Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ / АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ОРГАНИЗАТОР / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / БОРЬБА / ILLEGAL ACTIVITY / ORGANIZING AND CONDUCTING / GAMBLING / ORGANIZER / CRIMINAL CASE / FIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Дмитрий Константинович

Азартная игорная деятельность влияет на развитие преступности и негативно сказывается на экономической деятельности Российской Федерации, являясь одной из самых криминализированных отраслей российской экономики и одним из наиболее прибыльных видов нелегального бизнеса. В статье рассмотрены тенденции и закономерности развития незаконных организации и проведения азартных игр. Проанализированы статистические данные таких преступлений. Рассмотрены некоторые проблемные вопросы противодействия незаконной организации и проведения азартных игр в Российской Федерации, в том числе в Республике Крым и г. Севастополе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC FEATURES OF COUNTERING ILLEGAL ACTIVITIES IN THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING IN THE NEW SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Gambling affects the development of crime and negatively affects the economic activity of the Russian Federation. it is one of the most criminalized branches of the Russian economy and one of the most profitable types of illegal business. The article examines the tendencies and patterns of the development of illegal organization and conduct of gambling. Analyzed the statistical data of such crimes. Some problematic issues of countering illegal organization and conduct of gambling in the Russian Federation, including in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, are considered.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

РО! 10.23672/1п5655-4076-9028-Ь

Гончаров Дмитрий Константинович

адъюнкт 1 курса кафедры криминалистики, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации Dmitrij.goncharov.2016@mail.ru

Dmitry K. Goncharov

Adjunct 1st year

at the Department of Criminalistics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Dmitrij.goncharov.2016@mail.ru

Криминалистические

особенности противодействия незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр в новых субъектах российской федерации

Forensic features

of countering illegal activities in the organization and conduct of gambling in the new subjects of the russian federation

Аннотация. Азартная игорная деятельность влияет на развитие преступности и негативно сказывается на экономической деятельности Российской Федерации, являясь одной из самых криминализированных отраслей российской экономики и одним из наиболее прибыльных видов нелегального бизнеса. В статье рассмотрены тенденции и закономерности развития незаконных организации и проведения азартных игр. Проанализированы статистические данные таких преступлений. Рассмотрены некоторые проблемные вопросы противодействия незаконной организации и проведения азартных игр в Российской Федерации, в том числе в Республике Крым и г. Севастополе.

Ключевые слова: незаконная деятельность, организация и проведение, азартные игры, организатор, уголовное дело, борьба.

Annotation. Gambling affects the development of crime and negatively affects the economic activity of the Russian Federation. it is one of the most criminalized branches of the Russian economy and one of the most profitable types of illegal business. The article examines the tendencies and patterns of the development of illegal organization and conduct of gambling. Analyzed the statistical data of such crimes. Some problematic issues of countering illegal organization and conduct of gambling in the Russian Federation, including in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, are considered.

Keywords: illegal activity, organizing and conducting, gambling, organizer, criminal case, fight.

Азартная игорная деятельность влияет на развитие преступности и негативно сказывается на экономической деятельности Российской Федерации и является «одной из самых криминализированных отраслей российской экономики и одним из наиболее прибыльных видов нелегального бизнеса» [8].

Преступники постоянно совершенствуют механизм своей криминальной деятельности, обходя законные требования по организации легальной азартной игорной деятельности. Проблема противодействия незаконной азартной игорной деятельности с использованием криминалистических средств, приемов и методов имеет высокую степень актуальности для нашей страны.

18 марта 2014 года Крым и город Севастополь были включены в состав Российской Федерации на основании договора, который был подписан Президентом РФ, правительством Крыма и главой г. Севастополя. Таким образом, в состав РФ добавилось два таких субъекта, как Республика Крым и город Севастополь.

Период с 18.03.2014 г. до 01.01.2015 г.являлся переходным, для того, чтобы была возможность перенастроить работу предприятий, учреждений под новое для Крыма законодательство.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 01.01.2015 г. в Крыму действует законодательство Российской Федерации и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, которые были приняты после 18.03.2014 г., в том случае, если они не противоречат федеральному законодательству [9].

Такого рода изменения в России повлияли на развитие незаконной игорной деятельности и борьбу с ней.

Следует отметить, что до вступления в состав Российской Федерации на территории Крыма,

уголовные дела, связанные с незаконным игорным бизнесом, расследовали следователи органов внутренних дел.

