Научная статья на тему 'Социология несовершеннолетних осужденных'

Социология несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / СТРАТИФИКАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / МАСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / SOCIOLOGY OF JUVENILE CONVICTS / STRATIFICATION OF JUVENILES CONVICTED / SUITS OF JUVENILE CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малинин В.Б., Трапаидзе К.З.

Статья является продолжением статьи Малинина В.Б., Малининой М.В. «Социологическое исследование несовершеннолетних осужденных», опубликованной в предыдущем номере. В статьи исследуется иерархия позиций, ролей и обязанностей осужденных несовершеннолетних, их тюремная субкультура. Определяются основные принципы статуса несовершеннолетних осужденных. На основании исследования авторами делается вывод, что статус несовершеннолетних осужденных отличается жестким детерминизмом по стратам тюремной иерархии. Статус личности несовершеннолетнего осужденного определяется его положением в том или ином страте тюремной иерархии. В каждом страте есть свои законы, правила, системы ценностей, привилегий, как в «черной», так и в «красной» колонии. «Красная» колония прививает людям презрение и пренебрежение к чужим правам и свободам. Происходит это в том числе, как уже было сказано, за счет использования системы «актива», дисциплинарного воздействия на подростков через посредников, надсмотрщиков. В актив обычно вербуются ребята, не просто склонные к лидерству, но более физические развитые, более агрессивные, более жестокие и, как правило, те, кто попал в колонию за более страшные преступления. Сама система построения статусных взаимоотношений внутри колонии способствует дальнейшему разрушению личности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF MINOR-DEDICATED CONDEMNED

The article is a continuation of the article published in the previous issue by Malinin VB, Malininova MV "Sociological study of juvenile convicts". The article explores the hierarchy of positions, roles and responsibilities of convicted minors, their prison subculture. The main principles of the status ofjuvenile convicts are defined. On the basis of the study, the authors conclude that the status of underage convicts is distinguished by a strict determinism over the strata of the prison hierarchy. The status of the personality of a minor convicted is determined by his position in this or that stratum of the prison hierarchy. Each stratum has its own laws, rules, pricing systems, privileges, both in the "black" and the "red" colony. The "red" colony invokes people's contempt and disdain for other people's rights and freedoms. This is including, as already said, because of the use of the "active" system, disciplinary action on adolescents through intermediaries, supervisors. Actually, children are usually recruited, not just inclined to leadership, but more physical, more aggressive, more cruel and, as a rule, those who have fallen into a colony for more terrible crimes. The system of building status relations within the colony contributes to the further destruction of the person's personality.

Текст научной работы на тему «Социология несовершеннолетних осужденных»

2018, том 20 [3]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-3-39-43

УДК 34.343.8

СОЦИОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Малинин1 В.Б., Трапаидзе2 К.З.

1ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург,

Российская Федерация

2ФГАОУВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Статья является продолжением статьи Малинина В.Б., Малининой М.В. «Социологическое исследование несовершеннолетних осужденных», опубликованной в предыдущем номере. В статьи исследуется иерархия позиций, ролей и обязанностей осужденных несовершеннолетних, их тюремная субкультура. Определяются основные принципы статуса несовершеннолетних осужденных. На основании исследования авторами делается вывод, что статус несовершеннолетних осужденных отличается жестким детерминизмом по стратам тюремной иерархии. Статус личности несовершеннолетнего осужденного определяется его положением в том или ином страте тюремной иерархии. В каждом страте есть свои законы, правила, системы ценностей, привилегий, как в «черной», так и в «красной» колонии. «Красная» колония прививает людям презрение и пренебрежение к чужим правам и свободам. Происходит это в том числе, как уже было сказано, за счет использования системы «актива», дисциплинарного воздействия на подростков через посредников, надсмотрщиков. В актив обычно вербуются ребята, не просто склонные к лидерству, но более физические развитые, более агрессивные, более жестокие и, как правило, те, кто попал в колонию за более страшные преступления. Сама система построения статусных взаимоотношений внутри колонии способствует дальнейшему разрушению личности человека.

Ключевые слова: социология несовершеннолетних осужденных, стратификация несовершеннолетних осужденных, масти несовершеннолетних осужденных.

