УДК 343.9 ББК 67.51
Е.В. Стебенева *
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ хАРАКТЕРИСТИКА коррупционной ПРЕСТУПНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ
Аннотация: Коррупционные преступления сотрудников ОВД имеют специфические черты и отличительные особенности, выявление которых поспособствует разработке эффективного механизма противодействия коррупции.
Ключевые слова: ко ррупция; криминологическая характеристика коррупционных преступлений; сотрудник ор гано в в нутр енних дел.
E.V.Stebeneva
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CORRuPTION IN the Russian police
Summary: Co rraptio n by the Rus sian po lice has specific leature s and peculiarities revelation of which is inst ramental in develo ping an effective mechanismincombating corruption.
Key words: co rraptio n ; c riminological characteristics of corruption; police officer.
Непременным спутником общества с момента существования государства является коррупция в различных своих проявлениях. Коррупция является угроз ой для любого государства, для его нормального, стабильного функционирования и развития.
Существуют различные мнения на определение, содержание понятия кор-рупции.Так, П.А. Кабанов определяет к о р р у п ц и ю к к о ц и л н о я л н и -
к л ю ч ю щ я к р ы н о м и п о л о -
н и и д о л ж н о н ы м л и ц о м о р н о о у-
дарственной власти и управления, своего служебного положения для личного обогащения.1 Б.В. Волженкинрассматривает к о р р у п ц и ю к к о ц и л н о я л н и -
ключающееся в разложении власти, когда
* Стебенева Елена Викторовна — адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба ( Санкт- Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
© Е.В. Стебенева, 2011
1 Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. — Нижнекамск, 1995. — С. 7.
государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, с тат ус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.2 Д.А. Шестаков определяет коррупцию как сквозное, глобальное свойство взаимосвязанных э кономической и управленческой подсис-т е м общества воспроизводить возмездные, противоправные управленческие услуги, включающие в себя коррупционные преступления и коррупционные факторы на всех уровнях преступности.3
На законодательном уровне коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим
2 Волженкин Б.В. Коррупция,— СПб.,1998. — С. 8.
3 Сайт Санкт-Петербургского международного криминологического ^y6a.URL: http:// www.crimi-nologyclub.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=51:2011-03-05-07-08-56&catid=3:last-sessions&Itemid= 4(датаобращения:11.07.2011).
70 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущест-в а или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».4 Также под коррупцией понимается и совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.
К сожалению, законодатель раскрывает коррупцию в основномв уголовно-правовом аспекте и включает в её содержание лишь преступления коррупционной направленности, не учитывая то, что в обществе существуют такие проявления, которые не запрещены законом, но по своей сути являются основой коррупционных деяний и неразрывно с ними связаны ( протекционизм, непотизм и т.п.).
Таким образом, обобщая сказанное, под коррупцией мы понимаем исторически сложившееся социальное явление, к л ю ч ю щ д я н и я н п р в л н н ы н и -пользование должностного (служебного) положения и полномочий лица в корыстных целях и/или из иной личной заинтересованности, вопреки законным интерес ам общества игосударства.
В последнее время в России присталь-н н и м н и у д л я я п р у п л н и я м с отрудников органов внутренних дел, которые, зачастую, имеют коррупционную направленность.
Несомненно, высокий уровень коррупции в России не мог не сказаться и на состоянии законности в органах внутренних дел, которые служат своеобразным барометром степени доверия населения государственной власти в целом.
К основнымспецифическим чертам, характеризующим преступления коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, относятся:
— большая часть коррупционных преступлений совершается сотрудниками в
4 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3, ч.1 ст.1 // СЗ РФ, 2008, № 52 (часть 1), ст. 6228. — С. 15832— 15840.
