Научная статья на тему 'Интегрированные учетные коммуникации'

Интегрированные учетные коммуникации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTEGRATED ACCOUNTING COMMUNICATION / УЧЕТ / ACCOUNTING / ОТЧЕТНОСТЬ / REPORTING / УЧЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ACCOUNTING PROCESS / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА / VIRTUALIZATION ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожнова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с интегрированными учетными коммуникациями. Выделены наиболее важные виды деятельности в процессе создания единого информационного учетного потока: наполнение потока информацией; учетное преобразование информационного потока; включение отчетной информации в единый информационный поток предприятия и его движение к пользователям; мониторинг достижения целей отчетности. Представлены методы выстраивания интерактивного взаимодействия предприятия с пользователями своей отчетности. Предложены обязательные критерии для классификации межличностных коммуникаций в процессе создания отчетности: участники взаимодействия; регулярность взаимодействия; интенсивность взаимодействия. Выделены основные проблемы, связанные с этими коммуникациями: умышленное искажение отчетной информации; сложность отражения реальности учетными методами; априорная субъективность при вынесении профессионального суждения; длительность периода формирования финансовой и управленческой отчетности; потеря доверия пользователей финансовой отчетности. Показаны причины существующих проблем и предложены принципы, которые следует положить в основу построения комплекса интегрированных учетных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ACCOUNT OF COMMUNICATION

The article considers the issues associated with an integrated account of communications (IAC). There are most important activities in the process of collecting reporting information: information content; data flow transformation; inclusion of reporting information into a common information flow of a company and its movement to users; monitoring of reporting achievements. Some methods for building interactive interface with the business users of its financial statements are described. Moreover, mandatory criteria for the classification of interpersonal communications in the process of reporting are given such as participants of an interaction; its frequency and intensity. As a result, there are some main problems associated with these communications listed like distortion of accounting information; complexity of its refl with the help of accounting methods; a priori subjectivity while making professional judgments; duration of fi and management reporting; loss of confi e of the users of fi statements. The paper shows the causes of existing problems and proposes some principles that might be used as a basis of a project design of complex IAC.

Текст научной работы на тему «Интегрированные учетные коммуникации»

86

методики и технологии

УДК 657.01

интегрированные учетные коммуникации

РОЖНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: rognova@mail.ru

аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с интегрированными учетными коммуникациями. Выделены наиболее важные виды деятельности в процессе создания единого информационного учетного потока: наполнение потока информацией; учетное преобразование информационного потока; включение отчетной информации в единый информационный поток предприятия и его движение к пользователям; мониторинг достижения целей отчетности. Представлены методы выстраивания интерактивного взаимодействия предприятия с пользователями своей отчетности. Предложены обязательные критерии для классификации межличностных коммуникаций в процессе создания отчетности: участники взаимодействия; регулярность взаимодействия; интенсивность взаимодействия. Выделены основные проблемы, связанные с этими коммуникациями: умышленное искажение отчетной информации; сложность отражения реальности учетными методами; априорная субъективность при вынесении профессионального суждения; длительность периода формирования финансовой и управленческой отчетности; потеря доверия пользователей финансовой отчетности. Показаны причины существующих проблем и предложены принципы, которые следует положить в основу построения комплекса интегрированных учетных коммуникаций.

Ключевые слова: интегрированные учетные коммуникации, учет, отчетность, учетный процесс, виртуализация учета.

INTEGRATED ACCouNT of communication

OLGA V. ROZHNOVA,

Ph.D., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of «Accounting in commercial organizations», Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: rognova@mail.ru

abstract

The article considers the issues associated with an integrated account of communications (IAC). There are most important activities in the process of collecting reporting information: information content; data flow transformation; inclusion of reporting information into a common information flow of a company and its movement to users; monitoring of reporting achievements. Some methods for building interactive interface with the business users of its financial statements are described. Moreover, mandatory criteria for the classification of interpersonal communications in the process of reporting are given such as participants of an interaction; its frequency and intensity. As a result, there are some main problems associated with these communications listed like distortion of accounting information; complexity of its reflection with the help of accounting methods; a priori subjectivity while making professional judgments; duration of financial and management reporting; loss of confidence of the users of financial statements. The paper shows the causes of existing problems and proposes some principles that might be used as a basis of a project design of complex IAC.

