Научная статья на тему 'Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой коммерческой организации'

Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / ИНТЕГРИРОВАННАЯ УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солоненко Анна Александровна

Интегрированная учетная система является преобразователем экономической информации, которая в процессе полного учетного цикла перекодируется, передается, опредмечивается и является воспроизведением реальных экономических событий в структуре учетной системы. В условиях развитой экономики роль последней заключается в максимальном приближении выходной информации к реальному финансовому положению коммерческой организации, при этом существенен не только факт достоверного и объективного предоставления экономической информации пользователям, но и с какой результативностью она потребляется ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой коммерческой организации»

Солоненко А. А.

Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой коммерческой организации

Априори, информация, формируемая в учетной системе, должна удовлетворить информационные запросы всех пользователей. Однако, в силу противоречия интересов названных лиц это недостижимо. Вопросы согласования круга интересов пользователей учетной информации рассматриваются в литературе по теории учета как за рубежом, так (в последние годы) и в России. Персоналистический характер учетной системы раскрывается, прежде всего, в психологической (биховеристической) теории, последнее время получающей все большее распространение. Первые монографии, рассматривающие психологические аспекты учетной системы на западе, появились двадцать лет назад и были обусловлены развитием теории и практики управленческого учета. Значительный вклад был сделан такими учеными как У. Брунс (W. Bruns),

Э. Каплан (E. Caplan), М. Драйвер (M. Driver), Э. Хопвуд (A. Hopwood) и др.

В отечественной литературе психологической стороне учетно-аналитической деятельности практически не уделяется внимания. В условиях жестко регламентированной учетной системы, существовавшей в России в советское время, необходимости в постановке этой проблемы не существовало. Чрезмерная регламентация ведения учета и подготовки отчетности не оставляла места вариабельности, а следовательно, исключала возможность ориентации информации на конкретных пользователей (тем более, что пользователь был один - государство) с их индивидуальными особенностями интеллектуального, психологического и образовательного характера. Последнее время этот вопрос поднимался в статьях Ковалева В.В., Мизиковского Е.А., Рожновой О.В., Ситниковой Н.В. и др.1

Проблема психологической составляющей учетно-аналитической деятельности должна рассматриваться в различных аспектах, в том числе с позиции: познавательной сложности учетно-аналитических сведений; источника данных; исполнителя информации; пользователя информации, выделения психологических типов личности.

Рассмотрим избирательный характер процесса восприятия, происходящий на всех этапах обработки информации с позиции познавательной сложности учетноаналитических сведений.

В теории принятия решений сформулировано понятие «познавательной сложности» данных (cognitive complexity). М. Драйвер и Дж. Мокк (J. Mock) определяют две характерные составляющие этого понятия - объем используемых данных. При сборе, переработке и передачи первичной информации фильтрация осуществляется с целью предоставления полезных сведений посредством отбора нужной информации. Как мы рассмотрели выше, возникают вполне обоснованные информационные границы учетных событий, на что влияют, в том числе объективные составляющие: концепции, учетные парадигмы, принципы. Процедура фильтрации объема информации происходит, во-первых, компетентными органами (это может быть Министерство финансов, саморегулирующиеся организации, например, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Комитет по стандартам финансовой отчетности и т.д. - в зависимости от организации системы учета в стране); во-вторых, учетными работниками, которые ориентируются на личные представления о полезности информации, оценивают конкретную ситуацию, а именно: особенности

1 Ковалев В.В. Психологические аспекты бухучета // Кадровый менеджмент. 2010. № 7; Ситникова Н.В. Бихевиористические (поведенческие) аспекты бухгалтерской информации в управленческом учете // Управленческий учет. 2010. № 3.

предприятия, его организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, требования руководства, кадровый состав, техническую базу, финансовые ресурсы и т.д.; в-третьих, всеми пользователями информации, ориентирующихся на объем сведений, необходимый для решения той или иной проблемы. Данное направление наиболее полно было изучено в работах Л.В. Перекрестовой, где информацию подразделяют по полноте на достаточную, избыточную и недостаточную. Для управленческих решений необходима вполне конкретная по содержанию минимальная информация - достаточная2.

