УДК 343.9
ЖЕРТВЫ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
О.Р. Афанасьева, канд. юрид. наук, ВНИИ МВД России, г. Москва E-mail: [email protected] П.Б. Афанасьев,
Московский университет МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ статистических данных, характеризующих жертв насильственных преступлений, за период с 1997 по 2011 г.
Ключевые слова: жертва преступления, насильственная преступность, виктимность.
Abstract. The article analysis of statistical data on victims of violent crimes from 1997 to 2011.
Keywords: victim of crime, violent crime, victimization.
Уровень криминальной виктимизации в Российской Федерации на протяжении последних пятнадцати лет (1997-2012 гг.) характеризуется достаточно высокими показателями, несмотря на то, что с 2006 г. наблюдается их ежегодное снижение.
Исследования свидетельствуют о том, что для реального снижения уровня виктимизации недостаточно воздействовать только на процессы криминализации преступника. Существует необходимость в реализации мер, направленных на факторы, способствующие виктимизации потенциальных потерпевших, к которым можно отнести едва ли не все население Российской Федерации.
Однако для формирования и реализации системы, направленной на снижение виктимности населения, необходимо владеть информацией о реальном состоянии виктимизации как в конкретном регионе, так и стране, как в целом, так и применительно к наиболее опасным видам преступности, знать особенности механизма виктимизации от отдельных видов преступлений, факторы, которые этому способствуют, наиболее типичные ситуации, в которых происходит виктимизация, особенности
личности потенциальных потерпевших. Анализ подобной информации позволяет прогнозировать тенденции развития криминальной виктими-зации населения от различных видов преступлений.
Статистика ГИАЦ МВД России [6] свидетельствует, что виктимо-генная ситуация в Российской Федерации по-прежнему остается сложной. Если в 1997 г. было выявлено 1704200 россиян, потерпевших от уголовных посягательств, несмотря на снижение зарегистрированных показателей, в 2011 г. их число составило 1924192 (рис.1).
■ Выявлено лиц, совершивших преступления
Количество преступлений, по которым имеется потерпевший
■ Количество потерпевших
I Зарегистрировано преступлений
Рис. 1. Состояние криминальной виктимизации (в абсолютных показателях)
Основным качественным показателем состояния виктимизации является ее структура, которая дополняет количественную характеристику и представляет собой соотношение различных ее элементов в зависимости от причиненного ущерба потерпевшим в результате совершения тех или иных видов преступлений. Структурные элементы виктимизации могут выделяться по самым разным признакам (индивидуальная, групповая, социально-демографическая, региональная, корыстная, профессиональная и др.). В связи с тем, что наиболее ярко иллюстрирует состояние за-
щищенности в обществе динамика числа лиц, пострадавших от тяжких насильственных преступлений, а именно погибших или получивших тяжкий вред здоровью, мы представим характеристику виктимизации от насильственных преступлений и будем их выделять по основным мотивам совершения преступлений, по которым установлены потерпевшие.
В 2011 г. 89494 гражданина в той или иной мере пострадали от насильственных преступлений [3]. При этом зарегистрированное количество лиц, погибших в результате совершения преступления (-4,5% к 2010 г.) и число лиц, которым был причинен тяжкий вред здоровью (-2,8%) свидетельствует о том, что тенденция снижения, имевшая место с 2004 г., сохраняется.
_ погибшие ■ получившие ТВЗ
120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
1 _
1 1 4 1 | 1 1 ■
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Динамика лиц, погибших и получивших тяжкий вред здоровью в результате преступных посягательств
Мужчины становятся жертвами тяжких насильственных преступлений в 3 раза чаще, чем женщины.
Негативную динамику демонстрирует анализ абсолютных статистических показателей 2011 г., согласно которым:
■ погибших женщин было зарегистрировано 8639, что на 0,4% ниже в сравнении с 2010 г. и несовершеннолетних 1761, что на 4,6% больше по сравнению с 2010 г.;
■ женщин и несовершеннолетних, которым был причинен тяжкий вред здоровью, было зарегистрировано 10207 и 2518 соответственно, что превышает показатели 2010 г. на 2,4 и 5,5% соответственно;
■ женщин и несовершеннолетних, которым был причинен средней тяжести вред здоровью, было зарегистрировано 4356 и 718 соответственно, что ниже показателей 2010 г. на 5,5 и 7,4% соответственно.
2008 2009 2010 2011
I мужчин ■ женщин I несовершеннолетних
Рис. 3. Удельный вес погибших по полу
I женщин
Рис. 4. Удельный вес лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью,
по полу
Согласно анализу возрастных характеристик потерпевшими чаще всего являются люди молодого и среднего возраста: 51% лица в возрасте 25-45 лет.
Доля ранее судимых потерпевших составляет 22,7%, почти треть, из которых осуждались за насильственные деяния. Особое значение имеет то обстоятельство, что все они вели себя виктимно.
