Научная статья на тему 'Криминологическое обеспечение защиты права собственности от корыстной преступности'

Криминологическое обеспечение защиты права собственности от корыстной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SUPPORT / ЗАЩИТА ОТ КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PROTECTION FROM ACQUISITIVE CRIME / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / RIGHT OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желудков Михаил Александрович

Противодействие корыстной преступности предполагает наличие определенного массива знаний об этой преступности, об объекте зашиты праве собственности. В научной статье исследуется комплекс актуальных вопросов реализации средств и методов криминологического обеспечения защиты права собственности при предупреждении корыстной преступности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Желудков Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological protect property rights from acquisitive crime

Opposition acquisitive crime implies a certain body of knowledge about this crime, the object of protection of ownership. In the scientific article is devoted to the urgent issues of implementation of means and methods of criminological protection of property rights when the warning acquisitive crime in Russia.

Текст научной работы на тему «Криминологическое обеспечение защиты права собственности от корыстной преступности»

криминологическое обеспечение

защиты права собственности от корыстной преступности

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖЕЛУДКОВ,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых и процессуальных основ безопасности государства Института права ТГУ им. Г.Р. Державина Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: kandydat1@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Противодействие корыстной преступности предполагает наличие определенного массива знаний об этой преступности, об объекте защиты — праве собственности. В научной статье исследуется комплекс актуальных вопросов реализации средств и методов криминологического обеспечения защиты права собственности при предупреждении корыстной преступности в России.

Ключевые слова: право собственности, обеспечение, защита от корыстной преступности, предупреждение преступности.

Annotation. Opposition acquisitive crime implies a certain body of knowledge about this crime, the object of protection of ownership. In the scientific article is devoted to the urgent issues of implementation of means and methods of criminological protection of property rights when the warning acquisitive crime in Russia.

Keywords: the right of ownership, support, protection from acquisitive crime, crime prevention.

История взаимоотношений государства, общества и личности по вопросам защиты права собственности всегда строилась на договорных отношениях и принципах взаимной ответственности. Государство признавало право субъектов на определенный объект собственности, наделяя этих лиц соответствующими обязанностями. В свою очередь, указанное право несло в себе не только содержание и объем, но и обязательства самого государства по обеспечению гарантий реализации его защиты. По этому поводу еще в XVIII веке писал А.Н. Радищев: «Закон есть только подтверждение того, что человеку даровала природа. Из сего следует: если человек, вступая в общество, уступает ему часть своих прав, то оно обязано за то ему удовлетворением. Вследствие сего каждый человек, в обществе живущий, имеет право требовать от него защиты и покрова» [7: С. 171-193].

Если рассматривать содержание понятийного аппарата защиты права собственности, в том числе от корыстной преступности, то можно выделить одну основную цель, которая лежит в основе этого понятия — наличие в обществе и государстве соответствующей системы мер, ограждающих объект защиты от возникающих корыстных опасностей, противодействующих им и имеющих структуру возмещения причиненного вреда. Генезис в развитии понятия защиты имеет на-

правленность от биологических аспектов к социально-экономическим и правовым факторам. В биологическом мире любой объект, будь то животное или человек, неосознанно с момента рождения в трудных ситуациях ищет помощи у близких ему особей. Например, ребенок прижимается к матери или прячется в безопасное место. В этом смысле защита проявляется в неосознанном желании уберечь свою жизнь.

В процессе формирования ребенка вокруг него начинают появляться предметы материального мира, как-то: игрушки, сладости, красивая одежда. Он старается уберечь их от других ребят, прячет или эмоциональным методом в виде плача требует от взрослых лиц защиты. По мере своего развития человек, находясь в сложной системе общественных отношений, начинает изыскивать возможности улучшения условий жизнедеятельности. Появляется собственность, право на которую начинает гарантировать государство. При увеличении размеров собственности и ее стоимости у человека возникает желание обеспечения уровня ее защищенности. Становясь целью всего общества, указанное стремление приводит к необходимости становления особых правил поведения, определяя ту грань, которая отделяет биологическое желание защиты от конкретной системы обеспечения безопасности.