Начиная с 18 марта 2014 года, сбор материалов и документирование преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, осуществляют сотрудники МВД России, работающие в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции, а также, сотрудники Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Обратившись к п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, мы видим, что предварительное следствие по уголовным делам, которые предусмотрены ст. 171.2 УК РФ, осуществляется следователями Следственного комитета РФ [7].

Такое распределение процессуальных обязанностей, возможно, усложняет отдельным коррумпированным должностным лицам способствовать не привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников организованных преступных групп и преступных сообществ, осуществляющих незаконное проведение азартных игр.

В период 2014-2015 гг. происходит повсеместный переход Республики Крым и г. Севастополя на законодательство Российской Федерации. Приводятся в соответствие уголовные дела и все процессуальные документы в целом. Это объясняет отсутствие в Крыму возбужденных уголовных дел в период 2014-2015 гг. по признакам ст. 172.1 УК РФ о незаконных организации и проведения азартных игр.

Федеральные целевые программы и многомиллиардные вливания в экономику Крыма, в том числе, в строительство таких глобальных проектов, как «Крымский мост» и трасса «Таврида» привлекли внимание криминалитета, и Крым стал неким плацдармом теневого бизнеса, немалый пласт которого занимает незаконная игорная деятельность. Не удивительно, что организаторов азартных игр это привлекло, и они переместили часть своего теневого бизнеса с материковой части России на территорию Крыма, войдя в преступный сговор с лицами, ранее осуществлявшими данную незаконную деятельность.

18.06.2007 Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 376 «Об утверждении положения о создании и ликвидации игорных зон» определен порядок создания и ликвидации игорных зон на территории Российской Федерации [2].

С целью интеграции и возможности наиболее эффективного применения Федерального Закона от 29.12.2006 № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», 30.11.2015 в Крыму принят Закон № 170 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне на территории Республики Крым».

Изучая ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона РК № 170, мы видим, что для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории игорной зоны необходимо получить специальные разрешения, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Крым [1].

В соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 15.06.2016 г. № 624-р, определены границы игорной зоны на территории Республики Крым. Границы игорной зоны устанавливаются в точном соответствии с границами участка земли, который расположен в муниципальном образовании Ялта, в районе пгт. Гаспра. Кадастровый номер данного земельного участка 90:25:000000:418 [4].

Начиная с 18.03.2014 г. и по настоящее время, на территории Крыма не был создан орган управления указанной игорной зоной, в связи с чем, никому не выдавались разрешения на организацию и проведение азартных игр.

На основании изложенного, мы приходим к выводу о том, что осуществление организации, а также проведения азартных игр в Крыму с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и мировой сети «Интернет» в игорной зоне и за ее пределами запрещены.

Таким образом, организация и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет», а также, организация и проведение азартных игр в игорной зоне на территории Республики Крым запрещены.

Обращаясь к статистическим данным МВД по выявлению преступлений в сфере незаконной игорной деятельности, начиная с 2016 по 2019 гг., можно проследить ежегодную динамику их роста на территории Республики Крым. При этом на территории всей Российской Федерации наблюдается снижение таких преступлений.

Так, следственными органами Республики Крым в 2016 году приняты решения о возбуждении 8 уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ, в 2017 - 9, в 2018 - 11, в 2019 - 20. За 7 месяцев 2020 г. возбуждено всего 2 уголовных дела [5].

На территории г. Севастополя прослеживается небольшое количество уголовных дел данной категории. Так, в 2016 году возбуждено - 1 уголовное дело, в 2017 - 2, в 2018 - 0, в 2019 - 2, за 7 месяцев 2020 г. уголовные дела не возбуждались [5].

Статистика такого рода преступлений на всей территории РФ свидетельствует о значительном их снижении. Так, за 2016 год возбуждено 1340 уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ, за 2018 -1093, за 2019 - 999, за период 7 месяцев 2020 года - 534 преступления. [3].

Изучив ряд уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ, возбужденных и направленных в суд на территории Республики Крым, можно предположить, что с каждым годом улучшается качество сбора первичных материалов и доказательной базы, в том

числе, полученной в рамках Федерального закона 12.05.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» [10]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что правоохранительные органы Республики Крым и г. Севастополя ежегодно оттачивают мастерство и идут в ногу со временем, не давая организаторам и участникам незаконных азартных игр уйти от ответственности.

