Научная статья на тему 'Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних'

Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КРИМИНОГЕННОСТЬ / PSYCHIC DEVELOPMENT OF THE JUVENILE / SOCIAL ENVIRONMENT / BIOLOGIC FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пащенко Е. А.

На формирование противоправного поведения несовершеннолетних с отставаниями в психическом развитии существенное влияние оказывает социальное окружение. Государство, принимая во внимание периоды формирования личности подростка, должно обеспечить его гармоничное развитие. Решение проблемы контроля за развитием личности подростка должно осуществляться не как реагирование на противоправное поведение, а как целостная система социального контроля за условиями жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminologinity of lacking behind in psychological development of the under aged

The formation of illegal behaviour of the juvenile lagging behind in psychic development is essentially influenced by the social environment. The state taking into account the periods of teenager personality formation should provide his harmonious development. Deciding the problem of controlling the teenager personality development should be carried out not as reaction to law-breaking behaviour but as a complete system of the social control over child living conditions.

Текст научной работы на тему «Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних»

УДК 343.94

Пащенко Е.А.

Преподаватель Северо-Кавказской академии государственной службы

КРИМИНОГЕННОСТЬ ОТСТАВАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

На формирование противоправного поведения несовершеннолетних с отставаниями в психическом развитии существенное влияние оказывает социальное окружение. Государство, принимая во внимание периоды формирования личности подростка, должно обеспечить его гармоничное развитие. Решение проблемы контроля за развитием личности подростка должно осуществляться не как реагирование на противоправное поведение, а как целостная система социального контроля за условиями жизни ребенка.

The formation of illegal behaviour of the juvenile lagging behind in psychic development is essentially influenced by the social environment. The state taking into account the periods of teenager personality formation should provide his harmonious development.

Deciding the problem of controlling the teenager personality development should be carried out not as reaction to law-breaking behaviour but as a complete system of the social control over child living conditions.

Ключевые слова: психическое развитие несовершеннолетних, социальное окружение, биологические факторы, социализация личности, криминогенность.

Key words: psychic development of the juvenile, social environment, biologic factors.

Профилактика и контроль девиантного поведения подростков с отставаниями в психическом развитии возможны лишь при установлении его причин и условий. В связи с этим заслуживают внимания вопросы выявления и устранения тех явлений социальной жизни, которые могут приводить к отставаниям в психическом развитии несовершеннолетних (с психопатизацией личности или без нее), а в ряде случаев — к противоправному поведению. По мнению Р. Карсона, Дж. Батчера, С. Минеки [1, с. 868], первоначально ученые придерживались мнения о том, что все случаи отставания в психическом развитии являются результатом генетических причин или иных соматических нарушений. Однако за последние десятилетия стало ясно, что негативные социокультурные условия, особенно те, при которых существует депривация нормальных стимулов из окружающей среды, могут сыграть главную роль в этиологии задержек умственного развития.

О влиянии социального окружения говорил И.И. Карпец, выявляя причины, определяющие и преступное поведение людей, и наличие преступности в целом: «Не в природе человека следует искать истоки преступности, а в совокупности условий его социального быта (на макро- и микроуровнях), воспитания, взаимодействия с другими людьми, особенностями его личности» [2, с. 9-10]. И до тех пор, пока уголовная политика не обратится к воздействию на несовершеннолетних с учетом их психологических возможностей и создания среды, формирующей социально адекватных подростков,

мы будем наблюдать стабильно высокий уровень преступности несовершеннолетних.

По мнению Т.М. Марютиной и О.Ю. Ермолаева [3, с. 207], общепризнанным является то, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики.

Рассматриваемое отставание в психическом развитии у несовершеннолетних не влечет за собой утрату трудоспособности, правоспособности и вменяемости. Оно способствуют возникновению и развитию у несовершеннолетних таких негативных черт, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и в то же время ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Оно препятствует нормальной социализации личности, усвоению общественных ценностей, установлению нормальных связей, мешает осуществлению трудовой функции, в связи с чем появляется вероятность совершения противоправных действий, ведения антиобщественного образа жизни.

Анализируя социальные детерминанты, что важно в криминологическом плане, необходимо учитывать их наложение на психофизиологические механизмы нервных реакций. Нельзя отрицать роль личностных обстоятельств в генезисе преступного

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

65

поведения, поскольку структура личности преступника складывается из социальных характеристик и из нравственно-психологических свойств, многие из которых имеют не только социальную, но и естественную основу.

Таким образом, понять поведение делинквента, отстающего в психическом развитии, возможно только через изучение личности. Несомненно, отставание в психическом развитии изменяет человека, но во многом именно от личности зависит, какова будет степень этих отставаний. Простая констатация отставания в психическом развитии однозначно не объясняет, почему человек совершил преступление. Отставание в психическом развитии не может однозначно приводить к совершению преступления.

Криминогенность психических нарушений всегда зависит от особенностей личности, а в конечном итоге — от условий ее формирования, воспитания, внешних воздействий на протяжении всей жизни индивидуума, т.е. от сопутствующих элементов: пола, возраста, места действия, социального положения, воспитания, привычек, наследственности, болезненности, образа жизни, профессии, состояния в браке, прежней судимости и т.д. Все это, входя и исчезая, переплетаясь и сталкиваясь, создает сложный комплекс причин и условий. Внешние воздействия опосредуются внутренними условиями. Конечный эффект можно понять, только рассмотрев внешние воздействия в их связи с внутренними психологическими условиями. Внешние условия влияют на преступное поведение через внутренние психические особенности личности, в то время как биологические факторы также влияют на него через те же психические особенности [4, с. 48].

Следует согласиться с мнением Н.И. Пишики-ной в том, что «аномалии психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации» [5, с. 170171].

Таким образом, не отрицая определенную криминогенную роль психических аномалий, необходимо отметить, что преступное поведение изучаемой категории лиц во многом обусловлено социальными факторами, так как изменение среды влияет как на возникновение, так и на протекание патологических процессов. Поэтому при изучении

причин преступного поведения несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическими расстройствами, необходимо учитывать прежде всего социальный фактор, что позволит разработать наиболее эффективные меры профилактики противоправного поведения.

Изложенное позволяет сделать следующий вывод: мотивация преступных действий несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, подчиняется общим закономерностям формирования мотивов. У таких несовершеннолетних, как правило, не обнаруживается каких-то особых криминогенных потребностей, которые бы ни встречались у здоровых детей. Отличием является лишь механизм формирования мотивов в целом у несовершеннолетних с отставаниями в психическом развитии, поэтому при построении работы по профилактике противоправного поведения необходимо принять во внимание это обстоятельство.

Учет особенностей причинного механизма правонарушающего поведения подростков позволяет говорить о необходимости социально-коррекционного воздействия. В отношении несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, нужны не только общие, но и особые психолого-педагогические меры. На формирование противоправного поведения несовершеннолетних с отставаниями в психическом развитии существенное влияние оказывает социальное окружение. Государство, принимая во внимание периоды формирования личности подростка, должно обеспечить его гармоничное развитие. Решение проблемы контроля развития личности подростка должно осуществляться не как запоздалая мера реагирования на противоправное поведение, а как целостная система социального контроля за условиями жизни ребенка. И в тех случаях, когда семья не обеспечивает развитие личности ребенка, эту заботу должно брать на себя государство.

Литература

1. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб., 2004.

2. Карпец И.И. Что такое криминология. Серия Право в нашей жизни. М., 1986. № 3.

3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997.

4. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение лиц и психические аномалии. М., 1998.

5. Пишикина Н.И. Особенности личности несовершеннолетних преступников // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2007. № 1 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.