КРИМИНАЛИСТИКА CRIMINALISTICS
Обзорная статья УДК 343.98 EDN ZUGLJY
DOI 10.17150/2411-6122.2022.4.39-49
Обзор научных исследований, посвященных проблемам расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта
А.А. Митрофанова1 , Д.В. Кузаков2
1 Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Иркутский областной суд, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, отвечающий за переписку: Митрофанова А.А., [email protected]
Аннотация. Авторами определены основные этапы развития криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Отмечается, что активная разработка научных положений, касающихся особенностей расследования преступлений данного вида, в нашей стране началась в 60-х гг. XX в., что, вероятно, обусловлено развитием авиационной отрасли и возросшим количеством происшествий на воздушном транспорте. В настоящее время обозначенная проблематика нуждается в исследованиях, основанных на современных достижениях криминалистической науки и учитывающих инновации в авиационной отрасли, в частности, такие как внедрение новейших технологий, автоматизации и цифровизации в деятельность по управлению воздушным судном и воздушным движением, развитие искусственного интеллекта и пр.
Ключевые слова: авиационные происшествия, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, криминалистическое обеспечение, осмотр места авиационного происшествия.
Для цитирования: Митрофанова А.А. Обзор научных исследований, посвященных проблемам расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта / А.А. Митрофанова, Д.В. Кузаков — DOI 10.17150/2411-6122.2022.4.39-49. — EDN ZUGLJY // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2022. — № 4. — С. 39-49.
Review article
An Overview of Research Publications on the Problems of Investigating Crimes Against the Security of Air Traffic and Air Transport Operations
А.А. Mitrofanova1^, D.V. Kuzakov2
1 Eastern Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, the Russian Federation
2 Irkutsk Regional Court, Irkutsk, the Russian Federation Corresponding author: Mitrofanova А.А., [email protected]
Abstract. The authors identified key stages for the criminalistic support of investigating and solving criminal violations of security rules of air traffic and air transport operations. It is noted that an active development of scientific provisions on the specifics of investigating such crimes began in Russia in the 1960s, which was probably due to the development of aviation and a growth in the number of aviation accidents. Currently, these problems require research that is based on modern achievements of criminalistics and takes into account innovations in aviation, specifically, the introduction of cutting-edge technologies, automation and digitization of the control of aircraft and air traffic, the development of artificial intelligence, and others.
Keywords: aviation accidents, violation of security rules of air traffic and air transport operations, criminalistic support, examination of an aviation accident's scene.
For citation: Mitrofanova A.A., Kuzakov D.V. An Overview of Research Publications on the Problems of Investigating Crimes Against the Security of Air Traffic and Air Transport Operations. Sibirskie Ugolovno-Processual'nye i Krimi-nalisticheskie Chteniya = Siberian Criminal Procedure and Criminalistic Readings, 2022, no 4, pp. 39-49. (In Russian). EDN: RUQTBM. DOI: 10.17150/24116122.2022.4.39-49.
Статьей 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Общественная опасность таких нарушений заключается в том, что они приводят к авиационным происшествиям, зачастую сопровождающимся большим количеством человеческих жертв, значительным материальным ущербом и неустранимым моральным вредом.
Несмотря на то что в 2021 г. абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (30 происшествий, из которых 18 катастроф) в целом улучшился относительно показателя 2020 г. (36 происшествий, из которых 18 катастроф), количество погибших в катастрофах людей возросло: погибли 70 человек, в 2020 г. — 35 человек1.
Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и
1 Отчеты о состоянии безопасности полетов // Межгосударственный авиационный комитет : офиц. сайт. URL: https://www.mak-iac.org/ upload/iblock/448/cvhy5ylxegg5sghcxr6icz0irccnj2 ge/bp-21.pdf.
эксплуатации воздушного транспорта сопряжено с существенными трудностями, которые связаны как с редким характером подобных преступлений в общем массиве преступности, так и с большим количеством пострадавших и погибших, сложностью авиационной техники, потребностью в проведении трудоемких судебно-экспертных исследований.
Как отмечал А.А. Эйсман, «основным и главным, источником знаний, образовавших содержание криминалистики, была непосредственная практика раскрытия и расследования преступлений» [1, с. 27], и преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта не являются исключением.
Активная разработка научных положений, касающихся особенностей расследования преступлений данного вида началась в 60-х гг. прошлого века. Как представляется, такое внимание ученых к обозначенной проблематике было обусловлено развитием авиационной отрасли в стране и возросшим количеством происшествий на воздушном транспорте.
