Научная статья на тему 'КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ И РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)'

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ И РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / РОССИЙСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО / RUSSIAN PEASANTRY / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CREDIT POLICY / РАССРОЧКА / INSTALLMENT / РУБЛЬ / RUBLE / ОБОРУДОВАНИЕ / EQUIPMENT / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / PEASANT FARMING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лихолет Олег Владимирович

В статье рассматриваются некоторые вопросы кредитной политики в отношении крестьянских хозяйств и организации торговли сельскохозяйственным оборудованием в 1924-1926 гг. Положения статьи основываются на фактических материалах Нижнего Поволжья. В статье исследуется влияние сформировавшейся к 1924 г. устойчивой финансовой системы на развитие торговых отношений между государством и крестьянами. Отмечается, что в 1924-1926 гг. политика советского правительства в отношении крестьян была направлена на увеличение доходности бедняцких хозяйств и поднятие их до уровня середняков. Правительство преследовало цель максимального развития индивидуальных крестьянских хозяйств, что было невозможно без насыщения их скотом и инвентарем, включая сложную технику. В статье рассмотрены виды целевого кредитования крестьян, а также условия продажи оборудования в рассрочку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT POLICY OF THE MIDDLE OF THE 1920''S AND THE DEVELOPMENT OF THE PEASANT FARMING (ON THE MATERIALS OF THE LOWER VOLGA REGION)

The article deals with some issues of credit policy in relation to peasant farms and the organization of trade of agricultural equipment in 1924-1926. The provisions of the article are based on the factual materials of the Lower Volga region. The article focuses on the impact of the established by 1924 sustainable financial system on the development of trade relations between the state and the peasants. It is noted that in 1924-26 the policy of the Soviet government towards the peasants was aimed at increasing the profitability of poor households to the level of the average. The government aimed to develop the individual peasant economy as much as possible, which was impossible without saturating it with cattle and equipment, including complex equipment. The article describes the types of targeted lending to farmers, as well as the conditions of sale of equipment in installments.

Текст научной работы на тему «КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ И РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)»

12. CDNI KK F.1. Op. 1. D. 205 «a». L. 5 ob.

13. CDNI KK F.1. Op. 1. D. 190-a. L. 24.

14. CDNI KK. F.10. Op. 1. D 233. L. 155.

15. Sm. napr.: Turicyn I.V. Sovetska vlast' i rossijskaya pressa (problema vzaimootnoshenij i vzaimovliyaniya, 1921-1929 gg.). Diss. ... dokt. ist. nauk. - Armavir, 1998.

ЯХУТЛЬ ЮРИЙ АСЛАНБИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета.

YAKHUTL', YURIY A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History of Russia, Kuban State University (a075ca@yandex.ru)

УДК 940.1(470)

ЛИХОЛЕТ О.В.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СЕРЕДИНЫ 1920-Х ГОДОВ И РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Ключевые слова: новая экономическая политика, российское крестьянство, кредитная политика, рассрочка, рубль, оборудование, крестьянское хозяйство.

В статье рассматриваются некоторые вопросы кредитной политики в отношении крестьянских хозяйств и организации торговли сельскохозяйственным оборудованием в 1924-1926 гг. Положения статьи основываются на фактических материалах Нижнего Поволжья. В статье исследуется влияние сформировавшейся к 1924 г. устойчивой финансовой системы на развитие торговых отношений между государством и крестьянами. Отмечается, что в 1924-1926 гг. политика советского правительства в отношении крестьян была направлена на увеличение доходности бедняцких хозяйств и поднятие их до уровня середняков. Правительство преследовало цель максимального развития индивидуальных крестьянских хозяйств, что было невозможно без насыщения их скотом и инвентарем, включая сложную технику. В статье рассмотрены виды целевого кредитования крестьян, а также условия продажи оборудования в рассрочку.

LIKHOLET, O.V.

CREDIT POLICY OF THE MIDDLE OF THE 1920'S AND THE DEVELOPMENT OF THE PEASANT FARMING (ON THE MATERIALS OF THE LOWER VOLGA REGION)

Keywords: a new economic policy, the Russian peasantry, credit policy, installment, ruble, equipment, peasant farming.

