КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Девятовский В.А.
Девятовский Валентин Андреевич - магистрант, факультета подготовки криминалистов, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации», г. Ярославль
Аннотация: в статье показана важность использования криминалистической характеристики для эффективного расследования дорожно-транспортных преступлений в условиях реализации комплексных мер по повышению уровня безопасности дорожного движения. Определена структура криминалистической характеристики, показано содержание ее элементов, особо отмечена необходимость сбора и использования при расследовании следов информационного характера.
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, криминалистическая характеристика, следы информационного характера.
На автомобильный транспорт в Российской Федерации приходится более 75% дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с пострадавшими. [2, с. 24].
Именно поэтому реализуемые в стране с 2002 года федеральные и региональные целевые программы по модернизации транспортной системы отмечали особенно низкий уровень транспортной безопасности на автомобильном транспорте. [1, с. 8; 4, с. 2].
В 2011 году, например, в Российской Федерации в дорожно-транспортных катастрофах погибло 19,6 человек в расчете на 100 тысяч населения, в США - 10 чел., в странах ЕС - 7 человек.
В 2012 году, являющимся своего рода рэперной точкой, в России зарегистрировано 203 597 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 27 991 человек и 258 618 человек получили ранения. [19, с.1].
Все последующие годы эти показатели последовательно снижались. В 2021 году зарегистрировано 133 331 ДТП с пострадавшими (- 34,5% по сравнению с 2012 г.), в которых погибли 14 874 человека (- 46,9%), а более 183 тыс. человек (- 29,2%) получили ранения. [5, с. 1]
Такие же тенденции в состоянии безопасности дорожного движения характерны и для регионов. Так, например, в Ярославской области общее количество ДТП с пострадавшими за этот же период сократилось на 29,1% (с 2078 до 1475), а число погибших в ДТП уменьшилось на 53,5% (с 284 до 132). [18, с.1]
Позитивная динамика снижения аварийности на автодорогах страны сохраняется и в текущем году. По итогам 9 месяцев 2022 года в России зарегистрировано 91 225 автоаварий (-6,1% к АППГ), в которых погибли 10 078 человек (-4,8%), ранено 115 139 человек (-6,3%). [15, с. 4]
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года отмечает, что снижение смертности на дорогах достигнуто благодаря реализации комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения - оснащение дорог инфраструктурой для обеспечения безопасности движения - тротуарами, отбойниками, видеоконтролем, а также масштабное строительство линий электроосвещения, пешеходных переходов в разных уровнях, установление барьерных ограждений, светофорных объектов, ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. [2, Приложение №1 с. 7]
В итоге предпринятых мер в крупнейших агломерациях Российской Федерации по результатам 2019 года (до пандемии) количество погибших в ДТП варьировалось от 3,5 до 10,2 человека на 100 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 11,5 человека. [2 с. 40] Однако, несмотря на такое значительное снижение уровня смертности (более 40 % по сравнению с 2011 г.), еще в 2016 году риск гибели в ДТП был ниже в Швеции, чем в Российской Федерации, в 5 раз (2,7 погибшего на 100 тыс. населения), в Германии - в 3,5 раза (3,9 погибшего на 100 тыс. населения) и в Великобритании - в 4,9 раза (2,8 погибшего на 100 тыс. населения).[3, с.1]
Надо признать, что в сложившихся условиях недостаточный уровень безопасности дорожного движения продолжает оставаться фактором, существенно влияющим на решение демографической и других важнейших социально-экономических проблем в Российской Федерации.
Острота этой проблемы подтверждается и данными уголовной статистики. Так, по информации Судебного Департамента при Верховном суде в 2021 году в суды Российской Федерации поступили 78 596 уголовных дел о преступных нарушениях правил дорожного движения (далее - ПДД) и эксплуатации транспортных средств (далее - ТС). Больше поступало уголовных дел только о кражах (210 тыс.) и незаконных действиях с наркотическими веществами (81 тыс.). [6, с.1]
Примерно также характеризуется и структура общего количества уголовных дел, поступающих в большинство региональных судов. Так, в суды Ярославской области в 2021 году поступило всего 4369 дел, в том числе 1337 дел о кражах, 754 дела о преступных нарушениях ПДД и эксплуатации ТС, 393 дела о незаконном обороте наркотиков. [17, с. 1]
Следует отметить, что при таком значительном объеме дорожно-транспортных преступлений исследователи и практические специалисты относят преступные нарушения ПДД к одним из наиболее сложных составов для расследования.