В ходе анализа уголовных дел о незаконных организации и проведении азартных игр, можно сделать вывод о том, что наиболее значимым источником получения дохода организаторами азартных игр является неконтролируемые наличные денежные средства, полученные в качестве оплаты от игроков. Данные денежные средства, как правило, используются для организации работы игорных клубов, в том числе, для уплаты аренды, выплаты заработной платы работникам, «выигрышей» игрокам игорных клубов. Организаторами азартных игр на территории Крыма, как правило, используется специализированное компьютерное оборудование, предназначенное для подключения с помощью сети «Интернет» через определенные логин и пароль к удаленному серверу, на котором и проводятся азартные игры.

Одним из проблемных вопросов является отсутствие возможности установить местонахождение удаленных серверов, используемых для проведения азартных игр. Как правило, доступ к указанным ресурсам предоставляется организаторам азартных игр на территории Крыма за, так называемую, «абонентскую плату» (роялти), которая осуществляется с использованием систем перевода денежных средств (ОМ1, WebMoney) без идентификации плательщика и получателя.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведения азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», говорит о том, что «игровым оборудованием являются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр» [11].

Зачастую, в помещениях, в которых предоставляются услуги в виде азартных игр, используются обычные компьютеры, подключенные к сети «Интернет» с возможностью выхода к удаленному серверу, на платформе которого и осуществляется проведение азартных игр. К такому оборудованию можно отнести системные блоки персональных компьютеров, мониторы, моноблоки, манипуляторы, устройства ввода информации, маршрутизаторы. Установить местонахождение удаленных серверов, зачастую, не представляется возможным по техническим причинам, а также применяемым организаторами мерам конспирации. В ходе проверочных мероприятий указанное компьютерное оборудование отключается от сети «Интернет» и, соответственно, отключается от удаленного сервера, на котором осуществлялась азартная игра. При проведении экспертными учреждениями компьютерно-технической экспертизы установить наличие на жестких дисках изъятого оборудования программ или модулятора случайных числовых комбинаций

(генератор случайных чисел), определяющих выигрыш или проигрыш участников азартных игр, зачастую, не удается.

В связи с изложенным, экспертные учреждения в своих выводах не относят оборудование, на котором осуществляет свою деятельность организатор азартных игр, к игровому, а проводимые игры -к азартным.

При этом необходимо указать на то, что для признания какого-либо оборудования игровым, необходимо на стадии сбора доказательств подтвердить факт проведения азартных игр с использованием данного оборудования, механизм проведения игры, факт получения денежного выигрыша.

В период с 2015 года по настоящее время на территории Крыма выявлен ряд организованных преступных групп и преступных сообществ, одни из которых осуществляли одновременно незаконную игорную деятельность на территории г. Керчи и г. Ялты; другие - на территории г. Керчи и г. Севастополя, на территории г. Керчи, пгт. Ленино и г Евпатории, г. Симферополя, г. Ялты, г. Евпатории, г. Феодосии, г. Керчи.

Как правило, организаторы азартных игр заранее продумывали методы конспирации своей незаконной деятельности, сообщая участникам своих преступных групп сведения о якобы предоставления в местах проведения игр предоставления услуг по аренде компьютеров с возможностью выхода в сеть «Интернет». Поэтому при проведении проверок таких заведений их сотрудники, как правило, дают такие пояснения сотрудникам правоохранительных органов, с целью введения в заблуждение последних о законности деятельности, которую они осуществляют.

Однако при грамотном проведении проверок и сборе необходимых доказательств такие версии легко разрушаются на стадии досудебного следствия.

Показательным является приговор Киевского районного суда г. Симферополя от 25.03.2019, согласно которому одному из организаторов незаконной игорной деятельности на территории Крыма, назначено наказание в виде лишения свободы сроком 12 лет.

Исходя из практики выявления и расследования преступлений указанной категории, для повышения эффективности работы в данной сфере необходимо разработать пошаговый алгоритм выявления преступлений в виде незаконной организации и проведения азартных игр, проводить тематические занятия, а также, межведомственные совещания с представителями территориальных следственных подразделений следственного комитета и прокуратуры по вопросам реализации материалов проверок и выработки решений по возникающим проблемным вопросам.

Только путем сплоченной работы и плотного взаимодействия оперативных, следственных, надзорных и судебных органов можно добиться положительных результатов в противодействии и

профилактике незаконных организации и проведения азартных игр, принося тем самым определенный вклад в сохранение стабильности

Литература:

1. Закон Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 170-ЗРК/2015 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне на территории Республики Крым» Официальный сайт Правительства Республики Крым. URL https:// rk.gov.ru/ru/document/show/10966 (дата обращения 10.09.2020).

2. Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 № 376 (ред. от 28.05.2019) «Об утверждении Положения о создании, ликвидации и изменении границ игорных зон» // Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_69125 (дата обращения 10.09.2020).

3. Раздел «Статистика и аналитика». Подраздел «Состояние преступности». Официальный сайт МВД России. URL : https://xn--b1aew.xn--p1 ai/folder/101762 (дата обращения 10.09.2020).

4. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 15 июня 2016 года № 624-р «Об определении границ игорной зоны на территории Республики Крым» Официальный сайт Правительства Республики Крым. URL : https://rk.gov.ru/ ru/document/show/5664 (дата обращения 10.09.2020).

5. Результаты деятельности (информационно-аналитические справки) // Официальный сайт МВД по Республике Крым. URL : https://82.xn--b1 aew.xn--p1 ai/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti// (дата обращения 10.09.2020).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_10699/b20820739fab5a2c26 45f2c2dba2d73e9025f6e4// (дата обращения 08.09.2020).

7. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3448 1/a8ce863fe783cf2bec75f4f1de3e5ffb7b4cc043/ (дата обращения 09.09.2020).

8. Усенко О.В. Реализация оперативно-тактических комбинаций на различных этапах расследования незаконных организации и проведения азартных игр : автореф. дис. ... кан. юр. наук. Ро-стов-н/Д., 2019. 25 с.

9. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и

экономики отдельных регионов и Российской Федерации, в целом.

Literature:

1. Law of the Republic of Crimea dated November 30, 2015 № 170^1^2015 Law of the Republic of Crimea/ 2015 «On state regulation of activities related to the organization and conduct of gambling in the gambling zone on the territory of the Republic of Crimea» Official website of the Government of the Republic of Crimea. URL : https://rk.gov.ru/ru/docu-ment/show/10966 (date of access 09/10/2020).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 18.06.2007 № 376 (revised from 28.05.2019) «On approval of the Regulation on the creation, liquidation and change of the boundaries of gambling zones» // Access from the reference legal system «Consultant Plus». URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_69125 (date of treatment 09/10/2020).

3. Section «Statistics and Analytics». Subsection «State of Crime». Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL : https://xn--b1aew.xn-p1 ai/folder/101762 (date of access 09/10/2020).

4. Order of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated June 15, 2016 № 624-r «On Determining the Boundaries of the Gambling Zone on the Territory of the Republic of Crimea» Official website of the Government of the Republic of Crimea. URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/5664 (date of treatment 09/10/2020).

5. Results of activities (information and analytical information) // Official website of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Crimea. URL : https: //82.xn-b1 aew.xn--p1 ai/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti// (date of access 09/10/2020).

6. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996. № 63-FZ (as amended on 31.07.2020) // Access from the reference legal system «Consultant Plus». URL : http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_10699/b20820739fab5a2c2645f2c 2dba2d73e9025f6e4// (date of access 09/08/2020).

7. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 12/18/2001 № 174 FZ (as amended on 07/31/2020) // Access from the reference legal system «Consultant Plus». URL : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/a8ce863 fe783cf2bec75f4f1de3e5ffb7b4cc043/ (access date 09/09/2020).

8. Usenko O.V. Implementation of operational-tactical combinations at various stages of the investigation of illegal organization and conduct of gambling : author's abstract dis. ... can. legal entity sciences. Rostov-on/D. : 2019. 25 p.

9. Federal Constitutional Law of March 21, 2014 № 6-FKZ (as amended on July 31, 2020) «On the acceptance of the Republic of Crimea into the Russian Federation and the formation of new subjects within the Russian Federation - the Republic of

города федерального значения Севастополя» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения 07.09.2020).

10. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_7519/(дата обращения 09.09.2020).

11. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (в редакции от 31.07.2020) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL : http:// www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b208 20739fab5a2c2645f2c2dba2d73e9025f6e4// (дата обращения 10.09.2020).

Crimea and the federal city of Sevastopol» // Access from the Consultant Plus legal reference system. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_160618/ (date of treatment 09/07/2020).

10. Federal Law of 12.08.1995 № 144-FZ «On Operational Investigation Activities» // Access from the reference legal system «Consultant Plus». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7519/ (date of access 09/09/2020).

11. Federal Law of December 29, 2006 № 244-FZ (as amended on July 31, 2020) «On state regulation of activities related to the organization and conduct of gambling and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Access from the Consultant Plus legal reference system. URL : http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/b20820739fab5a2c2645f2c2dba2d73e9025f 6e4// (date of treatment 09/10/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.