УДК 343.3
Е. С. Витовская
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Статья посвящена криминологической характеристике и предупреждению незаконного наркооборота в исправительных учреждениях уголовно -исполнительной системы. Приведены данные официальной статистики ФСИН России о криминальном обороте наркотиков в исправительных учреждениях Российской Федерации. Проведен анализ способов поступления наркотических средств в исправительные учреждения. На основе анализа научной литературы и правоприменительной практики обозначены условия, способствующие совершению правонарушений наркотической направленности в местах лишения свободы. Изучены меры противодействия незаконному поступлению наркотических средств в исправительных учреждениях, предлагаемые разными учеными. Автор пришел к выводу, что наличествует оптимальная законодательная основа для противодействия незаконному обороту наркотических средств в исправительных учреждениях, внесение в уголовное законодательство дополнительных норм, ориентированных на специфику места совершения преступления и особый статус субъекта, не требуется. Приоритетными задачами по противодействию незаконному поступлению наркотических средств в исправительных учреждениях видится выделение специальных организационных, лечебно-оздоровительных, воспитательно-предупредительных мер.
Ключевые слова: исправительное учреждение; преступления в сфере незаконного наркооборота; способы поступления наркотиков; осужденные; родственники; персонал исправительного учреждения; противодействие.
E. S. Vitovskaya
CRIMINOLOGICAL CHARACTERIZATION AND PREVENTION OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
The article is devoted to the criminological characterization and prevention of illicit drug trafficking in correctional institutions of the penal system. The official statistics of the Federal Penitentiary Service of Russia on criminal drug trafficking in correctional institutions of the Russian Federation are given. An analysis of the ways in which narcotic drugs enter correctional institutions has been carried out. Based on the analysis of scientific literature and law enforcement practice, conditions are identified that contribute to the commission of drug offenses in places of deprivation of liberty. Measures to counter the illegal flow of narcotic drugs in correctional in-
© Витовская Е. С., 2021 © Vitovskaya E. S., 2021
stitutions, proposed by various scientists, have been studied. The author concluded that there was an optimal legislative framework for countering illicit drug trafficking in correctional institutions, that additional rules were introduced in criminal legislation that were specific to the crime scene and that the special status of the subject was not required. The priority tasks for countering the illegal flow of narcotic drugs in correctional institutions are the allocation of special organizational, medical and recreational, educational and preventive measures.
Keywords: correctional facility; crimes in the field of illicit drug trafficking; modes of drug trafficking; convicted persons; relatives; correctional facility personnel; opposition.
На современном этапе развития российского общества сложилась крайне напряженная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств. Не является исключением и наркоситуация в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, что подтверждается не только научными исследованиями в указанной сфере, но и данными официальной статистики ФСИН России. Данную проблему с позиции научного исследования изучали О.А. Беларева, А. В. Звонова, Т. И. Егорова, С. П. Мишустин, А. И. Родионов, А. В. Шеслер, С. С. Шеслер и др. [2, с. 66; 5, с. 35; 6, с. 13; 10, с. 24; 15, с. 46; 19, с. 71; 20, с. 81]. Уровень регистрируемых преступлений в сфере незаконного наркооборота в исправительных учреждениях остается низким по сравнению с общероссийским. Так, в 2020 г. на территории исправительных учреждений было зарегистрировано 193 преступления в сфере незаконного наркооборота (или 19 % от общей массы всех совершенных преступлений в исправительных учреждениях), в 2019 г. — 193 (20 %), в 2018 г. — 225 (25 %), в 2017 г. — 201 (23 %), а в 2016 г. — 192 (17 %) [14, с. 32]. Данные статистики показывают, что среди преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств занимают одну из лидирующих позиций. Общероссийский уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств последние годы
остается стабильным, ежегодно регистрируется около 200 тыс. преступлений [13, с. 2].
