Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК НОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК НОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE ECONOMY / CULTURAL PRODUCT / CULTURAL ENTREPRENEURSHIP / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Кристина Гнеловна

В статье представлен анализ креативных индустрий как нового сектора экономики в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК НОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ»

УДК 330

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Григорян Кристина Гнеловна, магистрант, ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет "

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК НОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В

XXI ВЕКЕ

Аннотация: В статье представлен анализ креативных индустрий как нового сектора экономики в XXI веке.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, культурный продукт, культурное предпринимательство.

Abstract: The article presents an analysis of creative industries as a new sector of the economy in the 21st century.

Keywords: creative industries, creative economy, cultural product, cultural entrepreneurship.

Креативная экономика тесно связана с культурными индустриями. Термин культурные индустрии актуализировался, начиная с восьмидесятых годов, и его отнесли к тем формам культурного производства и потребления, которые имеют в центре символический или выразительный элемент. Эта концепция была распространена по всему миру ЮНЕСКО с тех пор, как в восьмидесятые в его определение постепенно включили широкий спектр отраслей: музыка, отрасли, связанные с искусство, письмо, мода и дизайн, средства массовой информации, а также ремесленное производство [7, с. 43].

Однако, начиная с девяностых годов двадцатого века, данный термин также используется для обозначения творческих индустрий; он относится к очень крупному производству, которое включает товары и услуги, произведенные деятелями культуры [3, с. 335].

Со времени популяризации термина «креативная экономика», отрасли, связанные с ним начали стимулировать экономический рост постепенно увеличивающимися темпами; на глобальном уровне, как указано в «Докладе о креативной экономике» (2012 г.), такая экономика принесла «2,2 трлн. долл. США во всем мире в 2000 г.» [6].

Что касается европейских стран, они проявляют большой интерес к культурным и творческим индустриям, поскольку те являются источником экономического роста: как подчеркивалось в докладе Европейского саммита творческих индустрий, «культурные и креативные секторы составляют почти 4,5% европейской экономики, благодаря почти 1,4 миллионам малых и средних предприятия, производящие и распространяющие креативный контент по всей Европе. Культурный и творческий секторы показали отличную устойчивость во время кризиса - они на самом деле продолжали расти - стимулируя креативность и распространение инноваций в других секторах. Около 8,5 миллионов человек заняты в творческих секторах по всей Европе - и еще больше, если учитывать их влияние на другие отрасли, такие как туризм и информационные технологии» [6].

Сосредоточим внимание более подробно на ситуации в Италии, здесь в 2014 году 2 предприятия культурного и творческого секторов стали производить 78,6 млрд. добавленной стоимости и стимулировать другие секторы экономики, чтобы генерировать 15,6% совокупной национальной добавленной стоимости, равной 227 млрд. евро, включая доходы той части национальной экономики, которая непосредственно активируется культурой (например, туризм).

Согласно последним данным отчета Union Camere-Symbola (2015), между 2012 и 2014 годами, несмотря на глобальный кризис, компании, которые инвестировали в творчество, увеличили свой оборот на 3,2%; компании, которые инвестировали в сфере творчества были вознаграждены увеличением экспорта на 4,3%. Кроме того, 443 208 предприятий производственной системы, на которую приходится 7,3% отечественных предприятий, достигает 5,4%

произведенного в Италии богатства, равного 78,6 млрд. евро. Это эквивалентно 5,8% национальной экономики, если включить учреждения и организации в некоммерческих организациях, действующих в сфере культуры [2].

Особое внимание следует уделить мультипликативным эффектам, создаваемым экономикой культуры и положительным воздействием на занятость. Фактически, в культурных отраслях, а также секторах исторического, художественного и архитектурного секторах, сценическом искусстве и изобразительном искусстве занято 1,4 миллиона человек, то есть 5,9% от общей занятости в Италии - и более 1,5 млн., что составляет 6,3% от общего уровня занятости, если мы включим также государственный и некоммерческий сектор.

