Научная статья на тему 'Кредитный мониторинг: реалии и потребности банковского сектора'

Кредитный мониторинг: реалии и потребности банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2758
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / КРЕДИТНЫЙ МОНИТОРИНГ / КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА ССУДЫ / РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова О.А.

В статье на основе статистических данных аргументируется ведущая роль кредитного мониторинга в стабильном развитии банковского сектора страны, анализируется действующее законодательство в части кредитного мониторинга, уточняется его понятие. Приводится классификация, определяется место в системе экономического мониторинга. Представлен расширенный взгляд на механизм кредитного мониторинга. Внесены предложения по дополнению положений нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитный мониторинг: реалии и потребности банковского сектора»

Удк 336.77

кредитный мониторинг: реалии и потребности банковского сектора

О. А. ЮСУПОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита Е-mail:qwerty6020@mail. т Омский государственный университет

путей сообщения

В статье на базе статистических данных аргументируется ведущая роль кредитного мониторинга в стабильном развитии банковского сектора страны, анализируется действующее законодательство в части кредитного мониторинга, уточняется его понятие. Приводится классификация, определяется место в системе экономического мониторинга. Представлен расширенный взгляд на механизм кредитного мониторинга. Внесены предложения по дополнению положений нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: банковская система, кредитование, кредитный риск, кредитный мониторинг, категория качества ссуды, резерв на возможные потери.

Ключевым индикатором стабильного экономического роста страны в инновационных условиях развития по праву считается состояние и надежность ее банковской системы. Анализ событий последних лет, включая кризисные явления экономики США и стран еврозоны, подтверждает тот факт, что проблемы в банковском секторе становятся первопричиной таких серьезных экономических потрясений, как повышение уровня инфляции, безработицы, кризис неплатежей и т. д. В свою очередь пусковым механизмом банковских кризисов XXI в. в разных странах является рост количества несостоятельных должников и наличие большого объема нереструктурированной ссудной задолженности. Большинство процедур банкротства среди коммерческих банков является следствием неграмотной кредитной политики, результатом которой становит-

ся резкое увеличение доли проблемных кредитов в портфелях банков [1]. В связи с этим построение и развитие системы мониторинга ссудной задолженности приобретают особую значимость [13].

необходимость кредитного мониторинга в реалиях российской экономики. Пристальное внимание к проблемам сопровождения ссудной задолженности привлекают выводы, сформированные по результатам оценки статистических данных, характеризующих состояние банковского сектора в нынешних условиях.

Аналитики агентства Standart&Poor's полагают, что «.. .банковский сектор в значительной степени восстановился после мирового финансового кризиса. За это время кредитные портфели и показатели прибыльности российских банков заметно улучшились, а объем проблемных кредитов сократился» [11]. Это заключение подтверждают данные Банка России (табл. 1), согласно которым на 01.01.2013 объем кредитования в России составлял:

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 16 142 550 млн руб.;

- субъектов малого и среднего предпринимательства - 4 288 889 млн руб.;

- физических лиц - 7 474 221 млн руб. [16].

По сравнению с прошлым годом корпоративное кредитование демонстрирует рост на уровне 15-18 %, в то время как потребительское кредитование - почти 45 % (в основном благодаря растущей популярности микрокредитования и бурно развивающегося сектора займов до зарплаты - Payday

Таблица 1

Динамика выданных кредитов и просроченной ссудной задолженности в России в 2010-2012 гг., млн руб. [16]

Показатель 2010 2011 2012

Кредиты, выданные юридическим лицам и индивидуальным 10 495 586 13 614 166 16 142 550

пре дпринимателям В том числе просроченная задолженность 639 486 733 564 819 856

Доля просроченных кредитов в общей сумме, % 6,09 5,39 5,08

Кредиты, выданные субъектам малого и среднего предпринимательства 2 992 176 3 616 682 4 288 889

В том числе просроченная задолженность 271 046 304 485 365 059

Доля просроченных кредитов в общей сумме, %о 9,06 8,42 8,51

Кредиты, выданные физическим лицам 3 715 268 5 218 033 7 474 221

В том числе просроченная задолженность 235 732 244 387 276 927

Доля просроченных кредитов в общей сумме, %о 6,34 4,68 3,71

Всего выданных кредитов 17 203 030 22 448 881 27 905 660

Всего просроченной задолженности 1 146 264 1 282 436 1 461 842

Доля просроченных кредитов в общей сумме, % 6,66 5,71 5,24

Loans). Их доля составляет 10-15 % в объеме микрофинансового рынка [14].