100,0
2008 2009 2010 2011
■ мужчин ■ женщин несовершеннолетних
Рис. 5. Удельный вес лиц, которым причинен средней тяжести вред
здоровью, по полу
Кроме того, сравнительное исследование личности потерпевшего с виктимным поведением и преступников, осуществленное Е.В. Черных, показало, что нередко жертвами тяжких насильственных преступлений являются лица, имеющие аналогичные характеристики, т.е. потерпевшие и преступники по существу представляют одни и те же социальные типы: ранее судимые, алкоголики, наркоманы, бродяги, воры, хулиганы и т.д. Более того, часто именно эта однотипность свойств личности является основой взаимоотношений, базирующихся на общности интересов, наклонностей, стремлений, уровня образования и развития, увлечений, профессиональных качеств и т.д. 87% всех жертв были в той или иной степени знакомы с преступником. В 44% случаев имело место случайное знакомство, в 40% - отношения социально-бытового характера (супружеские, родственные, соседские).
Состояние потерпевшего и преступника в предкриминальной и криминальной ситуации также является существенным обстоятельством, нередко определяющим совершение тяжкого насильственного преступления. Справедливо это положение в отношении состояния опьянения.
Не редко алкогольное опьянение не позволяет оказывать сопротивление преступнику, что значительно облегчает достижение преступного результата, часто именно оно предопределяет вызывающее агрессивное поведение. Среди потерпевших в состоянии алкогольного опьянения находилось 75,5%.
Более половины (47%) потерпевших, находившихся в состоянии опьянения, употребляли спиртные напитки вместе с преступником, причинившим им впоследствии вред различной степени тяжести. Это означает, что потерпевшие так или иначе способствовали опьянению лица, в дальнейшем совершившего насильственное посягательство. Кроме того, поведение потерпевшего чаще носило виктимный характер именно при совместном распитии спиртных напитков, чем при иных обстоятельствах, что, как правило, являлось следствием реализации виктимогенной деформации личности потерпевшего и влияло на его виктимизацию [8, с. 62-67].
Треть случаев причинения вредя здоровью потерпевшие получают на улице, каждый пятый - дома.
Две трети потерпевших утверждали, что оказывали сопротивление нападающему. Не сопротивлялись 28% потерпевших, при этом объясняли свое пассивное поведение беспомощным состоянием, вызванным опьянением, болезнью (4%), осторожностью или робостью: «боялся навредить себе еще больше» (7%).
Спецификой обладает виктимизция и виктимность потерпевших от насильственных преступлений, совершаемых вооруженной организованной преступной группой (бандой). Масштабы такой виктимизации обладают высочайшим уровнем латентности. Причины латентности в данном случае в основном имеют объективный характер. Между совершением преступления и выявлением, как правило, проходит значительный промежуток времени, т. к. признак устойчивости, присущий бандитизму, подразумевает длительную преступную деятельность. В результате чего сведения о потерпевших от отдельных нападений регистрируются вне связи с бандитизмом.
При совершении таких преступлений физический, моральный и имущественный вред причиняется сразу нескольким потерпевшим (92% случаев).
Наибольшее значение для виктимизации потерпевшего при бандитизме имеет характер его деятельности, его ролевая функция. Так, высоким уровнем виктимности обладают социальные группы, имеющие
высокий статус, прежде всего предприниматели - субъекты малого и среднего бизнеса (39%). Причиной ролевой виктимности является достаточно высокое материальное положение, что привлекает преступников. Кроме того, предпринимательская деятельность этого уровня осуществляется зачастую «на авось», и традиционно мерам охраны и защиты отдельных объектов и собственных работников уделяется недостаточное внимание. Речь идет о торговых павильонах, киосках, магазинах, кафе, закусочных, где в отличие от крупных торговых центров охрана немногочисленна либо вообще отсутствует, невысока их оснащенность специальными средствами.
Неосмотрительное отношение к своей безопасности является первоосновой виктимности. Более того, 92% потерпевших-бизнесменов пренебрегали не только собственной безопасностью, но и вопросами охраны и соблюдения трудовой дисциплины сотрудниками, хотя могли и должны были предвидеть последствия своего легкомыслия. Поэтому неслучайно так велика доля потерпевших от бандитизма, являвшихся наемными работниками в сфере малого и среднего бизнеса (46%).
Наименьшую группу потерпевших (3%) составляют иные категории граждан (учащиеся, студенты, пенсионеры и др.), которые наиболее часто при совершении бандитских нападений становятся случайными жертвами.
От бандитизма в большей степени (56,3%) страдают мужчины, что объясняется тем, что потерпевшими выступают иногда и сами бандиты в ходе криминальных разборок. Заметим, что мужчины чаще становятся жертвами от насильственных преступлений, а женщины - от корыстно-насильственных преступлений [5, с. 70-71].
Характеризуя насильственную преступность, следует отметить, что среди мотивов совершения преступления преобладают бытовые, такие как ревность, ссоры, отдельно выделяются сексуальные мотивы.
