Научная статья на тему 'КРИМИНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ И РИСКИ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ'

КРИМИНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ И РИСКИ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ТОКЕНЫ / КРИПТОВАЛЮТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КРИПТОБИРЖИ / ICO / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ВЫВОД КАПИТАЛА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / БАНКРОТСТВО / РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ СЕТИ / ОФШОРЫ / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / TOKENS / CRYPTOCURRENCY / INVESTMENT PLATFORM / CRYPTOCURRENCY EXCHANGE / CREDIT INSTITUTIONS / MONEY LAUNDERING / CRIMINAL TRANSFER OF ASSETS / ILLICIT FINANCIAL FLOWS / TAX EVASION / BANKRUPTCY / DISTRIBUTED NETWORKS / OFFSHORES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнин Н. Г.

В статье рассматривается взаимосвязь систем организованной преступности в кредитной-финансовой сфере и формирующегося рынка цифровых финансовых активов, обосновывается необходимость изучения предпосылок такой взаимосвязи. Автор в теоре-тическом и практическом ключе рассматривает такие криминогенные угрозы и риски создаваемой в России криптоиндустрии, как неконтролируемая токенизации внешнеэконо-мической деятельности, масштабные мошенничества при ICO, создание как централи-зованных офшорных сетей и банков-транзитеров, так и распределенной криминальной инфраструктуры, использующих институты рынка криптофинансов и собственно цифро-вые активы для легализации (отмывания) и незаконного вывода капитала из страны. Автор указывает на отставание правоприменения от развития цифровой экономики и предлагает меры по адаптации уголовного законодательства к создаваемым ею криминогенным угрозам и рискам, в том числе введение обязательной идентификации владельцев цифровых активов и иных лиц, участвующих в их обороте за пределами страны; уголовной и административной ответственности за нарушение стандартов оборота криптоактивов; установление порядка их налогового администрирования, а также порядка лицензирования профессиональной деятельности, связанной с их созданием и организацией их оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOGENIC DANGERS AND RISKS OF DEVELOPING DIGITAL ASSET MARKET

The article addresses interrelation between organized crime systems in financial sphere and developing digital asset market, justifies the necessity of studying prerequisites of such interrelation. Author in theoretical and practical manner addresses such criminogenic dangers and risks of Russian crypto industry as uncontrollable «tokenization» of foreign economic activity, large-scale ICO fraud, development of centralized offshore network, processing banks and distributed criminal infrastructure that use crypto-financial institutions and digital assets for money laundering and illicit financial flow. Author points out that law enforcement is falling back from developing digital economy and proposes a set of measures to adapt criminal law to counteract its criminogenic dangers and risks. Said measures include introduction of mandatory identification of digital assets owners and other persons involved in digital assets flow outside of the country; introduction of criminal and administrative liability for standards violation of crypto-assets flow; establishment of crypto-assets tax regulation and procedure of licensing professional activity associated with creation and organization of crypto-assets flow.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ И РИСКИ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РЫНКА ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ»

Криминогенные угрозы и риски формирующегося рынка цифровых активов Criminogenic dangers and risks of developing digital asset market

Юнин Н.Г.

Студент 2 курса магистратуры, Высшей школы государственного аудита (факультета)

МГУ им. М.В. Ломоносова РФ, г. Москва e-mail: n.g.yunin@gmail. com

Yunin N.G.

2nd year master's student Higher School of State Audit (faculty) Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow e-mail: n.g.yunin@gmail. com

Аннотация.

В статье рассматривается взаимосвязь систем организованной преступности в кредитной-финансовой сфере и формирующегося рынка цифровых финансовых активов, обосновывается необходимость изучения предпосылок такой взаимосвязи. Автор в теоре-тическом и практическом ключе рассматривает такие криминогенные угрозы и риски создаваемой в России криптоиндустрии, как неконтролируемая токенизации внешнеэконо-мической деятельности, масштабные мошенничества при ICO, создание как централи-зованных офшорных сетей и банков-транзитеров, так и распределенной криминальной инфраструктуры, использующих институты рынка криптофинансов и собственно цифро-вые активы для легализации (отмывания) и незаконного вывода капитала из страны. Автор указывает на отставание правоприменения от развития цифровой экономики и предлагает меры по адаптации уголовного законодательства к создаваемым ею криминогенным угрозам и рискам, в том числе введение обязательной идентификации владельцев цифровых активов и иных лиц, участвующих в их обороте за пределами страны; уголовной и административной ответственности за нарушение стандартов оборота криптоактивов; установление порядка их налогового администрирования, а также порядка лицензирования профессиональной деятельности, связанной с их созданием и организацией их оборота.