Замедление положительной динамики в сфере коммерческого кредитования объясняется нестабильной политической ситуацией в России в начале 2012 г., снижением темпов промышленного роста и торгового оборота в рознице, результатом которых стало нежелание предприятий начинать масштабные инвестиционные проекты.

Беспокойство вызывает тот факт, что позитивное сокращение доли просроченной задолженности происходит в большей степени благодаря быстрому росту объема ссуд, выданных населению в кредитном портфеле, а не благодаря улучшению качества ссудной задолженности.

Как отмечают специалисты «РИА-Рейтинг» в аналитическом бюллетене «Банковская система

России: тенденции и прогнозы», улучшения ситуации с просроченной задолженностью юридических лиц не наблюдается - она сохранилась на почти неизменном уровне [3].

Динамика доли просроченной задолженности в портфелях кредитных организаций представлена в табл. 2.

Анализ приведенных в табл. 2 данных позволяет засвидетельствовать тот факт, что в подавляющем большинстве кредитных организаций удельный вес просроченной задолженности находится в диапазоне от 0 до 5 %. Однако на протяжении двух последних лет наблюдается рост числа организаций с объемом «просрочки», приходящимся на данный интервал.

Сложившаяся ситуация частично объясняется расширением круга заемщиков кредитных органи-

Таблица 2

Распределение кредитных организаций по удельному весу просроченной задолженности в кредитном портфеле в 2010-2013 гг. [16]

Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме Количество кредитных организаций, ед. Удельный вес в совокупных активах банковского сектора, %

кредитов, депозитов и прочих На На На На На На

размещенных средств 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013

Просроченная задолженность 142 134 118 1,9 1,9 1,7

отсутствует

От 0 до 5 % 565 638 644 70,4 79,8 81,2

От 5 до 10 % 187 110 103 23,2 13,4 12,3

От 10 до 15 % 42 35 28 3,7 0,8 1,2

От 15 до 20 % 20 9 10 0,3 3,4 0,1

От 20 до 60 % 13 7 11 0,4 0,4 3,2

От 60 до 90 % 4 2 0 0,0 0,0 0,0

Более 90 % 0 0 0 0,0 0,0 0,0

Кредиты, депозиты и прочие 39 42 43 0,1 0,3 0,3

размещенные средства отсутствуют

заций, появлениям новых кредитных продуктов и методов оценки заемщиков, сокращением сроков принятия решений о предоставлении кредитов.

Поскольку рынок кредитования растет в том числе и за счет регионов с низкими показателями проблемной задолженности, в целом по России увеличение риска невозврата кредитов пока не столь заметно.

Банки стараются покрыть потери от просроченных и невозвращенных кредитов, повышая уровень процентных ставок по предоставленным ссудам. В итоге на российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: краткосрочные кредиты растут быстрыми темпами и на несколько процентных пунктов дороже долгосрочных, в то время как чем больше срок, на который выдается кредит, тем большие риски несет банк.

Рейтинговое агентство Moody's публикует негативный прогноз развития банковского сектора России. Аналитики агентства ожидают снижения темпов экономического роста, поскольку они напрямую зависят от мировых цен на нефть (согласно прогнозам Всемирного банка, средние экспортные цены на нефть марки Urals прекратят расти и даже снизятся до отметки 102 долл. за 1 баррель) [7]. Наиболее серьезные риски для России связаны с неопределенностью вокруг цен на нефть и с возможным оттоком капитала в случае усугубления кризиса в еврозоне.

Также может снизиться достаточность капитала банков в результате доначисления резервов по ссудам, потерь по отрицательной переоценке активов в иностранных валютах, убытков текущего года и выплаты дивидендов. Темпы прироста капитала существенно отстают от темпов увеличения активов, что приводит к снижению достаточности капитала.

Ситуация усложняется тем, что развитие кредитного рынка связано в основном с существенными государственными инвестициями, а не с развитием бизнеса. В связи с этим логично предположить, что в ближайшее время между банками будет происходить активная борьба за долю на постепенно насыщающемся рынке. Таким образом, в будущем ожидаются ожесточение конкуренции среди банков и борьба за клиентов.

Эксперты «РИА-Рейтинг» обеспокоены неадекватной оценкой банками величины кредитного риска, связанного с резким увеличением объемов потребительского кредитования. Эти опасения

также настораживают аналитиков Moody's. По их мнению, активное кредитование в розничном сегменте оказывает давление на банковский капитал -в сторону его снижения (за счет роста стоимости рисков). По данным Банка России, достаточность капитала российских банков по состоянию на 01.10.2011 составила 13,3 %, в то время как в начале 2011 г. показатель равнялся 18,1 % [7].

