ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ
УДК 657.1
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА*
М. О. КОЗЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальных экономических дисциплин E-mail: MO_Kozlova@mail. ru Житомирский государственный технологический университет (Украина)
В статье акцентируется внимание на прямом и косвенном влиянии психологических и лингвистических аспектов на организацию учета, работу бухгалтерской службы и на процесс составления отчетности, поскольку в эти процессы вовлечены субъект организации и субъект ведения бухгалтерского учета; внутренние и внешние пользователи учетной информации. Конкретизированы отдельные принципы внутренней бухгалтерской управленческой отчетности, выполнение которых невозможно без учета психологических аспектов. Рассмотрены психолингвистические компоненты профессионального риска бухгалтера, а также проявление лингвистических и психологических аспектов в качестве коммуникативных барьеров, осложняющих процесс формализации требований.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, организация бухгалтерского учета, бихевиоризм, субъективность, профессиональный риск бухгалтера, коммуникативные барьеры.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете (Украина).
Эффективность использования учетной информации напрямую зависит от того, будут ли учтены вообще и в какой степени в информационных процессах интересы, психологические установки, свойства личности пользователя учетной информации. Возрастание роли субъективного фактора при формировании учетной информации и в процессах принятия решений на ее основе приводит к осознанию необходимости уделять значительное внимание вопросам бихевиоризма в теории и практике бухгалтерского учета.
Основной целью бихевиористического подхода к бухгалтерскому учету как к деятельности по генерированию и передаче учетных данных является определение влияния информационного содержания переданного сообщения на поведение бухгалтера, а также на заинтересованных пользователей такой информации. Бихевиоризм предполагает, что, поскольку управлять поведением человека путем непосредственного обращения к его сознанию нельзя, основным инструментом управления является использование соответствующих внешних стимулов и подкреплений.
Однако учеными-бухгалтерами как Украины, так и России недооценивается назревшая необходимость рассмотрения психологических и лингвистических аспектов деятельности бухгалтера и других субъектов как факторов влияния на практику организации и ведения бухгалтерского учета, а также на специфику функционирования системы учета отдельного предприятия. Вместе с тем лингвистические, а также психологические факторы существенно влияют на эффективность функционирования бухгалтерского учета как информационно-коммуникационной системы на конкретном субъекте хозяйствования.
Целью статьи является доказательство влияния психологических и лингвистических аспектов на организацию бухгалтерского учета, работу бухгалтерской службы и использование учетной информации путем конкретизации проявлений этого влияния. Сопутствующими задачами являются: исследование психолингвистических компонентов профессионального риска бухгалтера; раскрытие психолингвистических коммуникативных барьеров; освещение принципов внутренней бухгалтерской отчетности, достижение выполнения которых невозможно без учета психологических аспектов.
Основной гипотезой исследования является допущение, что лингвистические и психологические аспекты непосредственно и косвенно влияют на организацию бухгалтерского учета.
Полезной работой англоязычных авторов, обобщающей по состоянию на 1984 г. достижения в данной области западных ученых-бухгалтеров, явилась книга «Принятие решений и бухгалтерский учет: текущее состояние исследований» (под ред. Ш. Мориарити (Sh. Moriarity) и Э. Джойса (E. Joyce)) [12]. Сара Е. Бонне в своей работе [11] представила по состоянию на 2007 г. фундаментальный анализ значительного количества как современной психологической, так и бухгалтерской литературы, связанной с рассмотрением вопросов выработки суждения и принятия решений1.
1 Детальный анализ англоязычных источников относительно бихевиористического подхода к учету в данной статье приводить нецелесообразно ввиду значительного количества публикаций (например, есть даже журнал Behaviorial research in accounting), требующих отдельного рассмотрения. Кроме того, сравнительно недавно фрагментарный контент-анализ тематически значимых зарубежных публикаций был представлен в работе [7].
Частично вопросы психологических аспектов бухгалтерского учета (и отдельные аспекты влияния на организацию учета) рассматривались в работах В. В. Ковалева [2, 6], А. Е. Шевелева, Е. В. Шевелевой (социально-психологические аспекты бухгалтерской деятельности в рыночной экономике) [10, с. 260-277], авторским коллективом монографии под редакцией профессора Н. А. Каморджановой [1] (Э. И. Крылов, Т. М. Коно-плянник, К. В. Гульпенко, И. Г. Васина, М. А. Гор-деева, Т. А. Крылова, Н. Н. Масино, Н. В. Тумашик, Е. А. Потылицина, О. О. Художникова, в частности, вопросы влияния психологии на организацию учета рассматривали Е. А. Смирнова, И. Н. Львова). За последнее время следует также отметить статьи А. П. Крюковой [3], Е. А. Мизиковского, Н. В. Ситниковой [7], А. А. Солоненко [9], О. В. Рожновой.