Интересной особенностью «малолетки» является тот факт, что формальная и неформальная структура группы, в общем совпадают. Здесь нет противопоставления формальных и неформальных лидеров. Нет потому, что актив и администрация стремятся перевести неформальных лидеров в формальные. Противостояние же формальной и неформальной групповой организации администрации не нужно. Это только осложнило бы работу и было чревато какими-либо непредсказуемыми конфликтами. Правда, если быть точным, то неформальная оппозиция на «малолетке»

все же есть. Но она очень слаба, ее представители немногочисленны, и их быстро ломают. Это так называемые «отрицали» — те подростки, которые стремятся следовать воровским традициям, соблюдать «воровской зaкон» и пытаются противостоять администрации и активу, то есть пытаются строить отношения, подобные отношениям во взрослой колонии. Таким выжить тяжело, по крайней мере, в воспитательной колонии. Здесь их легко можно сломать. Значит, реальной силы группа «отрицал» на «малолетке» не представляет. Но внимание таким лицам администрация

~ 39 ~

—--—

уделяет значительное. Для таких ребят приготовлено три пути: либо его постепенно «приручают» и постепенно делают из него активиста; либо, если он освобождается до достижения им 18 лет, он не вылезает из дисциплинарного изолятора (ДИЗО), а затем его отправляют по достижению 18 лет в ИУ для взрослых.

Другое дело — на «малолетке» в средней группе («пацанов») существуют подростки, стремящиеся следовать воровской романтике, но они не нарушают режим, не вступают в конфликт с администрацией. А администрации большего и не надо. Но даже и эта группа ценит хоть какой-то порядок.

«Красная» колония прививает людям презрение и пренебрежение к чужим правам и свободам. Происходит это в том числе, как уже было сказано, за счет использования системы «актива», дисциплинарного воздействия на подростков через посредников, надсмотрщиков. В актив обычно вербуются ребята, не просто склонные к лидерству, но более физические развитые, более агрессивные, более жестокие и, как правило, те, кто попал в колонию за более страшные преступления. Сама система построения статусных взаимоотношений внутри колонии способствует дальнейшему разрушению личности человека. Человек более слабый, более уязвимый оказывается в колонии физически, морально, нравственно униженным [1, с.42].

В воспитательных колониях второй группы («черных») существует следующее иерархическое распределение:

1) неформальный лидер колонии («главпахан»);

2) неформальный лидер отряда («пахан»);

3) члены неформальных групп («припотелые»);

4) нейтральные осужденные («пацаны»);

5) деперсонализированные осужденные («опущенные»).

Аналогичное распределение отмечено и другим исследователями: «Авторитетные осужденные, так называемые, «боссы», «паханы»; — осужденные, прошедшие «прописку» и претендующие на более высокий статус в системе неформальных отношений; осужденные, еще не прошедшие «прописки» и испытательного срока.

Кроме вышеуказанных категорий имеются «чушки» — осужденные с низким статусом, выполняющие грязную работу, обслуживающие авторитетов. Более низкую ступень занимают «обиженные», «опущенные», которые служат объектом издевательств», «особо привилегированные («боссы»); привилегированные (их окружение); нейтральные («пацаны»); непривилегированные (шныри); полностью лишенные привилегий («опущенные»)» [2, с.13].

Неформальный лидер несовершеннолетних колонии и лидеры несовершеннолетних отряда образуют элиту, решающую все вопросы неформальной жизни колонии и образуют так называемую «главную» семейку. А неформальный лидер отряда и неформальные лидеры отделений образуют «старшую» семейку, решающую все вопросы неформальной жизни отряда. Помощь им оказывают члены неформальных групп. Данные «семейки» являются неформальными группами, в которых сосредоточены осужденные отрицательной направленности, и для них также характерен деструктивный тип взаимоотношений: «Социологические исследования однозначно показывают, что в молодежных группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы так же, как и в армии, формируется специфический, как правило, жестокий социальный уклад, в котором противостоять действию неформальных норм не сможет никто» [3, с.26].

