобразная конкуренция элементов: например, два анимированных изображения, предъявленных в одно время, расцениваются как равнозначные по значению и дробят внимание, а расположение наиболее важной информации в верхней части сайта может провоцировать её перегруженность и бессистемность при слишком большом количестве элементов. Продуктивным также считается расположение информации с использованием колонок, позволяющих структурировать информацию и побуждать к поисковому чтению текста, однако оно воспринимается менее эстетичным и привлекательным [17, с. 17-18].

Такая категория, как эстетичность учебных материалов, играет важную роль в образовательном процессе, так как визуально приятные и привлекающие внимание ресурсы способствуют улучшению восприятия и запоминанию информации. Когда материалы оформлены красиво и продуманно, они вызывают положительные эмоции у учащихся, что повышает их мотивацию и интерес к обучению. Яркие иллюстрации, гармоничные цветовые схемы и аккуратная верстка не только делают обучение более увлекательным, но и помогают лучше структурировать материал, облегчая процесс его усвоения, однако в этом случае может существовать ограничение по количеству элементов, которые можно разместить на материале. Таким образом, цветовая схема, параметры шрифта, количество и качество графических элементов и эстетичность материала в целом являются не менее важными характеристиками цифрового учебного материала.

3. Цвет

Цвета считаются достаточно эффективным инструментом привлечения внимания, что активно используется и в цифровых, и в печатных текстах. Одно из обнаруженных нами исследований показало, что добавление случайных цветов к текстовым меткам на черно-белом изображении улучшает запоминание и различение текстовых элементов [18, с. 281], что, в том числе, соотносится с принципом сигналов Р Майера, заключающегося в том, что визуально выделенные ключевые слова положительно влияют на скорость и качество восприятия материала.

Существуют следующие рекомендации для веб-дизайна, которые применимы и к учебным материалам как цифровым текстам, также существующим и функционирующим в онлайн-среде:

1) использование доминантного цвета, вызывающего эмоции в соответствии с целями дизайна;

2) выверенное и целенаправленное использование цвета (например, для выделения ключевых слов или навигации между элементами);

3) использование корректно сбалансированных оттенков, не влияющих негативно на удобство чтения материала;

4) подбор цветового оформления в зависимости от сложности контента: более трудный материал требует более лаконичного дизайна.

Причём также отмечается, что, несмотря на личные предпочтения и субъективность в восприятии цвета, теплые цвета гораздо сильнее возбуждают и вовлекают зрителя, тогда как холодные оттенки дарят чувство комфорта, а выделение серым воспринимается как что-то менее важное, чем остальное. Итак, сочетание корректного цветового дизайна с черным, белым или серым текстом поможет создать необходимый контраст и гармонию материала [18, с. 289-290], что, несомненно, должно учитываться при подготовке любых материалов, предназначенных для чтения онлайн.

4. Шрифт

Удобство чтения текста с экрана достигается при соблюдении нескольких ключевых параметров: размера букв, сближенности букв друг с другом, межстрочного интервала, длины строки [11, с. 138]. Эти данные не подкрепляются четкими рекомендациями по выбору кегля и параметров интервала, и мы предполагаем, что это может зависеть как от типа текста, так и от его объема. Основной принцип заключается в создании комфортных условий беспрепятственного прочтения текста, с этой целью обеспечиваются небольшие, но ощутимые межбуквенные и межстрочные интервалы. Важно также выбирать удачные сочетания шрифтов. Для экранов предпочтительны шрифты без засечек, так как они обеспечивают лучшую разборчивость написанного. Необходимо сохранять единообразие в размере и стиле шрифта по всему материалу, чтобы избежать визуального беспорядка. Допустимо использовать не более двух стилей шрифта с условием использования одного для заголовка. Существует также рекомендация к вырав-

ниванию текста по левому краю, центрирование текста считается допустимым только для заголовков. Релевантным кажется и правило 90-9-1: 90% текста должно быть написано простым шрифтом, 9% может быть более декоративным, и 1% может быть художественным и использоваться в целях украшения [19]. Вариации в шрифте, такие как жирный или курсив, следует применять экономно и только для выделения действительно важных элементов, чтобы не отвлекать внимания от основного содержания.

