М. В. Бундин,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Е. В. Ширеева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
M.V. Bundin,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Law Faculty of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
E.V. Shireeva,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Law Faculty of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-205-216
КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ И КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ1
Аннотация: важным составляющим развития творческих (креативных) ин-дустрий являются креативные кластеры и креативные пространства. На данный момент более чем в 45 субъектах РФ созданы различные креативные кластеры и креативные пространства. Однако отсутствует четкий понятийный аппарат, правовое регулирование их статуса и деятельности.
Цель исследования заключается в формулировке и систематизации правовых признаков креативных кластеров и креативных пространств, правовых проблем порядка их создания и деятельности. Методологическую основу составили анализ правового регулирования креативных кластеров и креативных пространств, совокупность методов формальной логики, диалектического и системно-структурного методов в вопросе формулирования правовых признаков и выявления правовых проблем.
В статье сформулированы характерные черты и правовой статус креативных кластеров и креативных пространств. Отмечены особенности порядка присвоения данных статусов. Авторы делают вывод о том, что для обеспечения развития креативной экономики через креативные кластеры и креативные пространства требуются дальнейшие шаги по созданию их правового регулирования как на региональном, так и федеральном уровнях с целью обеспечения единства подходов как в части определения и закрепления необходимого понятийного аппарата, так и в части оценки эффективности их деятельности и обеспечения адресности мер государственной поддержки. Авторы также отмечают, что создание указанных инструментов должно учитывать определенный социальный эффект от их деятельности для целей развития малонаселенных территорий.
Ключевые слова: творческие (креативные) индустрии, креативный кластер, креативные пространства, правовой статус, административная процедура.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030» в рамках научного проекта № Н-425-99_2022-2023
■а
а
в К
о Р
о а
I, *
3 ин
0) н
3 I
О Ф
£ а
ф 2
ы В
£1
р ®
а
в и
о в
в » о
о 2
Р 5
3 *
Р 0!
а i
и в
я *
205
5 ¡в
Hi
ф За в
5я
CREATIVE TECHNOLOGY PARKS: LEGAL STATUS AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION1
Abstract: an important component of the development of creative industries are creative clusters and creative spaces. At the moment various creative clusters and creative spaces have been created in more than 45 constituent entities of the Russian Federation. However, there is no clear conceptual apparatus, legal regulation of their status and activities.
The purpo.se of the study is to formulate and systematize the legal characteristics of creative clusters and creative spaces, legal problems of the order of their creation and activities. The methodological basis was an analysis of the legal regulation of creative clusters and creative spaces, a set of methods of formal logic, dialectical and systemic-structural methods in the issue of formulating legal characteristics and identifying legal problems.
The article formulates the characteristic features and legal status of creative clusters and creative spaces. The peculiarities of the procedure for assigning these statuses are noted. The authors come to the conclusion that in order to ensure the development of the creative economy through creative clusters and spaces, further steps are required to create JQ the appropriate legal framework at the regional and the federal level, which could ensure n the unity of approaches both in terms of defining and consolidating the necessary conceptual
n apparatus, and in terms of evaluating the effectiveness of their activities and ensuring the targeting of state support measures. The authors also note that the creation of these tools should take into account certain social impact of their activities for the development § of sparsely populated territories.
® Keywords: creative industries, creative cluster, creative spaces, legal status,
administrative procedure.
^ В последние три года можно говорить о введении и раз-
5 витии нового правого института творческих (креативных) индустрий, § который «закрепляет основные понятия данной деятельности, крите-
С
I
рии отнесения субъектов к креативным индустриям, меры государственной и муниципальной поддержки таких индустрий, а также осно-3 вы для их развития» [1, с. 134]. Ключевым программным документом, ^ регулирующим данный институт, является Концепция развития творец ческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агло-206 мерациях до 2030 года (далее - Концепция) [2]. ^ Творческие (креативные) индустрии развиваются посредством СЧ деятельности креативных кластеров. Согласно Концепции, креатив® ный кластер - это «взаимосвязанные организации и предприятия, ^ размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости. Они развиваются управляющей компанией под единым брендом и объединяют резидентов (арендаторов) из секторов творче-
1 The reported study was funded by program of strategic academic leadership «Prioritet - 2030» according to the research project № H-425-99_2022-2023
ских (креативных) индустрий, субъектов творческого (креативного) предпринимательства в целом, имеют необходимую инфраструктуру для творческой и (или) предпринимательской деятельности, являются центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия [3]. Важной составляющей для эффективного функционирования креативного кластера является его офлайн-площадка, физическое пространство и созданная инфраструктура. К сожалению, на сегодняшний день нет четко сформулированного понятийного аппарата, чтобы дать унифицированное название такой офлайн-площадке, где реализуется креативный кластер. Это приводит к сложностям в ее правовой характеристике.
