Научная статья на тему 'КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АПК'

КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкаренко Л.И.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Ивановской области. Отмечено, что эффективное развитие действующих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов позволит решить проблемы инфраструктуры, повысить уровень занятости населения в сельской местности и развитие сельскохозяйственного производства, что в свою очередь будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкаренко Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АПК»

среднесрочной перспективе / И. Ройзман, Т. Бондорева // Инвестиции в России. - 2008. - №9. - С. 3-14

8. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. - М.: Финстатинформ, 2002.

Шинкаренко Л.И., к.т.н.

доцент кафедра ФКиЭБ Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Иваново КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АПК Аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Ивановской области. Отмечено, что эффективное развитие действующих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов позволит решить проблемы инфраструктуры, повысить уровень занятости населения в сельской местности и развитие сельскохозяйственного производства, что в свою очередь будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, финансовые ресурсы АПК

Мировая практика и международный опыт подтверждают, что одним из наиболее действенных механизмов адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям является развитие сельской кооперации. Трудно переоценить роль кооперации в вопросах обеспечения продовольственной независимости страны, устойчивого развития сельских территорий, укрепления сельского образа жизни, решения социальных и демографических проблем села.

В Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» подчеркнуто, что к приоритетам первого уровня в институциональной сфере относится развитие кооперации, интеграционных связей в АПК, формирование продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров.

На начало 2012 г. в России насчитывался 6661 сельскохозяйст-венный потребительский кооперативов (СПоК) 1-го уровня, в том числе 1758 кредитных, 1196 перерабатывающих и 3693 снабженческо-сбытовых. Однако фактически функционировало 68,2% кооперативов, в том числе кредитных - 69,2, перерабатывающих - 64, снабженческо-сбытовых - 69,4%. В структуре зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России наибольшую долю (55,4%) составляют снабженческие кооперативы, на втором месте - кредитные (26,4), на третьем

- перерабатывающие (17,9%). Из числа созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов меньше всего включилось в работу перерабатывающих кооперативов [6].

В составе сельскохозяйственных потребительских кооперативов России - 51810 членов, из которых 80,5% - личные подсобные хозяйства и 5,5% - крестьянские (фермерские) хозяйства. В целом же из числа созданных СПоК меньше всего включилось в работу перерабатывающих кооперативов.

В системе сельскохозяйственной потребительской кооперации сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы

занимают особое место. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" [1] определил правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Целью таких кооперативов является объединение паенакоплений (паев) и привлечение денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств и размещение этих денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам), по доступным для них ценам и иным условиям, для удовлетворения их финансовых потребностей.

Законодательство Российской Федерации относит кредитные кооперативы к сельскохозяйственным обслуживающим потребительским кооперативам, но при этом предусматривает специальные нормы, регулирующие особенности их создания и деятельности. Потому данный вид кооперативов рассматривается, как правило, отдельно от остальных видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов [2].

Согласно п. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации различают три вида кредитных потребительских кооперативов:

- кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);

- кредитный потребительский кооператив граждан -

кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица;

- кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

Основной задачей кредитных кооперативов является финансовое обеспечение членов кооператива, прежде всего предоставление займов на принципах взаимопомощи и взаимовыгоды. В то же время они не являются

кредитными организациями и не осуществляют банковские операции. Предоставление займов членам кооператива базируется преимущественно на собственных средствах кооператива, прежде всего, на паевых взносах членов кооператива и доходах от деятельности кооператива.

Соблюдение кредитными кооперативами большинства установленных требований отслеживают саморегулируемые организации кредитных кооперативов в отношении своих членов, а государство осуществляет надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кредитных кооперативов и наиболее крупных кредитных кооперативов.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы выполняют важнейшую функцию - аккумулируют свободные денежные средства юридических и физических лиц определенной сельской местности. Эти средства направляются на финансовую поддержку малого бизнеса на селе, способствуют становлению фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, сельских предпринимателей и, соответственно, развитию сельскохозяйственного производства на основе частной собственности, то есть используются для реального формирования потребительского рынка. Они также служат источником первоначального капитала для мелкого сельского бизнеса, который призван решать проблемы инфраструктуры тех территорий, где расположены кооперативы, а также занятости рабочей силы в сельской местности.