Это обусловлено особой спецификой таких преступлений, которая помимо неосторожной формы вины, заключается главным образом в том, что дорожно-транспортные преступления происходят из-за множества связанных между собой объективных и субъективных факторов, причинная зависимость которых бывает исключительно сложной. Для правильной фиксации, анализа и оценки всей совокупности этих факторов нужны специализированные знания, системные экспертные исследования, применение криминалистической и иной техники, информационных технологий. Производство предварительного следствия преступлений данной категории специализированными подразделениями в связи с этим представляется совершенно обоснованным.
Однако в организации и практике расследования таких дел имеется немало проблем. Качество осмотра места происшествия нередко бывает низким, при этом четкий алгоритм участия криминалистов, автотехников и необходимых специалистов других отраслей знаний на месте ДТП отсутствует. [см., например, 11, с. 143] Сохраняются трудности в назначении и производстве в установленные сроки судебных экспертиз. В дальнейшем изучении нуждаются возможности использования в расследовании исследуемых преступлений новых информационных технологий, технических устройств и приборов.
При этом многие исследователи названных проблем убеждены в том, что своевременный и качественный осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, которое в значительной (если не преобладающей) мере определяют эффективность всего дальнейшего процесса сбора, анализа и оценки доказательств на всех этапах производства по уголовному делу. [см., например,8, с. 45]
Считаем, что при указанных обстоятельствах для эффективного расследования дорожно-транспортных преступлений необходим понятный алгоритм следственных и иных действий, который можно сформировать на основе криминалистической характеристики таких преступных проявлений, как информационной модели или системы основных (ключевых) сведений о них.
Элементный состав структуры криминалистической характеристики у ученых и специалистов вызывает споры, что объясняется и многообразием преступлений, а также их видовыми и иными особенностями. Применительно к рассматриваемой теме, на наш взгляд, совершенно оправдан подход А.А. Фомичева, считающего, что криминалистическая характеристика как система должна иметь не только статистическую сторону, то есть характеризоваться наличием структуры, но и динамическую сторону - способность демонстрировать механизм совершения преступления или функциональную взаимосвязь элементов системы (модели преступления). [13, с. 34]
Такой подход, по нашему мнению, позволяет включить в структуру криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений следующие элементы:
- способ совершения дорожно-транспортных преступлений;
- механизм дорожно-транспортного преступления;
- обстановка совершения дорожно-транспортных преступлений;
- механизм (особенности) следообразования;
- личность субъектов, их совершающих и потерпевших.
Способ совершения преступных нарушений ПДД и эксплуатации ТС как элемент криминалистической характеристики оценивается неоднозначно. Причина такой оценки в уже упоминавшейся неосторожной форме вины, которая исключает полную конструкцию способа совершения преступления (подготовка, совершение, сокрытие).
Вместе с тем, поскольку способ совершения дорожно-транспортного преступления проявляется в конкретных нарушениях (действиях или бездействии) водителем ПДД или эксплуатации ТС или пешеходом ПДД, повлекших за собой ДТП и соответствующие неблагоприятные последствия, он является, на наш взгляд, неотъемлемым элементом криминалистической характеристики.
Более того, мы поддерживаем мнение А.Н. Дудниченко, полагающей, что данные действия (бездействие) вызывают изменения в окружающей обстановке в виде таких материальных и идеальных следов, с помощью которых возможно воссоздать механизм преступления, получить сведения о поведении и личности преступника. [9, с. 133]
В 2021 году наиболее частыми видами аварий на дорогах были: столкновения ТС (59664; 44,7%), наезд на пешехода (35679; 26, 8%), съезд с дороги (14837; 11,1%), наезд на препятствие (6506; 4,9%), наезд на велосипедиста (4842, 3,6%), наезд на стоящее ТС (4115, 3,1%), опрокидывание (3228; 2,4%), падение пассажира (2975; 2,2%), наезд на животное (684; 0,5%), другие ДТП (574; 0,4%).
