ВН. СЕМЕНОВА
Вера Николаевна Семенова — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 10 публикаций.
Область научной специализации — качество жизни, европейская система образования, Болонский процесс, стандартизация. ^ ^ ^
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ*
Система накопления и переноса кредитов — относительно новая система оценки знаний в системе высшего образования России. Эта система появилась в Европе как часть Болонского процесса, представляющего собой систему оценки знаний, способствующей созданию единого европейского образовательного пространства, конкурентоспособного в условиях цивилизации начала ХХ! в.
Стоит отметить, что единство образовательного пространства не предполагает его унификации. Каждая страна, а также каждое учебное заведение той или иной страны могут и должны сохранять свои традиции, приоритеты и достижения в области образования. Понятие «единое пространство» предполагает взаимную прозрачность (или понятность) образовательной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу [2].
Одним из ключевых вопросов, связанных с прозрачностью образовательного процесса и мобильностью студентов, является вопрос трудоемкости учебной нагрузки в соответствии с возможностями и требованиями той или иной страны.
На протяжении ХХ в. различные страны мира предлагали системы кредитных единиц, использующиеся в учебном процессе. Наиболее известные из них — европейская (European Credit Accumulation — ECA), британская (Credit Accumulation and Transfer System — CATS) и американская (US Credit System — USCS). В рамках Болонского процесса на первое место вышла European Credit Transfer System (ECTS), или Европейская система перевода и накопления кредитов (кредитных единиц).
Данная система была разработана в 1988 г. и основана на принципе передачи учебной нагрузки в терминах времени, затраченного на прохождение курса или какой-либо единицы курса.
Первоначально данная система была внедрена для описания учебной нагрузки курсов, выполняемых студентами за рубежом. Объем учебной работы, выполненной студентом в любом учреждении высшего образования в его стране в течение учебного года, был принят как 60 кредитов ECTS. С целью обеспечения прозрачности описания кредиты распределялись по каждому подлежащему оценке виду учебной деятельности в пропорции, соответствующей доле данного вида деятельности в годовой учебной нагрузке. Распределение кредитов производилось относительно общей годовой нагрузки [5].
В настоящее время во многих странах ECTS используется как официально принятая система накопления кредитов, т. е. все учебные программы, необходимые для получения диплома или определенной профессиональной квалификации, описываются в единицах кредитов, основанием для распределения которых является официальная продолжительность программы обучения. Студент может получить кредит в том случае, если он успешно завершил курс обучения или единицу курса и получил положительную оценку. Следует отметить, что в кредитах измеряется только уровень учебной нагрузки, а не уровень успеваемости студента или сложности материала.
Кредиты могут представлять собой как относительное, так и абсолютное понятие. В первом случае они выдаются на основании расчета учебной нагрузки, а во втором — на основе принятых на официальном уровне критериев.
ГРНТИ 06.00.00 © В.Н. Семенова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Е.А. Горбашко.
Страны — участницы Болонского процесса пришли к соглашению относительно следующей общей структуры высшего образования:
— первый цикл, или бакалавриат: 180-240 кредитов. Данное решение было принято на конференции в г. Хельсинки в 2001 г., достигнутое соглашение о такой продолжительности обучения позже было утверждено Саламанкской конвенцией [4];
— второй цикл, или магистратура: 120 кредитных единиц;
— третий цикл, или докторантура: от 3 до 4 лет, 180-240 кредитов.
Данная система кредитов обладает рядом как положительных, так и отрицательных черт, которые следует учитывать при ее применении в российских вузах.
Основной характеристикой системы является ее простота, а также способность сближать системы образования как в каждой отдельно взятой стране, так и на международном уровне.
Несомненно, плюсом системы БСТ8 является увеличение прозрачности образовательного процесса при академической мобильности студентов разных стран, так как она дает возможность осуществлять перезачет курсов, прослушанных в других, в том числе и зарубежных, учебных заведениях.
Также к плюсам можно отнести стимулирование увеличения мобильности студентов, что, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность на международной образовательной арене той страны, в которую осуществляется приток иностранных студентов.
Следует отметить, что в исторической практике российской высшей школы перезачет дисциплин (полностью или частично) и даже целых периодов обучения практиковался всегда. Но до недавнего времени такая ситуация возникала, когда студент внутри страны переводился из одного вуза в другой или со специальности на специальность. В основу перезачета обычно положены следующие подходы:
1) сравнение содержания программ учебных предметов;
2) сопоставление объемов подготовки (в часах) по каждой из дисциплин;
3) частичный или полный перезачет дисциплин [6].
Следует сказать, что вышеуказанные подходы не могут быть применены полностью, если речь идет о переводе учащихся из вузов Европейского союза в вузы России. Причиной этого являются не только различия в менталитете жителей ЕС и России, но и возможность решать нестандартные проблемы, связанные с согласованием национальных и зарубежных образовательных программ.
