Научная статья
УДК 343.123.66
криминалистическое обеспечение организации взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений в ходе раскрытия и расследования незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого тайниково-закладочным методом
Хамидуллин Руслан Сибагатуллович1, Замятин Евгений Романович2
1' 2 Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Проанализирован тайниково-закладочный метод совершения преступления и типичные следственные ситуации, возникающие при выявлении незаконного оборота наркотиков. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В качестве предмета исследования рассмотрены некоторые способы совершения таких преступлений и их раскрытия. Рассмотрены наиболее эффективные формы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений по их выявлению и пресечению в современных условиях.
Ключевые слова: сбыт наркотических средств, бесконтактный способ, выявление, расследование, преступление, виды и формы взаимодействия, глобальная сеть Интернет
Для цитирования: Хамидуллин Р.С., Замятин Е.Р. Криминалистическое обеспечение организации взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений в ходе раскрытия и расследования незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого тайниково-закладочным методом // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 1. С. 67-74.
Original article
Forensic support of the organization of interaction between the investigator and the operational-search units in the course of the disclosure and investigation of illegal drug trafficking carried out by the cache-stowing method
Khamidullin Ruslan S.1, Zamjatin Evgeny R.2
1 2 Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article discusses the features of the organization of interaction between the investigator and employees of the operational-search units in the disclosure and investigation of crimes related to drug trafficking. The cache-stowing method of committing a crime and typical investigative situations that arise when drug trafficking is detected are analyzed. The object of the study is the social relations that arise in the course of committing illegal
© Хамидуллин Р.С., Замятин Е.Р. , 2023
acts related to the illegal circulation of drugs. As a subject of research, some ways of committing such crimes and their disclosure are considered. The most effective forms of interaction between investigative and operational-search units for their detection and suppression in modern conditions are considered..
Keywords: sale of narcotic drugs, contactless method, detection, investigation, crime, types and forms of interaction, the global Internet
For citation: Khamidullin R.S., Zamjatin E.R. Forensic support of the organization of interaction between the investigator and the operational-search units in the course of the disclosure and investigation of illegal drug trafficking carried out by the cache-stowing method // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1. Pp. 67-74.
На сегодняшний день наиболее опасными преступлениями, угрожающими как обществу, так и государству в целом, нанося им огромный вред, являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Отметим, что незаконное употребление препаратов или веществ, в составе которых имеются наркотики, оказывает негативное влияние на граждан. В частности, можно отметить следующие аспекты вышеуказанного влияния: деградация личности, уменьшение интеллектуального потенциала, изменение генофонда путем мутации, а также снижение уровня правосознания, что впоследствии приводит к совершению противоправных деяний, в том числе уголовно наказуемых.
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (далее - НОН), приобретают все большие масштабы, прямым образом влияя не только на криминогенную ситуацию в стране, которая на сегодняшний день далека от идеала, но и на моральное, психологическое состояние общества, экономику, политику.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является первичным документом, содержащим механизмы, цели и принципы, подходы в проведении государственной антинаркотической политики. Политика государства в данной сфере направлена на снижение криминализации общественных отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
К 2030 году планируется достижение следующих значений показателей состояния наркоситуации в Российской Федерации (по сравнению с 2019 годом):
а) снижение уровня вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков (т. е. количества случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения антинаркотического законодательства на 100 тыс. человек) со 143,1 до 113,1 случая;
б) снижение уровня криминогенности наркомании (т. е. соотношения количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административ-
ной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек) со 115,8 до 102,3 случая [1].
Вопросы государственного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ также не теряют своей актуальности, особенно в условиях совершенствования преступниками способов такой противоправной деятельности, появления новых бесконтактных и анонимных форм расчётов и распространения наркотиков. Указанное направление правоохранительной деятельности имеет важное значение для общества и государства.
Безусловно, органы внутренних дел как основной субъект борьбы с преступностью выделяют одну из первоочередных задач - это противодействие преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В свою очередь, данное направление деятельности многогранно и требует тщательного изучения и совершенствования методики расследования и раскрытия данных видов преступлений. Правоохранительные органы должны «идти в ногу со временем», владеть современными информационными технологиями и вырабатывать соответствующие методы и способы борьбы с новыми видами преступлений, активно применять эти способы и методы в своей профессиональной деятельности.