Для широкомасштабного развития сельской кредитной кооперации в настоящее время имеются все условия:

- появился значительный и имеющий тенденцию к увеличению рынок потребителей кредитных ресурсов - фермеры, сельские предприниматели, сельское население;

- сельское население имеет свободные денежные средства, которые оно не доверяет коммерческим банкам из-за потери части средств во время финансовых кризисов;

- администрация многих областей поддерживает создание сельских кредитных кооперативов [5].

Кредитные кооперативы являются наиболее динамично развивающимися. Здесь активно формируется трехуровневая система управления: первичные, региональные и межрегиональные кооперативы.

Первый уровень - это районные и местные сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), которые создаются и действуют на ограниченной территории. Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив - это организация, контролируемая своими членами. Если кооператив заключает соглашения с другими организациями, включая правительственные, или получает средства из внешних источников, то он делает это на условиях, обеспечивающих демократический контроль со стороны членов кооператива, сохраняя при этом свою самостоятельность и автономию.

Второй уровень - это областные и республиканские и межрегиональные СКПК. Этот уровень системы управления формируется кредитными кооперативами на добровольной основе путем создания кооперативных структур (регионального кредитного кооператива).

Третий уровень формируется региональными кредитными кооперативами, которые делегируют межрегиональному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Народный кредит» ряд специальных полномочий по финансовым услугам, а также участвуют в создании национальной ассоциации и саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы являются главным элементом современной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Российской Федерации. Помимо СКПК в организационную структуру системы сельской кредитной кооперации входят организации, относящиеся к институциональной инфраструктуре (союзы и ассоциации сельских кредитных кооперативов; гарантийные (резервные) фонды; фонды поддержки и развития сельскохозяйственной кредитной кооперации) и деловой инфраструктуре (коммерческие банки; ревизионные союзы; аудиторы; страхователи, страховые агенты; учебно-методические центры и т.п.).

Инфраструктура сельскохозяйственной кредитной кооперации представляет собой систему институтов содействия созданию, купле-продаже и потреблению продуктов СКПК, а также соответствующих этим институтам различных регулирующих механизмов, обеспечивающих выгодные условия для эффективного взаимодействия между кооперативами и членами кооператива.

К институтам поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, относят Фонд развития сельской кредитной кооперации и Союз сельских кредитных кооперативов.

Фонд развития сельской кредитной кооперации в настоящее время играет роль финансового центра сельской кредитной кооперации. Он осуществляет финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов посредством предоставления займов, проводит мониторинг и анализ финансового состояния кооперативов, осуществляет консультационную поддержку. Вместе с тем, представляется необходимым усилить значение данного фонда, определив на современном этапе его роль и место в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации с целью максимально эффективного использования его ресурсов для развития системы в целом [2].

Союз сельских кредитных кооперативов объединяет сельские кредитные кооперативы всех уровней и представляет их интересы во взаимоотношениях с законодательными и исполнительными органами власти и иными организациями. Также Союз сельских кредитных

кооперативов, посредством участия в мероприятиях по развития микрофинансового рынка и проведения научно-практических конференций, обучения и обмена опытом, пропагандирует кооперативное движения и его значение в развитии сельских территорий в регионах.

На рисунке представлена система сельскохозяйственной кредитной кооперации России, предложенная коллективом авторов и разработанная на основе изучения и обобщения отечественной практики развития кооперативного движения [5].

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы осуществляют выдачу займов своим членам за счет средств, привлеченных от своих членов (включая ассоциированных), кредитных организаций и иных источников. Развитие кооперативов осуществляется преимущественно за счет собственных ресурсов. В редких случаях некоторым кооперативам удается получить государственную поддержку на региональном уровне в форме пополнения фондов финансовой взаимопомощи, или возмещения процентной ставки по привлеченным кредитам, или бюджетных гарантий по привлекаемым кредитам, возмещения кооперативам первого уровня части их паевых взносов в кооператив второго уровня.

