Чиненов Евгений Владимирович Щукин Владимир Иванович
Криминалистическое обеспечение как элемент организации расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта
В статье рассматривается криминалистическое обеспечение как непременное условие качественной организации расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Дается авторское понимание криминалистического обеспечения, основных его направлений, раскрываются особенности мероприятий, включаемых в него.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическое обеспечение, криминалистическая методика, преступность, экономические преступления на объектах железнодорожного транспорта, предварительное расследование.
Forensic support as an element of the organization of investigation of economic crimes committed at railway facilities
In article criminalistics providing as an indispensable condition of the qualitative organization of investigation of the economic crimes committed on objects of railway transport is considered. Author understands of criminalistics providing, its main directions is given, features of the actions included in it are revealed.
Key words: forensics, forensic software, forensic methods, crime, economic crime on the railway transport objects, preliminary investigation.
Обязательным условием успешной организации предварительного следствия является надлежащее криминалистическое обеспечение, содержание которого составляют криминалистические знания и построенные на их основе рекомендации по организации работы следователя [1, с. 19].
Исследования криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений показывают несомненную важность его как одного из теоретико-методологических оснований разработки частных криминалистических методик. Являясь формой реализации социальных функций криминалистики, криминалистическое обеспечение способствует процессу выяснения обстоятельств совершенных преступлений, установлению и изобличению причастных к нему лиц, соблюдению базовых принципов расследования: объективности, всесторонности, полноты [2, с. 24; 3, с. 66].
Системному подходу в организации расследования преступлений посвящены труды таких отечественных ученых, как Р.С. Белкин, А.А. Беляков, Е.Ф. Буринский, А.И. Винберг,
A.Ф. Волынский, В.А. Волынский, Э.К. Горячев,
B.А. Жбанков, А.А. Квачевский, В.Г. Коломац-кий, Б.М. Комаринец, В.П. Лавров, А.М. Ларин и др.
Одно из первых определений криминалистического обеспечения расследования в 1979 г. сформулировал В.Г. Коломацкий: это «...система внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов криминалистических знаний и умений на основе научных, методических и тактических криминалистических рекомендаций, технико-криминалистических средств и технологий их применения» [4, с. 20]. В структуре этой системы автор выделяет три составляющие: криминалистическую науку; криминалистическое образование; криминалистическую технику.
РС. Белкин и Т.В. Аверьянова, разделяя позицию данного ученого, подчеркивают важное значение криминалистического обеспечения, отождествляя его с организацией расследования преступлений на основе применения системы криминалистических знаний, а также навыков и умений следователя по использованию достижений криминалистической науки. В его структуре они выделяют организационное и тактическое, а также организационное и методическое обеспечение [5, с. 64; 6, с. 4]. Сторонниками такого подхода к построению системы криминалистики и отражению в ней организационного обеспечения расследования выступают В.П. Лавров, Н.П. Яблоков и др. [7; 8].
45
A.А. Беляков под криминалистическим обеспечением раскрытия и расследования преступлений понимает систему динамической передачи информации, позволяющей эффективно использовать в борьбе с преступностью весь криминалистический арсенал [9, с. 19].
B.А. Образцов, рассматривая содержание криминалистического обеспечения досудебного уголовного производства, выделяет организационно-тактические особенности подготовки и производства следственных действий и методико-криминалистическое обеспечение предварительного расследования [10, с. 262].
Структура криминалистического обеспечения, предложенная В.А. Жбанковым, имеет более детализированный вид и включает следующие элементы: научное и методическое обеспечение; криминалистическое образование; технико-криминалистическое и тактико-криминалистическое обеспечение; разработку методик расследования преступлений; экспертно-криминалистическое и профилакти-ко-криминалистическое обеспечение [11, с. 9].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание криминалистического обеспечения обладает рядом признаков, характеризующих механизм расследования:
создание условий для применения следователем криминалистических средств, приемов и методов;
обеспечение возможности применения следователем, специалистом-криминалистом и оперативным работником организационных, тактических и технических криминалистических средств и методов.
