Научная статья на тему 'Криминалистически значимые особенности субъектов тяжких насильственных преступлений против личности: методологические, социально-психологические и демографические аспекты'

Криминалистически значимые особенности субъектов тяжких насильственных преступлений против личности: методологические, социально-психологические и демографические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖКИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПНИК / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MAJOR CRIMES OF VIOLENCE AGAINST PERSONALITY / MURDER / MAIMING / FORENSIC CHARACTERISTIC OF CRIMES / CRIMINAL / INVESTIGATION AND DETECTION OF CRIMES / OPERATIONAL SEARCH ACTIONS / INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

В статье обобщены методологические, социально-психологические и демографические особенности типичных субъектов тяжких преступлений против жизни и здоровья личности, позволяющие рационализировать процесс выдвижения и проверки криминалистических версий и установления обстоятельств указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC SIGNIFICANT FEATURES OF SUBJECTS IN SERIOUS VIOLENT CRIMES AGAINST PERSONS: METHODOLOGICAL, SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND DEMOGRAPHIC ASPECTS

Contemporary condition of work of law-enforcement agencies in prevention of major crimes of violence against personality is analyzed in this article. Recommendations for actualization of operational and tactical reserves are given.

Текст научной работы на тему «Криминалистически значимые особенности субъектов тяжких насильственных преступлений против личности: методологические, социально-психологические и демографические аспекты»

В специальной юридической литературе достаточно часто употребляется термин «характеристика личности преступника» как элемент криминалистической характеристики определенной группы преступлений. Теоретическим и эмпирическим исследованиям личности преступника посвящены заслуживающие внимания серьезные монографии, учебники и т.п. Но название настоящей статьи свидетельствует о том, что автор предпочитает пользоваться другим понятием, которое абстрагирует одну и ту же область познания.

Неудачность принятой трактовки понятия «личность преступника» мы объясняем двумя обстоятельствами: во-первых, понятие «личность» имеет глубокое психологическое и нравственное содержание, связанное со степенью зрелости самосознания и самоидентификации, с достижением определенного этического уровня. Признаки «личности» характеризуют человека в иной плоскости, чем его социальный статус, профессия, звание и т.п. Слесарь третьего разряда может быть личностью, но не может быть «личности слесарей третьего разряда». То же можно сказать и о конкретном преступнике.

Во-вторых, как свидетельствует современная психология, каждый человек в комплексе своих качеств имеет такие свойства, как агрессия, экспансия, обман, представляющие энергетическую основу и направленность любого деструктивного, в том числе криминального поведения, и, следовательно, по этому важнейшему критерию преступники не составляют особого «типа» людей.

Однако это мнение ни в коем случае не расходится с мнением тех исследователей, которые настаивают на том, что лица, совершившие преступления, особенно те из них, которые прошли стигматизацию и школу пенитенциарных учреждений, представляют собой не диффузную группу, а определенное сообщество со своей субкультурой, специфическими установками, взглядами и опытом. Представители этого сообщества, каждый в отдельности, перешли «закон», т.е. определенную степень допустимой деструктивности, и, следовательно, как подтверждают исследования, имеют некоторые личностные особенности, отклонения от «нормы», представленной законопослушными гражданами.

В процессе изучения криминалистически значимых качеств группы лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, прослеживаются закономерности, связывающие их с иными криминалистически значимыми признаками указанной группы деяний. Все эти признаки и особенности относятся лишь к совокупностям преступников, имеют обобщенный усредненный характер, и по этой причине могут расходиться с признаками конкретных индивидов. Отдельные индивиды лишь с большей или меньшей вероятностью обладают выделенными свойствами.

С учетом высказанных методологических замечаний рассмотрим криминалистически значимые особенности особых группировок - сообществ лиц, выявленных в Ростовской области, в связи с совершением этими лицами наиболее распространенных преступлений, связанных с проявлениями агрессии (насильственных преступлений).

Характеризуя демографические признаки, следует признать в качестве очевидного факта то обстоятельство, что женщины менее поражены преступностью (особенно в рассматриваемой нами сфере), чем мужчины. Однако это объясняется их меньшей социальной активностью вообще, причем исторически обусловленной. Несмотря на то что

на протяжении того отрезка истории, который можно проследить документально, характер общества несколько раз трансформировался радикально, соотношение количества мужской и женской преступности меняется несущественно.

Если в целом среди лиц, выявленных за совершение преступлений в Ростовской области за последние 5 лет, мужчин было в 6 раз больше, чем женщин, то среди лиц, совершивших умышленные убийства, женщин меньше в 9,4 раза, среди лиц, причинивших тяжкий вред здоровью, - меньше в 8,3 раза. Среди грабителей и разбойников женщины встречаются еще реже - соотношение мужчин и женщин здесь составило 1:15 и 1:20.