Вторая проблема — трудности при пересчете учебной нагрузки в соответствии с требованиями БСТ8. Общая схема данного процесса состоит из четырех этапов.
1. Введение модулей/курсовых единиц. В рамках отдельного вуза следует выбрать модульную или немодульную систему. Общее количество кредитов, приходящееся на полный учебный год, будет составлять 60, в немодульной системе каждому курсу-единице может соответствовать различное число кредитов, а в модульной системе курсам/модулям назначается фиксированное количество кредитов, например пять или кратное пяти число.
2. Оценка учебной нагрузки, которая измеряется временем или количеством часов. Например, учебный модуль объемом в пять кредитов предполагает приблизительно 125-150 часов учебной работы и определяется с учетом таких параметров, как форма обучения, вид учебной деятельности и форма оценки. Следует оценить объем времени, необходимый для выполнения каждого вида учебной деятельности, запланированного в рамках данного модуля или курса, причем он должен соответствовать числу кредитов, предусмотренных для выполнения данного курса.
3. Проверка приемлемости предполагаемой нагрузки по отзывам студентов. Чаще всего используется такой способ, как анкетирование студентов в процессе обучения или по завершении соответствующего курса.
4. Корректировка учебной нагрузки и/или видов учебной деятельности по результатам процесса мониторинга. В модульной системе чаще всего необходимо скорректировать объем учебного материала или формы преподавания, обучения и оценки, так как число кредитов, кратное пяти, является фиксированным. В немодульной системе число кредитов может меняться, но это должно повлиять на другие курсовые единицы в связи с ограничениями по количеству кредитов для данной программы на семестр. В первую очередь, корректировка необходима, если результаты мониторинга показали, что расчетная нагрузка не соответствует реальной [1].
В заключение следует отметить, что в связи с внедрением Болонского процесса в России возникает необходимость в разработке целевой программы по внедрению кредитной системы БСТ8 в систему высшего образования. Целесообразно выделить следующие основные положения, на которые следует обратить внимание при разработке данной программы:
— понятие академического кредита следует ввести в число терминов государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования;
— необходима разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательную деятельность, включающую частичное обучение за рубежом в рамках программ академической мобильности; обязанности вузовских административных структур по решению этих вопросов; действия студентов, участвующих в программах академического обмена;
— необходима организация консультационной и экспертной деятельности, а также сертификация персонала, занятого в процессе перезачета студентов.
Следует отметить, что введение системы кредитных единиц потребует пересмотра, в первую очередь, способа измерения трудозатрат студентов на освоение дисциплин учебного плана. В рамках исследований было установлено, что реальная трудоемкость отличается от трудоемкости в соответствии с ГОС ВПО. ГОС потребует корректировки, необходимой для освоения образовательных программ, что, в свою очередь, влияет на квалификационные требования к специалисту [3].
Кроме того, необходимо учитывать, что использование системы кредитов приведет к изменению учебной нагрузки преподавателей и штатного расписания вузов, к необходимости разработки методического обеспечения самостоятельной работы студентов в рамках учебных курсов. При реализации кредитной системы оценки знаний важным является введение инновационных методов обучения, в том числе учитывающих социально-психологические особенности этого процесса и мотивационные факторы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтаев А.А., Яковлева М.В. Проблемы оценки магистерской программы по органическому сельскому хозяйству по системе ECTS в БГСХА. URL: http://www.tempus.bgsha.ru/files/altaev.doc
2. Гладков Г.И. Что такое европейская система академических кредитов? URL: http://www.bologna.mgimo.ru/
3. Жученко А.А. Российская система зачетных единиц — какой ей быть: поиски, опыт, перспективы. URL: http://www.volsu.ru/rus/info/publication1.doc
4. Кредиты и квалификации высшего образования: справочник по кредитам для квалификаций высшего образования в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. URL: http://www.bp.spbu.ru/Directions/ECTS/Report_ECTS.doc
5. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. URL: http://tuning.unideusto.org/tuningeu/images/stories/template/General_brochure_Russian_version.pdf
6. Романцев Г.М., Колобков И.А. Об адаптации системы ECTS к российским условиям. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании. Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 г., Москва / под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.
НА. СОЛОДКИНА
Наталья Алексеевна Солодкина — аспирантка СПбГУЭФ. В 2005 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — международные экономические отношения, международный бизнес, малый бизнес. ^ ^ ^
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЕС*
Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Роль и значение МСБ в конце XX — начале XXI в. обусловлены изменениями, происходившими в экономиках стран ЕС. Крупные промышленные предприятия и транснациональные корпорации занимают или стремятся занять доминирующее положение в отрасли, на основе чего они и формируют свою стратегию. Малые же фир-
ГРНТИ 06.51.51 © Н.А. Солодкина, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Евдокимова.