Научная статья на тему 'Креативный подход к обучению студентов архитектурно-дизайнерскому проектированию'

Креативный подход к обучению студентов архитектурно-дизайнерскому проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / CREATIVE APPROACH IN EDUCATION / ARCHITECTURAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Т. В.

Автор раскрывает особенности реализации креативного подхода к обучению студен тов на примере курса архитектурно-дизайнерского проектирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative approach to education in the architectura

The author expands the specifications in realization of the creative approach in modern student education of architectural design

Текст научной работы на тему «Креативный подход к обучению студентов архитектурно-дизайнерскому проектированию»

УДК 378.14:721.012

Т.В. ЗАХАРОВА

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМУ

ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Автор раскрывает особенности реализации креативного подхода к обучению студентов на примере курса архитектурно-дизайнерского проектирования.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, креативный подход к обучению студентов, архитектурно-дизайнерское проектирование.

The author expands the specifications in realization of the creative approach in modern student education of architectural design.

Key words: professional tourism education, creative approach in education, architectural design.

«Творчество там, где можно сказать - это мое».

К.С. Мельников

Особенностью архитектурного образования можно назвать индивидуальный подход к процессу образования студента, раскрытие его творческого потенциала и формирование его креативной и духовной личности. Спецификой такого образования являются умения и навыки будущей профессии: видеть повседневные проблемы, нестандартно подходить к решению поставленной задачи, быть в курсе новых технологий в разных областях знаний и умело их применять, понимать роль архитектурного наследия и его значимость.

Креативный подход к любому роду деятельности предполагает активный подъем творчества. Творчество как главная составляющая образовательного процесса - успех в профессии архитектора. Значит, одним из важнейших способов «обучения» архитектуре

© Захарова Т.В., 2014

является развитие креативности будущего архитектора. Процесс обучения в этом направлении происходит. Однако процент хороших специалистов невысок.

Как получить более высокий профессиональный уровень дипломированных архитекторов? Как осуществить этот процесс? Какие методы могут принести успех?

Необходим поиск путей совершенствования подготовки профессиональных кадров.

Для развития творческих способностей, заложенных в каждом человеке, необходимо избавление от каких-либо условностей и шаблонов. Вся образовательная система должна давать обучающимся установки на воображение, фантазию, интуицию, с помощью которых студенты создают свои творческие проекты, имеющие концептуальную идею поиска архитектурных образов, адаптированных к окружающей среде и обществу, с дальнейшей возможностью практической разработки.

В целях вовлечения студентов в творческий образовательный процесс

необходимо активизировать творческую деятельность студентов, применяя креативные учебные технологии и методики, которые, в свою очередь, не должны пренебрегать общепринятыми традиционными методами. Но новаторские методы делают учебный процесс и его результаты более ощутимыми и весомыми. Креативный подход к обучению позволит успешно воздействовать на творчество студента, приближая процесс учебной проектной деятельности к профессии архитектора.

Педагоги-архитекторы должны методом апробаций создать структуру учебного процесса, в котором все логично и доступно каждому студенту, независимо от его личных способностей. Тот стандартизованный способ деятельности, который с помощью педагога формирует в себе студент, осознающий цели своих действий, отслеживающий результаты своего обучения, запоминающий конкретные этапы, приводящие к определенному итогу, как раз и образует педагогические технологии. Но этого на современном этапе недостаточно. Творческие методы в архитектурном образовании должны содержать какие-то элементы неожиданности и новизны.

Курс «Архитектурно-дизайнерское проектирование» в системе архитектурного образования играет очень важную роль, так как позволяет студенту приобрести конкретные навыки, умения, знания, необходимые ему в практической профессиональной деятельности. Назначение курсовых проектов заключается в овладении студентами определенными умениями и навыками архитектурного проектирования. Курсовое проектирование необходимо использовать для развития творческой активности студентов. Примене-

ние креативных методов обучения архитектурному проектированию наряду с традиционными помогает эффективнее раскрыть и сформировать творческую личность студента.

Приведем несколько методов раскрытия творческих способностей обучающихся на курсе архитектурно-дизайнерского проектирования.

1. Коммуникативный метод. Планирование учебного сотрудничества. Своими профессиональными действиями педагог показывает студенту, как происходит процесс проектирования, создавая на практических занятиях условия, приближенные к профессиональной деятельности: педагог - руководитель, студент - автор проекта, тем самым осуществляя «профессиональное» сотрудничество. Это главный способ воздействовать на творческое сознание студента, организуя его деятельность как профессиональную. При этом процесс проектирования должен сопровождаться анализом теории и философии архитектуры.

2. Индивидуальный подход. Психологическое воздействие педагога на сознание обучаемого выглядит как установка на пробуждение воображения, переходящее в профессиональное видение. Важно, чтобы и педагог, и студент заметили момент, когда начался творческий процесс. Педагог должен внушить студенту, сопровождая внушение соответствующим доказательным подкреплением, что «это» (предложенный вариант) можно рассматривать для дальнейшей разработки. Студент этому поверит и будет работать с найденным материалом, как с «архитектурой находкой», и действовать с ним на профессиональном уровне.

3. Архитектурное сочинительство. Студенту предлагается делать то, че-

го он раньше никогда не делал, - сочинять профессионально-значимые вещи. В процессе обучения задания постепенно становятся сложнее. Педагог в качестве примера должен показать студенту «технологию» своего сочинения на практике: с чего начинать, как действовать и чем заканчивать. Затем погрузить в этот процесс студента, который должен развивать свой профессиональный опыт в этих упражнениях, используя графические навыки.

