Научная статья на тему 'Кредитование малого бизнеса'

Кредитование малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
2819
231
Поделиться
Ключевые слова
КРЕДИТЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Винихина С. И.

В статье исследуются особенности кредитования малого бизнеса.

SMALL-SCALE BUSINESS CREDITING

In article features of crediting of a small-scale business are investigated.

Текст научной работы на тему «Кредитование малого бизнеса»

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

УДК 338 Винихина С. И.

КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье исследуются особенности кредитования малого бизнеса.

Ключевые слова: кредиты, малый бизнес, риски.

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Одними из наиболее важных вопросов в сфере малого бизнеса, нуждающихся в специальном правовом регулировании, являются вопросы его кредитования.

Несовершенство финансово-кредитных институтов в нашей стране, и в первую очередь банковского кредитования, негативно сказывается на развитии российского МП. Такое положение объясняется тем, что в России в условиях рыночной экономики практика банковского кредитования более молодая, чем в развитых зарубежных странах, так как там в этой сфере существуют вековые традиции.

Существуют особенности малого бизнеса, делающие его привлекательным для банковского кредитования. Одной из таких особенностей является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость МП от заемных средств, в том числе от кредитов банка. Это объясняется многими факторами: объективной ограниченностью свободных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного планирования движения денежных потоков. В последние годы постоянно усложняются технологии финансового менеджмента, маркетинга, бухучета. Невозможность содержания в штате высококвалифицирован-

ных специалистов в этих областях определило усиление спроса со стороны субъектов МП и на консультационную поддержку со стороны обслуживающего банка.

Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Проанализировать его намного проще, чем в случаях с холдингами, где множество «дочек», и одни могут иметь прибыль, другие - убытки, и в результате трудно понять, что же на самом деле происходит с финансовыми потоками внутри холдинга.

Тем не менее в коммерческих банках кредитуется всего 1 % малых предприятий. Более чем 90% малых предприятий не могут начать работу без заемных средств. Однако только треть предпринимателей, обратившихся за кредитом, получают его.

Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю приходится 57,9% их совокупного кредитного портфеля. У предпринимателей, выбравших другое поле деятельности, шансов меньше. Малые предприятия промышленности получают лишь 10% от общего объема кредитов, предприятия в сфере услуг - 8,7%, строительства - 5%, науки - 1,5%, жилищного строительства - 0,7%, другие, в том числе и в сельском хозяйстве, -16,2%. Причем за последние три года в таком отраслевом предпочтении мало что изменилось [12].

Проблемы существуют и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить.

Банки не заинтересованы в выдаче кредитов субъектам МП по целому ряду причин.

Во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна. Рассмотрение большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке для банков нерентабельно. Это связано с отсутствием отработанных технологий по кредитованию малых предприятий. Банку гораздо проще оформить один кредит или кредитную линию на сумму несколько миллиардов рублей или десятков миллионов долларов, чем возиться с маленькими кредитами. Связано это с тем, что банки используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Кредитование малого бизнеса осуществляется быстрее в тех банках, где используется экспресс-анализ, скорринг (определение вероятности возврата кредита заемщиком с помощью электронной экспресс-оценки платежеспособности клиента). К сожалению, для небольших банков это дорогое удовольствие.

В специальной литературе часто высказывается мнение о том, что кредитование малого бизнеса связано с большими рисками для банков. Данная проблема называется чуть ли не основной причиной отказа банков от кредитования субъектов МП.

Это не совсем верно. Малый бизнес условно можно разделить на две категории: действующий и формирующийся. Формирующийся бизнес действительно очень рисковый. Он начинается, как правило, при острейшем недостатке всех видов ресурсов, начиная от квалифицированного персонала и заканчивая деньгами, помещением и всем остальным. Между тем по статистике малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заемщиков. Невозврат или просрочка возврата кредита составляет 1-2%. Так что если риск существует, то в очень малой степени [12].

Во-вторых, обычно для получения кредита субъекту МП необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план. В некоторых кредитных организациях это является обязательным условием предоставления кредита. Составление же качественного бизнес-плана требует обращения к определенным специалистам в консалтинговые фирмы, поскольку малые предприятия не имеют возмож-

ности содержать в своем штате высококвалифицированных специалистов в данной области. Такое обращение стоит совсем недешево, а гарантий, что кредит будет получен, нет.

