Научная статья на тему 'Криминологический аспект формирования агрессивного поведения несовершеннолетних под воздействием информационных технологий'

Криминологический аспект формирования агрессивного поведения несовершеннолетних под воздействием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
530
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГЕНЕЗИС (МЕХАНИЗМ) ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерофеев Степан Юрьевич

Рассматриваются влияние средств массовой информации на появление агрессии и жестокости в поведении несовершеннолетних и агрессия подростков как основная причина формирования криминального мышления и личности будущего преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspect's of criminology are forming aggressive behavior underage

Influence of mass media on occurrence of aggression and cruelty in behaviour of the minors. Aggression of the teenagers as the basic reason of formation of criminal thinking and persons of the future criminal.

Текст научной работы на тему «Криминологический аспект формирования агрессивного поведения несовершеннолетних под воздействием информационных технологий»

9. Ожегов С.И. Современный толковый словарь русского языка. М.,

1999.

10. Williams J. Beyond the TV screen. New York.: John Wiley & Sons Inc., 1989.

11. Аркадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // rlonline.narod.ru/publs/2000-02-001.htm.

12. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе // con-

rier.com.ru/homo/media.htm

Поступила в редакцию 17.02.05

S. Yu. Erofeev

The aspect’s of criminology are forming aggressive behavior underage

Influence of mass media on occurrence of aggression and cruelty in behaviour of the minors. Aggression of the teenagers as the basic reason of formation of criminal thinking and persons of the future criminal.

Ерофеев Степан Юрьевич

Удмуртский государственный университет

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

риях и законах, приемах восприятия видеоизображения; опыте творческого контакта с видеоизображением.

Реализация творческих заданий основывается на ролевой игре: между учащимися распределяются роли героев сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач» - и восприятии видеоизображения. На базе практической деятельности постигаются азы построения видеоизображения, развиваются творческая активность, логическое мышление, память.

Таким образом, концепция подготовки будущих педагогов к медиаобразованию школьников средствами новых информационных технологий должна найти отражение в учебной деятельности институтов и университетов педагогической направленности.

Необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности (терпения к чужим мнениям и верованиям), уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. При этом важно рассматривать толерантность в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Помимо этого, стоит предусмотреть в действующем законодательстве статью, предусматривающую ответственность за распространение и рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой информации, в том числе и в системе новейших информационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Потапенко О. А. Психофизиологические и психологические особенности несовершеннолетних преступников с разным типом агрессивного поведения: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2002.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Питер, 1997.

3. Чабанянц М. Б. Криминологические аспекты влияния жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.

4. Долгова А.И. Преступность в России // Сов. юстиция. 1993. № 14.

5. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе // сои-

rier.com.ru/media.htm.

6. Зубков В. А. Московская милиция // www.moskva.ru/history/mosmil/

mosmil_oglavl. html.

7. Короленко И.И. Предупреждение преступлений, совершамых подростками, оставшимися без родительского попечения (на примере Чечни) // Проблема самобытности Российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты: Тез. докл. и сообщ. участников межвуз. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д., 1996.

8. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1976. № 6.

различные умеренные военные игры, где необходимо выживать на поле боя, или проекты, в которых истребляются монстры, мало похожие на людей.

Объясняется такой эффект следующим образом: агрессивность в поведении растёт потому, что дети могут подсознательно отождествлять себя с хорошим героем, действия которого оправданны в любом случае, и потому что все свои проблемы «хороший» парень в игре решает с помощью насилия, имея на это незыблемое моральное право.

Более пяти сот опрошенных родителей признались, что обычно не обращают внимания на героев, фигурирующих в игре. Когда же было предложено выявить показатели, по которым родители не разрешат своему ребёнку играть в конкретную игру, то выяснилось, что на первом месте по влиянию на запрет игры оказалось отображение в ней крови, на втором - сцены, в которых главный герой ведёт себя бесчеловечно, а наиболее критичный показатель - моральное оправдание насилия со стороны главного героя -был отодвинут на 20-е место. Получается, что родители элементарно не компетентны в выборе игр, которые не оказывают негативного влияния на сознание их детей.

Среди предпочтительных игровых проектов для подростков можно назвать строительно-экономические стратегии (Zoo Tycoon, RollerCoaster Tycoon, Transport Tycoon), всевозможные футбольные менеджеры (Total Club Manager и др.) и прочие игры, развивающие стратегическое мышление.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит, безусловно, семье, родителям.

Другим элементом предупреждения агрессивности является информационно-просветительская работа с детьми и подростками, представляющая собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, причем телевидение, Интернет и иные информационные технологии являются основой этой культуры (например, концепция медиаобразования). Так, главная задача образовательного школьного предмета в западных странах «Введение в теорию коммуникации и средств массовой информации» - сформировать и развивать у человека способность ответственно и критически воспринимать содержание сообщений, которые тот получает из самых различных каналов массовой информации. Предложенный подход предполагает знакомство учащихся с различными коммуникативными ситуациями, их анализ под разными углами зрения, воспроизведение этих информационных блоков и ситуаций [12]. В процессе школьного медиаобразования обучаемому демонстрируется, как с помощью таких инструментальных средств и возможностей отображения возникает передаваемый по коммуникативным каналам фрагмент картины мира.

Медиаобразование молодежной аудитории базируется на реализации разнообразных художественно-творческих заданий: усвоении знаний о тео-

Четкого определения понятия «агрессия» до сих пор нет. Под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения: от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, деструктивных форм поведения до бандитизма и убийств [8. C. 169-172].

Слово «агрессия» имеет корни в латинском: adgradi (ad - на, gradus -шаг), то есть «на-ступать». В Словаре современного русского языка дается следующее определение: агрессия - это открытая неприязнь, вызывающая враждебность [9].

