КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Светлана Анатольевна Бычкова,
учитель истории и обществознания АНО «Школа «Премьер» Людмила Викторовна Радевич,
учитель русского языка и литературы АНО «Школа «Премьер» Елена Александровна Сурина,
учитель русского языка и литературы АНО «Школа «Премьер»
• критериальное оценивание • самооценивание
• рубрика для оценивания • синквейн
Чтобы реализовать себя в современном мире, выпускник средней школы должен обладать рядом компетенций, ключевыми из которых являются социальные умения и навыки. Решить эту задачу невозможно, относясь к ребёнку как к объекту обучения. Учитель должен уметь создавать такие педагогические ситуации, в которых учащийся не только приобретает знания, но и имеет возможность сам оценивать свою учебную ситуацию, то есть быть активным участником разработки собственной образовательной траектории. Именно поэтому школа сегодня вынуждена по-новому отнестись к системе оценивания знаний учащихся.
Основным подходом к оцениванию на протяжении многих лет был нормативный подход, когда достижения учащихся сравнивались с нормой, то есть показателями большинства учащихся, прошедших обучение. На практике нормативный подход чаще всего осуществляется как сравнение учащихся между собой. Такой подход к оцениванию лишает учащегося возможности занять активную позицию в ситуации оценивания и, как следствие, снижает учебную мотивацию в целом.
В школе «Премьер» для учащихся с 5-го по 9-й класс введён в практику критериальный подход к оцениванию знаний,когда достижения учащихся сравниваются не с нормой, а с эталоном, определяемым не результатами обучения, а учебными целями.
• суммативное и формативное оценивание
Характерной чертой критериального оценивания является то, что процесс оценивания осуществляется в ситуации «общественного договора», то есть критерии оценивания по каждой работе известны заранее, поняты и приняты всеми участниками учебного процесса: учителем, учеником, родителями.
Использование критериального подхода к оцениванию позволяет привлекать к этому процессу самого ученика, то есть побуждать его к самооцениванию, которое является важнейшим компонентом образовательного процесса, поскольку рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя.
Составляя каждую работу, предлагаемую учащимся для промежуточного или итогового оценивания по теме, учитель чётко определяет, достижение каких именно учебных целей он собирается оценивать. А ученик, выполняя работу, должен понимать, какие новые знания он приобрёл в процессе работы над темой.
При критериальном оценивании учителя нашей школы используют оценочные листы (рубрики).
Рубрика — это механизм определения оценочных баллов, описывающий разные аспекты и уровни достижений при выполнении заданий. Если рубрика хорошо составлена,
формулировки ясные и чёткие, понятные ученикам и родителям, то это позволяет активно включать их в процесс оценивания, переходя постепенно к самооцениванию. Кроме этого, использование рубрик позволяет проводить мониторинг знаний учащихся.
В рубриках оценивания работ содержание каждого критерия разъясняется с помощью аспектов (что входит в содержание критерия в данной работе). Рубрика также содержит описание максимального уровня достижений по каждому из аспектов каждого критерия.
В соответствии со спецификой предмета и различными видами работ учителями нашей школы разработан пакет рубрик для каждой контрольной (суммативной) работы по предмету.
Русский язык
Критерии, выработанные учителями русского языка и литературы, действительно помогают оценить деятельность учащихся 5-9-х классов.
Во-первых, обратимся к терминам.
Условные обозначения (А, В, С, D, Е), специальная терминология, систематизация являются неотъемлемой частью всего критериального оценивания. Что же нужно оценивать?
1. Письменные работы, которые традиционно принято называть контрольными, итоговыми (например, диктант, сочинение по картине, изложение и так далее), то есть те, что выставляются в колонку в журнале. Их называют тематическими. Такие работы помогают определить уровень сформиро-ванности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметка за тематическую работу выставляется по критериям.
В течение триместра проводится не менее трёх тематических работ, выполнение которых обязательно для всех учащихся.
