М.И. Гаврилова психолого-педагогическое
КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ... направление
УДК 372.881.1
КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМНОСТИ ЗНАНИЯ У БАКАЛАВРОВ
ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
© 2014
М.И. Гаврилова, аспирант
Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Статья посвящена диагностики качества образования в условиях проведения структурно-содержательных реформ образовательной системы, благодаря системе тестирования.
Ключевые слова: образовательная система, модель, системная технологичность, квалитативная диагностич-ность, критериально-ориентированные тесты, субтесты.
На фоне совершающейся технологической революции в области подготовки бакалавров пищевых производств и со сменой образовательной парадигмы, система образования Российской Федерации в связи с концепцией модернизацией находится в состоянии изменения на период до 2013 года. Высшие технические заведения пищевой индустрии в условиях модернизации и научно-технического прогресса, связываются с необходимостью качественной подготовки бакалавров этой отрасли. Устаревания технических знаний, обуславливающихся технологической революцией, требующего беспрерывного обновления курсов высшей технической школы, в связи с модернизацией подготовки бакалавров пищевых производств. Этот этап характеризуется направленностью изменения отечественного образования, которое определяется Болонским соглашением, определившим ключевые понятия, объединенные с компетентностью в контексте модернизации образования РФ и переходом к компетентностной модели бакалавра пищевой промышленности. Переход компетентностного подхода в российском образовании обозначает смену парадигмы основании теории и практики образования. Целью такого подхода является профессиональная подготовка, которая формирует профессиональную компетентность и рассматривается в работах И.А. Зимней, Л. А. Гребнева, Н. В. Кузьминой, Т. Д. Макаровой, Дж. Равена, Н. А. Селезневой, Г. Хутмахера, Ю. Г. Татура, и другими учеными которые отметили направления изменения образования. На сегодняшний день исследования компетент-ностного подхода в образовании, является актуальным и было бы нецелесообразно соблюдать указания страны - инициатора Болонского процесс. Такие страны имеют хорошо развитую рыночную экономику, им характерен компетентностный подход в образовании, который выходит из академического строя внутри образовательной сферы, диктующийся профессиональной сферы этой страны. Органичное использование компетентностно-го подхода в образовательной сфере этой страны ведет к решению проблемы обеспечивающей качественную подготовку наших бакалавров пищевых производств и требует анализировать ситуацию с разных точек зрения.
Применения компетентностного подхода для решения задачи, связанных с оценкой качества российского образования, а так же формирования модели с исходными данными. Формирование такой модели рассматривались в трудах ученых В. И. Михеевым, Ю. Г. Татуром, В. Л. Шаповаловым и т.д., а так же качественная оценка и обеспечение российского образования обсуждалось Г. А. Бордовским, В. А. Адольфом, Ю. И. Здановичем, Л. О.Прокопчуком, А. И. Субетто и т.д. Такие параметры модели, как критерии качества образования определяются и применяются в государственном профессиональном стандарте, отображают требования министерства образования Российской Федерации и квалификационного технического справочника, а также требования предприятий пищевой промышленности, инженеров которых готовит высшая техническая школа. На данный момент профессиональная сфера выступает, как заказчик на компетентного выпускника.
На сегодняшний день наиболее актуальным стано-
вится диагностика качества образования в условиях проведения структурных и содержательных реформ образовательной системы - система тестирования. Аргументировано, что важным показателем качества знаний является системность. Высшие учебные заведения по подготовки бакалавров в области пищевых производств в дидактике рассматривают разнообразные аспекты формирования системных знаний бакалавров. Проанализировав педагогические диагностики, по проблемам системности знаний бакалавров, показывает, что концепция и признаки системности знаний дополняют в условиях технологического подхода к обучению.
Сформированность системы для подготовки бакалавров в области пищевых производств осуществляется интегративными курсами, которые разработаны в мировой и отечественной практике в педагогике. В условиях технологического, компетентностного подхода к процессу обучения мы предлагаем использовать концептуальной модели формирования системных знаний студентов, которые учитывают цели и содержания образования. Наша модель обученности предусматривает педагогический мониторинг (рис.1). модель состоит из восеми блоков, которые влияют на формирование системности знаний бакалавров.
Такой подход определяет формирования системных знаний, которые отражают:
- адекватную научную теорию;
- содержат в своем составе внутри - и межпредметные связи;
-обладают «системной технологичностью» и «квалитативной диагностичностью».
Под системной технологичностью понимают реализацию таксономического метода формирования системных знаний на основании «Классификатора знаний и способностей» П. Блума и фасетого метода уровней сформированности системности знаний бакалавров. Под квалитативной диагностичностью понимают использование оценки системности знаний, полученных из разных форм тестовых заданий, педагогического мониторинга и их формирования с последующим редактированием системы обучения.
