Научная статья на тему 'Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств'

Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / СИСТЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / КВАЛИТАТИВНАЯ ДИАГНОСТИЧНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ / СУБТЕСТЫ / EDUCATIONAL SYSTEM / MODEL / SYSTEM ADAPTABILITY / QUALITATIVE / DIAGNOSTICITY / CRITERION-ORIENTED TESTS / SUBTESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна

Статья посвящена диагностики качества образования в условиях проведения структурно-содержательных реформ образовательной системы, благодаря системе тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERION - ORIENTED TEACHING DIAGNOSTIC TESTS TO DETERMINE SYSTEM KNOWLEDGE HAVE BACHELORS FOOD PRODUCTION

This paper is devoted to diagnosing the quality of education in the conditions of structural and substantive reforms of the education system, thanks to a system of testing.

Текст научной работы на тему «Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств»

М.И. Гаврилова психолого-педагогическое

КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ... направление

УДК 372.881.1

КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМНОСТИ ЗНАНИЯ У БАКАЛАВРОВ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

© 2014

М.И. Гаврилова, аспирант

Тольяттинский Государственный Университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена диагностики качества образования в условиях проведения структурно-содержательных реформ образовательной системы, благодаря системе тестирования.

Ключевые слова: образовательная система, модель, системная технологичность, квалитативная диагностич-ность, критериально-ориентированные тесты, субтесты.

На фоне совершающейся технологической революции в области подготовки бакалавров пищевых производств и со сменой образовательной парадигмы, система образования Российской Федерации в связи с концепцией модернизацией находится в состоянии изменения на период до 2013 года. Высшие технические заведения пищевой индустрии в условиях модернизации и научно-технического прогресса, связываются с необходимостью качественной подготовки бакалавров этой отрасли. Устаревания технических знаний, обуславливающихся технологической революцией, требующего беспрерывного обновления курсов высшей технической школы, в связи с модернизацией подготовки бакалавров пищевых производств. Этот этап характеризуется направленностью изменения отечественного образования, которое определяется Болонским соглашением, определившим ключевые понятия, объединенные с компетентностью в контексте модернизации образования РФ и переходом к компетентностной модели бакалавра пищевой промышленности. Переход компетентностного подхода в российском образовании обозначает смену парадигмы основании теории и практики образования. Целью такого подхода является профессиональная подготовка, которая формирует профессиональную компетентность и рассматривается в работах И.А. Зимней, Л. А. Гребнева, Н. В. Кузьминой, Т. Д. Макаровой, Дж. Равена, Н. А. Селезневой, Г. Хутмахера, Ю. Г. Татура, и другими учеными которые отметили направления изменения образования. На сегодняшний день исследования компетент-ностного подхода в образовании, является актуальным и было бы нецелесообразно соблюдать указания страны - инициатора Болонского процесс. Такие страны имеют хорошо развитую рыночную экономику, им характерен компетентностный подход в образовании, который выходит из академического строя внутри образовательной сферы, диктующийся профессиональной сферы этой страны. Органичное использование компетентностно-го подхода в образовательной сфере этой страны ведет к решению проблемы обеспечивающей качественную подготовку наших бакалавров пищевых производств и требует анализировать ситуацию с разных точек зрения.

Применения компетентностного подхода для решения задачи, связанных с оценкой качества российского образования, а так же формирования модели с исходными данными. Формирование такой модели рассматривались в трудах ученых В. И. Михеевым, Ю. Г. Татуром, В. Л. Шаповаловым и т.д., а так же качественная оценка и обеспечение российского образования обсуждалось Г. А. Бордовским, В. А. Адольфом, Ю. И. Здановичем, Л. О.Прокопчуком, А. И. Субетто и т.д. Такие параметры модели, как критерии качества образования определяются и применяются в государственном профессиональном стандарте, отображают требования министерства образования Российской Федерации и квалификационного технического справочника, а также требования предприятий пищевой промышленности, инженеров которых готовит высшая техническая школа. На данный момент профессиональная сфера выступает, как заказчик на компетентного выпускника.

На сегодняшний день наиболее актуальным стано-

вится диагностика качества образования в условиях проведения структурных и содержательных реформ образовательной системы - система тестирования. Аргументировано, что важным показателем качества знаний является системность. Высшие учебные заведения по подготовки бакалавров в области пищевых производств в дидактике рассматривают разнообразные аспекты формирования системных знаний бакалавров. Проанализировав педагогические диагностики, по проблемам системности знаний бакалавров, показывает, что концепция и признаки системности знаний дополняют в условиях технологического подхода к обучению.

Сформированность системы для подготовки бакалавров в области пищевых производств осуществляется интегративными курсами, которые разработаны в мировой и отечественной практике в педагогике. В условиях технологического, компетентностного подхода к процессу обучения мы предлагаем использовать концептуальной модели формирования системных знаний студентов, которые учитывают цели и содержания образования. Наша модель обученности предусматривает педагогический мониторинг (рис.1). модель состоит из восеми блоков, которые влияют на формирование системности знаний бакалавров.