Согласны с А. Н. Романовым, О. М. Островским, В. В. Ковалевым, что сегодня «при организации работы на предприятии, связанной с процедурами формирования и представления финансовой отчетности, необходимо уделять комплексное внимание таким важным вопросам, связанным с социально-психологической стороной бухгалтерской профессии, как использование профессионального суждения, этика и бихевиоризм» [6]. Сегодня сложные условия хозяйствования в посткризисной экономике актуализируют рассмотрение социально-психологических аспектов функционирования учетной информационной системы предприятия, поскольку они значимы с точки зрения непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Среди таких аспектов «уровень профессиональной подготовки и умение применять профессиональное суждение; соблюдение этических норм бухгалтерской профессии; использование методов бихевиоризма в работе с внешними пользователями» [10, с. 261].
Однако, несмотря на отдельные работы, в научной бухгалтерской литературе как Украины, так и России до сих пор практически игнорируется рассмотрение психологической стороны учетно-аналитической деятельности. Единичные публикации ученых-бухгалтеров (и тем более совместные публикации бухгалтеров с психологами, лингвистами, как, например, статья М. Р. Лучко, И. С. Рева-севич [4]) редки, более того, проявление интереса к подобной тематике вызывает большей частью недоумение со стороны коллег-бухгалтеров.
Наиболее существенными причинами этого можно назвать, во-первых, отсутствие до недавнего времени самой необходимости в постановке такой проблемы, поскольку чрезмерная регламентация ведения учета и подготовки отчетности исключала возможность ориентации на конкретных пользователей (или типы пользователей) информации с их индивидуальными особенностями интеллектуального, психологического и образовательного характера2; во-вторых, наличествующий определенный методологический догматизм в научных кругах, мешающий обогащению методологического инструментария науки о бухгалтерском учете методами, в частности лингвистики и психологии.
Также применению в теории и практике бухгалтерского учета бихевиористического подхода, по мнению Н. В. Ситниковой [7, с. 66], мешают: перевод зарубежной научной литературы (недостаточный по объему и некорректный); недостаточная освещенность бихевиористического подхода как междисциплинарного подхода к различным наукам; отсутствие методологических основ для бихевиористических исследований учета; проблема дефицита подготовленного преподавательского состава.
Психологическая составляющая учетной работы должна рассматриваться в нескольких аспектах, поскольку в процессы организации3 учетного процесса и процесса составления отчетности и использования учетной информации вовлечены: субъект организации бухгалтерского учета; субъект ведения бухгалтерского учета; пользователи информации внутри предприятия; внешние пользователи (сотрудники внешних государственных учреждений, хозяйствующих субъектов (в статусе кредиторов, инвесторов и пр.), финансово-кредитных учреждений и др.) (табл. 1).
Надлежащее выполнение бухгалтером своих профессиональных обязанностей предполагает
2 Эту причину указывают и профессор В. В. Ковалев [2], и А. А. Солоненко [9].
3 Чтобы не вносить двузначности в трактование термина «организация», в данной статье для обозначения хозяйствующих субъектов (юридических лиц) будем вместо часто употребляемого в России термина «организация» использовать «предприятие», «хозяйствующий субъект», «фирма», «компания», а термин «организация» использовать исключительно по отношению к комплексу целенаправленных мероприятий относительно обеспечения функционирования учетной системы.
определенные требования к его психологии (таким функциям, как восприятие, психомоторика, мышление, внимание и память).
Естественно, учетный процесс на каждом конкретном предприятии формируется в зависимости от уровня знаний бухгалтера, уровня профессиональной подготовки, однако также и от степени его психологический подготовленности к профессиональной деятельности.
Сегодня предъявляются повышенные требования к мышлению, восприятию, вниманию и эмоциональному состоянию бухгалтеров, что в свою очередь оказывают заметное воздействие на их работоспособность. Бухгалтер (главное действующее лицо в сфере организации и ведения бухгалтерского учета) - прежде всего человек с его сложными психофизиологическими функциями, разнообразными способностями, изменяющимся настроением, переживаниями и чувствами.
При подготовке учетной информации бухгалтер в процессе выработки профессионального суждения вынужден и сам принимать решения. Оформление и закрепление принятых бухгалтером решений реализуется в документе - приказе об учетной политике. Согласны с И. Н. Львовой, что «логика формирования учетной политики такова, что она легко соотносится с любыми управленческими решениями и сама может рассматриваться как управленческое решение в области формирования учетной информации. Причем учетная политика принадлежит к числу управленческих решений, способных предопределить финансовую, договорную и иную политику предприятия» [1, с. 97-98].
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научных и практических публикациях вопросов учетной политики как таковой, отечественными учеными-бухгалтерами практически оставлен без внимания сам процесс принятия бухгалтером решения, а также факторы, определяющие степень его субъективности. При этом реакции пользователей на бухгалтерскую информацию (и форму ее представления) давно стали предметом рассмотрения ученых-бухгалтеров англоязычных стран.