Компетентностный, технологический подход является актуальным, так как позволяет объективно конкретизировать содержательную и процессуальную стороны, организации диагностирования системности знаний бакалавров. Текущий контроль учебного процесса осуществляется технологичностью и диагностичностью системных знаний, их результатами и критериями системности знаний.
В настоящее время в высших учебных заведениях по подготовки специалистов в области пищевых производств, используются педагогические измерения системности знаний бакалавров с использованием метода групповых экспертных оценок. Осуществляющихся посредством критериально-ориентированных тестов, позволяющих оценить степень сформированности системных знаний при изучении интегративных учебных дисциплин, таких как «Органолептическая оценка пищевых продуктов». Также в процессе подготовки бакалавра развивается и формируется профессиональная
психолого-педагогическое направление
М.И. Гаврилова
КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
готовность. В числе первых факторов, влияющих на ее формирование, следует отметить широкую гуманитарную, техническую, технологическую, экономическую и политическую эрудицию, позволяющую чувствовать себя уверенно в любой актуальной практической деятельности.
Рисунок. 1. - Алгоритм формирования системности знаний студентов
Совершенно очевидно, что профессиональная готовность и наличие потенциальной предрасположенности к профессии сами по себе не являются гарантией эффективной практической деятельности. Для того чтобы человек реализовал свой врожденный и приобретенный в учебном заведении потенциал, необходимы психологическая готовность и личная убежденность, которые, в свою очередь, связаны прежде всего с направленностью личности, ее мотивацией. Кроме того, поскольку знания все время устаревают и обогащаются, меняются повседневные требования, для психологической готовности к деятельности нужны такие характеристики, как мобильность, инновационность, быстрая адаптивность и постоянная готовность к развитию. Все это и является признаками сформированной познавательной самостоятельности личности. Данные качества являются эффективно действующим механизмом профессионально-личностного становления будущего бакалавра пищевых производств в условиях специально организованной образовательной среды профессионально-личностной подготовки. Работа по формированию познавательной самостоятельности велась на основе курсов «технология пищевых производств» и «технологическое оборудование пищевой промышленности». Выбор определяется характеристиками, отражающими значимость данных курсов в структуре образовательной программы подготовки бакалавров пищевых производств. Будучи интегрированными в образовательный процесс, эти курсы являются тем важным базисом, качественные изменения в котором задают ориентиры и ключевые шаги преобразования всей модели бакалавра пищевых производств. В частности, изучалась образовательная программа студентов «Органолептическая оценка пищевых продуктов», это программа является специалитетом в настоящее время, так как применяемые методики и педагогические средства, проводимые диагностирующие тесты общепрофессиональной подготовки студентов специальности «Пищевая инженерия малых предприятий»; анализированная аудиторная и внеаудиторная активность студентов; оценивание уровня профессиональ-
ной и учебной мотивации. Тесты состоят из гомогенных субтестов по отдельным дисциплинам, входящим в ин-тегративный курс. Что бы провести диагностику системности знаний в тестах, используются задания, которые проверяют методологические знания и знания структурных связей между элементами системы. Такие тесты относят к третьему уровню сложности, так как они соответствуют формированию системных знаний на сложных уровнях. Основные этапы разработанной системы междисциплинарного теста для диагностики системности знаний:
1. Формирования цели тестирования.
2. Составления учебного тезауруса по спецдисциплинам, входящим в интегративный курс.
3. Отбор диагностируемого материала методом групповых экспертных оценок.
4. Проектирования структурно-содержательных тестов и планов субтестов, включенных в них.
5. Разработка тестовых заданий разных уровней сложности согласно модели специализированного интегрированного теста и его структурно-содержательной областью диагностики.
6. Анализ и экспертиза тестовых заданий.
7. Установка экспертами критериальных баллов разного уровня сложности.
8. Проведение тестирования и обработка результатов.
9. Разбор тестовых заданий статистическо - математическим методом.
10. Обобщение результата тестирования.
Предлагаемая система разработки интегрированных
тестовых заданий по определению диагностики системности знаний, основанных на тезаурусном подходе с применением метода групповых экспертных оценок, позволяет проектировать модели и измерители системности знаний бакалавров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азгальдов, Э., Черный, А. Дескрипторный словарь по информатике. / Э. Азгальдов, А. Черный/— М. : ВИНИТИ, 1991.
2. Волкова, В.Н., Денисов, А.А. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А Денисов/ СПб, Издательство СПбГТУ 1997.
3. Гаврилова, Т.А. Онтологический инжиниринг (Tutorial). XI-th International Conference "Knowledge. Dialog. Solution.", Varna, Bulgaria, /Т.А. Гаврилова/ 2005.
