КРИМИНАЛИСТЪ. 2023. № 1 (42). С. 75-80 • CRIMINALIST. 2023;1(42):75-80
Научная статья УДК 343.98
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Григорий Григорьевич НЕПЕИН
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальным теоретико-прикладным проблемам применения органами, осуществляющими предварительное расследование преступлений, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, предупредительных мер, направленных на обеспечение безопасного движения и эксплуатации воздушных судов. Автор обращает внимание на возможности профилактической деятельности следователя по предупреждению авиатранспортных происшествий, формулирует рекомендации по оптимизации этой деятельности.
Ключевые слова: следователь, анализ, криминалистика, уголовное дело, следователь, авиакатастрофа, профилактика
Для цитирования: Непеин Г. Г. Криминалистическая превенция в обеспечении безопасности полетов воздушных судов // Криминалистъ. 2023. № 1 (42). С. 75 — 80.
Original article
FORENSIC PREVENTION IN ENSURING AIRCRAFT FLIGHT SAFETY Grigoriy G. NEPEIN
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to topical theoretical and applied problems of the application of preventive measures aimed at ensuring the safe movement and operation of aircraft by bodies conducting preliminary investigation of crimes related to violations of safety of traffic and air transport regulations. The author draws attention to the possibilities of preventive activities of the investigator to prevent air traffic accidents, formulates recommendations for optimizing this activity.
Keywords: investigator, analysis, criminalistics, criminal case, plane crash, prevention For citation: Nepein G. G. Forensic prevention in ensuring aircraft flight safety // Criminalist. 2023;1(42):75-80. (In Russ.).
Расследование преступного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта не может считаться завершенным без установления причин авиационного происшествия и принятия системы мер профилактического характера, являющихся неотъемлемой час-
© Непеин Г. Г., 2023
тью обеспечения безопасности полетов и создающих условия, препятствующие совершению новых нарушений. В уголовно-процессуальном законе, ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию, названы обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Установление
этих обстоятельств предполагает принятие мер по их устранению.
Поскольку в предмет криминалистики входят не только закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств, но также и основанные на познании этих закономерностей специальные методы и средства предотвращения преступлений [1, с. 42], то одной из мер профилактического характера, направленной на предупреждение авиапроисшествий, является криминалистическая превенция.
Термин превенция (от лат. praeventio) означает предупреждение, предохранение и предотвращение1.
И. Я. Фридман, рассматривая криминалистические аспекты предупредительной (профилактической) деятельности, писал, что «криминалистика должна своими специальными криминалистическими приемами и методиками систематически и планомерно содействовать выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, разработке мер, направленных на их устранение, подготавливать профилактические рекомендации организационного и технического характера, направленные на пресечение конкретного преступления, предупреждение преступлений и иных правонарушений, аналогичных расследуемому» [2, с. 95].
Понятие криминалистической превенции рассматривал И. И. Иванов, определяя ее как «систему научных положений и практических рекомендаций о закономерностях разработки и использования в уголовном судопроизводстве технических средств, тактических и методических приемов для предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, своевременного обнаружения, быстрого, полного раскрытия и качественного расследования совершенных преступлений, пресечения конкретной преступной деятельности и ликвидации ее опасных последствий, выявления и устранения в процессе расследования обстоятельств,
1 Правотека — портал правовой помощи : сайт. URL: http://pravoteka.ru/encyclopedia11635 (дата обращения: 04.10.2022).
способствовавших совершению и сокрытию преступлений» [3, с. 9].
Не вдаваясь в полемику относительно содержания понятия «криминалистическая превенция», отметим, что основным субъектом, осуществляющим криминалистическую превентивную деятельность, позволяющую не только устранять причины и условия, влияющие на безопасное функционирование воздушного транспорта, но и в целом совершенствовать систему безопасности полетов воздушных судов, является следователь.
На важность превентивной деятельности следователя обращали внимание авторы фундаментального справочного пособия «Настольная книга следователя», изданного в 1949 году. Они указывали, что «следователь не ограничивает свою работу раскрытием преступления, выявлением лиц, его совершивших, и привлечением к уголовной ответственности. Задача следователя — выявление в стадии расследования причин, способствовавших или сделавших возможным совершение данного преступления. Следователь обязан также принять все необходимые меры к устранению этих причин и предупреждению новых преступлений. Работу по предупреждению преступлений следователь должен проводить не только по материалам предварительного следствия по конкретному делу, но и на основе обобщения следственной практики» [4, с. 85].