Согласно официальным данным ФСИН России, в 2019 г. за совершение преступлений в сфере незаконного наркооборота содержалось под стражей и отбывало уголовное наказание 145 358 чел., их них 14 329 женщин и 146 несовершеннолетних [13, с. 1]. Не исключено, что указанные лица мотивированы на расширение рынка сбыта наркотиков и увеличение наркотизации в среде осужденных. В 2016 г. из незаконного оборота в исправительных учреждениях было изъято 46 000,325 г наркотических средств, в 2017 г. — 43 754,859 г, в 2018 г. — 53 028,709 г, в 2019 г. — 70 087,625 г, а в 2020 г. — 42 601,418 г [14, с. 38]. На профилактическом учете как склонные к употреблению наркотических средств в исправительных учреждениях состояли: в 2016 г. — 10 786 осужденных, в 2017 г. — 9 859, в 2018 г. — 8 596, в 2019 г. — 8 568, а в 2020 г. — 10 128 [14, с. 50]. Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным наркотиков в пределах режимной территории исправительных учреждений, ежегодно увеличивается на 10-15 % [10, с. 24]. Так, в 2020 г. было задержано 3 349 чел. из числа гражданских лиц за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных веществ, в том числе наркотических средств (более 90 % — при доставке) [14, с. 51]. На территории испра-
вительных учреждений обнаруживаются потайные комнаты, оборудованные спецконтингентом, предназначенные для употребления наркотических средств и нахождения в состоянии наркотического опьянения [6, с. 138].
В местах лишения свободы для противодействия незаконному наркообороту особо важное значение имеет опыт по выявлению каналов, по которым наркотические средства попадают на территорию исправительного учреждения. Согласимся с мнением, что под каналом доставки наркотических средств в исправительное учреждение понимается путь, по которому они доставляются осужденным субъектами, вступающими в запрещенную связь, с использованием в этих целях разных способов. Способ доставки наркотических средств представляет собой систему ухищренных приемов, операций и действий субъектов с использованием различных средств, обеспечивающих тайную передачу адресату, а также сохранение канала [1, с. 81].
Самым распространенным способом доставки наркотических средств является их переброс на режимную территорию исправительного учреждения. На долю переброса наркосодержащих веществ приходится от 40 до 50 % всех изъятых наркотических средств на территории исправительных учреждений, предыдущие годы не являются в этом плане исключением [14, с. 38]. Для переброса используются различные средства (рогатка, катапульта, пращ, арбалет, лук, квадракоптер, летательные игрушки, пневмопушка и т. п.). При этом переброс наркотических средств может осуществляться и самым простым способом — вручную. Для сокрытия перебрасываемых наркотических средств применяется маскировка. Так, в ноябре 2019 г. на прилегающую территорию исправительного учреждения в Республике Тыва с помощью самодельной пневмопушки
преступники произвели выброс наркотического средства — гашиш массой 1316,95 г. Для облегчения переброса было выставлено заднее стекло в автомобиле, в ходе преследования автомобиля преступники были задержаны [13, с. 3].
На сегодняшний день распространен способ доставки наркотических средств по воздуху. В. А. Рыбкин, начальник отдела организации надзора Управления режима и надзора ФСИН России, пояснил, что в 90 % случаев на квадрокопте-рах доставляют сотовые телефоны и лишь в 10 % — наркотики [8, с. 99]. Полагаем, что использование квадрокопте-ров в целях переброса запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений будет актуальным достаточно долгое время, поскольку в состав летального аппарата входит оборудование фото- и видеофиксации, что позволяет уточнить расположение объекта и конкретную «безопасную» точку сброса; лицо, управляющее квадроко-птером, удалено на достаточно большое расстояние от летательного объекта; в продаже имеются простые и недорогие модели, доступные для широкого круга потребителей. Переброс через воздух чаще всего используют друзья, родственники осужденных, нанятые лица.
Следующий способ — отправка наркотических средств в посылках и бандеролях осужденным. По данным официальной статистики ФСИН России, ежегодно на долю отправки наркотических средств в почтовых отправлениях и передачах приходится около 30 % всех изъятых наркотических средств на территории исправительных учреждений [14, с. 50]. Лица, отправляющие такие посылки с наркосодержащими предметами, также используют приемы маскировки. Достаточно часто запрещенные предметы маскируются в продуктах питания, вещах, разрешенных к использованию осужденными, или в их упаковке. Сокрытие наркотических средств отли-
чается большей ухищренностью и изобретательностью. Например, в ИК-3 г. Владимира при досмотре почтовой бандероли для осужденного в бульонных кубиках «Магги» было обнаружено наркотическое средство — гашиш [9, с. 4]. В октябре 2019 г. в ходе досмотра передачи передаваемой в адрес осужденного в Астраханской области в коробке стирального порошка среди других запрещенных предметов были обнаружены лекарственные препараты, являющиеся наркотическими анальгетиками [13, с. 4]. Субъектная группа для данного способа аналогична перебросу — это друзья, родственники осужденных.
