Научная статья на тему 'Криминологическая экспертиза в системе предупреждения преступности'

Криминологическая экспертиза в системе предупреждения преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / МОНИТОРИНГ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барановский Н.А., Шевчук Н.Н.

Актуализируется вопрос о необходимости расширения перечня объектов криминологической экспертизы и использования современной междисциплинарной социально-детерминационной криминологической методологии для повышения социальной эффективности системы предупреждения преступности. Указано на необходимость при проведении криминологической экспертизы в качестве базовой использовать категорию «правовые детерминанты преступности». Обосновывается научно-практическая целесообразность распространения практики проведения криминологической экспертизы на действующее национальное законодательство путём организации постоянного криминологического мониторинга права. Предлагается рассмотрение альтернативного варианта социально-правового статуса и процедуры проведения криминологической экспертизы путем включения ее в предметное поле юридической экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMIINOLOGICAL EXPERTISE IN CRIME PREVENTION

The important issue of the necessity to expand the list of objects of criminological expertise and the use of modern interdisciplinary social determinational criminological methodology for improving the efficiency of social crime prevention. The article points out the necessity of using the category “Legal determinants of crime” as a basic one while conducting a criminological expertise. Reasonability of spreading the practice of conducting a criminological expertise on existing national legislation by organizing constant criminological monitoring of law is shown. It is suggested to consider an alternative social and legal status and procedure of criminological expertise by including it in the subject field of legal expertise.

Текст научной работы на тему «Криминологическая экспертиза в системе предупреждения преступности»

УДК 343.9

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

д-р социол. наук, канд. юрид. наук Н.А. БАРАНОВСКИЙ (Институт правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Минск);

Н.Н. ШЕВЧУК (Полоцкий государственный университет)

Актуализируется вопрос о необходимости расширения перечня объектов криминологической экспертизы и использования современной междисциплинарной социально-детерминационной криминологической методологии для повышения социальной эффективности системы предупреждения преступности. Указано на необходимость при проведении криминологической экспертизы в качестве базовой использовать категорию «правовые детерминанты преступности». Обосновывается научно-практическая целесообразность распространения практики проведения криминологической экспертизы на действующее национальное законодательство путём организации постоянного криминологического мониторинга права. Предлагается рассмотрение альтернативного варианта социально-правового статуса и процедуры проведения криминологической экспертизы путем включения ее в предметное поле юридической экспертизы.

В современном белорусском обществе, как свидетельствует государственная статистика и результаты криминологических исследований, преступность и другие правонарушения имеют высокий и относительно стабильный уровень распространения, а также негативные качественные характеристики (высокий удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, женской, молодежной, насильственной, корыстной, организованной, групповой, рецидивной и «пьяной» преступности, большие социальные последствия от преступности, высокий уровень страха перед преступностью и тревоги за личную, имущественную и общественную безопасность). По данным социологических исследований населения страны и опросов экспертов-практиков преступность входит в число трех наиболее тревожных социальных проблем, требующих первоочередного государственного внимания и противодействия.

Преступность по своей природе и сущности относится к категории антиобщественных уголовно-правовых явлений, которое причиняет обществу большой физический, материальный и социальный ущерб, существенно препятствуя его устойчивому развитию. В криминологическом плане преступность - это массовое и устойчивое во времени и социальном пространстве, детерминированное социумом, личностью и деструктивными личностно-социальными взаимодействиями закономерное антиобщественное уголовно-противоправное явление, которое как социально-правовая система включает совершенные преступления, преступников, потерпевших и другие общественно опасные последствия преступных деяний, а также имеет количественные и качественные показатели, позволяющие осуществлять ее криминологическое измерение, оценку, прогнозирование и предупреждение.

В системе современной антикриминальной политики по активному противодействию преступным деяниям и наказанию преступников предупреждение преступности следует рассматривать в качестве главного и приоритетного направления деятельности государственных органов и общественных организаций по борьбе с преступлениями. В отечественной криминологии существует множество научных определений предупреждения преступности, которые преимущественно сводятся к системе мер общей и индивидуальной профилактики, направленных на выявление и устранение причин и условий совершения преступлений (в том числе и в Законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» 2008 г.). По нашему мнению, такого рода подходы и определения имеют упрощенный и чрезмерно узкий характер с акцентом только на конкретные меры профилактической работы. В данной дефиниции не определены в полном объеме цели, задачи и основные направления деятельности по предупреждению преступности, не конкретизированы причины и условия, обусловливающие совершение преступлений, не указаны объекты и категории лиц, в отношении которых должна проводиться профилактическая работа, не раскрываются формы и средства так называемой «позитивной превенции», то есть созидательной социальной деятельности по созданию условий формирования законопослушного поведения.