Эффективное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемому тайниково-закладочным методом, возможно только путем профессионального взаимодействия между следователем и оперативно-розыскными подразделениями. Такое взаимодействие организуется путем криминалистического обеспечения деятельности следователя и оперуполномоченного по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Криминалистическое обеспечение выражено в постоянной готовности использования криминалистических знаний в раскрытии и расследовании преступлений. Применительно к преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ это готовность оперативных сотрудников, следователей, специалистов-криминалистов предупреждать, выявлять, раскрывать и расследовать деятельность по незаконному изготовлению, хранению, сбыту наркотических средств
и психотропных веществ, что в большинстве случаев имеет вид организованной преступности [2].
Под формами взаимодействия понимаются способы согласованной деятельности следователя и органа дознания при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, производстве следствия по уголовным делам. Формы подразделяются на процессуальные и организационные. Под процессуальными формами понимаются отношения, возникшие в процессе применения уголовно-процессуальных норм, устанавливающих основания и порядок сотрудничества следователя и органа дознания. Организационные формы предусмотрены ведомственными нормативными актами и заключаются в сотрудничестве следователя с представителями других подразделений органов внутренних дел как по уголовному делу, так и вне его рамок. Такое взаимодействие называют также внутриведомственным [3, с. 354].
А. С. Князьков предложил следующую обширную классификацию форм взаимодействия следствия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:
- по признаку совместности (отдельности) выполнения действий: совместное планирование, участие в следственном действии, взаимообмен имеющимися сведениями; раздельное выполнение действий, например, производство одного из параллельных обысков следователем, а другого - оперативными работниками;
- по признаку одновременности (разновременности) реализации действий: одновременное (тактическая операция) и разновременное, например, выполнение оперативным работником поручения следователя;
- по признаку выполнения одних и тех же действий, например, производство допроса;
- по признаку степени тактического риска (меньше при задействовании такой формы взаимодействия, как совместное производство следственного действия, больше - одновременное производство следственных действий, одно из которых выполняет следователь, а другое - оперативный работник);
- по признаку характера действий, лежащих в основе взаимодействия: организационные (совместное планирование); тактические (совместное производство следственного действия);
- по признаку возможностей обмена полученными сведениями (ограниченные при реализации такой формы, как дача поручений о производстве ОРМ, и широкие - при обмене доказательственной и ориентирующей информацией, полученной в ходе производства одного следственного действия следователем, а другого - оперативным работником);
- по признаку возможностей в обмене определенным видом информации: широкие при обмене информацией об отдельных свойствах личности обвиняемых и ограниченные - при обмене информацией об их связях;
- по признаку реализации принципа непрерывности взаимодействия: временные и постоянные (например, оперативно-следственная группа) [4, с. 187].
Мы согласны с предложенной классификацией, которая отражает широкие возможности взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений с целью решения задач раскрытия и расследования преступлений.
Также интересной, на наш взгляд, является позиция С. И. Земцова, который считает, что для успеха расследования взаимодействие подразделений правоохранительных органов осуществляется в совместном, параллельном или последовательном разрешении следующих тактических задач (терминология В. Е. Корноухова): 1) сбор и фиксация исходной информации; 2) проверка подозрения; 3) доказывание виновности; 4) нейтрализация противодействия [5]. То есть формы взаимодействия напрямую зависят от возникающих в ходе следствия тактических задач.
Производство оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) и передача их результатов следователю обеспечивается организацией взаимодействия оперуполномоченного и следователя. Анализ оперативно-розыскной и следственной практики показывает, что большинство уголовных дел по факту незаконного оборота наркотиков возбуждается после проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, это связано со скрытностью деятельности сбытчиков и высокой организованностью преступной деятельности по незаконному обороту наркотиков [6].
В соответствии со ст. 140 УПК РФ для возбуждения уголовного дела органам предварительного расследования необходимо установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления, то есть наличие одного из поводов и основания, позволяющих принять соответствующее процессуальное решение. Эффективным способом обнаружения и фиксации признаков состава преступления является производство оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [7]. Данный нормативно-правовой акт обеспечивает систему гарантий законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы, обеспечивающие законность обнаружения, фиксации и изъятия информации о преступлениях.
Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями на стадии предварительного расследования, на наш взгляд, эффективно реализует себя в двух формах - это оперативное сопровождение и совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы. Оперативное сопровождение осуществляется оперативными сотрудниками посредством оказания содействия следователю в проведении отдельных следственных действий, направленных на получение доказательственной базы преступной деятельности лиц и установление всех
обстоятельств незаконного оборота наркотиков. Помимо этого, оперативное сопровождение может выражаться в обеспечении участия лиц в следственных действиях, то есть осуществлении явки подозреваемых, свидетелей. Следственно-оперативная группа (далее - СОГ) представляет собой организационное формирование лиц из числа разных подразделений по совместной согласованной деятельности по расследованию уголовного дела под руководством лица, осуществляющего предварительное расследование.
СОГ характеризуется наличием устоявшегося состава участников по расследованию конкретного вида преступления, налаженными взаимоотношениями, опытом работы в данной сфере. Создание следственно-оперативной группы по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков отличается своей эффективностью за счет участия сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся именно на этом виде преступления. Компетентность следователя и оперативных сотрудников, знание методики расследования данного вида преступлений позволяет наиболее полно, рационально и результативно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Что касается непроцессуальной формы взаимодействия, то тесное сотрудничество между следователем, в производстве которого находится уголовное дело, и оперативными работниками, осуществляющими комплекс ОРМ, способствует качественному и оптимальному проведению следственных действий -правильному выбору места и времени их проведения, определению круга фигурантов преступной группы, установлению, изъятию и фиксированию следов, имеющих значение для расследуемого преступления. Слаженная работа следователя и оперативных работников позволяет свести к минимуму возможность для преступников избавиться от следов преступления и наркотических средств. Так, в практической деятельности достаточно часто встречаются попытки преступников уничтожить следы преступления, например: смыв наркотиков в канализацию, проглатывание меченых денежных купюр, уничтожение информации на компьютерной технике (как физическое уничтожение жестких дисков и серверов, так и более сложные способы - например, размагничивание жестких дисков либо уничтожение информации программными методами и т. п.), а также многие другие.
Спецификой бесконтактного способа сбыта наркотических средств является отсутствие личных контактов между клиентом и сбытчиком. При бесконтактном способе сбыта наркотических веществ не происходит непосредственной передачи товара от сбытчика к приобретателю, нет личного контакта между ними, а возможности электронных платежей и коммуникаций в сети Интернет (анонимность, скорость транзакций и т. п.) создают множество проблем при обнаружении следов преступления, формировании доказательной базы расследования. Таким образом, трудности расследования указанного вида преступлений связаны в основном с невозможностью
использования традиционных криминалистических методов и способов изобличения преступников. Например, использование такого оперативно-розыскного мероприятия, как проверочная закупка, при бесконтактном способе сбыта наркотических средств не даст должного результата. В данном случае целесообразно осуществлять оперативно-розыскной мониторинг сети Интернет, представляющий собой непосредственный сбор, хранение, обработку и анализ информации из сети Интернет, представляющей интерес для сотрудников правоохранительных подразделений, являющейся основанием для заведения дел оперативного учета.
Раскрывая потенциал информационно-телекоммуникационных технологий при совершении наркопреступлений, подчеркивает важность исследования интернет-ресурса и В. О. Давыдов. Исследователь выделяет дистанционный характер преступных действий, направленных на незаконный сбыт наркотических веществ, их повышенную скрытность, обеспечиваемую активным использованием для сокрытия идентификационной информации пользователей сетевого киберпространства технологий сквозного шифрования, 1Р-телефонии и переадресации вызовов, отсылок к интернет-ресурсам и платформам [8].
В рамках взаимодействия ходе производства ОРМ устанавливаются фигуранты преступной группировки и их роли, определяются места тайников и закладок, каналы поставок, способы распределения и обналичивания денежных средств, иная информация, позволяющая раскрыть субъектов преступления и их преступную деятельность. Так, например, приговором Миасского городского суда Челябинской области от 22 июля 2020 г. по делу № 1-152 привлечена к уголовной ответственности целая организованная группа, состоящая из шести человек, которая на протяжении полугода занималась незаконным распространением наркотических средств. Деятельность организованной группы, направленная на сбыт наркотических средств через интернет-магазин бесконтактным способом, выражалась в подыскании на интернет-площадках новых участников группы, каналов поставок и приобретателей наркотических средств, рекламе, бесконтактном общении при осуществлении преступной деятельности [9].
