Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / детерминанты / общество / противоречие / выгода.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротеева Ника Алексеевна

актуальность выбранной темы обусловлена проблемой негативного влияния коррупции в области образования на стабильность и безопасность общества, нанесения значительного вреда демократическим институтам, разрушения этических норм, подрыва веры граждан в справедливость, препятствия устойчивому развитию общества, а также зарождения социальной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Коротеева Н.А.

Коротеева Ника Алексеевна - студент, кафедра уголовного права и криминологии, факультет подготовки специалистов, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена проблемой негативного влияния коррупции в области образования на стабильность и безопасность общества, нанесения значительного вреда демократическим институтам, разрушения этических норм, подрыва веры граждан в справедливость, препятствия устойчивому развитию общества, а также зарождения социальной напряженности. Ключевые слова: коррупция, детерминанты, общество, противоречие, выгода.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается дача или получение взятки, осуществление коммерческого подкупа, злоупотребление физическим лицом своим служебным положением или полномочиями против законных интересов граждан и государства с целью получения собственной выгоды в виде денежных средств, ценностей, иного имущества, услуг или прав имущественного характера, незаконное предоставление такой выгоды третьим лицам, а также совершение вышеперечисленных действий от имени или в интересах юридического лица [4].

Основная задача криминологии как социолого-правовой науки состоит в изучении закономерностей и характера правонарушений, их причинно-следственных связей, личности и криминального поведения преступника, в поиске соответствующих методов их анализа и получения прогноза для своевременного профилактического реагирования по их предупреждению. В этом и заключается практическое значение науки криминологии.

Основные методы, используемые при анализе детерминант, содействующих совершению правонарушений, устанавливаются исследователем в зависимости от его научных мировоззрений и подходов о способах раскрытия подлинного содержания рассматриваемого объекта. Все множество условий, благоприятствующих совершению преступных деяний, это, в основном, явления, упрощающие и повышающие интенсивность образования причин, формирующих преступность [3, с. 137].

В целом, условия, способствующие совершению правонарушений, являются отдельным видом детерминации, формирующим источники и способы их реализации, впоследствии чего возникает взаимодействующая система таких детерминант. По мнению известного криминологического специалиста В.Н. Кудрявцева: «причины совершения преступлений чаще всего обладают чертами массовости, непрерывности, необратимости и генетической передаваемости» [2, с. 106].

Именно появляющиеся и прогрессирующие в социальном обществе противоречия служат детерминантами преступности. Так, согласно общественному мнению, ключевыми причинами совершения коррупционных преступлений в системе современного образования, в основном являются противоречия в социальном и нравственном развитии общества, в неустойчивости и нестабильности экономики государства, низком духовном уровне воспитания населения. Из этого следует о выделении данных социально-значимых обстоятельств как главных причин совершения преступных деяний коррупционной направленности в указанной сфере.

Несомненно, экономические трудности следует считать наиболее значимыми криминогенными детерминантами, формирующими организованную преступность в мировом масштабе, увеличивающими способность маскировки общественных ценностей, обладающих высокой материальной ценностью и, как следствие, повышение интереса со стороны коррупционеров. Развитие мирового хозяйства привело к тому, что коррупционная преступность сумела найти выход на международный уровень и стать наиболее распространённой и опасной.

Резкое имущественное расслоение общества является серьезной задачей государства обеспечить достойный уровень жизни своего народа. Вместе с тем, данное явление порождает чувство недоверия людей друг к другу, провоцируя различные формы насилия. Не что иное, как экономическая нестабильность, создает постоянные инфляционные скачки, заставляя чиновников находить любые источники доходов, а также стимулирует коррупционную преступность, в частности, и в образовательной сфере, ведь именно здесь возможен дефицит финансирования всей ее структуры.

Экономические противоречия в сфере просвещения выражаются в основном:

а) недостаточной материальной базой образовательных учреждений - изношенности большого числа зданий и сооружений школ, преимущественно в отдаленных регионах страны;

б) несправедливое исчисление коэффициентов оплаты труда отдельным категориям работников, приводящее к возникновению разногласий в учительско-преподавательском составе.

Так, к примеру, согласно указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагалось повышение к концу 2018 года

заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе [5]. Вместе с этим у чиновнического состава и иных работников сферы образования появляется соблазн завладеть всеми дополнительными денежными средствами. Таким образом, рост финансового потока в образовании может явиться поводом появления коррупционных влечений.

Есть сомнение, что даже если заработная плата работников сферы образования сравнительно возрастет, то это не приведет к значительным изменениям в снижении числа противозаконных деяний и тем самым еще больше простимулирует детерминанты коррупционной преступности.

Кроме криминогенных детерминантов в экономической области, следует обозначить их проявление в политической сфере. Прежде всего, основные противоречия в данной области обуславливаются отсутствием возможности влияния граждан на управленческую деятельность работников сферы образования. Несмотря на стремительное развитие в последнее время деятельности многих политических партий и общественных организаций эффективного их влияния на развитие образовательной системы незаметно. Все это ведет к снижению уровня общественного контроля за деятельностью работников государственного аппарата и образовательных структур, чья психология направлена преимущественно на повышение своих доходов любым путем [6, с. 163].

