Научная статья на тему 'Кредитование субъектов малого бизнеса в Кировской области'

Кредитование субъектов малого бизнеса в Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
304
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / SMALL BUSINESS OF KIROV REGION / КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / GIVING BANK CREDITS TO SMALL BUSINESS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ДОСТУПНОСТЬ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ / AVAILABILITY OF BANK CREDITS / ЗАЛОГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PAWN GUARANTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Олеся Александровна

В статье рассматриваются состояние и тенденции кредитования малого бизнеса в аспекте основных региональных проблем: значимость малого бизнеса для экономики Кировской области, реализация мер государственной поддержки, необходимость построения эффективной системы кредитования малых предприятий, кредитование субъектов малого бизнеса в регионе. Проведен мониторинг кредитов малому бизнесу в Кировской области банковским сектором. Представлены результаты проведенного анкетирования предпринимателей области по различным вопросам, касающимся краткой характеристики предприятий и доступности банковских кредитов малому бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crediting of small business in Kirov region

In the present article the status and the tendencies of giving bank credits to small business are considered in the aspect of basic regional problems. In the first part of the article the importance of small business for the economics of Kirov region is being discussed. Ways of realisation of state support as well as the necessity of building an effective system of crediting of small business are being regarded. The second part of the article is devoted to the current problems of giving bank credits to small business in the region. The monitoring of credits given to small business by banks has been carried out. In the third part of the article there are the results of businessmen’s questionnaire which was carried out in Kirov region and touches on different questions: brief description of companies and rate of availability of bank credits for small business.

Текст научной работы на тему «Кредитование субъектов малого бизнеса в Кировской области»

О.А. Рязанова

КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются состояние и тенденции кредитования малого бизнеса в аспекте основных региональных проблем: значимость малого бизнеса для экономики Кировской области, реализация мер государственной поддержки, необходимость построения эффективной системы кредитования малых предприятий, кредитование субъектов малого бизнеса в регионе. Проведен мониторинг кредитов малому бизнесу в Кировской области банковским сектором. Представлены результаты проведенного анкетирования предпринимателей области по различным вопросам, касающимся краткой характеристики предприятий и доступности банковских кредитов малому бизнесу.

Ключевые слова: малый бизнес Кировской области, кредитование малого бизнеса, анкетирование, доступность кредитных ресурсов, залоговое обеспечение.

«Поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для Правительства Кировской области»1. Некоторые специалисты считают, что «малое предпринимательство - феномен региональный»2. Основная сфера его деятельности - это регион или территория, где функционирует предприятие.

В настоящее время сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике Кировской области достаточно мощную экономическую и социальную силу. Малый бизнес представлен в ряде отраслей экономики области. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства работают в сфере розничной торговли и операций с недвижимым имуществом, в сфере предоставления транспортных и коммунальных услуг, общественного питания, бытовых услуг населению, а также в производственной сфере: деревообрабатывающем, мебельном, пищевом и швейном производствах. Всего в сфере малого предпринимательства (по

© Рязанова О.А., 2013

оценочным данным) занято 261 тыс. человек, что составляет 34,5 % экономически активного населения области3.

С 2006 г. регион участвует в федеральных конкурсах, проводимых Минэкономразвития РФ среди субъектов РФ на право предоставления средств федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства.

В целях стимулирования данного сектора экономики в регионе реализуется областная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы». В рамках программы предпринимателям предоставляется широкий спектр поддержки: инфраструктурная, финансово-кредитная, имиджевая, информационно-консультационная, поддержка экспортно-ориентированного и инновационного предпринимательства, подготовка кадров для сферы малого предпринимательства и содействие органам местного самоуправления в развитии малого бизнеса на подведомственной территории.

Динамика средств федерального и областного бюджетов представлена на рис. 1. Значения показателей имеют разные направления тренда в исследуемом периоде. за последние 3 года объемы финансирования сократились. В 2011 г. объем финансирования программы составил 238,2 млн руб., в том числе 54 млн руб. средств областного бюджета и 184,2 млн руб. средств федерального бюджета4.