В связи с бурным ростом розничного кредитования Банком России обсуждается возможность ужесточения требований по оценке рисков для необеспеченных розничных кредитов. Банк России опубликовал на своем сайте проект изменений в положение Банка России от 26.03.2004 N° 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», ужесточающих порядок формирования банками резервов по необеспеченным розничным кредитам. Теперь банкам предложено в два раза увеличить планку резервов по еще не просроченным кредитам и по ссудам с просрочкой более 30 дней. Готов Банк России обсуждать и возможность увеличения объемов резервирования по займам, не обслуживающимся более года, что повлечет увеличение процентных ставок по кредитам.

Таким образом, резкий рост кредитного портфеля российских банков «маскирует» проблемные кредиты, откладывая их выявление на более поздний срок. По мнению экспертов «РИА-Рейтинг», доля просроченной задолженности в 2013 г. может немного вырасти ввиду замедления прироста портфеля ссуд. Поэтому сложившаяся ситуация требует усиления внимания к качеству кредитного портфеля [3].

Кризис 2007-2009 гг. выявил несостоятельность действующей системы выдачи и ведения кредитов. От качества клиентской базы и характера взаимоотношений банка с клиентами зависят результаты деятельности кредитных организаций. Банкам необходимо владеть специальными механизмами управления, способными повлиять на результаты их деятельности и решить возникающие проблемы.

Неотъемлемой частью механизма управления в кредитных организациях, обеспечивающей устойчивость и рентабельность портфеля выданных ссуд, является система кредитного мониторинга.

российское законодательство о кредитном мониторинге. Законотворческая работа по созданию системы мониторинга в России начала осу-

ществляться с изданием Федерального закона от 27.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с п. 8 ст. 5 этого закона Банку России наряду с Правительством РФ поручено «...обеспечивать ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публиковать информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации».

В дальнейшем в рамках новой редакции Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проведение мониторинга стало обязательным в целях обеспечения функций по анализу и прогнозированию состояния экономики России в целом и по регионам. В соответствии со ст. 56 данного закона Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора был призван поддерживать стабильность банковской системы РФ и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Таким образом, с момента введения данных положений система мониторинга была реализована через институт банковского надзора. Система банковского надзора охватывает:

- совокупность законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- институты собственности, сегменты финансовой системы;

- разработку стандартов учета и отчетности банковских учреждений;

- надзорные органы, их функции и полномочия;

- принимаемые меры и санкции.

Банковский надзор включает в себя следующие

направления:

- лицензирование и регистрация;

- инспектирование;

- дистанционный надзор;

- работа с «проблемными» банками (выделение групп банков, разработка программ воздействия);

- процедуры по отзыву лицензии и ликвидации банка.

Эффективность внедрения системы банковского надзора в российскую практику не вызывает сомнений, поскольку именно благодаря проведенным мероприятиям была прекращена деятельность банков, содержащая признаки банкротства либо желания его направленного инициирования.

В условиях экономического кризиса осуществление Банком России непосредственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций -важная составляющая управления денежно-кредитной системой страны. Эта деятельность строится на основе установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, истребования информации, направления предписаний, проведения проверок и применения мер воздействия [9, 10].

За 2011-2012 гг. уполномоченными представителями Банка России было проведены проверки 866 кредитных организаций (72,8 % от количества действующих на 01.01.2011) и 609 филиалов кредитных организаций (18,6 % от количества действующих филиалов на 01.01.2011), включая 84 филиала Сбербанка России (9,8 % от количества действующих на 01.01.2011) [4, 15].

По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений к кредитным организациям были применены различные меры воздействия:

- предупредительные: доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации - в 339 случаях;

- принудительные: предъявление требований об устранении выявленных нарушений - в 229 случаях;

- штрафы: наложены в 170 случаях;

- введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях;

- лицензии отозваны у 20 кредитных организаций. Большую часть составляют кредитные организации Москвы и Московской области (14 из 20).

Основными являются нарушения, связанные с недооценкой кредитных рисков (30,7 % всех нарушений).

Данные результаты свидетельствуют о том, что в банковской сфере сохраняются проблемы. Об этом говорит характер выявленных нарушений. В связи с этим в целях минимизации банковских рисков Банк России должен обеспечить дальнейшее совершенствование системы управления кредитными организациями и разрабатывать новые методы надзора и регулирования.