Задача учителя — составить тематическую работу так, чтобы задействовать максимальное количество критериев. Материалы, отражающие формат, критерии оценива-
ния, и программа тематической работы должны быть предоставлены учащимся в начале изучения темы.
2. Устные ответы, работа у доски, индивидуальные задания, не возведённые в разряд контрольных, называются формативными и не учитываются при выставлении отметок за тематические работы и итоговых отметок. Единственное исключение — это спорные отметки, которые выставляются в пользу ученика при наличии у него более высоких формативных отметок, чем тематических. Количество формативных отметок не регламентируется. Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний/навыков в процессе повседневной работы в классе. Оно осуществляется в различных формах и позволяет ученику (самостоятельно или с помощью учителя) скорректировать свою работу и устранить пробелы и недочёты до проведения тематической работы.
3. Триместровая отметка выставляется на основании отметок, полученных учеником по критериям в течение учебного периода. Итоговые отметки по критериям суммируются и переводятся в финальную триместровую отметку на основании разработанной шкалы.
4. Годовая отметка выставляется уже на основании отметок, полученных по критериям в течение всего учебного года. Необходимо помнить, что ученик должен иметь не менее двух отметок по каждому из критериев.
Во-вторых, критерии, условно обозначенные как А, В, С, D, Е, были выделены на основании теоретических и практических навыков и умений, которые учащиеся должны освоить и продемонстрировать в своих работах.
Имея практическую направленность, русский язык как предмет должен дать школьникам возможность:
• правильно произносить слова;
• грамотно, без языковых ошибок строить предложения и тексты
• пользоваться словарями и справочной литературой;
• и главное (это одно из основных требований Министерства образования России) —
сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Эти цели изучения русского языка как учебного предмета, легли в основу принятых в нашей школе критериев оценивания работ учащихся. Теперь уже исторически сложившиеся критерии распределились следующим образом.
1. Знания о системе языка — критерий А. Задания данного критерия выявляют уровень знания теории языка, умения производить разные виды разбора слов и предложений.
2. Практическая орфографическая и пунктуационная грамотность — критерий В. Он подразумевает написание всевозможных диктантов, демонстрирующих уровень грамотности ученика (при оценивании учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок).
3. Содержание — критерий С. Этот критерий применяется при проверке сочинений, изложений, различных планов и описаний картин. Он выявляет уровень понимания образности, эмоциональности, авторской позиции и способов её выражения.
4. Организация текста — критерий D. Виды заданий, определяемых этим критерием: расставить предложения по порядку, выделить абзацы, записать вывод, подобрать аргументы и т.д. Этим же критерием определяется уровень успешности использования учеником цитат и сносок, чёткость, организованность и связность ученической работы, убедительность аргументов.
5. Стиль и использование языка — критерий Е. В рамки этого критерия входят такие виды заданий, как определение стиля речи, написание сочинения, изложения, поиск речевых ошибок и т.д. Здесь можно выявить уровень достижений ученика в умении использовать стиль, лексический запас школьника, умение избегать речевых ошибок и недочётов.
Использование системы критериального оценивания существенно облегчает подготовку школьников к ЕГЭ и олимпиадам различного уровня, ориентированным в последнее время на проверку по принципу со-
гласованного подхода к выявлению уровня знаний и умений.
Учителю необходимо составить план тематических работ на год по триместрам с указанием критериев. Поскольку это план открытого типа, о его существовании должны знать ученики и родители, лучше всего сделать его достоянием общественности в кабинете русского языка или в дневниках учащихся.
Далее можно ознакомиться с «Типологией заданий для критериального оценивания по русскому языку и литературе», чтобы систематизировать задания и критерии.
Если с изложениями и диктантами составление рубрик достаточно просто, то определение критериев выставления отметок
Таблица 1
Типология заданий для критериального оценивания по русскому языку
Критерии Задания
А. Знание о системе языка и речи Разобрать по составу... Найти слова. записать слова. Выделить морфему. Сделать разбор. Определить признаки. Составить предложение. таблицу. схему. Подобрать примеры.