В некоторых ВК для несовершеннолетних вырабатывается даже своеобразный кодекс «пацана», например: «Придя на зону, я должен жить честным «пацаном». «Пацан» должен знать, что ему положено, и быть преданным воровскому кругу. «Пацан» активистом не работает, все полученное и добытое сдаёт в общак. Кто нарушает законы общака — тот предатель. «Пацан» на «хозяина» не работает, с «воспетами» ведет себя аккуратно, старается не вызывать подозрений. «Помоек» и «чушек» «пацан» должен держать в строгости... Если ''пацан'' нарушит эту клятву, его должны «опомоить» [4, с.32].

Вышеприведённая стратификация несовершеннолетних осужденных в воспитательных ко-

—--—

~ 40 ~

—--—

лониях является неполной, поскольку в ней отражены лишь основные классификационные группы. Фактическая стратификация правонарушителей является более дробной, асоциальные роли более многочисленные. При этом оказывается, что стратификация подростков захватывает как лиц, принадлежащих к сфере «другой жизни», так и не входящих в нее и не придерживающихся ее «норм и правил».

Несмотря на типичность приведенной стратификации несовершеннолетних в воспитательных колониях, в последнее время наблюдается их значительное региональное (а может быть и национальное) своеобразие.

Можно заметить, что в структуре молодежной иерархии отсутствует среднее звено, составляющее большую массу осужденных во взрослых колониях - так называемые «мужики». Даже «терпимые» тяготеют к отрицательно настроенным осужденным - «блатным».

Как отмечает А.Н. Сухов, коэффициент корреляции рангов между статусом осужденных и нарушителями режима равен +0,64. Особенно это характерно для так называемых «пацанов», которые претендуют на завоевание позиции «авторитетов». Занимая промежуточное положение среди категорий осужденных, они хотят занять лидирующую позицию, перейти из одного страта в другой [5, с.52-53].

Нетрудно предположить, что в дальнейшем с такой установкой по отношению к обществу, государству и микросоциальному окружению трудно не только стать полноценным членом общества, но и просто не нарушать уголовно-правовые запреты.

Существование «мастей» у осужденных приходится учитывать и администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов, хотя, согласно ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, все осужденные равно перед законом и соответственно между собой. В тоже время невозможно посадить «блатного» или «пацана» в камеру, где сидят «отверженные». А если администрация и пойдет на это, то это закончится: либо «блатного» «опустят», либо он нанесёт кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. По-

этому практически камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный (кроме случаев, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях «беспредела блатных», когда человека «опускают» просто так, ради развлечения).

В чем-то такое положение администрацию устраивает. Какую бы власть над осужденными она не имела, она все же ограничена в своем контроле над ними правовыми формальностями. Поэтому ей выгодно договариваться с неформальными лидерами и «блатными» и взять «пацанов» под двойной контроль. С помощью «блатных», выступающих, по существу, в роли надсмотрщиков, легче добиться соблюдения дисциплины в колонии.

Впрочем, в некоторых зонах, по команде сверху, администрация иногда пыталась переломить ситуацию.

Так, всех «бугров», «блатных» и «пацанов» силой пытались усадить в столовой за один стол с «отверженными». Ничего хорошего из этого, конечно же, не вышло. В лучшем случае, все это кончалось массовым отказом от приёма пищи, а в худшем — начиналась серия массовых неповиновений и других групповых нарушений режима содержания.

Также проводился эксперимент, когда всех «отверженных» собирали в отдельные отряды и бригады с целью оградить их от издевательств, унижений и иных притязаний со стороны других осужденных. Но этот эксперимент также ничего положительного не дал. Казалось, что люди, прошедшие сквозь ад немыслимых унижений, построят свое сообщество по-другому. Но через некоторое время в их среде опять выделились свои «бугры, «пацаны» и «опущенные» [6, с.216].

Таким образом, в таких отрядах быстро устанавливалась своя, еще более жёсткая, стратификация. Этот метод и сегодня практикуется в некоторых исправительных учреждениях.

В последнее время «верхи» стали активно использовать «табели о рангах» для поборов (вымогательств) в подростковой среде, осуществляемых двумя способами. В закрытых воспитатель-

~ 41 ~

—--—

ных учреждениях существует такой способ: постоянная «дойка» низов путем повышения, то понижения статуса того или иного подростка. Например, «шавка» просит «шишкаря» поднять его статус до «пацана». Тот требует за это определенную плату в деньгах, пище, одежде и т.п. Получив плату, «шишкарь» разыгрывает спектакль на глазах у всех подростков. Он, например, докуривает за «шавкой» сигарету, что по «закону», казалось бы, недопустимо. Результат налицо - все поняли, что подросток «поднят». Проходит какое-то время, и «шинкарь» «опускает» подростка, заставив его постирать свои носки, поднять с пола бычок и докурить его и т.п. «пацан» вновь становиться «шавкой», «чушкой» и т.п.