Предлагается следующее криминологическое определение системы предупреждения преступности - это главное направление государственной антикриминальной политики, которое представляет собой регулируемую законодательством систему социальной, криминологической, виктимологической, правовой и социально-реинтеграционной деятельности государственных органов, общественных объединений и граждан, направленной на выявление и устранение экономических, социальных, культурных, правовых, личностных и других факторов, причин и условий, детерминирующих преступность и другие взаимосвязанные с ней правонарушения (негативная профилактика), а также создание социальных условий и формирование ценностных ориентаций на безопасное и правомерное поведение граждан (позитивная профилактика) с це-

лью обеспечения личной и общественной безопасности граждан, снижения уровня, изменения структуры и характера преступности и других правонарушений, укрепления правопорядка в обществе [1, с. 64 - 72].

Главные цели системы предупреждения преступности: 1) выявление, нейтрализация и устранение всего комплекса социальных и личностных причин и условий совершения правонарушений и виктими-зации населения, связанных как с деформацией личности и образа жизни правонарушителей и жертв правонарушений, так и с криминогенными явлениями и процессами микро- и макросоциальной и культурной среды их формирования и развития, а также деструктивным характером взаимодействия личности, социальных групп и общества; 2) обеспечение позитивных изменений уровня, динамики, структуры и характера преступности и других правонарушений, минимизация материального, социального и морального вреда, причиняемого ими, снижение уровня страх перед преступностью и обеспечение личной, имущественной и общественной безопасности граждан; 3) содействие экономическому, социальному и культурному развитию личности, социальных групп и общества, а также создание социальных условий и формирование мотивации на правомерное и безопасное поведение и социально -позитивный образ жизни.

Субъектами предупреждения преступности и других правонарушений являются общие, специализированные и вспомогательные органы государственной власти и управления, общественные объединения и граждане, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входит осуществление деятельности по предупреждению преступлений и других правонарушений, и работники которых несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в данной сфере, а также те органы, организации и граждане, которые принимают участие в деятельности по предупреждению преступлений и других правонарушений.

Основные направления (типы) деятельности по предупреждению преступности:

- социальное предупреждение - деятельность субъектов предупреждения преступности, направленная на устойчивое экономическое, политическое, социальное и культурное развитие личности, социальных групп, институтов и общества, обеспечение материального, социального и духовно-нравственного благополучия населения, а также создание социальных условий и формирование мотивации социально-позитивного, безопасного и правомерного образа жизни групп криминального риска и всех других граждан;

- криминологическое предупреждение - деятельность субъектов предупреждения преступности, направленная на выявление, предотвращение и пресечение преступлений, выявление и устранение всех экономических, социальных, культурных, правовых, личностных и других факторов, причин и условий, детерминирующих преступность и другие правонарушения, а также выявление, учет и превентивный социально-правовой контроль преступников и лиц из групп криминального риска;

- виктимологическое предупреждение - деятельность субъектов предупреждения преступности, направленная на выявление, предотвращение и пресечение криминальной виктимизации населения, на выявление, нейтрализацию и устранение всех экономических, социальных, культурных, правовых, личностных и других факторов, причин и условий, их детерминирующих, а также защиту прав жертв преступлений и виктимологическое просвещение населения;

- правовое предупреждение - законотворческая, правоприменительная уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительская деятельность субъектов предупреждения преступности, связанная с установлением и реализацией уголовной и административной ответственности и наказания за преступления и другие правонарушения, которая обеспечивает исправление лиц, совершивших преступления и другие правонарушения, оказывает общепредупредительное социальное и психологическое воздействие на всех граждан (общая превенция), а также специально-предупредительное социальное и психологическое воздействие на лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за преступления и другие правонарушения (специальная превенция), способствует восстановлению социальной справедливости и обеспечивает возмещение материального и морального вреда;

- социально-реинтеграционное предупреждение - деятельность, субъектов предупреждения преступности, направленная на выявление, диагностику, социальную реабилитацию и интеграцию в общество преступников, лиц из групп криминального риска, а также жертв преступлений и лиц из групп виктимного риска.