В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий выявляется также круг лиц, систематически пользующихся услугами сетевых сбытчиков для приобретения наркотических средств. В современных условиях действуют организованные преступные формирования, осуществляющие сбыт наркотических средств на межрегиональном и даже межгосударственном уровнях способом сетевого маркетинга [10]. Учитывая мнение А. В. Морозова, помимо взаимодействия подразделений в рамках одного региона, также необходимо отметить важность взаимодействия между подразделениями правоохранительных органов разных субъектов нашей страны. По результатам такого взаимодействия идет обмен сведениями о деяниях лиц, которые подлежат контролю в целях
дальнейшего использования и документирования полученной информации о преступной деятельности, предусмотренной ст. 228 УК РФ.
Помимо мониторинга интернет-ресурсов неотъемлемой частью работы оперативных подразделений является выявление лиц при их непосредственном совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков. Это проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как наблюдение, отождествление личности и обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Все это связано с таким элементом криминалистической характеристики, как обстановка совершения преступления.
В рамках взаимодействия при изучении обстановки совершения данного вида преступления особое внимание следует обратить на всевозможные места расположения закладок, тайников.
Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенными местами для тайников-закладок считаются:
- улицы, лесной массив (зимой закапывают в снег, летом делают прикоп в землю);
- подъезды жилых домов (так, например, закладки оставляют под подоконниками между этажами, за батареями отопления, почтовыми ящиками, в щитах электропроводки, в косяках дверных проемов, кабине лифта, в поручнях);
- дворы, оснащенные постройками хозяйственно-бытового назначения (сараи, гаражи, погреба);
- придомовая территория (детские площадки, водосточные трубы на фасаде зданий, скамейки, откосы окон первых этажей или балконов);
- растительность во дворах и парковые зоны (около деревьев, кустарников, клумбы).
Так, гражданин Л., имея умысел на незаконный сбыт наркотического вещества, находясь между гаражами в районе <...>, незаконно умышленно приобрел наркотическое вещество путем скрытого тайника «закладки» у неустановленного лица с целью его последующего сбыта [11]. Гражданин М., действуя умышленно, с целью незаконного сбыта наркотических средств, организовал не менее четырёх тайников, поместив в них свертки с веществом, содержащим в своем составе наркотическое средство: в лесном массиве по * - массой 0,81 грамм; в лесном массиве вблизи * - массой 0,74 грамм; у берега реки Пышма по * - массой 0,78 грамм; в лесном массиве вблизи * -массой 0,75 грамм [12].
При верной организации взаимодействия оперативники производят постоянную проверку мест возможного сбыта наркотических средств в целях выявления лиц, совершающих преступление. Это осуществляется путем функционирования «скрытых патрулей» с установленным маршрутом следования, включающим локации с предполагаемыми местами сбыта и приобретения наркотических средств через тайники и закладки. В состав данных патрулей могут входить сотрудники ППСП, ДПС ГИБДД и обязательно подразделения по контролю за оборотом наркоти-
ков. Также оперативниками проверяются лица, ранее судимые за совершение преступлений в сфере незаконного оборота, и лица, имеющие отношение к преступной деятельности, причастность к совершению преступления которых еще не доказана. Акцентируется внимание на проверке мест их постоянного времяпровождения, круга общения, используемых ими транспортных средств. Успешность проведения данного вида деятельности обеспечивает наличие у субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, агентурного аппарата.
Таким образом, слаженная и своевременная работа сотрудников следственных и оперативных подразделений позволяет задержать преступника прямо на месте совершения преступления.
В таком случае складывается одна из типичных оперативно-следственных ситуаций, при которой лицо, совершившее преступление, задержано. Это может быть как сбытчик наркотического средства, так и приобретатель. Дальнейшее направление работы зависит от следующей ситуации:
- лицо задержано, канал поступления наркотиков установлен;
- лицо задержано, но канал поступления наркотиков не установлен.