Что касается регулирования Банком России процесса проведения кредитного мониторинга коммерческими банками, то существует положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резер-

вов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее -положение № 254-П), в котором упоминается данное направление деятельности [8]. Положение 254-П не содержит четких инструкций о порядке проведения и составе мероприятий в рамках системы мониторинга, требований к его организации и оценке результатов. Данный документ закрепляет требование о формировании (регулировании) кредитной организацией резерва на возможные потери по ссудам на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечения ссуды (п. 3.1.4.). При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.

Проблема заключается в том, что законодательно требование о пересмотре резерва поставлено в зависимость от получения информации о финансовом состоянии и изменении качества обеспечения непосредственно от заемщика. Эта информация может поступить несвоевременно, либо не поступить вообще, либо оказаться недостоверной, либо в силу операционного риска в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников, систем, внешних событий приведет к недостоверной оценке банком собственного кредитного риска.

Положением № 254-П также установлена периодичность пересмотра резерва на возможные потери по ссудам:

- по ссудам, предоставленным физическим лицам, - не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату;

- по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - не реже одного раза в квартал по состоянию на дату, следующую за отчетной;

- по ссудам, предоставленным кредитным организациям, - не реже одного раза в месяц по состоянию на отчетную дату.

Такая формулировка закрепляет обязанность банка периодически проводить мониторинг, но не указывает на то, каким образом должен быть подтвержден факт совершения действий, направленных на актуализацию оценки кредитного риска. На практике это означает, что у кредитных специалистов банка имеется возможность без проведения проверки подтвердить проведенную переоценку резерва,

написав заключение и поместив его в кредитное досье. В то время как эффективность мониторинга риска выражается в обоснованности выводов, а значит, предполагает актуализацию сведений по ссуде на основе документов, а не телефонных звонков и непроверенных сведений. Разумеется, подобный вариант означает увеличение нагрузки для сотрудников банка, рост их штата и повышение размера фонда оплаты труда, что вступает в противоречие с задачей минимизации кредитного риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим требующим внимания моментом является установленный положением № 254-П упрощенный порядок создания резерва на возможные потери по ссудам для портфеля однородных ссуд. Дело в том, что признакам однородности отвечают продукты потребительского кредитования, которые часто являются необеспеченными и в большей степени подверженными кредитному риску. В связи с этим смягчение требований по резервированию содержит серьезную угрозу для показателей ликвидности и достаточности капитала банка, особенно с учетом 45 %-ного роста потребительского кредитования за последний год.

В письме Банка России от 23.03.2007 № 26-Т «Методические рекомендации по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации» отмечается, что уполномоченным представителям Банка России рекомендуется проанализировать проводимую кредитной организацией работу по мониторингу выданных ссуд [6].

Анализ текста данного письма позволяет заключить, что в нем раскрывается содержание такого понятия, как «кредитный мониторинг», поскольку речь идет об инспектировании Банком России качества отслеживания кредитной организацией признаков ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга, которые могут привести к ненадлежащему исполнению заемщиком обязательств по погашению ссуды, включая проведение анализа финансовой отчетности заемщика и оценки потока денежных средств для финансирования выплаты основного долга и уплаты процентов.

Направления мониторинга в письме не раскрыты. Речь идет лишь о том, что в рамках проверки целесообразно проинспектировать следующие вопросы:

- выполняются ли кредитной организацией требования Банка России в отношении оценки на постоянной основе кредитного риска по ссудам;

- проводится ли кредитной организацией мониторинг выданных ссуд, позволяющий принять оперативные меры по снижению кредитного риска по ссуде;

- своевременно ли кредитной организацией выявляются признаки ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга.

Также рекомендуется проверить:

- определяет ли кредитная организация в момент принятия решения о выдаче ссуды категорию ее качества, отражающую надежность заемщика и перспективы кредитной организации на возврат в соответствии с условиями договора;

- регулярно ли пересматривается категория качества ссуды в соответствии с результатами анализа финансового положения заемщика и качества обслуживания долга.

Анализируя полноту освещения вопросов кредитного мониторинга в нормативно-правовой базе, можно сделать вывод о том, что обязанности по его проведению строго не закреплены, а банки не уделяют должного внимания данному процессу.

Ключевым элементом кредитного мониторинга должна являться организация различных форм наблюдения для сбора количественной и качественной информации и ее последующей оценки с помощью приемов экономико-статистического анализа.