У большинства малых предприятий, а тем более у вновь образованных, нет на это средств. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество предлагаемых субъектами МП перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются «полуфабрикатом», который не находит своего инвестора или кредитора. В связи с этим у финансирующих структур создается ложное представление об отсутствии проектов, в которые стоит вкладывать деньги.

Необходимо также иметь в виду следующее: если предприниматель самоустраняется от разработки бизнес-плана, то дело, как правило, обречено на провал, поскольку опытный банкир сразу поймет, что предприниматель не владеет ситуацией. Поэтому предпринимателю необходимо принимать самое активное участие в составлении бизнес-плана. И здесь, пожалуй, самим банкам надо иметь квалифицированных экспертов, способных «сопровождать» проект малого предприятия в кредитном процессе, как это делают западные банки.

Третья причина отказа банков от работы с субъектами МП - это залоговое обеспечение кредита. Малый бизнес имеет специфическую структуру активов, в которой минимален вклад недвижимости, что могло бы служить залогом возврата кредита.

Малые предприятия, как правило, обладают небольшим капиталом, по крайней мере на начальном этапе своей деятельности. Если они имеют какие-то основные производственные фонды, то в большинстве случаев это не их собственность, а арендованное ими имущество. По данным статистики, 70% потенциальных заемщиков имеют основные капиталы не более 45 тыс. долл. [12]. Поэтому им нечего предоставить банку в качестве залога для того, чтобы получить кредит.

В настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах реализовать заложенное имущество достаточно сложно. На это уходит много времени и средств. К тому же недостаточно развита инфраструктура реализации

залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Кроме того, у банков нет действенных инструментов возврата кредитов еще и потому, что в судебных инстанциях дела о банкротстве предприятий рассматриваются годами. В этом случае проще следить за процессом банкротства одного крупного предприятия, чем десятка мелких. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита, что не под силу многим субъектам МП [12].

В отношении предоставления обеспечения наиболее часто поднимаются вопросы, связанные с регулированием прав собственности. Нормы, имеющие непосредственное отношение к обеспечению ссуд, содержатся не только в гражданском законодательстве, но и в семейном. Все нажитое в браке имущество ПБОЮЛ рассматривается семейным правом как совместное имущество супругов, что серьезно затрудняет передачу его в залог.

Те участники рынка, которые научаться более гибко подходить к оценке залогов, сохраняя при этом свои риски на допустимом уровне, в перспективе выиграют борьбу за заемщиков.

Среди наиболее распространенных видов, принимаемых банками в качестве залогов, можно выделить нежилую недвижимость, товар в обороте, автотранспорт и спецтехнику, оборудование, имущество третьих лиц и поручительство собственников бизнеса. Недостаточно развито использование жилой недвижимости, приобретаемых оборудования и недвижимости (здесь, пожалуй, достойную конкуренцию банкам составляют лизинговые компании). Использование последних двух типов залога представляется наиболее значимым в плане кредитования, так как их применение в банковской практике позволит существенно упростить в той или иной форме кредитование start-up.

Четвертая проблема - это короткая кредитная история или ее полное отсутствие. Предприятие, созданное несколько недель, месяцев или лет назад, имеет гораздо меньше шансов на получение кредита, по крайней мере, на тех же условиях, что и предприятие, которое давно уже

действует на рынке, неоднократно брало кредиты, в том числе в данном конкретном банке, и его знают как клиента. В России нет такой долгой истории развития частного малого бизнеса, как на Западе, и у нас также нет долгой истории развития частного банковского сектора.

Тем не менее, пока цена кредита находится в обратной пропорции к размеру предприятия. Для малых предприятий она выше, чем для крупных, - в среднем 19% против 12% годовых. При этом разброс среднегодовых ставок достаточно велик - от 15 до 28%. Зависят они от региона, в котором находится банк, насыщенности его ресурсами, сроков кредитования.

Банки дают кредиты предприятиям, имеющим стабильный оборот, который нужно продемонстрировать. Очень многие малые предприятия из-за непосильного налогообложения и в целях безопасности вынуждены скрывать, в том числе и от кредитных организаций, реальные масштабы бизнеса, в балансах практически не отражают прибыль, занижают фонд заработной платы, не показывают имеющиеся активы. Кредитная заявка у такого предприятия в принципе не может быть обоснованной, и любой уважающий себя банк вынужден отказывать ему в выдаче ссуды.