Keywords: Integrated Accounting Communication, accounting, reporting, accounting process, virtualization accounting.

Интегрированные учетные коммуникации

87

Выбор данной темы обусловлен тем, что, с одной стороны, междисциплинарное взаимодействие обогащает науку и дает возможность обмениваться идеями и опытом ученым, изучающим различные стороны экономических явлений и процессов, а с другой — работа создателей учетной информации (бухгалтеров) происходит в условиях межличностного контактирования.

В маркетинге для контактирования с определенными целевыми сегментами рынка и с аудиториями в целях выполнения задач хозяйствующего субъекта на рынке используются интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК), под которыми понимается совокупность организационно-экономических, рекламно-информационных и межличностно-коммуникативных мероприятий компании [1, с. 74]. ИМК должны составить целостную систему деятельности предприятия, обеспечивающую получение экономической и социальной выгоды от доступных и перспективных ресурсов на основе применения различных маркетинговых инструментов и принципов управления коммуникативными процессами. В учетной области также, по нашему мнению, необходимо использовать интегрированные коммуникации. Логично именовать их интегрированными учетными коммуникациями (ИУК) и применять для их создания и развития опыт ИМК. ИУК должны помочь решить ряд учетных [2-4], а также социальных проблем.

Интегрированные маркетинговые коммуникации дают возможность все маркетинговые коммуникации представить в виде единого потока информации из единого источника. Потребитель финансовой и управленческой отчетности также получает информацию из единого источника, которым является эта отчетность. Процесс образования единого информационного учетного потока на предприятии характеризуется документооборотом, в котором отражено, какая информация, когда и куда поступает. В процессе создания единого информационного учетного потока полагаем необходимым прежде всего выделить такую деятельность, как:

• наполнение потока информацией, включающее одновременно выполняющиеся этапы, — генерацию внутренней информации подразделениями, отдельными менеджерами компании (различные подразделения компании генерируют информацию, необходимую для ведения финансового и управленческого учета); сбор внешней

информации (часть информации поступает из внешних источников, прежде всего с рынка);

• учетное преобразование информационного потока, создающее в соответствии с учетной теорией и методологией учетную и отчетную информацию [информация из единого информационного потока поступает в отделы учета, где должным образом преобразуется в отчетность согласно правилам (стандартам) учета и отчетности];

• включение отчетной информации в единый информационный поток предприятия и его движение к пользователям. Внутри предприятия поток направляется к конечным внутренним информационным потребителям [готовая отчетность поступает к руководству, определенные части информации отчетности (иногда и вся отчетность) поступают в соответствующие отделы, которые нуждаются в данных сведениях и которые в свое время выступали как источники информации для подготовки этой отчетности]. Поток, выходящий за пределы компании, становится доступен конечным внешним информационным потребителям, многие из которых могут быть и потребителями продукции (услуг) компании;

• мониторинг достижения целей отчетности. Компания должна отслеживать реакцию пользователей (в целом экономического сообщества) на качество ее отчетности, анализировать правильность выбора учетной политики, включения дополнительных разъяснений, которые стандарты не требуют, но которые необходимы для обеспечения лучшего понимания пользователями ее финансового положения, результатов деятельности и изменений в капитале, например объяснения в отношении различных рисков (не являющихся обязательными к раскрытию), факторов неопределенности и т.п.

Полагаем, что без выделения последнего вида деятельности нельзя правильно определить отчетный цикл. С публикацией годовой отчетности, на наш взгляд, отчетный цикл не заканчивается. Предлагаем считать началом отчетного цикла начало отчетного года, а моментом завершения — дату оценки выпущенной отчетности на основе мнения пользователей.