Однако при создании общей системы безопас-

ности права собственности возникает проблема, каким образом совместить различные законодательные нормы, если меры защиты регулируется не только уголовным правом, но и внесистемно нормами других отраслей права (конституционным, гражданским, административным, финансовым, жилищным и др.), а также различными социальными нормами. Содержание и характер использования определенной отрасли права проявляются по той социальной функции, которую она выполняет в организации (упорядочении) соответствующих общественных отношений по праву собственности.

В этой связи, хотелось бы вновь обратить внимание на криминологию, как специальную науку, позволяющую вовлечь в содержание обеспечения защиты определенного объекта не только систему уголовно-правовых знаний, но и задействовать междисциплинарный подход к исследованию поставленных задач. В рамках этой науки возможно создание системного объединения обеспечительных защитных мер в особенностях формирования правоприменительной практики на конкретный период развития общества. Практика защиты права собственности убедительно свидетельствует, что без соответствующего обеспечения, при неблагоприятном стечении обстоятельств, защитная деятельность может быть прервана. Для того чтобы этот процесс приобрел системный характер и не имел сбоев, государство и иные им определенные субъекты должны этот процесс обеспечить, то есть создать для него соответствующие политические, экономические, социальные и юридические (специальные) и иные условия (гарантии).

Причем процесс криминологического обеспечения не должен замыкаться лишь на разработку теоретических положений создающих определенный массив знаний, например о корыстной преступности и объясняющих механизм совершения конкретного преступления. Необходимо задать более высокий уровень практического регулирования предупредительной деятельности. В нашем случае его исходной установкой является сведение к минимуму ошибок в выводах и решениях при системном криминологическом обеспечении защиты права собственности от корыстной преступности.

В изучении содержательных элементов «криминологического обеспечения» особый интерес вызывает разъяснение содержания понятия «обеспечение».

В теории права отмечается, что «под обеспечением конституционных прав и свобод понимается система их гарантирования, т.е. система общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях — их охрану» [1: С. 195-196].

В другой интерпретации обеспечение означает

«деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенции, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод» [10: С. 41].

Обращаясь к русскому языку, находим, что обеспечение по толковому словарю В.И. Даля трактуется как свойство «обеспечить кого, чем или в чем; кому что, устранить попечение, заботу, опасение, дав что-либо верное; снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей кому опасности и пр.» [11].

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова и словарь русского языка С.И. Ожегова понятие «обеспечение» разъясняют в виде «действий по глаг. обеспечить — обеспечивать; деньги, материальные средства к жизни, предоставляемые кому-н. с целью обеспечить его существование; то, что служит ручательством, гарантией, обеспечивает сохранность, исполнение чего-нибудь» [12: С. 364].

Перевод с английского отражает иностранное значение этого слова: guaranteeing, securing, ensuring — установление, закрепление; guarantee — гарантия, debt security — обеспечение долга, asset backing — обеспечение активами; provisions pl, support — средства, financial support — материальное обеспечение, social security — социальное обеспечение, logistics — материально-техническое обеспечение; support — поддержка, сопровождение.

Проанализировав различные аспекты толкования данного термина, выделим наиболее применяемые его значения:

1) создание необходимых предпосылок (гарантий) для реализации лицом своих прав и законных интересов;

2) предоставление различных сил и средств, достаточных для реализации соответствующей деятельности;

3) сопровождение действенного, реального процесса деятельности;

4) ограждение от предполагаемых опасностей, возмещение причиненного вреда.

С учетом такого толкования заметим, что предполагаемые мероприятия, входящие в систему обеспечения защиты права собственности от корыстной преступности, по отдельным направлениям могут совпадать с непосредственными защитными мероприятиями. На практике бывает сложно выделить их соответствующую функциональную направленность. Однако такое положение не дает нам оснований признавать систему защиты и систему обеспечения в качестве равнозначных аспектов деятельности. Полагаем

такое сравнение не совсем правильным. Изучение их целевой направленности всегда взаимосвязано с задачами, поставленными для ее достижения. Не вступая в дискуссии по определению термина «задачи», отметим, что одни авторы ставят цели и задачи на один уровень [5: С. 228], другие определяют цели шире решаемых задач [3: С. 126-131].