Криминалистическая превентивная деятельность следователя по предотвращению нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта может осуществляться по следующим направлениям.
Первое направление. Деятельность следователя заключается в выявлении в рамках конкретного уголовного дела причин и условий нарушения правил безопасности, создавшего угрозу безопасности жизни и здоровья граждан либо безопасности функционирования объектов воздушного транспорта.
Преступное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздуш-
ного транспорта совершается не столько в силу того, что определенное лицо оказалось склонным к нарушению этих правил, сколько в связи с наличием условий, благоприятствующих этому. Поэтому, как верно отмечает М. П. Шруб, «обстоятельства, способствовавшие преступлению, подлежат выявлению в ходе всего расследования» [5, с. 209]. Превенцию таких преступлений, т. е. выявление обстоятельств, способствовавших нарушению правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, следователю целесообразно осуществлять уже на стадии возбуждения уголовного дела.
Особенностью предварительного расследования авиационных происшествий является необходимость исследования воздушного транспорта как сложной системы. В криминалистике, в теории идентификации, среди ее объектов рассматриваются так называемые «объекты-системы, образующиеся в момент события преступления, например жертва — преступник, потерпевший — транспортное средство, потерпевший — орудие преступления и т. д.» [6, с. 54]. Потребность анализа воздушного транспорта как системы обусловлена тем, что исходя из содержания нормативных актов, регулирующих отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, в понятие «воздушный транспорт» включаются как воздушные суда, так и различные объекты наземной инфраструктуры, задействованные в их эксплуатации.
В этом смысле воздушный транспорт представляет собой сложную систему, которая состоит из совокупности подсистем, взаимодействующих между собой в процессе подготовки и выполнения полетов. К таким взаимодействующим подсистемам относятся: «летный экипаж — воздушное судно», «летный экипаж — кабинный экипаж — воздушное судно», «летный экипаж — кабинный экипаж — пассажир — воздушное судно», «авиадиспетчер — экипаж — воздушное судно», «техник — воздушное судно» и т. д.
В целом эти подсистемы представляют собой взаимодействие человека с техническими средствами, включая воздушные суда, технические системы обслуживания летательных аппаратов, различные объекты наземной инфраструктуры, учебные заведения по подготовке кадров летных и кабинных экипажей и наземных служб.
Другими словами, воздушный транспорт можно охарактеризовать как сложную соци-отехническую систему, представляющую собой совокупность элементов (подсистем), взаимодействие между которыми порождают процессы, определяющие основную функцию этой системы— безопасное перемещение воздушным путем грузов и пассажиров.
Рассогласование между элементами системы «воздушный транспорт» и процессами, протекающими в них, в том числе под влиянием организационных и управленческих факторов, приводит к возникновению причин и условий авиационного происшествия.
Авиакатастрофа — это процесс последовательно развивающихся событий, и у нее, как и у любой техногенной катастрофы, имеются две причины [7, с. 741]:
«прямая», т. е. непосредственная причина, которая вызвала причинение материального ущерба либо вреда здоровью или смерти членов экипажа судна, пассажиров, иных людей. Как правило, она имеет технический характер (столкновение летательного аппарата с препятствием, сбой в работе бортового компьютера и систем безопасности, навигационных систем, отказ двигателей, неполадки в узлах и агрегатах и т. д.);
«порождающая», т. е. основная причина, приведшая к наступлению события — к аварии либо катастрофе летательного аппарата. Зачастую она обусловлена человеческим фактором — ошибочными действиями (бездействием) авиационного персонала по организации, подготовке, обеспечению и выполнению полетов воздушных судов.
Выяснение непосредственной причины является лишь предварительным этапом выяснения основной, порождающей причины
авиационного происшествия, установление которой представляет собой сложную задачу. В ряде случаев изучение деятельности авиационного персонала по подготовке и эксплуатации воздушного транспорта, непосредственно предшествующей происшествию, допускает возможность восстановить не только детали, но и целостную картину произошедшего события. Рассмотрение авиатранспорта как сложного системного объекта познания позволяет следователю осуществить анализ функционирования всех его подсистем с целью установления обстоятельств катастрофы и принять соответствующие меры превентивного характера. В связи с чем в процессе расследования преступного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта исследованию подлежат все подсистемы авиатранспортной системы на предмет образования причин авиационного происшествия и способствовавших ему условий.