6. Графические элементы

Принцип использования мультимедиа в обучении заключается в поддержке текстового содержания графическими, визуально воспринимаемыми элементами, которые способны улучшить качество понимания контента. Однако отмечается, что не вся графика разнородна по своей силе: различают инструктивные (instructive), декоративные (decorative) и привлекательные (seductive) иллюстрации. Инструктивные иллюстрации напрямую связаны с текстовым содержанием материала, дополняют его, упрощая восприятие, тогда как привлекательные иллюстрации имеют высокую интересность для их наблюдателей, но их предъявление не напрямую связано с образовательными целями. Декоративные иллюстрации используются в целях украшения материала. Имеются данные, подтверждающие влияние наличия графических элементов на субъективную удовлетворенность обучения: использование графики напрямую связано с теорией эмоционального интереса, теорией эмоционального дизайна и с мотивацией [20, с. 1623]. Несмотря на то, что любые рисунки и изображения способны повысить интерес к материалу, только инструктивные графические элементы являются релевантными по отношению к содержанию материала, поэтому имеют большее влияние на успех образовательной деятельности, а также на желание студентов учиться. Включение в материалы привлекающих внимание иллюстраций также по-своему оправданно: несмотря на то, что она может сильно отвлекать от содержания конкретного материала, её использование вызывает положительные эмоции и удовольствие, что сказывается на общей эмоциональной оценке процесса обучения. В аспекте преподавания РКИ привлекательная графика, с одной стороны, конечно, способна отвлечь от важной содержательной составляющей, но в то же время, с другой стороны, её можно использовать как двигатель для дискуссии или развития продуктивных видов речевой деятельности.

6. Эстетичность материала

Необходимо также учитывать фактор общей эстетичности учебных материалов, которая базируется на взаимосвязанном взаимодействии всех вышеперечисленных критериев. Описано влияние эмоций на внимание, мотивацию и вовлеченность человека, которые вкупе оказывают свое воздействие и на общую академическую успеваемость. Эстетичный дизайн материалов может стать источником позитивных эмоций и вдохновения, способствуя положительному опыту обучения, а также влияя на мотивацию, вызывая интерес и усиливая внимание студентов во время их взаимодействия с материалом [19]. Наши предыдущие исследования позволили выявить, что самым активно используемым форматом цифрового учебного материала является слайд как структурная единица презентации [21, с. 486; 22, с. 384]. Более детальный анализ позволил выявить следующую закономерность: преподаватели в большей степени склонны размещать в презентациях вырезки или фотографии отдельных заданий из имеющихся у них оцифрованных версий учебников и учебных пособий, чем создают контент самостоятельно, что, безусловно, экономит время подготовки к занятиям, однако нарушает авторское право и накладывает определенные ограничения на возможность корректного отображения информации: готовые снимки экрана и фотографии (которые, помимо всего прочего, могут быть сделаны под углом, препятствуя чтению) подвергаются изменению размера, деформируются, в то же время они могут быть не лучшего качества - все эти как будто бы не столь важные факторы влияют на привлекательность конечного материала для студента. Это же касается и качества подобранных иллюстраций, плавности ани-мированных изображений, видео и др. Таким образом, кажется важным разрабатывать критерии эстетичного наполнения материала ввиду его ведущей роли в привлечении внимания.

Получается, что перед преподавателем стоит трудная задача - грамотное использование различных модусов коммуникации, соответствующее целям и задачам урока, позволяющее чётко транслировать текущие учебные задачи и, следовательно, способствующее поддержанию вовлечённости в учебный процесс. Таким образом, эффективная педагогическая коммуникация на онлайн-уроке должна реализовываться на основе учебного материала, созданного с опорой на мультимодальность цифровой среды и предполагающего грамотную комбинацию различных модальностей в зависимости от дидактических целей. Так, например, изучение нового грамматического материала, по нашим предположениям, может реализовываться при помощи поэтапной презентации материала (слайдов) и должно иметь лаконичную цветовую схему (ввиду объективной трудности