Кредитный мониторинг: понятие и место в системе экономического мониторинга. Вопросы кредитного мониторинга освещаются в работах таких российских и зарубежных ученых, как С.Н. Анисимов, Е. В. Монакова, А. Юн, Дж. Шеферд, Ф. Танг, К. Фукао, Г. Гортон, Дж. Кан, Р. Блейви, Д. Ван Хуз, М. Ф. Фергюсон, Б. А. Стивенсон, А. Д. Ф. Коулман, Н. Эшо, И. Г. Шарп. Однако среди исследователей отсутствует единый подход к трактовке понятия «кредитный мониторинг». В трудах А. М. Тавасиева, Г. Г. Коробовой понятие «мониторинг кредитов» отождествляется с процессом сопровождения кредита. Г. Н. Белоглазова, Р. Г. Ольховая рассматривают его в качестве одной из функций банковского контроля.

В целом, понятия «кредитный мониторинг», «банковский контроль», «операции по сопровождению кредитов» имеют общие черты. Они направлены на выявление признаков проблемных кредитов и принятие мер по минимизации рисков банка. Однако банковский контроль является составляющей частью операций по сопровождению кредита. Сопровождение кредита включает в себя не только

контроль за финансовым состоянием заемщика, оценку состояния предмета залога и выявление отклонений от нормативных значений, но и деловые переговоры с заемщиком, а также корректировку резерва на возможные потери в случае улучшения или ухудшения финансового состояния клиента.

Кредитный мониторинг, следуя определению Ю. А. Малышева, помимо всех перечисленных составляющих процесса сопровождения кредита также предполагает подготовку рекомендаций по принятию управленческих решений и совершенствованию кредитной политики. Еще одним отличием служит и то, что процесс сопровождения кредита предполагает наблюдение только за конкретной ссудой, а процесс мониторинга включает и анализ кредитного портфеля в целом [5].

Понятие «мониторинг» сравнительно недавно закрепилось в научной литературе, однако в течение последних 30 лет получило широкое распространение во всех сферах научно-практической деятельности. Происхождение данного термина связывают с английским словом «monitoring», которое в свою очередь произошло от латинского слова «monitor», обозначающее «наблюдать», «наставлять». Профессор А. Б. Борисов в Большом экономическом словаре определяет понятие «мониторинг» как наблюдение, оценку и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составную часть управления» [2]. В современном финансово-кредитном словаре под понятием «мониторинг» понимают «... наблюдение, оценку, анализ и прогнозирование состояния отдельных процессов, а также природной и общественной среды» [12]. А. М. Жилин трактует «мониторинг» как «... специальное, организованное, систематическое наблюдением за состоянием объектов, явлений, процессов, с целью их оценки, контроля, прогноза» [5]. Именно последнее определение чаще всего используется для характеристики процесса «мониторинга».

Наиболее полное определение, раскрывающее основные цели, приемы и способы мониторинга, приводит профессор Ю. А. Малышев: «...мониторинг - процесс систематических, повторяющихся наблюдений, анализа и оценки в соответствии с заранее разработанной программой и на основе систематического сбора и обработки информации, проведения дополнительных обследований для оперативной диагностики состояния и тенденций развития, подготовки рекомендаций по принятию управленческих решений, совершенствованию по-

литик, мероприятий по обеспечению целей объекта мониторинга» [5].

Анализ публикаций по исследуемой теме, а также систематизация накопленных практических знаний позволяют представить виды экономического мониторинга следующим образом (рис. 1).

Как показывает анализ данных рис. 1, экономический мониторинг включает три основных вида, тесно взаимосвязанных между собой:

- социально-экономический;

- финансовый;

- банковский.

В свою очередь каждый из них содержит подвиды, объединяемые общностью целей либо субъектов мониторинга. Многообразие подвидов мониторинга достаточно велико, поэтому представляется целесообразным выделить те из них, которые прямо либо косвенно затрагивают деятельность кредитных организаций.

Такой подход позволяет определить место кредитного мониторинга среди других подвидов, систематизировать представление о нем, отделить его область от других смежных подвидов, проиллюстрировав тот факт, что данное явление имеет самостоятельную природу, собственное содержание, наполненное специфическими целями, задачами, объектами и воплощенное в виде конкретных самостоятельных результатов.