Таким образом, криминалистическое обеспечение направлено на создание оптимальных условий для раскрытия и расследования преступления, его этапов и отдельных действий. По сути, его целью является оптимизация процесса организации расследования.
Так, А.М. Ларин понятие организации расследования преступлений определяет как рациональный выбор, расстановку и положение сил, орудий и средств, которыми располагает следователь, а также создание и использование оптимальных условий для достижения целей судопроизводства [12, с. 59].
И.П. Можаева, в свою очередь, в своих исследованиях приходит к выводу, что организация расследования преступлений представляет собой единый процесс, т. е. это межнаучная, многоаспектная и многоуровневая проблема, являющаяся отраслью научного знания и его практической реализации, дифференцированной на организационно-криминалистические, организационно-правовые и организационно-управленческие аспекты и уровни [13, с. 83].
А.Ф. Волынский и И.В. Тишутина полагают, что организация раскрытия и расследования преступлений включает в себя процессуальную, оперативно-розыскную, судебно-экспертную, криминалистическую деятельность, в том числе осуществляемую в форме криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений [14, с. 27].
Таким образом, на современном этапе развития криминалистической науки организация раскрытия и расследования преступлений понимается как упорядоченная деятельность правоохранительных органов, основанная на рекомендациях науки управления, научной организации труда, криминалистики, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством [15, с. 25].
Анализ научных взглядов позволил нам выделить две криминалистические категории, несомненно, важные для построения частных методик расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, -«криминалистическое обеспечение» и «организация раскрытия и расследования», которые представляют собой единую организационно-функциональную систему, направленную на достижение конкретных целей расследования отдельных видов (групп) преступлений.
Возвращаясь к теме нашего исследования, следует отметить, что на криминалистическое обеспечение организации расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта существенное влияние оказывает специфика железнодорожной транспортной отрасли и деятельности органов внутренних дел на транспорте.
Организационно-управленческие особенности деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте заключаются в линейном построении системы органов и подразделений, обеспечивающих деятельность в специфических условиях нормативного правового регулирования и производственно-экономических отношений. Силы и средства транспортной полиции, расположенные на значительном удалении друг от друга, подчинены единой системе управления и координации деятельности, что позволяет им своевременно реагировать на преступления, совершаемые в подвижном составе, без административной и территориальной привязки [16, с. 35].
Вместе с тем необходимо помнить о том, что функционирование объектов железнодорожного транспорта осуществляется в специфических условиях: круглосуточный режим работы; концентрация грузо- и пассажиропотоков на ограниченной территории; скоротечность
46
событий и явлений; сезонность, временные, климатические и другие условия, влияющие на интенсивность движения пассажиропотока и подвижного состава и непродолжительность пребывания подвижного состава, грузов и пассажиров на станциях. Указанные условия существенно влияют на организацию расследования преступлений в данной сфере.
В структуре криминалистического обеспечения раскрытия и расследования экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта в наибольшей степени выделяются: криминалистические знания о расследовании различных видов экономических преступлений, основывающиеся на общих положениях криминалистики, криминалистической технике, криминалистической тактике, криминалистической методике, частных криминалистических методиках и теориях; правовое обеспечение; специальные знания, используемые в процессе расследования экономических преступлений;
информационное обеспечение деятельности по выявлению и расследованию преступлений в сфере экономики.
При расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, возникает множество вопросов, решение которых требует специальных знаний и привлечения специалистов (например, экономистов, бухгалтеров, инженеров, технологов и т.д.).