Анализируя различные источники, можно отметить, что такие офлайн-площадки обозначаются по-разному. Во-первых, как креативный технопарк, под которым понимается «территория и расположенный на ней имущественный комплекс, состоящий из земельного участка (земельных участков), объектов капитального §§ строительства или частей (помещений) объекта капитального стро- § | ительства, объектов коммунальной, транспортной, технологической §< | инфраструктуры и оборудования, необходимых для осуществления Ц | профильной деятельности юридическими лицами и (или) индиви- « £ дуальными предпринимателями» [3]. Во-вторых, как креативное ?! пространство, которое представляет собой «объект капитального | строительства или частей (помещений) объекта капитального стро- | == ительства, оснащенных оборудованием и обладающих необходимой § Ц инфраструктурой для осуществления профильной деятельности § § и реализации творческого потенциала» [4]. Данное понятие в насто- | | ящее время наиболее активно используется в законодательных актах ^ субъектов РФ вместо понятия «креативный технопарк». В-третьих, § § можно встретить позицию, согласно которой «креативный кластер § | - это «технопарк» в сфере креативных индустрий - это компактное | | физически ограниченное пространство, где расположены взаимодополняющие друг друга творческие бизнесы...» [5, с. 5]. Иными 207 словами, данные понятия фактически отождествляются и опреде- ^ ^ ляются друг через друга. | ш
С точки зрения права и сферы правового регулирования следует ^^ разграничивать данные категории. Креативный кластер характе- § | ризуется такими чертами, как: " "
■ креативный кластер представляет собой совокупность субъектов, обладающих статусом юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
■ субъекты креативного кластера объединены общей сферой деятельности, относящейся к одной из творческих (креативных) ин-дустрий, определенных в Концепции;
■ субъекты креативного кластера осуществляют свою деятельность на общей площадке;
■ субъекты креативного кластера являются самостоятельными участниками различных правоотношений, вытекающих из их деятельности;
■ управление креативным кластером осуществляется управляющей компанией, которая обладает статусом юридического лица;
■ креативные кластеры могут создаваться в различных формах: центры, галереи, резиденции, арт-клубы, арт-пространства, дома культуры, лофты, антикафе, мастерские и т.д. [6, с. 24-28].
Для креативного пространства свойственно следующее: „о ■ это объект капитального строительства (или части такого объекта), который обладает необходимой инфраструктурой для реализации целей и задач креативного кластера; а ■на его базе осуществляется профильная деятельность креатив-о5 ного кластера;
§ ■ субъекты креативного кластера являются резидентами креатив-2 ного пространства и имеют статус арендаторов помещений объекта ^ капитального строительства (или части такого объекта); — ■ управляющая компания выступает в качестве собственника § объекта недвижимости либо обладает им на ином вещном праве. ^ Таким образом, в целях правовой определенности представляется § важным нормативно закрепить определение понятия «креативное с пространство» в федеральном законодательстве.
Немаловажным вопросом также является порядок создания креа-о тивных кластеров и креативных пространств. Следует отметить, что ^ это должны быть две разные административные процедуры. В насто-С ящий момент порядок создания креативных кластеров и креативных пространств схож с порядком создания промышленных технопарков 208 и технопарков в сфере высоких технологий. Решение об их создании ^ принимается на региональном уровне уполномоченным органом ис-(V полнительной власти. Данный порядок является разрешительным
и регламентируется региональным законодательством. Однако в настоящее время не во всех субъектах РФ имеется четкое правовое регулирование данного вопроса.