Annotation.

The article addresses interrelation between organized crime systems in financial sphere and developing digital asset market, justifies the necessity of studying prerequisites of such interrelation. Author in theoretical and practical manner addresses such criminogenic dangers and risks of Russian crypto industry as uncontrollable «tokenization» of foreign economic activity, large-scale ICO fraud, development of centralized offshore network, processing banks and distributed criminal infrastructure that use crypto-financial institutions and digital assets for money laundering and illicit financial flow. Author points out that law enforcement is falling back from developing digital economy and proposes a set of measures to adapt criminal law to counteract its criminogenic dangers and risks. Said measures include introduction of mandatory identification of digital assets owners and other persons involved in digital assets flow outside of the country; introduction of criminal and administrative liability for standards violation of crypto-assets flow; establishment of crypto-assets tax regulation and procedure of licensing professional activity associated with creation and organization of crypto-assets flow.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, токены, криптовалюты, инвестиционные платформы, криптобиржи, ICO, кредитные организации, легализация, незаконный вывод капитала, уклонение от уплаты налогов, банкротство, распределенные сети, офшоры.

Key words: digital financial assets, tokens, cryptocurrency, investment platform, cryptocurrency exchange, ICO, credit institutions, money laundering, criminal transfer of assets, illicit financial flows, tax evasion, bankruptcy, distributed networks, offshores.

Пока РСПП и корпоративные лоббисты добиваются от Государственной Думы форсированного рассмотрения и принятия законопроекта «О финансовых цифровых активах» до конца весенней парламентской сессии, законодателю и Правительству следовало бы задуматься о том, как блокировать возможности использования поступательно легализуемой криптосферы в преступных целях - и прежде всего применительно к кредитно-финансовой отрасли.

В 2019 г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые ввели в оборот понятие «цифровые права». По сути, это отечественный аналог базового для криптоэкономики термина «токен», используемого для обозначения шифров, владение которыми дает в блокчейн-сети определенные права и возможности, в том числе перевода виртуальных объектов в материальные ценности. Готовящийся к принятию законопроект «О финансовых цифровых активах» регулирует их выпуск, учет и обращение; под цифровыми активами законодатель понимает цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, то есть токены.

В 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N° 259 -ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В марте текущего года предсказуемо разрешилась интрига вокруг судьбы криптовалюты: директор Юридического департамента Банка России А.Г. Гузнов заявил, что в законопроекте «О цифровых финансовых активах» будет обозначен запрет на ее выпуск и организацию обращения в России: по его словам, это было бы чревато «неоправданным риском»; однако, подчеркнул он, право владения криптовалютой для российских граждан никак не ограничивается [1]. Как представляется, это разумное и ответственное решение. Проблема криминального использования расчетных криптовалют всерьез заботит даже правительства ряда государств 07, где за последние 3-4 года сформированы высокоразвитые системы регулирования этой сферы. Так, в октябре прошлого года министерство финансов ФРГ выразило обеспокоенность по поводу растущего использования в криминальной деятельности конфиденциальных криптовалют (в первую очередь Мопего (XMR) и Zcash (2ЕС)} из-за их вовлеченнности в криминальные операции и трудности отслеживания [2].

Со вступлением в силу федерального закона «О цифровых финансовых активах» формирование базовых институтов российской криптоиндустрии будет де -юре завершено, а сама она - выведена из «серой» зоны и легализована.

При этом в нашей стране, в отличие от стран ОЭСР, до сих пор не приняты разъяснения о порядке налогообложения в криптоэкономике, не установлен порядок применения к операциям с криптоактивами законодательства о ПОД/ФТ.

В совокупности все это, даже за вычетом запрещенных эмиссии и обращения криптовалют, создает достаточно широкие предпосылки для использования криптоактивов в рамках организованной преступной деятельности, например, в банковской сфере - в том числе для легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, а также для незаконного вывода капиталов из страны [3, с. 129133].

