УДК 34.09
DOI 10.23672/m5313-6764-2704-r
Васильева Яна Юрьевна
кандидат юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации consul50@mail.ru
Yana Yu. Vasilieva
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of Department Criminal Legal Disciplines, Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation consul50@mail.ru
Криптовалюта
как предмет преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 ук рф
Cryptocurrency as a subject
of crimes provided
for in articles 174 and 174.1
of the criminal code
of the russian federation
Аннотация. Еще недавно о криптовалюте как средстве платежа рассуждали еще гипотетически и не могли предположить, что финансовые операции будущего ближе, чем может казаться. Криптовалюта, по своему существу - это цифровой актив, который может циркулировать без необходимости в центральном валютном органе, таком как правительство или банк. Вместо этого, криптовалюты создаются с использованием криптографических методов, которые позволяют конфиденциально покупать, продавать или обменивать их. В статье представлен исторический анализ зарождения и популяции криптовалюты как в мире, так и в Российской Федерации. Рассмотрены плюсы и минусы использования криптовалюты в финансовых операциях. Исследуется этимологическое значение термина «криптовалюта», а также - система производства расчетов цифровой валютой, представлен обзор на такую криптовалюту, как биткоин и его аналоги. Представлен обзор российского законодательства регламентирующего криптовалюту в историческом аспекте. Автор приходит к выводу о том, что развитие цифровой валюты стало идеальной почвой для осуществления легализации денежных средств, полученных преступным путем, и активно используется для этих целей. В рамках борьбы с легализацией посредством использования криптовалюты предлагается приведение судебной практики в единообразие в соответствие с действующим законодательством, а криптовалюту необходимо идентифицировать в качестве имущества.
Ключевые слова: легализация, криптовалюта, цифровая валюта, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, уголовное право, квалификация деяния, незаконный сбыт наркотических веществ, даркнет.
Annotation. Until recently, cryptocurrency as a means of payment was still hypothetically discussed and could not be assumed that the financial transactions of the future are closer than it might seem. Cryptocurrency at its core is a digital asset that can circulate without the need for a central monetary authority such as a government or a bank. Instead, cryptocurrencies are created using cryptographic techniques that allow them to be bought, sold, or exchanged privately. A historical analysis of the origin and population of cryptocurrency both in the world and in the Russian Federation is presented. The pros and cons of using cryptocurrency in financial transactions are considered. The etymological meaning of the term «cryptocurrency» is investigated, as well as the system for making payments in digital currency, an overview of such a cryptocurrency as bitcoin and its analogues is presented. An overview of the Russian legislation regulating cryptocurrency in the historical aspect is presented. The author comes to the conclusion that the development of digital currency has become an ideal ground for the legalization of money obtained by criminal means, and is actively used for these purposes. As part of the fight against legalization through cryptocurrency, it is proposed to bring judicial practice into uniformity in accordance with current legislation, and cryptocurrency must be identified as property.
Keywords: legalization, cryptocurrency, digital currency, money laundering, criminal law, qualification of an act, illegal sale of drugs, darknet.
Р
азвитие новых цифровых технологий требует пристального внимания со стороны
законодателя к оценке уровня адекватности правового регулирования общественных отношений
в этой сфере, оценке криминогенных рисков. До недавнего времени понятие и характеристики криптовалюты обсуждались только с точки зрения технологии создания и использования, однако, за последние 5 лет криптовалюта стала предметом многих юридических исследований не только в России, но и за рубежом.
Использование цифровых валют представляет собой уникальную проблему по сравнению с традиционными валютами, такими как рубли и доллары, которые в криптовалютном сообществе называются «фиатными валютами», поскольку их стоимость обеспечивается государствами, выпускающими валюты. В отличие от рублей и долларов, которые можно физически обменять и отследить, криптовалюты существуют только в цифровом домене.
Самой ранней заслуживающей внимания цифровой валютой в начале 1980-х годов в Нидерландах и Соединенных Штатах может быть признана Digicash, которая в 1990-х годах потерпела неудачу и не получила широкого распространения.
Позже появились платежная онлайн-система PayPal и конкуренты, которые использовали гибридный подход, когда они обрабатывали цифровые транзакции в существующих валютах, а затем, благополучно перешли на новую модификацию.
