Научная статья на тему 'Кредитные технологии в высшей школе как катализатор ее глобализации'

Кредитные технологии в высшей школе как катализатор ее глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганчеренок Игорь Иванович

В статье рассматривается специфика кредитных технологий в высшем образовании на примере Европейской системы переноса кредитов (European Credit Transfer System ECTS). Рассматриваются основные принципы кредитных технологий, академическое оценивание технологий. Рассматриваются системы академических кредитов в Европе, а также целесообразность внедрения кредитных технологий в систему российского дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit technologies in higher school as a catalyst of its globalization

The author of this article analyzes the specific of credit technology in higher education (it is demonstrated with an example of ECTS). Besides advantages, the author mentions the disadvantages in the context of Soviet model of higher school traditions and tendencies (mainly the globalization is considered) of Post-Soviet higher education development.

Текст научной работы на тему «Кредитные технологии в высшей школе как катализатор ее глобализации»

И. И. Ганчеренок

КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК КАТАЛИЗАТОР ЕЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

I. I. Gancheryenok

Credit technologies in higher school as a catalyst of its globalization

The author of this article analyzes the specific of credit technology in higher education (it is demonstrated with an example of ECTS). Besides advantages, the author mentions the disadvantages in the context of Soviet model of higher school traditions and tendencies (mainly, the globalization is considered) of Post-Soviet higher education development.

Исторический ракурс

ацией международного образования (European Association of International Education).

В настоящее время можно говорить уже об оп-

настоящее время европейское пространство 1) высшего образования, продекларированное в Болонье в 1999 г.

европейских государств, приобретает черты о.-

„ ^ го процесса и собственно глобализации в системе

заемой реальности. Последнее подтверждается „ „ _

* „ высшей школы стран европейского региона. Хотя

конкретными реформами системы высшей школы, " т.

для стран бывшего СССР вопрос «Что выиграем и

проводимыми целым рядом стран, как подписав-

_ .„-„>, „„ ределенной устойчивости развития ЬС1Ь — на . министерствами образования ■ 29 „

мой взгляд, основном инструменте интегративно-;ударств, приобретает черты ося- '■_■■■■■■ "а

, что проиграем, переходя на новую технологию ших Болонскую декларацию, так пока и не уча- „

„ организации учебного ■ процесса?» по-прежнему

ствующих в Болонском процессе. Среди таких ре- о

учебный процесс вузов так называемой кредитной технологии, получившей название системы переноса кредитов (Europ Transfer System — ECTS). В русскоязычном вари анте вместо термина «кредит» предлагается ис-

зации учебного ■ процесса?» по-прежнему

кадемичес-

е в -ai ч SC ■ ' îî: 'iff?'' -"f^i :

„ ком сообществе России «болонизацию» называют

, _ I 1й-<«1 » остается актуальным. Ведь не^ зря в академичес-

форм, безусловно, следует выделить внедрение в

^ „ „ «болонкизацией» [2]. Следует отметить, что неЕвропейской _

смотря на актуальность проблемы кредитных тех-opean Credit ■■■..„■ „

нологий в контексте того же Ьолонского процес-

са,

а уже «вступили» Россия и ■ Украина, интенсивной и доступной русскоязычной литературы по пользовать термин «зачетная единица» или «зачет-

этой проблеме до сих пор недостаточно. Большин-

ная академическая единица» 111.

- _ ство источников относится к разряду «материалов

ECTS первоначально была разработана в 1989/ , „ . . * ..

конференций» и, согласно данным библиографи-

90 уч. г. (т.е. более 100 лет спустя собственно изоб- г,п , ■ г-. Ж

„ А. ческого указателя [3], только 3 статьи ■ были опуб-

ретения и внедрения кредитной системы в США)

г U ликованы в российских периодических журналах. [1]) в форме пилотного 5-летнего проекта по сле- _________________шИШйЩйайч: ,г___________л ш-

дующим академическим направлениям: бизнес-администрирование, химия, история, инженерная механика и медицина. В этом проекте участвовали 145 европейских вузов. В дальнейшем практика ECTS была рекомендована к широкому использованию высшими учебными заведениями конференцией Совета Европы «Forum Conference of the Higher Education and Research Committee» (Malta, 1994), конвенцией Совета Европы, решениями ЮНЕСКО по признанию квалификаций, касающихся высшего образования в европейском регионе), и была поддержана рядом крупных международных профессиональных неправительственных организаций, например Европейской ассоци-

Хотя следует отметить достаточно богатую информационную наполненность сборников материалов

и тезисов всероссийских ■ совещаний, проведенных в 2002 и 2003 гг. Российским университетом дружбы народов, а также межвузовской научно-методической конференции «Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе» (далее ■ — ПВСЗЕвВ), состоявшейся в Государственном уни-

> И. И. Ганчеренок, 2006

проблеме привел и к терминологической путанице, что, безусловно, не способствует конструктивному осмыслению и эффективной реализации кредитных технологий в высшей школе.