Так, одним из наиболее аварийных в истории отечественной авиации стал
период с 1972 по 1973 гг., когда на территории СССР произошел ряд крупных авиационных катастроф, жертвами которых стали более 500 человек2: Ан-24 в Светлогорске (16.05.1972, 33 погибших), Ан-10 под Харьковом (18.05.1972, 122 погибших), Ил-18 в Магнитогорске (31.08.1972, 102 погибших), Ил-62 в Москве, аэропорт «Шереметьево» (13.10.1972, 174 погибших, самая крупная авиакатастрофа в мире на тот момент), Ту-104 в Свердловске (30.09.1973, 108 погибших), Ту-104 в Москве, аэропорт «Домодедово» (07.12.1973, 16 погибших). Возникшая обеспокоенность состоянием безопасности авиации в тот период и сложности, сопровождающие процесс расследования авиационных происшествий, повлекли потребность в надлежащем криминалистическом обеспечении раскрытия, расследования и предотвращения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 85 УК РСФСР).
Проведенное исследование позволило выделить четыре этапа в развитии криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта:
- первый этап охватывает период с 60-х по 80-е гг. XX в. и характеризу-
2 Данные по авиакатастрофам и количеству погибших см. : Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. URL: http://www.airdisaster.ru/; Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы военной авиации в СССР и России. URL: http:// war.airdisaster.ru/; Стоит отметить, что согласно отчетам МАК за период с 2017 по 2021 гг. в авиационных катастрофах погибли 354 человека. Отчеты о состоянии безопасности полетов // Межгосударственный авиационный комитет : офиц. сайт. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/ bezopasnost-poletov/.
ется появлением работ, посвященных расследованию авиационных происшествий, осмотру места авиационного происшествия;
- второй этап (с 80-х по 90-е гг.
XX в.) связан с исследованием причин авиационных происшествий, обусловленных человеческим/личным фактором; в научных исследованиях находят отражение проблемы возбуждения уголовных дел данной категории, а также типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования;
- третий этап, охватывающий период с 90-х по 2000-е гг., включает в себя публикации, в которых предпринимаются попытки разработки организационно-методического обеспечения расследования, существенное внимание уделяется проблемам идентификации погибших;
- на четвертом этапе (с начала
XXI в.) происходит разработка вопросов, связанных с проведением отдельных следственных действий, а также с использованием специальных знаний при производстве по уголовным делам о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта; предпринимаются попытки построения криминалистической методики первоначального этапа расследования таких преступлений и формирования их криминалистической характеристики, основанной на актуальных эмпирических данных; намечается тенденция к изучению превентивных мер, способных минимизировать риск возникновения авиационных происшествий.
Одними из первых работ, посвященных расследованию авиационных происшествий, служат труды С.Я. Ро-зенблита «Расследование летных происшествий в легкомоторной авиации»
(1963 г.) [2], Б.Я. Петелина, В.П. Серегина «Осмотр места летного происшествия» (1973 г.) [3], Ф.М. Терехова «Расследование летных происшествий» (1973 г.) [4], В.Э. Эминова, С.В. Тюрина, Э.К. Саулевича, М.С. Лодысева, В.В. Желтова «Особенности расследования авиационных происшествий в гражданской авиации» (1974 г.) [5], А.Н. Балашова «Некоторые вопросы методики расследования авиационных происшествий» (1976 г.) [6], «Расследование и предупреждение авиационных происшествий» под редакцией Н.В. Жо-гина (1977 г.) [7]. В указанных трудах3 освещены вопросы, связанные с особенностями производства отдельных следственных действий по уголовным делам данной категории, и прежде всего осмотра места авиационного происшествия, привлечением специалистов к производству следственных действий (осмотру места происшествия, предметов и документов, допросам и пр.), порядком изъятия контролирующих приборов и аварийных самописцев, находившихся на борту воздушного судна; затрагиваются проблемы взаимодействия с комиссией, производящей служебное расследование авиапроисшествия, приобщения к уголовному делу материалов такого служебного расследования. Кроме того, были заложены основы классификации обстоятельств, способствующих авиационным происшествиям. Таким образом, на данном этапе предпринимались попытки разрешения проблем, возникающих в практической деятельности при расследовании авиапроисшествий, работы носили преимущественно прикладной характер.
3 Стоит отметить, что большинству из таких работ был присвоен гриф «Для служебного пользования», информация о причинах, последствиях и особенностях расследования авиапроисшествий широко не распространялась.