Кроме того, криптоактивы могут применяться в преступных деяниях, составы которых предусмотрены частью 5 статьи 33 (пособничество в совершении преступления); статьей 159 (мошенничество с использованием электронных средств платежа); статьей 159 (мошенничество в сфере компьютерной информации); статьей 172 (незаконная банковская деятельность); статьей 187 (неправомерный оборот средств платежей); статьями 195-197 (неправомерный действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство); статьей 1 99 (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов); статьей 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судебное и правоохранительное сообщество, несомненно, понимает и акцептует эти риски. 26 февраля 2019 г. Верховный Суд Российской Федерации признал криптоактивы средством легализации (отмывании) доходов, приобретенных преступным путем, приравняв ее к денежным средствам при рассмотрении

соответствующих уголовных дел [4]. В том числе даны разъяснения о применении статей 174, 174.1 УК РФ: предметом преступлений, предусмотренных названными статьями, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов, приобретенных в результате совершения преступления. В решении Пленума Верховного Суда подчеркнуто, что указанное постановление принято в соответствии с рекомендациями ФАТФ, чья миссия, как было отмечено выше, 11 -29 марта 2019 г. посетила Россию для оценки эффективности борьбы с отмыванием нелегально приобретенных доходов и технического соответствия страны 40 рекомендациям этой организации.

Кроме того, по поручению коллегии МВД России, прошедшей 1 ноября 2019 г., планируется разработать правовой механизм ареста виртуальных активов для их конфискации. Соответствующие предложения до 31 декабря 2021 г. полицейское ведомство должно подготовить совместно с Росфинмониторингом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, Минюстом, ФСБ, ФТС и ФССП при участии Верховного Суда Российской Федерации [5].

Однако, как представляется, этого совершенно недостаточно. Правоприменение зримо отстает от динамично меняющегося институционального расклада в сфере криптофинансов, создающего новые возможности для «беловоротничкового» криминалитета.

Например, к основным угрозам использования криптоактивов для незаконного вывода капитала из страны с участием банков можно с полным основанием отнести бесконтрольную токенизацию внешнеэкономической деятельности. Так, в феврале 2020 г. официально стартовал проект ПАО «ГМК «Норникель» [6] по токенизации продаж металлов. Компания планирует постепенный переход на цифровые торговые инструменты - сразу после принятия и вступления в силу законодательства о криптоактивах она станет первым эмитентом своей швейцарской платформы по токенизации промышленных активов Atomyze (создана на базе блокчейн-технологии Hyperledger Fabric, позволяющей переводить физические активы в цифровую форму). Соответствующее разрешение Банка России «Норникелем» получено [7]. В течение первого года компания намерена выпустить токены, обеспеченные собственными запасами палладия, кобальта и меди в объеме до 10% от годовых продаж; запасы, по утверждению «Норникеля», будут подвергаться регулярному аудиту. Между тем никакого регулирования и контроля в сфере эмиссии и обращения корпоративных стейблкоинов (криптовалют, привязанных к запасам обычных валют или физических товаров) в России не существует.

При этом еще летом 2019 г. министры финансов и главы центробанков стран G7 заявили о серьезной обеспокоенности в связи с распространением корпоративных цифровых валют: в качестве примера приводятся планы Facebook запустить собственную цифровую валюту Libra или финансового конгломерата JP Morgan - JPM Coin и пр.; «глобальные стейблкоины», по мнению денежных властей «семерки», несут угрозу мировой финансовой системе, и их запуск невозможен до урегулирования правовых, нормативных и надзорных рисков

[8;9].

Серьезные опасения эксперты связывают с публичным размещением токенов (Initial Coin Offering). Программный код (смарт-контракт), в котором формулируются условия ICO, может, по мнению компании Ernst&Young, содержать уязвимости или преднамеренные «закладки» (скрытые условия, которые в явном виде не были раскрыты инвесторам). Например, программный код может предусматривать, что организаторы ICO вправе блокировать все транзакции с использованием токена в любое время и по любой причине (что может привести к ущемлению прав владельцев токена); выпускать новые токены в любое время (что может привести к размыванию цены ранее выпущенных токенов); даже уничтожить токены на любом счете в любое время (что грозит полной потерей принадлежащих инвесторам токенов) [10].

Теоретически еще более существенную криминальную угрозу может представлять собой формирование под единым управлением офшорных сетей и групп криминализированных банков-транзитеров, использую-щих для незаконного вывода капитала, наряду с традиционными инструментами, еще и широкую палитру цифровых финансовых активов.

