Научная статья на тему 'Кредитно-рейтинговая система'

Кредитно-рейтинговая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитно-рейтинговая система»

ний - интеграция в процессе выполнения проекта воспитательной, учебной и исследовательской деятельности, в рамках которой формируются общая и профессиональная культура будущих инженеров.

Среди российских преподавателей высшей школы есть значительное число энтузиастов, которые умеют концентрировать свои силы и волю и, невзирая на экономические трудности, решать возникающие профессионально-педагогические задачи в сжа-

тые сроки и на самом высоком уровне творчества. Для этого им необходима убежденность в том, что решение соответствующих проблем является объективно важным для обеспечения приоритета отечественного образования.

Решать многие задачи, связанные с участием России в Болонском процессе, предстоит нам, преподавателям. Для нас очень важно понимание сущности тех преобразований, которые придется осуществлять.

А. ЧУЧАЛИН, первый проректор

О. БОЕВ, директор Центра академической мобильности

Томский политехнический университет

Модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование процессов проектирования содержания, методического обеспечения, технологий реализации и оценки качества освоения образовательных программ. В последнее время Минобразование РФ обращает все большее внимание на использование в российских вузах кредитной и рейтинговой систем, широко применяющихся в университетах ведущих стран.

При этом в нормативных документах общепринятый в мировой практике термин «кредитная система» заменяется термином «система зачетных единиц» [1]. На наш взгляд, эта замена нецелесообразна, поскольку дезориентирует академическую общественность, и без того иногда путающую понятия «кредитной» и «рейтинговой» систем [2]. По нашему мнению, российской высшей школе следует оставить термин «кредитная система», четко определив сущность кредитной системы как системы количественной оцен-

Кредитно-

рейтинговая

система

ки содержания образовательной программы, а рейтинговой - как системы количественной оценки качества ее освоения.

Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:

• ориентированные главным образом на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, например ECTS (European Credit Transfer System - европейская система зачета кредитов), UCTS (UMAP Credit Transfer Scheme - система зачета кредитов университетов азиатско-тихоокеанского региона) [3, 4];

• ориентированные главным образом на накопление кредитов, например USCS (United States Credit System - кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System - кредитная система в университетах Великобритании) [5, 6].

Используемые в различных странах мира кредитные системы отличаются не

только своим назначением, но и подходом к определению кредита. Кредитнозачетные системы, как правило, исходят из понимания кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы в основном определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ — приобретаемых знаний, умений и навыков.

Системы, ориентированные на оценку планируемых результатов освоения образовательных программ, а не трудозатрат, представляются более привлекательными. Они универсальны и удобны при организации непрерывного образования и профессионального совершенствования. Такие кредитные системы не зависят от формы обучения и особенностей национальных образовательных систем различных стран, что важно в условиях современных тенденций к их интеграции и созданию единого образовательного пространства. Они легко адаптируются к новым формам и технологиям образовательного процесса, таким, как дистанционное обучение, использование компьютерных и Internet-технологий.

Следует обратить внимание на разработанную и апробированную (с 1992 г.) в вузах Великобритании систему накопления и зачета кредитов CATS [6]. Данная система имеет преимущества и в большей степени соответствует концепции непрерывного обучения (LLL - Life Long Learning). В последнее время при развитии европейской системы зачета кредитов (ECTS) ставятся аналогичные задачи [7]. В связи с построением кредитной системы для профессионального «образования через всю жизнь» известны примеры использования информации об уровне кредита при оценке результатов — приобретаемых знаний, умений и навыков.

При этом уровень кредита указывает на сложность и глубину знаний, а также на способность самостоятельно применять их на практике. Например, в системе накопления и зачета кредитов Северной Ирландии (Northern Ireland Credit Accumulation and Transfer System, NICATS) существует 9 уровней кредитов [8]. Определение уровня кредита представляется особо важным в системе профессионального образования в области техники и технологий.

При сравнительном анализе различных зарубежных кредитных систем и разработке концепции российской системы зачетных единиц в большинстве случаев обсуждается вопрос количественной оценки одной зачетной единицы в часах (общих или аудиторных), необходимых для освоения соответствующей части образовательной программы. Этот вопрос является значимым, однако второстепенным, поскольку ответ на него различен для различных форм обучения и технологий освоения образовательной программы (очной, заочной, дистанционной, экстерната). При разработке концепции системы зачетных единиц для российской высшей школы более важным представляется обсуждение принципов кредитной оценки содержания образовательной программы на основе планирования результатов ее освоения.

В ходе подготовки российской высшей школы к введению системы зачетных единиц вузам даны некоторые предварительные рекомендации, в том числе по присвоению определенного количества кредитов экзаменам, зачетам и т.д. [1]. По нашему мнению, мероприятия, связанные с контролем результатов освоения образовательной программы (тестирование, зачеты, экзамены и др.), не должны быть предметом кредитной оценки, так как они являются не результатами, а лишь формой контроля достижения результатов.