По каждому направлению субъектами предупреждения преступности реализуются установленные законом меры профилактической работы: общие (направленные на предупреждение преступности и других правонарушений как социально-правовых явлений), специальные (непосредственно направленные на предупреждение отдельных видов преступности, а также в отношении наиболее криминально активных и общественно опасных категорий преступников) и индивидуальные (по исправлению и коррекции личности, образа жизни и ближайшего социального окружения конкретных преступников, групп криминального риска, жертв преступлений и групп виктимного риска).

Важной социально-практической общей мерой социального, криминологического, виктимологиче-ского, правового и социально-реинтеграционного предупреждения преступности является криминологическая экспертиза. Криминологическая экспертиза - это урегулированное правовыми нормами экспертное криминологическое исследование, направленное на диагностику и выявление деструктивных явлений и процессов в социуме, в законодательстве, в государственной политике, в поведении и образе жизни населе-

ния, которые могут иметь криминогенный характер и выступать в качестве социальных, правовых и личностных детерминант (факторов, причин и условий) преступности с целью последующей криминологической корректировки социально-экономической, правовой и другой государственной деятельности для эффективного решения социальной задачи предупреждения преступности и других правонарушений.

Объектами криминологической экспертизы могут выступать: а) законодательство и проекты законов и других нормативных правовых актов; б) программы и планы социально-экономического и культурного развития страны и регионов, а также социальная практика их реализации; в) национальные, региональные и ведомственные концепции, программы и планы предупреждения и борьбы с преступностью и другими, взаимосвязанными с ней правонарушениями и социальными девиациями, а также их проекты и социальная практика реализации; г) практическая деятельность по предупреждению преступности, реализуемая общими, специальными и вспомогательными субъектами предупреждения преступности; д) криминальная ситуация и криминогенная обстановка в стране, регионах, городах, микрорайонах, на предприятиях и учреждениях, а также уровень эффективности системы предупреждения преступности в стране, отдельных регионах, отраслях и предприятиях.

В практике проведения криминологической экспертизы могут использовать различные общенаучные и специальные методы: системный, структурно-функциональный, социально-экономический, культурологический, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, социального моделирования, социологического опроса, экспертных оценок, анализа статистических данных и правоприменительной практики и другие.

В качестве криминологических экспертных учреждений могут выступать специальные государственные структуры, общественные организации (объединения), учреждения образования и научно-исследовательские учреждения. В зависимости от вида экспертного учреждения выделяются: государственная, общественная и научная криминологическая экспертиза. В настоящее время в Беларуси в соответствии с действующим законодательством государственная криминологическая экспертиза проводится «Научно-практическим центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» [2; 3]. В Российской Федерации проводится только антикоррупционная экспертиза проектов законов [4; 5]. Проведение общественной и научной криминологической экспертизы проектов законов, к сожалению, пока нормативно не урегулировано и не практикуется. Данный недостаток, по нашему мнению, должен быть устранен, так как практика проведения общественной и научной криминологической экспертизы значительно расширит объем и глубину экспертного криминологического анализа, а также обеспечит большую гласность, демократичность, объективность и достоверность ее результатов, что повысит уровень эффективности социально-правового института криминологической экспертизы в предупреждении преступности как приоритетного направления современной антикриминальной политики.

Нуждаются в совершенствовании Методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь, утвержденные Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года [3]. В их основу положен традиционный криминоло-го-юридический методологический подход, рассматривающий криминологию как юридическую науку, согласно которому проведением криминологической экспертизы должны заниматься юристы-специалисты в области криминологии и уголовного права с привлечением по мере необходимости представителей других государственных организаций и других отраслей научных знаний. В этих Методических рекомендациях, так же как в Методических рекомендациях по проведению антикоррупционной экспертизы, разработанных в Российской Федерации, используется методология факторного анализа закономерностей этиологии и генезиса преступности. В частности, в российской методике в качестве базовой категории используется понятие «коррупционного фактора и коррупционного риска», которые «могут способствовать проявлениям коррупции, могут стать непосредственной основой коррупционной практики, либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их», а в белорусской методике - понятие «криминогенного риска», который определяется «как деструктивные факторы правового свойства, заключенные в нормах права и обусловленные их социальной неадаптированностью, противоречивостью и неопределенностью, которые создают объективные предпосылки (условия) и мотивацию совершения преступлений...») [4].