Пронос на режимную территорию исправительного учреждения наркотических средств подразумевает их перемещение вместе с тем, кто их доставляет. При проносах через контрольно-пропускной пункт правонарушители маскируют наркотические средства в одежде, головных уборах, личных вещах с оборудованными тайниками, в волосах и естественных полостях тела. Т. И. Егорова, рассматривая типологию досмотров для лиц, прибывающих на свидание в исправительное учреждение, отмечает, что отсутствие конкретных нормативно закрепленных правил проведения личного досмотра препятствует проведению инвазивного или интимного досмотра таких лиц [5, с. 35]. Перечень субъектов, осуществляющих переброс запрещенных предметов, расширен, кроме ранее упомянутых лиц, это могут быть лица, работающие в исправительном учреждении. К числу последних следует относить как аттестованных сотрудников, так и вольнонаемных работников. Кроме того, пронос наркотических средств может быть осуществлен адвокатом осужденного. Наконец, пронести наркотические средства на территорию исправительного учреждения могут сами осужденные (часто используется мулинг). Это осужденные, пользующиеся правом бесконвойного передвижения; возвращающие-
ся из лечебно-исправительных учреждений, изоляторов временного содержания, судебных заседаний; прибывшие для дальнейшего отбывания наказания из следственного изолятора либо других исправительных учреждений. В 2020 г. при проведении свиданий с осужденными было изъято 1 059,167 г наркотиков (или 2 % от общей массы всех изъятых наркотиков в исправительных учреждениях), при поступлении спецконтингента в исправительное учреждение — 337,929 г (1 %), после посещения кабинетов следователей и адвокатов — 19,8 г (менее 1 %) [13, с. 5].
Так, в декабре 2019 г. в отношении адвоката Е. Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга, посещавшего исправительное учреждение, было возбуждено уголовное дело по факту покушения на сбыт наркотического средства — гашиш массой 9,08 г [13, с. 4].
Наркотические средства могут быть доставлены в исправительное учреждение при помощи специального вспомогательного транспорта (провоз), например, машиной доставки продуктов, а также мусороуборочной, строительной техникой и т. д. На долю данного способа ежегодно приходится от 1 до 3 % всех изъятых в исправительных учреждениях наркотических средств [14, с. 40]. При провозе наркотических средств на транспортных средствах водители и иные лица используют тайники, оборудованные в сиденьях, рамах, дверях кабин, фарах, бензобаках, огнетушителях, а также в перевозимых грузах.
Особняком среди способов доставки наркотических средств стоит использование животных, чаще всего используют кошек, голубей, крыс.
Так, в октябре 2019 г. для проноса наркотического средства на территорию исправительного учреждения в Республике Татарстан была использована кошка, к ошейнику был прикреплен мешочек, в котором находилось наркотиче-
ское средство — гашиш массой 12,18 г [13, с. 7].
Основывая на том, что наркопреступность в исправительных учреждениях характеризуется особыми детерминантами ее возникновения и способами совершения противоправных деяний, в научных кругах звучат высказывания о введении в уголовное законодательство каких-либо дополнительных норм, учитывающих специфику исправительного учреждения [4, с. 243; 6, с. 138]. Есть мнение, что распространенные способы доставки наркотических средств, такие как пронос, провоз, переброс, пересылка, целесообразно объединить общим термином «проникновение» и сформировать самостоятельный состав преступления [18, с. 100]. Полагаем, что в этом нет необходимости. Несмотря на некую специфику норм в уголовно-исполнительной системе, должно обеспечиваться неразрывное единство применения уголовного законодательства точно так же, как и в условиях без изоляции от общества. Как ни странно, при том, что уголовно-правовое регулирование в сфере криминального наркооборота несовершенно, законодателю удалось создать ситуацию достаточности уголовно-правовых положений о преступлениях наркотической направленности. На протяжении последних десятилетий в научном сообществе неоднократно высказывалось предложение о дополнении статьи о незаконном сбыте наркотических средств таким квалифицирующим признаком, как «совершение деяния с использованием лицом своего служебного положения». По отношению к основному составу этот признак был включен в ч. 4 ст. 2281 Уголовного кодекса РФ, сформировав, таким образом, особо квалифицированный состав. Однако более значимое изменение было внесено Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ в ч. 2 ст. 2281 Уголовного кодекса РФ, предусматривающее ужесточение
наказания за сбыт наркотических средств, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении. Подобное совершенствование законодательства означает усиление уголовно-правовой репрессии за незаконный наркооборот в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Следовательно, в этой ситуации включение каких-либо специальных норм о «проникновении» наркотических средств совершенно излишне. Очевидно, оно обернулось бы прежде всего против спецконтингента, имеющего зависимость от приема наркотических средств.