Проектирование образовательных программ

При создании отечественной кредитной системы целесообразно использовать опыт, накопленный в данной области ведущими университетами мира. Перспективная кредитная система должна представлять собой систему количественной оценки содержания образовательных программ логической модульной структуры с точки зрения планируемых результатов их освоения - приобретаемых знаний, компетенций и методологической культуры - и с учетом объема изучаемого материала, его уровня и значимости, а также нормативного срока освоения.

На этапе проектирования образовательной программы целесообразно оценить планируемый стопроцентный результат ее освоения 100 кредитами. В дальнейшем, путем пересчета с использованием соответствующих коэффициентов, оценка содержания образовательной программы российского вуза может быть дана в любой системе (EcTS, USCS, CATS) в зависимости от необходимости ее сравнения с аналогичной программой университетов стран континентальной Европы, Великобритании, США и т.д. Кредитная система не должна в явном виде учитывать трудозатраты и другие ресурсноориентированные характеристики учебного процесса, а также формы контроля освоения образовательных программ.

Планируемые результаты освоения образовательных программ должны содержаться в Образовательном стандарте вуза, который разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (ГОС ВПО РФ) и учитывает ряд дополнительных требований, связанных с особенностями вузовских научных школ и традиций подготовки спе-

циалистов, состоянием промышленности и рынка интеллектуального труда региона, изменяющимися условиями внешней среды. Кроме того, дополнительными требованиями к результатам освоения образовательных программ могут быть критерии их национальной и международной общественно-профессиональной аккредитации, формируемые на основе запросов профессиональных организаций к уровню подготовки специалистов в соответствующей области.

Например, при проектировании образовательных программ в области техники и технологий целесообразно учитывать дополнительные требования таких национальных и международных общественных профессиональных организаций, как Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Washington Accord (WA), European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry (ENQНEEI), European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education (ESOEPE), а также критерии международной сертификации профессиональных инженеров со стороны European Federation of National Engineering Associations (FEANI), World Federation of Engineering Organizations (WFEO), APEC Engineers Register, Engineers Mobility Forum (EMF) [9-13].

При проектировании Образовательного стандарта вуза и конкретной программы требования к знаниям и компетенциям специалистов задаются на различных уровнях (знакомство, воспроизведение, умение, творчество), соответствующих различным видам деятельности (репродуктивная, реконструктивная, преобразующая, продуктивная), что отражается в кредитной оценке отдельных модулей (курсов, дисциплин) образовательной программы. Искусство разработчиков Образовательного

стандарта вуза и программ подготовки специалистов заключается в том, чтобы запланировать необходимые результаты освоения образовательной программы по уровням знаний, компетенций, методологической культуры и комплексной подготовки к профессиональной деятельности в соответствующих модулях программы и оценить их определенным количеством кредитов [14-16].

Образовательная программа, на наш взгляд, должна состоять из N семестровых модулей (курсов, дисциплин) и оцениваться K кредитами, где K может быть произвольным (как правило, трехзначным) числом, например 100, что будет означать 100-процентный результат при ее полном освоении.

Количество кредитов образовательной программы должно представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (курсов, дисциплин)

Р

1V

К =У кп,

п 5

к

и

им и км

■К.

где kn — количество кредитов, соответствующее п - модулю и определяемое с учетом основных принципов построения кредитной системы, указанных выше.

Планируемый результат освоения образовательной программы P = Z + U состоит из суммы приобретаемых знаний Z и умений U, где сумма знаний

и сумма умений и = ^и1 ,

1 = 1=1

по сути, есть стандарт для освоения образовательной программы. Процесс формирования образовательной программы по модулям (курсам, дисциплинам) осуществляется, исходя из планируемых к приобретению знаний и умений с присвоением определенного количества кредитов отдельным модулям:

Каждый модуль (курс, дисциплина) образовательной программы, оцененный определенным количеством кредитов, должен иметь рабочую программу, структурированную по целям и задачам, а также результатам, достигаемым независимо от технологии его освоения и формы обучения (очной, заочной и т.д.). При этом неотъемлемой частью рабочей программы должны быть материалы для текущего и итогового контроля качества освоения программы, а также критерии оценки качества, единые для всех форм обучения.

Для различных технологий и форм обучения в рабочей программе каждого модуля (курса, дисциплины) предполагаются различные виды учебных занятий (лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, консультации и т.д.), соответствующее организационное и методическое обеспечение, методы контроля достижения результатов, а также временной ресурс для освоения программы, зависящий от технологии и формы обучения.

Таким образом, при разных технологиях и формах обучения одному и тому же количеству кредитов, отражающему запланированные результаты освоения программы каждого модуля (курса, дисциплины), будет соответствовать разный временной ресурс — количество часов (общих или аудиторных), запланированных для освоения программы.

В то же время при заданной технологии и форме обучения для освоения программ различных модулей (курсов,

п=1

дисциплин), оцененных одним и тем же количеством кредитов, может потребоваться разный временной ресурс — количество часов (общих или аудиторных) в зависимости от соотношения видов учебных занятий (лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, консультации и т.д.). Таким образом, в одном учебном плане количество часов (общих или аудиторных), предусмотренных для изучения отдельных модулей (курсов, дисциплин), может быть не прямо пропорционально количеству кредитов, в которых произведена их оценка.