Таким образом, абсолютно очевидно, что данные методики имеют преимущественно криминоло-го-юридический и нормативистский характер. В них отсутствует такой важный процессуальный этап, как криминально-детерминационный анализ - идентификация правовых дефектов с существующими в обществе факторами, причинами и условиями совершения преступлений. Отсутствует виктимологиче-ский аспект - не выявляются правовые виктимные риски (риски стать жертвой преступления), которые чрезвычайно важны для прогнозирования правовой детерминации преступности. Не учитывается антикриминальный аспект - не выявляются правовые нормы, применение которых препятствует реализации эффективной антикриминальной политики, то есть деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью. Использование при проведении криминологической экспертизы проектов законов в качестве базового понятия «криминогенного риска» представляется неэффективным. Это связано с тем, что

категория риска, понимаемого «как возможность порождения преступления», в силу своей неопределенности чрезвычайно трудно поддается криминологическому измерению. Особенно это касается законодательства, в котором используется много оценочных понятий, и технология использования математических и других методов прогнозирования их социального действия пока не разработана. По нашему мнению, при проведении криминологической экспертизы проектов законов целесообразно в качестве базовой использовать категорию «правовые детерминанты преступности». Понятие «правовые криминальные и виктимные риски» следует применять в комплексе с правовыми детерминантами в процессе исследования закономерностей и механизмов правовой детерминации преступности и криминальной вик-тимизации. В методических рекомендациях обязательно должна быть указана процедура криминологического прогнозирования социального действия правовых детерминант преступности, а также правовых криминальных и виктимных рисков.

В современной криминологии как междисциплинарной социально-правовой науке, которая изучает природу, сущность и закономерности происхождения и развития преступности и других взаимосвязанных с ней правонарушений, личность и образ жизни преступников и жертв преступлений, а также разрабатывает меры по их предупреждению, широко используются различные теории и методологические подходы научно-практического изучения преступности. В отечественной криминологии сформировались два подхода к методологии криминологической экспертизы: 1) традиционный криминолого-юридический - ориентированный преимущественно на систематизацию и практическое использование современного криминологического научного знания как отрасли правоведения; 2) инновационнный междисциплинарный - реализуемый в контексте рассмотрения криминологии как междисциплинарной социально-правовой науки и направленный на поиск и получение нового системного научного знания о криминологической экспертизе.

Наиболее научно-эвристической и эффективной в социально -практическом плане теоретико-методологической основой проведения криминологической экспертизы, по нашему мнению, является междисциплинарный социо-антропо-правовой подход, системный социально-детерминационный криминологический анализ и криминологическая теория деструктивной личностно-социальной интеракции (взаимодействия). В соответствии с данной криминологической теорией различаются следующие типы детерминации преступности и других правонарушений: а) социальная (в генезисе преступности преобладает влияние социальных явлений и процессов макро-, мезо- микро- уровней в различных сферах социальной жизни); б) ситуативная (доминирует влияние обстоятельств конкретной ситуации в различных сферах социальной жизни); в) деструктивно-интеракционная (доминирует влияние деструктивной интеракции (взаимодействия) личности преступника и социальной среды); г) личностно-криминальная (преобладает влияние деформированной и неразвитой личности преступника и его антиобщественного образа жизни); д) личностно-виктимная (преобладает влияние на генезис преступлений деформированной и неразвитой личности жертвы преступления и ее образа жизни); е) правовая детерминация (доминирует влияние правовых детерминант преступности) [5; 6].

В практике проведения криминологической экспертизы могут использоваться различные общенаучные и специальные методы: системный, структурно--функциональный, социально-экономический, культурологический, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, социального моделирования, социологического опроса, экспертных оценок, анализа статистических данных и правоприменительной практики и др.

В организационно-процессуальном плане проведение криминологической экспертизы - это нормативно установленный порядок деятельности по подготовке, изучению и оценке социальных и правовых явлений и процессов с целью диагностики их деструктивности, которая может иметь криминогенный характер, то есть выступать в качестве детерминант (факторов, причин и условий) преступности и других правонарушений, обусловливая криминальные риски как реально возможную опасность (угрозу) совершения преступлений. Процедура проведения криминологической экспертизы включает следующие этапы: а) подготовительный; б) исследовательский; в) заключительный.

Подготовительный этап криминологической экспертизы предполагает следующие элементы: предварительное исследование объекта экспертизы; определение вида криминологической экспертизы; назначение эксперта (экспертов). Предварительное исследование объекта экспертизы представляет общую криминологическую оценку объекта экспертизы, а также определение потребности и запрос дополнительных материалов.