По данному вопросу в качестве примера было проанализировано законодательство города федерального значения Москвы, в частности, Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г.
№ 1815-ПП «О реализации пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных кластеров и креативных пространств» и Приказ Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (далее - ДПиИР) от 24 марта 2022 г. № П-18-12-72/22 «Об утверждении Порядка проведения пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных кластеров и креативных пространств» [7].
В Постановлении Правительства Москвы отражены основные понятия, статус субъектов, а также определен уполномоченный орган исполнительной власти в данной сфере, закреплены его полномочия и порядок деятельности. В частности, Межведомственная комиссия по вопросам реализации пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных кластеров и креативных пространств осуществляет подготовку перечня видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД); определяет требования для присвоения статуса креативного кластера, статуса управляющей § компании креативного кластера и статуса креативного пространства; § | рассматривает документы, связанные с присвоением статуса кре- С | ативного кластера, управляющей компании креативного кластера, Ц | статуса креативного пространства; осуществляет взаимодействие « £ с органами государственной власти города Москвы, организациями О 2 и должностными лицами в данной сфере. В Приказе ДПиИР города | Москвы закреплен порядок присвоения статуса креативного кластера | == и креативного пространства; перечень профильных видов экономиче- § § ской деятельности в соответствии с ОКВЭД; порядок формирования § § и ведения реестра креативных кластеров, их управляющих компаний и креативных пространств. Для присвоения статуса креативного
о £ Э £
2 § Ч о
кластера и управляющей компании креативного кластера, а также | §
О 1
§ с § 2
а
209
для присвоения статуса креативного пространства требуется подача заявок вместе с установленным комплектом документов. Требования | 3 к составу документов, как и форма заявки, отличаются в зависимости от присваиваемого статуса.
Следует отметить, что принятие решения о создании креатив- ^ ^ ного кластера и креативного пространства должно основываться I ш на определенных критериях. Стоит провести аналогию с уже давно §1 сложившейся международной практикой при создании научных § 1 и индустриальных технопарков. Методическое руководство для в" регулирующих органов в части создания научных и технологических технопарков в Азиатско-Тихоокеанском регионе содержит ряд актуальных аспектов, которые могут быть применены при создании
нормативно-правовой основы [8]. Требуется выполнение определенных условий, без которых эти инструменты не будут эффективными. К таким условиям можно отнести: наличие серьезной исследовательской базы и институтов (вуза и (или) крупного исследовательского центра (-ов)) среди ключевых «якорных» резидентов; наличие сильной управляющей команды, обладающей необходимыми компетенциями и опытом реализации соответствующих проектов, в данном случае не только в сфере развития и инноваций, но также в экономике, финансах, юриспруденции, строительстве и т.д.; привлекательность территории; наличие предпринимательской культуры и традиций; доступ к инвестиционному капиталу.
Отсутствие части указанных факторов может серьезным образом повлиять на эффективность деятельности креативного кластера и креативного пространства. В данном случае ориентация на то, что „о само по себе строительство креативного пространства привлечет инвестиции и обеспечит инновационное развитие региона, является в некоторой степени наивной. По сути выбор территории и располо-№ жения должен быть грамотным и обоснованным указанными выше § факторами.
§ Важно учитывать, что создание и поддержка деятельности 2 креативных кластеров и креативных пространств часто требуют ^ существенного вклада со стороны государства, в том числе в виде — налоговых, социальных льгот и компенсаций, а также в части необ-§ ходимости вовлечения в его деятельность социальных институтов. 5 Это принесет для региона социальный эффект в виде развития инно-§ вационной экономики.
С
I
Анализ наиболее успешных технопарков в Азиатско-Тихоокеанском регионе в полной мере демонстрирует, что существенное <5 значение имели как минимум два фактора [8]. Первый - близость ^ крупных городов обеспечила доступ к научно-исследовательской С и производственной базе, квалифицированным кадрам в виде выпускников вузов и молодых специалистов, а также внимание ино-210 странных инвесторов и международных экспертов. Второй - широкая ^ государственная поддержка в виде налоговых льгот и финансирование СЧ проектов в виде грантов.