3

Банк кредитной кооперации

Небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО)

Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив

,,11 \ ОГЛ111I I М К" 1)1.' I М'Г,,

Национальная ассоциация Сельских кредитных

Система

ГЕРФО

Национальный учебный центр

Саморегулируемая организация региональных

Фили ь Региональный

I

ал ! областной

2

Региональная

ассоциация Союз сельских

Региональный учебный центр

Региональный ревизионный совет

3 — Третий уровень 2 - Второй уровень 1 - Первый уровень

- Возможные варианты

Рисунок 1 - Совершенствование системы сельскохозяйственной кредитной кооперации России [5]

1

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы осуществляют выдачу займов своим членам за счет средств, привлеченных от своих членов (включая ассоциированных), кредитных организаций и иных источников. Развитие кооперативов осуществляется преимуще-ственно за счет собственных ресурсов. В редких случаях некоторым кооперативам удается получить государственную поддержку на региональном уровне в форме пополнения фондов финансовой взаимопомощи, или возмещения процентной ставки по привлеченным кредитам, или бюджетных гарантий по привлекаемым кредитам, возмещения кооперативам первого уровня части их паевых взносов в кооператив второго уровня.

Каковы же возможности использования кредитной кооперации для межмуниципального сотрудничества? Членами кооперативов могут быть как физические, так и юридические лица. Но не лица официальные (то есть, муниципалитеты). Однако, привлекать посторонние средства (в том числе и муниципальные) общегражданские кооперативы могут. Это открывает определённые возможности для использования кредитных кооперативов для финансирования хозяйственных структур, осуществля-ющих какие-либо необходимые муниципальным образованиям виды деятельности (например, в коммунальном хозяйстве или на транспорте), что может оказать положительный эффект прежде всего в сельской местности, где сложнее получить банковский кредит. Также, благодаря возможности привлечения сторонних кредитных ресурсов, кредитные кооперативы, созданные при участии муниципальных предприятий из разных муниципальных образований, могут более эффективно привлекать средства кредитных организаций - кооператив, объединяющий несколько лиц, более значимая величина, чем каждое из этих лиц, взятое в отдельности.

Государство должно играть важную роль в формировании благоприятной среды для развития сельской кредитной кооперации, основанной на частной инициативе фермеров, сельских предпринимателей, сельского населения в целом, в связи с этим важным аспектом кооперативного строительства являются обоснование и совершенствование системы мер государственной поддержки развития кооперации (рис. 2).

Рисунок 2 - Система мер и инструментов государственной поддержки

кооперации [4]

В качестве мер государственной поддержки развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов, изложенных в резолюции круглого стола «Концепция развития кооперации на селе» (19 декабря 2012 г., Фонд развития сельской кредитной кооперации), предложено:

- рассматривать представителей сельскохозяйственного кооператив-ного кредита в качестве агентов при реализации различного рода государственных и целевых программ на федеральном и региональном уровнях;

- предоставлять субсидии на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных кредитных кооперативов всех уровней из расчета 1 рубль из средств федерального бюджета на 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива. Субсидии из федерального бюджета предоставляются при условии софинансирования

мероприятий из бюджета субъекта РФ в размере не менее 20% от фонда финансовой взаимопомощи, сформированного членами кооператива;

- предоставлять субсидии на возмещение части затрат, произведенных СКПК на получение гарантий, поручительств (или залогового обеспечения по кредитам и займам) в размере 90% от подтвержденных затрат, но не более 3 млн руб. на один кооператив;

- возмещать сельскохозяйственным кооперативам части затрат на уплату членских взносов в ревизионный союз, но не более 50 тыс. руб. в год;

- меры по финансовой поддержке Фонда развития сельской кредитной кооперации;

- меры государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных кооперативов в форме частно-государственного партнерства, предусматри-вающие выделение им субсидии на 1 рубль привлеченных в кооператив средств из всех источников сроком не менее 1 года. Обязательным условием является направление данных субсидий на формирование неделимого фонда (например, гарантийного, страхового и др.);

- помимо мер прямой государственной поддержки предусмотреть меры косвенной поддержки в зависимости от направлений, по которым субсидии распределены в связи с вступлением в ВТО. Например, предоставлять не гранты, а создать залоговый фонд для сельско-хозяйственных кооперативов в каждом регионе не менее 50 млн руб.;

- разработать систему мер по финансовому оздоровлению кооперативов в случае возникновения у них проблем с обслуживанием и возвратом заемных средств;

- создать единый финансовый центр кооперативного кредита в виде Сельскохозяйственного кооперативного банка. Создание такого банка поможет привлечь в сельскохозяйственную кооперацию ресурсы рынка межбанковского кредитования, иных российских и зарубежных источников;

- оказать финансовую поддержку формированию гарантийных и залоговых фондов при кооперативах 2-го уровня и 3-го уровней [7].