Также важным прикладным аспектом проявления лингвистических, психологических аспектов и их влияния на организацию бухгалтерского учета на
Таблица 1
Конкретизация доминирующего психологического фактора или группы факторов влияния на отдельные функции и действия субъектов
Субъект / взаимодействующие субъекты Функции, действия Доминирующий фактор или группа факторов
Руководитель предприятия Выбор формы организации бухгалтерского учета Психологический тип, стиль управления и подхода к принятию решений
Руководитель - главный бухгалтер Подбор и интервьюирование главного бухгалтера предприятия Совместимость психологического типа с типом руководителя
Руководитель - главный бухгалтер, ИТ-сотрудник (от англ. IT, information technology - информационные технологии) Формулировка запроса на формат данных внутренней бухгалтерской управленческой отчетности (ВБУО) Стиль управления и подхода к принятию решений
Руководитель - главный бухгалтер, руководитель - ИТ-сотрудник Организация коммуникативных сетей. Повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность учетного персонала. Полноценное использование информации для решения задач управления Группа познавательно-коммуникативных психологических факторов
Руководитель предприятия Обеспечение информационной безопасности предприятия Психологические аспекты
Руководитель предприятия Субъективная оценка качества учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности Субъективность по восприятию
Главный бухгалтер - бухгалтер Участие в подборе и интервьюировании бухгалтеров Совместимость психологического типа с типом главного бухгалтера, с другими сотрудниками бухгалтерии
Главный бухгалтер - бухгалтер-исполнитель Определение (закрепление) участка работы, учитываемых объектов Принадлежность бухгалтера-исполнителя к определенному психологическому типу личности
Главный бухгалтер Разработка приемлемого варианта решения нетривиальной задачи Степень применения профессионального суждения в соответствии с присущим психологическим стилем принятия решений
Главный бухгалтер Определение долговременной учетной политики. Выбор формы бухгалтерского учета. Подбор комплекса технических средств. Формирование структуры бухгалтерской службы. Разработка графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала Степень применения профессионального суждения в соответствии с присущим психологическим стилем принятия решений
Бухгалтер Влияние на объемы и качество предоставляемой информации Психологические факторы, а также субъективность по искажению
Бухгалтер - бухгалтер-инсайдер Процесс обсуждения профессиональной деятельности Умение преодолевать лингвистические и психологические коммуникативные барьеры
Бухгалтер - бухгалтер-аутсайдер
Бухгалтер - работник ИТ-сферы Формулировка требований к компьютерной системе бухгалтерской отчетности
Пользователи учетной информации Формулировка запроса на формат данных отчетности и пояснительной записки Интересы, психологические установки, свойства личности
конкретном предприятии, имеющем компьютеризованный учет, является их проявление в качестве коммуникативных барьеров, осложняющих процесс формализации требований.
Социально-психологические факторы организации труда бухгалтеров определяются масштабами и особенностями деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе социально-демографическим составом учетного персонала, интересами сотрудников, стилем руководства и пр. Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат, выражающийся в уровне стабильности персонала бухгалтерской службы, его сплоченности, характере взаимоотношений между микрогруппами учетных работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе.
Однако социально-психологические факторы сложно формализуемы, они не имеют единицы измерения, норм и стандартов. Поддерживаем позицию А. П. Крюковой, что «процесс производства и потребления бухгалтерской информации имеет психологическое измерение, однако его нельзя измерить одним каким-то показателем, поскольку человеческое поведение нельзя абсолютно предсказать» [3]. Профессор В. В. Ковалев также указывает, что «невозможно вывести формализованные зависимости, характеризующие психологическую компоненту информационного обеспечения. Важно понять, что разные люди готовят и потребляют информацию различными способами [2].
И все же созданию объективной основы для измерения и оценки группы таких факторов могут способствовать социологические исследования, проводимые на предприятии в первую очередь в виде опроса. Например, главный бухгалтер должен быть осведомлен о возможности проведения социометрического опроса с целью получения данных о межличностных отношениях в бухгалтерии. Обработанная и проанализированная информация даст возможность диагностировать точки психологической напряженности, выявить их причины и своевременно повлиять на структуру бухгалтерского аппарата, изменяя состав так, чтобы взаимоотношения бухгалтеров базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей конфликты и проявления антагонизма в процессе совместной деятельности.
В этом контексте мы солидарны с В. В. Ковалевым [2] относительно необходимости совместной с психологами разработки тестов, позволяющих получить психологические портреты всех лиц, участвующих в процессе управления, которые готовят и используют для этого учетные данные, поскольку это могло бы существенно повысить эффективность бухгалтерской работы.
Главный бухгалтер предприятия как субъект осуществления рефлексивного управления и, по сути, руководитель, обязан разбираться в личностных особенностях и индивидуальных потребностях бухгалтеров как своих подчиненных4.