Пятая проблема в том, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. Когда бизнес идет нормально, предприятия предпочитают ограничиваться собственными средствами.

Шестая проблема в том, что кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который трудно успеть что-либо сделать. В связи с этим предприятиям нередко приходится перекредитовываться.

Драйвером роста может выступить удлинение выдаваемых кредитов. Если небольшие банки уже активно работают в диапазоне от года до трех лет, то крупные федеральные по-прежнему выдают большую часть кредитов сроком до 12 месяцев. Переход к более длинным кредитам позволит существенно расширить круг потребителей кредитных продуктов.

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, кредитование малого бизнеса начинает набирать обороты. Жесткая конкуренция за крупных заемщиков все чаще заставляет российские банки поворачиваться лицом к малому бизнесу.

Оценив перспективы его развития, банки начали выделять малый бизнес как отдельное направление кредитной политики и стали понемногу кредитовать его из собственных средств. Об этом свидетельствуют результаты обследования 80 региональных банков из 20 субъектов РФ, проведенного Ассоциацией региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства [12].

Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к малым предприятиям и предпринимателям без образования юридического лица. За прошедший год доля кредитов, выданных малым предприятиям и ПБО-ЮЛ, увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций не изменилась или уменьшилась. Намечается также тенденция к снижению кредитных ставок, удешевлению кредитов. Если данные тенденции сохранятся, то кредитование субъектов МП может превратиться для банков в нормальный бизнес, а сами малые предприятия получат возможность развития[15].

В 2007 г. темпы роста кредитов малым предпринимателям обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Кредитный портфель банков малому и среднему бизнесу увеличился на 62%, достигнув 54,1 млрд. долл. Основными факторами конкурентоспособности на этом сегменте рынка являются развитые региональные сети и интересные продуктовые предложения [15].

При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему относятся предприятия с объемом выручки до 5 млн. долл. В год) выросли почти вдвое - до 21 млрд. долл. [15].

По темпам роста портфеля кредитов этот сегмент по-прежнему остается безусловным лидером, однако темпы могли быть гораздо выше. Ведь с точки зрения уровня маржи сегмент остается достаточно привлекательным для банков, да и эффект «низкой базы» продолжает сохраняться.

Если обратить внимание на отдельные банки, то ситуация проясняется. Сбербанк России, являющийся безусловным лидером рынка с долей около 50%, замедляет рост. Темпы прироста выданных им малому и среднему бизнесу кредитов падают и тянут рынок вниз. Учитывая бурное развитие остальных банков, этот показатель выглядит достаточно скромно. Причины замедления Сбербанка очевидны: ресурсы его соб-

ственной ниши, где он позиционируется как надежный банк с шаговой доступностью, исчерпаны. Для дальнейшего роста банку необходимо пересматривать свою стратегию развития, сервисы и продукты. Собственно, пересмотр и идет, хотя его практические результаты будут видны не ранее 2010 г.

Взглянем теперь под тем же углом на другую группу банков. Остальные лидеры рынка также начинают постепенное торможение. Основной причиной этого мы видим исчерпание регионального ресурса развития. Действительно, в регионах очень существенным фактором конкурентоспособности банка на рынке является наличие отделения банка где-нибудь поблизости от заемщика.

Когда банк приходит в новый для себя регион, район, город, он получает доступ к широкому спектру новых потенциальных клиентов. То же верно и на продуктовом уровне - внедрение новых продуктовых линеек в филиалах способно весьма хорошо подстегнуть рост, который, однако, в дальнейшем, очевидно, упадет.

Пик процессов широкого географического распространения программ кредитования малого и среднего бизнеса среди федеральных банков пришелся на 2006 г., когда десятка лидеров увеличила количество филиалов, где доступны кредиты малому бизнесу, на 551 единиц против 252 в 2007-м. В 2006 г. лидеры широко внедрили по своим филиальным сетям специальные предложения для малого и среднего бизнеса, в 2008 году рост несколько замедлился (см. табл. 1) [15].

Перехватить инициативу региональной экспансии сегодня готовы сравнительно небольшие, в основном региональные игроки, только начавшие свой трудный путь к вершинам рынка. За них выступают и низкая база, и знание специфики региональных заемщиков. Банки, только желающие выйти на федеральный рынок, имеют слабо развитые филиальные сети, которые можно наращивать стремительными темпами.