По нашему мнению, целесообразно включать в комплекс действий следователя по осуществлению превентивных мер следующие элементы:
1. Построение иерархической структуры подсистем системы «воздушный транспорт», взаимодействующих в процессах обеспечения функционирования авиатранспортных средств.
2. Анализ материалов уголовного дела и определение подсистем, где были выявлены нарушения, явившиеся «порождающими» причинами авиапроисшествия.
3. Поиск и изучение нормативно-правовых документов, касающихся анализируемых подсистем.
4. Изучение судебно-следственной практики, а также опыта превентивной деятельности в расследовании подобных преступлений.
5. Сбор информации об обстоятельствах, способствовавших авиационному происшествию. Как правило, сбор данных об этих обстоятельствах должен производиться следователем одновременно с установлением иных обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Однако для получения и изучения
этих данных может потребоваться провести отдельные следственные действия и организационные мероприятия, например, допрос представителей администрации авиапредприятия или соответствующих специалистов, назначение экспертиз, запросы в надзорные и контрольные органы о ранее зафиксированных нарушениях, влияющих на безопасность полетов воздушных судов, и мерах, принятых по их устранению, и т. п.
6. Анализ и оценка информации об обстоятельствах, способствовавших авиационному происшествию.
Как показывает судебно-следственная практика, в большинстве случаев основными обстоятельствами, способствовавшими авиационному происшествию с крупными воздушными судами, явились недостатки в системе управления безопасностью полетов авиапредприятий, не позволившие своевременно выявить и устранить имеющиеся риски, влияющие на безопасность полетов воздушных судов. К этим недостаткам относятся формальный контроль результатов и качества переучивания членов экипажей, нарушение режима труда и отдыха, большая задолженность по отпускам, недостаточный контроль обслуживания летательных аппаратов, наземной инфраструктуры и т. д.
Установив при расследовании авиакатастрофы системные недостатки в управлении безопасностью полетов в авиакомпании, следственные органы с целью предупреждения подобных нарушений могут потребовать от органов исполнительной власти, осуществляющих надзор за деятельностью авиапредприятий, принятия мер в отношении указанных организаций.
Например, в 2013 году по результатам расследования катастрофы с самолетом Boeing 737-500, произошедшей в аэропорту г. Казани, в связи с выявленными системными недостатками в управлении безопасностью полетов, в том числе формальным контролем результатов и качества переучивания членов экипажей, авиакомпания «Татарстан» лишена сертификата эксплуа-танта — авиаперевозчика.
7. Определение объекта превенции, т. е. органа исполнительной власти, учреждения либо предприятия, где необходимо осуществить мероприятия, направленные на устранение выявленных криминогенных факторов.
8. Определение средств превентивной деятельности из арсенала следователя. Одним из уголовно-процессуальных профилактических средств служит внесение следователем представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления. В то же время следует отметить, что внесение такого представления не свидетельствует о завершении предупредительной деятельности следователя. Тем не менее факт направления представления является юридическим основанием для осуществления такой деятельности организацией, в которую оно внесено.
Как правило, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, направляется в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу. В случаях, когда на начальном этапе расследования выявляются существенно влияющие на безопасность дальнейших полетов условия, представление целесообразно направлять не по завершении расследования преступления, а по получении достаточных данных и необходимости скорейшего принятия мер по устранению этих обстоятельств.
Например, при расследовании катастрофы пассажирского самолета АТК-72-201 авиакомпании «иТагт», произошедшей в 2012 году в аэропорту г. Тюмени, в качестве одной из причин авиационного происшествия следственными органами было выявлено отсутствие основополагающих нормативных требований к наземной про-тивообледенительной обработке воздушных судов. Еще до завершения расследования Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) были подготовлены и направлены всем эксплуатантам-авиа-предприятиям рекомендации «Защита воздушных судов от наземного обледенения».
Кроме того, был введен в действие ГОСТ Р 54264-2010 «Методы и процедуры проти-вообледенительной обработки самолетов»1.