4. «Погружение в контекст» - метод целенаправленного формирования профессиональных представлений, основанный на существующих цитатах мировой архитектуры. Студенту предлагается выполнить ряд клаузур на восприятие материала и погружение в смоделированную педагогом среду. В графических упражнениях студент анализирует и раскрывает использованные профессиональные приемы, увиденные в предложенном контексте, сочиняя свою клаузуру, проведя вариативный поиск.

5. Метод слайдового тренинга. Способствует формированию у студентов профессиональных ассоциативных связей, с помощью которых он видит и анализирует архитектуру.

6. Метод расширения круга междисциплинарных связей и интересов в архитектурном проектировании. Проектное обучение является главным в архитектурном образовании. Вокруг него интегрируется весь комплекс предметов и дисциплин, необходимых для подготовки архитектора.

7. Метод презентаций. Будущие архитекторы учатся грамотно строить свою речь, защищая свой проект, выступая в роли докладчиков и оппонентов.

Готовясь вести диалог с потенциальными работодателями, учащиеся

должны отстаивать свою точку зрения, демонстрируя достигнутый уровень профессиональной подготовки. Все этапы проектирования студенты могут отражать, используя метод презентаций: компьютерный, графический -плакаты, буклеты.

8. Мини-конкурсы. Проведение конкурсов профессионального мастерства среди студентов.

9. Метод структурообразующего творческого модуля. Связующим звеном между наукой, образованием и начальной инновационной производственной деятельностью студентов служит студенческая творческая мастерская или бюро - структурообразующий модуль. В мастерской происходит максимальное сближение с профессиональной деятельностью. Обучение и работа в такой мастерской создают благоприятные условия для развития творческого потенциала. Каждый студент, обучаясь и работая в творческом коллективе, привнесет в общую работу элементы своего творчества. Такие мастерские (лаборатории, бюро) должны стать центрами творческого пространства для формирования креативной профессиональной деятельности студентов как в научно-технической, так и культурно-экологической сферах. Работа в таких творческих модулях помогает найти свою творческую ориентацию.

Проблема самоопределения - одна из ключевых для процесса развития студента. Ориентированные технологии обучения дают возможность студентам понять, как организовать свою профессиональную деятельность в области архитектуры с точки зрения набора профессионально значимых качеств и умений.

В результате завершения обучения выпускнику вуза предлагается:

• проектная работа;

• научная работа в рамках интересующего его направления исследований;

• искусствоведческая работа;

• педагогическая работа;

• предпринимательская деятельность. Если по окончании учебного вуза

дипломированный архитектор усваивает три составляющие инновационного архитектурного образования -

совокупность науки и образования, определяющую область знаний; совокупность образования и практики, определяющую область навыков, и совокупность науки и практики, определяющую область методологии, - то этот специалист имеет уровень инновационного архитектурного образования, необходимый современному миру и обществу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов И.И. К проблеме сочинительства в объемно-пространственном формообразовании // Архитектон: известия вузов. 2004. № 3 (8).

2. Санто Б. Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. 2006. № 9.

3. Шадриков В.Д. Новая модель специа-

листа: инновационная подготовка и компе-тентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

4. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетент-ностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34.

УДК 379.8

Е.М. ПРИЕЗЖЕВА

РАБОТА АНИМАЦИОННЫХ КОМАНД НА ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ «СОЧИ-2014»

Представлен опыт работы анимационных команд на зимних Олимпийских играх в Со-чи-2014, где работали и выпускники Российской международной академии туризма.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, культурная программа, зимние Олимпийские игры, деятельность аниматоров.

The article presents the experience of animators at the Winter Olympic games in Sochi in 2014, where the students of Russian International Academy for Tourism worked.

Keywords: professional tourist education, cultural program, Winter Olympic Games, the activity of the animation.

Седьмого февраля в российском городе Сочи открылись XXII зимние Олимпийские игры, безусловно, это ключевое спортивное событие 2014 г. Всего за историю олимпийского движения почетного права провести у себя Олимпиаду удостаивалась 21 страна, из них привилегию провести зимние Игры получали 11 государств.

Сочи - самый крупный курортный город России, расположен на Черноморском побережье Краснодарского края, является крупным экономическим центром, неофициально именуется летней, южной и курортной «столицей» России.

Подготовка к масштабному спортивному событию позволила решить проблему дальнейшего развития Сочи как курорта. Благодаря проведению Олимпиады были сделаны существенные изменения в инфраструктуре города, повышена транспортная доступность. Со-

© Приезжева Е.М., 2014

вместная автомобильная и железная дорога Адлер - Красная Поляна призвана улучшить инфраструктуру региона, соединившись развязками с федеральной трассой М-27. Ввели в эксплуатацию новый современный аэровокзальный комплекс, завершено строительство посадочной галереи с телетрапами и У1Р-терминалом. Аэропорт может обслуживать до 3,8 тыс. человек в час. Был значительно расширен морской порт, и теперь город может стать одним из объектов круизного туризма [1].

В период подготовки Олимпиады было построено порядка 20 тыс. гостиничных номеров, возведено 4 горнолыжных курорта. Город стал по-настоящему безбарьерной средой, что важно для инвалидов-колясочников. Общие инвестиционные затраты на Олимпиаду в Сочи составили 214 млрд руб.; из федерального бюджета было выделено 99 млрд руб.

Безусловно, это дает уникальный шанс для создания нового курорта, он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.