В течение второго обозначенного нами периода продолжились более детальные, можно сказать, углубленные исследования отдельных проблем расследования нарушений правил безопасности полетов. В частности, уделялось внимание поводам, основаниям и порядку возбуждения уголовных дел об авиационных происшествиях [8], следственным ситуациям и их влиянию на выдвижение следственных версий и планирование расследования [9; 10], а также проблемам назначения и производства судебных экспертиз [11; 12]. Особый интерес, на наш взгляд, сегодня представляют предпринятые в то время исследования специфики судебно-психологических экспертиз по делам данной категории [13], включающих установление влияния личного фактора в механизме развития авиационного происшествия. Стоит отметить количественное снижение исследований, посвященных криминалистическому обеспечению раскрытия, расследования и предотвращения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, что, на наш взгляд, может быть связано с наличием изданных ранее комплексных трудов [7].
На этапе после распада СССР большое значение в контексте познания механизма авиационного происшествия имеет научный труд А.П. Онучина «Проблемы расследования транспортных преступлений с учетом ситуационных факторов» (1991 г.) [14]. В числе исследований проблем установления личности погибших при авиакатастрофах можем отметить работы С.С. Абрамова и соавторов [15; 16], связанные с разработкой комплекса мероприятий, позволяющего оперативно и с высокой степенью достоверности решать указанные задачи. Предложенный комплекс
мероприятий включает, в числе прочего, создание компьютерной базы идентификационной информации, в чем находят проявление тенденции алгоритмизации и компьютеризации: «с помощью специально разработанной программы в компьютер закладывается вся известная информация идентификационного характера, в том числе данные медицинского характера (индивидуальных летных карт, амбулаторных карт и пр.), результаты опроса родственников, знакомых, коллег. Одновременно вносится информация, полученная при осуществлении медицинской сортировки и судебно-медицинском исследовании трупов и их останков. На основании компьютерного анализа, на данном этапе, осуществляется большинство позитивных решений установлению личности погибших» [15, с. 89], а также использование такого специального метода исследования, как «геномная дактилоскопия».
Стоит отметить, что в 2000 г. Д.Н. Балашовым была защищена кандидатская диссертация на тему «Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ» [17], в которой нашли отражение вопросы криминалистической характеристики обозначенного вида преступлений, типичных следственных ситуаций и типичных следственных версий, а также особенности первоначального этапа расследования, использования специальных знаний. Несмотря на то что указанное комплексное исследование посвящено методике расследования авиапроисшествий в военной авиации, отдельные ее положения применимы и к авиации гражданской, экспериментальной.
XXI в. охарактеризовался стремительным научно-техническим прогрессом, внедрением во все сферы жизни
общества высоких технологий, а соответственно и появлением значительного количества работ, связанных с раскрытием и расследованием преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) с учетом изменений в авиационной отрасли, автоматизации и цифровизации многих процессов, а также достижений криминалистической науки.
В целом, современный период характеризуется значительным количеством работ, посвященных:
- тактическим особенностям осмотра места авиационного происшествия. Среди данных работ можно выделить пособие под редакцией А.И. Двор-кина «Осмотр места происшествия: практическое пособие» (2001 г.) [18], диссертацию А.В. Белавина «Собирание доказательственной информации при осмотре мест чрезвычайных происшествий на воздушном и железнодорожном транспорте» (2001 г.) [19], а также ряд научных публикаций, направленных на исследование особенностей планирования и организации осмотра места происшествия [20-22] и проблем, с которыми сталкивается следователь при производстве данного следственного действия [23-26], в том числе обусловленных необходимостью взаимодействия с комиссией по расследованию авиапроисшествия;
- использованию специальных знаний при производстве по уголовным делам рассматриваемой категории. К работам данного вида можно отнести диссертацию Д.Ю. Яковлева «Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф» (2002 г.) [27]; пособие Ю.В. Солодуна и Д.Ю. Яковлева «Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследова-
нии авиационных катастроф» (2004 г.) [28], а также публикации, посвященные тактике «следственно-экспертных действий» [29], качествам личности эксперта [30] и особенностям производства отдельных видов (родов) судебных экспертиз: воздушно-техническим, судебно-медицинским, молекулярно-ге-нетическим, судебно-психологическим и прочим судебно-экспертным исследованиям [31-38];
- методическим рекомендациям прикладного характера, направленным на оптимизацию и повышение качества расследования4, в которых на основе обобщения следственной практики рассмотрены проблемы организации и производства осмотра места авиапроисшествия, агрегатов воздушного судна и иных объектов, поиска объективных носителей информации, опознания трупов, производства выемки служебной документации, допроса свидетелей и потерпевших, назначения судебных экспертиз по уголовным делам об авиационных происшествиях и иные вопросы.