Перед принятием и реализацией новых законодательных актов в отдельной сфере (образование, медицина и т.п.) следует учитывать мнение работников, имеющих профессию реформируемой области. В действительности, принимаемые нормативные акты часто создают условия для еще большей коррумпированности, так как всегда допускаются некоторые недостатки в нормативно-правовых формулировках. Следующим детерминантом коррупционной напряженности выступает слабо развитый механизм привлечения обличенных в коррупции чиновников государственного аппарата, включая образовательную сферу, к уголовной ответственности, отстранения и замены их более эффективными работниками. Современная политическая система недостаточно укомплектована сравнительно молодыми деятельными и надежными кадрами, способными принимать решения и отвечать за свои действия, иными словами, присутствует «кадровый голод».

Следует отметить еще один немаловажный детерминант в политической сфере, способствующий совершению противозаконных действий в образовательной сфере, это слабый уровень профессиональной подготовки и совершенствования кадров. Из-за недостатка финансового обеспечения ограничиваются возможности повышения квалификации учительско-преподавательского состава как в нашей стране, так и за ее пределами.

Обстоятельства, побуждающие к совершению коррупционных действий, появляются в сознании людей и при оформлении ребенка в школу, так как нередко родителям озвучивается «вступительный взнос». Все родители желают своим детям дать лучшее образование в так называемых «лицейных школах», попасть в которые получается только пройдя конкурс. Из-за этого возникает соблазн любым способом оказать влияние на результаты приема и зачисления. Расходы на обучение в этих школах сравнительно выше, при том, что получение среднего образования в нашей стране считается бесплатным и осуществляется за счет государственного бюджета.

Следующим обстоятельством, провоцирующим людей к совершению деяний коррупционной направленности, является отсутствие необходимого количества мест в школах в крупных городах даже при оформлении согласно территориальному принципу приема.

При исследовании детерминант, способствующих совершению коррупционных преступлений в сфере образования нельзя не отметить государственную экзаменационную систему единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), справедливость оценивания которой весьма сомнительная. ЕГЭ предстоит сдавать в обязательном порядке каждому учащемуся школы по окончании учебного процесса, по результатам которого он получает возможность поступления на дальнейшее обучение в высшее учебное заведение. При этом известны случаи подделки таких результатов, не соблюдения правил проведения экзаменов. К сожалению, нередко должностные лица системы образования принимают участие в подмене результатов экзаменационных тестов. Часто и сами учителя не прочь решить ЕГЭ, выражают попытки дачи подсказок, раскрывают правильные ответы.

Что касается уровня коррупции в высших учебных заведениях, то большинство студентов считают ее основным направлением жизни и учебы, поэтому изначально переориентируются именно на эту стезю. Такое понимание данного негативного явления может сформировать дальнейшее поведение студента-выпускника в современном мире, куда он уверенно перенесет свой коррупционный опыт в дальнейшую жизнь. По мнению Соловьева А.П., изначально работники сферы образования настроены на получение доходов коррупционными методами, путем использования своего должностного положения [3, с. 137].

Кроме экономических и политических сфер проявления преступных детерминант, необходимо обратить внимание на сферу социальных противоречий. Здесь главной проблемой является несоответствие роста потребностей общества с возможностями их удовлетворения со стороны государства, в тяжелых условиях труда и быта разные социальные массы населения имеют неодинаковые возможности для реализации своих потребностей.

Что касается нравственно-духовных противоречий, складывающихся в обществе, то проявляются они преимущественно в разложении основных норм морали и человеческой нравственности. Следствием

такого падения являются негативные перемены среди населения, способствующие стремлению людей переориентироваться не в сторону обогащения их внутреннего мира, а в сторону выживания и попыток приспособления в существующем.

В настоящее время криминологи рассматривают применительно к коррупционной деятельности представителей именно тех слоев общества, которые, по их мнению, считаются обеспеченными и развитыми, это учительско-преподавательский состав, работники министерства образования и научные работники. Большинству из них бывает трудно в условиях рыночной экономики, с небольшим уровнем заработной платы, отказаться от соблазна получения «легких денег» коррупционным путем.

Известные деятели науки такие, как Д.И. Аминов, В.Д. Гладков и К.С. Соловьев видели причину совершения коррупционных деяний в системе просвещения в противоречиях между потребностями населения, имеющие социальное значение и, связанными с этим, возможностями удовлетвор ения этих потребностей честным и благородным трудом [1, с. 63].

К сожалению, вся совокупность причин и условий, провоцирующих и облегчающих совершение коррупционных преступлений в сфере образования, склоны к прогрессированию, поэтому бывает трудно установить границы детерминант в исследуемом направлении.

Таким образом, все множество детерминант, которые подталкивают людей к коррупционной деятельности, в частности, в сфере образования, можно выразить факторами, условно подразделяемыми на следующие группы: экономические; политико-организационные; факторы, обуславливающие недостаток нормативно-правового регулирования сферы образования; духовно-нравственное состояние сотрудников выделенной сферы. Именно рассматривая их во взаимосвязи, можно понять, что их совокупность является как раз теми криминогенными факторами, влияя на которые, можно действительно сократить количество противоправных коррупционных действий в образовательной среде.

Список литературы /References

1. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. М.: Юрист, 2002. С. 63.

2. КудрявцевВ.Н. Причинность в криминологии. М.: Проспект, 2007. С. 106.

3. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: МГУ, 1994. С. 137.

4. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КонсультантПлюс (consultant.ru)/ (дата обращения: 16.05.2022).

5. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: КонсультантПлюс (consultant.ru)/ (дата обращения: 16.05.2022).

6. ЭминовВ.Е. Криминология. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2020. С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.