Другие попытки использовать криптовалюты или, лежащие в их основе технологии, включают такие элементы, как B-Money, Hashcash, Flooz и Bit Gold. Одним из самых громких имен в ранней криптовалюте является Дэвид Чаум, ученый-компьютерщик и математик, который создал DigiCash исыграл определенную роль в дальнейшем развитии криптографии.Но истинное происхождение Биткойна до сих пор остается загадкой.
Современные криптовалюты были впервые описаны в 1998 году автором Вэй Дай. Концепция полностью появилась в 2008 году с выпуском книги, в которой объясняются основы блокчейна и биткойна. Автором так называемой «Белой книги »считается «СатошиНакамото», который, предположительно, является псевдонимом человека или группы людей.
В криптовалютном пространстве из-за новизны отрасли существует большая волатильность, то есть, изменчивость цены криптовалюты. Инвесторы стремятся экспериментировать со своими деньгами, чтобы быстро разбогатеть и выяснить, как меняются цены на криптовалюту и могут ли они повлиять на них.
Согласно имеющимся данным, криптовалюта торгуется публично, в частности, на площадке CoinMarketCap.com. По оценке экспертов, общая стоимость всех криптовалют на 13 июня 2022 года составляла около 970 миллионов долларов, существенно снизившись с рекордно высокого уровня выше 2,9 триллиона долларов в конце 2021 года.
Биткойн работает на технологии, называемой блокчейн, которую часто называют системой бухгалтерского учета с «тройной записью». Каждый раз, когда происходит новая транзакция, отправитель, получатель и третья сторона должны подтвердить и согласовать транзакцию. Каждая бит-койн-транзакция записывается в цифровой записи с тройной записью, называемой «блокчейн» -любая биткойн-транзакция может быть найдена в этой цифровой записи. Это позволяет сочетать доверие и определенный уровень анонимности, поскольку пользователь может отслеживать каждую транзакцию на конкретный биткойн-кошелек, однако, последнему не обязательно знать, кому принадлежит этот кошелек. С одной стороны, такие возможности направлены на защиту конфиденциальности, но с другой - уже сейчас такая конфиденциальность проблема для чиновников в борьбе с терроризмом и отмыванием денег, особенно в России.
Биткойн - не единственный игрок в криптовалют-ной игре. По мере того, как ее популярность начала расти, другие виды криптовалюты были выпущены с использованием той же технологии блокчейна. Наиболее примечательной альтернативой биткойну является ЕШегеит, который имеет вторую по величине рыночную капитализацию на крипторынке.
Таким образом, появление криптовалюты открыло невероятные возможности как для финансирования нелегальной деятельности, так и вывода денежных средств. Более того, имеющаяся ситуация, в большей степени усугубляется отсутствием правовой регламентации существования и реализации криптовалюты на территории России. На сегодняшний день, отсутствует единая правовая регламентация криптовалюты, что и порождает большое количество проблем.
Отметим, что криптовалюта как финансовое явление появилось в нашем государстве еще в 2009 года, однако, в силу слабой «популярности» и недооцененности как международного финансового инструмента широкое распространение не получила. Пик активности использования крипто-валюты приходится на 2017 год, когда все «плюсы и возможности» криптовалюты стали известны всему российскому обществу.
Если обратиться к статистическим данным, то на 2022 год, по экспертному мнению, зафиксировано более 12 % пользователей криптовалютой от всего населения России, что составляет более 17 миллионов граждан. При таких нарастающих темпах отсутствие правового регулирования криптовалюты становится крайне критичным. Именно поэтому 8 февраля 2022 года Правительство РФ утвердило документ под названием «Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют». Сама Концепция предусматривает многоэтапную работу по внесению изменений в действующее законодательство с целью получения контроля над финансовыми транзакциями электронных денег.
Концепция предполагает, что индивидуумы будут разделены на два класса - квалифицированные и неквалифицированные инвесторы. На неквалифицированных лиц будут распространяться ограничения на суммы переводов и покупок криптовалюты.
Все движения денег при купле-продаже криптовалюты будут осуществляться исключительно через счет или электронные кошельки клиента и оператора обмена цифровых валют, открытые в российских банках. Операции с криптовалютами в эквиваленте более 600000 рублей придется декларировать, сделки вне легального сектора на такую сумму будут признаваться уголовным преступлением. Кроме того, в случае незаконного принятия криптовалюты в качестве формы оплаты на компании будут налагаться многомиллионные штрафы.