Лидеры рынка постепенно переходят к интенсивной модели роста. Об этом свидетельствует не только снижение скорости освоения регионов, но и увеличение показателя выдачи кредитов малому и среднему бизнесу в расчете на одного сотрудника. В то же время остальные банки гонятся за максимальным территориальным покрытием иногда даже в ущерб эффективности своей работы.

Таблица 1.

Рейтинг банков по объему кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в 2008 г.

№ п/п Банк Объем кредитов, выданных МСБ в 2007 г., тыс. руб. Прирост к 2006 г., % Место в рейтинге в 2006 г. Изменение позиции

1 Сбербанк России 1 022 975 855 16,25 1 -

2 Банк Возрождение 108 300 000 40,99 2 -

3 ВТБ24 40 421 675 105,46 3 -

4 КМБ-БАНК 29 597 791 51,67 4 -

5 ОАО "АКИБАНК" 18 907 180 78,84 7 +2

6 ОАО "УРАЛСИБ" 18 778 294 41,03 5 -1

7 Центр-Инвест 16 535 000 31,62 6 -1

8 Татфондбанк 12 656 719 - - -

9 ОАО "МДМ-Банк" 11 059 544 53,10 8 -1

10 КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) 10 266 110 101,95 11 +1

11 ОАО "УРСА Банк" 10 088 889 94,83 10 -1

12 ОАО КБ "РОСБАНК" 8 136 384 13,04 9 -3

13 НБ "ТРАСТ" 7 775 430 210,23 13 -

14 "Запсибкомбанк" ОАО 6 637 313 - - -

15 ОАО КБ "Хлынов" 4 738 173 87,78 12 -3

16 ЗАО ЮниКредит Банк 3 993 669 84,63 14 -2

17 АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) 3 832 542 584,33 26 +9

18 ОАО "Русь-Банк" 2 976 045 260,56 22 +4

19 ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" 2 647 475 24,49 16 -3

20 ОАО ГБ "Нижний Новгород" 2 434 404 17,08 15 -5

21 "НОМОС-БАНК" (ОАО) 2 335 803 537,41 28 +7

22 КБ "Альта-Банк" (ЗАО) 2 131 198 110,65 20 -2

23 ОАО "Региональный банк развития" 2 018 641 10,89 17 -6

24 ОАО "СКВ-банк" 1 903 857 87,20 19 -5

25 Альфа-банк 1 839 155 - - -

26 ОАО КБ "Стройкредит" 1 838215 - - -

27 АКБ "Энергобанк" (ОАО) 1 767 558 127,72 23 -4

28 ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 1 715 623 165,43 24 -4

29 АКБ "СОЮЗ" (ОАО) 1 705 305 52,42 18 -11

30 КБ "РБР" (ЗАО) 1 684 210 275,15 27 -3

31 ОАО "БАЛТИНВЕСТБАНК" 1 221 932 897,50 31 -

32 ЭКСПОБАНК 1 153 781 - - -

33 ОАО Банк "Санкт-Петербург" 1 040 283 291,91 29 -4

34 ООО "ВСБ" 1 033 755 18,88 21 -13

35 Юниаструм 715 046 - - -

36 000 "СЛАВИНВЕСТБАНК" 679 372 1 723,96 33 -3

37 ОАО "Меткомбанк" 659 500 283,43 30 -7

38 "КУБ" ОАО 459 037 -24,16 25 -13

39 Банк "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО 300 974 274,49 32 -7

40 ОАО АКБ "БТА-Казань" 248 235 - - -

Источник: «Эксперт РА».

Если до прошлого года программы кредитования малого и среднего бизнеса были достаточно стандартны и отличались нюансами в параметрах кредитования (сумма, срок, ставки), то сейчас банки все чаще предлагают «нестандартные» продукты. То есть ориентированные не только на сумму кредита, а исходящие из его целей, потребностей заемщиков, требований рынка и прочего. В будущем это станет одной из главных тенденций растущего рынка.

Дальнейшее развитие рынка, во многом будет определяться государственной политикой в сфере поддержки малых предприятий.