Полагаем, что более верно мнение о том, что цель выступает перед людьми как совокупность осознанных практических задач, которые им необходимо решить, а задача — это часть цели, отражающая необходимость для субъекта (общества, общности, человека) осуществить определенную деятельность для достижения будущего результата [9: С. 62].

На данной основе защита права собственности от корыстной преступности имеет целью выполнение комплекса мероприятий направленных на непосредственное ограждение объекта защиты от возникающих опасностей, противодействующих им, имеющих структуру возмещения причиненного вреда.

Обеспечение защищенности, в прямом смысле слова, направлено на создание соответствующей инфраструктуры необходимых предпосылок и возможностей для становления, развития, реализации и функционирования мероприятий по защите объектов собственности от корыстной опасности. Причем, следует признать, что это особая деятельность, несущая сложный собирательный характер. Во многом она «обслуживает само фактическое использование личностью своих прав и свобод, подкрепляя и взаимно усиливая друг друга» [8: С.95]. Обеспечение — это тот фундамент, на котором строится система защиты от преступности, в том числе и от корыстных ее видов.

Предполагаемые направления обеспечения защиты права собственности от корыстной преступности можно классифицировать в зависимости от различных оснований: по объектам защиты, характеру угроз, способу их действий, масштабам распространенности и др. Например, по масштабу она может подразделяться на международную, государственную, региональную, местную. По источникам опасности: действия или бездействия физических и юридических лиц. По защищаемым объектам: движимое и недвижимое имущество. По характеру угроз: внутренние и внешние. По применяемым мерам защиты: индивидуальная, специальная, общая, локальная.

В свою очередь системность защитных мер несет в себе необходимым построение криминологической классификации мер обеспечения защиты права собственности от корыстной преступности, где в основу положено структурирование направлений по определенным функциям государственного механизма регулирования этой сферы деятельности:

1. Правовое обеспечение, в которое входят мероприятия по принятию и применению законодательных актов, иных нормативно-правовых документы регулирующих защиту общественных отношений собственности:

• первый блок — конституционное законодательство, где нормы касающиеся вопросов собственности прописаны составными элементами различных глав;

• второй блок — кодексы и общие законы, в которых включены нормы касающиеся регулирования общественных отношений собственности в общем порядке;

• третий блок — специальные нормативно-правовые акты, касающиеся отдельных вопросов защиты права собственности, включая деятельность и полномочия специальных субъектов таковой защиты.

2. Организационное обеспечение, где подразумевается, что защита права собственности осуществляется определенными субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и созданы гарантии по следующим категориям:

• во-первых, это компетентность органов государства, принимающих участие в рассмотрении вопросов права собственности и ее защиты.

• во-вторых, это установление ответственности должностных лиц, других физических и юридических лиц за надлежащую реализацию прав и свобод, и за допущенные при этом злоупотребления.

• в-третьих, это процедурный и процессуальный порядок защиты и восстановления ущемленных и нарушенных прав граждан [2: С. 5758].

Главный принцип, на котором основана система юридических гарантий обеспечения прав человека, — это всеобщность зашиты данных прав способами, не противоречащими закону [6: С. 27].

3. Идеологическое и информационное обеспечение, предполагающее развитие соответствующих идей и политики государства в области уважения права чужой собственности, постоянный мониторинг сведений об угрозах и способах защиты от них, создание соответствующих информационных и учетных баз.

4. Техническое обеспечение, где предполагается широкое использование технических и архитектурных средств непосредственной защиты и обеспечения деятельности субъектов защиты в данном направлении.

5. Методическое обеспечение деятельности субъектов по защите имущественного объекта, с учетом его индивидуальных характеристик и предполагаемых угроз, в том числе самозащиты своих прав.