Анализ способов поступления наркотических средств в исправительное учреждение позволил выделить следующие условия, способствующие совершению правонарушений наркотической направленности: слабое взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения; недостаточная работа оперативного отдела, отдела режима, охраны по пресечению незаконных связей спецконтингента с иными лицами; ослабление деятельности и состояния кадрового состава; некачественное проведение обысков и досмотров; недостаточная информированность оперативных аппаратов о негативных процессах среди спецконтингента; слабое взаимодействие подразделений исправительного учреждения с иными правоохранительными органами в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности исправительных учреждений по противодействию незаконному поступлению наркотических средств необходимо принимать наиболее эффективные специальные меры. О. В. Старков выделяет две группы таких мер — мотивационные и организационно-управленческие. В первую группу включены микросредовая профилактика, ориентированная на нивелирова-
ние внутренних и внешних причин проникновения наркотиков при исполнении наказания (к примеру, контроль за перепиской осужденных) и индивидуальная профилактика (разъяснительная беседа с родственниками, прибывающими на свидания с осужденными). Ко второй группе мер отнесен надзор за осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя и сопровождения; внимательный осмотр посылок и передач, поступающих в адрес осужденных; техническое совершенствование средств охраны и надзора [17, с. 79]. Т. П. Роди-чева отмечает, что наиболее значимыми являются режимные мероприятия, которые коррелируют с оперативно-режимными мероприятиями. Среди прочих названы досмотр, обыск, служебное расследование, цензура корреспонденции, оперативно-розыскное документирование, наблюдение, наведение справок [16, с. 29]. Особый интерес представляет классификация криминогенных условий наркопреступности в исправительных учреждениях, ликвидация которых позволяет эффективно организовать противодействие незаконному поступлению наркотических средств. Выделяются технические и организационно-управленческие недостатки. Такое деление обосновано тем, что основным способом доставки наркотических средств является переброс. В числе технических недостатков названы несовершенство охранно-тревожной сигнализации, системы круглосуточного наблюдения за осужденными, аппаратуры для проверки посылок и передач для осужденных. К организационно-управленческим недостаткам отнесены превышение фактического спецконтингента над лимитом исправительного учреждения, низкая квалификация персонала, непринятие мер по выявлению лидеров отрицательной направленности [4, с. 246].
А. А. Нуждин, характеризуя состояние преступности в местах лишения свободы, акцентирует внимание на том, что
к важным направлениям деятельности по борьбе с пенитенциарной преступностью, в том числе в сфере криминального наркооборота, следует относить минимизацию нарушений требований режима отбывания наказания с одновременным осуществлением комплекса мер, направленных на предупреждение правонарушений, пресечение готовящегося преступного проявления и содействие в раскрытии и расследовании совершенного преступления [12, с. 33]. В условиях напряженной оперативной обстановки в исправительных учреждениях неизмеримо возрастает роль уголовно-правовых мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков (защита наркологической безопасности в местах лишения свободы), уголовно-процессуальных мер (специфика проведения следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств), уголовно-исполнительных мер (отказ в условно-досрочном освобождении, перевод в колонию-поселение, обязательное лечение осужденных от наркомании) [3, с. 26]. Поскольку в преступной схеме по доставке наркотических средств в исправительное учреждение непосредственно участвует сотрудник уголовно-исполнительной системы, то острой становится проблема проведения комплекса мероприятий в отношении недисциплинированных сотрудников, вступивших в преступную связь с осужденными с целью доставки им наркотиков [11, с. 237].
Пути повышения эффективности деятельности исправительных учреждений по противодействию незаконному поступлению наркотических средств сотрудники, проходящие службу в исправительных учреждениях, видят в увеличении кадрового аппарата, борьбе с коррупцией внутри уголовно-исполнительной системы, уменьшении объема документооборота, снижении излишней формализованности деятельности, направлении сотрудников на обучение по вопросам документирования и
процессуального закрепления противозаконной деятельности лиц, причастных к незаконного наркообороту в исправительных учреждениях, премирование сотрудников за положительные результаты в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.