The article deals with some issues of credit policy in relation to peasant farms and the organization of trade of agricultural equipment in 1924-1926. The provisions of the article are based on the factual materials of the Lower Volga region. The article focuses on the impact of the established by 1924 sustainable financial system on the development of trade relations between the state and the peasants. It is noted that in 1924-26 the policy of the Soviet government towards the peasants was aimed at increasing the profitability of poor households to the level of the average. The government aimed to develop the individual peasant economy as much as possible, which was impossible without saturating it with cattle and equipment, including complex equipment. The article describes the types of targeted lending to farmers, as well as the conditions of sale of equipment in installments.

Одной из основ быстрого восстановления и успешного развития сельского хозяйства в годы НЭПа стало обеспечение устойчивости финансовой системы страны. В начале НЭПа (1921-1923 гг.) было восстановлено денежное обращение в сочетании с главным элементом рыночной экономики - свободой торговли. Благодаря денежной реформе, ушли в прошлое не завоевавшие доверия населения и постоянно обесценивавшиеся «совзнаки» и условные «товарные рубли». С 1924 г. в финансовый оборот вошел червонец - 10-рублевая ассигнация, ставшая основой денежной системы СССР в 20-е гг. Червонец прозвали «золотым» из-за широко распропагандированной декларации, провозглашавшей, что он свободно обменивается в Госбанке на 10-рублевую золотую монету, равную по весу 10-рублевой монете дореволюционной чеканки или соответствующее количество золота. В наличный оборот поступили ассигнации на основе червонца и монеты - серебряные рубли и полтинники высокой пробы, а также серебряная и медная «мелочь».

Восстановление финансовой системы страны позволило сделать доходы населения более стабильными, вывело налоги из натуральной сферы в денежную, а также предоставило

широкие возможности для развития кредитно-ссудных отношений. Все эти обстоятельства принципиально изменили условия развития индивидуального крестьянского хозяйства.

В 1924-1926 гг. политика советского правительства в отношении крестьян была направлена на «осереднячивание» деревни, что предполагало последовательное увеличение доходности бедняцких хозяйств до уровня середняков, при одновременном сдерживании роста доходности зажиточных крестьян. В перспективе предполагался рост удельного веса середняцких хозяйств за счет бывших бедняков. В целом же, правительство преследовало цель максимально развить индивидуальное крестьянское хозяйство, что было невозможно без насыщения его скотом и инвентарем, включая сложную технику. Для Нижнего Поволжья это означало, что подавляющее большинство крестьянских хозяйств должны были иметь необходимый минимум - по 1 корове и лошади, по нескольку голов мелкого скота, а также необходимый инвентарь. Последнее условие было чрезвычайно важным: в отчетах с мест постоянно указывалось, что инвентарь в хозяйствах недостаточен, а имеющийся - изношен, так как не обновлялся с довоенного периода.

Проводя краткий обзор местного сельского хозяйства, следует отметить несколько особенностей. По состоянию и размерам земельных наделов, а также отраслям деятельности хозяйства Нижнего Поволжья в рассматриваемый период серьезно отличались от хозяйств соседних регионов. Если в Центрально-промышленном районе средний надел крестьянина-середняка составлял 4,4 десятин земли (4,8 га), то в Нижнем Поволжье такая площадь была характерна только для Саратовской губернии, где отмечалась высокая плотность населения. В территориально крупных «многоземельных», но слабо заселенных Астраханской и Царицынской губерниях средний размер земельного надела составлял 10-12 десятин. Относительно большие наделы отчасти компенсировали низкую урожайность зерновых, связанную с особенностью местных почв. Урожайность зерновых была в Царицынской губернии - в 2 раза, а в Астраханской - в 3 раза ниже среднероссийской [1]. В то же время, значительная часть сельского населения Астраханской губернии занималась промышленным садоводством и огородничеством. При этом площадь огорода, сада или бахчи всего в 2 десятины (2,2 га) была крупной и высокодоходной. В качестве подсобных хозяйств использовались огороды площадью 0,1-0,2 дес. (10-20 соток) [2].

В 1924-1926 гг. советское правительство стремилась дать возможность бедняцким хозяйствам развиться до уровня середняков с помощью различных льгот. В то же время ликвидировался ряд искусственных преград на пути развития зажиточных хозяйств. Показателен тот факт, что до 1926 г. термин «кулак» использовался относительно редко. В документах фигурировали 3 категории крестьян: бедняки, середняки, зажиточные. Более того, главным призывом кампании в отношении крестьян на некоторое время стал лозунг Н.И. Бухарина «Обогащайтесь!», провозглашенный в апреле 1925 года. Хотя новый курс нарушал логику привычного отношения советской власти к крестьянству [3], кампания привела к существенным успехам. Впрочем, несмотря на продекларированную политику, крестьяне опасались показывать уровень своего благосостояния и заявляли заниженную доходность хозяйств [4].

