Н.Л. Сарана
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О неоднозначности оценок Болонского процесса для России, о стратегии действий в сложившейся ситуации сегодня говорится достаточно много. Наша страна, подписав Болонское Соглашение, не может оставаться в стороне от европейской образовательной интеграции. Вместе с тем российское высшее образование, имея уникальную историю развития являясь по многим направлениям конкурентоспособным должно стремиться к гому, чтобы лучшие традиции были сохранены и получили дальнейшее развитие.
9 апреля 2007 года Правительством Р.Ф. было принято решение о внесении поправок в ряд законодательных актов в части установления уровней высшего профессионального образования.
Рассмотрим, прежде всего, какие проблемы возникают в связи с требованием перехода на двухуровневую систему образования в вузах - достепенного (бакалавриат) и послестепенного, который должен вести к получению степени магистра.
Итак, переход к двухуровневой модели сопряжен с коренным изменением всей структуры социологического образования. В связи с этим особую актуальность приобретают концептуальные подходы к разработке третьего поколения государственных образовательных стандартов. Т.к. социология утратила в стандартах второго поколения статус обязательной базовой дисциплины федерального компонента в гуманитарном и социально-экономическом цикле. В результате уменьшилось количество часов на изучение социологии, снизился общий уровень социально-гуманитарной подготовки выпускников. В западных же системах образования общая социально-гуманитарная составляющая представляет собой существенный блок вузовского образования. Во многих западных университетах специализация в области социологии является важным, а часто и необходимым дополнением общей профессиональной и специальной подготовки студентов, (4.с. 123-125). >
Другим немаловажным аспектом введения двухступенчатой системы являются сроки реализации образовательных программ. По условиям Болонской декларации обучение бакалавра составляет не менее 3-х лет, и магистра не менее года. Такое четырехлетнее образование двух степеней в Европе опирается на 12-13 летнее школьное образование, тогда как в России в настоящее время не осуществлен переход на 12-летнее образование. Сегодня мы можем констатировать, что в социологическом образовании отсутствует непрерывная подготовка специалистов, т. к. между школьным и последующим вузовским образованием нет сопряженности. Социологические знания в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования представлены в курсе обществознания. Тематика и сроки освоения, которого учебные заведения определяют самостоятельно. Социологическая компонента в данном курсе нечетко выражена, а социологические профильные классы встречаются редко. Такое расхождение в современном социологическом образовании так же создавать дополнительные сложности.
Теперь остановимся на том, что означает положение об учете трудоемкости учебной работы в «кредитах», в ЕСТС (европейская система кредитных трансфертов). ЕСТС в численном выражении отражает объем необходимой работы над каждым курсом (лекции, семинары, экзамены) относительно общего объема годового или семестрового обучения в вузе, причем одному году обучения соответствует 60 кредитов (2, с.42,46).
Не исключено, что при переводе профессионального значимых дисциплин в зачетные единицы их весомое значение в учебном плане может быть утеряно: т.е. равные зачетные единицы могут получить история, физика, социология. Следовательно, одна и также дисциплина, возможно, будет иметь разное весовое значение в кредитных единицах, а это в свою очередь повлечет за собой невозможность сопоставить результаты обучения в разных вузах.
Можно по-разному относится к ЕСТ8, но другое дело попытаться понять, что лежит в основе кредитной системы и какую образовательную модель она предполагает. Итак, существенными принципами системы ЕСТБ являются:
1. индивидуальная форма обучения и обеспечение выборности дисциплины;
2. накопление кредитов;
3. сопоставимость программ обучения и их аккредитация.(5,6,7).
На наш взгляд, именно эти позиции, как раз и представляют собой наибольшие трудности, которые ожидают социологическое образование в ходе реализации Болонского процесса. Кредитная система построена на введение так называемой «нелинейной схемы обучения», подразумевающую свободу пыбора студен том образовательной траектории. Возникает опасение, что слишком большая свобода выбора, предоставляемая системой ЕСТ8, может привести к смешиванию студентами кредитов различных типов и уровней; нарушению логики изучения дисциплины и снижению тем самым качества социологического образования. А если учесть, что процесс институционализации социологического образования в России занимает чуть больше десятилетия, то можно предположить ситуацию, которая приведет не только к размыванию структуры образовательной программы по социологии, но и будет таить в себе определенную угрозу утраты ее целостности.
Поэтому, на наш взгляд, логично предложить сохранить регулирующую роль государственных образовательных стандартов, предусмотрев выделение:
а) группы дисциплин, изучаемых обязательно и в строгой последовательности; - . *
б) группы дисциплин, изучаемых обязательно и в строгой последовательности;
в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.
Следующий аспект индивидуальной схемы обучения предполагает наличие разнообразных социологических курсов и программ: студент должен иметь возможность выбора из некоторого количества предлагаемых вариантов. Отсюда вытекает необходимость разработки комплекса разнообразных дисциплин, из которых студент смог бы составить индивидуальную программу обучения. Еще один нюанс: такая работа, безусловно связана с наличием квалифицированных преподавателей.