Вышеуказанное необходимо для наиболее эффективного делегирования полномочий, определения участка ответственности, понимания причин недостаточно качественного выполнения заданий и пр. Например, принадлежность бухгалтера к определенному психологическому типу личности может накладывать существенные ограничения на учитываемые им объекты бухгалтерского учета. В разработку этой гипотезы А. П. Крюкова приводит интересную классификацию объектов бухгалтерского учета по типам интеллекта бухгалтеров [3].
Кроме того, знание психологии совместимости сотрудников бухгалтерии главным бухгалтером как основным лицом при подборе персонала может обеспечить здоровую благожелательную рабочую обстановку, снизить вероятность возникновения конфликтов, и в конечном счете обеспечить рациональность использования рабочего времени.
Предлагаем обязательное дополнение должностной инструкции главного бухгалтера предприятия. Так, следует расширить перечень, закрепляемый соответствующим пунктом должностной инструкции, указав, что главный бухгалтер должен знать:
- социально-психологические факторы организации труда бухгалтеров;
- способы преодоления лингвистических и психологических коммуникационных барьеров;
- психологические факторы, влияющие на подготовку отчетности.
Поскольку главный бухгалтер обязан иметь высшее профессиональное образование, а в цикл
4 Вообще необходимость учета психологических особенностей персонала в менеджменте привела к появлению отдельной дисциплины - менеджмент персонала.
подготовки включены дисциплины «менеджмент», «управление персоналом», «психология», он должен владеть соответствующими знаниями.
Будучи непосредственно вовлеченным в процесс подбора бухгалтерского персонала, главный бухгалтер предприятия обязан также принимать во внимание психологические аспекты и владеть определенными навыками психоанализа и распознавания психологических типов, прогнозируя возможную интеграцию в коллектив либо отторжение нового сотрудника коллективом бухгалтерской службы. О трудовой адаптации своих непосредственных подчиненных, их приспособляемости к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствовании деловых и личностных качеств главный бухгалтер также должен заботиться. Можно выделить профессиональную адаптированность, а также психофизиологическую, социально-психологическую адаптированность бухгалтера, формирующие успешную трудовую адаптацию (табл. 2).
Главный бухгалтер относится к управленческому персоналу. И поэтому к нему непосредственно должны применяться подходы к оценке его стиля управления бухгалтерской службой.
Организовывая подготовку учетных данных, главный бухгалтер обязан принимать во внимание
Виды адаптированности бухгалтера
совокупность специфических личностно определенных факторов (стиль мышления управленцев; принадлежность к определенному психологическому типу личности). С позиции бухгалтера важно пытаться определить стиль, присущий определенному кругу приоритетных пользователей. Основываясь на этом, можно принимать решения об объеме отчетных данных, степени их структурирования, агрегированности и аналитичности, раскрытии альтернативных вариантов, выделении определяющих факторов. В то же время пренебрежение перцептивными особенностями основных внутренних пользователей управленческой отчетности приводит к неоправданно высоким трудозатратам либо к дублированию усилий по подготовке отчетов, поскольку неконкретность формализации требований приводит к неадекватности формы подачи учетной информации запросам заинтересованного пользователя.
Для того чтобы ВБУО служила выработке управленческих решений на стратегическом, тактическом и операционном уровнях и содержала информацию о фактических, плановых и прогнозных показателях, при ее формировании необходимо соблюдать соответствующие принципы. Выделим отдельные принципы ВБУО, следование которым невозможно без учета психологических аспектов.
Таблица 2
и факторы, влияющие на адаптацию
Адаптированность Характеристика Факторы влияния
Профессиональная Способность приспосабливаться к особенностям конкретной профессии через активное освоение входящих в ее структуру трудовых операций, действий. Способность к принятию решений и действиям в стандартных условиях Широта и разнообразие трудовой деятельности. Интерес к трудовой деятельности, содержанию труда. Влияние профессиональной среды. Индивидуально-психологические свойства личности бухгалтера
Психофизиологическая Способность приспосабливаться к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте, содержанию и характеру труда (индивидуального или коллективного) Состояние здоровья работника. Защитные реакции организма на уровень внешних факторов
Социально-психологическая Способность приспосабливаться к трудовому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная и общественная деятельность, к его нормам, руководству и коллегам, к экономическим реалиям Психологический климат трудового коллектива. Традиции и нормы взаимоотношений. Стиль руководства. Особенности межличностных отношений. Группа негативных факторов (обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний)
В этом контексте, пользуясь предложенной И. А. Слободняком [8, с. 27, 56] системой принципов формирования учетно-аналитической информации ВБУО (принципы, определяющие теоретическую основу ВБУО, ее состав и структуру, порядок ее составления) как наиболее четко структурированной и полной, выделим принципы, придерживаться которых возможно, исключительно принимая во внимание психологические аспекты. Среди принципов, определяющих состав и структуру ВБУО, принципы: полезности (релевантости); индивидуальности (креативности); понятности, наглядности и аналитичности; адресности.
