КРИМИНОЛОГО-ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ _ИССЛЕДОВАНИЯЛИЧНОСТИ
УДК 343.9+37.035 Виктимология 3(17) / 2018, с. 59-62
Тумалевич Н. Г.
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ
В настоящей статье исследуется негативные факторы влияющие на криминализацию личности ребёнка при изоляции его от общества за совершение преступления. «Глубокое погружение» в криминальную среду несовершеннолетнего предопределяет его общение на преступном жаргоне. Рассмотрены педагогические и психологические аспекты исследования данного феномена. Сделаны выводы и предложены рекомендации по условиям содержания несовершеннолетних в изоляторе.
Ключевые слова: формирование правосознания ребёнка, несовершеннолетний, содержание под стражей, несовершеннолетний в местах лишения свободы, криминализация личности несовершеннолетнего.
При избрании подростку до суда меры пресечения — содержание под стражей и помещение его в камеру следственного изолятора, последний в очень короткие сроки меняет стиль поведения, становится агрессивным, у него меняется словарный запас и лексикон. Если ещё в первую неделю с персоналом изолятора или с сотрудниками правоохранительных органов он общается с использованием достаточно «чистой» речи без заимствований из криминального жаргона, то на вторую и третью он в большей мере использует жаргон и практически не только не хочет, но и не может вернутся в общении к тем речевым терминам и оборотам, которые он использовал до заключения под стражу. Практически он начинает говорить на ранее чуждом и незнакомом ему языке [7, с. 57].
Занявшись этим вопросом, в раскрытие темы формирования правого сознания ребёнка, мы решили исследовать этот феномен с позиции не только криминологии и психологии, но и с позиции педагогики.
Приняв во внимание тот факт, что криминальное арго(сленг) можно признать, как определенный неизвестный для индивида язык, на котором он начинает говорить в течении кратчайшего времени можно сделать вывод, что ребёнок, находящийся под стражей, самостоятельно либо с помощью других лиц изучил ранее неизвестный или малоизвестный ему язык и успешно применяет его в общении с другими лицами, хорошо понимая термины, обороты и значения произносимых им фраз т.е можно признать, что имеется достаточно эффективная методика обучения незнакомому языку в кратчайшие сроки.
Например, в настоящее время, для обучения иностранным языкам существуют традиционные и экспериментальные методики. К традиционным методам относятся так называемый метод молчания, грамматико-переводной, метод физического реагирования и другие. Из экспериментальных большей известностью пользуются методы глубоко погружения, «метод Шехтера» и другие.[1].
В данном случае вызывает сомнение то факт, что для обучения воровскому жаргону ребёнок использовал граммати-ко-переводной или другие традиционные методы обучения языку. Поэтому следуя методу исключения можно прийти к выводу, что в данном случае использовались экспериментальные методы и ближайшим к ним можно признать метод изучения иностранного языка способом глубокого погружения в иноязычную среду. Метод глубокого погружения, заключается в помещение индивида в такие условия, когда он будет вынужден общаться исключительно на незнакомом ему языке.
Так как несовершеннолетний помещается в среду, живущую по принципам криминальной субкультуры, и сам либо желает следовать этим принципам, то он вынужден подстраиваться под внешние факторы. Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, в данном случае несовершеннолетних, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Молодые заключенные, не вставшие на путь исправления, и ортодоксально следующие тюремным традициям неистово требуют их исполнения от других несовершеннолетних находящихся с ними. При этом требования всегда сопровождаются жестоким психологическим насилиям, угрозами вплоть до физической расправы, полового насилия и смерти.
Для асоциальной субкультуры несовершеннолетних характерны жестокость и обман, безжалостность и вымогательство, паразитизм и вандализм. Причем зачастую это маскируется как справедливость, верность товариществу, долг перед «своими». Для криминальных групп характерна обязательность ее членов соблюдать все неформальные нормы и правила; те же, кто их игнорирует, как правило, подвергаются довольно жестким, а порой и жестоким наказаниям [3].
В криминологии даётся список признаков, по которым можно определить наличие в коллективе признаков криминальной субкультуры, из них можно выделить следующие: жесткая групповая иерархия (стратификация) — своеобразный табель о рангах (причем наиболее ярко это проявляется в закрытых молодежных коллективах); обязательность следованию установленных норм и пра-
вил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии; распространенность тюремной лирики; факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.); использование в речи уголовного жаргона (арго); нанесение татуировок; значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма (причем занятие этим в активной форме не считается чем-то постыдным, тогда как пассивный партнер всегда находится на самом низу иерархической лестницы со всеми вытекающими отсюда ограничениями, притеснениями, издевательствами, презрением и т.д.), физическая и психологическая изоляция этих в сообщества (обиженных, опущенных); наличие кличек; наличие так называемой прописки [4].
Каждый согласится с тем, что все эти признаки присутствуют в поведении несовершеннолетних, находящихся в изоляции от общества в следственных изоляторах до вынесения им приговора, а также среди осужденных несовершеннолетних находящихся в воспитательных колониях.
Прибывший новичок тщательно изучается своим новым окружением, находящимся в камере и сплоченном в одну группу со своими криминальными традициями. Поэтому внимательно выясняются подробности уголовного дела, его поведения на свободе, обстоятельства совершенного преступления, его поведения в ходе следствия, в том числе возможное сотрудничество новичка с правоохранительными органами и т.д. Кроме того, выявляются черты характера новичка, его коммуникабельность, интеллектуальный уровень развития и место в преступной иерархической системе на свободе, членство в молодежных бандах, знакомство с преступниками, находящихся на воле, либо в местах лишения свободы. Учитывая то обстоятельство, что количество воспитательных колоний ограничено, как в следственном изоляторе, так и в колонии правдивость слов новичка проверяется моментально. Цель этого «комплексного» изучения — выявить компрометирующие новичка сведения. Исходя из этого уже определяется его статус, а соответственно, и его права и обязанности и место в данном социуме [5].