Качество освоения программы по модулям (курсам, дисциплинам) необходимо оценивать с помощью соответствующих методов и контролирующих материалов, способных обеспечить достоверную информацию об уровнях знаний студента. Знания на уровне знакомства проверяются вопросами, ответы на которые свидетельствуют о готовности к репродуктивной деятельности в условиях полной определенности. Знания на уровне воспроизведения - заданиями, выполнение которых свидетельствует о готовности к реконструктивной деятельности в условиях риска неопределенности. Знания на уровне умений проверяются соответствующими задачами, решение которых свидетельствует о готовности к преобразующей деятельности в условиях частичной неопределенности. И, наконец, знания на уровне творчества - постановкой соответствующих проблем, решение которых свидетельствует о готовности к продуктивной деятельности в условиях полной неопределенности [17].

Реализация образовательных программ

Для реализации образовательных программ, спроектированных с применением системы кредитной оценки их содержания, предпочтительно исполь-

зовать либеральную схему освоения программ, предполагающую определенную свободу выбора модулей (курсов, дисциплин) и последовательности их изучения с формированием индивидуальных семестровых учебных планов студентов. Порядок формирования индивидуальных учебных планов определяется системой «пререквизитов» и «кореквизи-тов», влияющих на последовательность изучения модулей (курсов, дисциплин) образовательной программы.

При организации учебного процесса необходимо использовать рейтинговую систему оценки качества освоения

модулей (курсов, дисциплин) образовательной программы, имея в виду соответствие фактических результатов (знаний, компетенций и т.д.) запланированным. Максимальный рейтинг освоения каждого модуля целесообразно определить 100 баллами, что соответствует стопроцентному качеству. Следует заметить, что оценка качества освоения образовательной программы должна быть а) индивидуальной и б) абсолютной как мера соответствия Образовательному стандарту (а не относительной в группе студентов).

Рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы предполагает текущий контроль успешности познавательной деятельности студента в течение семестра и итоговый контроль в период сессии. Конечный результат оценивается по сумме баллов текущего и итогового контроля в определенной пропорции, например 60% и 40%. Максимальный рейтинг качества освоения каждого модуля (курса, дисциплины) образовательной программы = 100. Таким образом, фактический результат освоения всей образовательной программы будет определяться в виде

N

Я = 0.01Хк^„(Я < К),

1 = 1

а средний итоговый рейтинг студента будет зависеть от отношения фактического результата освоения образовательной программы к запланированному в соответствии с кредитной системой О = Я/К.

Использование кредитно-рейтинговой системы будет способствовать совершенствованию национальной системы высшего профессионального образования.

Кредитно-рейтинговая система:

* активизирует разработку Образовательных стандартов вузов на основе ГОС ВПО РФ с учетом региональных особенностей и требований общественных профессиональных организаций;

* стимулирует развитие различных технологий и форм обучения в вузе (очной, заочной, дистанционной, экстерната);

* либерализует учебный процесс и ориентирует его на студента, поощряя его самостоятельную работу;

* способствует оптимальному планированию содержания и методического обеспечения курсов с учетом конечных результатов;

* стимулирует совершенствование процессов мониторинга и оценки качества освоения образовательных программ с использованием современных методов диагностики;

* способствует созданию в вузах современных систем менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов;

* содействует интеграции российской высшей школы с мировой системой высшего образования.

Литература

1. Письмо Минобразования №14-52- 17.

988ин/13 от 28.11.2002.

2. Фролов Н.Н., Сундуков Г.В., Жигунов В.В., ГолутвинВ.А. Организация вузовской системы образовательных кредитов. - Тула, 2003.

3 .http://elfa.bham.ac.uk/ELFA/Bologna _Declaration_1999/ european_credit _transfer_system.htm

4. http://www.umap.org/UCTS.html

5. www.abet.org

6. http://www.nicats.ac.uk/about/cats_ uk.htm

7. Credit Transfer and Accumulation — the Challenge for Institutions and Students, EUA/Swiss Confederation Conference, ETH Zurich, 11-12 October, 2002.

8. http://www.nicats.ac.uk

9. www.upc.es/ enqheei/ presentation.htm

10. www.aeer.ru

11. www.feani.org

12. www.feani.org/ESOEPE/HomePage.htm

13. www.washingtonaccord.org

14. Чучалин А.И, Боев О.В., Севостьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. - М., 2003.

15. Чучалин А.И., Боев О.В., Севостьянова О.А. Опыт разработки и использования кредитной системы оценки содержания образовательных программ в области техники и технологий // Системы управления качеством высшего образования: Материалы Третьей международной научно-методической конференции [3-4 июня 2003 г.]. - Воронеж, 2003.

16. A.I. Chuchalin, O.V. Boev, O.A. Sevo-stianova. Using the credit system to evaluate an engineering programme’s content // 7-th Baltic Region Seminar on Engineering Education, St. Petersburg State Electrotechnical University LETI, St. Petersburg, Russia, 4-6 September 2003. Seminar Proceedings.

Кибернетика и вуз. Вып. 20. - Томск, 1985. - С.32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.