Считаем необходимым упомянуть, что до недавнего времени работы, связанные с криминалистическим обеспечением расследования данного вида
4 Особенности осмотра места авиационного происшествия : метод. рекомендации, подготовленные Генеральной прокуратурой РФ от 20 апр. 2000. М., 2007. 10 с.; Особенности расследования авиационных катастроф : информ.-метод. сб., подготовленный Отделом криминалистики Западно-Сибирского следственного управления на транспорте. Новосибирск, 2010. 92 с.; Расследование авиационных происшествий: метод. рекомендации, подготовленные Главным управлением криминалистики Следственного комитета при прокуратуре РФ. М., 2009. 37 с.
преступлений, не носили комплексного характера, в связи с чем была предпринята попытка построения криминалистической методики первоначального этапа расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта с выходом на уровень формулирования криминалистических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность их раскрытия и расследования [39]. Обратим внимание и на возникшую тенденцию к изучению и разработке положений, связанных с превенцией авиационных происшествий, заключающейся в привлечении лиц, допустивших возникновение реальной опасности в процессе осуществления авиаперевозок, к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ (оказание услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности их жизни и здоровья) [40; 41].
Высоко оценивая труды всех перечисленных авторов, отметим, что многие из проблем криминалистического обеспечения расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта так и остались неразрешенными. Кроме того, с момента выхода большинства работ прошло значительное количество времени, в связи с чем отдельные рекомендации перестали быть актуальными и нуждаются в совершенствовании с учетом внедрений новых технологий, систем искусственного интеллекта, цифровизации, автоматизации как авиационной отрасли, так и криминалистической, судебно-экспертной деятельности, изменений законодательства и пр.
Список использованной литературы
1. Эйсман А.А. Криминалистика в системе юридических и естественных наук / А.А. Эйсман // Научные работы Литовского научно-исследовательского института судебной экспертизы : сб. науч. работ. — Вильнюс, 1963. — Вып. 1. — С. 23-39.
2. Розенблит С.Я. Расследование летных происшествий в легкомоторной авиации : метод. пособие / С.Я. Розенблит. — Москва : Всесоюзный институт криминалистики Прокуратуры СССР, 1963. — 126 с.
3. Петелин Б.Я. Осмотр места летного происшествия / Б.Я. Петелин, В.П. Серегин. — Москва : Воен.-полит. Краснознам. акад. им. В. И. Ленина. ВПА, 1973. — 24 с.
4. Терехов Ф.М. Расследование летных происшествий / Ф.М. Терехов. — Ленинград, 1973. — 72 с.
5. Расследование и предупреждение авиационных происшествий / В.Е. Эминов, Э.К. Саулевич, М.С. Лодысев, В.Д. Кофман. — Москва, 1977. — 222 с.
6. Балашов А.Н. Некоторые вопросы методики расследования авиационных происшествий / А.Н. Балашов // Вопросы совершенствования деятельности прокуроров-криминалистов (по материалам семинара прокуроров-криминалистов в г. Ленинграде). — Москва, 1976. — С. 110-117.
7. Расследование и предупреждение авиационных происшествий / отв. ред. Н.В. Жо-гин. — Москва : ВИППП, 1977. — 222 с.
8. Балашов А.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании авиационных происшествий : учеб. пособие / А.Н. Балашов, В.Е. Эминов. — Москва : ТАСС, 1985. — 55 с.
9. Эминов В.Е. Следственные ситуации по делам об авиационных происшествиях и их воздействие на формирование версий и планирование расследования / В.Е. Эминов // Современные проблемы расследования и предупреждения преступлений : сб. науч. тр. — Москва, 1987. — С. 104-118.
10. Ряшев В.М. Осмотр места происшествия при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте : метод. рекомендации / В.М. Ряшев. — Ленинград, 1989. — 19 с.
11. Алпатов И.М. Фотографические исследования на месте летного происшествия и их значение в решении задач судебно-медицинской экспертизы / И.М. Алпатов // Судебно-медицинская экспертиза. — 1986. — № 2. — С. 41-43.
12. Ряшев В.М. Назначение экспертиз при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте : метод. рекомендации / В.М. Ряшев. — Ленинград, 1989. — 16 с.