Согласно Концепции, в России будут работать валютные биржи, где будут соблюдаться правила, регулирующие крипторынок, предусмотренные российским законодательством.
Центральный банк России, Минфин, Росфинмо-ниторинг, ФНС, Минцифры и Генпрокуратура России будут следить за соблюдением всех регуля-торных ограничений в отношении криптовалют в стране. Для контроля и мониторинга платежей в криптовалюте рекомендуется использовать сервис Росфинмониторинга «Прозрачный блок-чейн». Этот сервис позволит определять «нормальные» параметры, подозрительную и высокорискованную деятельность, отслеживать цепочки движения цифровых финансовых активов, создавать базу данных криптовалютных кошельков, связанных с противоправной деятельностью и финансированием терроризма.
Примечательно, что законодательством не установлен термин «криптовалюта», но вместо него ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее - ФЗ №259-ФЗ) содержит термин «цифровая валюта», согласно которому цифровая валюта - это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе [2, с. 85]. Их можно принять как инвестиции или средство платежа, который не является денежной единицей.
Как уже указывалось ранее, криптовалюта (или «крипто») - это цифровой актив, который может циркулировать без необходимости в центральном валютном органе, таком как правительство или банк. Вместо этого, криптовалюты создаются с использованием криптографических методов, которые позволяют людям безопасно покупать, продавать или обменивать их.
При этом к цифровым активам и цифровой валюте не относятся безналичные денежные средства, электронные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги (ч. 1l ст. 1-ФЗ № 259-ФЗ).
Неопределенность, с точки зрения правового регулирования, с одной стороны, тормозит внедрение новых технологий в бизнес-процессы, а с
другой стороны, вызывает интерес к этим технологиям со стороны преступных групп. Европол -полицейская служба Европейского союза - первым заговорил об опасностях использования продуктов технологии блокчейн. Проанализировав тенденции продажи криптовалют в 2015 году, Европол отметил рост их использования в преступной деятельности. Прежде всего, криптовалюта использовалась в качестве платежного средства в нелегальном интернете (даркнете) при совершении коррупционных преступлений, торговли запрещенными веществами: наркотиками, психоактивными веществами и порнографией. К концу 2018 года количество мест использования крип-товалютных преступлений значительно увеличилось, но использование цифровых валют в качестве платежного средства на интернет-рынке по-прежнему находится на первом месте.
Подтверждение сказанного можно найти в материалах уголовных дел. Они часто содержат информацию о том, как получить, например, наркотики через сомнительные веб-сайты, специализирующиеся на продаже запрещенных предметов, таких как оружие, наркотики. Преступники пользуются услугами таких сайтов, поскольку последние являются анонимной площадкой, где продавцы и покупатели проводят все финансовые операции с использованием криптовалюты, которую можно использовать анонимно.
Выступая в качестве платежного средства, криптовалюта переводилась через электронные платежные системы, электронные кошельки на банковские счета и выводилась через банкоматы. Следственные органы, расследовавшие дела о сбыте наркотических средств и психотропных веществ с использованием при криминальных расчетах криптовалюты, в таких действиях преступников видели основание для предъявления обвинения в легализации имущества, полученного в резул ьтате п реступления. Однако у суда не было од нозначной позиции по таким вопросам, как следует ли признавать такие финансовые операции легализацией, каков статус криптовалюты - это деньги или иное имущество?
Так, приговором Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область) № 1-117/2020 от 13 июля 2020 г. по делу установлено, что трое лиц занимались незаконным сбытом наркотиков с помощью сети «Интернет» и использованием социальной сети Telegram. Заказы на товар злоумышленники получали через Telegram, оплата производилась посредством криптовалюты, которая, впоследствии, обналичивалась через группу подставных счетов, что, в данном случае, судом было квалифицировано как легализация денежных средств, полученных преступным путем [4].
Как указано в приговоре, имея преступный умысел на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными от незаконного сбыта наркотических средств, воспользовалась преступной схемой, согласно которой, денежные средства, полученные ею за выполненную работу по оборудованию тайников (закладок) с наркотическими средствами, поступали путем
совершения финансовых операций от неустановленных следствием лиц, в виде криптовалюты bitcoin, с обезличенных bitcoin кошельков, на находящиеся в ее пользовании, одноразовые обезличенные bitcoin-кошельки, на сайте «localbitcoins.net» (localbitcoins.com), предназначенном для хранения, продажи, перевода, а также создания электронных денежных средств -крипто валюты bitcoin.