Важнейшим инструментом для развития крестьянских хозяйств в этих условиях стала кредитно-финансовая политика, в том числе, проводимая силами коммерческих организаций.

В частности, отметим, что в феврале 1922 г. появился Банк потребительской кооперации (Покобанк). Весной того же года возникли первые кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, получившие большое распространение в уездных центрах. В 1923 г. Покобанк был преобразован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), обслуживавший все виды кооперации и открывший отделения в губернских центрах.

В мае 1923 г. отдел сельскохозяйственного кредита Госбанка разработал также порядок образования обществ сельскохозяйственного кредитования. Появившиеся на его основе губернские и уездные общества сельскохозяйственного кредита стали основными кредиторами крестьянских хозяйств. С марта 1924 г. хозяйствам предоставлялся сельскохозяйственный кредит: краткосрочный - на срок до 1 года под 7% годовых;

долгосрочный - на срок до 5 лет, под 12% годовых. С ноября 1925 г. ставки по кредитам снизились до 6% и 10%, соответственно [5, с.47].

Уже с мая 1924 г. получение сельхозяйственного кредита в стране, в целом, и в регионе - в частности, приняло масштабный характер. К примеру, в Астраханской губернии на 1 июня 1924 г. сумма сельскохозяйственного кредита составила 354 836 руб., на 1 мая 1925 г. - 1 225 157 руб., на 1 июня 1925г. - 1 354 887 руб. [6].

Большую часть кредитов в это время брали представители середняцких и бедняцких хозяйств. Хозяйства зажиточных крестьян получали, в основном, целевые кредиты на мероприятия общественного значения. В нижеприведенной таблице 1 показана динамика распределения кредитов по хозяйствам в Нижнем Поволжье в 1925-1927 гг.

Таблица 1. [7, с.38]

Бедняки Середняки Зажиточные Всего

Саратовская губ. 57% 38,1% 4,9% 100%

Сталинградская губ. 58,9% 26,5% 4,6% 100%

Астраханская губ. 33,5% 62,5% 4,5% 100%

Наблюдалась и другая тенденция: чем более экономически развитыми были губернии, тем меньшими были средние размеры кредитов бедняцких и середняцких хозяйств. В

Нижнем Поволжье средний размер кредита на 1 хозяйство составлял:

_Таблица 2.

Бедняки Середняки Зажиточные В средн.

Саратовская губ. 491 руб. 382 руб. 347 руб. 431 руб.

Сталинградская губ. 538 руб. 460 руб. 305 руб. 438 руб.

Калмыкия 767 руб. 500 руб. 160 руб. 500 руб.

В Астраханской губернии средний размер кредита составлял 350 руб. [7, с.39].

В тоже время, многократно фиксировались ситуации, когда средства, полученные по сельхозкредиту, направлялись на семейные бытовые нужды - ремонт дома, покупку жилья переехавшим в город детям, организацию семейных праздников и т.д. Поэтому с 1925 года предоставление сельскохозяйственного кредита стало целевым по направлениям: покупка скота, простого сельскохозяйственного инвентаря, сложной техники. Бедняки и середняки чаще всего брали кредит на покупку рабочего скота, продуктивного скота. На эти цели уходило до 70% всех кредитных средств [7, с.40]. Реже приобретался сельскохозяйственный инвентарь, очень редко - сложная техника. В результате, уже с лета 1924 г. цены на скот выросли. Вследствие возросшего спроса, они достигли максимума в октябре 1925 года. _Таблица 3. [8, с.66-67]

Весна 1924 г. Осень 1925 г.

Лошадь крестьянская 106-140 руб. 150-170 руб.

Корова дойная 45-75 руб. 65-75 руб.

Овца 9-12 руб. 11-14 руб.

Саратовская губерния отличалась практически отсутствием товарного скотоводства. Почти весь скот был привозной, и цены здесь поднялись еще выше. Используя сельскохозяйственный кредит, бедняцкое хозяйство могло приобрести минимум рабочего и мясомолочного скота -лошадь, пару коров. Увеличивали поголовье и середняцкие хозяйства.

