УДК 343.97-054.72
А. О. Чех
Криминологические аспекты преступности мигрантов в России в условиях глобализации
В статье проводится криминологический анализ особенностей миграционной преступности в России на современном этапе развития страны с учетом глобализаци-онных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
The article presents a criminological analysis of the characteristics of the migration of crime in Russia at the present stage of development of the country, taking into account globalization processes in various spheres of life of society and the state.
Ключевые слова: миграционная преступность, нелегальная миграция, криминальная миграция, преступность иностранных граждан, миграционная политика.
Key words: immigration crime, illegal migration, criminal migration, criminality of foreign nationals migration policy.
Одной из проблем, с которой столкнулась Россия в конце двадцатого -начале двадцать первого века стала ситуация, связанная с существенным сокращением численности населения.1 Среди основных причин особо следует отметить рост смертности2 и снижение рождаемости, которые происходили на фоне обострения глобальных геополитических противоречий. В условиях тотальных изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах формировалась и современная миграционная ситуация в России.
Кардинальные изменения существенно модифицировали не только условия жизни людей, а также различные общественные институты, но и коренным образом повлияли на рынок труда, способствуя формированию миграционных потоков с новыми качественными характеристиками. В немалой
© Чех А. О., 2016
1 Численность населения страны по сост. на 1 янв. 1992 г. составляла 148,5 млн чел., по сост. на 1 янв. 2000 г. - 146,9 млн чел. Сокращение за 1992-2000 гг. составило 1,6 млн чел. По сост. на 1 янв. 2010 г. численность населения России - 141,9 млн чел. Сокращение численности населения в 2000-2010 гг. составило 5 млн чел.! http://www.gosbook.ru/node/50427 дата обр. 21.11.2015.
2 По уровню смертности на 1000 человек населения Россия в июле 2009 г. находилась на 12-м месте с конца в глобальном рейтинге. Там же.
146
степени этому способствовал тот факт, что Российская Федерация, имеет границы с 16 сопредельными государствами, общая протяженность которых составляет более 60 тыс. км, где надлежащий контроль на некоторых участках долгое время практически отсутствовал. Таким образом, прозрачность границ в совокупности с отсутствием четкого правового механизма, несовершенство нормативно-правового регулирования вопросов пребывания на территории Российской Федерации создали благоприятные условия для неконтролируемого процесса, связанного с вновь приехавшими лицами.
Начавшись в девяностые годы к середине двухтысячных ситуация приобрела статус проблемной и сегодня относится к числу одной из основных в рамках определения стратегии развития общества и национальной безопасности. Глобализационные процессы последних лет, связанные с активным вовлечением в мировой хозяйственный и, как следствие, миграционный оборот, увеличение народонаселения стран Азии, с одной стороны, в совокупности с высоким уровнем бедности большинства стран СНГ, с другой, способствовали увеличению экономической привлекательности Российской Федерации3. Основным последствием стало увеличение миграционной нагрузки, которую в первую очередь получили густонаселенные районы страны с высоким уровнем социально-экономического развития, что одновременно стало одной из главных причин увеличения криминогенности данных регионов и роста отдельных видов преступлений, совершаемых выходцами из других стран. В результате сложилась ситуация, когда на территории страны незаконно находятся несколько сот тысяч человек, причем основную их массу составляют нелегальные иммигранты, в значительной своей части нарушающие законодательство Российской Федерации. Нередко данные лица совершают и преступления уголовного характера различной степени тяжести.
Одной из отличительных черт преступлений иностранных граждан в России является их пространственная распространенность. Максимальная концентрация этих преступлений приходится на долю наиболее развитых регионов: Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Сибирского, федеральных округов Российской Федерации, где, как было отмечено выше, в результате увеличения плотности миграционного потока на фоне общего роста криминальных проявлений также резко возросла преступность иностранных граждан. Среди новых направлений, куда в последние годы стала прибывать многочисленная армия иностранных граждан и лиц без
3 Дамаскин О.В. Национальная безопасность и миграционная политика // Миграционное право. 2007. № 3.
гражданства, можно выделить территорию Южного федерального округа, а в перспективе к таким регионам, с резким увеличением его привлекательности, как представляется, можно будет отнести и полуостров Крым.
В настоящее время статистические данные, отражающие сведения о преступности мигрантов, весьма противоречивы. По разным данным количество преступлений, совершаемых мигрантами, колеблется от 3-5 % до 1012 % в общей структуре преступности. Вместе с тем следует отметить, что проведенные исследования и анализ документов в различных силовых ведомствах дают основание утверждать, что указанные данные не противоречат действительности. Такой разброс в статистических данных объясняется спецификой учитываемых преступлений как в структуре всей преступности, так и применительно к крупным городам, где уровень преступности с участием
4
мигрантов существенно выше .