Исследовательский этап криминологической экспертизы включает следующие процедуры: 1) системный криминологический анализ объекта экспертизы, направленный на диагностику и выявление деструктивных явлений и процессов; 2) криминально-детерминационная оценка выявленных деструктивных явлений и процессов; 3) криминологическое прогнозирование социального действия выявленных деструктивных явлений и процессов; 4) антикриминальный анализ объекта экспертизы.

Системный криминологический анализ объекта экспертизы - это междисциплинарное криминологическое изучение объекта экспертизы, направленное на диагностику и выявление деструктивных явлений и процессов, которые могут иметь криминогенный характер, то есть детерминировать риски совершения преступлений.

Криминально-детерминационная оценка выявленных деструктивных явлений и процессов осуществляется методом криминологического моделирования и проводится с применением криминологиче-

ской теории этиологии преступности - теории деструктивной личностно-социально-правовой интеракции. Результатом криминально -детерминационной оценки является выявление криминогенных деструктивных явлений и процессов - социальных, правовых и личностных детерминант (факторов, причин и условий) преступности. Криминально-детерминационный анализ включает следующие экспертные процедуры и оценки: 1) научная категоризация выявленных в процессе системного криминологического анализа объекта экспертизы деструктивных явлений и процессов как потенциальных детерминант преступлений; 2) выявление в системе идентифицированных социальных, правовых и личностных детерминант преступности криминальных рисков, включая их криминологический анализ и диагностику; 3) криминологическое моделирование социального действия деструктивных социальных, правовых и личностных явлений и процессов и их сопоставление с системой демографических, экономических, политических, социальных, культурных, правовых и личностных детерминант преступности в современном обществе, а также данными уголовной и судебной статистики об уровне распространенности и общественной опасности данных преступлений; 4) криминологическая оценка объекта экспертизы на предмет его нейтрализующего, смягчающего или устраняющего профилактического действия на существующие в социальной жизни факторы, причины и условия преступности; 5) оценка объекта экспертизы с точки зрения создания реальных социальных, правовых и личностных условий, мотивации и практической реализации законопослушного поведения населением.

Криминогическое прогнозирование - это анализ возможного негативного социального действия криминогенных социальных, правовых и других явлений и процессов на мотивацию и поведение конкретных личностей и социальных групп, а также социальную среду с целью прогнозирования индивидуального преступного поведения, а также влияния на количественные и качественные показатели отдельных видов преступлений и преступность в целом. Предметом криминологического прогнозирования являются: 1) возможные социальные последствия криминогенных социальных, правовых и других явлений и процессов (детерминант преступности), выявленных в объекте экспертизы; 2) возможные социальные последствия выявленных в объекте экспертизы явлений и процессов, препятствующих эффективной антикриминальной политике; 3) возможные криминальные последствия выявленных в объекте экспертизы деструктивных социальных, правовых и других явлений и процессов криминогенного характера. Криминологическое прогнозирование осуществляется с использованием методов экстраполирования, системного моделирования, экспертных оценок, анализа результатов эмпирических криминологических исследований, данных уголовной и судебной статистики и других методов.

Антикриминальный анализ объекта экспертизы - это анализ социального действия социально-правовых явлений и процессов, содержащихся в объекте экспертизы, на предмет их возможного препятствия государственной деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью (антикриминальной политике). Препятствия антикриминальной политике могут проявляться в нарушении основных принципов деятельности правоохранительных и других государственных органов по предупреждению и борьбе с преступностью: системности и комплексности профилактической и правоохранительной деятельности; дифференцированности и индивидуализации ответственности; законности; соблюдению прав и свобод граждан; справедливости и гуманности; неотвратимости ответственности и наказания; приоритету деятельности по предупреждению преступлений, защите прав и интересов жертв преступлений; активному участию и помощи населения в предупреждении и борьбе с преступностью.