С октября 1925 г. цены на скот понизились по ряду причин: профессиональные торговцы скотом традиционно стремились распродать товар до начала холодов; некоторые крестьяне продавали скот в преддверие зимы, опасаясь бескормицы. Но основной причиной стало насыщение рынка и прекращение ажиотажного спроса на скотину. Земледельческие и скотоводческие хозяйства, благодаря кредитам, приобрели ее в необходимом количестве. В 1926 г. 61,1% хозяйств Нижнего Поволжья держали лошадей, 70% - коров. Эти показатели были примерно в 2 раза выше среднего по СССР. 40% хозяйств держали 1 лошадь, 13,9% - 2 лошади, 2,7% хозяйств держали 4 и более лошадей [9, с.51]. В отчетах прямо указывалось,

что число безлошадных хозяйств значительно уменьшилось, в то время как середняцкая группа с 1 и 2 лошадьми заметно возросла. Динамика по хозяйствам, державшим коров: _Таблица 4. [7, с.59]

без коровы 1 корова 2 коровы 3 коровы 4 коровы

Саратовская губ. 27,2% 69,9% 8,2% 6,6% 0,1%

Сталингр. губ. 18,9% 47,8% 23,1% 6% 4,2%

Астраханск. губ. 27,8% 31,8% 22% 9,8% 8,16%

Были крестьянские хозяйства с 5 и более коровами. Молочный скот имел, в основном, потребительское значение, и много коров держали хозяйства, постоянно торгующие молочной продукцией.

Значительная часть кредитов уходила на покупку сельскохозяйственного инвентаря. Если сторонами сделок по скоту являлись частные лица и цены зависели от спроса и предложения, то производителем инвентаря были государственные предприятия, а основными продавцами - государственные и кооперативные магазины. Такой монополизм привел к необъективному завышению цен на сельхозинвентарь. Если в 1913 г. чтобы купить плуг, крестьянин продавал 20 пудов зерна, то в 1923 - начале 1924 г. - 150 пудов; покупка косилки в 1913 г. обходилась в 150 пудов зерна, в 1924 г. - в 847 пудов; жнейки - в 120 и соответственно 704 пуда. Таким образом, цены на сельскохозяйственное оборудование, по сравнению с 1913 г., возросли в 5-7 раз [5, с.41]. Как следствие этого, большинство крестьянских хозяйств в течение 1913-1923 гг. не обновляла инвентарь, что снижало производительность труда и уровень благосостояния крестьян. Показательный факт: ряд хозяйств в начале 1920-х гг. перешли даже на использование деревянной сохи.

В условиях обеспеченной денежной реформой относительной стабильности финансовой системы, государственные учреждения с 1924 г. не снизили цены на инвентарь, но стали продавать его в кредит и даже в рассрочку. В Нижнем Поволжье государственные склады инвентаря продавали оборудование крестьянам по целевым кредитам на срок от года до 5 лет или в рассрочку на срок до 3 лет. Определенные части стоимости погашались после сбора и реализации урожая. Порядок уплаты был следующим:

Таблица 5. [10]

Задаток в % 1 урожай 1924г. в % 2 урожай 1925г. в % 3 урожай 1926г. в % Цены

Плуг 20 50 30 5-30 руб.

Борона «зигзаг» 20 50 30 9 руб.звено

Борона дисковая 15 40 30 15 55-75 руб.

Сенокосилка 10 30 40 20 185 руб.

Шатки 10 30 40 20 170 руб.

Сепаратор 25 50 25 40-150 руб.

Следует подчеркнуть, что рассрочки и кредиты магазинов оборудования не учитывались в составе рассмотренного выше банковского сельскохозяйственного кредита. Такие варианты покупки позволили большинству хозяйств обзавестись хотя бы минимумом необходимого оборудования. Тем не менее, цены на отмеченную номенклатуру товаров оставались завышенными. Поэтому, несмотря на активную торговлю, вызванную повышенным спросом, дефицита не ощущалось, на складах всегда были товарные остатки.

С 1925 г. когда были отменены ограничения на аренду земли и привлечение в индивидуальные хозяйства наемных работников. Как следствие, с этого времени повышается спрос на сложное сельскохозяйственное оборудование - сенокосилки с граблями, промышленные сепараторы и сыроварни, конные грабли, паровые молотилки, тракторы и т.д. К примеру, только в августе 1925 г. в Астраханской губернии было продано в индивидуальные хозяйства: сенокосилок - 121 шт. по 194 руб. 30 коп., 84 конных грабель по 102 руб., 247 сепараторов по 42 руб. 50 коп., 115 жаток по 143 руб. 60 коп., 15 веялок по 36 руб. и 23 000 кос по 90 коп., на общую сумму 80 329 руб. 80 коп[8, с.54]. В результате