13. Еникеев М.И. Психологическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий / М.И. Еникеев, В.Е. Эминов // Актуальные проблемы раскрытия преступлений : сб. науч. тр. — Москва, 1985. — С. 51-62.
14. Онучин А.П. Проблемы расследования транспортных преступлений с учетом ситуационных факторов : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09 / А.П. Онучин. — Свердловск, 1991. — 427 с.
15. К вопросу об установлении личности погибших при авиационных катастрофах / И.В. Алексеев, С.С. Абрамов, И.А. Гедыгушев, А.П. Зайцев // Социально-экономические и правовые проблемы Восточно-Сибирского региона на пороге третьего тысячелетия : материалы науч.-практ. конф., 13-17 мая 1998 г. — Иркутск, 1998. — С. 87-90.
16. Об установлении личности погибших при авиационных катастрофах / И.В. Алексеев, С.С. Абрамов, Н.Ф. Неделько, В.Н. Проскурин // Судебно-медицинская экспертиза. — 1999. — № 2. — С. 3-4.
17. Балашов Д.Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ : дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 / Д.Н. Балашов. — Москва, 2000. — 218 с.
18. Осмотр места происшествия / под ред. А.И. Дворкина. — Москва : Юристъ, 2001. — 336 с.
19. Белавин А.В. Собирание доказательственной информации при осмотре мест чрезвычайных происшествий на воздушном и железнодорожном транспорте : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А.В. Белавин. — Москва, 2001. — 207 с.
20. Долженко Н.И. Особенности планирования расследования авиапроисшествий / Н.И. Долженко // Вестник криминалистики. — 2005. — № 4 (16). — С. 106-109.
21. Болдарян А.А. Значение распределения обязанностей между следователями, экспертами и должностными лицами служебной комиссии на месте осмотра авиационного происшествия / А.А. Болдарян // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб.
науч. тр. / под общ. ред. С.И. Воронова, А.М. Сироты, В.И. Толмосова. — Самара, 2005. — Вып. 3, ч. I. — С. 45-47.
22. Елинский В.И. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия / В.И. Елинский. — EDN KZFBBH // Российский следователь. — 2009. — № 20. — С. 4-10.
23. Федотов В.И. Особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф, связанных с падением воздушного судна на водную поверхность / В.И. Федотов // Вестник криминалистики. — 2007. — № 3 (23). — С. 26-28.
24. Гринев И.В. Принципы расследования авиационных инцидентов и авиационных происшествий над морем / И.В. Гринев // Правовая Россия: проблемы и перспективы развития законодательства : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 5 декабря 2009 г. — Санкт-Петербург, 2009. — С. 29-32.
25. Неупокоева И.А. Некоторые особенности осмотра места авиационного происшествия / И.А. Неупокоева. — EDN TGGRHJ // Законодательство и практика. — 2014. — № 2 (33). — С. 34-36.
26. Митрофанова А.А. Тактические особенности осмотра места авиационного происшествия / А.А. Митрофанова. — EDN VUULHP // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2016. — № 1 (9). — С. 95-105.
27. Яковлев Д.Ю. Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Д.Ю. Яковлев. — Иркутск, 2002. — 177 с.
28. Солодун Ю.В. Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследовании авиационных катастроф / Ю.В. Солодун, Д.Ю. Яковлев. — Иркутск : ИПКПР ГП РФ, 2004. — 138 с.
29. Болдарян А.А. Тактика следственно-экспертных действий на месте авиационного происшествия / А.А. Болдарян // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. / под ред. С.И. Воронова, А.М. Сироты, В.И. Толмосова. — Самара, 2005. — Вып. 3, ч. 1. — С. 42-45.
30. Колкутин В.В. Значение морально-волевых качеств и психологической устойчивости судебно-медицинских экспертов на месте авиационного происшествия / В.В. Колкутин, А.А. Болдарян // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. / под ред. С.И. Воронова, А.М. Сироты, В.И. Толмосова. — Самара, 2005. — Вып. 3, ч. 1. — С. 174-176.
31. Китаева В.Н. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании авиакатастрофы / В.Н. Китаева. — EDN OPFFMD // Российский следователь. — 2004. — № 11. — С. 9-11.
32. Проскурин В.Н. Методологические аспекты судебно-медицинской идентификации погибших при авиационных катастрофах / В.Н. Проскурин, Ю.С. Исаев // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики на современном этапе / под ред.
B.А. Клевно. — Москва, 2006. — С. 197-199.