Заключительный этап криминологической экспертизы - подготовка криминологического экспертного заключения. Оно включает криминологические выводы и рекомендации по корректировке объекта экспертизы с целью устранения деструктивных социальных, правовых и других явлений и процессов, которые имеют криминогенный характер, а также положений, препятствующих эффективной государственной антикриминальной политике. Заключение состоит из трех частей: вводная, исследовательская, выводы. В исследовательской части указываются использованная методология и конкретные методы криминологической экспертизы, приводится общая криминологическая оценка объекта экспертизы, дается перечень и описательный анализ выявленных в объекте экспертизы деструктивных социальных, правовых и других явлений и процессов, которые имеют криминогенный характер, обосновывается механизм их функционирования в различных сферах общественной жизни, отражаются результаты криминологического прогноза социального действия выявленных криминогенных деструктивных явлений и процессов, социального действия препятствий антикриминальной политике, а также возможные криминальные последствия выявленных деструктивных социальных, правовых и других явлений и процессов криминогенного характера. В выводах перечисляются все выявленные в объекте экспертизы деструктивные явления и процессы криминогенного характера либо отмечается их отсутствие, а также формулируются по возможности научно обоснованные предложения по их устранению.

В настоящее время в стране, как уже отмечалось, государственная криминологическая экспертиза проводится только в отношении проектов законов и других нормативных правовых актов. Для повышения социальной эффективности системы предупреждения преступности и достижения долговременных реальных успехов в борьбе с преступностью при проведении криминологической экспертизы целесооб-

разно использовать современную междисциплинарную социально-детерминационную криминологическую методологию, а также расширить перечень объектов криминологической экспертизы. Практику проведения криминологической экспертизы следует распространить на действующее национальное законодательство, организовав систему постоянного криминологического мониторинга права, а также на другую криминологически значимую экономическую, социальную и культурную государственную деятельность, программы и планы национального, регионального и местного уровней. Следует внедрить в практику проведение общественной и научной криминологической экспертизы. Социально значимой является работа по дополнению и развитию нормативно-правовой и научно-методической базы проведения криминологической экспертизы с использованием современных достижений мировой криминологии. На современном этапе развития отечественной криминологии для обеспечения реализации принципов научности, системности и комплексности правотворческой деятельности, учитывая необходимость использования сложной междисциплинарной социально-детерминационной методологии и методики, дефицит квалифицированных специалистов-криминологов, а также экономию финансовых средств целесообразно рассмотреть и альтернативный вариант социально-правового статуса и процедуры проведения криминологической экспертизы. В частности, криминологическую оценку проектов законов и других нормативных правовых актов осуществлять не в форме самостоятельного вида экспертизы, а путем включения ее в предметное поле юридической экспертизы, которую проводит Министерство юстиции Республики Беларусь. Одновременно с этим можно использовать практику активного участия криминологов-ученых в процессе первичной законопроектной деятельности, осуществляемой Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Полагаем, что все эти мероприятия призваны обеспечить в полном объеме социальное функционирование института криминологической экспертизы как актуальной и важной меры предупреждения преступности. Внедрение в социальную практику вышеизложенных научно-практических инноваций повысит качество и эффективность проведения криминологической экспертизы, а также будет способствовать развитию национального законодательства, предупреждению и снижению преступности в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барановский, Н.А. Антидевиантная политика: теория и социальная практика / Н.А. Барановский. -Минск: Белорус. наука, 2011.

2. О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., № 244; в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 14.11.2008 № 600 // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

3. Методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь: утв. Приказом Генерального прокурора Респ. Беларусь, 17 сент. 2007 года, № 35 // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2009. - № 2(17). - С. 44 - 50.

4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства Рос. Федерации, 5 марта 2009 г., № 96 // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2010.

5. Правовые акты: антикоррупционной анализ : науч.-практ. пособие / И.С. Власов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриева // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2010.

6. Барановский, Н.А. Закономерности и особенности этиологии преступности: традиционные криминологические теории и инновации / Н.А. Барановский // Юстиция Беларуси. - 2009. - № 4. - С. 70 - 74.

7. Барановский, Н.А. Методология криминологической экспертизы проектов законов: проблемы, дискуссии и пути решения / Н.А. Барановский // Юстиция Беларуси. - 2010. - № 1. - С. 66 - 69.

Поступила 21.09.2012

CRIMIINOLOGICAL EXPERTISE IN CRIME PREVENTION

N. BARANOVSKY, N. SHEVCHUK

The important issue of the necessity to expand the list of objects of criminological expertise and the use of modern interdisciplinary social determinational criminological methodology for improving the efficiency of social crime prevention. The article points out the necessity of using the category "Legal determinants of crime " as a basic one while conducting a criminological expertise. Reasonability of spreading the practice of conducting a criminological expertise on existing national legislation by organizing constant criminological monitoring of law is shown. It is suggested to consider an alternative social and legal status and procedure of criminologi-cal expertise by including it in the subject field of legal expertise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.