Наиболее общим по отношению к другим видам и имеющим макроэкономический уровень

Мониторинг налогоплательщиков

Мониторинг легализации доходов

Бюджетный мониторинг

Финансовый \ мониторинг

_______»--

Рис. 1. Виды экономического мониторинга

можно считать мониторинг социально-экономического развития. В контексте банковской системы он реализуется как процесс систематического наблюдения, анализа и оценки текущей экономической ситуации в банковском секторе, характеристики изменения факторов и тенденций его развития, проводимый органами исполнительной власти и рейтинговыми агентствами.

Финансовый мониторинг заключается в систематическом наблюдении, анализе и оценке данных о формировании, распределении и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т. е. - финансов. Поэтому необоснованным представляется распространенное в теории и на практике сужение его границ до деятельности по обнаружению операций, которые подлежат обязательному контролированию, и других операций, которые связаны с легализацией доходов, получаемых преступным путем.

Специфика финансового мониторинга в отношении банковского сектора заключается в том, что в состав субъектов мониторинга входят органы исполнительной власти (в лице Инспекции федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому надзору, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства и др.) и структурные подразделения банка (служба безопасности, служба внутреннего контроля кредитной организации). Поскольку банки (наряду с другими субъектами экономических отношений)

выступают в роли налогоплательщиков, реализуют меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляют обслуживание счетов органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов разного уровня, то реализация мер по финансовому

Мониторинг социально-экономического \ развития

/ I

Банковский ^ мониторинг *

\

Банковский надзор

/

/ /

Кредитный мониторинг

Мониторинг

банковской

отчетности

мониторингу неразрывно сопутствует банковской деятельности.

Особое место в системе экономического мониторинга принадлежит банковскому мониторингу, который может иметь по отношению к банку внутренний и внешний характер. Субъектами мониторинга здесь могут выступать Банк России в лице подразделений, управлений, департаментов, территориальных учреждений, которые систематически наблюдают, анализируют и оценивают соблюдение банками методологии ведения учета, расчета резервов на возможные потери, составление и представление отчетности, соблюдение обязательных нормативов, требований инструкций и положений Банка России и других нормативных актов. Таким образом, внешний банковский мониторинг является частью банковского надзора.

В том случае, когда речь идет о внутреннем банковском мониторинге, следует понимать, что круг его субъектов не ограничивается подразделением внутреннего контроля, а включает также службу безопасности, кредитный отдел, бухгалтерскую службу и иные подразделения, ответственные за принятие финансовых решений, достоверность расчета и оценки количественных и качественных показателей, регистрацию финансово-хозяйственных операций. Итак, видами банковского мониторинга в том числе являются мониторинг отчетности и кредитный мониторинг.

Основные виды и направления кредитного мониторинга. Цели кредитного мониторинга состоят в защите имущества банка и заемщика от потерь, своевременном выявлении отклонений от принятых стандартов и целей кредитной политики банка, поддержании кредитоспособности заемщика, повышении качества кредитного портфеля, совершенствовании механизмов кредитования посредством изменения условий предоставления кредитов и форм обеспечения.

Американские ученые М. Ф. Фергюсон и Б. А. Стивенсон, исследуя вопрос кредитного мониторинга, делают несколько выводов:

- чем больше доля незастрахованных депозитов на счетах в конкретном банке, тем сильнее его мотивация к повышению качества проводимого мониторинга;

- банк, проводящий качественный мониторинг заемщиков, имеет преимущество перед банками, менее ответственно подходящими к этому процессу, так как заемщик готов оформить кредит по более

высокой ставке, если его деятельности будет обеспечен профессиональный контроль.

Из этого вытекают два весомых довода в пользу внедрения и развития системы кредитного мониторинга.

1. В условиях растущей в России ставки по депозитам темпы роста депозитного портфеля в отдельных банках более чем в 1,5-2 раза превышают темпы роста розничного кредитования. Дорогое розничное фондирование вынуждает банки стимулировать и удовлетворять спрос на кредиты со стороны населения. В противном случае стратегия опережающего роста депозитов физлиц может ударить по процентной марже банков. Поскольку данный вид кредитования является высокорисковым, проблема совершенствования системы кредитного мониторинга приобретает первостепенное значение.

2. Кредитный мониторинг банк может осуществлять не только в своих интересах, но и в интересах заемщика - как аутсорсинговую консультационную услугу, спрос на которую в волантильных экономических условиях однозначно присутствует.

Японскими экономистами К. Фукао, К. Ниши-мура, К. Суй и М. Томияма справедливо замечено, что результат кредитного мониторинга выражается в виде эффекта отсеивания и эффекта совершенствования функционирования.