. Практическая орфографическая и пунктуационная грамотность Списать слова. текст. Подобрать проверочные слова. Сгруппировать слова. предложения. Вставить пропущенные буквы. знаки. Изменить по образцу. Написать сочинение. изложение. Объяснить правописание. Найти орфограмму. пунктограмму.
С. Содержание Озаглавить текст. Определить основную мысль высказывания. текста. Написать изложение. сочинение. Составить план. предложение. Подобрать ключевые слова. примеры. Описать картину.
D. Организация текста Расставить предложения по порядку. Установить границы предложений. Выделить абзацы. Записать вывод. Придумать вступление. заключение. Подобрать аргументы. иллюстрации. Написать сочинение-описание. повествование рассуждение.
Е. Стиль и использование языка Найти речевые ошибки. Написать сочинение. изложение. Подобрать синонимы. антонимы. Определить стиль речи. стилистическую функцию. стилистическую окраску. Сопоставить языковые средства. черновые и беловые варианты.
за сочинение по картине или сочинение-описание может вызвать поначалу растерянность: что считать приоритетным? Понятны ли учащимся формулировки? Возможно ли при написании сочинения по картине думать о критериях? Учителя нашей школы разработали удобные, запоминающиеся таблицы с крите-
риями оценивания по всем видам тематических работ. В качестве примера рассмотрим таблицы оценивания, которые необходимо изучать вместе с учащимися, и тогда выставление отметки станет не обязанностью, а совместной деловой игрой.
Рубрика для оценивания сочинения-рассказа по картине, 5-7-й класс
(максимальное количество баллов — 22)
Критерий (максимальный балл) Умения Баллы
С. Содержание (8) Умение составить рассказ (описание), исходя из авторского замысла 2 1 0 Работа является собственным размышлением, дана личностная оценка 2 1 0 Умение отражать существенные явления, изображённые на картине, понимать её своеобразие 2 1 0 Умение передать особенности колорита картины 2 1 0
D. Организация текста (8) Композиция работы отличается чёткостью: есть деление на части, они соразмерны, логически завершены 2 1 0 Умение передать особенности авторского замысла в композиции работы 2 1 0 Деление на абзацы соответствует микротемам, есть переход от одной части к другой 2 1 0 Структура работы продумана и логична 2 1 0
Е. Стиль и использование языка (6) Умение избегать речевых ошибок 2 1 0 Умение использовать средства художественной выразительности языка 2 1 0 Умение достигать стилевого единства и выразительности текста 2 1 0
Сумма всех баллов
Отметка
Литература
В зависимости от того, какой вид контрольной работы предполагается провести на уроке, учитель использует рубрики, содержащие один или несколько критериев, необходимых для проверки знаний учащихся. Рассмотрим использование рубрик на уроках проверки выразительного чтения наизусть. Для этого вида контроля целесообразно использование двух критериев оценивания: С и Е. Именно эти критерии позволяют оценить способность школьников продемонстрировать осознание значения и функции русского языка как основного средства общения и выражения своих мыслей по разным вопросам, а также использовать язык в различных целях.
Критерий С (Содержание) отражает соответствие прочитанного стихотворения авторскому тексту и орфоэпическую грамотность ученика. Критерий Е(Стиль и использование языка) демонстрирует умение учащегося соблюдать интонацию, соответствующую теме и жанру произведения, выделять ключевые слова с помощью логических пауз, показывает способность донести мысль автора и свою концепцию стихотворения до слушателя, читать выразительно, эмоционально.