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила существования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Поэтому агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее им физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и др.).

Сформулированный еще в Древнем Риме основной закон сферы развлечений, основанный на том, что самыми потребляемыми и желаемыми являются насилие и интимная сторона жизни, выставленные напоказ, успешно трансформировался в непререкаемую истину современной жизни. По данным исследования, проведенного Дж. Уильямсом в 1989 г. [10], в течение одного часа телевизионного вещания на экране в среднем показывается 9 актов физического и 8 актов вербального насилия. Прибавим сюда рекламные ролики в вечернее время телевизионного вещания, когда данные цифры возрастают почти в два раза. Электронные массмедиа, книги и фильмы несут большое количество агрессивной информации [11].

По исследованиям, проведенным японскими учеными в рамках определения степени влияния компьютерных игр на сознание детей, получили следующую картину: в течение двух месяцев был составлен подробный психологический портрет каждого из шести сотен подростков, а также определены компьютерные и видеоигры, которым отдавалось большинство свободного времени этими детьми. Через год эти же подростки подверглись процедуре обследования в целях составления психологического портрета. Выяснилось, что подростки, которые предпочитали игры с персонифицированным героем («хороший парень»), который убивает персонифицированных врагов («плохие парни»), стали существенно агрессивнее. К таким проектам можно отнести игры Max Payne, Freedom Force и т.п., где имеется ярко выраженный, морально оправдываемый главный герой, который с помощью насилия устраняет негодяев. И наоборот, подростки, которые предпочитали игры, где насилие присутствовало, но не было оправдательной линии («хорошие» против «плохих»), снизили уровень агрессивности в своём психологическом портрете. К указанным играм, например, можно отнести

ния и обеспечивать его подкрепление. Во-вторых, это взаимодействие со сверстниками, где дети узнают о «преимуществах» агрессивного поведения во время игр. В-третьих, это массмедиа, когдана символических примерах дети учатся агрессивным реакциям. Касаясь вопроса детерминации агрессии, они рассматривают четыре главные предпосылки: 1) фрустрацию; 2) вербальное и физическое нападение; 3) характеристики жертвы; 4) подстрекательство со стороны окружающих.

Особое беспокойство вызывает распространение «жестокости и насилия» в средствах массовой информации (далее СМИ), утверждающих как норму негативное отношение к нравственно-правовым ценностям, социальным нормам. Жестокость и насилие - это реальные психофизиологические детерминанты агрессивности подростков, которые, в частности, культивируются и формируются под воздействием новых информационных технологий [3. C. 163]. Под их влиянием у морально неустойчивых детей и подростков формируется агрессивная мотивация поведения. Реакция молодежной аудитории на получаемую информацию обусловлена механизмом обратной связи [4]. И.С. Кон пишет: «В последнее время большое внимание стали уделять обратной связи... Передача информации превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией» (цит. по: [5]). В отличие от разного рода информационного воздействия коммуникация предполагает не просто трансляцию знаний и передачу определенного содержания, но является формой социального участия в выработке стратегии действия [6].

Обогащенное зрительной наглядностью, СМИ приводят к высокой степени результативности сообщения, формируют у аудитории новый интерес к знанию, увеличивают ее потребность в приобретении более широкой и глубокой информации из других источников [7]. По данным ЮНЕСКО, из ста процентов предлагаемой информации человек, слушая, запоминает 15% речевой информации, глядя - 25% видимой информации, слушая и глядя одновременно - 65%. Введение цвета в предлагаемую информацию на 40% увеличивает интерес к ней, на 73% понимание информации и на 85% убедительность высказанных идей. Соответственно значимость современных информационных технологий объясняется наибольшей информационной доступностью (распространенность телевидения, сотовых телефонов, компьютерной техники и прочего).

Современные информационные технологии, обладая особой силой наглядности, ведут к повышению эмоциональных факторов восприятия, что повышает эффективность влияния на формирование установок личности. Большое значение имеет эффект сиюминутности присутствия и сопричастности реципиента к информации, когда воспитание человека осуществляется на материалах живых событий: за сравнительно небольшое время реципиент получает обширную и наглядную информацию, позволяющую сформировать определенные представления и убеждения. Таким образом, первенство среди прочих средств массовой информации принадлежит телевидению, Интернету и современным информационным технологиям.

____________ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 343.9 С.Ю. Ерофеев

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматриваются влияние средств массовой информации на появление агрессии и жестокости в поведении несовершеннолетних и агрессия подростков как основная причина формирования криминального мышления и личности будущего преступника.

Ключевые слова: агрессивное поведение несовершеннолетних, влияние информационных технологий, генезис (механизм) преступления, личность несовершеннолетнего, прогнозирование и предупреждение.

Рост проявлений агрессивного поведения подростков вызывает тревогу всего общества. Возрастные особенности подростков обусловливают развитие адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях и повышают вероятность проявления различных девиаций поведения. По данным уголовной статистики, в последние годы в структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью, в силу чего ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних выделяются в одно из важнейших направлений профилактики таких преступлений. Проблема агрессивности подростков, затрагивая общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей [1].

Фундаментальная разработка проблем агрессии и агрессивности представлена в работе Р. Бэрона и Д. Ричардсон, определивших агрессию как «поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой» [2. С. 336]. Данное определение, по их мнению, включает три ключевых положения: «1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой» (Там же. С. 53).

Опираясь на основные положения теории научения агрессии, Р. Бэрон и Д. Ричардсон анализирую усвоение детьми моделей агрессивного поведения, выделяют несколько основных источников. Во-первых, это семья, которая может одновременно демонстрировать образцы агрессивного поведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.