Право
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО В РОССИИ:ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Б.А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, фермерское хозяйство, фермерство, правовое положение, перспективы.
Фермерское хозяйство - предпринимательская организация в аграрном производстве. Фермерства в России до 1990 года никогда не было, хотя предпринимательство в сельском хозяйстве страны существовало, особенно с ноября 1906 года, с начала реформы П.А. Столыпина. Завершилось российское аграрное предпринимательство после годов НЭПа, поскольку в стране была введена исключительная государственная собственность на землю и на иное имущество, а также на производимую продукцию.
Фермерство может существовать и развиваться только в условиях рыночной экономики. И как только в современной России начали формироваться рыночные отношения, 22 ноября 1990 года был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [1], которым были установлены правовые основы для развития фермерства.
Суть норм, изложенных в этом законе, сводилась к тому, что фермерское хозяйство - это форма свободного предпринимательства, осуществляемая на принципах экономической выгоды.
Закон от 22 ноября 1990 года определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имели граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. При наличии нескольких претендентов право на создание КФХ отдавалось гражданам, проживающим в данной местности.
Принятый специальный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» дал мощный старт развитию фермерства в нашей стране. Так, в 1991 году КФХ было создано уже 49013. Пик создания фермерских хозяйств был в 1995 году - 280112. С 1996 года началось сни-
жение количества КФХ.
Озабоченное такой ситуацией правительство Российской Федерации 8 декабря 1996 года приняло Федеральную целевую программу «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996-2000 годы», в которой были определены правовые, организационные, экономические и социальные условия дальнейшего функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, несмотря на принятые меры, тенденция к снижению количества КФХ сохраняется и по сей день.
Сегодня в стране насчитывается чуть больше 200 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, а фактически работающих на полях и фермах - еще меньше. Например, в Свердловской области максимальное количество КФХ было в 1993 году - 7092. На 1 января 2008 года фактическая численность их в области составляет лишь 893. Из них успешно работающих наберется несколько десятков.
Подобная картина наблюдается и по другим субъектам, входящим в Уральский федеральный округ. В пиковый 1993 год в УрФО было создано 24151 крестьянское (фермерское) хозяйство. В настоящее время в УрФО насчитывается лишь около 10 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.
Эти цифры наглядно свидетельствуют о существующих проблемах в развитии фермерства в современных социально-экономических условиях.
Автору могут возразить, что уменьшение количества КФХ в стране связано с их укрупнением и кооперацией. Но лучший аргумент в этой дискуссии - это доля фермерских хозяйств в общих результатах сельскохозяйственной деятельности, которая в общем объеме сельскохозяйственной продукции с 1991 года так и не может подняться выше 810%. А это, согласитесь, слишком мало для того, чтобы крестьянские (фермерские) хозяйства могли быть решающей формой хозяйствования в аграрном производстве.
Как бы это не было прискорбно, но надо признать, что фермерство в нашей стране не получило адекватного развития подобно тому, как оно существует в США и других странах мира. Конечно, такому положению способствовало множество как объективных, так и
-субъективных причин.
Излишняя политизированность, переоценка фермерства как панацеи от всех бед в отечественном сельском хозяйстве, неучет мирового опыта и тенденций развития фермерства - эти и другие факторы не позволили крестьянским (фермерским) хозяйствам занять свою прочную нишу в современной аграрной экономике России.
Даже на законодательном уровне мы все еще, словно стесняясь или боясь кого-либо обидеть, берем слово «фермерское» в скобки. Согласимся, что этот факт тоже не добавляет оптимизма и устойчивости российскому фермерству.
Со временем юридический статус крестьянского (фермерского) хозяйства также не стал соответствовать существующему законодательству и, прежде всего, нормам вступившего в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. I, гл. IV «Юридические лица»).
Крестьянское (фермерское) хозяйство по закону от 22 ноября 1990 года не лимитировалось как по численности его членов, так и по земельной площади. Эти и другие факторы стали определяющими при принятии новой редакции Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года [2].