В первую очередь психологическую компоненту несет в себе принцип понятности, наглядности и аналитичности. Информация во ВБУО должна быть сгруппирована в ответ на пользовательский запрос, инициированный необходимостью проведения анализа в требуемых разрезах. Этого можно добиться исключительно при условии одинакового понимания соответствующей информации ее поставщиком и потребителем (пользователем, реципиентом). При этом у менеджера и бухгалтера должна сформироваться конвенциональная терминология относительно приводимых во ВБУО показателей (лингвистический аспект). В противном случае «потребитель» (пользователь как адресат, реципиент) информации и ее «поставщик» (бухгалтер как отправитель информации) будут вкладывать разный смысл в термины и показатели, что повлияет на качество управленческих решений, принимаемых на основе предоставляемой информации.
Кроме того, структура ВБУО должна определяться психологическими особенностями и уровнем подготовленности конкретного пользователя (реципиента информации), для которого она предоставляется. Это оказывает очень сильное влияние на размещение показателей в отчетности, ее форму (расположение строк и столбцов в формах отчетности) и даже на формат представляемых цифровых данных.
Принцип профессионального суждения наиболее субъектозависим среди группы принципов, определяющих порядок составления ВБУО.
Однако роль и место профессионального суждения в принятии решений, связанных с фор-
мированием учетной политики, еще не определились настолько, чтобы считать суждение наиболее приемлемым способом разрешения сложных методических проблем [1, с. 90]. Так, результаты анкетирования практикующих бухгалтеров, приведенные в издании [10, с. 233] относительно того, чем должен руководствоваться бухгалтер в своей работе, показывают, что большинство респондентов (34 % опрошенных) указали положения регламентирующих документов, и только 15 % бухгалтеров указали на использование ими профессионального суждения.
А. А. Солоненко называет следующие трудности использования профессионального суждения в практике российского учета: «Во-первых, частое изменение российского бухгалтерского и налогового законодательства и недостаточная высокая квалификация бухгалтеров не повышают самооценку последних. В-вторых, большой объем и высокая интенсивность работы бухгалтера ориентируют его организовать учетную систему на налоговый учет (особенно в малом и среднем бизнесе), тем более что руководитель не всегда оценит достоверную финансовую отчетность, но всегда отреагирует на замечания налоговой инспекции. В-третьих, бухгалтер, как правило, выражает мнение руководителя, будучи зависимым от него, он постарается избежать конфликтных ситуаций» [9, с. 4].
Психологические особенности личности наряду с уровнем профессиональной подготовки, спецификой и масштабами деятельности предприятия непосредственно влияют на выработку и особенности профессионального суждения бухгалтера.
Однако в современных условиях использование профессионального суждения в деятельности российскими (и украинскими) бухгалтерами, по мнению А. Е. Шевелева, Е. В. Шевелевой [10, с. 264], сдерживается такими факторами, как частое изменение законодательства; проблемы качества нормативных документов; непонимание руководством учетных проблем, формальное отношение к учету; отсутствие эффективного пользователя бухгалтерской информации на многих предприятиях; большой объем и интенсивность труда бухгалтера; нервные перегрузки, вызванные объемом ответственности бухгалтера, предусмотренной законодательством; личные
проблемы в связи с загруженностью на работе в течение длительного времени.
Процесс выработки профессионального суждения бухгалтера является достаточно сложным, поскольку имеет как объективную сторону (когда исследуется сущность собственно объекта, в отношении которого вырабатывается профессиональное суждение), так и субъективную сторону (которая представляет собой обработку различных источников информации, на основании чего вырабатывается собственное субъективное суждение конкретного специалиста).
В качестве примера можно привести предложенные И. А. Слободняком субъективные показатели, позволяющие оценить степень выполнения принципов формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности, которые целесообразно систематизировать и разделить на группы в зависимости от субъекта оценки [8, с. 191-194] (табл. 3).
Итак, формат ВБУО и порядок формирования ее показателей взаимосвязаны. При этом субъективность присутствует на всех этапах формирования показателей ВБУО, поскольку в этот процесс вовлечены как бухгалтеры, так и пользователи информации. Выделяем факторы, которые определяют субъективность бухгалтера как лица, ответственного за подготовку и представление учетной информации:
1) ориентация прежде всего на отслеживание налоговых изменений и подготовку информации с ориентацией на налоговую направленность из опасений получения санкций от налоговых органов и проявления недовольства со стороны руководства;
2) стремление «подстроиться» под требования руководителя к форме и содержанию информации, учитывая зависимость от мнения руководителя;
3) фильтрация информации (сокрытие, «сглаживание», неполное представление) во избежание конфликтных ситуаций;
4) предоставление неполной информации с целью сокрытия ответственности других работников и сотрудников и пр.