Однако к настоящему времени данные предложения не нашли в полной мере отражения на законодательном уровне, что может выступить сдерживающим фактором в развитии кооперации.

Развитие системы кредитной кооперации в России сталкивается с определенными трудностями. Они обусловлены несовершенством правовой базы, отсутствием государственных органов регулирования, недостаточным

вниманием к проблемам кредитной кооперации со стороны федеральных и региональных органов власти. Заемно-сберегательная политика кредитных кооперативов не имеет четкой регламентации, при этом отсутствует система управления финансовыми рисками, что подчеркивает несовершенство финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов [3].

В России, несмотря на законодательное закрепление кооперативных принципов и создание нормативно-правовой базы развития кооперации, в течение многих лет происходит сокращение количества СПК, снижается численность пайщиков потребительских обществ Центросоюза, а сельскохозяйственные потребительские кооперативы, несмотря на рост их численности в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, остаются малочисленными и не охватывают всей сферы услуг, необходимых различным категориям хозяйств для повышения эффективности их функционирования.

Из рисунка 3 видно, что кредитная кооперация в России развивается, но этот процесс идет весьма скромными темпами.

и

■а н и о

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1778 1836 1772 1847

1150

2009 2010 2011 2012 2013 Год

Рисунок 3 - Динамика численности СКПК за 2008-2012 г.г.

Так, за период с 1 января 2009 года по 1 января 2013 г. численность СКПК в Российской Федерации возросла на 697 единиц, что составило около 38%, то есть среднегодовой темп роста числа сельскохозяйственных кредитных кооперативов за пять лет не превышал 7,5%. Вместе с тем, наибольший рост численности кооперативов был отмечен в 2008 году - 35% или 628 ед. Это можно объяснить началом реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». За оставшиеся 4 года, т.е. за 2009 -

2012 г.г. рост числа сельскохозяйственных кредитных кооперативов составил всего - 3% или 69 ед. Таким образом, по состоянию на 1 января

2013 г. численность СКПК в Российской Федерации составляет 1847 ед., из которых реально работающих - всего 68%.

Развитие кредитных кооперативов не является равномерным и однонаправленным. В различных регионах степень развития кредитных кооперативов неодинакова. Наибольших успехов добились кооперативы, которые объединены в региональные системы кредитной кооперации. Опыт развития региональных систем в Волгоградской, Ростовской, Томской, Саратовской областях показал преимущество региональных систем сельской кредитной кооперации перед разрозненно функционирующими в пределах области кредитными кооперативами. В настоящее время в этих регионах сформировались двухуровневые системы кредитной кооперации, где первый уровень представляют районные кооперативы, которые объединены в областные кооперативы - второй уровень. Областные кооперативы берут на себя такие функции, которые отдельный небольшой кооператив выполнить не в состоянии: главная из них - накопление и перераспределение средств местных кредитных кооперативов, а также оперативное управление финансовыми ресурсами. Кроме того, на основе областного кооператива создается база для соблюдения единой методологии и обеспечения стандартизации деятельности кредитного кооператива: единые стандарты ведения бухгалтерского учета и налогообложения, единые нормы внутреннего функционирования, единая информационная база. Эти положительные моменты значительно повышают эффективность деятельности кредитных кооперативов, обеспечивают их устойчивое функционирование [5].

В настоящее время в России сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 78 субъектах Федерации, в более чем 1000 сельских поселений. Наибольшее количество СКПК создано в Приволжском и Южном федеральных округах, их доля составляет 49% (25 и 24% соответственно) от общего числа СКПК России, далее следуют Сибирский - 18%, Центральный - 14, Дальневосточный - 10, СевероЗападный - 5, Уральский - 4% (рис. 4).

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы более, чем на 6% удовлетворяют потребности субъектов малого предпринимательства на селе в заемных средствах, занимая на этом рынке третье место после ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России». Кроме того, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы представляют потребительские займы сельским жителям.