По способам совершения дорожно-транспортных преступлений, кроме того, выделим следующие:
1. По вине водителей, управляющих транспортом.
За 9 месяцев 2022 года по вине водителей совершено 79 858 ДТП (87,5%), в которых погибло 8596 человек (85,3%) и ранено 104 480 человек (90,7%).
К данной группе относится совершение преступления:
- в состоянии опьянения. За 9 месяцев 2022 года с участием водителей ТС в состоянии опьянения совершено 10 030 ДТП (- 16,6% в сравнении с АППГ), в которых погибло 174 человека (-26,8%), ранено 13 192 человека (-17,2%). Удельный вес данных ДТП 11%, а тяжесть последствий - 14,1.
- в связи с выездом на полосу встречного движения. В январе - сентябре 2022 года совершено 7602 таких ДТП (- 9,4% в сравнении с АППГ), в которых погибли 2436 человека (-8,7%) при тяжести последствий - 15,6. Доля - 9,5%.
- в связи с превышением скорости. За 9 месяцев 2022 года зарегистрировано 1567 ДТП (-15,9% в сравнении с АППГ), в которых погибло 328 человек (-14,1%). Удельный вес - 2,0%, тяжесть последствий - 13,5.
- в связи с нарушением правил обгона. В январе - сентябре 2022 года совершено 1058 (-10,9% в сравнении с АППГ) ДТП, в них погибли 253 (-8,7%) человека. Доля - 1,3%, тяжесть последствий составила 12,8.
- в связи с наездом на пешеходов по вине водителей. За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 15678 ДТП (-4,1% в сравнении с АППГ), в них погибли 1047 человек (+1,5%). Удельный вес таких ДТП составил 17,2%, а тяжесть последствий - 6,4.
Кроме того, к этой же группе относится совершение преступления при несоблюдении очередности проезда перекрестков, при несоблюдении безопасной дистанции движения, при проезде на запрещающий сигнал светофора.
2. По причине неправильных действий пешеходов.
В частности, к таким действиям могут относиться неожиданное появление пешехода на проезжей части дороги, его непредсказуемое поведение или переход дороги вне пешеходного перехода. За 9 месяцев 2022 года по собственной неосторожности пешеходов зарегистрировано 8626 ДТП (-6,9% в сравнении с АППГ), в которых погибло 1524 человека (-7,7%). Отметим самую высокую тяжесть последствий - 17,3.
Заметим, что статистические данные, приведенные при классификации способов совершения дорожно-транспортных преступлений, ясно показывают основные факторы высокой смертности людей на дорогах: низкий уровень безопасности пешеходов, пьянство за рулем, выезд на встречную полосу движения и нарушение скоростного режима.
Многие исследователи особо выделяют и считают ключевым такой элемент криминалистической характеристики как механизм совершения преступления. Они рассматривают его как процесс развития происшествия по схеме взаимодействия таких компонентов, как «водитель - транспортное средство - дорожное полотно - пешеход (пассажир) - окружающая обстановка». [7, с. 71] Характеризуя указанный динамический процесс, ученые выделяют различное количество его этапов или стадий.
Быстротечно развиваясь и реализуясь на указанных стадиях, механизм дорожно-транспортного преступления воплощается в конкретном способе преступления (например, наезде на пешехода), а также отражается в возникающих связях с иными участниками происходящего деяния, в существующих дорожных условиях и условиях окружающей среды, формирующих обстановку данного преступления.
Обстановка совершения дорожно-транспортного преступления представляет собой комплекс элементов и условий, при которых возникла предаварийная ситуация, развившаяся в аварийную, а затем наступили последствия ДТП.
Дорожную обстановку составляют дорожные условия, техническая характеристика дороги, метеоусловия (ясно, дождь, метель, пурга, темное время суток и т.д.), освещенность, видимость, обзорность пространства, построенные объекты, состав участников дорожного движения, характер, скорость и интенсивность их движения, система организации дорожного движения (наличие линий разметки, дорожных знаков, светофоров, ограничения, связанные с ремонтными работами и т.п.).
Дорожные условия определяются характеристикой рельефа дороги, шириной и типом покрытия, параметрами обочин, кюветов и т.д. Устойчивость ТС во время движения и эффективность его торможения, например, зависит от типа и состояния дорожного покрытия.