Субъективность пользователей учетной информации определяют следующие факторы:
1) собственные критерии полезности информации;
Таблица 3
Субъективная оценка качества учетно-ана-литической информации бухгалтерской управленческой отчетности (составлено на основе [8, с. 191-194])
Субъект оценки Объект оценки
Конкретный пользователь Полезность и достаточность информации бухгалтерской управленческой отчетности по совокупности форм отчетности и по каждой отдельной форме (формату). Уровень перегруженности форм (форматов) бухгалтерской управленческой отчетности информацией, не используемой при принятии управленческих решений или при расчете аналитических коэффициентов. Правильность применения соответствующего уровня коэффициента дисконтирования для целей обеспечения сопоставимости данных. Степень устранения влияния изменения временной стоимости денег (в том числе инфляционного влияния) на показатели бухгалтерской управленческой отчетности. Оперативность представления внутренней бухгалтерской отчетности
Пользователь информации и (или) учетный работник Целесообразность и возможность установления и применения количественных и (или) качественных критериев, определяющих методику отражения соответствующих операций в учете и формирования информации в отчетности. Степень индивидуальности форм, форматов и показателей бухгалтерской управленческой отчетности организации. Целесообразность существования соответствующих отличий между показателями форм бухгалтерской финансовой отчетности и бухгалтерской управленческой отчетности
Учетный работник Средства автоматизации сбора, систематизации, передачи и анализа информации форм бухгалтерской управленческой отчетности, в том числе эргономичность соответствующего аппаратного и программного обеспечения
Специалисты службы внутреннего контроля Качество работы систем внутреннего бухгалтерского управленческого учета, планирования и внутреннего анализа. Достоверность бухгалтерской управленческой отчетности
2) предвзятые ожидания от отчетных данных субъективно определенной степени информативности;
3) руководство соображениями личных предпочтений и ценностей.
Также необходимо учитывать, что в поведении пользователей учетной информации присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты, в частности эмоциональные. Иррациональность в принятии решений связана с проявлениями некомпетентности, нежеланием обосновывать решения, недостаточной информированностью. Процесс принятия решений субъектом напрямую зависит от следующих факторов: информированности субъектов; компетентности; внутренних интенций (намерений); внешних интенций (институциональных норм, обычаев); полноты информации; достоверности информации [9].
В процессе внедрения компьютерной системы бухгалтерского учета (КСБУ) и адаптации ее к реальным потребностям бизнеса, в частности в процессе разработки внутренней управленческой отчетности, важнейшим этапом является формализация требований. Сначала возникает потребность (либо в решении определенной проблемы, либо в достижении определенного желаемого результата), затем эта потребность должна быть сформулирована к ИТ-специалистам в качестве требований и сформулирована в качестве постановки задачи.
Рассмотрим психолингвистические коммуникативные барьеры, осложняющие формализацию требований к КСБУ.
Практическая реализация программистами требований пользователя зависит от четкости и точности их формулирования. В процессе постановки задачи важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей. Четкость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов и омонимов в названиях экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки.
Практика показывает, что до 50 % времени от момента возникновения запроса на внесение изменений в КСБУ и до реализации (устранения проблемы) уходит именно на формулирование,
уточнение и последующую корректировку требований. Более того, ошибки пользователя именно на этапе постановки задачи, если они будут выявлены на конечных фазах внедрения либо отладки КСБУ, могут иметь серьезные негативные последствия, в сотни раз превышающие саму ошибку на этапе формализации требований.
Различия в видении желаемого конечного результата и путях его достижения могут возникать прежде всего из-за причин психологического характера: особенностей восприятия, психологического типа личности, усложненной вербализации идей и существующих потребностей. Более того, несовместимость психологических типов часто является причиной конфликтогенности процесса формализации требований, их уточнения и дальнейшей корректировки.
Кроме того, чем более многоступенчатым является процесс фактического «спуска» требований от руководства к работнику бухгалтерии (финансового отдела), ответственного за дальнейшую работу с работниками ИТ-сферы, тем более вероятными будут искажения информации, обусловленные субъективностью такого сотрудника по восприятию и его субъективностью как продуцента информационного сообщения.
В качестве фактора, осложняющего предметную коммуникацию, могут выступать и несоразмерный уровень владения конвенциональной законодательно закрепленной терминологией, и использование сторонами (постановщики требований (бухгалтеры) - исполнитель (ИТ-специалист)) профессионализмов своих сфер, что вызывает их непонимание и необходимость расшифровки (своеобразного декодирования) и в конечном счете затрудняет и растягивает во времени выработку конвенционального «общего языка» между участниками процесса.
Устранение коммуникативных барьеров приводит к сокращению временных издержек на формализацию требований, что имеет позитивным результатом и уменьшение расходов на оплату услуг аутсорсинговых компаний по внедрению и настройке КСБУ, в чем руководство фирмы заинтересовано.