9. Оценка и анализ результатов превентивной деятельности, направленной на обеспечение безопасного функционирования воздушного транспорта и недопущение подобных авиапроисшествий.
Второе направление превентивной деятельности следователя связано с тем, что обеспечение неуклонного соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта возложено на администрации авиапредприятий, аравно на уполномоченные органы в области гражданской авиации. Превентивная деятельность, по нашему мнению, должна выходить за рамки расследования конкретного уголовного дела об авиакатастрофе и включать в себя работу по материалам ранее расследованных преступлений. Эта деятельность должна отражать результат системного изучения причин и условий авиационных происшествий.
Так, Следственным комитетом Российской Федерации были обобщены результаты расследования катастроф с воздушными судами «Як-42» (Ярославль, 2011 год), Boeing 737-500 (Казань, 2013 год), информация о недостатках в подготовке пилотов в негосударственных авиационных учебных центрах направлена в 2014 году в адрес Росавиации.
Третьим направлением превентивной деятельности органов предварительного расследования является выявление и расследование преступлений, которые не связаны напрямую с нарушением правил безопасного движения и эксплуатации воздушного транспорта, но косвенно влияют на безопасность полетов воздушных судов.
Положительным примером служит выявление и расследование преступлений, связанных с получением за денежное вознаграждение свидетельства пилота-любителя
1 Расследование авиационной катастрофы самолета ATR-72 VP-BYZ 02/04/2012 // Межгосударственный авиационный комитет : офиц. сайт. URL: https://mak-iac.org/upload/iblock/429/ report_vp-byz.pdf (дата обращения: 22.09.2022).
и коммерческого пилота без прохождения соответствующего обучения в негосударственных авиационных учебных центрах. По результатам расследования ряда уголовных дел по таким фактам Росавиацией лишены соответствующих свидетельств более 100 пилотов коммерческой авиации1.
В заключение отметим, что криминалистическая превенция, имеющая целью обеспечение безопасности полетов воздушных судов, представляет собой специфическую целенаправленную деятельность государственных органов по выявлению и нейтрализации условий и причин преступлений,
направленных на безопасное функционирование воздушного транспорта. Данная превентивная деятельность заключается в проведении анализа функционирования авиатранспорта как сложной социотехни-ческой системы, состоящей из совокупности подсистем, с протекающими процессами как между этими подсистемами, так и внутри них. При этом выбор превентивных мер целесообразно осуществлять на основании сопоставления возможностей методов воздействия на криминогенные факторы со специфическими условиями исследуемого объекта предупредительной работы.
Список источников
1. Криминалистика : учеб. для вузов / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россин-ская ; под ред. Р. С. Белкина. Москва : Норма : ИНФРА-М, 1999. 971 с.
2. Фридман И. Я. Криминология и вопросы профилактики в криминалистике и судебной экспертизе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1991. № 1 (224). С. 93 — 97.
3. Иванов И. И. Криминалистическая превенция (комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив) : специальность 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность» : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Иванов Иван Иванович. Санкт-Петербург, 2004. 36 с.
4. Настольная книга следователя / Г. Н. Александров, А. И. Апурин, Т. М. Арзуманян [и др.] ; под общ. ред. Г. Н. Сафонова ; редкол.: С. Я. Розенблит, П. И. Тарасов-Родионов, Л. Р. Шейнин. Москва : Госюриздат, 1949. 879 с.
5. Шруб М. П. Криминалистическая профилактика как элемент общеюридической системы мер предупреждения преступности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2017. № 6. С. 206 — 210.
6. Криминалистика : учебник / А. И. Александров, А. Н. Басалаев, В. Л. Бежан-Бек [и др.] ; под ред. Т. А. Седовой, А. А. Эксархопуло. Санкт-Петербург : Лань, 2001. 925, [1] с.
7. Корма В. Д. Методико-криминалистические основы установления причин общественно опасных происшествий техногенного характера // Lex russica. 2007. № 4. С. 740 — 747.
1 Федеральное агентство воздушного транспорта аннулировало 57 свидетельств пилотов, обучавшихся в авиационном учебном центре «Крылья Невы» // Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация : офиц. сайт. URL: https://favt.gov.ru/novosti-novosti?id=1683 (дата обращения: 04.10.2022).