Не менее важным элементом криминалистической характеристики является механизм следообразования (его еще именуют особенностями следообразования), т.е. совокупность всех следов, образовавшихся в результате дорожно-транспортного преступления.
Как правило, исследуемые преступления характеризуются большим количеством материальных следов. Мы перечислим лишь некоторые из них:
- местоположение ТС, которые причастны к ДТП, их расположение по отношению к другим объектам;
- повреждения ТС, иных объектов;
- ярко выраженные следы движения ТС (качения, торможения, заноса);
- наличие трупа, его поза и положение, повреждения и травмы у участников дорожно-транспортного преступления;
- наличие предметов, которые образовались при столкновении ТС (осколки стекла, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна жидкостей и т.д.);
- следы ГСМ, лакокрасочного покрытия, иных жидкостей, следы биологического происхождения и т.д.
Показания участников и очевидцев дорожно-транспортного преступления представляют собой идеальные
следы.
Мы хотели бы акцентировать внимание и поддержать предложение исследователей, считающих целесообразным выделение еще одной группы следов - следов информационного характера. [12, с. 92] Например, блок управления подушками безопасности современных ТС фиксирует датчиками «удара» скорость движения ТС, степень сжатия педали акселератора и педали тормоза, а также различает столкновение спереди и сзади. Судебная радиотехническая экспертиза указанного блока позволит использовать эти данные как доказательства. Такого же качества информационные следы можно получить при соответствующей работе с
видеорегистраторами, тахографами, иными приборами ТС, а также приборным оборудованием систем «Безопасный город».
Более того, подобное использование следов информационного характера, а также применение иных современных информационных технологий, например, 3Б - технологий, позволит максимально объективно отразить обстановку места происшествия по делам о ДТП и избежать ошибок при его осмотре.
Особенности способа, механизма и обстановки дорожно-транспортного преступления, несомненно зависят от личностных качеств правонарушителей и других участников ДТП.
Ясно, что для лиц, совершающих преступление по неосторожности и, в частности, нарушение ПДД, менее характерно наличие таких свойств личности, которые присущи лицам, совершающим умышленные преступления.
Как правило, лица, нарушая ПДД, не осознают их общественно опасный характер, не предвидят их возможных последствий, либо легкомысленно рассчитывают на предотвращение вредных последствий, и в то же время обязаны осознавать и предвидеть их.
По данным 2021 года, среди тех, кто находится за рулем автомобиля, мужчины составляют большинство (более 68%). Количество женщин - автовладелиц в нашей стране к 2021 году достигло почти трети (31,7%). Средний возраст мужчин - автовладельцев составляет 48 лет, женщин - 45 лет. [20, с. 1] Преступные нарушения ПДД и эксплуатации ТС в большинстве случаев также совершают мужчины, в 2021 году женщины виновны в 19% ДТП. Мужчин на дорогах гибнет в три раза больше, чем женщин.
Возраст, уровень п рофессиональной подготовки, опыт и стаж вождения, социальные установки, физическое и психическое состояние водителя являются важными факторами, влияющими на безопасность дорожного движения. По статистике ГИБДД чаще всего в аварии попадают автомобилисты в возрасте от 30 до 40 лет. В январе - сентябре 2022 года ими совершено 21 570 ДТП (27%). В них отмечено наибольшее число погибших (2 257, или 26,3%) и раненых (28 315, или 27,1%). В текущем году произошло увеличение аварийности по вине водителей в возрасте 60 лет и старше: количество ДТП возросло на 3,2%, число погибших - на 15,2%, раненых -на 4,3%.
Личностные качества виновного характеризуются и другими важнейшими сведениями. Прежде всего, это данные о лицах, управляющих ТС в состоянии опьянения. К сожалению, полное неприятие такого поведения в общественном сознании формируется крайне медленно. Не случайно поэтому по итогам всероссийского опроса автомобильного классифайда «Дром.ру» в 2021 году почти 40% опрошенных водителей признались в употреблении алкоголя за рулем. [10, с. 1].
К уже приведенной статистике аварийности с участием водителей с признаками опьянения, добавим только, что за 9 месяцев 2022 года в таких происшествиях погиб каждый пятый (21,6%) от общего числа погибших на дорогах страны.