Рис. 1. Динамика бюджетных средств на поддержку и развитие малого предпринимательства в Кировской области, 2006-2011 гг.

При столь значительном количестве предприятий для масштабов города и особенно числе экономически активного населения, занятого в данной сфере, совершенно логично предположить, что необходимо делать упор на его дальнейшее развитие и успешное функционирование. Тогда естественным становится вопрос о возможности финансирования малого бизнеса со стороны банковского сектора, ведь те суммы, которые исходят от государства, ничтожно малы и в принципе сложившуюся ситуацию в области не изменят.

Всего в Кировской области по состоянию на 01.07.2012 г. банковский сектор был представлен тремя региональными коммерческими банками, 18 филиалами банков иных субъектов РФ5, действующих в Кировской области, часть из которых ведет активную работу с малым бизнесом.

Ни в одном из региональных банков (ОАО АКБ «Вятка-банк», ОАО КБ «Хлынов», ЗАО «Первый Дортрансбанк») не создано благоприятных условий для кредитования малого бизнеса. Маркетинговая активность кредитных организаций слабая, предложения кредитных ресурсов ориентированы на крупный бизнес. Требования к заемщикам достаточно жесткие, необходимый комплект документов весомый, в результате у предпринимателей даже процедура обращения в банк и ожидание решения банка о выдаче (отказе) в кредите требуют много времени.

Кредитование малого бизнеса в банках с участием государственного капитала (Волго-Вятский банк Сбербанка России Кировское отделение № 8612, ОАО АКБ «Банк Москвы», ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», ЗАО «Банк ВТБ 24») реализуется, представлены продуктовые линейки, перечень которых много шире, если сравнивать с региональными банками. Требования, предъявляемые к заемщикам - предприятиям малого бизнеса, в целом не отличаются по своему составу и набору. Часть заявленных программ кредитования в реальности не реализуется, совершенствование практики работы банков с данным сектором не происходит, банки предпочитают крупных и надежных клиентов. В Кировской области Сбербанк является крупнейшим кредитором малого и среднего бизнеса. Его основные преимущества - большое количество отделений и относительно невысокие процентные ставки.

Банки - лидеры по кредитованию малого бизнеса в России6 не представлены в полном составе в Кировской области. Причины просты: регион по уровню экономического развития достаточно слабый, в результате ниша занята региональными банками и банками с участием государственного капитала. Кроме того, указанные

структуры зарекомендовали себя как надежные партнеры. Банки (ООО КБ «Юниаструм Банк», ОАО «Промсвязьбанк» и ОАО «АК БАРС») активно работают с малым бизнесом, несмотря на сложности в конкуренции с крупными банками страны предлагают различные программы кредитования, где требования к заемщикам и необходимый пакет документов в целом ниже.

В результате можно сделать ряд выводов по проблемам кредитования малого бизнеса в регионе:

1) рынок кредитных продуктов для малого бизнеса в Кировской области сформирован;

2) основными «игроками» рынка, выступающими со стороны предложения кредитных продуктов, являются крупные надежные банки, которые способны диктовать свои условия и «держать» цену;

3) вход на рынок новых «игроков» достаточно сомнителен, несмотря на то, что рынок Кировской области является малоперспективным;

4) коммерческие банки предлагают достаточно большое количество программ кредитования для малого бизнеса, из которых часть не реализуется вовсе;

5) требования к предприятиям-заемщикам высокие;

6) пакет документов собрать сложно, и не для всех предпринимателей существует возможность его предоставления;

7) большинство кредитных продуктов предоставляются при наличии залогового обеспечения.

Кроме указанных выше проблем можно добавить, что заявка на получение кредита рассматривается банком от нескольких дней до нескольких месяцев. Поэтому кредитным организациям необходимо организовывать бизнес-процесс таким образом, чтобы выдача и погашение кредита малому бизнесу могла осуществляться в любом отделении банка в сжатые сроки, что позволит увеличить объемы предоставляемых займов.

Нами было проведено исследование - анкетирование представителей малого бизнеса в количестве 500 субъектов на базе рекламного агентства ООО фирмы «ЛераСервис» в сроки с 15.05.2011 по 15.06.2011.