Следует рассмотреть культурные и творческие индустрии как движущие факторы местного развития. Значение креативной экономики с экономической точки зрения растет и поэтому необходимо разработать национальную и международную политику, которая увеличит долю культурного и творческого сектора в экономике территорий и сделает ее основой местных моделей экономического развития, даже в неблагополучных территориях.

Как подчеркивалось на Европейском саммите творческих индустрий (2015 г.), «креативная экономика также связана с крупные города и / или доминирующими регионами внутри стран, или даже сосредоточенные в городах, где процветающий сектор творческой индустрии может быть окружен бедностью и социальными лишениями. Креативная экономика имеет тенденцию сосредоточению сегодня в больших городах мира, которые уже являются центральными местами финансового капитала, инвестиций и власти или иметь значительное историческое наследие социального и культурного смешения. Более того, центростремительные силы усилились из -за конвергенции и приобретений на глобальном корпоративном уровне. Символично в этом отношении телевидение, СМИ, кино и издательская индустрия.

Таким образом, многие формы инвестиций и роста креативной экономики могут усилить существующие различия между богатыми и бедными и внутри стран. Тем не менее, развитие креативной экономики может стать неотъемлемой частью любой попытки возмещения ущерба неравенства, при условии, что этот процесс также приводит к более широким структурным изменениям, чтобы гарантировать, что творческие работники сами по себе не ущемлены по отношению к другим работникам».

Для решения этих проблем Европейский союз предпринял ряд мер и выделил средства на развитие индустрии культуры и творчества и в поддержку экономики неблагополучных районов.

Показательным является случай Структурных фондов в период 2014-2020 гг., направленных на укрепление связи между творческими отраслями, междисциплинарной средой и другими отраслями. Европейские программы финансирования были разработаны, чтобы решить эти проблемы, такая программа как «Creative Europe в primis» [4], но также и другие программы финансирования ЕС, такие как ERASMUS PLUS, которая поддерживает развитие навыков через образование и тренировки; программа COSME, которая продвигает предпринимательство, доступ к финансам и рынкам для малого и среднего бизнеса предприятия; ГОРИЗОНТ 2020, который направлен на продвижение исследований и инноваций в области культуры и культуры наследие.

На национальном уровне для укрепления творческих и культурных индустрий необходимо поощрять развитие территориальной сети, политики поддержки местной экономики, отношений между частными лицами и между общественностью и частный сектор. Во всех оценках креативной экономики развивающимся странам, по-видимому, не хватает ключевых институциональных или нормативных условий.

Развитие таких сетей и отношений означает иметь четкое представление о глубоких связях между развитием творческих и культурных индустрий и так называемой «территориальной столицей» страны.

Территориальная столица оказывает сильное влияние на экономический рост. Для качества институтов и сплоченности элементов очень важно создать условия, чтобы территориальная столица могла в полной мере проявить свой потенциал. Этот означает, что важно направлять национальную политику, учитывая специфику каждой территории и повышая институциональное качество.

Тесно связана с концепцией территориального капитала и с местным развитием, другая концепция - социальный капитал. Концепция социального капитала широко использовалась с восьмидесятых годов двадцатого века в социологии, экономике и политологии; сегодня существует множество его определений, и невозможно определить общепринятый. Для развития креативной экономики, связанной с товарами определенной территории, необходимо стимулировать и укрепить сеть ценностей и взаимоотношений между социальными и институциональными субъектами и содействовать в поддержку местного развития, на основе новых парадигм с учетом важности территориального капитала и сосредоточены на увеличении социального капитала человеческого коллектива, расположенного на определенной территории. Это особенно заметно в случае таких стран, как Италия, например, где нет сильной стратегической, уникальной политики: культура политика креативных индустрий, по сути, разрабатывалась в основном регионами. Это вызвало недостаток устойчивости и согласованности указанных подходов и практик.

Креативные индустрии стимулируют экономический рост по всей Великобритании, создавая один миллион новых рабочих мест в креативных индустриях в период между 2013 и 2030 годами [1].