Последние исследования показывают, что на фоне возрастания объема информации за счет совершенствования технологии сбора, хранения, обработки и передачи, все больше ощущается снижение возможностей ее эффективного использования. Изменение значимости информационного фактора в хозяйственной деятельности, увеличение объема и потоков возникающей и используемой информации усложняют принятие адекватных экономических решений. Вся сформированная учетная информация рассеивает внимание пользователя и мешает сосредоточиться на главных составляющих имущественного состояния и финансовых результатов деятельности. В связи с этим актуальны вопросы поиска ограничений информации в отчетности. Нужно принимать решение об объеме отчетных данных, параметре релевантности, степени их структурирования, агрегированности и аналитичности, наличии альтернативных вариантов, выделении и ранжировании определяющих факторов и т.п. Данный подход позволяет по новому взглянуть на решение проблемы, как информационной избыточности, так и информационной недостаточности, применяя богатые возможности сочетания различных видов учета. Избыточная, безадресная, невостребованная, фальсифицированная и другие виды бесполезной информации не уменьшают ее неопределенности.

Степень фокусирования на возможных решениях проблемы. Пользователи различаются на ориентирующихся осмыслить и принять одно определенное решение, и на тех, кто предпочитает проводить сложный многоаспектный анализ с последующим выбором решения из нескольких альтернативных.

Помимо этого необходимо учитывать, что в поведении пользователей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты, в частности эмоциональные. Среди психологических особенностей российского народа чаще всего отмечают именно относительно высокую долю иррационализма и, как следствие, определенную непредсказуемость поведения.

В модели принятия решений Г. Саймона, «административный человек» на основе известной информации выбирает не оптимальное, а удовлетворительное решение. Теория ограниченной рациональности, выдвинутая Нобелевским лауреатом по экономике Г. Саймоном, впервые включила психологические факторы в теорию принятия решений3. Ученый показал, что в компании решения принимаются коллективно, а способности каждого из членов компании различны и ограничены, как невозможностью предвидеть все последствия принимаемых ими решений, так и их личными устремлениями и социальными амбициями.

Эта тема, определявшаяся как «административный бихевиоризм», на долгие годы стала ключевой в его исследовательской деятельности. В дальнейшем эта проблематика расширилась, усложнилась, включила в себя множество других аспектов и образовала концепцию «экономического бихевиоризма».

2 Перекрестова Л.В. Информационное пространство управления предприятиями. Волгоград, 2004. С. 110.

3 Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. СПб., 1995. С. 54-72.

C позиции источника данных. С прогрессом связана глобальная проблема информационного кризиса. Она представляет собой противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода. Информационный взрыв состоит в том, что самостоятельный информационный сектор экономики растет экспоненциально. Парадокс информационного голода в том, что пользователь часто оказывается беспомощным в море информации.

Помимо этого, воспринимаемая информация может оказаться качественно хуже доступной. Это возможно в результате комплексного влияния многих причин: усложнение управляющей информации (пользователи могут усомниться в возможности ее точного исполнения бухгалтерами и аудиторами, что снижает доверие к отчетности); фетишизация учета (фрустрация цели подготовки отчета); менталитет бухгалтеров, их профессиональная подготовка (экономические, исторические формирования бухгалтерской профессии, степень ответственности за инсайдерские операции, умышленное искажение информации); низкая активность пользователей информации, их неподготовленность к эффективному потреблению информационных ресурсов; региональная дифференциация информационного обеспечения; риски, связанные с составлением прозрачной отчетности; состояние налоговой системы; слабая развитость информационной инфраструктуры; а также временной лаг, возникающий между процессом формирования и восприятия информации.

О.В. Рожнова4 указывает на два особо значимых критерия удовлетворения информационных потребностей общества в целом и его отдельных субъектах: доступность информации и степень ее достоверности.

Отметим, что на каждой ступени интеграции, на каждом этапе жизненного цикла компании возникает потребность в новых массивах информации, их качественных характеристиках, что обуславливается целевыми установками пользователя. Это еще раз доказывает, что цели и задачи учета формулируют люди или группы людей, у которых возникает необходимость в определенной информации.

C позиции исполнителя информации. До недавних пор общепризнанным являлось мнение, что учетные данные являются объективными, достоверными, беспристрастными, однозначно трактуемыми и т.п. Однако процесс отбора данных, их оценки и включения в отчет не может быть абсолютно беспристрастным. Опытный бухгалтер имеет свое обоснованное видение в отношении того или иного управленческого решения и пытается довести его до руководства путем отбора и надлежащего представления отчетных данных.