В любой из ситуаций на место происшествия для проведения первоначальных следственных действий вызывается следственно-оперативная группа. Важную роль в правильной фиксации и документировании признаков преступления играет грамотное взаимодействие следователя с оперуполномоченными. В связи с современным прогрессом IT-технологий информация о наркотике и месте его нахождения у задержанных лиц чаще всего находится на электронном носителе, поэтому до приезда следственно-оперативной группы сотрудникам, осуществляющим задержание лица, необходимо принять все меры к сохранению этой информации, а также не допустить «сброса» находящегося у задержанного наркотического средства. Уместно привести случай из личного опыта одного из практических сотрудников ОВД, когда при задержании закладчика не проследили за действиями задержанного, вследствие чего была утрачена важная информация, имеющая значение для уголовного дела. После задержания кладменом на сотовом телефоне была включена передача данных, при которой произошло автоматическое стирание информации в мессенджере Telegram, то есть факта приобретения наркотических средств в целях сбыта, а также контактов лица, предоставившего наркотическое средство закладчику [13].
Основным первичным следственным действием по приезде на место совершения преступления является осмотр места происшествия. Суть данного следственного действия состоит в непосредственном изучении и фиксации следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для уголовного дела. В ходе осмотра места происшествия планомерно и тщатель-
но исследуются все обнаруженные предметы; они подлежат обязательному изъятию с учетом правил изъятия и упаковки. Специфической особенностью осмотра места происшествия по данной категории дел являются действия следователя в ходе подготовительного этапа, к которым относится обязательное принятие мер по охране места происшествия, а именно исключение присутствия всех посторонних лиц с места осмотра и обеспечение охраной всей техники (мобильных телефонов, планшетов, компьютеров), находящейся на территории, в том числе пунктов электропитания средств компьютерной техники для сохранения имеющихся на них электронных следов совершения преступления, в чем следователю активно содействуют оперативные сотрудники.
В случае когда лицо, совершившее преступление, задержано, а канал поступления наркотических средств не установлен, перечень процессуальных действий остается таким же, отличительной особенностью является направление оперативно-розыскных мероприятий на установление каналов поступления наркотиков.
Таким образом, от планомерно выстроенного взаимодействия при проведении первичных следственных действий на месте преступления зависит дальнейшее установление всех участников совершения преступления и успешность расследования уголовного дела.
Еще одним видом содействия, который относится к категории процессуальной деятельности, является дача органом предварительного следствия поручения. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь имеет право давать обязательные для исполнения письменные поручения органу дознания (оперативным подразделениям). Поручение может выражаться в двух формах, первая из которых - это проведение оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, а также получение содействия при их осуществлении, а вторая - обеспечение участия в следственных действиях всех лиц, обладающих определенным процессуальным статусом по уголовному делу, уклоняющихся от явки на проведение следственного действия, где их участие обязательно. Данное письменное требование отправляется начальнику оперативного подразделения, в нем указываются все имеющие значение для проведения мероприятий обстоятельства дела, обозначается четкая постановка задач, которые необходимо выполнить, и определяются цели, которые необходимо достичь. Подробное описание следователем целесообразности проведения таких мероприятий очень важно для успешности их проведения, так как эта информация дает возможность начальнику оперативного подразделения выделить нужное количество сотрудников с учетом их соответствующей квалификации и необходимым опытом выполнения таких поручений. Также содействие будет наиболее полноценным, если следователь своевременно в полном объеме проинструктирует исполнителей поручения о спец-
ифике, порядке проведения и, безусловно, важности данных, которые должны быть получены в ходе этих мероприятий.
Наиболее характерными для незаконного оборота наркотических средств, совершенного с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, являются такие проводимые по поручению следователя оперативно-розыскные мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации. Представленные ОРМ направлены на работу с электронными средствами коммуникации и позволяют получить информацию о преступных взаимодействиях, проходящую через спутники связи и глобальную сеть «Интернет.» Так, посредством БтБ-сообщений закладчик наркотического средства предоставляет сведения о нахождении клада с наркотиком, или при помощи мобильной связи сбытчик и приобретатель договариваются об оплате за предоставленный товар. В свою очередь, важной особенностью данных ОРМ является то, что их проведение позволяет определить 1Р-адрес используемых преступным элементом технических средств, что способствует установлению местоположения лица и характеристики устройства, с которого преступник выполнил выход в сеть.