Для оценивания выразительного чтения наизусть мы используем следующую рубрику:
.................................................................................................................................................ЖИШЩ.......ШШШЬ......ИИ
Рубрика для оценивания выразительного чтения наизусть
(максимальное количество баллов — 14)
Критерий Аспекты Баллы
С. Содержание (8 баллов) Соответствие авторскому тексту Орфоэпическая грамотность 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0
Е. Стиль и использование языка (6 баллов) Соответствие интонации теме и жанру произведения 2 1 0 Выделение ключевых слов посредством логических пауз 2 1 0 Речь выразительна, эмоциональна 2 1 0
Сумма всех баллов
Отметка
Поскольку важным условием критериального оценивания является то, что дети должны быть ознакомлены с рубрикой оценивания заранее, перед началом работы над стихотворением учащиеся изучают её и обсуждают с учителем критерии, по которым будет оцениваться чтение. Приступая к работе, ученики чётко представляют себе требования к выразительному чтению наизусть, знают, какому количеству баллов будет соответствовать тот или иной уровень выполнения задания.
На уроках контроля выразительного чтения наизусть каждый ученик имеет перед собой рубрику с критериями оценивания. После чтения стихотворения производится оценивание. Это может быть сделано разными способами:
1. Оценивание производит учитель: комментирует ответ ученика, ссылаясь при этом на тот или иной аспект критериев, и выставляет соответствующие баллы. Наличие кри-
териев позволяет избежать субъективизма учителя при выставлении отметки.
2. В процесс оценивания вовлекаются все учащиеся класса. После ответа одного ученика остальные дети могут, опираясь на рубрику, сделать свои замечания и выставить баллы за чтение. Такой вид оценивания позволяет учащимся извлекать опыт из работы товарища, учитывая его недочёты и отмечая успехи, а затем использовать этот опыт во время своего ответа.
3. Наконец, используя рубрику, ученик может оценить свою работу сам, что позволяет ему определить свой уровень достижения и определить свою отметку. При этом работа каждого учащегося сравнивается непосредственно не с работами других детей, а с требованиями критериев.
Критерии С и Е можно использовать на уроках литературы при оценивании других видов контрольных работ, например, пересказа. В этом случае рубрика выглядит так:
Критерий Аспекты Баллы
С. Содержание (8 баллов) Соответствие теме, замыслу, основной мысли автора текста 2 1 0 Отражены существенные события, факты авторского текста 2 1 0 Композиция ответа передаёт структуру авторского текста 2 1 0 Переданы основные художественные особенности авторского текста 2 1 0
Е. Стиль и использование языка (6 баллов) Работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления 2 1 0 Умение демонстрировать разнообразие грамматического строя 2 1 0 Речь выразительна, эмоциональна 2 1 0
Сумма всех баллов
Отметка
Рубрика для оценивания пересказа
(максимальное количество баллов — 14)
Работу по проверке выразительного чтения наизусть можно совместить с элементами анализа стихотворения. В этом случае в рубрике, кроме критериев С и Е, появится критерий А (Знания о системе языка и речи). Этот критерий отражает знание
литературных понятий и терминов, умение самостоятельно приводить необходимые примеры, а также умение определять ритм, рифму и размер стихотворения. В этом случае рубрика оценивания выглядит так:
Рубрика для оценивания выразительного чтения наизусть с элементами анализа в 6-м классе
(максимальное количество баллов — 22)
Критерий Аспекты Баллы
А. Знания о системе языка и речи (8 баллов) Умение правильно дать определение литературных понятий 2 1 0 Владение терминологией 2 1 0 Умение самостоятельно приводить необходимые примеры 2 1 0 Умение правильно определять ритм, рифму и размер стиха 2 1 0
С. Содержание (8 баллов) Соответствие авторскому тексту 4 3 2 1 0 Орфоэпическая грамотность 4 3 2 1 0
Е. Стиль и использование языка (6 баллов) Соответствие интонации теме и жанру произведения 2 1 0 Выделение ключевых слов посредством логических пауз 2 1 0 Речь выразительна, эмоциональна 2 1 0
Сумма всех баллов
Отметка
Приведённые выше рубрики предназначены для контроля знаний учащихся 6-го класса, но их можно использовать для данного вида контроля в любом классе. Однако необходимо учитывать то, что в более старших классах в рубрике А будет больше аспектов, и содержание их усложнится.
