Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В НЕЗАКОННУЮ ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В НЕЗАКОННУЮ ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ ПРОТЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

В рамках статьи на основе обобщения и анализа актуальных статистических данных и материалов судебной практики приводятся наиболее распространенные способы вовлечения несовершеннолетних лиц в незаконную протестную деятельность и выделяются правовые и организационные подходы по их предупреждению. Автором предлагаются правовые средства преодоления наиболее распространенных способов вовлечения несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность, позволяющие сформировать действенные барьеры на пути распространения и популяризации протестных форм поведения данной категории граждан, которые в синтезе с решением стратегических задач по противодействию преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних будут способствовать комплексному подходу в достижении правоохранительных целей и гармонизации системы обеспечения безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдулганеев Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF PREVENTING THE INVOLVEMENT OF MINORS IN ILLEGAL PROTEST ACTIVITIES

Based on the generalization and analysis of relevant statistical data and case law materials, the article presents the most common ways of involving minors in illegal protest activities and highlights legal and organizational approaches to prevent them. The author suggests legal means to overcome the most common ways of involving minors in illegal protest activities, allowing to form effective barriers to the dissemination and popularization of protest forms of behavior of this category of citizens, which, in synthesis with the solution of strategic tasks for countering crimes and offenses of minors, will contribute to an integrated approach in achieving law enforcement goals and harmonizing the system of ensuring state security.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В НЕЗАКОННУЮ ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ления (на примере гражданского права) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 1(52). С. 22.

17. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть первая. М.: Статут, 2001. - 800 с.

18. Подшивалов Т. П. Негаторный иск: проблемы теории и практики: монография. М.: Ин-фротропик Медиа, 2019. - 340 с.

19. Рябов А. А. Отрицательные сервитуты и сервитуты вида в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2007. № 5.

20. Сюбаева Ю. Д. Право на свет и вид в соседском праве // Гражданское право. 2019. № 1. С. 37.

© Федосеев П. С. © Шматов М. А.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. КРИМИНОЛОГИЯ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.915:343.327(470)

Р. Р. АБДУЛГАНЕЕВ, начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Казань)

R. R. ABDULGANEEV, Head of Research Department of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Kazan)

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В НЕЗАКОННУЮ ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF PREVENTING THE INVOLVEMENT OF MINORS IN ILLEGAL PROTEST ACTIVITIES

Аннотация. В рамках статьи на основе обобщения и анализа актуальных статистических данных и материалов судебной практики приводятся наиболее распространенные способы вовлечения несовершеннолетних лиц в незаконную протестную деятельность и выделяются правовые и организационные подходы по их предупреждению. Автором предлагаются правовые средства преодоления наиболее распространенных способов вовлечения несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность, позволяющие сформировать действенные барьеры на пути распространения и популяризации протестных форм поведения данной категории граждан, которые в синтезе с решением стратегических задач по противодействию преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних будут способствовать комплексному подходу в достижении правоохранительных целей и гармонизации системы обеспечения безопасности государства.

Ключевые слова и словосочетания: незаконная протестная деятельность, вовлечение несовершеннолетнего, безопасность государства, предупреждение правонарушений.

Annotation. Based on the generalization and analysis of relevant statistical data and case law materials, the article presents the most common ways of involving minors in illegal protest activities and highlights legal and organizational approaches to prevent them. The author suggests legal means to overcome the most common ways of involving minors in illegal protest activities, allowing to form effective barriers to the dissemination and popularization ofprotest forms of behavior of this category of citizens, which, in synthesis with the solution of strategic tasks for countering crimes and offenses of minors, will contribute to an integrated approach in achieving law enforcement goals and harmonizing the system of ensuring state security.

Keywords and phrases: illegal protest activities, involvement of a minor, state security, prevention of offenses.

Поступательное развитие государства находится в зависимости от многих факторов, определяющих единство внутренней и внешней политики, где обеспечение и защита прав граждан выступает одним из основополагающих элементов его функционирования, а возможность свободного гражданского волеизъявления ключевым признаком демократического правового государства.

Согласимся с позицией ряда ученых [1], что практическое воплощение конституционных прав на законную возможность гражданам выражать свою консолидированную позицию, путем проведения мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований несет в себе ярко выраженную социальную направленность [2, с. 8].