Статья первая Закона №74-ФЗ от 11 июня 2003 года определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и/или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство также может быть создано одним гражданином. По этому закону КФХ осуществляет свою деятельность без образования юридического лица.
Гражданский кодекс РФ относит КФХ к индивидуальным предпринимателям (гл. III «Физические лица»). Закон от 11 июня 2003 года установил, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими 16-летнего
Country (farmer) economy, farm, farming, legal status, prospect.
возраста. Максимальное количество граждан, которые могут быть членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не может превышать 5 человек.
Существенным фактором при создании КФХ по Закону №74-ФЗ является заключение соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
Новый закон снизил возраст с 18 до 16 лет, а также исключил требования о квалификации и опыте работы в сельском хозяйстве для граждан, желающих создать или вступить в крестьянское (фермерское) хозяйство.
В настоящее время крестьянское (фермерское) хозяйство - это сельскохозяйственная коммерческая производственная организация семейно-трудового типа. В соответствии с Федеральным законом №264-ФЗ от 22 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» (ст. 3), крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это дает КФХ право на финансовую государственную поддержку (льготное кредитование, лизинг, субсидирование затрат, страхование и т.д.).
Как и любая иная организационноправовая форма хозяйствования в аграрной сфере, крестьянское (фермерское) хозяйство не может осуществлять хозяйственную деятельность без земли. Правовое регулирование землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства основано на нормах Земельного кодекса Российской Федерации [3], Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [4], а также Гражданского кодекса Российской Федерации [5] и других федеральных законов, регулирующих сельскохозяйственное землепользование.
Земельный участок у крестьянского (фермерского) хозяйства может находиться в собственности и/или аренде. В собственность земельный участок может быть приобретен путем объединения земельных долей членов КФХ или приобретения у других участников общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
В аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен у владельцев земельных долей, у органов государственной исполнительной власти области и/или у органов местного самоуправления. Договор аренды на срок до одного года не требует юридической регистрации, а свыше одного года должна быть государственная регистрация в структурах Федеральной регистрационной службы. Но чтобы оформить государственную регистрацию права собственности или права долгосрочной аренды, необходимо провести межевание и оформить кадастровое дело на земельный участок. Это все затратные процедуры. По этой причине многие кре-
стьянские (фермерские) хозяйства не оформляют право собственности или аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим сельскохозяйственное землепользование КФХ является одной из серьезных зон риска и не способствует стабильному развитию аграрного производства в фермерских хозяйствах.
В соответствии с федеральным земельным законодательством минимальные и максимальные размеры земельных участков для КФХ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так, в Свердловской области Областным законом «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» №18-ОЗ от 17 июля 2004 года (с последними изменениями и дополнениями) [6] установлены размеры земельного участка для КФХ от 1 до 3000 га. Установлены также размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной собственности Свердловской области - 1 га на каждого члена КФХ.
Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в учреждениях Федеральной налоговой службы по месту жительства главы КФХ.
Регистрация земельного участка осуществляется территориальным учреждением Федеральной регистрационной службы по месту нахождения земельного участка.
Практически крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право приобрести в собственность или оформить право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на любой территории в границах Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что срок оформления права собственности или аренды на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом №297-ФЗ от 30 декабря 2008 года установлен до 27 января 2011 года [7].
Касательно налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо отметить, что если земельный участок находится в собственности КФХ, то уплачивается земельный налог в соответствии с разделом X «Местные налоги» второй части Налогового кодекса Российской Федерации (гл. 31 «Земельный налог») [8]. Налоговой базой определяется кадастровая стоимость земельного участка, которая ежегодно определяется представительным органом (думой) власти органа местного самоуправления по состоянию на 1 января и которая должна быть доведена до налогоплательщика (КФХ) не позднее 1 марта. Налоговая ставка на земли сельскохозяйственного назначения не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости. Меньшую цифру может установить представительный орган ме-
Право
стного самоуправления (муниципального района или городского округа).