Учитывая подростковый максимализм и объективно присущую этому возрасту жестокость, эта проверка зачастую носит характер довольно злой забавы, иногда весьма опасной для здоровья подростка как в физическом, так и в психическом плане и может привести к роковым для несовершеннолетнего последствиям. В связи с чем несовершеннолетний, опасаясь за своё здоровье и жизнь, вынужден принять те правила поведения, которые ему навязывают, в том числе и говорить на языке исключительно этого социума. А жизнь по воровским традициям, разговор на сленге и отказ от социализации, необходимой для правомерного поведения в будущем влечёт за собой только одно — общество теряет ещё одного человека, после его нахождения в таких условиях.
Общество не может отказаться от изоляции своих членов, в том числе и несовершеннолетних совершивших преступление, но государство может изменить механизм и условия нахождения несовершеннолетних в местах лишения свободы. Для этой цели целесообразно разработать комплекс мер правового и психолого-педагогического воздействия, ограничивающего влияние криминального социума на отбывающего наказание несовершеннолетнего. Как одно из небольших предложений огромной программы ресоциализации ребёнка, совершившего преступление и находящегося под стражей, можно предложить вариант сокращения количества членов группы общения. Психологи считают, что оптимальное количество членов группы для постоянного общения не должно превышать четырёх человек, так как в такой группе лидер проявляется по другим правилам, чем преступный лидер в агрессивной «стае».
Давно установлено, что лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимо-
действия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми, но так как в данной группе есть единство, они в любой момент при злоупотреблении лидером своими полномочиями, могут отказаться от его лидерства, так как не он навязал им своё исключительное положение, а они делегировали ему эти полномочия [6].
В следственных изоляторах целесообразно содержать несовершеннолетних в помещениях по четверо в одной камере, не более. При этом комплектовать группы по одинаковым признакам, разработав для этого «психологический паспорт несовершеннолетнего арестованного», где должна быть оценка не только возрасту количества и тяжести совершенных преступлений, но и его психологический портрет, а также оперативные данные о его статусе в криминальной иерархии. Находясь в малочисленной группе равных по статусу лиц совершивших преступление практически невозможно будет занять лидирующее место основываясь исключительно на «воровские законы», не понизив кого-либо из членов этой группы по «воровской иерархической лестнице», так как такое понижение автоматически повлияет на понижение «статуса» и остальных членов этой группы перед другими «авторитетными» несовершеннолетними преступниками. Помещение же лиц, готовых на ресоциали-зацию вместе, даст гораздо больший эффект, чем их нахождение в большом асоциальном коллективе.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск : Те-траСистемс, 2007.
2. URL - http://www.study.ru/support/lib/note35.html
3. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М.: Права человека, 2001.
4. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Тверь, 1994.
5. Старков О.В. Криминальная субкультура: спецкурс. М.: Wolter Kluvers, 2010.
6. Камышев Э.Н. Психология и педагогика: конспект лекций. Томск 6 ТПУ, 2008.
Y. Тумалевич Н.Г. «Глубокое погружение» ребенка в преступную среду как эффективный способ криминализации личности // Психолого-педпгогические проблемы образования в России, 2Ö13. №3. С. 5Y-6Ö.
REFERENCES:
1. Konysheva A.V. Sovremennyye metody obucheniya angliyskomu yazyku. Minsk : TetraSistems, 2ÖÖY.
2. URL - http://www.study.ru/support/lib/note35.html
3. Aleksandrov YU.K. Ocherki kriminal'noy subkul'tury. M.: Prava cheloveka, 2ÖÖ1.
4. Pirozhkov V.F. Zakony prestupnogo mira molodezhi. Tver', 1994.
5. Starkov O.V. Kriminal'naya subkul'tura: spetskurs. M.: Wolter Kluvers, 2Ö1Ö.
6. Kamyshev E.N. Psikhologiya i pedagogika: konspekt lektsiy. Tomsk 6 TPU, 2ÖÖ8.
Y. Tumalevich N.G. «Glubokoye pogruzheniye» rebenka v prestupnuyu sredu kak effektivnyy sposob kriminalizatsii lichnosti // Psikhologo-pedpgogicheskiye problemy obrazovaniya v Rossii, 2Ö13. №3. S. 5Y-6Ö.
ТУМАЛЕВИЧ Николай Геннадьевич, аспирант, АНО ВО «Гуманитарный Университет»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26. E-mail: [email protected]
Tumalevich N. G.
CRIMINALIZATION
OF THE IDENTITY OF A MINOR
IN CUSTODY
This article examines the negative factors affecting the criminalization of the child's personality while isolating him from society for committing a crime. "Deep immersion" in the criminal environment of a minor predetermines his communication in the criminal jargon. The pedagogical and psychological aspects of the study of this phenomenon are considered. Conclusions and recommendations on the conditions of detention of minors in the facility.
Keywords: the formation of the child's legal consciousness, a minor, detention, a minor in prison, the criminalization of the identity of a minor.
TUMALEVICH Nikolai G., Postgraduate Student, Autonomous Non-Profit Organization of the "Humanitarian University"; 620017, Ekaterinburg, pr. Kosmonavtov, d. 26 E-mail: [email protected]
Дата поступления: 19.Ö6.2Ö18