Примером (а равно и прообразом) может служить деятельность офшорной сети из 76 компаний, созданная в 2006 г. и ассоциируемая рядом медиа с тогдашним председателем совета директоров Инвестиционного банка «Тройка Диалог», а впоследствии соруководителем SIB Сбербанка Р.К. Варданяном (официально прекратила деятельность в 2013 г.) Сеть работала через ряд прибалтийских контрагентов, в том числе литовский банк Ukio (лишился лицензии в 2013 г.), а также через московское отделение нидерландского банка ING; в течение 2006-2013 гг. через нее было выведено в офшоры из России и еще нескольких национальных юрисдикций СНГ около $4,8 млрд. По оценке экспертов, денежные средства поступали на счет одной компании, затем, как правило, несколько раз перемещались по счетам других компаний сети, прежде чем уйти к конечным офшорным получателям [11;12]. Нет сомнения, что попытки создания подобных «вывозных кластеров» с использованием криптоактивов, в том числе, возможно, на базе респектабельных компаний с токенизированным экспортом, будут предприниматься и впредь.

Также в ряду криминогенных угроз и рисков в сфере криптофинансов - создание не одиночных каналов, а новой мобильной криминальной инфраструктуры - распределенных сетей незаконной налоговой оптимизации, легализации (отмывания) капиталов, приобретенных преступным путем, незаконного вывода капитала, базирующихся на сговоре операторов инвестиционных платформ (которыми могут быть кредитные и некредитные финансовые организации), руководителей криптобирж (кроме банков и организаторов торгов, ими могут быть и юридические лица - например, некоммерческие организации) и эмитентов криптоактивов.

Резюмируя вышесказанное, следует согласиться с отечественными криминалистами [13; c. 9-19; 14 с. 223-225] относительно назревшей необходимости адаптации уголовного законодательства к новым вызовам, связанным с использованием цифровых финансовых активов в криминальных целях: необходимо ввести обязательную идентификацию владельцев цифровых активов и иных лиц, участвующих в их обороте за пределами страны; уголовную и административную ответственность за нарушение стандартов оборота криптоактивов; определить модель их налогового администрирования; установить порядок лицензирования профессиональной деятельности, связанной с созданием и оборотом цифровых финансовых активов; определить, наконец, источники доказательственной информации при расследовании преступлений с их использованием.

Список используемой литературы:

1. Директор юрдепартамента ЦБ: Мы против институтов для организации выпуска криптовалюты в России // Интерфакс. - 2020. - 16 марта.

2. Erste Nationale Risikoanalyse im Bereich «Bekämpfung von Geldwäsche und Terrorismusfinanzierung». 2018-2019 // Официальный сайт Министерства финансов ФРГ. - 2019. - 19 октября.

3. Долгиева, М.М. Операции с криптовалютами: Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного законодательства / М.М. Долгиева // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - N° 4.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 1 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32

«О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. - 2019. - № 51. - 7 марта.

5. Чернышова, Е. МВД разработает механизм ареста и конфискации криптовалют / Е. Чернышова, П.

Канаев,

А Посыпкина // РБК Daily. - 2019. - 7 ноября.

6. «Норникель» станет первым эмитентом платформы для токенизации промышленных активов Atomyze // Официальный сайт ПАО «ГМК «Норникель». - 2020. - 25 февраля.

7. Зайнуллин, Е. «Норникель» токенизирует металлы. Компания станет эмитентом платформы Atomyze

/

Е. Зайнуллин // Коммерсантъ. - 2020. - 25 февраля.

8. Гатинский А. Страны G7 увидели угрозу в криптовалюте Facebook / А Гатинский // РБК Daily. - 2019. - 18 июля.

9. Chan, S.P. Facebook's digital currency dealt another blow / S.P. Chan // BBC. - 2019. - 19 октября.

10. Петухова, Л. Опасные токены: какие риски несут в себе ICO / Л. Петухова, И. Аношин // РБК Daily. - 2017. - 20 декабря.

11. Буланов, К. OCCRP рассказал о созданной «Тройкой Диалог» сети офшорных компаний / К. Буланов // Ведомости. - 2019. - 4 марта.

12. Оверченко, М. Еще один банк заподозрили в отмывании денег через «прачечную «Тройки». Сотни миллионов евро прошли через московский офис нидерландского ING, утверждают журналисты / М. Оверченко // Ведомости. - 2019. - 16 марта.

13. Корчагин, А.Г. Криминогенная роль криптовалюты / А.Г. Корчагин, АА Яковенко // Юридические исследования. - 2020. - N° 2.

14. Надысева, Э.Х. Проблемы расследования преступлений в сфере оборота криптовалют / Э.Х. Надысева // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.