Безусловно, в поддержке малого и среднего бизнеса важен комплекс мер - административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают и все более должны усиливать свою роль меры финансовой поддержки, способные вовлечь в процесс поддержки указанного бизнеса профильные институты разных уровней

- как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. При этом, как мне представляется, на переживаемом этапе едва ли не самой важной задачей выступает более активное привлечение к поддержке малого и среднего бизнеса региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого и среднего бизнеса важен именно в силу того, что такие организации имеют дело непосредственно с «целевым» потребителем кредитных ресурсов, лучше иных агентов знают решаемые им задачи и его потребности. И представляется безусловным, что в условиях мировой финансовой нестабильности именно региональные кредитные организации уже выступают и в перспективе могут стать еще в большей мере серьезным противоядием или противовесом многим негативным явлениям в нынешних экономических реалиях.

В настоящее время используются программы с некоторыми особенностями - ее реализация предусматривает механизм двухуровневого кредитования: банк не работает напрямую с субъектами малого и среднего бизнеса, а финансирует прямо лишь региональные банки. Последние, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего бизнеса.

Для осуществления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса некоторыми банками разработаны такие кредитные продукты, как «Стартовый капитал» (как понятно из названия, данный продукт предназначен для креди-

тования вновь создаваемых субъектов малого и среднего бизнеса в целях формирования и укрепления его материально-технической базы), «Капитал для роста» (направлен на рост материально-технической базы уже действующего субъекта малого и среднего бизнеса, расширение производства, создание новых технологий), «Оборотный капитал» (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно-материальных ценностей) и «Регион» (кредитование приоритетных для регионов проектов). Решение о том, в рамках какого из указанных продуктов кредитовать субъект малого или среднего бизнеса, принимается банком-парт-нером самостоятельно. В настоящее время многие банки ведут работу по совершенствованию существующих кредитных продуктов, а также по разработке новых, которые позволили бы бан-кам-партнерам проводить более гибкую политику кредитования рассматриваемого бизнеса и способствовали росту численности субъектов этого бизнеса, получающих финансовую поддержку в рамках указанной программы.

Для включения в программу кредитования банк отбирает:

- наиболее надежные и стабильно развивающиеся региональные банки;

- банки, реализующие стратегию кредитования малого и среднего бизнеса с использованием наиболее адекватных технологий;

- банки, сотрудничающие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса;

- банки, участвующие в развитии инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы являются: создание новых производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение новых технологий, развитие экспортных операций и импортозамещение.

Применение двухуровневой схемы кредитования, объединяя усилия государственных и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все субъекты Российской Федерации без формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные механизмы финансирования предприятий мало-

го и среднего бизнеса и организаций, представляющих инфраструктуру его поддержки.

Многие банки имеют в виду внедрить методы снижения ставки финансирования конечных заемщиков - субъектов малого и среднего бизнеса (в частности, увеличение объемов финансирования в первую очередь тем банкам, у которых ниже процентная ставка по кредитам указанным субъектам), а также стимулировать финансирование приоритетных отраслей и проектов.

Одним из перспективных направлений в реализации рассматриваемой программы является совершенствование информационного и методологического сопровождения деятельности банков-партнеров в финансировании малого и среднего бизнеса. Эта деятельность должна охватывать и повышение качества кредитных продуктов, ориентированных прежде всего на поддержку создания и начала функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также подготовку рекомендаций по вопросам технологий кредитования, которые позволяли бы снижать издержки по финансированию субъектов малого и среднего бизнеса.

Без всяких сомнений, финансовый кризис не прошел стороной и сферу кредитования. Многочисленные невозвраты по кредитам и увеличивающийся спрос на кредитование поддержки физических и юридических лиц, привели к тому, что многие банки пересмотрели и ужесточили условия выдачи займов. Так, одни подняли процент по кредиту, вторые увеличили список необходимых документов, третьи и вовсе, стали работать только с проверенными клиентами. По этой причине, многие кредитные учреждения зафиксировали незначительные снижения темпов кредитования малого и среднего бизнеса. Также стоит отметить немаловажный факт, многие потенциальные заемщики стали намного серьезнее оценивать свои возможности по выплате предстоящего займа. С финансовым кризисом несколько сократились возможности банков по предоставлению кредитов - стали дороже приобретаемые ресурсы, имеющиеся долгосрочные привлечения исчерпаны, а новые еще не появились. Все это, в конечном итоге, повлекло снижение объемов выдаваемых кредитов и повышение процентных ставок. В этих условиях решить проблему финансовой поддержки малого бизнеса только с помощью банковских кредитов невозможно. Для восполнения недостающего обеспечения при креди-

товании нужна государственная поддержка в форме поручительств и гарантий.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин в апреле 2009 года заявил о том, что российские государственные банки в течение 2009 г. направят на поддержку малого и среднего бизнеса 100 млрд руб. Премьер-министр подчеркнул важность того, чтобы выделенные ресурсы в полном объеме дошли до реального сектора и были широко задействованы в поддержке нуждающихся предприятий [16].