В ходе исследования проявились и некоторые значимые для расследования социотерриториальные различия в соотношении женщин и мужчин, совершивших наиболее тяжкие насильственные преступления: умышленные убийства и причинение тяжкого вреда здоровью. Доля женщин в структуре лиц, совершивших насильственные преступления, значительно выше в городах, чем в сельской местности, а в городских поселках она растет пропорционально численности населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение доли женщин и мужчин в числе лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления в городах и районах Ростовской области

Соотношение численности мужчин и женщин, Регионы совершивших:

умышленные убийства причинение тяжкого

вреда

здоровью

Ростовская область (в целом) 1 : 9,4 1 : 8,3

г. Ростов-на-Дону 1 : 7,8 1 : 6,5

Крупнейшие города Ростовской

области (Шахты, Новочеркасск, 1 : 8,1 1 : 6,9

Волгодонск, Таганрог)

Остальные районы

Ростовской области 1 : 10,4 1 : 10

Таким образом, характер выявленных закономерностей позволяет сделать общий вывод: город как средоточие возможностей социальных взаимоотношений, соблазнов, благ, опасностей, криминальных образцов поведения и образа жизни не только генерирует повышение уровня трудовой производительности и творчества, качества жизни, но и активно влияет на повышение напряжения агрессивной мотивации даже у женщин, отличающихся по своей природе меньшим потенциалом агрессии; город представляет большие возможности «канализации» агрессии и другие условия ее проявления, связанные, в частности, с распадом семей, сексоманией, алкоголизмом, анонимностью и т. п.

Степень криминальной активности возрастных групп всегда привлекала особое внимание, поскольку она служит барометром, указывающим на определенные

криминально пораженные категории или даже поколения населения. В свою очередь, это позволяет связать криминальную активность с факторами, формирующими криминальный облик тех или иных возрастных групп, выявить некоторые общие тенденции и смещения криминальной активности, а также прогнозировать круг наиболее вероятных подозреваемых при формулировании частных криминалистических версий.

За последние годы наиболее интенсивно обозначились показатели насильственной преступности среди взрослого (старше 18 лет) населения и особенно возрастной группы от 18 до 24 лет (по общему числу совершенных ими зарегистрированных преступлений и по коэффициенту интенсивности). О величине криминальной активности различных возрастных категорий можно судить по данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Криминальная активность возрастных категорий лиц, совершивших насильственные преступления (коэффициенты криминальной активности на 100 тыс. чел.) Виды преступлений

Возрастные

категории

14-17 18-29 30 и старше Все криминально активное население

умышленные

убийства

8,5

23,б

11,9

14,0

причинение тяжкого вреда здоровью

19,5

34.4

22.5

25,0

изнасилования

16.3

20.3

2,5

10,2

Таким образом, данные статистики свидетельствуют о том, что максимальной криминальной активностью в Ростовской области, как и в других регионах России, отличается молодежь в возрасте 18-29 лет. Это наиболее социально активная часть населения и вместе с тем наиболее остро и болезненно переживающая адаптацию к современным общественным условиям с их зачастую противоречивой сущностью.

Криминальная активность несовершеннолетних, совершивших изнасилования, уступает лишь активности следующей возрастной категории. Что касается убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, то по этим преступлениям криминальная активность несовершеннолетних ниже по сравнению с показателями взрослого населения.

В ходе исследования предпринималась попытка изучения статистической зависимости возрастных и иных демографических особенностей правонарушителей от места совершения преступлений (см. табл. 3). Так, было установлено, что доля

несовершеннолетних в числе лиц, совершивших умышленные убийства и причинения тяжкого вреда здоровью, наиболее высока в таких крупных городах Ростовской области, как Шахты, Новочеркасск, Волгодонск, Таганрог. Анализ показывает, что в Ростове-на-Дону каждое шестое убийство и изнасилование совершается неместными жителями, а в

районах области (включая сельскую местность) криминальная активность

несовершеннолетних и лиц молодежного возраста значительно ниже, чем в Ростове-на-Дону и других крупных городах.

Таблица 3

Распределение лиц различных возрастных и иных демографических категорий, совершивших тяжкие насильственные преступления,

в зависимости от мест их совершения

Доля лиц, совершивших (в % от общего количества преступлений данной категории): Регионы умышленные убийства причинение тяжкого изнасилования

вреда здоровью

н/л 18-29 мест. бомж мест. бомж

лет жит.

н/л 18-29

мест. бомж

лет жит.

лет

н/л 18-29

жит.

Ростовская область в целом г. Ростов-на-Дону Крупные города (Шахты, Новочеркасск,

Волгодонск,

Таганрог)