Вместе с тем, не занижая актуальности данной проблемы, необходимо признать, что в структуре общей преступности преступления, совершенные лицами из других государств, имеют сравнительно небольшой удельный вес. Так, в последние годы существенно изменилась качественная сторона миграционной преступности, что связано с повышением общественной опасности указанных преступлений в результате увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений, среди которых наибольший прирост имеют такие виды, как кражи, мошенничество, грабежи, разбои, изнасилования, угон автотранспорта, хулиганство и др.5
В целом преступность мигрантов можно классифицировать как по масштабам и характеру, так и отталкиваясь от этих лиц гражданства - признака, который в статистической отчетности отражает страну из которой иностранцы мигрируют в Россию. В настоящее время миграционную преступность принято рассматривать в рамках двух основных миграционных потоков, идущих в Россию.
Наименьшее влияние на криминальную обстановку страны оказывают мигранты из Монголии, Китая, Кореи, Вьетнама, а также приехавшие из аф-
4 Данный факт подтверждается анализом фабул нераскрытых преступлений, таких как изнасилования, грабежи и разбойные нападения на несовершеннолетних. Потерпевшие более чем в 70 % случаев в качестве примет преступников указывают кавказскую или азиатскую внешность. Таким образом, реальный уровень преступлений, совершенных мигрантами, может достигать 60-70 %. См.: Выступление руководителя Главного следственного управления СК России по Москве В. Яковенко, на коллегии ГСУ, посвящ. итогам работы в 2013 г. URL:http://vz.ru/news/2014/1/29/670160.html.
5 Кобец П.Н. Борьба с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт и проблемы: моногр. М., 2002. С. 28.
риканских государств и стран Европы. В структуре преступности мигрантов на них приходится не более 5 % от всех совершенных преступлений. Совсем иная картина применительно к гражданам, приехавшим в Россию из стран бывшего Союза и являющимся государствами-донорами миграции. На граждан государств ближнего зарубежья приходится практически 95 % всех раскрытых преступлений, субъектами которых являются иностранцы, в том числе 0,3 % - граждане государств Балтии6.
Преобладание преступлений, совершенных гражданами государств, образовавшихся в связи с распадом Советского Союза, указывает на тесную связь преступности иностранцев с трудовой миграцией из этих стран, притом не вообще с трудовой миграцией, а с незаконной трудовой миграцией. На 90 % преступность граждан государств ближнего зарубежья представлена незаконными трудовыми мигрантами или потерявшими работу лицами 7. Более половины всех преступлений совершаются группами лиц как единого этнического сообщества, так и межнациональными группировками. Лидерство преступлений, совершенных в группе, стабильно держат грузины (19,4), за ними следуют армяне (7,7) и азербайджанцы (1,6)8.
Возрастание уровня криминальной активности мигрантов вызывает широкий общественный резонанс, провоцирует разжигание ксенофобии, ненависти по признакам расы, национальности и вероисповедания, как следствие, в последнее время отмечается увеличение количества преступлений экстремистского характера, что не может не вызывать серьезную обеспокоенность9. Как свидетельствует официальная статистика, в
2012 г. было возбуждено 260 уголовных дел по ст. 280, 282-282.2 УК. В
2013 г. таких уголовных дел было возбуждено уже 402, что почти на 40 % больше чем в предыдущий год. Аналогичным образом обстояло дело и с подозреваемыми лицами по таким уголовным делам. Так, если в 2012 г. из 325 фигурантов по экстремистским статьям были осуждены 208 чел., то в 2013 г. из 454 чел. осуждено - 309. В 2014 г. было совершено 1034 преступления экстремистской направленности10.
6 Чирков Д.К., Литвинов А.А., Антонов-Романовский Г.В. Об особенностях преступности мигрантов-иностранцев в Российской Федерации. // Вопр. безопасности. № 3. 2013. С. 188-190.
7 Там же. С. 191, 192.
8 Кобец П.Н. Указ. соч. С. 58.
9 Официальный сайт ВС РФ. URL:http://supcourt.ra (дата обр. 20.11.2015).
10 Официальный сайт МВД России. URL:https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обр. 22.11.2015).
Обратная сторона данного процесса - рост преступлений, совершенных в отношении самих мигрантов, в особенности со стороны несовершеннолетних и молодежи. Наибольшее число таких проявлений отмечено в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области, что, на наш взгляд, является результатом все увеличивающейся националистической пропаганды в среде несовершеннолетних. Как следствие, большинство экстремистских преступлений совершено именно несовершеннолетними п.