Такой подход определяет формирования системных знаний, которые отражают:

- адекватную научную теорию;

- содержат в своем составе внутри - и межпредметные связи;

-обладают «системной технологичностью» и «квалитативной диагностичностью».

Под системной технологичностью понимают реализацию таксономического метода формирования системных знаний на основании «Классификатора знаний и способностей» П. Блума и фасетого метода уровней сформированности системности знаний бакалавров. Под квалитативной диагностичностью понимают использование оценки системности знаний, полученных из разных форм тестовых заданий, педагогического мониторинга и их формирования с последующим редактированием системы обучения.

Компетентностный, технологический подход является актуальным, так как позволяет объективно конкретизировать содержательную и процессуальную стороны, организации диагностирования системности знаний бакалавров. Текущий контроль учебного процесса осуществляется технологичностью и диагностичностью системных знаний, их результатами и критериями системности знаний.

В настоящее время в высших учебных заведениях по подготовки специалистов в области пищевых производств, используются педагогические измерения системности знаний бакалавров с использованием метода групповых экспертных оценок. Осуществляющихся посредством критериально-ориентированных тестов, позволяющих оценить степень сформированности системных знаний при изучении интегративных учебных дисциплин, таких как «Органолептическая оценка пищевых продуктов». Также в процессе подготовки бакалавра развивается и формируется профессиональная

психолого-педагогическое направление

М.И. Гаврилова

КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

готовность. В числе первых факторов, влияющих на ее формирование, следует отметить широкую гуманитарную, техническую, технологическую, экономическую и политическую эрудицию, позволяющую чувствовать себя уверенно в любой актуальной практической деятельности.

Рисунок. 1. - Алгоритм формирования системности знаний студентов

Совершенно очевидно, что профессиональная готовность и наличие потенциальной предрасположенности к профессии сами по себе не являются гарантией эффективной практической деятельности. Для того чтобы человек реализовал свой врожденный и приобретенный в учебном заведении потенциал, необходимы психологическая готовность и личная убежденность, которые, в свою очередь, связаны прежде всего с направленностью личности, ее мотивацией. Кроме того, поскольку знания все время устаревают и обогащаются, меняются повседневные требования, для психологической готовности к деятельности нужны такие характеристики, как мобильность, инновационность, быстрая адаптивность и постоянная готовность к развитию. Все это и является признаками сформированной познавательной самостоятельности личности. Данные качества являются эффективно действующим механизмом профессионально-личностного становления будущего бакалавра пищевых производств в условиях специально организованной образовательной среды профессионально-личностной подготовки. Работа по формированию познавательной самостоятельности велась на основе курсов «технология пищевых производств» и «технологическое оборудование пищевой промышленности». Выбор определяется характеристиками, отражающими значимость данных курсов в структуре образовательной программы подготовки бакалавров пищевых производств. Будучи интегрированными в образовательный процесс, эти курсы являются тем важным базисом, качественные изменения в котором задают ориентиры и ключевые шаги преобразования всей модели бакалавра пищевых производств. В частности, изучалась образовательная программа студентов «Органолептическая оценка пищевых продуктов», это программа является специалитетом в настоящее время, так как применяемые методики и педагогические средства, проводимые диагностирующие тесты общепрофессиональной подготовки студентов специальности «Пищевая инженерия малых предприятий»; анализированная аудиторная и внеаудиторная активность студентов; оценивание уровня профессиональ-

ной и учебной мотивации. Тесты состоят из гомогенных субтестов по отдельным дисциплинам, входящим в ин-тегративный курс. Что бы провести диагностику системности знаний в тестах, используются задания, которые проверяют методологические знания и знания структурных связей между элементами системы. Такие тесты относят к третьему уровню сложности, так как они соответствуют формированию системных знаний на сложных уровнях. Основные этапы разработанной системы междисциплинарного теста для диагностики системности знаний:

1. Формирования цели тестирования.

2. Составления учебного тезауруса по спецдисциплинам, входящим в интегративный курс.

3. Отбор диагностируемого материала методом групповых экспертных оценок.

4. Проектирования структурно-содержательных тестов и планов субтестов, включенных в них.

5. Разработка тестовых заданий разных уровней сложности согласно модели специализированного интегрированного теста и его структурно-содержательной областью диагностики.

6. Анализ и экспертиза тестовых заданий.

7. Установка экспертами критериальных баллов разного уровня сложности.

8. Проведение тестирования и обработка результатов.

9. Разбор тестовых заданий статистическо - математическим методом.

10. Обобщение результата тестирования.

Предлагаемая система разработки интегрированных

тестовых заданий по определению диагностики системности знаний, основанных на тезаурусном подходе с применением метода групповых экспертных оценок, позволяет проектировать модели и измерители системности знаний бакалавров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азгальдов, Э., Черный, А. Дескрипторный словарь по информатике. / Э. Азгальдов, А. Черный/— М. : ВИНИТИ, 1991.

2. Волкова, В.Н., Денисов, А.А. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А Денисов/ СПб, Издательство СПбГТУ 1997.