® Аналогичным образом следует рассматривать и проблематику ^ создания креативных кластеров и креативных пространств, которые должны иметь соответствующую базу или условия, которые в полной мере могут обеспечить их успешность и эффективность. Именно это следует из Руководства по созданию креативных кластеров, где прямо указаны ключевые параметры привлекательности при выборе терри-
тории/места для создания креативного кластера, что вполне актуально и для креативных пространств. В частности, к таким факторам можно отнести: co-location - соседство c потенциальными потребителями и заказчиками; простоту и качество сервиса (свободный доступ в Интернет, велопарковка, зарядка для телефонов); соотношение цены и качества (используются минимальные средства и затраты, однако высокий «имидж» территории сохраняется); «дух места» (наличие у территории привлекательной истории, эстетической и архитектурной ценности); возможность подстраивать пространство под себя; разнообразие планировок; круглосуточный доступ; вовлеченного собственника; доступность пространства; привлекательную среду (благоустроенная территория); открытую культурно-образовательную среду для обмена опытом и общения [5, с. 16].
Такие креативные пространства намного проще реализовать в крупных городах, нежели на малонаселенных территориях, что наглядно демонстрирует статистика развития и успешности креативных кластеров, а также карта их сосредоточения [6, с. 43].
Отсюда следует вполне логичный вывод и о том, что создание g | креативных пространств вне крупных городов или вблизи них почти §< | наверняка потребует больших усилий и поддержки со стороны госу- Ц | дарства, а значит более тщательной оценки использования именно « £ этого инструмента для развития креативных индустрий, а также 0 Й возможно иного подхода при оценке их эффективности и признания | социальной значимости для региона и (или) конкретной территории, | s так как перспективы самоокупаемости и рентабельности могут быть Ц нивелированы каким-то иным социальным эффектом в виде сохране- g g ния самобытной креативной культурной среды или традиций. | |
Это отчасти объясняет тот факт, что основной вектор государствен- 1 ной политики по поддержке креативных индустрии первоначально | ^ был ориентирован на поддержку их развития в крупных агломерациях, g г
щ О
тогда как меры поддержки в остальных случаях отданы на усмотрение | g исполнительных органов власти субъектов, которым предлагается сформировать собственные подходы и комплекс мер в таких случаях. 211
В связи с этим стоит остановится более подробно на анализе предлагаемых и применяемых мер поддержки креативных индустрий | s и креативных пространств. Следует признать, что этот вопрос проработан лишь отчасти. В некотором смысле это связано с уже обо- g щ значенной проблематикой несовершенства понятийного аппарата, в " поскольку неопределенность субъекта - получателя государственной поддержки - не способствует эффективному адресному применению мер государственной поддержки. В данном случае следует обратиться
к уже обозначенной Концепции, содержащей ряд направлений, в рамках которых планируется оказать содействие в развитии креативных индустрий, например, в обеспечении территориальной и финансовой инфраструктур, развитие и формирование необходимых компетенций, субсидирование привлечения специалистов-практиков и др. [2]. Сама по себе Концепция не конкретизирует меры государственной поддержки. При этом подчеркивается необходимость их системной разработки путем формулирования четких критериев относимости к креативному предпринимательству, т.е. конкретизации объекта поддержки, а также сохранения «бесшовности» финансовой поддержки из разных источников. Разработка мер поддержки требует тщательного анализа нормативных положений в действующем законодательстве как в части объекта поддержки, так и в части самих мер, в том числе основанных на критериях эффективности и оценке эффективности. „о Определенные трудности есть как в первом, так и во втором случае.
Вполне логичным видится вариант, что государство в этом вопросе может пойти по аналогичному с индустриальными и научными № технопарками пути, т.е. посредством проработки вопросов, связанных § с привлечением частных венчурных инвестиций, создания системы на-§ логовых льгот для участников креативных индустрий. Текущий План 2 мероприятий по реализации в 2022-2024 гг. Концепции предполагает возможность применения по решению субъектов РФ налоговых льгот — на имущество организаций, льготных условий аренды государствен-§ ного и муниципального имущества субъектами творческого (креативного) предпринимательства, а также налогового стимулирования развития сферы творческих (креативных) индустрий [9]. Оба эти вопроса находятся в стадии разработки.