Формы применения специальных знаний при раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых в исследуемой отрасли экономики, достаточно разнообразны: участие специалиста в различных видах осмотра, обыска, выемки, допроса и др.;
производство судебных экспертиз (судебно-экономических, фоноскопических, компьютерных, почерковедческих), а также технико-криминалистическое исследование документов;
проведение документальных проверок экономических процессов, осуществление ревизий финансово-хозяйственной деятельности транспортной организации, инвентаризаций и мероприятий фактического контроля наличия и сохранности материальных ценностей, результаты которых в дальнейшем могут быть использованы в качестве доказательств;
проверка по криминалистическим учетам, информационным учетам и отчетности ФНС России (учет юридических и физических лиц, иностранных организаций, учет по отдельным налогам, налоговым режимам и пр.), Министерства транспорта Российской Федерации (пономерный учет железнодорожного подвиж-
ного состава и контейнеров, транспортных происшествий на железных дорогах, нарушений безопасности движения), ОАО «РЖД» (бухгалтерский, финансовый и управлеческий учеты, налоговый учет, аутсорсинг);
дача специалистом заключения по результатам судебно-экономических и других экспертных исследований, предметом которых являются специфические данные экономической деятельности объектов железнодорожного транспорта (специфика содержания экономической деятельности, хозяйственных операций, бухгалтерских документов, ценообразования, калькулирования, статистической отчетности, корпоративного программного бухгалтерского обеспечения и пр.);
консультативно-справочная помощь специалистов по вопросам, связанным с особенностями бухгалтерского учета объектов железнодорожного транспорта, технических характеристиках объектов подвижного состава и его элементов, особенностях эксплуатации, обслуживания, ремонта, списания и пр.
Информатизация всех сфер жизнедеятельности человека и общества обусловила появление и существование электронных денег, упростила многие сложные экономические процессы, повысила безопасность хозяйственных операций, обеспечила поддержку учетных, аналитических, финансовых, расчетных и иных операций. В результате значительная часть следов совершаемых преступлений отображается в электронной информационной сфере, а в следственной практике стали использовать такое понятие, как «электронные (цифровые) следы» [17, с. 10]. Под электронными следами понимают электронные носители и содержащуюся на них криминалистически значимую компьютерную информацию, которые используются в качестве доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях [18; 19].
В сфере железнодорожного транспорта цифровые данные также выступают ключевым фактором производственно-экономических отношений. Более того, в рамках проекта «Цифровая железная дорога» развиваются следующие направления цифровизации: клиентские сервисы для пассажиров, инновационная мобильность; электронная площадка грузоперевозок и терминально-складского комплекса; бухгалтерские, финансовые системы; системы автоматизированной диагностики инфраструктуры и подвижного состава; искусственный интеллект предикативного обслуживания и пр.
В связи с этим актуальным представляется криминалистическое исследование использования цифровой информации в сфере железнодорожного транспорта, включающее такие
47
направления, как криминалистическое учение о цифровой информации и криминалистическое исследование цифровых устройств, систем и сетей.
Не менее важным элементом криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, является правовое обеспечение этой деятельности, что связано с необходимостью эффективного использования достижений криминалистической науки в следственной и судебной практике. Процесс доказывания по рассматриваемой категории уголовных дел имеет определенные сложности, обусловленные наличием специфической экономической информации, которая, как правило, сосредоточена в документах, справках, актах, заключениях специалистов, находящихся в материалах дела. Регламентированные действующим уголовно-процессуальным законодательством сроки проверки сообщений по экономическим преступлениям не всегда являются достаточными для проведения документальных ревизий и принятия обоснованных решений.
Значимость информационного обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, также не вызывает сомнения. Оно представляет собой деятельность организационного, правового, технического и методического характера, т.к. расследование экономических преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, есть целенаправленный, индивидуализированный особенностями сферы, последовательный процесс создания информационной модели каждого имевшего место преступного события с учетом достаточной криминалистически значимой информации, находящейся в материалах уголовного дела. Ее недостаточность, как правило, ведет к негативным результатам предварительного расследования. В связи с этим информационное обеспечение расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, должно быть направлено на сбор методических сведений, поступающих следователю. В данном случае речь идет об уже имеющихся научных и практических рекомендациях распознавания характера следственной ситуации, которые позволят следователю
использовать конкретные, заранее отработанные схемы, представляющие собой криминалистический алгоритм и программу расследования [21, с. 91; 22, с. 76; 23, с. 35; 24, с. 299]. Данные сведения могут быть востребованы при планировании расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о существовании комплексного подхода к пониманию криминалистического обеспечения, его непосредственной связи не только со всеми разделами науки криминалистики, но и специальными экономическими знаниями.