33. Митрофанова А. А. Судебно-медицинская экспертиза по уголовным делам об авиационных происшествиях: некоторые актуальные вопросы / А.А. Митрофанова. — EDN WHOUAL // Эксперт-криминалист. — 2016. — № 3. — С. 15-17.
34. Иванов П.Л. Особенности молекулярно-генетического экспертного сопровождения расследования авиакатастроф (по событиям 2015-2016 гг.) / П.Л. Иванов, Е.Ю. Земскова, Т.В. Тимошенко. — EDN ZONVSX // Молекулярная диагностика 2017 : сб. тр. IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 18-20 апреля 2017 г. — Москва, 2017. —
C. 412-413.
35. Шукова Н.В. Судебно-экспертная идентификация диктора по делам об авиационных происшествиях и инцидентах / Н.В. Шукова. — EDN VHADEG // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19-20 января 2017 г.). — Москва, 2017. — С. 622-627.
36. Ильин Н.Н. Авиационно-техническая судебная экспертиза при расследовании преступлений / Н.Н. Ильин. — EDN KSRIVU // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2020. — № 4 (30). — С. 93-97.
37. Китаев Н.Н. Некоторые аспекты расследования авиационных происшествий / Н.Н. Китаев, В.Н. Китаева. — EDN XHPFDB // ГлаголЪ правосудия. — 2016. — № 2 (12). — С. 67-70.
38. Проблемы организации идентификации личности при массовом поступлении погибших на примере авиакатастроф пассажирских самолетов Ту-154-М и Airbus-A310 / А.В. Волков, В.В. Колкутин, В.А. Клевно [и др.]. — EDN JXFNVX // Судебно-медицинская экспертиза. — 2008. — Т. 51, № 5. — С. 7-12.
39. Митрофанова А.А. Криминалистическое обеспечение первоначального этапа расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ): актуальные проблемы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / А.А. Митрофанова. — Краснодар, 2017. — 309 с.
40. Степаненко Д.А. О практике выявления и расследования преступлений об оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности / Д.А. Степаненко, Е.А. Липунова. — EDN ZWBORP // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2017. — № 4 (18). — С. 115-127.
41. Кузаков Д.В. Обзор научных исследований, посвященных раскрытию и расследованию преступлений, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров водным и воздушным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности их жизни и здоровья (статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации) / Д.В. Кузаков. — EDN TLIYDR // Транспортное право и безопасность. — 2022. — № 3 (43). — С. 46-58.
References
1. Eisman A.A. Criminalistics in the System of Legal and Natural Sciences. Scientific Works of the Lithuanian Scientific Research Institute of Forensic Examination. Vilnius, 1963, iss. 1, pp. 23-39. (In Russian).
2. Rozenblit S.Ya. Investigation of Flight Accidents in Light Aircraft. Moscow, All-Union Institute of Criminalistics of the USSR Prosecutor's Office Publ., 1963. 126 p.
3. Petelin B.Ya. Inspection of the Place of Flight Accident. Moscow, VPA Publ., 1973. 24 p.
4. Terekhov F.M. Investigation of Flight Accidents. Leningrad, 1973. 72 p.
5. Eminov V.E., Saulevich E.K., Lodysev M.S., Kofman V.D. Investigation and Prevention of Aviation Accidents. Moscow, 1977. 222 p.
6. Balashov A.N. Some Issues of the Methodology of Investigating Aviation Accidents. Issues of Improving the Activities of Forensic Prosecutors (Based on the Materials of the Seminar of Forensic Prosecutors in Leningrad). Moscow, 1976, pp. 110-117. (In Russian).
7. Zhogin N.V. (ed.). Investigation and Prevention of Aviation Accidents. Moscow, VIPPP Publ., 1977. 222 p.
8. Balashov A.N., Eminov V.E. Prosecutor's Supervision Over the Execution of Laws in the Investigation of Aviation Accidents. Moscow, TASS Publ., 1985. 55 p.
9. Eminov V.E. Investigation Situations on Cases of Aviation Accidents and Their Influence of the Development of Leads and Investigation Planning. Modern Problems of Investigation and Prevention of Crimes. Moscow, 1987, pp. 104-118. (In Russian).
10. Ryashev V.M. Inspection of the Scene During the Investigation of Disasters and Accidents in Air Transport. Leningrad, 1989. 19 p.
11. Alpatov I.M. Photographic Studies at the Site of Aviation Accidents and Their Value in Solving the Problems of Medico-Legal Expert Testimony. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza = Forensic Medical Expertise, 1986, no. 2, pp. 41-43. (In Russian).