Согласно Перечню поручений Президента РФ по итогам по-о сещения выставки «Развитие креативной экономики в России» (да-^ лее - Перечень) соответствующим ведомствам были даны указания С проработать некоторые видов адресных налоговых льгот для производителей анимационной аудиовизуальной продукции и разработчиков 212 аудиовизуальной продукции посредством компьютерной графики ^ в интересах иностранных лиц. Перечень содержит указание на необ-(V ходимость внесения в законодательство РФ изменений, предусматри-® вающих определение понятия «креативный кластер», установления ^ особенностей и условий деятельности таких кластеров в целях обеспечения адресного характера мер государственной поддержки, что ставит очевидный вопрос о необходимости создания соответствующего регулирования уже на федеральном уровне в продолжение уже принятых программных и стратегических документов [10].
I
С
Данная необходимость отчасти обусловлена и тем, что, несмотря на принятие Концепции, в подавляющем количестве субъектов РФ отсутствует какое-либо детальное регулирование в сфере креативной экономики. Последнее является следствием сосредоточения креативных кластеров и пространств в крупных городских агломерациях и экономически развитых регионах [6, с. 43].
Расширение государственной поддержки, в том числе в виде субсидий и грантов, т.е. предоставления в том или ином виде бюджетного финансирования, потребует разработки четкой и понятной методики оценки эффективности их деятельности. В данном случае крайне важно избежать ошибок, которые возникли при оценке деятельности индустриальных и научных технопарков. Особую остроту этот вопрос получил после опубликования доклада Счетной Палаты РФ по результатам анализа проведенных проверок эффективности расходования бюджетных средств на создание и развитие технопарков по линии Минпромторга [11].
Помимо случаев дублирования финансирования были отмечены § следующие проблемы, которые не позволили провести качественную § | проверку эффективности государственных инвестиций: & |
V __н §
■ отсутствие четкого понятийного аппарата, что иногда не по- Ц £ зволяет понять, что же в итоге было создано; « £
■ наличие проблем в регулировании и серьезных недостатков Н системы мониторинга и контроля деятельности технопарков; |
■ отсутствие единой и понятной методики оценки эффективности | « деятельности технопарков. § Ц
Очевидно, что перечисленные проблемы в значительной степе- § § ни объясняет необходимость не только проработки понятийного | | аппарата на федеральном уровне, но и создания соответствующей системы мониторинга и контроля, а также системы оценки эффек- 1 Ц тивности деятельности креативных кластеров и пространств, как § | необходимых условий продолжения и (или) получения тех или иных | | мер государственной поддержки. В отношении технопарков этот вопрос поднимался неоднократно. Действующая методика опирается 213 на следующие показатели: отношение количества резидентов-субъ- ^ ^ ектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты I о, МСП) к общему количеству резидентов; отношение площади, зани- ^^ маемой резидентами-субъектами МСП, к общей площади, занимае- § | мой резидентами; доля территории технопарка (земельные участки, помещения), предоставленной резидентам-субъектам МСП в целях осуществления высокотехнологичного, инновационного производства; выручка резидентов-субъектов МСП; объем внебюджетных
инвестиций в основной капитал резидентов-субъектов МСП; прирост количества зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности у резидентов-субъектов МСП; количество рабочих мест, организованных на территории технопарка его резидентами-субъектами МСП; отношение средней заработной платы работников организаций резидентов-субъектов МСП к средней заработной плате на территории субъекта РФ; налоговые отчисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ от резидентов-субъектов МСП [12]. Как мы видим, в основе показателей лежит экономическая эффективность.
В случае с креативными кластерами и пространствами наиболее логичным все же видится формирование гибкого подхода, который может отличаться от подходов потенциально применимых к оценке эффективности деятельности технопарков. „о Представляется вполне логичным определить особые условия при го создании креативных кластеров и креативных пространств в малых городах в части финансовых и налоговых мер поддержки, а также № оценки эффективности их деятельности. Как уже было отмечено, § создание креативных кластеров и креативных пространств на первых со этапах будет скорее социальным проектом, нежели высокорента-2 бельным бизнесом. Об этом было заявлено генеральным директором Агентства стратегических инициатив - С. В. Чупшевой [13], которая — особо подчеркнула необходимость создания центров креативных § индустрий именно в малых городах с целью решения социальных jj проблем в части создания необходимых условиях для самореализации § и снижения оттока населения из них.