3. Гаврилова, Т.А. Онтологический инжиниринг (Tutorial). XI-th International Conference "Knowledge. Dialog. Solution.", Varna, Bulgaria, /Т.А. Гаврилова/ 2005.

4. Гаврилова, Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем // Ж. «Новости искусственного интеллекта»/Т.А. Гаврилова/ 2003, №2.

5. Гаврилова, Т.А., Хорошевский, В. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник.- СПб, Изд-во «Питер» / Т.А.Гаврилова, В.Хорошевский/ 2001.

6. Галактионов, В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия "Директор ИС". /В. Галактионов/ - 2002. - N5.

7. Горб, В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения/ В.Г. Горб// Стандарты и мониторинг. - 2004. - №2. - С. 22-31.

8. Горб, В.Г. Педагогическая информация в вузе/ В.Г. Горб// Высшее образование в России. - 2003. - №2. - С. 152-154.

9. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. -М.: Изд-во Московского психологического социального института; Воронеж: Изд-во «МОДЭН», 2002. - 147 с.

10. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Гос. Комитет Р.Ф. по Высшему образованию. - М.: 2001.

11. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государствен-

М.И. Гаврилова

КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..

психолого-педагогическое направление

ного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 86-88.

12. Калянов, Г. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования // Автоматизация в промышленности./ Г. Калянов.- 2004. - №7. - 57.pdf

13. Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знаний студентов и качества обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 76-80.

14. Романишин И.М. Проблема качества стандартизированного теста формата внешнего независимого оце-

нивания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 219-223.

15. Эталонные модели организации деятельности в государственном секторе: [Текст] Отчет по НИР / рук. А. В. Клименко // ИПГМУ ВШЭ, Бизнес Инжиниринг Групп, 2006. — 326 с.

16. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 298-300.

CRITERION - ORIENTED TEACHING DIAGNOSTIC TESTS TO DETERMINE SYSTEM KNOWLEDGE HAVE BACHELORS FOOD PRODUCTION

© 2013

M.I. Gavrilova, aspirant

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: This paper is devoted to diagnosing the quality of education in the conditions of structural and substantive reforms of the education system, thanks to a system of testing.

Keywords: educational system, model, system adaptability, qualitative, diagnosticity, criterion-oriented tests, subtests.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ

© 2014

Е.Ю. Голохвастова, аспирант кафедры «Педагогика и методики преподавания» А.А. Коростелев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

и методик преподавания

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена анализу выбора педагогических условий для экологического образования. Уточнено понятие педагогические условия. Обоснованы педагогические условия для эффективного формирования общих компетенций у студентов-экологов. Выделены взаимосвязанные группы педагогических условий, обеспечивающие рост уровня общих компетенций у студентов-экологов.

Ключевые слова: педагогические условия, общие компетенции студенты-экологи, компетентностный подход, экологическая культура, экспериментальная работа.

Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования связано с рядом педагогических условий.

В целях обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, необходимо уточнить, что понимать под таковыми в контексте заявленного исследования, так как в научной психолого-педагогической литературе можно встретить различные точки зрения толкования этого понятия .

Этимология понятия «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (в частности, формирование универсальной ключевой компетентности).

Л.А. Мирошниченко определяет понятие «условие» как обстоятельство, среду, обстановку, в которых существуют предметы, события, явления и которые обеспечивают последним их дальнейшее развитие и существование [1].

Эти формулировки понятия «условие», верные в целом, требуют педагогического осмысления. Методологические основы разработки педагогических условий нашли свое отражение в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского , Н.Ю. Посталюк и др.

Ю.К. Бабанский под педагогическими условиями понимает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся -успешно трудиться».

Педагогические условия, по определению В.Л. Муравьева, - это требования и рекомендации к органи-

зации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.

Согласно результатам исследований П.И. Пидкасистого, А.М. Столяренко, Ю.М. Корниенко и других ученых, педагогические условия выступают в качестве совокупности взаимосвязанных факторов.

Эти определения выглядят логично, однако они не отражают субъектной позиции педагога, позиции делателя. Эта позиция находит отражение в определении педагогических условий, где педагогические условия рассматриваются как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей .

Из рассуждений И.П. Подласого о дидактических причинах, факторах и условиях можно заключить, что под педагогическими условиями он понимает комплекс причин, т.е. то, как и какие факторы применяются в педагогическом взаимодействии. Под факторами же он понимает причины, влияющие на течение и результаты дидактического процесса .

Н.М. Борытко также предпринимает попытку развести понятия «фактор» и «условие». Он относит категорию «фактор» к более объективным обстоятельствам (их можно лишь прогнозировать), в то время как условия не отрицают возможности их конструирования [2]. Однако объективное обстоятельство можно не только прогнозировать, его можно учитывать. Так, если мы не учитываем фактор современного состояния общества и его требований к специалисту, как можем мы разрабатывать теоретические и практические аспекты его профессионального развития.

Любое явление детерминировано внешними и вну-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.