ходеобщения с гражданами, юридическими лицами при разрешении вопросов, входящих в круг компетенции органов внутренних дел в сферах государственного управления и регулирования, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
— сосредоточение у ограниченного круга должностных лицМВД РФ функций, определяющих принятие того или иного решения в узкоспециализирован-нойсфере;
— отсутствие прозрачности в принятии решений должностными лицами в связи с ведомственнойспецификой;
— использование в преступных целях легитимного права ношения форменной одежды и применения физической силы, с пецсредств, огнестрельного оружия, мер государственного принуждения, которым наделены сотрудники при осуществлении оперативно-служебной деятельности и, что обусловливает, отсутствие активных действий по пресечению противоправной деятельности сотрудников со стороны граждан;
— наличие коллективного субъекта ответственности. Сотрудник, совершивший коррупционное преступление, несёт перс ональную ответственность и подвергает -с я уголовному преследованию (имеет мест о ретроспективный вид ответственности). Однако руководитель подразделения, в чьём служебном подчинении находился виновный сотрудник, в большинстве случаев также несёт ответственность, но уже дисциплинарного характера, что свиде-т ельствует о наличии коллективного субъекта ответственности.
Как показывают статистические данные за последние годы (2008-2010 гг.) удельный вес коррупционных преступлений не превышает 2,5 % (в 2008 г. — 1,2 %, в 2009 — 1,4 %, в 2010 — 2,25 %) от общего числа зарегистрированных преступлений по России. Однако из общего числа прес туплений, совершённых по России должностными лицами с использованием своего служебного положения, коррупционные преступления составили 95,6% в 2008 году, 99,4%в2009,100,0 %в 2010.
За 2008-2010 года как по общему количеству совершённых должностных и
коррупционных преступлений, так и по количеству лиц, совершивших преступления данного вида, первое место среди округов России занимал Центральный федеральный округ. В первую пят рку за данный период также вошли Приволжский, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральныеокруга.
По количеству должностных лиц, совершивших коррупционные преступления, органы внутренних дел занимают второе место по России (14,1% — в 2008 году, 12,8% — в 2009, 8,52 % — в 2010 от общего количества должностных лиц, совершивших коррупционные преступления).
Наиболее часто совершаемыми коррупционными преступлениями среди сотрудников являются, предусмотренные частями 3,4 статьи 159, частями 3,4 статьи 160, пунктом «б» ч.З статьи 228.1, статьями 285, 286 (в случае совершения из корыстного мотива и/или иной личной заинтересованности), 290, 292 УК РФ и др.
Всего за 2008 год преступления с использованием служебного положения совершило 1422 должностных лица органов внутренних дел, из них из корыстной и иной личной заинтересованности 1045 человек, в 2009 году 1570 и 1431, в 2010
— 1632 и 1439должностных лиц соответс-тв е нно.5
Результаты проведённого в 2010 году интервьюирования осуждённыхза совершение должностных и коррупционных преступлений сотрудников ОВД, содержавшихся в ФБУ ИЗ-47/1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также анализа материалов уголовных дел федеральных районных судов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2005-20И года, позволяют сделать вывод, что на момент совершения общественно-опасного деяния к возрастной
5 По данным статистической формы отчётности «5-КОРР» ГИАЦ МВД России «О результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями, совершёнными с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации» за 2008-2010 годы.
категории от 22до 30 летотносилось 67% осуждённых, от 31 до 40— 21,6%, от 41 до 50— 10,8%. Это свидетельствует о том, что основная масса сотрудников, совершивших коррупционное преступление, нахо-диласьв достаточно молодомвозрасте.
Стаж службы в МВД Россииу большинства сотрудников, совершивших коррупционное преступление, составил менее 10 лет, и в основном они занимали должности сержантского, младшего и среднего начальствующего состава. Таким образ ом, по данным официальной статистики наибольшую распространённость в ОВД имеет «низовая коррупция», что на самом деле не является абсолютно верным, так как коррупция высших должностных лиц правоохранительных органовболее латен-
Что касается семейного положения сот рудников, совершивших коррупционные преступления, то в основном они были не женаты. Однако это не является показателем фактического семейного положения, к к к в н я щ в р м я р п р р н н сожительство, без официального оформления супружеских отношений, что имело место в большинстве случаев у неженатых осуждённых сотрудников. У большинства осуждённых на момент совершения преступления имелись на иждивении мало-л н и д и
Уровень образования сотрудников, совершивших коррупционные преступления,следующий: 54,0 % имели в ы ш б р в н и 4 3 2 % — р д н п -циальное, 2,7% — неоконченное высшее образование.