Что касается аренды земли, то за аренду земельных участков или земельных долей у частных владельцев арен-датор-КФХ производит расчеты с арендодателем в соответствии с договором аренды. Сумма арендной платы за аренду земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется по расчетам Министерства имущественных отношений постановлением правительства субъекта РФ.
Кроме земельного налога или арендной платы крестьянское (фермерское) хозяйство обязано уплачивать и другие налоги, к примеру, единый сельскохозяйственный налог в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (гл. XXVI-1).
Федеральным законом №115-ФЗ от 27 июля 2008 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [9], вступившим в силу с 1 января 2009 года, внесены изменения в порядок принятия упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей (ст. 345.25.1 НК РФ) на основе патента. Вводит систему налогообложения в виде патента и определяет перечень видов деятельности для него субъект РФ.
В Свердловской области в дополнение к Областному закону №101-ОЗ от 21 ноября 2005 года «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Свердловской области» был принят Закон №85-ОЗ от 17 октября 2008 года [10], которым утвержден перечень видов деятельности, по которым возможно применение патента.
Такой вид налогообложения относится:
а) к услугам по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов);
б) к услугам, связанным со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
в) к услугам, связанным с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные услуги);
г) к услугам по выпасу скота.
Срок выдачи патента - от 1 до 12
месяцев.
Выбор той или иной системы бухгалтерского учета предоставляется главе КФХ. Основные учетные регистры, рекомендуемые для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 января 2005 года №6. Это такие документы, как:
а) инвентаризационная книга (фор-
ма №1-КФХ);
б) журнал регистрации денежных доходов и расходов (форма №2-КФХ);
в) книга учета материально-производственных запасов продукции и животных (форма №3-КФХ);
г) книга учета труда (форма №4-КФХ);
д) журнал регистрации доходов и расходов (форма №5-КФХ);
е) книга учета затрат, выхода и продажи продукции (форма №6-КФХ);
ж) книга учета фактов хозяйственной деятельности (форма №К-1).
Фермерские хозяйства составляют и предоставляют также бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством и «Указаниями о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности» (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 года №67н).
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
а) бухгалтерский баланс (форма №1);
б) отчет о прибылях и убытках (форма №2);
в) информация о предоставлении ссуд крестьянским (фермерским) хозяйствам (форма №10 АПК-фермер) и др.
Каковы же перспективы у крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации?
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона №74-ФЗ от 11 июля 2003 года крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы на основании норм закона РСФСР от 22 ноября 1990 года как юридические лица, обязаны до 01 января 2010 года привести свои правоустанавливающие документы, как того требует новый закон о КФХ.
На государственном уровне необходимо определить дальнейшую судьбу фермерства в нашей стране. Как бы ни было кому-то обидно, но надо признать, что фермерство в Российской Федерации началось с фальш-старта. Политическая трескотня в начале 90-х годов затем сменилась весьма прохладным отношением к фермерам, и в результате они остались один на один со своими проблемами, что побудило многие тысячи фермеров отказаться от затеи стать субъектом малого аграрного производства и заниматься агробизнесом.
Между тем, в орбиту предпринимательства в сельском хозяйстве усиленно стали вовлекаться личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Их стали квалифицировать как товарные хозяйства, малые формы хозяйствования и даже как субъекты малого предпринимательства на селе. Но ведь ЛПХ - это всего лишь жилой дом (по-городскому - квартира), место жительства граждан страны, проживающих в сельской местности. Что касается территории, то в городе никто не обязывает владельца квартиры обрабатывать землю вокруг дома.
И только в сельской местности по-
чему-то владелец дома (квартиры) должен обязательно заниматься на своем земельном участке сельскохозяйственной деятельностью. А если кто-то устроил на земельном участке газон с цветниками, то такой субъект подвергается публичному осуждению как лицо, не желающее выращивать около своего дома овощи и другую сельскохозяйственную продукцию. А может быть пора перестать выдавать желаемое за действительное и оставить жителей сельских населенных пунктов (с учетом демографического состояния) в покое. Пусть они сами решают, что им делать на своем придомовом земельном участке.