ронный учебный процесс» ' заменяют ' термином «нелинейный»-- (сМ. тезисы конференции ПВСЗЕвВ),- но - это далеко не одно . и то же.

3. Принцип «перенормировки», т. е. переход от У = ЦТ) (советская модель) к У = ЦК), где У -—— ' академическая степень, Т — время, К— кредиты. Иными- словами, утрачивается привязка к жестко определенному периоду и месту обучения. .

ШШЖЩЯ Ш :■ ■ резонансное' . Ш '

; ** „» I.___„„_______— (

п технологичности, т. е. ориента

»е высшее образование.

[п инвариантности: утрачивается

прибязка 1С я(ц^(;т1со оп{)(5де;ленно^аоз тир иоду и меи

знаются в этих вузах без особых ограничений.

ция на

Принципы кредитной технологии (формализованные и упрощенные)

1. Принцип «резонансности», т. е. система высшей школы рассматривается как «квантовая» двухуровневая система в соответствии с Болон-ской декларацией [4], для которой выполняется простая формула:

<академическая степень> = 8 К = К ,

1 резонансное7

где К1 — кредит. Другими словами, набрав определенную сумму кредитов, студент получает искомую академическую степень.

Интересно отметить, что переход на двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием обеспечивает устойчивость процесса образования, как это имеет место при переходе с одноколейного на двухколейное движение. С другой стороны, принцип, «резонансности» позволяет оптимизировать траекторию обучения, так как его основной постулат: не надо много знаний и на-

Краткое описание

ЕСТ8 в высшем образовании призвана решить три проблемы:

— структуризация учебных планов высших учебных заведений различных государств с целью обеспечения их совместимости;

— улучшение качества мобильности студентов;

— академическое признание.

Структурно ЕСТ8 включает в себя три основных элемента: 1) информационное обеспечение,

2) соглашение (обязательства вузов и студентов),

3) систему так называемых кредитов, позволяющих количественно (по числу кредитов) охарактеризовать академический курс так, чтобы академический год для студентов определялся какой-либо цифрой (суммой кредитов за академические курсы). Так, для ЕСТ8 академический год «равен» не менее чем 60 кредитам.

1. И н ф о р м ац и онное обеспечение

выков, их должно, быть строго определенное ко- представляет собой информационный пакет, вклю-

личмство, что -позволяет оптимизировать требуе- чающий следующие материалы: учебный план;

мые ресурсы. программы курсов, входящих в учебный план; кре-

2. Принцип асинхронности процесса обуче- дитование каждого курса, т. е. указание числа кре-

ния, т. д. отсутствие строгой, заранее определен- дитов за каждый курс; систему оценки знаний;

ной для всех последовательности в получении кре- оценочную шкалу; дополнительную общую ин-дитов (изучения курсов). Иногда термин «асинх-

формацию.

ует отметить определенную формализа-всей учебно-методической документации, затываемой в рамках ЕСТ8. Так, например, амма курса, кроме содержания и библиогра-и, должна также включать требования к исход-

епень, Т — время, К — ной подготовке студента, цели и задачи данного

курса, кредитный «вес» курса, т. е. число креди-

тов, полученных после успешного завершения ограммы курса, методы преподавания и формы ж- самостоятельной работы, а также метод оценивания, который следует понимать в широком смысле — как непрерывный контроль знаний, а не только как конечный этап оценивания в форме экзамена или зачета.

2. Соглашение — это формальная процедура, которая имеет следующую схему: студент заполняет стандартное заявление на прослушивание какого-либо курса (курсов) в иностранном вузе, который должен входить в ЕСТ8, так же как и вуз, в котором учится студент, и направляет его координатору ЕСТ8 в своем вузе. Затем данное заявление и приложение, отражающие количество и объем прослушанных ранее курсов, а также результаты их оценивания направляются в иностранный

вуз. Если студента принимают в этот вуз, то подписывается соглашение, которое через координаторов обоих вузов направляется студенту.

3. Система кредитов — это система, представляющая собой формальную процедуру количественной оценки выполненного студентом объема работы (трудоемкость) в процессе изучения данного курса. Принимается, что минимальное число кредитов, соответствующее успешно завершенному учебному году, равно 60. (Примечание: данные кредиты относятся только к ЕСТ8, которая отличается от других кредитных систем в образовании, например, от американской системы.) В ЕСТ8 академический год, как единица измерения в системе признания документов об образовании и квалификаций, ассоциируется с определенным объемом работы, который, в свою очередь, делится («квантуется») на определенные порции — кредиты. Таким образом достигается определенная гармонизация между периодом обучения и объемом работы, которую должен выполнить студент, с одной стороны, и объемом материала, который он должен усвоить, с другой стороны. Вышесказанное позволяет дать математическую формулировку «успешности» обучения студентов в виде неравенства:

ЧК

У =-> 60,

т

где У — показатель успешности, ЧК — число кредитов, Т — время (период) обучения в академических годах.