В основном осуждённые воспитывались в полных семьях, где хотя бы один из родителей или близкий родственник имел отношение к органам внутренних дел либо к аналогичным сферам деятельности (юристы), что и повлияло на выбор с лужбы.
Продолжая криминологическую характеристику, следует отметить, что коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками ОВД, относятся к корыстным преступлениям, так как одним из признаков коррупционного преступления является использование лицом своего должностного (служебного) положения и
72 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
полномочий в корыстных целях и/или из иной личной заинтересованности. Однако в некоторых случаях данные преступления совершаются с применением насилия. Например, при совершениипревышения должностных полномочий в корыстных целях, с применением насилия (п.«а» ч. 3 ст. 286 УК РФ).Также при квалификации действий сотрудника, совершившего преступление коррупционной направленности, по совокупностисо статьёй, предусматривающей уголовную ответственность з а с овершение деяния, связанного с прим н н и м н и л и я п р и ч и н н и я р л и ч-ной тяжести вреда здоровью (так как в основном статьи УК РФ, содержащие коррупционные преступления, не содержат в квалифицирующих признаках применения насилия).Поэтому коррупционные преступления в некоторых случаях можно отнести к корыстно-насильственным.
Противоправная деятельность сотрудниками органов внутренних дел как специальными субъектами коррупционных преступлений осуществляется в следующих формах:
— оказание помощи в переделе собственности (споры хозяйствующих субъектов, рейдерство и т.п.), то есть оказание поддержки заинтересованным лицам и давление на конкурентов, предоставление постоянного покровительства различным гражданским структурам, в том числе криминальным («крышевание»), путём не проведения, либо недобросовестного проведения проверок предприятий, организаций, предусмотренных законодательством, оказание помощи в установлении монополии в том или ином экономичес-комсекторе и т.п.;
— незаконная деятельность по пре-
кращению, приостановлению уголовных дел, используя при этом подложные вещ н н ы д к л в ф и к и н ы
документы по проведению уголовно-про-
цессуальных действий, оказание физического, психического давления на очевидцев, свидетелей преступления, потерпевших, изменение процессуального статуса лиц, участвовавших в совершении преступления (организаторы, исполнители становятся свидетелями или в отношении них прекращается уголовное преследование);
— избрание более мягкой меры пресечения в отношении обвиняемого по уголовному делу;
— укрытие выявленных фактов правонарушений, в том числе и преступлений, путем уклонения от регистрации, служебного подлога, привлечения к ответствен-ностиза менеетяжкое правонарушение;
— незаконное взимание платы за оформление различных документов (принятие решения по материалу предварительной проверки в короткий срок, выдача лицен-з ии и т.п.);
— взимание платы при проверке документов в случае их отсутствия или если в них отсутствуют необходимые реквизиты; взимание платы на месте совершения правонарушения вместо оформления необходимых документов о наложении штрафа;
— продажа информации, в том числе оперативной(базы данных,спецучёты).
Необходимо отметить, что вышеуказанные действия сотрудник ОВД может с овершать как за материальное, так и не за материальное вознаграждение (повышение по службе, устройство ребенка в элитное учебноезаведение и т.п.).
Рассмотренные нами основные характеристики и особенности коррупцион-ныхпреступлений сотрудников позволяют разработать эффективный комплекс мероприятий по противодействию коррупционным преступлениям среди личного с остава МВД России с учётом специфики с лужбы, что способствовало бы снижению уровня коррупции, как в органах внутренних дел,так и в обществе в целом.