Однако негативные процессы, связанные с попытками дестабилизации ситуации в стране, деструктивным влиянием на отдельные социальные группы, искусственным наращиванием напряжения в обществе негативно отражаются на процессах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

По данным ГИАЦ МВД России [3] в период с 2016 по 2020 гг. было пресечено 17 290 административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, (в 2016 г. - 1057 правонарушений, 2017 г.

- 4558, 2018 г. - 3918, 2019 г. - 4450, 2020 г. - 3307) и выявлено 3 преступления (с 2018 по 2016 гг. - 0, 2019 - 2, 2020 г.

- 1), предусмотренных ст. 212.1 УК РФ.

В указанных условиях радикальная интерпретация событий и общественных явлений в ходе незаконной протест-

ной деятельности имманентным образом приобретает фоновый, околопреступный характер, нередко приводит ее участников в сектор межкультурных, межнациональных, межрелигиозных и иных конфликтов, а также становится причиной массовых беспорядков. Так, по данным статистики с 2016 по 2020 гг. было выявлено 262 лица за совершение преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ, из которых 47 (17,9 %) являлись несовершеннолетними (при этом в возрасте от 14-15 лет их количество составило 3 человека (1,14 %), от 16-17 лет - 44 человека (16,7 %) [3].

Обращаясь к сущности незаконной протестной деятельности, отметим, что ее проявления не только носят резонансный характер, но и нарушают основополагающие принципы государственного управления, подрывают общественный порядок, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Подчеркнем, что важным условием результативности незаконной протест-ной деятельности является ее кадровый потенциал и наличие соответствующих регенеративных резервов. Функционеры незаконной протестной деятельности предпринимают различные шаги в целях вовлечения в нее новых участников, обеспечения масштабности акций, увеличения циркуляции протестных настроений среди различных слоев общества.

Значительные возможности для развития незаконных протестных движений составляют несовершеннолетние граждане. Контекст незаконной протестной деятельности в указанной динамичной

социальной группе определяется реактивностью ее течения и бескомпромиссностью в достижении заявленных про-тестных целей.

По имеющимся статистическим данным в 2020 г. на учете в органах внутренних дел состояло 114 646 несовершеннолетних, из которых в возрасте до 13 лет включительно - 27 599 лиц, от 14 до 15 лет - 34 092, от 16 до 17 лет - 52 955. Среди них учащихся общеобразовательных организаций - 78 499 лиц, образовательных организаций среднего профессионального образования - 26 854, образовательных организаций высшего профессионального образования - 415, других образовательных организаций -1339 [3].

Популяризация протестных воззрений в среде несовершеннолетних, реальность угрозы их вовлечения в незаконную протестную деятельность выступает индикатором социальной нестабильности и указывает на важность постоянной работы по формированию и поддержанию в актуальном состоянии действенных правовых барьеров.

Осознавая необходимость защиты интересов несовершеннолетних граждан, законодатель выразил свою принципиальную позицию в рамках Федерального закона от 27.12.2018 № 557-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [4], в соответствии с которым ст. 20.2 КоАП РФ была дополнена ч. 1.1, предусматривающей недопущение случаев вовлечения несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

Обобщение и анализ материалов судебной практики по ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ позволил выявить наиболее распространенные пути вовлечения несовершеннолетнего в незаконную протест-ную деятельность, к которым следует отнести:

1. Вовлечение близким родственником несовершеннолетнего лица в участие в незаконной протестной деятельности (при условии, что активные действия близкого родственника побудили у несовершеннолетнего лица желание личного участия в несанкционированной демонстрации, митинге, шествии или пикетировании).

В указанном случае априори высокая степень доверия несовершеннолетнего лица к близкому родственнику, его фактическая зависимость (материальная, психо-эмоциональная и иная) от него создает необходимые предпосылки для поддержания возникших замыслов, в том числе и носящих противоправный характер. К примеру, гр. А осуществил вовлечение несовершеннолетних детей в участие в несанкционированом пикетировании, а именно: обязал своих несовершеннолетних детей Ф., З., И., Д, разместиться возле здания администрации N-ской области, вручив им плакаты». Подобные действия гр. А. суд квалифицировал как вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированном пикетировании, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ [5].