Библиографический список

грамматики русского языка для иностранных учащихся), высокую контрастность, шрифтовые или цветовые выделения наиболее существенных аспектов правила. Так как презентация нового грамматического материала предположительно может быть реализована в виде таблицы (которая сама по себе является высокоинформативным, но трудным для восприятия компонентом), сопровождение её дополнительными средствами визуализации (изображениями, анимациями, видео и др.) кажется избыточным, тогда как предъявление нового лексического материала (например, глаголов движения с приставками) не может обойтись без него. Однако использование слайдов закономерно имеет свои ограничения: объем учебного материала разнится в зависимости от уровня языка, и преподавателю-практику необходимо будет идти на компромиссы в использовании муль-тимедиаресурсов. Если при аудиторной форме обучения преподаватель всегда может воспользоваться печатными материалами, то онлайн-формат обучения практически лишен такой возможности. Учитывая конфигурацию интерфейса он-лайн-урока (горизонтальное расположение материала, наличие изображения с камеры преподавателя и др. факторы), этот формат представления информации не всегда кажется удачным. Как представляется, эта ситуация решается использованием цифровых текстов других форматов, например, лонгридов, которые также имеют свой методический потенциал в качестве учебного материала с преобладающей вербальной модальностью [14, с. 80-82] и могут использоваться при обучении чтению.

Итак, предпринята попытка вывести краеугольные принципы оформления дидактического материала, базирующиеся на выводах существующих теоретических работ и эмпирических исследований:

1. Визуальное оформление: цветовая схема, контрастность, использование достаточного размера шрифта (отсутствие затруднений при прочтении).

2. Простота восприятия (корректное воплощение принципа модальности, отсутствие трудностей понимания при восприятии материала - дистракторов внимания).

3. Использование релевантных графических элементов в зависимости от цели предъявления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Информативность и сегментарность контента (предъявление материала небольшими законченными смысловыми фрагментами, адекватная загруженность единицы материала).

5. Целостность и ясность цели предъявления: соответствие материала целям обучения, прозрачность предъявляемой информации и понятность инструкций для студентов. Методическая целесообразность использования модусов.

Таким образом, результаты анализа позволяют нам сформулировать следующие рекомендации к оформлению цифровых учебных материалов для синхронного онлайн-урока:

1. Предпочтительно использовать сочетание черного текста на белом фоне с яркими иллюстрациями и применять шрифт без засечек размером не менее 16 пунктов для обеспечения хорошей читаемости.

2. Необходимо использовать различные модальности для передачи информации, избегать избыточных декоративных элементов и контента, не связанных с основным материалом. Подбор сочетания модальностей должен проходить в зависимости от образовательных целей.

3. Иллюстрации в презентации должны либо объяснять материал, либо привлекать внимание и стимулировать обсуждение. Также важна оценка качества иллюстраций по четкости и различимости деталей.

4. Для поддержания темпа урока подразумевается деление контента на логически завершённые фрагменты. Если материала слишком много, необходимо разделить его на несколько слайдов и повторить инструкцию на каждом из них.

5. Необходима проверка оформления учебного материала на соответствие задачам и содержанию обучения, наличие точных, легко считываемых из дизайна инструкций к выполнению. Регуляция степени мультимодальности контента также должна зависеть от целей обучения.

Одной из главных рекомендаций является методическая оправданность использования визуальных модусов в учебных материалах в зависимости от целей и задач конкретного урока или его этапов.

Нами были выполнены все поставленные задачи и определены аспекты рассмотрения цифрового учебного материала с позиции его оптимизации. Визуализация является мощным инструментом в обучении РКИ, способным значительно повысить эффективность усвоения материала. Вопросы организации визуальных материалов, применяемых на онлайн-занятиях, могут стать толчком к дальнейшему изучению визуальных стратегий в обучении РКИ и их адаптации под нужды современных обучающихся. Визуальное оформление средств обучения играет ключевую роль в обеспечении успешного и эффективного обучения РКИ в онлайн-формате, и его развитие должно быть одним из приоритетных в образовательной современной образовательной практике.

1. Ляшенко Т.В. Стратегии педагогической коммуникации на онлайн-уроке по РКИ: эмпирический анализ по материалам корпуса RuTOC. III Костомаровский форум. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2023: 372-375.

2. Родионова К.Е. Онлайн-уроки, которые нравятся студентам: количественное исследование факторов удовлетворенности синхронным онлайн-обучением. Русский язык за рубежом. 2023; № 5: 81-89.

3. Лебедева М.Ю., До У Формирование коммуникативной среды синхронного онлайн-урока по русскому языку в китайских группах. Русистика. 2023; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-sredy-sinhronnogo-onlayn-uroka-po-russkomu-yazyku-v-kitayskih-gruppah

4. Глотова А.В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Открытое образование. 2020; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-doska-kak-sredstvo-organizatsii-gruppovoy-raboty-studentov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze-v-usloviyah

5. Ныгметова Б.Д., Перескокова К.О., Камешева Ю.О., Акылбекова А.К., Алимова Ш.Ж. Организация интерактивного обучения на онлайн-уроках иностранного языка. МНИЖ. 2022; № 3-3 (117). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-interaktivnogo-obucheniya-na-onlayn-urokah-inostrannogo-yazyka

6. Алкснит Н.А. Коммуникация и вовлечённость на онлайн-уроке по РКИ: поиск решений на основе корпуса RuTOC. Преподаватель XXI век. 2023; № 3-1: 195-211.