Для определения отметки за выполненное задание используется таблица перевода суммы баллов по критериям в отметку. В школе «Премьер» принята пятибалльная система оценивания знаний учащихся, что учтено в приведённой ниже таблице перевода суммы баллов в отметки для рубрик с максимальным количеством баллов — 14 и 22. Однако критериальное оценивание может быть легко адаптировано под любую шкалу оценивания.
Таким образом, критериальный подход к оцениванию знаний учащихся позволяет избежать конфликтных ситуаций при оценивании, делая «прозрачным» процесс выставления отметок. Участвуя в собственном оценивании, дети видят сильные и слабые стороны
своего ответа и понимают, над чем нужно работать, чтобы добиться лучшей отметки.
История
Критериальный подход оценивания знаний учащихся на уроках истории и обществоз-нания имеет смысл использовать не только при проведении проверочных работ, но и при объяснении нового материала.
Это, с одной стороны, удобно для реализации планов учителя, с другой — приучает учащихся к работе с информацией через чётко заданные критерии в соответствии с требованиями ЕГЭ и рамках ФГОС нового поколения.
Несомненно, что работа с информацией с учётом критериального оценивания даёт возможность создать более деловую и мотивированную обстановку на уроке, чем обычно. Уже на начальной стадии стимулирующего введения учащиеся могут самостоятельно формулировать не только цель урока и способы её достижения, но и критерии, по которым возможно оценить предстоящую работу. В младших классах и классах со слабыми учащимися роль учителя при определении критериев должна быть более существенной.
Отметка Баллы (14) Баллы (22)
1 0-2 0-4
2 3-5 5-9
3 6-9 10-14
4 10-12 15-19
5 13-14 20-22
.................................................................................................................................................ЖИШЩ.......ШШШЬ......ИИ
На уроках истории и обществознания могут быть задействованы следующие критерии:
• критерий «А» — знание и понимание. Имеется в виду знание фактов, терминологии, дат, имён персонажей, с которыми связаны те или другие события, чтение исторической карты и т.д.;
• критерий «В» — анализ. Для большинства учащихся 5-6-х классов, пожалуй, самый сложный критерий, требующий не только объёмной памяти, но и достаточно развитых аналитических способностей, умения задавать к тексту простые и сложные вопросы;
• критерий «С» — преобразование. Преобразование текста в таблицу, схему, кластер; составление к тексту простого или развёрнутого плана, на стадии закрепления и повторения составление синквейна, написание эссе и т.д.;
• критерий — презентация. Не менее сложная работа, цель которой — предъявление наработанного материала ярко, грамотно, с точки зрения предмета и русского языка.
В начале изучения новой темы при формулировании цели урока и плана вместе с учащимися определяются и критерии, по которым будет оценена их работа.
Например: разбор новой темы начинается с выяснения хронологии событий, о которых пойдёт речь, со знакомства с новыми терминами и персонажами. При необходимости прояснения исторического места событий можем воспользоваться атласом, а также настенной картой и найти необходимое. Все эти действия оцениваются через критерий «А». И учащиеся, в основном, точно соотносят свои действия с описаниями критерия.
Вопросы — что, зачем, почему, для чего, какие последствия имело то или иное событие и прочие — описываются критерием «В». Такие логические матапредметные умения как анализ причинно-следственных связей, установление пространственных, временных, функциональных связей, отношений, последствий, обобщение, классификация фактов учащиеся привыкают относить именно к этому критерию. Под описание данного критерия подходит и анализ исторической карты. Здесь имеется в виду умение с помощью карты делать выводы об экономическом и политическом уровне развития стра-
ны, социальных и культурных отношениях, важных политических событиях. При устных ответах учащиеся понимают, что данный критерий стоит «дороже» вопросов, подпадающих под описание критерия «А».
Благодаря такому подходу, как правило, не возникает разногласий при выставлении более высокой отметки за вопросы, оцениваемые по критерию «В», чем за вопросы, оцениваемые по критерию «А».