Таким образом, кредит представляет собой единицу измерения выполненной студентом работы. Последняя включает в себя прослушивание лекций, семинарские занятия, практическую и самостоятельную работу.

В ЕСТ8 выделяют семь основных элементов:

1) принятие вузом обязательств ЕСТ8;

2) кредитование курсов учебного плана;

3) подготовка информационных материалов;

4) подписание соглашений об обучении иностранных студентов в рамках ЕСТ8;

5) обеспечение процедур академического кредитования студентов по системе кредитов;

6) обеспечение процедур оформления приложений с указанием количественных характеристик об объеме выполненной студентом работы и оценке качества полученных знаний (аналогичны приложениям к диплому в практике отечественной высшей школы);

7) академического признания.

Следует отметить, что студент получает кредитную оценку (число кредитов), только выполнив все требования по принятой для данного курса системе оценивания (зачет, экзамен, другие формы). Особо надо обратить внимание на различие двух индикаторов системы академического оценивания: кредитов и собственно отметок (грейдов). Первые отражают объем выполненной работы, а вторые — качество полученных знаний и навыков (см. рис.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академическое оценивание в БОТЭ

Важной особенностью ЕСТ8 является и то, что система ее оценок в ЕСТ8 предусматривает наличие механизма перевода в систему оценок, принятую в данном конкретном вузе (табл. 1).

В заключение отметим, что ЕСТ8 аккумулирует в себе ценности для различных субъектов высшей школы:

• для вузов:

— способствует развитию автономизации и ответственности; открывает новые возможности для сотрудничества; катализирует улучшение качества учебного процесса и организационно-административной работы; повышает качество студенческой мобильности;

• для профессорско-преподавательского состава:

— обеспечивает и поддерживает автономность и вариативность, коммуникативные связи, принятие решений по академическому признанию;

— улучшает содержание учебных программ, качество учебного процесса и, как следствие, его результаты;

• для студентов:

Таблица 1

Оценочная шкала ЕСТ8

ЕСТ8-оценка Количество студентов, %* Определение

А 10 Отлично

В 25 Очень хорошо

С 30 Хорошо

Б 25 Удовлетворительно

Е 10 Достаточно, т. е. выполнение минимальных требований по программе

БУ — Недостаточно: требуется определенная дополнительная работа

Б — Недостаточно: требуется значительная дополнительная работа

* Рекомендованное процентное отношение количества студентов, получивших ту или иную оценку.

—расширяет выбор для обучения за рубежом, позволяет самим сформировать программу обучения; обеспечивает признание периода и результатов обучения в зарубежном вузе.

В отличие от кредитной системы, рассмотренной выше, большинство существующих образовательных кредитных систем являются системами, аккумулирующими кредиты. Такая кредитная система разрабатывается для отдельно взятого вуза и, как правило, является внутренней. В ней «трудоемкость процесса познания», необходимого для получения искомой академической степени, сегментируется и «калибруется» (т. е. каждому сегменту присваивается определенное число — число кредитов). Присуждение академической степени студенту происходит после того, как он заработал / накопил определенное число кредитов. При этом промежуток времени, в течение которого допускается процесс аккумуляции, в достаточной степени является произвольным, хотя и может иметь определенные ограничения. Ярким примером аккумулирующей кредитной системы является высшая школа США. Очевидны преимущества такой системы:

— гибкость (каждый студент выбирает свою траекторию достижения искомого числа кредитов). Система позволяет в определенной степени эффективно реализовывать концепцию индивидуализации процесса обучения;

— эффективность как в отношении процесса обучения, так и в отношении затрат (экономическая эффективность — происходит самооптимизация, т. е. оптимизация самим студентом, процесса обучения);

— совместимость с двухступенчатой структурой высшего образования.

Недостатки:

— фрагментация знаний,

— сегментация процесса обучения,

— уменьшение значимости научных исследований в процессе обучения.

Таким образом, нарушается ряд принципов, свойственных советской модели высшей школы. И это надо признать. Другой вопрос: насколько эти «потери» компенсируются отмеченными преимуществами, с учетом нового фактического статуса современной высшей школы как «массового кон-веерного производства».

Очевидно, что недостатки системы переноса кредитов или их аккумуляции могут быть исключены в неком «гибридном» подходе. Такой подход в национальном масштабе применялся в Великобритании в середине 1990-х гг.