Путем совершения неоднократных финансовых операций и других сделок с криптовалютой bitcoin, приобретенной преступнкиами в результате совершения преступления, в целях придания ей правомерного вида владения, пользования и распоряжения, с использованием услуг сайта «localbitcoins.net» (localbitcoins.com) злоумышленники переводили данную криптовалюту на обезличенные bitcoin-кошельки указанного сайта.
Впоследствии, с учетом курса российского рубля с вышеуказанного сайта преступники получали денежные переводы с лицевых счетов, оформленных в системе Visa QIWI Wallet ЗАО «Киви Банк», в том числе, с лицевых счетов, зарегистрированных на посторонних лиц, неосведомленных о преступном происхождении переводимых денежных средств, на свои лицевые счета Visa QIWI Wallet ЗАО «Киви Банк».
В другом деле, Верховный Суд Республики Крым занял противоположную позицию и вынес оправдательный приговор по ст. 174.1 УК РФ. Обстоятельства совершения преступления сходны. Органами следствия было установлено, что А.Э.Р. открыл неперсонифицированные счета в электронной платежной системе «Киви», на которые перечислялось вознаграждение в криптовалюте, затем переводил их на свои счета в банке и обналичивал в банкоматах, то есть, придавал законный вид, полученным преступным путем,
Литература:
1. О цифровых финансовых активах Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 27. Ч. I. Ст. 5121.
2. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции / С.В. Иванцов, Э.Л. Сидоренко, Б.А. Спа-сенников [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 1. С. 85-86.
3. Апелляционный приговор Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13.09.2018 № 127-АПУ18-8. URL : https://ukrf kod.ru/pract/apelliatsionnyi-prigovor-verkhovnogo-suda-rf-ot-13092018-n127-apu18-8
4. Приговор Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область) № 1-117/2020 от 13 июля 2020 г. по делу № 1-117/2020. URL : https://sudact.ru/regular/doc
денежным средствам. Такие действия суд в качестве легализации не признал, а при обжаловании Верховный суд оставил приговор без изменения [3].
В приведенном примере суды первой и второй инстанции, в первую очередь, исходили из того, что избранный способ получения денежных средств (с использованием различных платежных систем, счетов и его банковской карты) использовался не с целью придания правомерного вида пользованию, владению, распоряжению, а в целях конспирации преступной деятельности и получения на руки денежных средств для личных нужд.
Для правильной квалификации преступлений, совершенных с криминальным приобретением криптовалюты или с ее использованием, важное значение имеют положения об условиях оборота криптовалюты, изложенные в статьях 17, 19, 21, 22 и др. Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].
Анализируя законодательство, можно сделать вывод о том, что в случаях отмывания преступных доходов, совершения коррупционных преступлений, финансирования терроризма, экстремизма и цифровая валюта должна рассматриваться как имущество.
Подытоживая, полагаю, что вышеназванный Федеральный закон должен разрешить ряд спорных вопросов относительно правовой природы криптовалюты как одного из видов цифровой валюты, что способствовало бы формированию единой судебной практики по делам о преступлениях, совершенных с использованием криптовалюты в целом, и по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, в частности.
Literature:
1. On digital financial assets Federal Law № 259-FZ of July 31, 2020 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2020. № 27. Part I. Art. 5121.
2. Crimes related to the use of cryptocurrency: main criminological trends / S.V. Ivantsov, E.L. Sidorenko, B.A. Spasennikov [et al.] // All-Russian criminological journal. 2019. Vol. 13. № 1. P. 85-86.
3. Appeal judgment of the Judicial Collegium for Criminal Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated September 13, 2018 № 127-APU18-8. URL : https://ukrfkod.ru/pract/apelliatsi onnyi-prigovor-verkhovnogo-suda-rf-ot-130920 18-n127-apu18-8
4. Sentence of the Zheleznodorozhny District Court of Penza (Penza Region) № 1-117/2020 dated July 13, 2020 in case № 1-117/2020. URL : https://su-dact.ru/regular/doc