12. Ryashev V.M. Commissioning a Forensic Examination in the Investigation of Crashes and Accidents in Aviation Transport. Leningrad, 1989. 16 p.
13. Enikeev M.I., Eminov V.E. Psychological Expertise in the Investigation of Aviation Accidents. Actual Problems of Crime Detection. Moscow, 1985, pp. 51-62. (In Russian).
14. Onuchin A.P. Problems of Investigation of Road Accidents Taking Into Account Situational Factors. Doct. Diss. Sverdlovsk, 1991. 427 p.
15. Alekseev I.V., Abramov S.S., Gedygushev I.A., Zaitsev A.P. On the Issue of Establishing the Identity of Those Killed in Aviation Accidents. Socio-Economic and Legal Problems of the
East Siberian Region on the Threshold of the Third Millennium. Materials of Research Conference. Irkutsk, 1998, pp. 87-90. (In Russian).
16. Alekseev I.V., Abramov S.S., Nedel'ko N.F., Proskurin V.N. Establishing the Personal Identity of the Victims in Aviation Catastrophes. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza = Forensic Medical Expertise, 1999, no. 2, pp. 3-4. (In Russian).
17. Balashov D.N. Methods of Investigation of Criminal Violations of Flight Rules or Preparation for Them in the RF Armed Forces. Cand. Diss. Moscow, 2000. 218 p.
18. Dvorkin A.I. (ed.). Inspection of the Scene. Moscow, Yurist Publ., 2001. 336 p.
19. Belavin A.V. Collecting Evidence During the Inspection of Crash Sites in Aviation and Railroad Transport. Cand. Diss. Moscow, 2001. 207 p.
20. Dolzhenko N.I. Specifics of Planning the Investigation of Aviation Accidents. Vestnik kriminalistiki = Bulletin of Criminalistics, 2005, no. 4, pp. 106-109. (In Russian).
21. Boldaryan A.A. The Significance of Distributing Responsibilities Among Investigators, Experts and Officials of the Agency Commission at the Inspected Scene of an Aviation Accident. In Voronov S.I., Sirota A.M., Tolmosov V.I. (eds). Military Legal Bulletin of the Volga Region. Samara, 2005, iss. 3, pt. 1, pp. 45-47. (In Russian).
22. Elinskii V.I. The Specifics of the Organization and Production of the Inspection of the Accident Site. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2009, no. 20, pp. 4-10. (In Russian). EDN: KZFBBH.
23. Fedotov V.I. Specific Features of the Scene Inspection in the Investigation of Air Disasters in Which an Air Vessel Hits the Water Surface. Vestnik kriminalistiki = Bulletin of Criminalistics, 2007, no. 3, pp. 26-28. (In Russian).
24. Grinev I.V. Legal Russia: Problems and Prospects for the Development of Legislation. Legal Russia: Problems and Prospects for the Development of Legislation. Materials of International Scientific Conference. Saint Petersburg, 2009, pp. 29-32. (In Russian).
25. Neupokoeva I.A. Peculiarities of Aviation Accident Scene Search. Zakonodatel'stvo i praktika = Legislation and Practice, 2014, no. 2, pp. 34-36. (In Russian). EDN: TGGRHJ.
26. Mitrofanova A.A. Tactical Peculiarities of Aviation Accident Scene Inspection. Sibirskie ugolovno-protsessual'nye i kriminalisticheskie chteniya = Siberian Criminal Process and Crimi-nalistic Readings, 2016, no. 9, pp. 95-105. (In Russian). EDN: VUULHP.
27. Yakovlev D.Yu. A Complex Identification of Human Remains in the Investigation of Aviation Catastrophes. Cand. Diss. Irkutsk, 2002. 177 p.
28. Solodun Yu.V., Yakovlev D.Yu. Problems of Complex Identification of Human Remains in the Investigation of Aviation Accidents. Irkutsk, IPKPR GP RF Publ., 2004. 138 p.
29. Boldaryan A.A. Tactics of Investigative and Expert Actions at the Scene of an Aviation Accident. In Voronov S.I., Sirota A.M., Tolmosov V.I. (eds). Military Legal Bulletin ofthe Volga Region. Samara, 2005, iss. 3, pt. 1, pp. 42-45. (In Russian).
30. Kolkutin V.V., Boldaryan A.A. The Significance of Moral, Strong-Will Qualities and Psychological Stability of Forensic Experts at the Scene of an Air Crash. In Voronov S.I., Sirota A.M., Tolmosov V.I. (eds). Military Legal Bulletin of the Volga Region. Samara, 2005, iss. 3, pt. 1, pp. 174-176. (In Russian).