политики кредитования крестьянских хозяйств и отлаженной торговли, к 1927 г. Нижнее Поволжье по степени насыщенности сельскохозяйственным оборудованием занимало лидирующие позиции в масштабах страны. Железные плуги составляли 2/3 всех пахотных орудий, железные бороны - 64% всех борон (по РСФСР этот показатель равнялся 7%) [9, с.54]. На весь регион в 1928 г. было 2 967 тракторов, 49 из них были в индивидуальных хозяйствах [7, с.35-36]. Настолько высокая обеспеченность скотом и сельскохозяйственным оборудованием обеспечила быстрое дальнейшее развитие индивидуальных крестьянских хозяйств. Следует особо отметить, что кредитно-финансовая политика в 1924-1926 гг. привела не только к быстрому росту удельного веса крестьян-середняков, но и росту порога зажиточности середняцкого хозяйства.

Литература источники:

1. Поволжье. Альбом хозяйственного строительства поволжских губерний. - М., 1925. С.9.

2. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф.1. Оп.1. Д.387. Л. 283.

3. Турицын И.В. Революционный порыв и традиция как элементы формирования нового управленческого слоя в 1920-е годы (на материалах Юго-Востока России) // Альтернативы большевистской модернизации в годы новой экономической политики. - М., 2014. - С.101.

4. Виноградов С.В. Поволжье в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического развития// Альтернативы большевистской модернизации в годы новой экономической политики. - М., 2014.-С. 74.

5. История социалистической экономики СССР: В 7-ми т. / Редкол.: И.А. Гладков (отв. ред.) и др. - Т.2. - М.: Наука, 1977.

6. Наш край. - 1925. - №4. - C.79.

7. Контрольные цифры народного хозяйства и культуры Нижне-Волжского края на 1928-29 г. - Саратов, 1929. -C.38.

8. Наш край. - 1925. - №6.

9. Нижне-Волжский край. - М., 1930.

10. ГААО. Ф.1. Оп.1. Д.488. Л.Л.1-2.

References and Sources

1. Povolzh'e. Al'bom hozyajstvennogo stroitel'stva povolzhskih gubemij. - M., 1925. S.9.

2. Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). F.1. Op.1. D.387. L. 283.

3. Turicyn I.V. Revolyucionnyj poryv i tradiciya kak ehlementy formirovaniya novogo upravlencheskogo sloya v 1920-e gody (na materialah YUgo-Vostoka Rossii) // Al'ternativy bol'shevistskoj modernizacii v gody novoj ehkonomicheskoj politiki. - M., 2014. -S.101.

4. Vinogradov S.V. Povolzh'e v gody novoj ehkonomicheskoj politiki: osobennosti social'no-ehkonomicheskogo razvitiya// Al'ternativy bol'shevistskoj modernizacii v gody novoj ehkonomicheskoj politiki. - M., 2014. - S. 74.

5. Istoriya socialisticheskoj ehkonomiki SSSR: V 7-mi t. / Redkol.: I.A. Gladkov (otv. red.) i dr. - T.2. - M.: Nauka, 1977.

6. Nash kraj. - 1925. - №4. - C.79.

7. Kontrol'nye cifry narodnogo hozyajstva i kul'tury Nizhne-Volzhskogo kraya na 1928-29 g. - Saratov, 1929. - C.38.

8. Nash kraj. - 1925. - №6.

9. Nizhne-Volzhskij kraj. - M., 1930.

10. GAAO. F.1. Op.1. D.488. L.L.1-2.

ЛИХОЛЕТ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Астраханский государственный университет.

LIKHOLET, OLEG V. - PhD. in History, Associate Professor, Department of History of Russia, Astrakhan State University (o.liholet@mail.ru)

УДК 94(470.6).084.8:334.763

ПЕЧАЛОВА Л.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КООПЕРАТИВНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, ДОНА И КУБАНИ)

Ключевые слова: кооперация, кооперативные предприятия, артели, промысловая кооперация, кооперация инвалидов, дети-сироты, образовательные учреждения, обеспечение, одежда, обувь, игрушки, СССР, Юг России, Северный Кавказ, Дон, Кубань.

В статье представлены данные комплексного анализа вклада промысловой кооперации и кооперации инвалидов Северного Кавказа, Дона и Кубани в реализацию политики государства по восстановлению деятельности образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Актуальность исследования определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.