4. Гаврилова, Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем // Ж. «Новости искусственного интеллекта»/Т.А. Гаврилова/ 2003, №2.
5. Гаврилова, Т.А., Хорошевский, В. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник.- СПб, Изд-во «Питер» / Т.А.Гаврилова, В.Хорошевский/ 2001.
6. Галактионов, В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия "Директор ИС". /В. Галактионов/ - 2002. - N5.
7. Горб, В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения/ В.Г. Горб// Стандарты и мониторинг. - 2004. - №2. - С. 22-31.
8. Горб, В.Г. Педагогическая информация в вузе/ В.Г. Горб// Высшее образование в России. - 2003. - №2. - С. 152-154.
9. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. -М.: Изд-во Московского психологического социального института; Воронеж: Изд-во «МОДЭН», 2002. - 147 с.
10. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Гос. Комитет Р.Ф. по Высшему образованию. - М.: 2001.
11. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государствен-
М.И. Гаврилова
КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..
психолого-педагогическое направление
ного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 86-88.
12. Калянов, Г. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования // Автоматизация в промышленности./ Г. Калянов.- 2004. - №7. - 57.pdf
13. Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знаний студентов и качества обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-80.
14. Романишин И.М. Проблема качества стандартизированного теста формата внешнего независимого оце-
нивания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 219-223.
15. Эталонные модели организации деятельности в государственном секторе: [Текст] Отчет по НИР / рук. А. В. Клименко // ИПГМУ ВШЭ, Бизнес Инжиниринг Групп, 2006. — 326 с.
16. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 298-300.
CRITERION - ORIENTED TEACHING DIAGNOSTIC TESTS TO DETERMINE SYSTEM KNOWLEDGE HAVE BACHELORS FOOD PRODUCTION
© 2013
M.I. Gavrilova, aspirant
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: This paper is devoted to diagnosing the quality of education in the conditions of structural and substantive reforms of the education system, thanks to a system of testing.
Keywords: educational system, model, system adaptability, qualitative, diagnosticity, criterion-oriented tests, subtests.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ
© 2014
Е.Ю. Голохвастова, аспирант кафедры «Педагогика и методики преподавания» А.А. Коростелев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и методик преподавания
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Статья посвящена анализу выбора педагогических условий для экологического образования. Уточнено понятие педагогические условия. Обоснованы педагогические условия для эффективного формирования общих компетенций у студентов-экологов. Выделены взаимосвязанные группы педагогических условий, обеспечивающие рост уровня общих компетенций у студентов-экологов.
Ключевые слова: педагогические условия, общие компетенции студенты-экологи, компетентностный подход, экологическая культура, экспериментальная работа.
Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования связано с рядом педагогических условий.
В целях обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, необходимо уточнить, что понимать под таковыми в контексте заявленного исследования, так как в научной психолого-педагогической литературе можно встретить различные точки зрения толкования этого понятия .
Этимология понятия «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (в частности, формирование универсальной ключевой компетентности).
Л.А. Мирошниченко определяет понятие «условие» как обстоятельство, среду, обстановку, в которых существуют предметы, события, явления и которые обеспечивают последним их дальнейшее развитие и существование [1].
Эти формулировки понятия «условие», верные в целом, требуют педагогического осмысления. Методологические основы разработки педагогических условий нашли свое отражение в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского , Н.Ю. Посталюк и др.
Ю.К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся -успешно трудиться».
Педагогические условия, по определению В.Л. Муравьева, - это требования и рекомендации к органи-
зации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.
Согласно результатам исследований П.И. Пидкасистого, А.М. Столяренко, Ю.М. Корниенко и других ученых, педагогические условия выступают в качестве совокупности взаимосвязанных факторов.
Эти определения выглядят логично, однако они не отражают субъектной позиции педагога, позиции делателя. Эта позиция находит отражение в определении педагогических условий, где педагогические условия рассматриваются как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей .
Из рассуждений И.П. Подласого о дидактических причинах, факторах и условиях можно заключить, что под педагогическими условиями он понимает комплекс причин, т.е. то, как и какие факторы применяются в педагогическом взаимодействии. Под факторами же он понимает причины, влияющие на течение и результаты дидактического процесса .
Н.М. Борытко также предпринимает попытку развести понятия «фактор» и «условие». Он относит категорию «фактор» к более объективным обстоятельствам (их можно лишь прогнозировать), в то время как условия не отрицают возможности их конструирования [2]. Однако объективное обстоятельство можно не только прогнозировать, его можно учитывать. Так, если мы не учитываем фактор современного состояния общества и его требований к специалисту, как можем мы разрабатывать теоретические и практические аспекты его профессионального развития.
Любое явление детерминировано внешними и вну-