Новое исследование Nesta в сотрудничестве с Советом по творческим отраслям показывает, что креативные индустрии по всей Великобритании стимулируют местный и национальный экономический рост, и показывает, что местные экономики увеличили занятость в своих творческих отраслях в среднем на 11 процентов, что в два раза быстрее, чем в других странах. сектора.

В креативной экономике и культуре инновационная политика доля креативных индустрий стимулирует экономический рост по всей Великобритании, создавая один миллион новых рабочих мест в креативных индустриях в период между 2013 и 2030 годами.

Местная экономика в Великобритании увеличила свои творческие отрасли в среднем на 11 процентов в период между 2011-2014 и 2015-2016 гг., что в два раза быстрее, чем в других отраслях промышленности.

Если творческие отрасли будут продолжать расти такими же темпами, к 2030 году они могут создать 900 000 новых рабочих мест в творческих отраслях. Это может дать 1000 новых рабочих мест в креативной индустрии в неделю, но три четверти будут сосредоточены в 10 лучших областях, а не по всей стране [1].

Новое исследование Nesta в сотрудничестве с Советом по творческим отраслям показывает, что креативные индустрии по всей Великобритании стимулируют местный и национальный экономический рост, и показывает, что местные экономики увеличили занятость в своих творческих отраслях в среднем на 11 %, что в два раза быстрее, чем в других странах. сектора (где местные экономики испытали, в среднем, 5,5% роста).

Nesta определила масштабы креативных индустрий по всей Великобритании и обнаружила, что в Великобритании наблюдается бум творческого предпринимательства - с ростом числа предприятий в 9 из 10 мест. Творческие отрасли - от архитектуры до кино и рекламы - также росли быстрее других секторов в четырех из пяти (83 процента) областей [1].

За это время наиболее развитыми креативными предприятиями были Лондон (в 2015-2016 годах - 90 753 креативных бизнеса), Манчестер (с 9183), Лутон (с 5058) и Бирмингем (с 4988). Тем временем Милтон Кейнс, Бирмингем и Лутон наблюдали самые высокие темпы роста новых творческих предприятий.

Этот быстрый рост частично отражает цифровые технологии, которые позволяют творческим предприятиям создавать контент, который можно легко

экспортировать по всему миру, и требуют креативных услуг от рекламы до программного обеспечения и дизайна в других секторах. В будущем творческие работы приобретут важность, потому что их будет сложнее автоматизировать.

Библиографический список:

1. Creative industries are driving economic growth across the UK, on track to create one million new creative industries jobs between 2013 and 2030, [Электронный ресурс] // URL: https://www.nesta.org.uk/press-release/creative-industries-are-driving-economic-growth-across-the-uk-on-track-to-create-one-million-new-creative-industries-jobs-between-2013-and-2030/.

2. Creative Industries in the Modern City, [Электронный ресурс] // Tacis Cross Border Cooperation Small Projects Facility - St Petersburg, Helsinki, Manchester, - September, - 2002.URL: http://www .creative.leontief.net/data/Creative_en.pdf.

3. Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N. Creative industries and areas as tools of global crisis managemenT // Contributions to Economics. 2017. № 9783319606958. С. 335-340.

4. The MEDIA sub-programme of Creative Europe, [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/media-sub-programme-creative-europe.

5. Доклад об итогах диалога высокого уровня по политике в отношении креативной экономики в интересах развития, [Электронный ресурс] // Тринадцатая сессия Доха, Катар 21-26 апреля 2012 год. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/td481_ru.pdf.

6. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Анализ отечественной практики внедрения креативных пространств в социальное тело города (на материалах Санкт-Петербурга) // В сборнике: Университетские чтения - 2017 Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2017. С. 23-27.

7. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н. Значение креативных пространств городов современной России для преодоления кризиса ценностных ориентаций личности //Аспирантский вестник Поволжья. 2016. № 7-8. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.