Кроме того, действие лингвистических и психолингвистических, а также психологических факторов определяет причины возникновения некоторых
составляющих бухгалтерского профессионального риска как совокупности рисков, возникающих в процессе организации и ведения бухгалтерского учета и связанных с деятельностью учетного персонала. К основным причинам возникновения данного риска И. Н. Выговская в диссертационном исследовании, посвященном бухгалтерскому учету деятельности предприятий в условиях риска (Житомир, 2010), относит «группы технических и методических ошибок», а к составляющим - «риск организации бухгалтерского учета и риск действий учетного персонала».
Рассмотрим психологические и лингвистические компоненты профессионального риска бухгалтера. Действительно, именно бухгалтер может сознательно ограничить информированность менеджеров, сузив объемы предоставляемой информации. Данные искажения, могущие быть умышленными и неумышленными, являются результатом субъективности учетной информации, которая в свою очередь может быть субъективностью по искажению и субъективностью по восприятию. Также актуальна постановка проблемы искажения бухгалтерской информации из-за двусмысленности лексических единиц.
Поддерживаем профессора М. Л. Пятова в том, что в современных условиях для целей управления предприятием «важной задачей становятся решение чисто психологических проблем создания полезности учетных данных как самими бухгалтерами, так и управленцами предприятия, и решение профессиональных «языковых барьеров» взаимодействия бухгалтерской службы с менеджментом компании» [5, с. 82].
На возможности преодоления коммуникативных барьеров также сказывается то, как развиты и развиваются у бухгалтеров и сотрудников коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др.
Создавая информационную подструктуру организации деятельности бухгалтерской службы предприятия, управление предприятием должно обеспечить организацию коммуникативных сетей; повышение качества информации, циркулиру-
ющей по ним и обеспечивающей управление и деятельность учетного персонала; полноценное использование информации для решения управленческих задач. Так, чрезмерное использование профессионализмов может приводить к искажениям передаваемой учетной информации, снижая эффективность процесса ее передачи, и, следовательно, не только не упрощает, но и затрудняет профессиональную коммуникацию, выступая в роли языковых и семантических коммуникативных барьеров в общении как бухгалтеров, так и бухгалтеров с пользователями информации, а также между бухгалтерами разных предприятий.
Руководителю и главному бухгалтеру необходимо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации, принимая своевременные меры по обеспечению положительного влияния таких факторов. Надо уделять внимание межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровую конкуренцию, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).
Бухгалтеры-практики нередко испытывают трудности с пониманием конвенциональной законодательно закрепленной терминологии. Значительная часть рабочего времени бухгалтера расходуется на поиск консультаций, уточнение терминов и понятий и «перевод» их на более простой для него язык. Кроме того, бухгалтер-практик сталкивается с противоречиями в нормативных документах, в идеале призванных урегулировать и максимально унифицировать практику отражения определенных объектов в бухгалтерском учете (с разными несогласованными терминами и понятиями, множественностью определений, неоднозначностью трактовок и явной субъективностью подходов, предлагаемых в качестве консультативных прецедентов практической интерпретации нормативной базы).
Предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, испытывает потребность в качественном переводе процесса переговоров, технической документации и первичных докумен-
тов на государственный язык. В этом контексте серьезных исследований требует проблема некорректности перевода учетно-экономической терминологии как основной причины коммуникативных неудач, поскольку проведение переговоров между партнерами из различных бизнес-культур - один из самых сложных видов профессиональной коммуникации, требующий от участников (в том числе и от бухгалтера, занятого подготовкой документации и принимающего участие в переговорах) специальных компетенций, в частности языковых.
Бухгалтер, отвечающий за определенный участок, связанный с непосредственным переводом документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, обязан владеть профессиональной терминологией (а также профессионализмами, основными акронимами и расшифровкой общепринятых аббревиатур) и быть способным предоставить максимально корректный перевод (при этом осуществив максимально близкий перевод и безэквивалентной лексики). В противном случае предприятие обречено на корректировки бухгалтерских записей в будущем (неправильное либо незаконное отражение (неотражение, непризнание) в бухгалтерском учете), что также связано с дополнительными трудозатратами.
Таким образом, влияние психологических факторов на деятельность отдельных субъектов можно обобщить следующим образом (табл. 4).
В завершение уместно привести высказывание Т. Р. Дикмэна (Т. R. Dyckman): «Стратегия игнорирования психологических аспектов - неэффективная стратегия. Пока на предприятиях будут работать люди, их поведение будет оказывать влияние на функционирование предприятий» [13].
Выводы. Эффективность труда бухгалтеров определяется применением рациональных подходов к его организации, которые обязаны учитывать психологические и лингвистические аспекты. Применение психологических подходов и методик прикладных исследований позволяет определить качества личности, способствующие и препятствующие эффективности профессиональной бухгалтерской деятельности.