В связи с этим приоритетными задачами по противодействию незаконному поступлению наркотических средств в исправительные учреждения видятся в выделении следующих групп мер.
Организационные меры:
- обеспечение контроля за территорией, непосредственно прилегающей к основному ограждению, в целях предотвращения перебросов наркотических средств;
- перекрытие мест, опасных в перебросовом отношении (оборудование участков противоперебросовыми заграждениями, перекрытие видеонаблюдением с выводом сигнала на пост визуального контроля, установка на ограждениях внутренней запретной зоны световых датчиков на движение, установка громкоговорящей связи с выводом на пост визуального контроля);
- обеспечение надлежащего пропускного режима на контрольно-пропускных пунктах исправительного учреждения;
- обеспечение надлежащего досмотра передач, посылок и бандеролей, поступающих в адрес осужденных;
- недопущение проникновения на территорию исправительного учреждения посторонних лиц, проноса запрещенных предметов и веществ;
- обеспечение мер, исключающих возможность совершения правонарушений, связанных с незаконным наркооборотом при конвоировании по маршрутам передвижения;
- обеспечение надлежащего досмотра транспортных средств на контрольно-пропускных пунктах исправительного учреждения;
- активизация работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ в сфере незаконного оборота наркотических средств, изобличению организаторов наркотрафика в исправительные учреждения;
- использование всех форм и методов работы оперативно-розыскной деятельности, в частности, контролируемых поставок и проверочных закупок.
- обеспечение мер по профилактике правонарушений наркотической направленности, выявлению неслужебных связей сотрудников исправительного учреждения со спецконтингентом и их родственниками;
- введение в образовательных учреждениях ФСИН России спецдисциплины по противодействию незаконному обороту наркотических средств.
Лечебно-оздоровительные:
- проведение медицинского осмотра осужденных с целью выявления лиц, употребляющих наркотические средства;
- проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий;
- проведение психологического обследования;
- разработка рекомендаций по проведению индивидуально-воспитательной работы со спецконтингентом с учетом их личностных особенностей;
- проведение психокоррекционных мероприятий со спецконтингентом;
- выявление сотрудников, склонных к деструктивным формам поведения;
- осуществление психопрофилактической работы с указанной категорией лиц.
Воспитательно-предупредительные:
- проведение воспитательных мероприятий с осужденными, склонными к совершению правонарушений в сфере незаконного наркооборота;
- постановка на профилактический учет указанной категории лиц;
- реализация профилактических мероприятий с подучетными лицами;
- проведение служебных проверок по фактам совершения правонарушений, связанных с незаконным наркооборотом;
- организация служебно-боевой подготовки, включающая обучение сотрудников исправительного учреждения обнаружению и распознанию наркотических средств, каналов и организацию их поставок;
- способствование профессиональной адаптации молодых сотрудников исправительного учреждения.
В заключение хотелось бы отметить, что законодатель создал достаточную законодательную основу для противодействия незаконному обороту наркоти-
ческих средств в исправительных учреждениях, не требующую введения в уголовное законодательство дополнительных норм, ориентированных на специфику места совершения преступления и особый статус субъекта.
Исследование способов поступления наркотических средств в незаконный оборот в исправительное учреждение позволило выявить наиболее важные задачи по противодействию незаконному наркообороту. В целях дальнейшего совершенствования деятельности исправительного учреждения по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств необходимо принять эффективные организационные, лечебно-оздоровительные, воспитательно-
предупредительные специальные меры.
Литература
1. Антонов, И. А., Каширин, Р. М. Роль оперативных подразделений ФСИН России в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2010. — № 4. — С. 79-82.
2. Беларева, О. А. К вопросу обоснованности усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года. Новокузнецк : ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. — С. 65-68.
3. Голощапова, Т. Г., Голощапов, Е. В. Правовые меры предупреждения преступлений осужденных к лишению свободы, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по материалам Южно-Уральского региона) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 24-30.
4. Дозоренко, В. А. Вопросы противодействия наркотической преступности в местах лишения свободы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2012. — № 2 (40). — С. 242-246.
5. Егорова, Т. И. Противодействие незаконному обороту наркотиков в местах лишения свободы // Наркоконтроль. — 2017. — № 1. — С. 33-35.