2. Вовлечение несовершеннолетнего лица в участие в незаконной протестной деятельности под предлогом получения материального или иного вознаграждения.

Воздействие на личность несовершеннолетнего путем побуждения его к совершению противоправных действий с последующей выплатой (обещанием выплаты) ему денежных средств, предоставления иных материальных благ, зачастую подталкивает последнего к авантюрным действиям, где преодолеваемая грань закона остается без должного внимания.

Подобными средствами вовлечения несовершеннолетних в незаконную про-тестную деятельность пользовался гр. Л.,

который посредством электронной переписки в социальной сети «ВКонтакте» путём обещания денежного вознаграждения вовлёк несовершеннолетних Л., В., С., в участие в митинге, прошедшем на площади в городе N, снабдив несовершеннолетних заранее изготовленными средствами наглядной агитации (плакатами). Решением суда Л. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ [6].

Полагаем, что подобные параметры поведения несовершеннолетнего лица, мотивированного к противоправной деятельности возможностью материального обогащения, создают условия для дальнейшего восприятия и поддержки ложно транслируемых протестных взглядов.

3. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в незаконной протестной деятельности путем идеолого-пропаган-дистского воздействия на личность.

Приверженность несовершеннолетнего лица к воззрениям, допускающим возможность выхода за правовые рамки для достижения идеологизированных целей движений и организаций деструктивного толка, кратно увеличивает вероятность его вовлечения к участию в незаконной протестной деятельности.

В судебной практике встречается следующий пример. Так, гр. К. являясь активистом движения «ЛКСМ», находясь в группе лиц, организовал и провел в смешанной форме публичное мероприятие путем демонстрации неопределенному кругу лиц надписи общественно-политического характера, выражая тем самым свое мнение и формируя мнение окружающих. Для проведения несанкционированной публичной акции гр. К. привлек несовершеннолетнего Ж., активиста данного движения, заранее зная, что он является несовершеннолетним, заблаговременно пригласив его участвовать в данной акции и в ходе проведения которой сказал ему фиксировать все происходящее на мобильный телефон, при-

надлежащий гр. К [7].

Таким образом, процесс криминальной романтизации образа «борца за правое дело» в сознании несовершеннолетнего в немалой степени предопределяет принятие таких идеологических воззрений и значительно облегчает их вовлечение в совершение противоправных деяний [8, с. 70].

4. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в незаконной протестной деятельности посредством сети Интернет.

Динамичное развитие, совершенствование и ускорение информационно-технологических процессов, доступность разнообразных информационных ресурсов, объединенных в рамках сети Интернет, позволяет создавать, развивать и продвигать информационные площадки для распространения протестных взглядов в том числе у популярных новостных агрегаторов, месенджеров и блогеров, содержание контента которых нацелено, в том числе и на аудиторию несовершеннолетних граждан. На примере из судебной практики мы можем увидеть подтверждение этому. Так, несовершеннолетний гр. Е. около месяца назад в сети Интернет прочитал информацию, о том, что состоится пикет против коррупции. В указанное время он подошел на пересечение улиц X и Y для участия в пикетировании. Для участия в пикетировании он принес собственноручно нарисованный плакат. С этим плакатом он, его знакомые несовершеннолетние И., М, П., Ф. и молодой человек по имени Х. ходили по парку, и Р. фотографировал их с плакатом [9].

Представляется, что активное использование современных цифровых технологий в деятельности протестных движений открывает широкие возможности для реализации пропагандистских мер, направленных на повышение массовости протестных акций, популяризации такой формы поведения среди несовершеннолетних лиц, а также облегчения

координации противоправной деятельности их участников.

Приведенные наиболее распространенные способы вовлечения несовершеннолетних лиц в незаконную про-тестную деятельность свидетельствуют о коллизиях, имеющих место быть в отечественной системе предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, что, в свою очередь, требует реализации соразмерных шагов правового регулирования.