6. Материальное обеспечение, где в основу заложены гарантии возмещения государством ущерба причиненного корыстными преступлениями, а также финансирование плановых мероприятий по защите права собственности [4: С. 87-88].

Представленные мероприятия позволяют заявлять о том, что реализация обеспечения защиты права собственности от корыстной преступности должна осуществляться не стихийно, а в процессе организационной, целенаправленной, плановой деятельности, где направления обеспечения в целом рассматриваются как категории, определяющие комплексные меры защиты объектов на государственном уровне, на уровне предприятий и организаций, на уровне отдельной личности [13: С. 29].

Таким образом, криминологическое обеспечение защиты права собственности от корыстной преступности представляет собой сложный, системный, социально-правовой процесс, в котором взаимодействуют различные институты государства и общества, возникают и развиваются новые общественные отношения, создаются особые гарантии реализации прав и свобод, обоснованные прочным фундаментом знаний обо всем комплексе явлений, связанных с данной преступностью и правом собственности.

Литература

1. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195-196.

2. Воеводин Л.Г. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987. С.57-58.

3. Володина Л.М. Цели и задачи уголовно процесса // Государство и право. — 1994. — № 11. — С. 126-131.

4. Желудков М.А. Развитие системы криминологического обеспечения защиты личности и общества от корыстных преступлений против собственности: диссертация доктора юридических наук. — М., 2012. С. 87-88.

5. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 228.

6. Меркурьев В.В. Защита безопасности человека и его жизнедеятельности. М., 2005. С. 27.

7. Радищев А.Н. Проект гражданского уложения // Полное собрание сочинений: в 3 т. М., 1952. С. 171-193.

8. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 95.

9. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М., 2006. С. 62.

10. Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991. С. 41.

11. Толковый словарь В.И. Даля // Републикация выполнена на основе II издания (1880-1882 гг.) / URL: www.rPAMOTA.Py (дата обращения 16.05.2009).

12. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание. М., 1995; М., 2000; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 364.

13. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник для вузов. — 5-е изд. — М., 2008. — С.29.

References

1. Vitruk N.V. In. Social and legal mechanism for implementation of constitutional rights and freedoms of citizens // Constitutional status of the individual in the USSR. M., 1980. P. 195-196.

2. Voevodin L.M. Legal guarantees of constitutional rights and freedoms of person in a socialist society. M., 1987. P. 57-58.

3. Volodina L.M. Goals and objectives of the criminal process // State and law. — 1994. No. 11. — P. 126-131.

4. Zheludkov M.A. Development of a system of criminological protect of individual and society from acquisitive crimes against property: dissertation of doctor of legal sciences. — M., 2012. P. 87-88.

5. Matuzov N.I. The personality. Law. Democracy: Theoretical problems of the subjecttive law. Saratov, 1972. P. 228.

6. Merkuryev V.V. Protecting the safety of a person and his life. M., 2005. P. 27.

7. Radishchev A.N. The draft civil code // Complete works: in 3 T. M., 1952. P. 171-193.

8. Rotovshchikov I.V. Individual Rights in Russia: their provision and protection by bodies of internal affairs. Volgograd, 1997. P. 95.

9. Stremoukhov A.V. Legal protection of human rights. M., 2006. P. 62.

10. Tolkachev K.B., Khabibullin A.G. The internal affairs bodies in the mechanism of protecting individual constitutional rights and freedoms of citizens. Ufa, 1991. P. 41.

11. Dictionary of V.I. Dal // Republication made on the basis of II edition (1880-1882) / URL: www.ГPAMOTA. РУ (accessed on 16.05.2009).

12. Explanatory dictionary of Russian language: 4 toms / Ed. by D.N. Ush-akov. T. 1. M, 1935; T. 2. M., 1938; T. 3. M., 1939; T. 4, M, 1940. (Reprinted in 1947-1948); Reprint edition. M, 1995; M., 2000; Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M: English, 1986. P. 364.

13. Yarochkin V.I. Information security: Textbook for high schools. — 5th ed. — M., 2008. — P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.