7. Пашковская С.С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному. Русистика. 2021; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podstavit-plecho-a-ne-podnozhku-studentam-vo-vremya-onlayn-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

8. Лебедева М.Ю. Цифровая трансформация в обучении русскому языку: ожидания преподавателей. Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7: 1339-1343.

9. Лебедева М.Ю. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде. Русский язык за рубежом. 2020. № 2(279): 27-33.

10. Stickler U., Shi L. Eye movements of online Chinese learners. CALICO Journal. 2015; № 32 (1): 52-81.

11. Ширинкина Е.В. Дизайн образовательного контента: инструментарий визуализации. Эргодизайн. 2022; № 2 (20): 136-142.

12. Mayer RE. Cognitive Theory of Multimedia Learning. The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. Cambridge Handbooks in Psychology. Cambridge University Press, 2005: 31-48.

13. Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд. Перспективы науки и образования. 2020; № 4 (46). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-tsifrovyh-tekstov-mezhdistsiplinarnyy-vzglyad.

14. Кривенко О.Ф. Методический потенциал цифровых мультимодальных текстов в обучении РКИ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2023.

15. Алкснит Н.А. Пилотное исследование аспектов мультимодальной коммуникации на онлайн-уроках по РКИ методом айтрекинга. III Костомаровский форум. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2023: 49-53.

16. Hillesund T. Digital reading spaces: How expert readers handle books, the Web and electronic paper. 2010. Available at: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/ view/2762/2504

17. Sutcliffe A., Namoun A. Getting the message across: Visual attention, aesthetic design and what users remember. DIS '08: Proceedings of the 7th ACM conference on Designing interactive systems. 2008: 11-20.

18. Kimmons R. Color Theory in Experience Design. Learner and User Experience Research: An Introduction for the Field of Learning Design & Technology. 2020.

19. West D., Allman B., Hunsaker E., Kimmons R. Visual Aesthetics. Visuals in Learning Design. 2022. EdTech Books. Available at: https://edtechbooks.org/design/visual_aesthetics

20. Sung E., Mayer R.E. When graphics improve liking but not learning from online lessons. Computer in Human Behavior. 2012. 28: 1618-1625.

21. Алкснит Н.А. Анализ семиотической составляющей онлайн-занятия (в аспекте лингводидактики). Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителя-филолога: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции, посвященной 90-летию Воронежского государственного педагогического университета. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022: 483-487.

22. Алкснит Н.А. Феномен цифрового дидактического материала (на примере синхронного онлайн-обучения РКИ). Язык и культура в аспекте проблем языкового образования современной России: материалы Международного форума, посвящённого Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024: 381-385.

References

1. Lyashenko T.V. Strategii pedagogicheskoj kommunikacii na onlajn-uroke po RKI: 'empiricheskij analiz po materialam korpusa RuTOC. III Kostomarovskij forum. Slavyanskaya kul'tura: istoki, tradicii, vzaimodejstvie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2023: 372-375.

2. Rodionova K.E. Onlajn-uroki, kotorye nravyatsya studentam: kolichestvennoe issledovanie faktorov udovletvorennosti sinhronnym onlajn-obucheniem. Russkij yazyk za rubezhom. 2023; № 5: 81-89.

3. Lebedeva M.Yu., Do U. Formirovanie kommunikativnoj sredy sinhronnogo onlajn-uroka po russkomu yazyku v kitajskih gruppah. Rusistika. 2023; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-sredy-sinhronnogo-onlayn-uroka-po-russkomu-yazyku-v-kitayskih-gruppah

4. Glotova A.V. Onlajn-doska kak sredstvo organizacii gruppovoj raboty studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Otkrytoe obrazovanie. 2020; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-doska-kak-sredstvo-organizatsii-gruppovoy-raboty-studentov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze-v-usloviyah

5. Nygmetova B.D., Pereskokova K.O., Kamesheva Yu.O., Akylbekova A.K., Alimova Sh.Zh. Organizaciya interaktivnogo obucheniya na onlajn-urokah inostrannogo yazyka. MNIZh. 2022; № 3-3 (117). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-interaktivnogo-obucheniya-na-onlayn-urokah-inostrannogo-yazyka

6. Alksnit N.A. Kommunikaciya i vovlechennost' na onlajn-uroke po RKI: poisk reshenij na osnove korpusa RuTOC. Prepodavatel'XXI vek. 2023; № 3-1: 195-211.