Однако в современных научных исследованиях, посвященных проблеме криминалистического обеспечения организации расследования преступлений, не нашли отражения вопросы раскрытия и расследования экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Необходимость изучения данной проблематики обусловлена значительным количеством экономических преступлений на объектах этого вида транспорта и спецификой технологических процессов.
Таким образом, криминалистическое обеспечение расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, представляет собой систему криминалистических и специальных знаний, а также основанных на них умений и навыков по использованию научных рекомендаций, применению криминалистических средств и методов в целях раскрытия и расследования конкретных преступлений.
В заключение следует отметить, что на формирование криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:
общность предмета преступного посягательства, лежащая в основе сходства механизма совершения основных видов экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта;
специфика преступной деятельности, проявляющаяся при совершении большей части экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта.
48
1. Криминалистика: учеб. для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В. П. Лаврова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
2. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как форма реализации социальных функций криминалистики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. № 3 (6).
3. Шаталов А. С. Криминалистическое обеспечение - важнейший элемент организации расследования преступлений, совершенных с целью незаконного корпоративного захвата // Российское право: состояние, перспективы, комментарии. 2011. № 1.
4. Коломацкий В. Г. К истории криминалистического обеспечения расследования преступлений // Криминалистическое обеспечение борьбы с преступностью. Информационный бюллетень. 2001. № 13.
5. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования: учеб. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, А.И. Бородулин и др.; под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. М., 1997.
6. Белкин Р.С. Место вопросов организации расследования в системе науки и учебного курса криминалистики // Информационный бюллетень кафедры криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Академии управления мВд России. 1997. № 2.
7. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования корыстно-насильственных преступлений. Спецкурс лекций: учеб. пособие для вузов /под ред. В. П. Лаврова. М., 2003.
8. Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности: практ. пособие. М., 2002.
9. Беляков А.А., Хамидуллин Р.С. Понятие и содержание криминалистического обеспечения расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве // Вестн. Урал. юрид. ин-та МВД России. 2016. № 3.
10. Образцов В.А. Криминалистика: курс лекций. М., 1996.
11. Жбанков В.А. К вопросу о криминалистическом обеспечении органов дознания и таможенных расследований ГТК Российской Федерации // Информационный бюллетень № 13 по материалам Криминалистических чтений «Криминалистическое обеспечение борьбы с преступностью». М., 2001.
12. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М., 1970.
13. Можаева И.П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: современное состояние и перспективы // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4(36).
14. Волынский А.Ф., Тишутина И. В. Об организационных основах криминалистического
1. Criminalistics: textbook for students / ed. by A.F. Volynsky, V.P. Lavrov. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2009.
2. Volynsky A.F. Crime disclosure and investigation of crimes as a form of realization of social functions of criminalistics // Legal science and law enforcement practice. 2008. № 3(6).
3. Shatalov A.S. Forensic prerequisite to arrange investigation of crimes connected with illegal corporate raids // Russian law: conditions, perspectives, commentaries. 2011. № 1.
4. Kolomatsky V. G. On the history ofcriminalistic support of crime investigation // Criminalistic support of the fight against crime. Fact sheet 2001. № 13.
5. Forensic support for the activities of the criminal police and the preliminary investigation: textbook / T.V. Averyanova, R.S. Belkin, A.I. Borodulin et al.; ed. by T.V. Averyanova, R.S. Belkin. Moscow, 1997.
6. Belkin R.S. The place of questions of the organization of investigation in system of science and a training course of criminalistics // Newsletter of chair of criminalistic ensuring activity of law-enforcement bodies of Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 1997. № 2.
7. Forensic support of disclosure and investigation of mercenary-violent crimes. Special course of lectures: textbook for universities / ed. by V.P. Lavrov. Moscow, 2003.