В настоящее время большинство европейских стран (страны ЕС и члены Европейской ассоциации свободной торговли) имеют академические кредитные системы (табл. 2). Многие из них являются национальными, другие — институциональными, ряд европейских университетов продолжает экспериментировать с различными кредитными системами. Большинство европейских государств используют аккумулирующие кредитные системы, в малом исключении — системы переноса кредитов и несколько стран — национально ограниченные «гибридные» системы. ЕСТ8 в сложившихся условиях экстремально большой диверсификации кредитных систем является недостаточно эффективной в качестве своеобразного «моста», «второй валюты» в европейском пространстве высшего образования. Многими исследователями, преподавателями и управленцами европейских университетов активно обсуждается проблема создания

Таблица 2

Системы академических кредитов в Европе (страны ЕС и страны - члены Европейской ассоциации свободной торговли)

Страна Кредитная система

наличие национальной системы другие особенности

Австрия Нет ECTS используются некоторыми вузами

Бельгия (французкое сообщество) » ECTS используется в рамках международного сотрудничества

Бельгия (фламандское сообщество) Есть (имеет признаки переноса и аккумуляции кредитов) ECTS используются некоторыми вузами

Германия Нет Университетский акт 1998 г. обеспечивает основу для введения кредитной системы. ECTS используются многими вузами

Дания » Многие вузы используют собственные кредитные технологие или ECTS. Министерство образования Дании в феврале 1999 г. рекомендовано парламенту введение кредитной системы, основанной на ECTS

Испания Есть (однако основана на контактных часах, а не на трудоемкости учебного процесса) Национальная система в определенной степени совместима с ECTS, хотя существует целый ряд значимых различий

Греция Нет Многие вузы применяют ECTS

Франция » Многие вузы применяют ECTS

Финляндия Есть (имеет признаки переноса и накопления кредитов, совместима с ЕСТБ) Многие вузы также применяют ECTS

Италия Нет Многие вузы применяют ECTS. Новый закон регламентирует введение ECTS в национальную систему высшей школы

Ирландия Не существует единой кредитной системы в системе высшего образования ECTS используется некоторыми вузами. Курсы повышения квалификации успешно организуются на основе кредитной системы

Исландия Есть (совместима с ЕСТБ) Многие вузы используют ECTS

Лихтенштейн Нет информации

Люксембург »

Нидерланды: Есть (совместима с ЕСТБ) Многие вузы используют ECTS

Норвегия » Многие вузы используют ECTS

Португалия Нет Некоторые вузы применяют ECTS

Швеция Есть ECTS используется параллельно с национальной кредитной системой

Великобритания: — Шотландия — Англия Используется кредитная система БСОТСАТБ с вPIражднной функцией переноса кредитов Нет Большинство вузов используют кредитную систему, основанную на «CNAA pointsystem». Во многих вузах применяется CATS (система накопления и переноса кредитов). ECTS также используется многими вузами

— Уэльс »

ЕИЯОСАТ8 — европейской системы аккумуляции и переноса кредитов [5-6].

В результате отсутствие национальные кредитных систем во многих европейских государствах, с одной стороны, и их политическое желание создания общего европейского пространства высшего образования — с другой, позволяют говорить о возможности трансформации ЕСТ8 в международный стандарт в высшем образовании и тем самым — о продуктивном использовании преимуществ глобализационного процесса.

В заключение можно констатировать, что на постсоветском пространстве высшей школы целесообразным будет оперативное внедрение кредитной технологии в систему дополнительного профессионального образования, на мой взгляд, наиболее подходящей для кредитной системы организации учебного процесса. На это же обращалось внимание и на Болонском семинаре в Праге в 2003 г. в контексте «образования через всю жизнь».

Для подготовки специалистов с высшим образованием потребуется:

— внедрение кредитной технологии на уровне магистерской подготовки как наименее регламентированной ступени высшего образования;

— перевод в кредиты нормативов государственных стандартов высшего образования;

— ориентация на европейскую систему переноса и аккумуляции кредитов (EUROCATS).

Литература

1. Кредитные технологии в высшем образовании / Авт. и сост. проф. И. И. Ганчеренок. Минск, 2003. 132 с.

2. Долженко О. «Болонский процесс» между Куром и Ельчиком, или О приоритете дела // Alma Mater (Россия). 2004. № 6. С. 39.

3. www.kubsu.ru/files/inects.doc

4. Ганчеренок И. И., Грибовская Е. Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания, Испания. Минск, 2002. 96 с.

5. Dalichow F. CATS and EUROCATS // Forum. 1999. Vol. 1, № 3. P. 6-9.

6. Credit Transfer and Accumulation — The Challenge for Institutions and Students: EUA/Swiss Confederation Conference, Zurich, 11-12 Qct., 2002. Zurich, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.