□ Северозападный ФО

□ Центральный ФО

□ Приволжский ФО

□ Южный ФО

□ Уральский ФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Сибирский ФО

□ Дальневосточный ФО

Рисунок 4 - Структура кредитной кооперации по субъектам Российской Федерации

Объём субсидируемых кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования, в 2012 году приведен в таблице 1.

Ивановская область имеет в своей институциональной структуре 14 зарегистрированных сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, обеспечивающих альтернативную форму финансовой поддержки предпринимателей на основе принципов финансовой взаимопомощи, перечень которых представлен в таблице 2.

Таблица 1 - Объём субсидируемых кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2012 г._

Объем кредитов (займов), млн. руб.

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в том числе по кредитным организациям

ОАО Россель хозбанк Сбербанк России Прочие банки кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования 49 475,9 36479,7 9677,6 2257,1 1 061,3

В том числе:

ЛПХ 32 180,6 23 350,7 6 598,2 1 758,9 472,7

КФХ 15 582,8 12 124,9 2 740,2 468,5 249,0

СПоК 1 276,8 783,2 324,3 27,3 141,9

СКПК 435,8 220,8 15,0 2,3 197,7

В % 100 73,7 19,6 4,6 2,2

Источник: Минсельхоз России, Форма ГПС-20.

В сравнении с лидерами регионального кооперативного движения Республика Саха (Якутия), Астраханская, Волгоградская, Кемеровская,

Самарская, Саратовская области, Забайкальский, Краснодарский края, где зарегистрировано около половины сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов России, в Ивановской области число сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов является явно незначительным и в связи с этим нельзя сказать, что в данном регионе они играют заметную роль в оказании финансовых услуг на селе.

Поэтому автор считает, что назрела необходимость организации в Ивановской области широкодоступной сети кредитования аграрного сектора за счет объединения и активизации, имеющихся в сельской местности финансовых ресурсов, то есть путем создания и развития сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Таблица 2 - Сельскохозяйственные кредитные потребительские коопера-тивы, зарегистрированные в городских округах и муниципальных районах Ивановской области_

Городские округа и муниципальные районы Ивановской области

Городские округа:

Иваново

Кинешма 1. СРКПК «Инвестор»

Вичуга

Шуя

Кохма

Тейково

Промышленно-сельскохозяйственные районы:

Ивановский 1. СПКК «Подмога»

Родниковский 2. СПКК «Родник»

Приволжский 3. СКПК «Россия»

Кинешемский 4. СКПК «Содействие», 5. СКПКВК «Флора»

Заволжский 6. СКПК «Шанс»

Фурмановский

Южский

Гаврилово-Посадский

Вичугский

Сельскохозяйственно-промышленные районы:

Комсомольский 7. СПКК «Искра»

Пучежский 8. СКПК «Нива»

Шуйский 9. СПКК «Перспектива» 10. СКПК «Агро-Нива»

Лежневский 11. СКПК «Луч»

Тейковский 12. СКПК «Сельхозкредитинвест»

Палехский

Юрьевецкий

Савинский

Сельскохозяйственные районы:

Верхнеландеховский 13. СКПК «Гарант»

Пестяковский 14. СКПК «Надежда»

Ильинский

Лухский

С этой целью на региональном и местном уровнях необходимо разработать системные меры по увеличению числа и доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет их активного участия в кооперативной деятельности.

А в будущем, для повышения статуса и значимости кооперативного направления деятельности и в связи с возрастающим постоянным взаимодействием кооператоров и исполнительной власти мы видим необходимость создания в региональном Департаменте сельского хозяйства Ивановской области или муниципалитетах - отделов по работе с сельскохозяйственными кооперативами. Основой формирования эффективной системы управления здесь должна быть оценка деятельности органов государственной власти (муниципалитетов) по развитию кооперации. В этой связи важными представляется, например, составление рейтинга в соответствии с классификацией городских округов и муниципальных районов Ивановской области по развитию кооперации и на этой основе поощрение и наказание руководителей муниципальных органов власти, ответственных за развитие кооперативного движения на местах.