6. Звонова, А. В. К вопросу о распространении наркотических средств и психотропных веществ на территории исправительных учреждений // Проблемы в российском законодательстве. — 2015. — № 2. — С. 137-139.
7. Ковалерова, М. Г. Причины незаконного оборота наркотических средств и распространения наркомании в учреждениях уголовно-исполнительной системы: пу-
ти преодоления // Вестник Тамбовского университета. — 2012. — № 12 (116). — С. 509-512.
8. Красоткин, П. Н., Красильникова, М. С. Наркопреступность в России и в учреждениях уголовно-исполнительной системы: криминологический анализ // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2018. — № 4 (33). — С. 96-101.
9. Мазалева, Л. В. Характеристика способов проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы // Современные научные исследования и инновации. — 2019. — № 4. — С. 3-5.
10. Мишустин, С. П. Исполнение наказаний в виде лишения свободы в отношении осужденных с социально значимыми заболеваниями // Уголовно-исполнительная система. — 2012. — № 6. — С. 23-24.
11. Некрасов, А. П., Галеева, Г. Р. Проблемы искоренения наркомании в местах лишения свободы и в обществе как деструктивизм генофонда нации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2020. — № 2 (95). — С. 232-239.
12. Нуждин, А. А. Современное состояние преступности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник современной науки и практики. — 2019. — № 1 (1). — С. 31-34.
13. О мероприятиях, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. — Тверь : ФКУ НИИТ ФСИН России, 2020. — 9 с.
14. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информационно-аналитический сборник за 2016-2020 г. — Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2021. — 402 с.
15. Родионов, А. И. Совершенствование системы лечения наркозависимых как способ предупреждения рецидивной наркопреступности // Вестник МИИГУ им. П. А. Столыпина. — 2015. — № 1. — С. 45-57.
16. Родичева, Т. П. Некоторые аспекты выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств в исправительных учреждениях ФСИН России силами оперативных подразделений // Вестник Кузбасского института. — 2011. — № 5 (8). — С. 24-30.
17. Старков, О. В. Криминопенология. — Москва : Экзамен, 2004. — 480 c.
18. Чучаев, А. И. Квалификация хищения наркотических средств или психотропных веществ, совершенного с использованием служебного положения в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2020. — № 4 (45). — С. 100-109.
19. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Криминальный профессионализм: понятие и признаки// Gaudeamus Igitur. — 2015. — № 2. — С. 71-77.
20. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Понятие и общественная опасность личности лица, совершающего преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2019. — № 3 (36). — С. 80-85.
References
1. Antonov I. A. and Kashirin, R. M. Rol' operativnyh podrazdelenij FSIN Rossii v pro-tivodejstvii nezakonnomu oborotu narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih prekursorov [The role of the operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia in countering the illegal traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors]. «Chernye dyry» v rossijskom zakonodatel'stve [Black Holes in Russian legislation], 2010, no. 4, pp. 79-82.
2. Belareva O. A. K voprosu obosnovannosti usileniya ugolovnoj otvetstvennosti za neza-konnyj oborot narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [On the rationale for strengthening criminal liability for illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in correctional institutions]. In: Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki [Criminal enforcement system today: interaction of science and practice]. Materials of the international scientific and practical conference. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2014. Pp. 65-68.
3. Goloshchapova T. G. and Goloshchapov E. V. Pravovye mery preduprezhdeniya prestuplenij osuzhdennyh k lisheniyu svobody, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv (po materialam YUzhno-Ural'skogo regiona) [Legal measures to prevent crimes of convicts sentenced to imprisonment related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances (based on materials from the South Ural region]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of South Ural State University], 2017, no. 2, pp. 24-30.
4. Dozorenko V. A. Voprosy protivodejstviya narkoticheskoj prestupnosti v mestah lisheniya svobody [Issues of countering drug crime in places of deprivation of liberty]. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo [Issues of modern science and practice. University named after V. I. Vernadsky], 2012, no. 2 (40), pp. 242-246.
5. Egorova T. I. Protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkotikov v mestah lisheniya svobody [Countering drug trafficking in places of detention]. Narkokontrol' [Drug control], 2017, no. 1, pp. 33-35.