Анализируя все вышесказанное, видится необходимым и актуальным подробно рассмотреть новые формы коммуникации подразделений правоохранительных органов, позволяющие осуществлять деятельность своевременно и эффективно. Речь идет о информационно-поисковой системе (далее - ИПС), которая представляет собой прикладную компьютерную среду в виде программно-аппаратного комплекса с определенной базой данных, предназначенную для обмена информацией, позволяющую осуществить отбор конкретной информации по запросу пользователя. ИПС служит для централизованного автоматизированного хранения массива данных, необходимых для осуществления оперативно-розыскных и следственных мероприятий. По категории наркопреступности ИПС реализуется в формировании единой базы данных в сфере НОН, содержащей информацию по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях (набор данных и документов в рамках одного преступления или правонарушения в сфере НОН); сведения о физических лицах, финансовых операциях, технических операциях (финансовые данные, поступающие из банков, данные биллин-га интернет-соединений и соединений телефонной связи). ИПС позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, выявленной в ходе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Относительно же физических лиц, имеющих отношение к преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, создан отдельный раздел. Он предназначен для обеспечения учета, поиска и анализа оперативно значимой информации, содержащей сведения о наркопотребителях, преступниках и право-
нарушителях в сфере НОН, попадавших в поле зрения органов внутренних дел по различным основаниям, в том числе не подвергавшихся уголовному или административному наказанию.
Область применения программы, как на региональном, так и на районном уровне, охватывает следующие основные виды деятельности подразделений территориальных органов МВД России:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем поиска и анализа информации, полученной в результате интеграционного взаимодействия с сервисами ИСОД МВД России;
- учет, поиск и анализ оперативно-значимой информации, содержащей сведения о наркопотребителях, преступниках и правонарушителях в сфере незаконного оборота наркотиков;
- контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
- формирование статистических и аналитических отчетов установленного образца, в том числе в графической форме.
Пользователю системы открывается доступ к выполнению следующих операций: просмотр справоч-но-информационных данных; просмотр данных о наркоконтингенте; просмотр и выгрузка отчетов и результатов интеграционного взаимодействия; ввод и редактирование данных УД, АД, физических лиц; осуществление поиска по объектам сервиса с возможностью перейти в объекты сервиса; выполнение запросов в рамках интеграционного взаимодействия с сервисами ИСОД МВД России; просмотр интерактивной карты; просмотр информационных сообщений.
Таким образом, данная информационная поисковая система является одним из основных средств наиболее точного, полного и быстрого взаимодействия сотрудников, повышающего показатели деятельности по противодействию наркопреступности. Это достигается благодаря возможности с помощью ИПС оперативно получать и передавать актуальную информацию из любой точки территории государства. ИПС направлена на передачу данных, которые раскрывают специфику совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что позволяет оперативно и результативно выявлять и доказывать противоправную деятельность причастных лиц.
Таким образом, одним из условий эффективного и быстрого расследования дел является налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания. Оперативные подразделения, проводя целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, выполняют один из важных аспектов расследования преступления - документирование фактов бесконтактного сбыта наркотических средств. Следователь же, в свою очередь, реализует результаты ОРД, что выражается в возбуждении уголовного
дела и уголовном преследовании лиц, совершивших противоправные деяния. Следовательно, хорошее взаимодействие, при котором между участниками нет разногласий и преследуется общая цель, является средством раскрытия бесконтактного сбыта наркотических средств.
Список источников
1. Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Хамидуллин Р. С. Криминалистическое обеспечение противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемому в криптовалюте с использованием технологий «ЫосксЬат» // Технологии XXI века в юриспруденции: сб. материалов IV международ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2022. С. 52-58.
3. Бессонов А. А. К вопросу о задачах предварительного расследования // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 13.
4. Князьков А. С., Польгерт А. В. Взаимодействие следователя как элемент организации криминалистической деятельности следователя по делам о незаконном сбыте наркотических средств с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 415.
5. Земцов С. И. Средства решения тактической задачи «Сбор и фиксация исходной информации» при расследовании незаконного наркопроизводства: материалы криминалистических чтений (Барнаул, 24 ноября 2022 г.) / под ред. О. В. Кругликовой. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2022. С. 32-33.