Не надо и откровенно нарушать законы «О личном подсобном хозяйстве», «О малом и среднем предпринимательстве» и другие, нормы которых говорят, что личное подсобное хозяйство - не предпринимательская, не коммерческая структура. И какие же сельскохозяйственные товаропроизводители восьмидесятилетние бабушки и дедушки?
Но в то же время в сельских населенных пунктах проживают люди и трудоспособного возраста, которые могут заниматься сельскохозяйственной деятельностью.
Например, в Свердловской области из 740 тысяч жителей 1843 сельских населенных пунктов непосредственно в аграрном производстве занято лишь 44 тысячи человек. Практически около 300 тысяч потенциально трудоспособного населения могут и должны быть вовлечены в сельскохозяйственную деятельность.
Конечно, было бы целесообразнее и экономически эффективнее построить крупные животноводческие комплексы, ибо в них - самые современные технологии, новая техника и оборудование. Но диалектика такова, что в этих современных комплексах нет потребности в большом количестве кадров. Как правило, из 8-10 рабочих остается лишь один, а остальные вынуждены пополнять ряды безработных. Крупные комплексы, например, птицефабрики-милли-онники, имея большие объемы производимой продукции, в то же время постоянно находятся в зоне риска. Не важно, каким путем занесенная инфекция того же гриппа птиц в течение нескольких дней может привести птицефабрику к краху. В связи с этими обстоятельствами, на наш взгляд, объективно возрастает роль крестьянских (фермерских) хозяйств, которые, располагаясь практически в каждом сельском населенном пункте, могут вовлечь в сельскохозяйственную деятельность всех родственников и свойственников. Рассредоточение аграрного производства по разным населенным пунктам снижает и риски, связанные с эпидемиями. Здесь также легче сохранить и отечественный генофонд сельскохозяйственных животных и растений.
Для решения задачи возрождения фермерства в нашей стране надо на
Право
высшем государственном уровне принять соответствующие нормативные правовые акты. Прежде всего надо принять действительно подкрепленную финансами Федеральную целевую программу «Возрождение и развитие фермерства в Российской Федерации на период до 2020 года».
Сейчас в условиях мирового финансового кризиса руководители Российского государства и другие политические деятели публично высказывают идею о том, что кризис будет способствовать позитивному развитию сельского хозяйства.
Ситуация с обеспечением населения страны импортным продовольствием в условиях кризиса, когда будет проблематично набрать те же 36 млрд долл. на приобретение продовольственных товаров, может перерасти в критическую. А это означает, что надо более чем серьезно пересмотреть ранее существовавшие взгляды на отечественное сельское хозяйство.
Сегодня, пока еще не израсходованы деньги из государственной казны, было бы со всех точек зрения правильным (по примеру президента Рузвельта во время экономической депрессии в США) вложить финансы в сельскую экономику, к примеру, построить в каждом сельском населенном пункте мини-фермы на 25-50 дойных коров, закупить племенной скот, технику и оборудование и передать все это фермерам в аренду на 5-10-15 лет с правом выкупа в собственность. Таким образом государство реально вложило бы деньги в развитие сельского хозяйства, в решение проблемы трудовой занятости в сельской местности и, самое главное, в практическую реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также программ, связанных с социально-экономическим развитием территорий сельских населенных пунктов, например, таких как «Уральская деревня».
Необходимо также решить и другие проблемные задачи в области функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств. Прежде всего это касается земельных участков. Существующая сегодня ситуация в области сельскохозяйственного землепользования дальше не может продолжаться. Земли зарастают древесно-кустарниковой растительностью, деградируются или становятся предметом криминальных сделок. В то же время значительное количество действующих фермерских хозяйств работают на земле, которая им не принадлежит ни на праве собственности, ни на праве долгосрочной аренды. Надо государству взять на себя все расходы по оформлению земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств или по передаче в аренду на срок до 49 лет.
П.А. Столыпина надо не только по случаю вспоминать, но и брать его в пример при решении задачи развития
Юбилей
отечественного сельского хозяйства.