Эффект отсеивания заключается в том, что банки в результате анализа деятельности кредитуемых компаний и физических лиц составляют в своем портфеле только перспективных клиентов и разрывают отношения с клиентами, чья деятельность убыточна, либо имеющими неплатежеспособный статус.

Эффект совершенствования функционирования предполагает участие банковских специалистов в качестве консультантов при принятии решений в целях увеличения прибыльности деятельности собственных клиентов.

Исследование сущности и содержания кредитного мониторинга позволяет предложить классификацию его видов (табл. 3). Данная классификация формирует системное представление о кредитном мониторинге, раскрывает его сущность, содержание и ключевые направления.

Представленная классификация позволяет сформулировать вывод о том, что кредитный мониторинг представляет собой многогранное явление, сущность которого не сводится только лишь к закрепленному

Таблица 3

Виды кредитного мониторинга

Основание классификации Вид мониторинга Характеристика вида мониторинга

По отношению к пользователям информации Внешний Ориентирован на внешних пользователей. Целью такого мониторинга является формирование статистической базы, составление отчетности по кредитным операциям, оценка соблюдения обязательных нормативов, установленных Банком России

Внутренний Ориентирован на внутренних пользователей, т. е. специалистов соответствующих подразделений банка, проводится с целью принятия управленческих решений. Средством распространения информации, получаемой в ходе такого рода мониторинга

По периодичности проведения Непрерывный Включает систематические действия персонала при исполнении ими своих обязанностей по оценке качества кредитного портфеля, финансового состояния заемщиков и качества обслуживания долга

Периодический Предполагает ежемесячные или ежеквартальные мероприятия, осуществляемые кредитными специалистами либо службой безопасности банка для уточнения категории качества ссуды и размера резерва на возможные потери по ссудам

По объектам мониторинга Кредитного портфеля Анализ структуры кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд; оценка качества кредитного портфеля в целом; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение структуры кредитного портфеля в динамике; определение суммы резервного фонда, адекватного совокупному риску кредитного портфеля банка; разработка мер по улучшению качества кредитного портфеля

Кредитного риска Наблюдение, анализ и оценка кредитного риска в целом и индивидуально по ссуде, по портфелю однородных ссуд, пересмотр надежности обеспечительных мер по выданным ссудам, принятие управленческих решений о переклассификации ссуд, корректировке размера резерва

Кредитной политики Принятие управленческих решений, касающихся пересмотра положений кредитной политики как в целом по банку (вследствие изменения параметров денежно-кредитной политики Банка России, депозитной, процентной политики банка), так и в отношении отдельных заемщиков либо видов кредитных программ, оценка надежности системы внутреннего контроля

По методам мониторинга Экспертный анализ Измерение параметров объекта с использованием системы критериев и показателей (т. е. анализ финансового состояния заемщика, его платежеспособности и пр.)

Анализ динамики Использование данных о динамике развития объекта во времени в целях принятия управленческих решений по корректировке размера резерва на возможные потери либо использованию механизма истребования обеспечительных мер

Сравнительный анализ Применение результатов идентичного обследования другого объекта кредитного мониторинга и экстраполяция его результатов при принятии управленческих решений в отношении ссуды

По источникам информации На основе данных, предоставленных заемщиком Проведение наблюдения, анализа и оценки на основе ходатайства о выдаче кредита, анкета заемщика, юридические документы, финансовые документы, информация об объекте кредитования, информация об обеспечении кредита

На основе внутрибанковской информации Проведение наблюдения, анализа и оценки на основе информации, существующей в условиях действия единого информационного поля банка (кредитная история в банке, данные о движении средств по счетам заемщика, качество обслуживания долга, информация, получаемая кредитным работником при посещении офиса или производства заемщика)

На основе информации третьих лиц Проведение наблюдения, анализа и оценки на основе данных, предоставленных органами регулирования и надзора (налоговая инспекция, органы лицензирования); кредитными учреждениями, обслуживающими данного заемщика; судебными органами; информационными и рейтинговыми агентствами; СМИ; бюро кредитных историй

Заемщик

/

положением № 254-П пересмотру резерва на возможные потери по ссудам один раз в месяц или один раз в квартал по состоянию на отчетную дату. Кредитный мониторинг представляет собой комбинацию трех элементов: готовности к информационным сигналам, интерпретации сигналов и создания стимула (рис. 2).