Респондентам был задан ряд вопросов, связанных со сроком существования бизнеса, отраслевой принадлежностью организаций, величиной годового оборота компании, участием в программах банковского кредитования, их сроках, суммах, запрашиваемой информации, а также общей оценки кредитной политики банка по отношению к малому бизнесу, и другие.

Как показало исследование, больше половины из числа опрошенных существуют на рынке от пяти и более лет, что говорит о некоторой стабильности и надежности. Всего лишь 6 % относятся к числу вновь образованных и функционирующих менее года организаций. Несмотря на то что во всех официальных изданиях отраслевым лидером называют торговлю, в нашем случае 35 % респондентов не смогли отнести сферу ведения бизнеса ни к одной из предложенных, поэтому указали как прочие. Данный факт наводит на мысль, что предприниматели работают параллельно в нескольких сферах, т. е. ведут диверсифицированный бизнес, а порой создают множество фирм по ряду направлений. На долю розничной торговли приходится 28,6 % числа предпринимателей.

Оборот большинства респондентов (55,4 %) оказался менее 15 млн руб., у 35,4 % годовой оборот составил от 15 до 45 млн руб. При столь незначительном обороте предприятия малого бизнеса проявляют интерес к заемным источникам, это подтверждает то, что 30 % опрошенных пользуются кредитом постоянно, 31,8 % -иногда. Несмотря на сложность получения кредитов, организации активно участвуют в программах кредитования, и только 4,8 % респондентов не пользуются кредитными средствами в основном в связи с тем, что существуют на рынке до одного года или вновь образованы. В результате для данной категории заемщиков кредитные предложения вообще отсутствуют, банки предпочитают работать с надежными клиентами.

По срокам кредитные продукты малому бизнесу в большинстве своем краткосрочные (54,6 % предприятий малого бизнеса Кировской области пользуются заемными средствами на срок от 7 до 12 месяцев), только 11 % (преимущественно из числа предприятий, существующих на рынке более 10 лет) имеют возможность привлекать кредиты на срок свыше двух лет.

Суммы полученных кредитов также малы, большинство (63,4 %) берут в кредитных организациях сумму до 0,5 млн руб., что связано, во-первых, с оборотным характером кредита, во-вторых, с недостаточностью ликвидного имущества, а порой и с жесткой залоговой политикой, предполагающей ряд понижающих коэффициентов относительно рыночной стоимости предмета залога, 25,6 % -на сумму от 0,5 млн руб. до 1 млн руб., и лишь небольшое число предпринимателей берут кредиты суммой более 1 млн руб., к этому числу относятся те, кто работает на рынке достаточно длительное время и годовой оборот которых превышает 45 млн руб.

Для оценки кредитоспособности заемщиков 85,8 % из числа опрошенных ответили, что коммерческие банки запрашивают бух-

галтерскую (финансовую) отчетность. здесь, по нашему мнению, и заключается одна из главных проблем методики оценки кредитоспособности предприятий малого бизнеса, так как зачастую данная группа заемщиков применяют специальные налоговые режимы, следовательно, не формируют финансовую отчетность и даже бухгалтерский учет не ведется на должном уровне. Поэтому мы считаем, что в первую очередь такие предприятия должны предоставлять сведения о движении денежных средств, которые являются показателями эффективности работы предприятия и по которым нужно проводить оценку кредитоспособности. Кроме того, малый бизнес зачастую не имеет имущества, а величина собственного капитала редко бывает больше законодательно установленной, в результате финансовая устойчивость и платежеспособность такого предприятия кризисная, следовательно, будет либо отрицательное решение о предоставлении кредита, либо достаточно низкий кредитный лимит.

На вопрос оценки кредитной политики банков по отношению к малому бизнесу большинство предпринимателей (67 %) оценили кредитную политику как умеренно-жесткую, а 30,6 % как жесткую. Банки реализуют столь жесткие формы работы с малым бизнесом в связи с высокими кредитными рисками и отсутствием залогового обеспечения у большинства предпринимателей.