Традиционно повышенной виктимностью по преступлениям, совершенным по мотивам ревности, ссоры и другим бытовым причинам, обладают женщины, как более слабые, зависимые и уязвимые. Однако в последние годы исследователи отмечают существенное повышение виктимности мужчин при совершении в семье особо тяжких насильственных преступлений.
Исследования показывают, что более половины убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью женщины совершают в результате семейных конфликтов [4, с. 205-223; 9, с. 184-191].
Индивидуальные поведенческие отклонения могут быть ответной реакцией на затянувшийся семейный конфликт, на насилие со стороны интимного партнера либо могут представлять собой неадекватное поведение лиц с психическими аномалиями [2]. Можно утверждать, что определяющей чертой, например убийства при таких обстоятельствах является ситуативный характер его совершения, с внезапно возникающим, неопределенным умыслом [1, с. 29]. Иными словами убийство совершается на бытовой почве вследствие неправомерного или безнравственного поведения потерпевшего.
Так, по данным О.К. Юсуповой, полученным в результате опроса 300 женщин, осужденных по ч. 1 ст. 105 УК РФ, каждая третья женщина считала поведение потерпевшего, способствующим совершению ею преступления. Почти для каждой десятой поведение потерпевшего стало решающим фактором в принятии решения о совершении преступления. В 12% случаев потерпевший вел себя нейтрально. И всего 4% преступных действий поведение потерпевшего затрудняло действия убийцы.
Чаще всего убийство со стороны женщины было ответом на насилие или угрозу насилия (40%). Каждую четвертую женщину-убийцу каким-либо образом потерпевший «обижал», а в 12% случаев пытался изнасиловать.
61% потерпевших оказывали сопротивление при совершении убийства. При этом 63% из них находились в состоянии алкогольного опьянения, 18% - в состоянии наркотического, а 5% - в беспомощном состоянии [10, с. 58-59].
Преступления, совершенные из сексуальных побуждений, отличаются наибольшим уровнем латентности среди всех преступлений. Причины латентности в данном случае связаны не столько с неверием жертвы в то, что преступник будет изобличен и понесет наказание, а с нежеланием огласки случившегося, страха перед преступником. Кроме того, данные опроса потерпевших по делам об изнасилованиях показали, что 34% подвергшихся изнасилованию были ранее знакомы с преступниками и относились к ним положительно. Этим жертвам (39%) гораздо чаще, чем от других преступлений, свойственно усматривать в своем поведение ошибки, приведшие к печальным последствиям. Они обвиняют себя в легкомыслии («в позднее время суток надо сидеть дома», «носила короткие юбки», «вела себя легкомысленно: пошла гулять с выпившим парнем»), другие - в чрезмерной доверчивости
(«можно было избежать этого, если бы не поверила и не пошла с ним»; «слишком доверилась ему»).
Таким образом, из анализа статистических данных можно указать на следующие основные показатели виктимности населения.
Снижение показателей зарегистрированной насильственной преступности и, соответственно, виктимности связано с информационными и правозащитнымии кампании в защиту несовершеннолетних жертв домашнего насилия. Несомненно, их проведение способствовало активизации правоохранительных органов в сфере борьбы с данными преступлениями. Что выразилось, с одной стороны, в увеличении количества зарегистрированных бытовых насильственных преступлений, с другой стороны, в повышении эффективности превентивных мер, направленных на борьбу с домашним насилием, повлекшим пресечение противоправных насильственных актов против несовершеннолетних.
Снижение показателей насильственной преступности и виктимно-сти от насильственных преступлениц также связано с тенденцией де-виктимизации населения, поскольку при совершении насильственных преступлений против личности в последние годы все более проявлялась ориентация граждан на защиту личных интересов, на пресечение направленных против них преступных действий [7, с. 16-38].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абельцев С. Мотивация особо тяжких преступлений против личности // Российская юстиция. 1998. № 11.
2. Бакин А.А. Криминальная агрессия женщин в современном обществе // Российский следователь. 2008. № 13.
3. В качестве насильственных преступлений нами рассматриваются такие индексные преступления как убийства (ст. 105-108 УК РФ) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)
4. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб., 2003.
5. Островских Ж.В. Виктимологическая характеристика преступлений, совершаемых бандами. В сб.: Проблемы борьбы с преступностью / Под ред. А.Л. Репецкой. Вып. 2. - Иркутск, 2006.
6. При подготовки аналитического материала изучались сведения ФГБУ «ГИАЦ МВД России» за 1997 - 2011 гг.
7. Федченко В.В.Криминологическая характеристика тяжкой насильственной преступности против личности и особенности ее профилактики Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ростов н/Д., 2006.
8. Черных Е.В. Виктимологическая характеристика тяжкой насильственной преступности. В сб.: Проблемы борьбы с преступностью / Под ред. А.Л. Репецкой. Вып. 2. - Иркутск, 2006.
9. Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. - СПб., 2001.
10. Юсупова О.К. Некоторые результаты исследования личностных особенностей женщин, совершивших убийства, и поведения их жертв. В сб.: Проблемы борьбы с преступностью / Под ред. А.Л. Репецкой. Вып. 2. - Иркутск, 2006.