Под описание критерия «С» подпадают такие действия, как преобразование текста в таблицу, схему, график, кластер, построение синквейна, написание эссе. Эти действия требуют серьёзнейшей работы с текстом, максимально точного понимания смысла текста. Работа сложная и исключительно полезная, так как приучает учащихся отбирать нужную, содержательную, информацию, систематизировать её, выстраивать в определённой логике. В этот же блок входит и составление простых и сложных планов к тексту. С 6-го класса уже можно начинать отрабатывать навык составления плана устного и письменного ответа. Это позволит сделать ещё больший акцент на самоконцентрации при анализе текста. Подобные «игры» с текстом можно использовать как при разборе темы, вместе с учителем, так и в качестве закрепления, самостоятельно.
И, наконец, критерий — презентация. Предполагается отработка навыка постановки цели и определения задач для подготовки презентации, правильный, грамотный отбор материала для решения каждой задачи. Умение презентовать свою работу развивает, в том числе, коммуникативные навыки учащихся. Проблемы с реализацией задач в рамках критерия <Ю» (если они возникают) делают понятным для ребёнка и родителей рекомендацию обратиться к школьному психологу, совет принимать участие в школьной самодеятельности и т.п.
При работе с новой темой, построенной таким образом, учащимся становится понятнее, какие навыки у них отработаны лучше, какие хуже. В сознании учеников чётче фиксируются и отражаются различные этапы урока.
При подготовке к контрольной работе и её проведении акцент делается на том, в рам-
ках каких критериев будет оцениваться работа, что способствует прозрачности будущей отметки.
И опять-таки, и для учащегося и для учителя становится более ясным, что же получается более грамотно: аналитика, преобразование текста или запоминание.
Хочу предложить вниманию читателей вопрос из контрольной работы 7-го класса; сценарный план 2-х уроков; синквейн как технологию, которая хорошо работает при подведении итога разбора нового материала и является хорошей иллюстрацией оценивания работы ученика в рамках критерия «В».
Учащиеся определили, что ответ на этот вопрос должен оцениваться по трём критериям. «А» — знание фактического материала; «В» — анализ тактики, применявшейся испанцами и португальцами при завоевании колоний и приведшей к определённым результатам; «С» — ответ на этот вопрос может быть представлен в виде самостоятельно выполненной таблицы.
Сценарные планы уроков.
Сценарный план сдвоенного урока по истории Средних веков (6-й класс).
Тема урока: Повторение пройденного (выполняется в проектной технологии).
При подготовке к контрольной работе учащимся называются номера параграфов, материал которых войдёт в контрольную работу, тематические блоки, из которых будет состоять работа. Критерии же и количество баллов по критериям определяют сами ученики.
Например, контрольная работа по курсу Новой истории в 7-м классе по теме: «Новая Европа. Рождение капитализма».
Конкретный вопрос: «Что общего и в чём разница в устройстве португальской и испанской колониальных империй?»
Характер проектной работы: исследовательский; парный; краткосрочный; монопредметный.
Цели:
• повторение пройденного материала;
• подготовка к изучению курса истории России;
• отработка навыков коллективной деятельности;
• отработка навыков самоанализа;
• отработка навыков критического мышления.
I Этап — подготовительный.
Мотивация Повторение необходимо для того, чтобы успешно завершить курс истории Средних веков
Темы для работы в группах Общее и различное в формировании западноевропейских государств. Двойственная роль католической церкви в средневековой европейской истории. Особенности европейской и арабской культуры
Проблемы Уяснить для себя основные проблемы курса: — изменения государств во времени; — проследить плотную связь между развитием культуры и развитием экономики и политики; — исследовать важность идеологии для развития обществ, государств
Цели Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению курса истории России
Совместное определение критериев при оценивании (са-мооценива-нии) проделанной работы Вопрос 1 критерий «А» — предполагается знание фактологии; критерий «В» — выяснение общего и различного в формировании западноевропейских государств предполагает анализ и систематизацию определённых событий; критерий «С» — информацию, которую получают дети в результате своей работы, можно представить в виде сплошного текста или в виде таблицы, кластера. Последний вариант поощряется дополнительными баллами. Так же расписываются вопросы 2 и 3. Критерий <Ю» проявляется на IV этапе, во время презентации. Дескрипторы критерия <Ю» для этой работы определялись учащимися. Выглядели они следующим образом: — логичное изложение материала; — серьёзность во время презентации; — корректное использование мимики и жестикуляции; — умеренная эмоциональность; — способность ответить на уточняющие вопросы по своему фрагменту
.................................................................................................................................................жшчщ.......шшшь......ни
II Этап — планирование и организация деятельности учащихся.