6. Zvonova A. V. K voprosu o rasprostranenii narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv na territorii ispravitel'nyh uchrezhdenij [To the issue of the distribution of narcotic drugs and psychotropic substances in the territory of correctional institutions]. Problemy v rossijskom zakonodatel'stve [Problems in Russian legislation], 2015, no. 2, pp. 137-139.
7. Kovalerova M. G. Prichiny nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv i raspros-traneniya narkomanii v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: puti pre-odoleniya [The causes of illicit drug trafficking and the spread of drug addiction in institutions of the penal system: ways to overcome]. Vestnik Tambovskogo universiteta [Bulletin of the University of Tambov], 2012, no. 12 (116), pp. 509-512.
8. Krasotkin P. N. and Krasilnikova M. S. Narkoprestupnost' v Rossii i v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: kriminologicheskij analiz [Drug crime in Russia and in institutions of the penal system: criminological analysis]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 4 (33), pp. 96-101.
9. Mazaleva L. V. Harakteristika sposobov proniknoveniya zapreshchennyh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayushchie nakazanie v vide lisheniya svobody [Description of the methods of penetration of prohibited objects into institutions that carry out the punishment of imprisonment]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2019, no. 4, pp. 3-5.
10. Mishustin S. P. Ispolnenie nakazanij v vide lisheniya svobody v otnoshenii osuzhden-nyh s social'no znachimymi zabolevaniyami [Execution of punishments in the form of deprivation of liberty in relation to convicts with socially significant diseases]. Ugolov-no-ispolnitel'naya sistema [Penal enforcement system], 2012, no. 6, pp. 23-24.
11. Nekrasov A. P. and Galeeva G. R. Problemy iskoreneniya narkomanii v mestah lisheniya svobody i v obshchestve kak destruktivizm genofonda nacii [The problems of eradicating drug addiction in places of deprivation of liberty and in society as the destructive
nature of the gene pool of the nation]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tat-ishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev], 2020, no. 2 (95), pp. 232-239.
12. Nuzhdin A. A. Sovremennoe sostoyanie prestupnosti lic, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [The current state of crime of persons detained in institutions of the penal system]. Vestnik sovremennoj nauki ipraktiki [Bulletin of modern science and practice], 2019, no. 1 (1), pp. 31-34.
13. O meropriyatiyah, napravlennyh na protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkotich-eskih sredstv i psihotropnyh veshchestv [Measures aimed at countering the illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances]. Tver, Information Technology Research Institute of the FPS of Russia, 2020. 9 p.
14. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii [Main indicators of the activity of the penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Tver, Information Technology Research Institute of the FPS of Russia, 2021. 402 p.
15. Rodionov A. I. Sovershenstvovanie sistemy lecheniya narkozavisimyh kak sposob preduprezhdeniya recidivnoj narkoprestupnosti [Improving the treatment system for drug addicts as a way to prevent recurrent drug crime]. Vestnik MIIGU im. P. A. Stoly-pina [Bulletin of MIIGU named after P. A. Stolypin], 2015, no. 1, pp. 45-57.
16. Rodicheva T. P. Nekotorye aspekty vyyavleniya i presecheniya nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah FSIN Rossii silami operativnyh podrazdelenij [Some aspects of the detection and suppression of illicit drug trafficking in correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia by means of operational units]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2011, no. 5 (8), pp. 24-30.
17. Starkov O. V. Kriminopenologiya [Criminopenology]. Moscow, Exam, 2004. 480 p.
18. Chuchaev А. I. Kvalifikaciya hishcheniya narkoticheskih sredstv ili psihotropnyh vesh-chestv, sovershennogo s ispol'zovaniem sluzhebnogo polozheniya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Qualification of theft of narcotic drugs or psychotropic substances using official position in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2020, no. 4 (45), pp. 100-109.
19. Shesler A. V. and Shesler S. S. Kriminal'nyj professionalizm: ponjatie i priznaki [Criminal professionalism: concept and signs]. Gaudeamus Igitur, 2015, no. 2, pp. 71-77.
20. Shesler A. V. and Shesler S. S. Ponyatie i obshchestvennaya opasnost' lichnosti lica, sovershayushchego prestupleniya, svyazannye s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv [The concept and public danger of the person who commits crimes related to drug trafficking]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 3 (36), pp. 80-86.
Сведения об авторе
Евгения Сергеевна Витовская: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры государственно -правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Information about the author
Evgeniya S. Vitovskaya: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Criminal Law. E-mail: [email protected]