Научная статья на тему 'КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

преобладающим фатором мотивации к труду является удовлетворение физиологических потребностей - 50,7% и потребности в безопасности -20%.

Также была использована методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. Реана). Анализ полученных результатов тестирования показал, что 41,3% работников мотивированы на избегание неудачи, а 58,7% - на успех. Такие люди обычно ставят перед собой некоторую положительную цель, достижение которой можно было бы однозначно расценивать как успех.

Исходя из этого, можно сказать, что персонал стремится к эмоциональному взаимодействию, познанию друг друга как личности. Уровень контактов не ограничивается рамками производственной установки. Данные факторы оказывают благоприятный отпечаток на состояние морально-психологического климата в организации.

Валиева А.И.

студент Фокина Н.И. старший преподаватель ФГБОУВПО Башкирский ГАУ

РФ, г. Уфа

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости всемерного поддержания реального сектора экономики (в том числе среднего и малого бизнеса). Для этого государство, которое в настоящее время не может в необходимой мере помочь малому бизнесу материально, должно создать организационные и правовые условия для формирования и нормального функционирования данных предприятий, так как малый бизнес для развития рыночной экономики имеет огромное значение.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста. Правительство РФ декларирует всемерную помощь и поддержку формирующемуся слою предпринимателей. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, количество малых предприятий практически во всех федеральных округах уменьшается. [2]

Таблица 1 Количество зарегистрированных малых предприятий по

федеральным округам РФ, ед.

Федеральный округ Зарегистрированные малые предприятия на 01.04.2011 (в расчете на 100 тыс. человек населения)

Количество Прирост (сокращение) за период с 01.10.2010 по 01.08.2011 В % от среднего количества по РФ

РФ, всего 154,7 -5,6 100,0

Центральный 184,1 -12,9 119,0

Северо-Западный 230,5 -0,5 148,9

Южный 129,7 -26,0 83,8

СевероКавказский 62,5 -3,3 40,4

Приволжский 157,6 1,5 101,8

Уральский 116,6 4,3 75,3

Сибирский 128,0 -3,0 82,7

Дальневосточный 154,0 7,2 99,6

Важнейшая роль коммерческих банков в развитии малого бизнеса объясняется тем, что для малых предприятий получить финансовые средства из других источников достаточно сложно. Коммерческий кредит не способен эффективно решать финансовые проблемы предпринимателей. Кредит становится основным и практически единственным вариантом внешнего финансирования. При кредитовании банками предприятий малого бизнеса большую роль играют неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии выполнить свои обязательства в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Чем же это может быть вызвано?

1. неспособностью предпринимателя создать твердый будущий денежный поток;

2. неуверенностью банка в будущей стоимости и качестве (ликвидности и возможности продажи на рынке) залога под выданный кредит;

3. кризисами в деловой репутации заемщика.

Кредитование малого бизнеса уже давно стало наиболее распространенным видом кредитования среди широкого перечня банковских услуг. Для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование малого бизнеса является единственной возможностью развития предприятия, расширения малого бизнеса. На полученный кредит для бизнеса можно произвести диверсификацию производства, расширить ассортимент и перечень выпускаемой продукции или же предлагаемых услуг. [1]

На поддержку малого и среднего бизнеса в 2010 г. было выделено 10 млрд. рублей из федерального бюджета. Двадцать банков, которые активнее других финансировали малый и средний бизнес России в 2010 году, предоставили предпринимателям более 218 000 кредитов на 1,2 триллиона рублей. Лидер прежний — Сбербанк России выдавал малым предприятиям и предпринимателям по 2000 кредитов в неделю, в итоге потратив на их финансирование более 486 миллиардов рублей. Традиционно второй банк «Уралсиб» на четверть уменьшил количество предоставленных займов, однако их общий объем немного увеличился — до 229 миллиардов. Официально поставлена цель увеличить долю малого предпринимательства в ВВП с 20 до 30% к 2012 году.

Кредитный риск присущ как банкам, так и предпринимателям, и может быть связан с вероятностью спада производства или спроса на продукцию. Коммерческим банкам необходимо не бояться работать с малым бизнесом. Банки должны разрабатывать цивилизованные программы кредитования малого бизнеса и в этих программах учитывать различные методы минимизации кредитного риска.

Использованные источники:

1. Крюков С.Н. Финансирование в посткризисный период // Деньги и кредит. - 2011. - №5

2. Шипулин В.Ю. Кредитование малого и среднего бизнеса: как оптимизировать господдержку? // Российское предпринимательство. -2011. - №3

3. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса -перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. - 2010. - №1

4. Официальный сайт: www. veb. ru

5. Официальный сайт: www. rosbr. Ru

Варфоломеев А.Г., кандидат исторических наук

старший преподаватель кафедра региональной экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет

Россия, Курск

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ОПОРА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГЕРМАНИЕЙ)

Малый бизнес является основой многих развитых экономик. Его доля в ВВП страны в различных государствах может достигать 90%. В нашей стране есть колоссальный потенциал для усиления экономики в развитии предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в России по разным данным составляет сегодня порядка 15 - 20% ВВП.

«Недавние опросы общественного мнения, проведенные исследовательской компанией РОМИР, приводит данные RBC NEWS от 01.07.2011, показали, что подавляющее большинство экономически активного населения России (64%) готовы открыть собственное дело». [1, С. 16]

Однако на этом пути существуют различные препятствия. Последние годы проходят постоянные обсуждения и нововведения, призванные облегчить жизнь малым предприятиям, однако, пока изменения в данном сегменте экономики еще не значительны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.