В нашей стране долгое время была жесткая регламентация учетных процедур и процедур составления отчетности, альтернативой чему появилась возможность профессионального суждения как инструмента, регулирующего применение общепризнанных учетных принципов в той или иной ситуации.

Термин «профессиональное суждение» (professional judgement) зародился в англоязычных странах в условиях развитых рыночных отношений является средством обеспечения достоверной информации. Профессиональное суждение есть заключительный вывод, который делается специалистом в той или иной области (профессионалом) при анализе профессиональной проблемы, не имеющей стандартного решения. Профессиональное суждение выносится на основе специальных и общих знаний, опыта в данной области, однако подразумевается, что при вынесении профессионального суждения специалист руководствуется также соображениями здравого смысла, морали, категорическим императивом, принципами, принятыми внутри профессии.

4 Рожнова О.В. Финансовый учет: Теоретические основы. Методологический аппарат. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 17.

Все это логично и обосновано, но на практике действия бухгалтера традиционно определялись нормативными документами, и от Министерства финансов, как от органа исполнительной власти, ждут четкой инструкции, как поступить в каждом конкретном случае, какую корреспонденцию счетов выбрать, какие заполнить регистры и т.д. Кроме этого, явная фискальная направленность отечественного учета естественно предполагает жесткую регламентацию всех процедур.

Таким образом, использование профессионального суждения в практике российского учета связано с определенными трудностями. Во-первых, частое изменение российского бухгалтерского и налогового законодательства и недостаточная высокая квалификация бухгалтеров не повышают самооценку последних. В-вторых, большой объем и высокая интенсивность работы бухгалтера ориентирует его организовать учетную систему на налоговый учет (особенно в малом и среднем бизнесе), тем более, что руководитель не всегда оценит достоверную финансовую отчетность, но всегда отреагирует на замечания налоговой инспекции. В-третьих, бухгалтер, как правило, выражает мнение руководителя, будучи зависимым от него, он постарается избежать конфликтных ситуаций. При спорном вопросе гораздо логичней «прикрыться» нормативным актом, чем говорить руководителю (собственникам) о своем профессиональном мнении.

Помня о семантической задаче отчетности, имеет смысл учитывать вопрос о наличие конфликта между составителями и пользователями отчетности. Заранее зная, каковы основные пользователи информации, ее составители в идеале должны стремиться ограничиться в пояснениях к отчетности совокупностью информации, которая дает максимальную возможность наиболее полно сформировать мнение о наиболее интересующих пользователя результатах деятельности организации.

На практике должностное лицо (часто неосознанно) стремиться приукрасить или ухудшить действительность, в зависимости от того, какая отчетная информационная совокупность, по мнению составителя, более всего интересна основному пользователю. Таким образом, можно сделать вывод об осуществлении составителями субъективных ограничений отчетной информации.

С позиции пользователя информации. Пользователи информации варьируются (социальный статус, место в управленческой иерархии, формальное отношение к коммерческой организации и т. д.), становится очевидным, что каждый из них имеет свой критерий «полезности» и ждет от представленных ему отчетных данных, прежде всего той информативности, какая интересна именно для него.

В рыночной экономике каждый ее участник руководствуется соображениями собственной выгоды и своей индивидуальной шкалой предпочтений и ценностей, в связи с этим возникает расхождение взглядов между различными группами пользователей на важность одних и тех же сведений.

С позиции выделения психологических типов личности. Оригинальная концепция типологии эффективности использования интеллектуальных ресурсов личности предложена А. Харисоном и Р. Брэмсоном и адаптирована для российской аудитории А. Алексеевым, Л. Громовой в 1993 году. Существуют различные психологические типы. Рассмотрим пять основных стилей мышления5 с позиции функции формирования информационно-аналитического обеспечения процесса управления:

Синтетический стиль мышления. Лучше других действующий в спорных ситуациях, безразличны к данным без интерпретации. Пользователь, обладающий синтетическим стилем мышления, склонен к нестандартным требованиям к отчетности:

5 Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.

будь то выход за рамки типовых сроков ее предоставления, либо укороченные сроки ее подготовки, либо нетиповые формы отчетности.