Также это сведения о лицах, не имеющих прав управлять ТС. Чтобы подчеркнуть остроту этой проблемы для обеспечения безопасности дорожного движения в целом, отметим, что в 2021 году в суды поступило 102 124 дела в отношении водителей, лишенных права управления ТС и совершивших аварии (в т.ч. без пострадавших).
[14, с.1]
Факты асоциального поведения водителей в прошлом, привлечения к административной либо уголовной ответственности за нарушения ПДД или эксплуатации ТС также требуют тщательной проверки и изучения при расследовании.
Не менее важно и изучение всего комплекса свойств личности помимо водителей и у других участников дорожно-транспортного преступления. Ими в том или ином случае могут быть пешеходы, пассажиры ТС, мотоциклисты, велосипедисты, лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности (СИМ), лица, ответственные за техническое состояние и выпуск ТС, должностные лица, организующие ремонтные работы, а также отвечающие за состояние дорог и др.
На наш взгляд, использование криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений как системы обобщенных фактических данных о наиболее типичных криминалистически значимых признаках способа, механизма и обстановки их совершения, особенностей следообразования и личностных характеристик участников, позволит организовать и осуществить максимально всестороннее, полное и объективное расследование данных преступных проявлений.
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.12.2001г.№848 (в ред. Постановления
Правительства РФ от 31.05.2006 № 338, с изм., внесенными распоряжениями Правительства РФ от
21.102004 № 1335-р, от 21.04.2006 № 553-р) Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной
системы России (2002-2010 годы)».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р «Об утверждении
Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года №1 -р «Об утверждении
Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».
4. Постановление Правительства Ярославской области от24 декабря 2012 года № 1510-п «Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ярославской области» на 2013-2015 годы».
5. Баршев В. Число погибших в ДТП в России снижается девятый год подряд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rg/ru/2022/04/29/chislo-pogibshih-v-dtp-v-rossii-snizhaetsia-deviatyj-god-podriad/html/ (дата обращения: 18.03.2023).
6. Винницкая А., Егупец А., Шкуренко О. Русь приговоренная и немного оправданная/ Статистика судебных приговоров за 2021 год в 11 графиках.
7. Волчецкая Т.С., Ренер Н.А., У.А. Попов У.А. Региональные особенности криминалистической характеристики ДТП (по материалам ГИБДД Калининградской области// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 9. С. 68 - 75.
8. Демидова Т.В. Качественный осмотр места происшествия по дела о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок//Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №3. - С. 45 - 47.
9. Дудниченко А.Н. О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств// Криминалистика, криминология, оперативно разыскная деятельность. -2017. - С. 132 - 136.
10. Лобачев М. В каких регионах России самые пьющие водители. [Электронный ресурс]. Режим доступа: m/gazeta/ru/auto/2021/11/15_a_14205505.shtml/ (дата обращения: 18.03.2023).
11. Паутова Т.А. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия//Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017.- №3(41). - С.142 - 148.
12. Таюрская Е.А., Шишмарева Е.В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений// Сибирский юридический вестник. Вопросы судопроизводства и криминалистики.- 2020. - №2 (89).-С. 89-93.
13. Фомичев А.А. К вопросу о способе совершения дорожно-транспортных преступлений как элементе криминалистической характеристики//Безопасность дорожного движения. -2021. -№3. - С. 33-36.
14. Федорова Д. Ответственность за управление транспортным средством без водительских прав могут усилить. garant.ru/news/1545890/
15. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно -аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦЦ БДД МВД России». 2022. 40 с.
16. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно -аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦЦ БДД МВД России». 2021. 39 с.
17. Сайт Управления судебного департамента в Ярославской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: cdyar@inbox.ru/usd.jrs.sudrf.ru/modules/php?name=vacance&id=173/ (дата обращения - 26.12.2022г.)
18. В Ярославской области в 2021 году в ДТП погибло 132 человека.
19. На дорогах России в 2012 г. погибли почти 28 000 человек [Электронный ресурс]. Режим доступа: Vedomosti/ru/auto/articles/2013/01/25/na_dorogah_rossii_v_2012-g-pogiblo_pochti_28_000_chelovek/ (дата обращения - 26.12.2022г.).
20. Российские автовладельцы: кто они и какие автомобили предпочитают?