Отслеживая, принимая во внимание и корректируя влияние своеобразной группы психологических факторов - познавательно-коммуникатив-
Таблица 4
Влияние психологических факторов на деятельность отдельных субъектов
Субъект Сфера влияния психологических факторов
Руководитель предприятия Стремление к компьютеризации, оптимизации работы бухгалтерской службы. Разработка системы стимулов и поощрений
Главный бухгалтер, финансовый директор Выработка профессионального суждения. Принятие бухгалтерских решений. Подбор и оценка деятельности учетного персонала. Закрепление участков работы, делегирование полномочий. Определение формата и формы подачи информации ВБУО. Внедрение инноваций в организацию работы бухгалтерской службы. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Стремление к максимально полной осведомленности относительно персональной мотивации сотрудников
Бухгалтер Выработка профессионального суждения. Способность ведения учета определенных объектов. Эффективность ведения учета определенных объектов
Пользователи учетной информации Информационные запросы (частота, сложность, формат данных, форма подачи и пр.). Принятие решений
ных, можно достичь повышения эффективности управления, причем как бухгалтерской службой предприятия, так и предприятием в целом.
Учеными-бухгалтерами все еще недооценивается назревшая необходимость рассмотрения психологических аспектов деятельности бухгалтера как факторов влияния на практику организации и ведения бухгалтерского учета, а также на специфику функционирования системы учета отдельного предприятия. Вместе с тем психологические факторы существенно влияют на эффективность функционирования бухгалтерского учета как информационно-коммуникационной системы на конкретном хозяйствующем субъекте, а также предопределяют особенности принятия решений пользователем учетной информации.
Пренебрежение принятием во внимание перцептивных особенностей основных внутрен-
них пользователей управленческой отчетности приводит к неоправданно высоким трудозатратам либо к дублированию усилий по подготовке отчетов, поскольку неконкретность формализации требований влечет неадекватность формы подачи учетной информации запросам заинтересованных пользователей.
Правомерно говорить о наличии психолингвистических рисков в деятельности бухгалтера, которые непосредственно могут повлиять на эффективность работы сотрудника бухгалтерии. Такие риски обязаны дополнить составляющие профессионального риска бухгалтера.
Проблема профессионализмов как коммуникативных барьеров не может и не должна рассматриваться исключительно лингвистами, поскольку носит междисциплинарный характер и требует по меньшей мере применения мультидисципли-нарного исследовательского подхода (включая бухгалтерский учет, лингвистику, теорию коммуникаций, менеджмент, психологию).
Целесообразно дальнейшее изучение профессионализмов как языковых и семантических коммуникационных барьеров в сфере бухгалтерского учета с целью изыскания способов их преодоления. Необходима постановка вопроса о разработке перманентно обновляемых специальных словарей бухгалтерских профессионализмов (предпочтительно онлайновых свободного доступа), поскольку это позволит минимизировать коммуникативные сбои и неудачи.
Таким образом, влияние психологических и лингвистических факторов на практику организации бухгалтерского учета и работы бухгалтерской службы выявлено и конкретизировано и в этой связи требует дальнейших исследований с целью поиска путей минимизации их влияния как важных составляющих профессионального риска бухгалтера.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет и психология: монография / Н. А. Каморджанова [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Н. А. Каморджановой. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 226 с.
2. Ковалев В. В. Психологические аспекты бухучета // Кадровый менеджмент. 2010. № 7.
3. Крюкова А. П. Личность бухгалтера [Электронный ресурс]. URL: http://www.cor-tec.ru/stati/ statya-1.
4. Лучко М. Р., Ревасевич И. С. Личностная адаптированность бухгалтера как ведущая характеристика его профессионализма // Независмый аудитор. 2012. URL: http://www.npv n-auditor. com. ua/arkhiv/item/251.
5. Пятов М. Л. Базовые принципы бухгалтерского учета. Сер. «Теория для практиков». М.: 1-С Паблишинг, 2010. 228 с.
6. Романов А.Н., Островский О. М., Ковалев В. В. О международных тенденциях в развитии бухгалтерской профессии // Бухгалтерский учет. 2004. № 4.
7. СитниковаН. В. Бихевиористический подход к бухгалтерскому учету: зарубежный опыт // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 40 (238). С.63-66.
8. Слободняк И. А. Система учетно-анали-тической информации бухгалтерской управленческой отчетности коммерческой организации: монография. Иркутск: БГУЭП, 2011. 261 с.
9. Солоненко А. А. Креативность восприятия экономической информации, формируемой интегрированной учетной системой коммерческой организации // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 28. URL: http://www. e-journal. spa.msu.ru/images/File/2011/28/Solonenko pdf.
10. Шевелев А. Е., Шевелева Е. В. Риски в бухгалтерском учете: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 304 с.
11. Bonner S. E. Judgment and decision making in accounting. L.: Pearson; Prentice Hall, 2007. 462 pp.
12. Decision making and accounting: current research / ed. by Sh. Moriarity and E. Joyce. Norman, OK: University of Oklahoma, Center for Economic and Management Research, College of Business Administration, 1984.
13. Dyckman T. R. The ascendancy of the behavioral paradigm in accounting: The last 20 years. Behavioral Research in Accounting, 1998. № 10. Р. 1-10.