Считаем, что достижение положительных результатов в ходе предупреждения вовлечения несовершеннолетнего в незаконную протестную деятельность, возможно путем поэтапного осуществления следующих мер:

1. Предупреждение возможности популяризации у несовершеннолетнего лица протестных воззрений близким родственником с целью дальнейшего вовлечения такого несовершеннолетнего в участие в незаконной протестной деятельности связано с реализацией комплексных механизмов по обеспечению условий ограждения несовершеннолетнего от негативного влияния на его поведение и созданием условий поступательного положительного развития его личности.

По нашему мнению, первоочередными средствами достижения заявленной цели должна стать целенаправленная деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В данном ключе требует законодательного осмысления и последующей нормативной проработки сфера несанкционного воздействия на личность несовершеннолетнего, а реализация механизмов воспитательного, корректирующего характера в отношении несовершеннолетних лиц, вовлеченных в незаконную протестную деятельность.

Положения Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-

вершеннолетних» [10] предусматривают комплексные средства реагирования на факты нахождения несовершеннолетних и их семей в социально опасном положении, что позволяет осуществлять своевременное корректирующее воздействие на данных субъектов. Однако сфера превенции случаев вовлечения родителем несовершеннолетнего лица в незаконную протестную деятельность (популяризации протестных воззрений) не входит в перечень оснований для проведения индивидуальной профилактической работы, предусмотренных ст. 5 указанного Федерального закона, что безусловно, создает пробелы в рамках отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

На основании отмеченного считаем важным дополнить положения ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, предусмотрев проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних по основанию п. 4.1 «разделяющих крайние идеологические воззрения, протестные взгляды, вовлеченных в незаконную про-тестную деятельность».

Полагаем, что предложенное законодательное регулирование отдельных аспектов социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении вследствие их вовлечения в незаконную протестную деятельность, сделает возможным применение всего комплекса мер по инициированию процесса законопослушного поведения личности.

2. Результативность незаконных протестных явлений и их массовость во многом обусловлена рациональным сочетанием соответствующих финансовых и материальных ресурсов, формирующих потенциал для последующей агитации несовершеннолетних лиц к незаконной протестной деятельности и обеспечения пространства для их потенциальной радикализации.

При этом фактическое отсутствие

правовых оснований для принятия соответствующих ограничительных мер финансового характера к лицам, оказывающим финансовую поддержку процессу вовлечения несовершеннолетних в незаконную протестую деятельность, создает реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку, что требует скорейшего законодательного урегулирования.

Исходя из указанного на первоначальном этапе считаем необходимым дополнить ст. 20.2 КоАП РФ ч. 1.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании под предлогом получения материального или иного вознаграждения, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния».

Мы полагаем, что своевременный правовой отклик на факты финансирования незаконной протестной деятельности, вовлечения несовершеннолетних лиц в участие в протестных акциях под предлогом получения материального или иного вознаграждения будет являться одним из ключевых механизмов дифференциации ответственности за данное деяние, указывая тем самым на его противоправный характер.

3. Преодоление негативных последствий приверженности к крайним идеологическим воззрениям, способствующим вовлечению несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность, обусловлено совместной планомерной социально-ориентированной работой субъектов предупреждения экстремизма и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в стране.

Важность государственного внимания к проблемам семьи и детства в условиях агрессивного идеолого-пропа-гандистского воздействия на личность несовершеннолетнего со стороны функционеров незаконной протестной деятельности требует соответствующего па-

рового отклика в системе отечественного законодательства в сфере защиты несовершеннолетних граждан.

Полагаем, что значимым шагом на пути преодоления негативных последствий участия в незаконной протестной деятельности несовершеннолетнего лица явилось бы издание межведомственного приказа, предусматривающего налаживание взаимообмена «сигнальной» информацией о таких несовершеннолетних лицах между Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Основная цель такого приказа состоит в своевременной реализации превентивных мер по ограждению личности несовершеннолетнего от негативного воздействия на него протестных воззрений, а также последующей организации индивидуальной профилактической работы учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предложенная форма законодательного реагирования позволит актуализировать действующие механизмы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и будет способствовать снижению потенциала незаконной про-тестной деятельности в данной социальной группе, а также создаст необходимые условия для скорейшего принятия обеспечительных мер правоохранительного характера, взаимоувязанных по срокам и формам реагирования на изменения потребностей российского общества в вопросах безопасности несовершеннолетних граждан.

4. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних от деструктивных информационных потоков занимает одно из значимых мест в системе предупреждения их вовлечения в незаконную протестную деятельность. Подчеркнем, что сегодня произошли качественные изменения в определении

набора наиболее эффективных подходов при распространении призывов к незаконной протестной деятельности, рекрутинга новых сторонников и последующей коммуникации членов протест-ных движений, где основной площадкой стало интернет-пространство. При этом отсутствие должного правового регулирования сферы вовлечения несовершеннолетнего лица в незаконную про-тестную деятельность посредством сети Интернет создает предпосылки для его использования в подобных противоправных целях.

Исходя из указанного, значимым явилась бы проработка вопроса о дополнении ст. 20.2 КоАП РФ ч. 1.3, предусмотрев ее следующую редакцию: «Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, если это действие не содержит уголовно нака-

зуемого деяния».

Считаем, что указанное правовое решение будет способствовать оптимизации усилий законодателя в рамках формируемой эшелонированной системы своевременного правового реагирования на факты использования сети Интернет как инструмента вовлечения несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность и ее последующей координации.

Таким образом, предложенные правовые средства преодоления наиболее распространенных способов вовлечения несовершеннолетних в незаконную протестную деятельность позволят сформировать действенные барьеры на пути распространения и популяризации протестных форм поведения данной категории граждан, которые в синтезе с решением стратегических задач по противодействию преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних будут способствовать комплексному подходу в достижении правоохранительных целей и гармонизации системы обеспечения безопасности государства.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Саленко А. В. Свобода мирных собраний: «детские митинги» и «взрослые санкции» // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 48-61.

2. Матвеева Н. А., Воеводина А. И. Может ли участие в митинге рассматриваться как основание лишения родительских прав? // Семейное и жилищное право. 2020. № 2. С. 7-10.

3. Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России». Доступ по паролю. URL: http://10.5.0.16 (дата обращения: 25.02.2021).

4. О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 27.12.2018 № 557-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8483.

5. Архив Центрального районного суда г. Тулы. 2019. - Д. № 5-223/2019 [Электронный ресурс]. - URL: https:// sudact.ru/regular/doc/EP2HoquQNSYs/?regular (дата обращения: 26.02.2021).

6. Архив Октябрьского районного суда г. Архангельска. 2019. - Д. № 5-493/2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/jVmQUjx6VfbX/? regular (дата обращения: 26.02.2021).

7. Архив Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербург. 2019. - Д. № 5-247/2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/EIERhuW5UIrJ /?regular (дата обращения: 01.03.2021).

8. Абдулганеев Р. Р. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 3. С. 68-72.

9. Архив Ейского городского суда Краснодарского края. 2017. - Д. № 5-184/2017 [Электронный ресурс]. - URL:https://sudact.ru/regular/doc/Suv5naYcQCmW /?page=2&regular (дата обращения: 01.03.2021).

10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

© Абдулганеев Р. Р.

УДК 343.791(470)

А. А. ЛИХОЛЕТОВ, доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Волгоград)

А. А. LIKHOLETOV, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law of the Educational and Scientific Complex on the Preliminary Investigation in the Internal Affairs Bodies of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Volgograd)

К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЛОМА ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

TO THE ISSUE OF STRENGTHENING CRIMINAL LIABILITY FOR ILLEGAL TURNOVER OF FERROUS AND NON-FERROUS METAL SCRAP

Аннотация. Среди принципов криминализации, составляющих основу трансформации уголовного закона, помимо прочих, следует назвать наличие общественной опасности деяния, требующей принятия мер уголовно-правового реагирования; а также относительную распространенность такового. В последнее время на территории Российской Федерации в рамках проводимых мероприятий по выявлению правонарушений в сфере экономической деятельности было зафиксировано наличие значительного количества пунктов приема металлолома, функционирующих без разрешительного документа. Существование подобных форм нелегальной деятельности не только причиняет вред экономической системе страны, но и выступает в качестве детерминирующего фактора совершения корыстных преступлений, а также деяний, посягающих на общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка и другие охраняемые уголовным законом интересы. В настоящей статье предпринята попытка обоснования необходимости усиления уголовной ответственности за осуществление деятельности по обороту лома черных и цветных металлов без регистрации или без лицензии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.