Более одной трети опрошенных считают, что кредитные продукты, направленные на пополнение оборотных средств, доступны, но кредитный лимит мал, 35 % - кредиты доступны при наличии хорошей кредитной истории. Именно эти предприятия имеют опыт сотрудничества с банком, регулярно пользуются кредитами, достаточно давно функционируют на рынке, следовательно, это и есть та категория, которой доверяет банк и делает на них основную ставку при кредитовании. Тем не менее весьма много остается тех (28,6 %), кому кредиты не выдают, т. е. использование кредитных ресурсов становится для них совершенно недоступным.

Что касается доступности кредитных продуктов, направленных на развитие бизнеса, то наиболее популярным ответом стал «доступны с хорошей кредитной историей». Кредитные организации доверяют длинные ресурсы только тем предприятиям, с которыми имеют длительные доверительные отношения.

Как известно, наличие «плохих» долгов тормозит развитие кредитования. Поэтому в процессе урегулирования проблемных активов ключевая роль принадлежат залоговому инструментарию и переоценке предметов залога. Коммерческие банки предъявляют ряд требований к ликвидности залогового имущества, в результате

его рыночная стоимость оказывается намного ниже балансовой, а следовательно, сумма кредита также будет на порядок ниже возможной. Это обстоятельство подтверждает мнение респондентов, из которых 59,4 % считают, что залоговая политика носит «грабительский» характер, а 25 %, что кредит взять сложно. Только 0,4 % устраивает залоговая политика полностью.

Как отмечалось ранее, банки предпочитают работать с крупными, стабильными клиентами. Поэтому ответ на вопрос по поводу оценки готовности банков к активному сотрудничеству с субъектами малого бизнеса не стал новостью. Итак, 45 % респондентов считают, что банки недостаточно тесно сотрудничают с малыми предприятиями, 30,2 % отмечают сложности с получением необходимой информации и только 23 % считают сложившуюся ситуацию нормальной.

Безусловно, организации процесса кредитования банками предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее совершенствование, что приведет к снижению процентных ставок по данным кредитам. На сегодняшний день огромное количество начинающих предпринимателей желали бы получить кредиты на открытие и развитие собственного бизнеса, но высокие процентные ставки отпугивают многих владельцев частных предприятий.

Таким образом, проведенный анализ кредитования малого предпринимательства в Кировской области позволил сделать следующие выводы:

1) в Кировской области существует необходимое правовое поле для эффективной работы рынка банковского кредитования малого предпринимательства;

2) на территории области создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства;

3) на рынке банковского кредитования Кировской области кредиты субъектам малого бизнеса в большинстве предоставляют ряд региональных банков и банков с участием государственного капитала;

4) большинство кредитных продуктов для малого бизнеса предоставляются при наличии залогового обеспечения, что в результате «отрезает» от банков достаточно широкий круг клиентов;

5) коммерческие банки предлагают большое количество программ кредитования для малого бизнеса, из которых часть не реализуется вовсе или невыгодна субъектам малого предпринимательства;

6) у малого бизнеса практически нет возможностей по привлечению средств в период создания предприятия.

Совершенствование кредитования малого бизнеса является довольно сложной задачей, решать которую должны не только государственные органы управления, но и кредитные организации, так как основная проблема рынка кредитования малого бизнеса - сохраняющийся дефицит потенциальных заемщиков с хорошим финансовым положением.

Примечания

3

Правительство Кировской области. Официальный сайт. URL: http://www.ako. kirov.ru (дата обращения: 01.07.2012).

Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008. 370 с. Правительство Кировской области. Официальный сайт.

4 Там же.

5 Региональный раздел // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/regions/OLAP. asp?Direct=1&DateSort=01.10.2010&RESULT.x=1&ST3.x=55&ST3.y=4 (дата обращения: 01.07.2012).

6 Результаты опроса топ-менеджеров банков на VII Ежегодной конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса - 2011»: будущее рынка кредитования МСБ // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ editions/bulletin/rez_top_men_na_frb.pdf (дата обращения: 06.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.