8. Yablokov P.N. Investigation of organized criminal activity: practical guide. Moscow, 2002.
9. Belyakov A.A., Khamidullin R.S. Concept and content of criminal maintenance of investigation of criminal cases at the conclusion of the pre-trial agreement on cooperation // Bull. of Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 3.
10. Obraztsov V.A. Forensic science: a Course of lectures. Moscow, 1996.
11. Zhbankov V.A. To the question of the criminalistic provision of investigative bodies and the customs investigation of the SCC of the Russian Federation // Information Bulletin № 13 according to the materials of Criminalistic readings «Criminalistic support of the fight against crime». Moscow, 2001.
12. Larin A.M. Investigation of the criminal case. Planning, organization. Moscow, 1970.
13. Mozhaeva I.P. Criminalistic doctrine of the organization of investigation of crimes: the current state and prospects // Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015. № 4(36).
14. Volynsky A.F., Tishutina I.V. Organizational foundations of forensic ensure the disclosure and investigation of crimes // Bull. of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2016. № 1.
15. Mozhaeva I.P., Filippov A.G. The forensic science of the organization of crime investigation
49
обеспечения раскрытия и расследования преступлений // Изв. Тульск. гос. ун-та. Экономические и юридические науки. 2016. № 1.
15. Можаева И.П., Филиппов А.Г. Криминалистическое учение об организации расследова-нияпреступленийвсистемекриминалистики// Вестн. криминалистики. 2014. Вып. 1 (49).
16. Бедринский А.А., Дорофеев И.Н. Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3(19).
17. Вехов В.Б., Смагоринский Б.П., Ковалев С. А. Электронные следы в системе криминалистики // Судебная экспертиза. 2016. № 2(46).
18. Электронные носители информации в криминалистике / под ред. О.С. Кучина. М., 2017.
19. Мещеряков В.А. Преступления в сфере компьютерной информации: основы теории и практики расследования. Воронеж, 2002.
20. Ищенко Е.П. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Экономическая преступность: проблемы правосудия. 2013. № 4.
21. Кручинина Н.В. О криминалистическом обеспечении расследования преступлений в сфере экономики // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 5.
22. Осипенко А.Л. Об участии органов внутренних дел в системе обеспечения кибер-безопасности Российской Федерации //Общество и право. 2018. № 3(65).
23. Пахомов С. В. К вопросу о реализации криминалистической политики // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность: теория и практика: материалы V Всерос. на-уч.-практ. конф. Краснодар, 2017.
in the system of criminology // Bull. of Criminology. 2014. Vol. 1 (49).
16. Vedrinsky A.A., Dorofeev I.N. Transport safety and reform of bodies of internal Affairs on transport // Proceedings of Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia. 2011. № 3(19).
17. Vekhov V.B., Smagorinsky B.P., Kova-lev S.A. Electronic traces in the criminology // Forensic examination. 2016. № 2 (46).
18. Electronic media in criminology / ed. by O.S. Kuchin. Moscow, 2017.
19. Meshcheryakov V.A. Crimes in sphere of computer information: fundamentals of the theory and practice of investigation. Voronezh, 2002.
20. Ishchenko E.P. Criminal-legal, criminal-procedural and criminalistic problems of investigation of crimes in the sphere of economic activity // Economic crime: problems of justice. 2013. № 4.
21. Kruchinina N.V. On forensic support of the investigation of crimes in the field of economy // Bull. of the University named after O.E. Kutafin (MSLA). 2017. № 5.
22. Osipenko A.L. On the participation of the internal Affairs bodies in the system of cybersecurity of the Russian Federation // Society and law. 2018. № 3(65).
23. Pakhomov S.V. To the question about the implementation of crime policy // Criminology and judicial-expert activity: theory and practice: proc. of the V All-Russian sci.-pract. conf. Krasnodar, 2017.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Чиненов Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры
криминалистики Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, e-mail: [email protected];
Щукин Владимир Иванович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры
криминалистики Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
E.V. Chinenov, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Chair of Forensic Science of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after I.D. Putilin, e-mail: [email protected];
V.I. Schukin, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Forensic Science of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after I.D. Putilin; e-mail: [email protected]
50