Как показывает анализ данных рис. 2, организация кредитного мониторинга в коммерческом банке должна носить комплексный характер, охватывать всю кредитную деятельность банка для своевременного обнаружения и урегулирования возникающих проблем.

Позиционирование кредитного мониторинга как контроля за правильностью оценки и определения размера резервов по ссудам представляется неверным и в условиях экономического спада влечет значительные риски. Область его распространения охватывает не только кредитное досье клиента и профессиональное суждение о категории качества ссуды, но включает также принятие управленческих решений о внесении изменений во внутренние документы банка и совершение на основе материалов мониторинга управленческих действий. Информационные сигналы, получаемые банком в результате мониторинга, позволяют ему разделить заемщиков на 2 группы - подающие надежды и безнадежные (с ожиданием прибыли от первых и убытка от вторых). Выделив эти группы, банк:

- переориентирует свой портфель с безнадежных заемщиков на новых заемщиков на основании анализа издержек разрыва договорных отношений;

- трансформирует положения кредитной политики;

- принимает меры по минимизации потенциальных убытков.

изменение действующего законодательства.

Содержание деятельности банка по проведению кредитного мониторинга, представленное в нор-

Ч

Третьи лица

Внутрибанковская информация

Информационные сигналы

Кредитный инспектор

Руководитель кредитного направления

Интерпретация сигналов

N

Кредитное досье клиента

_Р^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Служба безопасности банка

Кредитная

политика банка _

Коллекторские агентства

Положение о внутреннем контроле

Судебные инстанции

Ч

Создание стимула

/

рис. 2. Механизм кредитного мониторинга

мативной базе, нуждается в существенной корректировке, поскольку в текущих экономических условиях на фоне растущей конкуренции между банками как в России, так и во всем мире наблюдается заметная либерализация условий кредитования корпоративных и частных клиентов.

Целесообразным представляется внесение следующих обоснованных дополнений в нормативную базу, расширяющих границы правового поля кредитного мониторинга:

- законодательное закрепление понятия «кредитный мониторинг», что облегчит проведение внешнего и внутреннего контроля за реализацией его мероприятий, позволит конкретизировать их перечень и порядок проведения;

- детализация состава и содержания требований к внутренним документам банка по вопросам кредитной политики и методам ее реализации в части кредитного мониторинга;

- развернутая характеристика требований к реализации ключевых направлений кредитного

мониторинга: мониторинг платежной дисциплины, целевого использования кредита, наличия и сохранности предмета залога, финансового состояния заемщика и др.

Внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство формализует состав обязательных мероприятий банка по управлению кредитным риском посредством кредитного мониторинга, облегчит проведение контроля за качеством их реализации, обеспечит правовую основу для аргументации решений по результатам проверок.

Список литературы

1. Астраханцева И. А. Совершенствование системы мониторинга банковских кредитов // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 3.

2. Борисов А. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир. 2006.

3. . Банковская система России: тенденции и прогнозы. РИА-Рейтинг. Аналитический бюллетень. 2012. URL:http://www. riarating. ru.

4. Годовой отчет Банка России за 2011 г. М.: Банк России. 2012.

5. Жилин А. М. Мониторинг финансовой устойчивости коммерческого банка. 2008. URL: http://www. nauka. com.

6. Методические рекомендации по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации: письмо банка России от 23.03.2007 № 26-Т.

7. Moody's не верит в стабильность банковской системы России. 2012. URL: http://www. bfm. ru/news/197703.

8. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.

9. О реализации проекта «Центр мониторинга предприятий»: решение совета директоров Банка России от 25.12.1998. URL: http://www. cbr. ru.

10. О ходе осуществления работы по организации мониторинга предприятий в системе Банка России: решение совета директоров Банка России от 27.08.1999. URL: http://www. cbr. ru.

11. Отраслевой отчет рейтингового агентства Standart&Poor's. 2012. URL: http://www. mbka. ru/ price/04.12.2012_s&p. pdf.

12. Современный финансово-кредитный словарь / под ред. М. Лапусты. М.: Инфра-М. 2002.

13. Юсупова О. А. Моделирование принципов функционирования банковской системы с помощью игровой информационной системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 11.

14. Юсупова О. А. Рецензия на монографию «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования». М: КНОРУС. 2012.

15. URL: http://www. budgetrf. ru/.

16. URL: http://www. cbr. ru/.

«Поддерживай рекламу, и

реклама поддержит тебя» Д 1

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ

ВСЕГО В 2 950 РУБ. ЙШ

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.