Кроме того, для совершенствования и развития сельскохозяйст-венной потребительской кооперации Ивановской области необходимо разработать Концепцию долгосрочного развития потребительской кооперации субъекта Российской Федерации. Целью разработки Концепции должно быть определение основных направлений деятельности кооперативных организаций для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально-ориентированном рынке товаров и услуг, повышения авторитета в вопросах социального развития, участия в экономическом развитии региона, обеспечение безопасности в сфере продовольственного обеспечения и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Обозначенные в концепции проблемы и пути их решения должны быть закреплены в Комплексной целевой программе социально-экономического развития области, в части повышения качества жизни и социального развития, например: обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения; развитие инфраструктуры в целях формирования комфортной среды проживания населения сельской местности; развитие кадрового потенциала; повышение качества жизни малонаселенных пунктов; создание условий для развития самозанятости населения и др. Примерами подобной практики выступают Концепции

развития потребительской кооперации Белгородской, Ростовской, Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга и др.

Кредитные кооперативы на селе должны стать основой развития других форм кооперации, которые содействуют решению проблем сбыта и переработки продукции, производимой в хозяйствах населения, финансирования покупки или лизинга сельскохозяйственной техники и замены оборудования.

Таким образом, перед современной кооперацией поставлены задачи рационализации сложившейся аграрной экономики путем оживления экономических методов руководства.

Создание сельских кредитных кооперативов позволит консолидировать средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая личные подсобные хозяйства, обеспечит стимул для роста сбережений на селе и вложения этих сбережений в сельскохозяйственный сектор, в рост объемов производства во всех отраслях деятельности, а открытие новых и модернизация существующих предприятий будут сопровождаться созданием новых рабочих мест, повышением уровня занятости сельского населения.

В свою очередь, дальнейшее эффективное развитие действующих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов позволит повысить общее финансовое благополучие сельскохозяйственных товаропроизводителей, их кредитоспособность, увеличит возможность товаропроизводителей брать кредиты в банках, так как прирастает имущество, способное служить залогом и возможность получения государственной поддержки в укреплении фондов финансовой взаимопомощи, а в целом позволит решить проблемы инфраструктуры, повышение уровня занятости населения в сельской местности и развитие сельскохозяйственного производства, что в свою очередь будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009, № 29, ст. 3627.

2. Заика, С. Совершенствование организации и управления развитием кооперации на селе //"Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве", 2012, N 10

3. Пахомов, В.М. Как создать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив и организовать его работу. - Рекомендации / Под ред. д-ра экон. Наук Пахомова В.М., канд. с-х. наук Медведевой Н.А. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. - 272с.

4. Проект Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года г. Санк-Перербург 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro.tomsk.ru/doc eaa/forma doc/Proekt Koncepcii.doc

5. Жилина, Н.Н. Развитие финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com content &view=article&id=910: fkk-mechanizm&catid=3 9: analiz&directory=48

6. Ткач А.В. Перспективные модели кооперации в АПК. - Кредитная кооперация Чувашии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creditcoop.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id=1008: cooperative-models-apk&catid=41: cooperation

7. Резолюция круглого стола «Концепция развития кооперации на селе» (19 декабря 2012 г., Фонд развития сельской кредитной кооперации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/ document/v7_show/21755..htm

Шиян Е.И., к.э.н.

доцент Терентьева А.А. студент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет(Сибстрин)

Россия, г. Новосибирск СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (На примере Мечети Новониколаевского Магометанского общества в г.

Новосибирске)

В настоящее время вопросу о сохранении историко-культурного наследия уделяют мало внимания. Памятники архитектуры, в свое время являвшиеся культурными и духовными центрами для населения, бесследно исчезают. На грани полного исчезновения может оказаться большое количество великих исторических объектов, которые, в силу своей незащищенности, на сегодняшний день утратили полностью настенную живопись, а стены и своды находятся в аварийном состоянии.

В современном мире наблюдается большое влияние религии на происходящие в обществе процессы. Культурные объекты выступают в роли социальных институтов. Поэтому при реализации проектов реконструкции (реставрации) объектов историко-культурного наследия должны учитываться не только экономические, но и социальный, эстетический и другие аспекты.

В 2014 году одна из старейших мечетей Новосибирска вновь распахнула свои двери после почти трехлетней реставрации [1].

Мусульманская община г. Новосибирска (Новониколаевска) оформилась в 1907 году и компактно проживала в исторически сложившейся татарской слободе на ул. Татарской и прилегающей к ней территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.