6. Осипенко А. Л., Миненко П. В. Оперативно-розыскное противодействие незаконному обороту наркотических средств, совершаемому с использованием телекоммуникационных устройств // Вестник ВИ МВД России. 2014. № 1.
7. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
8. Давыдов В. О. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействущих веществ, совершаемый с использованием технологий дистанционной коммуникации: новые преступные способы // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 4. С. 512-521.
9. Приговор Миасского городского суда Челябинской области от 22 июля 2020 г. по делу № 1 -152 [Электронный ресурс]. ШЬ: https://sudrf.ru (дата обращения: 16.11.2022).
10. Морозов А. В. К вопросу о характеристике современной организованной наркопреступности // Актуальные проблемы противодействия наркотрафику на современном этапе: материалы международ.
науч.-практ. семинара (4-5 апреля 2019 г.) / отв. ред. Н. Н. Цуканов. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. С. 8-13.
11. Приговор Промышленного районного суда г. Самары от 30 января 2017 г. по делу № 1-29/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://sud-praktika.ru/ precedent/201911.html (дата обращения: 19.02.2023).
12. Приговор Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21 июля 2020 г. по делу № 1-135/2020 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/O0kZaPjt0ogl/ (дата обращения: 19.02.2023).
13. Хамидуллин Р.С. Обеспечение национальной безопасности путем противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 1 (33). С. 93-98.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of November 23, 2020 No. 733 "On Approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation for the period up to 2030".
2. Khamidullin R. S. Forensic support for combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances carried out in cryptocurrency using blockchain technologies // Technologies of the XXI century in jurisprudence: coll. Materials IV international. scientific-practical. conf. Yekaterinburg, 2022, pp. 52-58.
3. Bessonov A. A. To the question of the tasks of the preliminary investigation // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2018. No. 13.
4. Knyazkov A. S., Polgert A. V. Interaction of an investigator as an element of organizing the criminalistic activity of an investigator in cases of illegal sale of drugs using electronic and information and telecommunication networks // Bulletin of the Tomsk State University. 2017. No. 415.
5. Zemtsov S. I. Means for solving the tactical task «Collecting and fixing initial information» in the investigation of illegal drug production: materials of forensic readings (Barnaul, November 24, 2022) / ed. O. V. Kruglikova. Barnaul: Barnaul jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, pp. 32-33.
6. Osipenko A. L., Minenko P. V. Operative-investigative counteraction to illegal drug trafficking committed using telecommunication devices // Bulletin of the VI Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 1.
7. On operational-search activity: Federal Law of August 12, 1995 No. 144-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 33. Art. 3349.
8. Davydov V. O. Illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic and potent substances, committed using remote communication technologies: new criminal methods // All-Russian Journal of Criminology. 2022. V. 16. No. 4. S. 512-521.
9. Verdict of the Miass City Court of the Chelyabinsk Region dated July 22, 2020 in case No. 1-152 [Electronic resource]. URL: https://sudrf.ru (date of access: 11/16/2022).
10. Morozov A. V. To the question of the characteristics of modern organized drug crime // Actual problems of countering drug trafficking at the present stage: materials of the international. scientific-practical. seminar (April 4-5, 2019) / resp. ed. N. N. Tsukanov. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. P. 8-13.
11. Sentence of the Promyshlenny District Court of Samara dated January 30, 2017 in case No. 1-29/2017 [Electronic resource]. URL: https://sud-praktika.ru/ precedent/201911.html (date of access: 02/19/2023).
12. Judgment of the Krasnogorsk District Court of the city of Kamensk-Uralsky, Sverdlovsk Region of July 21, 2020 in case No. 1-135/2020 [Electronic resource]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/O0kZaPjt0ogl/ (date of access: 02/19/2023).
13. Khamidullin R.S. Ensuring national security by counteracting crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances committed using information and telecommunication technologies // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 1 (33). pp. 93-98.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors
All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Информация об авторах
Хамидуллин Руслан Сибагатуллович - кандидат юридических наук
Information about the authors
Khamidullin Ruslan S. - Candidate of Law
Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023
The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023