И все же, количество кредитов на развитие малого и среднего бизнеса неуклонно растет. Основной составляющей экономики любой страны мира, является малый и средний бизнес. Именно благодаря работе фирм и предприятий данного сегмента бизнеса, экономика оживает, создаются рабочие места, снижается безработица и т.п. Все это между собой так глубоко связано, что если убрать одно звено цепи, то остановится все. К большому сожалению, предприниматели встречают целый ряд проблем, которые возможно решить только при помощи кредита. Поэтому, кредитование среднего и малого бизнеса для банков и бизнесменов, является перспективной и необходимой мерой.

Вес малого предпринимательства зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. Если субъект предпринимательства будет уверен в экономической стабильности и целенаправленной помощи государства в кредитной политике, направленной на повышение эффективности бизнеса, то и развитие бизнеса будет более энергичным. Необходимы госгарантий под кредиты малому бизнесу. Эта мера окажет содействие и в выдаче долгосрочных кредитов, затрудненной в настоящее время из-за нестабильности банков.

Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, влияя в заметной мере, в частности, на трудовую занятость активного населения, оперативно решая множество практических задач, опираясь при этом во многом лишь на собственные ресурсы и возможности. Именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства - создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса.

Решение проблем по кредитованию малого бизнеса будет способствовать развитию ма-

лого бизнеса, что поможет снять многие социальные вопросы и будет способствовать развитию экономики.

Библиографический список

1. Правовые проблемы малого предпринимательства / отв. ред. Т. М. Гандилов. М.: Экзамен, 2001.

2. Предпринимательское право в рыночной экономике / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2004.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства. Состояние и перспективы / отв. ред. А. В. Орлов, М. А. Супатаев. М., 2003.

4. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / под ред. А. В. Рунова. М.: Уникум Пресс, 2003.

5. Артюх К. Ю. Правовое регулирование кредитования малого предпринимательства РФ // Юрист. 2003. № 7.

6. Богданова С. Малый и средний бизнес - важнейший партнер и клиент банков // Банковское дело. 2003. № 2.

7. Васильева Е. В. История обществ взаимного кредита. Опыт Германии // Финансы и кредит. 2005. № 15-16.

8. Володина Т. Кредитование малого бизнеса // Бизнес-партнер. 2003. № 11.

9. Гамза В. А. Малые и средние предприятия: финансово-кредитные проблемы развития // Банковское дело. 2003. № 6.

10. Головнин М. Ю. О создании кредитных бюро в России // Финансы. 2003. № 3.

11. Еваленко М. Н. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 5.

12. Ибрагимова Л. Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России. Правовые аспекты. Информационная система «Консультант плюс»

13. Ильинский И. В. Россия на пути к созданию института кредитных историй // Банковское дело. 2003. № 7.

14. Макарова Я. М. Некоторые проблемы льготного кредитования // Закон. 2004. № 11.

15. Картуесов А. Эксперт рейтингового агентства «Эксперт» «Банки и деловой мир», 2008, № 4

16. Пискун И. Удастся ли снизить космические проценты по кредитам?// «Московский бухгалтер», 2009, № 15-16.

УїтШпа S. I.

SMALL-SCALE BUSINESS CREDITING

In article features of crediting of a small-scale business are investigated. Keywords: credits, a small-scale business, risks.

уДК 338(3) Зимин А. А.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СТРАН В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕР Е ЕС И США

В работе исследуется проблема взаимовлияния экономик стран Европейского Союза и США. При этом рассматривается гипотеза, что экономические показатели США оказывают влияние на экономический рост стран ЕС.

Ключевые слова: взаимовлияние стран, эконометрическая модель, модель Манделла-Флемминга, международные циклы.

Взаимовлияние и методы его оценки

Изучение взаимовлияния макроэкономических показателей стран-партнеров является актуальной темой экономического анализа. В рамках этой темы интерес представляют как кана-

лы распространения такого влияния, так и характер подобных связей.

Существует несколько основных методов выявления взаимовлияния в экономической теории. Это теория реального делового цикла,