Необходима выработка схожего, но в то же время более гибкого решения правового регулирования в части формирования системы мер о государственной поддержки и оценки эффективности деятельности g креативных кластеров и индустрий. Они могут отличаться в зависимо-С сти от регионов, носить не только коммерческий характер, но и быть частью социальной среды города и (или) территории, а также решать 214 социальные вопросы, а значит быть ориентированными не только ^ на экономический, но и социальный эффект. Реализация этой задачи CV будет успешной только в условиях тесной коллаборации государства
с участниками креативных индустрий и их ассоциациями, которые могли бы оказать содействие в разработке системы адресной государственной поддержки и оценки эффективности креативных кластеров и креативных пространств.
Список литературы:
1. Мартынов, А.В. К вопросу о видах административно-правовых барьеров развития креативных индустрий в Российской Федерации / А.В. Мартынов, Е.В. Ширеева, Ю.И. Головизнина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 4. - С. 131-141.
2. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р // Собр. законодательства Рос. Федерации.
- 2021. - № 40, ст. 6877.
3. О реализации пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных технопарков : постановление Правительства Москвы от 10 июля 2019 г. № 868-ПП (утратило силу). - Доступ из справ.-правовой системы «КонультантПлюс» (дата обращения: 21.10.2023).
4. О реализации пилотного проекта по созданию в городе Москве креативных кластеров и креативных пространств : постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. № 1815-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «КонультантПлюс» (дата обращения: 21.10.2023).
5. Журавлева, Т. Сносить нельзя ревитализировать : практическое ру- g ководство по созданию креативного кластера / Т. Журавлева, И. Токарев, о % Я. Ярмощук. - М. : Агентство развития регионов; Флакон Икс, 2019. - 111 с. g, 3
6. Токарев, И. Атлас креативных кластеров Российской Федерации -3 g 2023 г. / И. Токарев, М. Свистухина, А. Филиппова, С. Троценко, Д. Устинова. ^ g
- М. : Союз профессионалов креативных кластеров; Институт развития го- * | родов ПОЛИС, 2023. - 611 с. ||
7. Об утверждении Порядка проведения пилотного проекта по созданию Sg в городе Москве креативных кластеров и креативных пространств : приказ g * ДПиИР г. Москвы от 24 марта 2022 г. № П-18-12-72/22. - Доступ из справ.- g Ц правовой системы «КонультантПлюс» (дата обращения: 21.10.2023). о Ц
8. Establishing Science and Technology Parks : A Reference Guidebook for ^ | Policymakers in Asia and the Pacific // The Economic and Social Commission for % р Asia and the Pacific (ESCAP). - URL: https://clck.ru/36B8zh (дата обращения: ^ ° 21.10.2023). ||
9. О Плане мероприятий по реализации в 2022 - 2024 гг. Концепции g -развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления § S их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2022 г.
№ 2290-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 34, ст. 6044. ^
10. Перечень поручений Президента Российской Федерации по ито- ш „ гам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» // ¡=,т Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ % S assignments/orders/72053/print (дата обращения: 21.10.2023). g
11. Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование предоставленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков (с контрольно-счетными органами субъектов
Российской Федерации) : отчет о результатах совместного контрольного мероприятия // Официальный сайт Счетной Палаты РФ. - URL: https://ach. gov.ru/upload/iblock/d0a/d0a1eedbae64c280e5ccd33521e4b860.pdf (дата обращения: 21.10.2023).
12. Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1410, а также „О состава такой информации : приказ Минэкономразвития России от 9 ноя-¡^ бря 2022 г. № 609 (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2023 г. § № 72215). - Доступ из справ.-правовой системы «КонультантПлюс» (дата * обращения: 21.10.2023).
^ 13. АСИ разработало предложения по поддержке креативных класте-
§ ров в России // Агентство стратегических инициатив. - URL: https://asi.ru/ ® news/184892/ (дата обращения: 21.10.2023).
I 216