31. Kitaeva V.N. Forensic Psychological Examination in the Investigation of a Plane Crash. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2004, no. 11, pp. 9-11. (In Russian). EDN: OPFFMD.
32. Proskurin V.N. Methodological Aspects of Forensic Identification of Victims of Aviation Accidents. In Klevno V.A. (ed.). Topical Issues of Forensic Medicine and Expert Practice at the Present Stage. Moscow, 2006, pp. 197-199. (In Russian).
33. Mitrofanova A.A. Forensic Inspection on Criminal Cases of Aviation Accidents: Some Topical Issues. Ekspert-kriminalist = Expert-Criminalist, 2016, no. 3, pp. 15-17. (In Russian). EDN: WHOUAL.
34. Ivanov P.L., Zemskova E.Yu., Timoshenko T.V. Specifics of the Molecular Genetics' Expert Support of Investigating Air Crashes (Based on the Accidents in 2015-2016). Molecular Diagnostics 2017. Materials ofthe IXAll-Russian Research Conference. Moscow, 2017, pp. 412413. (In Russian). EDN: ZONVSX.
35. Shukova N.V. Forensic Identification of the Speaker in Cases of Air Accidents and Incidents. Theory and Practice of Forensic Examination in Modern Conditions. Materials of the
IVInternational Scientific and Practical Conference. Moscow, 2017, pp. 622-627. (In Russian). EDN: VHADEG.
36. Ilyin N.N. Aviation Forensic Expertise in Crime Investigation. Rassledovanie prestuple-nii: problemy i puti ikh reshenii = Crime Investigation: Problems and Ways of Their Solution, 2016, no. 3, pp. 15-17. (In Russian). EDN: KSRIVU.
37. Kitaev N.N., Kitaeva V.N. Some Aspects of Air Crash Investigations. Glagol Pravo-sudiya = The Verb of Justice, 2016, no. 2, pp. 67-70. (In Russian). EDN: XHPFDB.
38. Volkov A.V., Kolkutin V.V., Klevno V.A., Shkol'mkov B.V., Kornienko I.V. Organizational Problems of Personality Identification in Mass Casualties as Exemplified by Tu 154-M and Airbus A310 Passenger Plane Crashes. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza = Forensic Medical Expertise, 2008, vol. 51, no. 5, pp. 7-12. (In Russian). EDN: JXFNVX.
39. Mitrofanova A.A. Forensic Support of the Initial Stage of Investigation of Violations of the Rules of Traffic Safety and Operation of Air Transport (Article 263 of the Criminal Code of the Russian Federation): Actual Problems of Theory and Practice. Cand. Diss. Krasnodar, 2017. 309 p.
40. Stepanenko D.A., Lipunova E.A. On the Practice of Identifying and Investigating Crimes on the Provision of Passenger Air Transportation Services That Do Not Meet Safety Requirements. Sibirskie ugolovno-protsessual'nye i kriminalisticheskie chteniya = Siberian Criminal Process and Criminalistic Readings, 2017, no. 4, pp. 115-127. (In Russian). EDN: ZWBORP.
41. Kuzakov D.V. Review of Scientific Research Devoted to the Disclosure and Investigation of Crimes Related to the Provision of Services for the Transportation of Passengers by Water and Air Transport That Do Not Meet the Requirements for the Safety of Their Life and Health (Article 238 of the Criminal Code of the Russian Federation). Transportnoepravo i bezopasnost' = Transport Law and Security, 2022, no. 3, pp. 46-58. (In Russian). EDN: TLIYDR.
Информация об авторах
Митрофанова Алена Андреевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected].
Кузаков Дмитрий Вадимович — ведущий консультант отдела систематизации законодательства, статистики и обобщения судебной практики, Иркутский областной суд, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected].
Authors Information
Mitrofanova, Alyona A. — Ph.D. in Law, Ass. Professor, Chair of Criminal Procedure Law and Criminalistics, Eastern Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, the Russian Federation, [email protected].
Kuzakov, Dmitriy V. — Leading Consultant, Department of Systematizing Legislation, Statistics and Generalizing Court Practice, Irkutsk Regional Court, Irkutsk, the Russian Federation, [email protected].
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 17.11.22
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.12.22
Принята к публикации / Accepted 12.12.2022
Дата онлайн-размещения / Available online 22.12.2022