Следующий аспект индивидуального обучения связан с тем, что студент должен один семестр проходить обучение в другом вузе (8,ст. 12). Суть данного положения сводиться к возможности переноса кредитных единиц из одного высшего заведения в другое. В этом случае студент, обучаясь беспрепятственно в разных учебных заведениях, накапливая при этом кредитные единицы, может действительно построить собственную образовательную траекторию и тем самым повысить свой профессиональный статус. Тогда реализация подобной возможности в рамках социологического образования требует совместимости и сравнимости образовательных программ, т.к. факт начисления кредитов за модули еще не означает того, что другое учреждение должно признать их в обязательном порядке. Для этого, по нашем}' мнению, необходимо в ГОС- 3-го поколения были бы определены единые требования построения образовательных программ и к их качеству; выделены общие элементы содержания с оценкой их трудоемкости в кредитах с тем, чтобы они были сравнимы хотя бы в российском образовательном пространстве. Но, прежде чем отечественное социологическое образование признают соответствующим международным стандартам, предстоит, как минимум разработать новые курсы дисциплины и учебно-методическое сопровождение; перейти на 1о-ти или 100-бальную систему оценок; изменить единицу расчета трудоемкости освоения образовательной программы.
Далее, нельзя не остановиться на другом замысле Болонской декларации, суть которого в следующем: прямым следствием введения кредитных единиц является - повышение мобильности студентов и преподавателей (2,с.41-42.56). Сегодня уровень мобильности среди студентов и преподавателей не только в отношении социологического образования чрезвычайно низкий. А если учесть, что понимается под мобильностью (двунаправленный процесс), то вероятность притока студентов из европейских стран, желающих получить социологическое образование в России даже в лучших вузах - невелика.
Но! Справедтшвости ради, необходимо отметить, что развитие мобильности могло бы стимулировать вузы к достижению высокого уровня социологического обучения, чтобы быть конкурентоспособными.
Подводя итог, мы констатируем: основные положения Болонской декларации в конечном итоге направлены на обеспечение качества образования (3,с.68-74). На фоне их внедрения в российскую действительное гь отечественное социологическое образование характеризуется противоречивым развитием, определяющим его проблемные ситуации.
Процесс становления социологического образования, начавшийся в России в конце 80-х г.г. XX в., продолжается. I
Развитие социологии как науки и уче5бной дисциплины имеет особую значимость для современной России: динамизм и крайне сложные процессы общественной жизни требуют наличия
социологического мышления и культуры у каждого человека. Во многом от того, как они будуг развиваться в ходе Болонского процесса , каковы будут их особенности, качество, структура и формы - зависит признание социологи как инструмента для решения различного рода политических, экономических и социальных проблем, сложной российской действительности .
ЛИТЕРАТУРА ^ 1 ^
1. Григорьев С.И. Тенденции современного социологического образования в России: к успеху или кризису?\ \Социол. исслед. 2007. №5,
2. Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ. \ Сост. А. К. Бурцев, В-А. Звонов а. М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Садовничий В.А. Роль кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы W Социально -гуманитарные знания.2004.№1,
4. Карапетянц И.В. Отлично преподавании социологии в зарубежных университетах\\Социол .и ссл ед .2 ООО .№9.
5. Ганчеренок И.И. Европейская система перекоса кредитов (ECTS)- европейский стандарт в высшем образовании?\\ Материалы Совещания проекторов по учебной работе вузов РФ «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования». Москва, 25-26 марта 2002 года.М.: РУДН, 2002.
6. Карпенко О.М., Котомина Л.К.ДЛестак Н.В. Европейская система переводов как гарант академического признания обчения, получаем ого за рубежом \\ Инновации в образовании. 2002.№ 1.
7. Чистохвалов В.Н. Система накопления и перевода кредиов ,использкемых в европейских и американских университетах \\ Материалы совещания «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования «Москва, 25-26 марта 2002 года.М.: РУДЫ, 2002.
8. Касевич В.Б.,Светлов Р.В., Петров A.B., Цыб A.B. Болонский процесс. СПб.:Изд-воС.-Петерб.ун-та, 2004.
9. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.
10. Ткач Г.Ф.,Чистохвалов В.Н. Приложение к диплому как один из механизмов европейской интеграции высшего образования \\ Научный вестник МГТУ ТА, сер. Международная деятельность вузов. 2005 № 94.
11. Костюк Е., Преловская И. Границы для России\\ Время АН. 2002. 23 октября.
12. Плюсы и минусы Болонского процесса Wwww.ru \/.
И.В Белкина, Н.В. Лисичкина
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
«Тот, кто собирает знания как вещи, будет иметь их по отдельности, но не знает их внутренние связи между собой, и, следовательно, не знает логику связей между ними. г А наука - это процесс познания взаимосвязанности вещей...»
Ю.Фукудзава
Издавна изучение природы было фундаментом практической деятельности человека, основой эволюции мировоззрения. Основные понятия и целые пласты культуры, само представление о закономерностях были порождены исследованием природы. В конце XX века человеческое общество начинает медленно осознавать недостаточность отношения к накопленному знанию о природе как к фундаменту активной техногенной деятельности. Формируется новое отношение к окружающему миру, основанное на взаимозависимости человека и природы. На многие конкретные вопросы той или иной профессии дарт ответ специальные науки, но часто они не отвечают на более глобальные