Таким образом, основания для повышения социального статуса (мобильность вверх) и его понижения (мобильность вниз) в последнее время значительно изменились. Коррупция и блат разъедают не только общество в целом, но и преступную среду, в том числе, что самое страшное, и несовершеннолетних. Теперь можно выйти в «люди», стать «бугром», «паханом», не имея никаких криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки [7, с.43].

Следует заметить, что в последние годы все больше даёт о себе знать не наблюдавшаяся раньше тенденция сращивания актива с уголовными авторитетами, позволяющая использовать всю полноту официальной и неофициальной власти. Не является ли это своеобразным отголоском сращивания на свободе мафиозных структур с представителями власти? Здесь есть почва для размышлений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Бабушкин A. Первобытно - казарменная система // INDEX - Досье на цензуру. 1999. № 7-8.

[2] Олешкевич В.И., Александров Ю.К. Малолетка (социально-психологическое устройство воспитательной колонии) // Личность. Культура. Общество. 2000. № 2(3).

[3] Шевелева О.А. Асоциальная субкультура в криминальных и асоциальных группах подростков // Юридические науки. 2006. № 2.

[4] Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М: Изд. Права человека. 2001.

[5] Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань: Изд. РВШ МВД РФ. 1993.

[6] Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М: Изд. Канон-пресс-Ц. 1999.

[7] Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: Изд. Приз. 1994.

SOCIOLOGY OF MINOR-DEDICATED CONDEMNED

Malinin1 V.B., Trapaidze2 K.Z.

'Pushkin Leningrad state university, Saint Petersburg, Russian Federation 2Moscow state institute of international relations (university) of the ministry offoreign affairs Russian Federation,

Moscow, Russian Federation.

Annotation. The article is a continuation of the article published in the previous issue by Malinin VB, Malininova MV "Sociological study ofjuvenile convicts". The article explores the hierarchy of positions, roles and responsibilities of convicted minors, their prison subculture. The main principles of the status ofjuvenile convicts are defined. On the basis of the study, the authors conclude that the status of underage convicts is distinguished by a strict determinism over the strata of the prison hierarchy. The status of the personality of a minor convicted is determined by his position in this or that stratum of the prison hierarchy. Each stratum has its own laws, rules, pricing systems, privileges, both in the "black" and the "red" colony. The "red" colony invokes people's contempt and disdain for other people's rights and freedoms. This is including, as already said, because of the use of the "active" system, disciplinary action on adolescents through intermediaries, supervisors. Actually, children are usually recruited, not just inclined to leadership, but more physical, more aggressive, more cruel and, as a rule, those who have fallen into a colony for more terrible crimes. The system of building status relations within the colony contributes to the further destruction of the person's personality. Key words: sociology of juvenile convicts, stratification of juveniles convicted, suits of juvenile convicts.

~ 42 ~

—--—

REFERENCES

[1] Babushkin A. Primitive - a system of files // INDEX - Dossier on censorship. 1999. № 7-8.

[2] Oleshkevich V.I., Aleksandrov Yu.K. Maloletka (the social and psychological structure of the educational colony) // Personality. Culture. Society. 2000. № 2 (3).

[3] Sheveleva O.A. / Asocial subculture in criminal and asocial groups of adolescents. // Juridical sciences. 2006. № 2.

[4] Alexandrov Yu.K. Essays on the criminal subculture. M: Ed. Human rights. 2001.

[5] Sukhov A.N. Criminogenic communication among convicts. Ryazan: Izd. RVS of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 1993.

[6] Kurganov S.I., Kravchenko A.I. Sociology for lawyers. M: Ed. Canon-Press-C. 1999.

[7] Pirozhkov V.F. Laws of the criminal world of youth (criminal sub-culture). Tver: Ed. Prize. 1994.

~ 43 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.