Нестандартные сроки предоставления (отличные от годовой, полугодовой, квартальной, месячной отчетности) зачастую обоснованы тем, что бездействие может иметь последствия для бизнеса. Оперативные данные обладают требуемыми в данной ситуации характеристиками. Учетная система должна быть организована таким образом, чтобы быть способной выполнять нестандартные требования к информации на выходе.

Бывает, что нестандартная отчетность формируется в преддверии официальной финансовой отчетности, в большинстве случаев это делается на запросы со стороны регулирующих органов власти, налоговых органов, или общества в целом. Право заниматься предпринимательской деятельностью, доступ к государственным средствам, получение кредитов и т.п. может оказаться под вопросом, отсутствие своевременного реагирования и предоставления точной и актуальной информации может поставить под сомнение репутацию компании.

Значит, отчетность должна быть многовариантна, нестандартна, темпорабельна, креативна, сфокусирована на показателях, позволяющих проанализировать слабые стороны (негативный анализ).

Идеалистический тип мышления. Рецептивное слушание позволяет преуспевать в сборе информации, что дает возможность готовить и принимать решения, опираясь на более широкую базу данных. Но соблазн проигнорировать неприятные сведения (или забраковать их и потребовать другую информацию, представляющую ситуацию в ином свете) у пользователей информации с этим типом мышления чрезвычайно велик. С опытом к ним приходит твердость, и они научаются не просеивать и не искажать информацию при выработке решений.

У идеалистов много источников информации, и это далеко не всегда официальная отчетность, большую долю составляют альтернативные мнения, предложения конкретных людей, ассоциации. Чтобы принять на их основе какое-либо разумное решение, нужно проанализировать информацию и сравнить многочисленные варианты, люди с идеалистическим типом мышления склонны к интуитивным, глобальным оценкам и не утруждают себя детальным анализом проблем с опорой на полное множество фактов и формальную логику. Отсюда - затягивание принятия решения и, возможно, игнорирование важных деталей. Однако рецептивное мышление воспринимает самые разнообразные идеи, позиции и предложения, их «горизонтальное» мышление позволяет принимать решения не на основе логики, а основываясь на широком спектре ассоциаций, в результате чего генерируются самые неожиданные идеи, особенно в неподдающихся рациональному прогнозу ситуациях.

Идеалистам нравятся картинки. По-видимому, в тенденции они склонны к «правополушарному» мышлению с опорой на образы. Отсюда и склонность к использованию графических средств в отчетности, приветствие детальной пояснительной записки.

Стремление идеалистов к справедливости, правильности, поиск средств для достижения общего согласия, на наш взгляд, явился основным фактором появления МСФО как основы составления финансовой отчетности компаний. Основная функция отчетности по международным стандартам - наиболее полно отразить интересы всех групп пользователей и обеспечить высокую информативность отчетности, то есть фокусировка внимания на привлекательной для всех цели.

Следовательно, отчетность с точки зрения идеалиста, должна отвечать требованиям, близким к требованиям отчетности по МСФО: она должна быть, прежде всего, нейтральна (беспристрастна), понятна.

Прагматический тип мышления. Любую проблему и ее возможные решения они рассматривают в контексте той ситуации, которая сложилась на данный конкретный момент, следовательно, прагматики ориентированы на принципы ситуационно-адаптационного учета. Следовательно, их не заинтересует отчетность, составленная по установленным срокам, по типовым формам. К учетно-аналитическим данным будут предъявлены требования, выражающие существо маркетингового подхода, а именно: ориентация на инвесторов, покупателей, на их интерес, на правильное оформление предложений (отчетность можно рассматривать как пиар предприятия).

Прагматики - экспериментаторы, привыкли работать в «системе параллельных целей», т. е. имеют множество параллельных планов и проектов, поэтому, на наш взгляд, для них представляет интерес сегментарная отчетность.

Скорость адаптации прагматиков к изменяющимся обстоятельствам высока, адаптация происходит легко и естественно, что приводит к неприемлемости для этого типа мышления ретроспективности (как и долгосрочному планированию) в отчетности.

Таким образом, отчетность должна быть точна, понятна, легко воспринимаема, сфокусирована на показателях отдачи, прибыли от вложений, адресно-адаптивна, не перегружена, в то же время экспериментальна, темпорабельна, оперативна.