7. Pashkovskaya S.S. Kak podstavit' plecho, a ne podnozhku studentam vo vremya onlajn-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Rusistika. 2021; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podstavit-plecho-a-ne-podnozhku-studentam-vo-vremya-onlayn-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

8. Lebedeva M.Yu. Cifrovaya transformaciya v obuchenii russkomu yazyku: ozhidaniya prepodavatelej. Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii. 2022. № 7: 1339-1343.

9. Lebedeva M.Yu. Sinhronnyj onlajn-urok po RKI kak osobaya forma obucheniya v cifrovoj srede. Russkij yazyk za rubezhom. 2020. № 2(279): 27-33.

10. Stickler U., Shi L. Eye movements of online Chinese learners. CALICO Journal. 2015; № 32 (1): 52-81.

11. Shirinkina E.V. Dizajn obrazovatel'nogo kontenta: instrumentarij vizualizacii. 'Ergodizajn. 2022; № 2 (20): 136-142.

12. Mayer RE. Cognitive Theory of Multimedia Learning. The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. Cambridge Handbooks in Psychology. Cambridge University Press, 2005: 31-48.

13. Lebedeva M.Yu., Veselovskaya T.S., Kupreschenko O.F. Osobennosti vospriyatiya i ponimaniya cifrovyh tekstov: mezhdisciplinarnyj vzglyad. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020; № 4 (46). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-tsifrovyh-tekstov-mezhdistsiplinarnyy-vzglyad.

14. Krivenko O.F. Metodicheskijpotencialcifrovyh mul'timodal'nyh tekstov v obucheniiRKI. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2023.

15. Alksnit N.A. Pilotnoe issledovanie aspektov mul'timodal'noj kommunikacii na onlajn-urokah po RKI metodom ajtrekinga. III Kostomarovskij forum. Slavyanskaya kul'tura: istoki, tradicii, vzaimodejstvie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2023: 49-53.

16. Hillesund T. Digital reading spaces: How expert readers handle books, the Web and electronic paper. 2010. Available at: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/ view/2762/2504

17. Sutcliffe A., Namoun A. Getting the message across: Visual attention, aesthetic design and what users remember. DIS '08: Proceedings of the 7th ACM conference on Designing interactive systems. 2008: 11-20.

18. Kimmons R. Color Theory in Experience Design. Learner and User Experience Research: An Introduction for the Field of Learning Design & Technology. 2020.

19. West D., Allman B., Hunsaker E., Kimmons R. Visual Aesthetics. Visuals in Learning Design. 2022. EdTech Books. Available at: https://edtechbooks.org/design/visual_aesthetics

20. Sung E., Mayer R.E. When graphics improve liking but not learning from online lessons. Computer in Human Behavior. 2012. 28: 1618-1625.

21. Alksnit N.A. Analiz semioticheskoj sostavlyayuschej onlajn-zanyatiya (v aspekte lingvodidaktiki). Sovremennaya yazykovaya situaciya i sovershenstvovanie podgotovki uchitelya-filologa: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2022: 483-487.

22. Alksnit N.A. Fenomen cifrovogo didakticheskogo materiala (na primere sinhronnogo onlajn-obucheniya RKI). Yazyk i kul'tura v aspekte problem yazykovogo obrazovaniya sovremennoj Rossii: materialy Mezhdunarodnogo foruma, posvyaschennogo Godu pedagoga i nastavnika i 200-letiyu so dnya rozhdeniya K.D. Ushinskogo. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2024: 381-385.

Статья поступила в редакцию 24.05.24

УДК 378.4

Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: onanyushenkova@fa.ru

ENHANCING SPEAKING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE: THE POWER OF AN ASYNCHRONOUS INTERACTIVE LEARNING SYSTEM. During foreign language learning, it is necessary to train all four core language skills: listening, speaking, reading, and writing. In speaking practice, it is crucial for learners to receive immediate feedback from their teachers. However, this requires teachers to be present simultaneously with learners to assist them in practicing. This limitation per-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.