К основным причинам криминализации приезжих следует отнести тот факт, что большинство иностранных граждан очень быстро лишаются мест работы и проживания и, оставшись без средств к существованию, идут на тяжкие преступления. В особенности это проявляется в крупных городах, где и очень много приезжих, и уровень жизни весьма высокий, что осложняет решение вопросов с трудоустройством и получением «квалифицированной» работы. Также существенное значение играет ряд субъективных факторов, связанных в основном с тем, что значительную долю преступлений совершают иностранные граждане, наиболее социально дезадаптированные в новых для себя условиях проживания и работы.
К фактору, способствующему широкомасштабной вынужденной миграции с дальнейшей криминализацией приезжающих, следует отнести и резкое обострение межнациональных отношений в середине девяностых и двухтысячных годов. Последствия криминализации мигрантов влекут за собой ряд явлений, объективно затрудняющих работу органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и профилактике преступлений и защите граждан.
На обострение криминогенной ситуации, безусловно, влияет и отсутствие четкой системы учета и регистрации иностранных граждан, в том числе и граждан СНГ, въехавших на территорию Российской Федерации, а также недостаточный контроль за передвижением этих лиц со стороны органов внутренних дел и миграционной службы.
Следует отметить и низкое количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», что указывает на неэффективную деятельность правоохранительных органов Российской Федерации в рамках пресечения деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным ввозом и легализацией иммигрантов, происходящей в условиях декларировании необходимости ужесто-
11 Бастрыкин А. Противодействие преступности мигрантов - один из основных факторов укрепления безопасности России // Право и безопасность. М., 2009. С. 14.
150
чения контроля в данном секторе со стороны государства. Как результат в стране действуют десятки структур, оказывающих незаконные, зачастую мошеннические посреднические услуги по легализации незаконно въехавших или пребывающих на российской территории иностранцев, в том числе и для совершения преступлений.
В этих условиях необходимо осознавать, что любая политика - это прежде всего определенные решения и способы их реализации в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
В этой связи политика в области миграции является системой установленных государственными структурами идей и концептуально объединенных средств, которые позволяют, прежде всего государству, а также другим общественным институтам, соблюдая определенные принципы, достигать поставленных целей. При этом данная политика не должна сводиться только к системе мер, регулирующих данный процесс. Она в первую очередь должна осуществляться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства.
Также необходимо учитывать, что либеральными данные меры также не должны быть. Отсутствие жесткости в решении вопросов миграционных процессов может из весьма относительного блага превратиться в беду для Российской Федерации, подобно той, что начинают ощущать на себе страны ЕС и США.
Так, например, в результате проведенного опроса жителей Германии, проведенного в 2005 г. Университетом Бильфельда, выяснилось, что почти 70 % немцев испытывают дискомфорт от засилья их страны иностранцами, и почти каждый второй гражданин уверен, что для спасения экономики правительство должно начать выдворение избыточной рабочей силы из числа иммигрантов. Каждый третий признался, что чувствует себя иностранцем в собственной стране. В целом, по мнению социологов, уровень ксенофобии в немецком обществе только за пять лет с 2000 по 2005 гг. вырос почти на 20 %. Как следствие, в последнее время можно наблюдать, как активно ужесточают меры в отношении миграционной политики и другие страны Европы. Так, например, Италия, Испания, Франция, Австрия и Швейцария существенно усложнили процесс в части, касающейся выдачи шенгенских
виз, а также перекрытия нелегальных каналов переброски иммигрантов через границу 12.
Сегодня особенно актуальной представляется работа в данном направлении сегодня, на фоне обостряющихся межнациональных конфликтов, когда на первый план выходят вопросы политики. При этом не следует исключать опыт демократических стран, еще недавно так активно провозглашавших целесообразность либеральной иммиграционной политики, а сегодня также активно пытающихся, но уже практически безуспешно, предотвратить массовый наплыв иностранных переселенцев, не только размывающих социально-этнические основы государственности, но и угрожающих их политическому устройству и территориальной целостности.
Список литературы
1. Бастрыкин А. Противодействие преступности мигрантов - один из основных факторов укрепления безопасности России // Право и безопасность. - М., 2009.
2. Дамаскин О.В. Национальная безопасность и миграционная политика // Миграционное право. - 2007. - № 3.
3. Кобец П.Н. Борьба с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт и проблемы: моногр. - М., 2002.
4. Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики // Миграционное право. - 2006. - № 3.
5. Чирков Д.К., Литвинов А.А., Антонов-Романовский Г.В. Об особенностях преступности мигрантов-иностранцев в Российской Федерации // Вопросы безопасности. - № 3. - 2013. - С. 188-190.
12 Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики // Миграционное право. 2006. №3.
152