Аналитический тип мышления. Аналитический подход сводится к следующему алгоритму действий: детальный сбор данных —► определение проблемы -> составление множества вариантов решений -* оценка вариантов с помощью строгих критериев -* выбор наилучшего расчетного варианта —* опробование варианта на практике.

Стратегия систематического анализа вариантов чрезвычайно полезна и эффективна, особенно в тех случаях, когда варианты решения проблемы можно просчитать и сопоставить друг с другом по строгим, объективным критериям, однако при этом существует угроза их субъективности.

Отметим, что желающих использовать аналитическую стратегию ждут в Америке и России принципиально различные трудности. Если американцев останавливает мощный поток информации (избыточность), в котором необходимо отыскать нужные данные, тогда как в России иногда вообще невозможно получить достоверную информацию.

Основательный, серьезный, обдуманный подход ко всему, что бы они ни делали, переносится к требованиям, предъявляемым аналитикам отчетности. Аналитикам всегда требуется дополнительная, повышено детализированная, желательно структурированная информация. Им ближе не готовые данные, а те, которые могут быть выведены логическим путем, например, применяя стратегию консервативного фокусирования. То есть вместо сосредоточения на всей проблеме они концентрируют свое внимание на изолированном ее признаке, а затем пытаются выяснить, является ли этот признак существенным для решения проблемы.

Подводя итоги, можно отметить, что руководители, склонные к проактивным действиям, достаточно свободно ориентирующиеся в сложных ситуациях, как правило, отличаются хорошей логикой, способностью и стремлением к анализу, поэтому нуждаются в объемной, хорошо структурированной информации. Их не пугают приводимые в отчетах альтернативные варианты действий, применение в аналитических расчетах достаточно сложных алгоритмов и методов.

Следовательно, отчетность для пользователей информации с аналитическим типом мышления должна быть логичной, последовательной, исчерпывающей, методологически выстроенной, возможно консервативно сфокусированной на одном признаке, приветствуется использование моделей и формул.

Реалистический тип мышления. Реальность, по их мнению, есть не что иное, как совокупность фактов. Ее невозможно познать иначе, как наблюдая, сопоставляя и

обобщая факты, а затем делая те или иные выводы, постепенно поднимаясь до создания понятий, законов и теорий. Отсюда существует непрерывное единство двух способов познания: эмпирического, опытного, опирающегося на факты, - и индуктивного, обеспечивающего переход от накопленных фактов к их обобщению и построению выводов. Реалисту не нужны теории для классификации и систематизации, категории возникают по мере поступления информации.

Упрощение (редукция) это повседневная стратегия мышления реалистов, это довольно эффективное средство борьбы с неопределенностью, особенно в условиях дефицита времени и напряженности. Поэтому выбор показателей в отчетности должен быть сконцентрирован на фактах и результатах, информация должна удовлетворять текущие, неотложные потребности. Пользователи учетной информации с реалистическим типом мышления нацелены, прежде всего, на поиск ресурсов, так как они испытывают потребность контролировать ресурсы, людей и результаты. Приветствуются регулярные оперативные отчеты, особенно об отклонениях от намеченного курса и действиях в связи с этим.

Реалисты доверяют мнению специалистов, экспертов в большей степени, чем представители остальных стилей мышления, так как любят безошибочность и обоснованность, следовательно, они чаще привержены обращаться к услугам аудиторских компаний, экспертам.

Таким образом, отчетность должна быть конкретна, проста, сконцентрирована на фактах и результатах, нацелена на поиск ресурсов, оперативна.

Подводя итоги, можно сказать, что пользователи отбирают необходимые данные, искажая учетную информацию под воздействием общих фильтров восприятия, и частных фильтров, которые устанавливают сами пользователи, в зависимости от преследуемых ими целей - происходит семантическая обработка данных под воздействием мотиваций и их профессионализма.

Список литературы:

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.

2. Ковалев В.В. Психологические аспекты бухучета // Кадровый менеджмент. 2010. № 7.

3. Перекрестова Л.В. Информационное пространство управления предприятиями. Волгоград, 2004.

4. Рожнова О.В. Финансовый учет: Теоретические основы. Методологический аппарат. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

5. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. СПб., 1995. С. 54-72.

6. Ситникова Н.В. Бихевиористические (поведенческие) аспекты бухгалтерской информации в управленческом учете // Управленческий учет. 2010. № 3.

7. Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. Новосибирск, 1990. С. 50-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.