1. Организация групп и распределение тем.
2. Организация работы с материалом.
3. Распределение ролей в группах.
III Этап — исследовательский.
IV Этап — презентация работы по группам.
Сценарный план урока истории в 5-м классе
Тема урока: «Финикия». Цель урока: зачётная первая часть урока, смысл которой в том, чтобы проверить сформированность навыка самостоятельного анализа учебно-исторической карты, иллюстраций.
Задача урока: самостоятельный разбор новой темы с опорой на карту и иллюстрации. Учебное оборудование: атлас по истории Древнего мира, карта в учебнике, параграф № 17.
Содержание урока
Вводная часть. Актуализация мысли о том, какую разнообразную и объёмную информацию можно получить, анализируя карту и иллюстрации (критерий «В», «С»). Основная часть:
1. Формирование понимания особенностей геоположения Финикии (критерий «В»).
2. Формирование понимания обусловленности занятий населения географическим положением страны (критерий «В»).
3. Составление простого плана по пп.3,4. Критерий «С».
Заключительная часть. Ответы на вопросы на странице 89. Итог.
Доказать, что окружающая (природная) среда оказывает решающее влияние на образ жизни, род занятий людей. Домашнее задание — параграф 17. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Какие открытия сделали финикийцы?».
Синквейн
Алгоритм написания:
1-я строка — тема синквейна заявляется существительным;
2-я с помощью 2-3 прилагательных или причастий описывается предмет;
3-я — двумя-тремя глаголами даётся характеристика действий предмета;
4-я — с помощью четырёх-пяти слов автор выражает своё отношение к предмету;
5-я — одно слово, синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы или предмета. Пример синквейна, написанный шестиклассницей и характеризующий значение монголо-татарского ига на Руси: Иго
Разрушительное, могучее Захватывает, убивает, разоряет Лучше бы его не было Монголы.
Именно данная работа была оценена только словесно, учитывая первый опыт ученицы. По мере освоения данной технологии, дети пользуются ею всё более и более уверенно. И мои ученики, и я считаем, что синквейн вполне может быть оценен по двум критериям: «В», «С». Так как эта форма демонстрирует не только умение отобрать наиболее важную, даже порой, жёсткую характеристику и оценку события, факта, персонажа (критерий В), но и необходимость выдержать жёсткую форму, в которой может быть представлена информация, а это уже критерий «С».
В завершение хочу подчеркнуть следующее: многие, наверняка, уже обратили внимание на то, что применение критериального оценивания совершенно замечательным образом коррелирует с построением тестов ЕГЭ.
Первая часть экзаменационного теста по истории и обществознанию в формате ЕГЭ включает в себя критерии «А» и «В», т.е. знание и понимание фактологии, а также логические действия с информацией: сравнение, соотнесение, группирование и т.д.
Вторая часть — это работа с текстом, требующая знания и понимания смысла предложенного выпускнику текста, ответы на дробные вопросы по тексту, приведение примеров, иллюстрирующих какой-либо вопрос, составление развёрнутого плана, написание эссе по избранному выпускником афоризму. Все эти виды работ оцениваются в рамках критериев «А», «В», «С».
Вот и получается, что, вводя в свою работу критериальное оценивание, мы не только помогаем ребёнку превратить свою достаточно хаотичную интеллектуальную деятельность в нечто более организованное, но и приучаем его не пугаться «страшного» ЕГЭ. Тестирование в формате ЕГЭ становится более привычным, а значит, менее страшным. □