Сегодня в условиях экономического кризиса в городах может быть высвобождено значительное количество трудоспособных людей. Большинство из них имеют сельские корни. Надо помочь им переучиться, дать землю, скот, технику, жилье и таким образом вернуть на село и включить в развитие аграрного производства в нашей стране. Это может дать старт мощному движению возрождения фермерства и развитию малого предпринимательства в аграрной сфе-
ре современной России.
Изложенные в нашей статье предложения автора о возрождении фермерства в нашей стране, конечно же, не бесспорны. Но, как говорил известный персонаж по фамилии Груздев из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»: «Ну, делайте, делайте что-нибудь!».
По закону о спиралеобразном развитии общества фермерство в настоящее время почти приближается к начальной точке своего развития, и сегодня очень важно, чтобы спираль поднялась резко
вверх, и у фермерства открылось второе дыхание, но не фальшивое, а вполне здоровое, обеспеченное всем необходимым Российским государством.
Сегодня наступают действительно другие времена и, может статься, что проблема импорта продовольствия отпадет сама собой. Но куда опаснее для страны может быть проблема нехватки продовольствия, а это уже социальный катаклизм. Вот почему мы предлагаем обратить внимание государства на фермерство.
Литература
1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1995. № 26.
2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : федер. закон Рос. Федерации от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ : новая редакция // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 24. Ст. 2249.
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3018.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области : закон Свердловской области от 17 июля 2004 г. № 18-ОЗ // Обл. газ. 2004. 10 июня.
7. О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» : федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 297-ФЗ // Рос. газ. 2008. 31 дек.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2, гл. 31 : Земельный налог, раздел X : Местные налоги.
9. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2008 г. № 115-ФЗ // Рос. газ.
10. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Свердловской области : областной закон Свердловской области от 17 окт. 2008 г. № 85-ОЗ // Обл. газ. 2008. 22 окт.
ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ - 230 ЛЕТ
С.Н. волков,
доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ректор, Государственный университет по землеустройству, г Москва
Ключевые слова: ГУЗ; интеграция образования, науки и бизнеса; перспективы развития университета как национального исследовательского центра по землеустройству.
В конце мая 2009 года в Москве проходили юбилейные мероприятия, посвященные 230-летию Государственного университета по землеустройству. Торжественное собрание по случаю празднования юбилея прошло в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
На следующий день в актовом зале ГУЗа состоялась международная научно-практическая конференция под эгидой «ЮНЕСКО» на тему «Землеустройство и кадастр недвижимости в реализации государственной политики и охраны окружающей среды». С докладом выступил ректор ГУЗа, академик РАСХН, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор С.Н. Волков. Участников конференции приветствовала министр сельского хозяйства Е.Б. Скрынник.
Исполнилось 230 лет со дня основания Государственного университета по землеустройству. История университета тесно связана с историей страны. Во время царствования императрицы Екатерины II, 25 мая 1779 года (14 мая по старому стилю) Указом Правительствующего Сената по Межевой канцелярии было объявлено об открытии землемерной школы, которая была названа Констан-тиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II, великого князя Константина Павловича. Этот день и является датой основания вуза.
На протяжении своей долгой истории это уникальное учебное заведение неоднократно переименовывалось и преобразовывалось. В 1819 году землемерная школа была переименована в Константиновское землемерное училище, а в 1835 году училище было преобразовано в Констан-тиновский межевой институт. Первым директором Константиновс-
Л
кого межевого института и автором первого Устава вуза являлся известный русский писатель С.Т. Аксаков. Преподавателем русского языка в то время в институте работал В.Г. Белинский - будущий великий русский литературный критик и философ, а преподавателем истории - И.Е. Забелин, который позже стал известным русским историком.
С момента образования институт стал основным и единственным высшим учебным, методическим и научным центром по землеустройству в России. Сначала он был закрытым учебным заведением с численностью обучающихся 200 человек и продолжительностью обучения 4 года.
В 1849 году Константиновский
The state university on land management, integration of formation, a science and business; prospects of development of university as national research centre on land management.