Районы

области

4,4 35,4 90,1 4,2 5,6 30,0 93,5 3,0 16 59,6 94,1 1,2

3,6 41,3 84,2 4,3

5,6 29,0 91,7 5,3 21,2 57,6 84,7 1,2

6,8 31,8 92,8 4,0

6,4 32,6 93,6 4,1 15,6 60,2 94,5 4,7

4,0 4,1 91,6 3,9 5,2 29,1 92,4 1,7 15,3 59,8 95,5 0,4

В структуре лиц, выявленных за совершение данной категории преступлений, устойчиво возрастала категория тех, кто в статистике отнесен к лицам без постоянного источника дохода. За последнее десятилетие их доля в ежегодной регистрации увеличилась вдвое. Вместе с тем при оценке этих данных надо учитывать, что в силу особенностей формирования в уголовной статистике отмеченной учетной категории создается впечатление, будто в российском обществе появилась некая прослойка «деклассированного» и антисоциального элемента с повышенной криминальной активностью. На самом же деле указанная статистическая категория (т.е. «лица без постоянного источника дохода») формируется из следующих групп населения, занятых в экономике: прежде всего, лица, занятые индивидуальным трудом, по найму у отдельных граждан (таких лиц в области около 300 тыс. человек), а также лица, постоянно или временно работающие в частном секторе (в котором занято около 900 тыс. человек, тогда как в государственном - лишь 576 тыс. человек). Но к категории лиц «без постоянного источника дохода» относятся и действительно безработные. В связи со сказанным

становится объяснимым высокий темп роста количества представителей данной учетной категории в числе преступников, а также уменьшение доли рабочих, работников сельского хозяйства и служащих. В частности, отметим, что за последние годы число лиц, занятых на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности, совершивших преступления, сократилось на 25 %.

По отдельным видам насильственных преступлений социальный состав преступников, в том числе в территориальном распределении, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика социального статуса лиц, совершивших тяжкие преступления против личности в городах и районах Ростовской области (в % от числа

выявленных)

Районы

Область в целом

Умышленные убийства Причинение тяжкого

вреда здоровью

наемные уч-ся, не имеющ. наемные уч-ся, не имеющ.

рабочие студенты пост. рабочие студенты

23,5

20,4

г. Ростов-на-Дону 7,4

Крупные города:

Шахты, Новочеркасск, 23,1

1,6

Волгодонск, Таганрог

Районы области 24,9

3,2

источн.

дохода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.7 51,1 5,7

2.7 59,0 9,4

2,3

53,8 0,4

1,0 47,1 5,8

24.5 20,1

24.6

25.7

2,4

2,0

2,0

пост.

источн.

дохода

52,0

55,5

57,9

47,7

Из приведенных данных видна наметившаяся закономерность: в столице области и ее крупных городах доля лиц, не имеющих постоянных источников дохода, в составе данной категории преступников существенно выше, чем в других районах области. Это объясняется тем, что именно в городах, прежде всего крупных, частный (и особенно средний) бизнес занимает ведущее место в сфере экономики, более всего в торговле. В самостоятельную социальную группу изученных лиц выделены безработные. При этом следует обратить внимание на то, что доля безработных Ростова-на-Дону, участвовавших в совершении умышленных убийств и причинении тяжкого вреда здоровью, в полтора-два раза превышает аналогичный показатель области в целом.

В той мере, в какой позволяет статистика преступности и ее выборочное изучение, исследователи-юристы среди признаков лиц, совершивших преступления, выделяют те, которые характеризуют самих субъектов преступлений как лиц с асоциальной и антисоциальной установкой, и, вместе с тем, существенно дополняют характеристику совершаемых ими преступлений, освещая те стороны криминальных проявлений, которые

подчеркивают «органическое» строение деятельности не столько разрозненных субъектов, сколько их сообществ.

Характер анализируемой нами категории преступлений в значительной степени определяется не только мотивационной направленностью, но и выбранными для совершения преступления поведенческими формами, а также предшествующей криминальной «квалификацией» преступников, о чем наглядно свидетельствуют представленные ниже показатели (см. табл. 5).

Из приведенных данных видно, что влияние алкоголя, разрушающего механизмы психического сдерживания страстей, играющего важную роль в механизме деструктивного поведения, в этиологии насильственных преступлений остается значительным.

Анализ представленных сведений позволяет выразить и другие важные обстоятельства совершения насильственных преступлений против жизни и здоровья личности, носящие характер закономерностей. Так, в состоянии опьянения тяжкие насильственные преступления чаще совершаются в сельской местности и райцентрах и реже - в городах и столице региона; рецидив преступного поведения чаще проявляется при совершении умышленных убийств и реже - при причинении тяжкого вреда здоровью.

Таблица 5

Характеристика лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления в зависимости от места проживания (в % от числа выявленных)

Умышленные убийства Причинение тяжкого

вреда здоровью

Районы

Область в целом 50,4 28,9 20,2 0,6 52,8 24,9 16,7 1,0

г. Ростов-на-Дону 49,2 28,6 19,1 0,3 51,2 25,7 17,9 1,1

Крупные города:

Новочеркасск,

Шахты, 47,9 23,9 14,3 1,2 49,6 20,2 12,7 1,4

Волгодонск,

Таганрог

Районы области 67,0 30,4 22,2 0,6 54,4 25,6 18,4 0,8

Рассмотренные закономерности, позволяя конкретизировать признаки субъекта преступления в сфере жизни и здоровья личности, в совокупности с иными обстоятельствами совершения данной категории преступлений, как известных следователю, так и носящих характер ориентирующей информации, имеют важное

значение для разработки частных криминалистических версий, рационализации и алгоритмизации расследования, разрешения основного вопроса по делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.