В каждом из этих видов деятельности происходит межличностное взаимодействие. В учетной сфере интерактивное взаимодействие с внешним потребителем учетной информации так же значимо, как и в ИМК, однако оно слабо развито. Роль «интерактивной коммуникации с каждым клиентом подтверждает правило Парето — 80% прибыли

88

МЕТОДИКИ и ТЕХНОЛОГИИ

приносят 20% постоянных клиентов. Уход 2% постоянных клиентов уменьшает прибыль на 10-12%. Затраты на привлечение нового клиента в пять раз больше, чем на удержание старого. В среднем в США новый клиент стоит 230 долларов, а компания контактирует четыре раза с существующими клиентами и шесть раз с потенциальными. И при этом традиционно за пять лет теряются 50% клиентов. Половина клиентов не приносят прибыли именно из-за неэффективно выстроенной коммуникации» [1, с. 80]. А в учетной сфере к клиентам относятся не только поставщики и покупатели, но, что особенно важно, — и инвесторы, в том числе потенциальные.

Любое предприятие должно построить систему интерактивного взаимодействия с пользователями своей отчетности. Для этого в ИУК могут применяться наиболее подходящие к сложившейся ситуации методы выстраивания коммуникаций, включая организационно-экономические, информационно-рекламные, установления межличностных отношений, юридические (слияния и поглощения). Например, информационно-рекламные методы в ИМК подразумевают действия, направленные на создание и улучшение имиджа предприятия. Качество финансовой отчетности также во многом формирует образ компании посредством завоевания доверия пользователей, которое, в свою очередь, зависит от степени транспарентности, достоверности, уместности отчетной информации [5, 6].

Особое внимание предприятию следует уделять методам установления межличностных отношений. В ИМК такие методы основываются на этике деловых отношений с внешними пользователями отчетности, аудиторами, а также этике отношений между всеми участниками процесса формирования отчетной информации. Они влияют на множество различных моментов, связанных с созданием отчетности и ее восприятием пользователями. Межличностные коммуникации в процессе создания отчетности следует классифицировать в общем виде:

— по участникам взаимодействия:

• бухгалтер — руководитель компании;

• бухгалтер — менеджеры компании;

• бухгалтер — внешний аудитор;

• бухгалтер — внутренний аудитор;

• бухгалтер — бухгалтер (в том числе главный бухгалтер — бухгалтер);

• бухгалтер — пользователи отчетности;

• бухгалтер — разработчики учетных (отчетных) правил;

— по регулярности взаимодействия:

• постоянное;

• периодическое.

Полагаем, что взаимодействие по всем перечисленным выше видам должно быть постоянным, только с внешним аудитором оно может быть периодическим;

— по интенсивности взаимодействия:

• значительное;

• среднее;

• слабое.

Основными проблемами, связанными с межличностными отношениями в процессе формирования финансовой отчетности, являются, на наш взгляд, следующие:

• умышленное искажение отчетной информации;

• сложность отражения реальности учетными методами;

• априорная субъективность при вынесении профессионального суждения;

• слишком долгие сроки формирования финансовой и управленческой отчетности;

• потеря доверия пользователей финансовой отчетности, ведущая в итоге к потере имиджа, привлекательных источников финансирования, снижению стоимости компании и далее к ее ликвидации.

Причины этих проблем кроются в:

• конфликте интересов — различном понимании собственных выгод, выгод другой стороны взаимодействия и выгод предприятия;

• различном понимании качества отчетности;

• личностных особенностях участников взаимодействия;

• неумении строить деловые отношения, незнании принципов общения, неумении адаптироваться к партнеру и устанавливать контакт.

На наш взгляд, следующие мероприятия могут способствовать повышению эффективности межличностных коммуникаций:

• внутри предприятия — обеспечение межличностной совместимости, срабатываемости, создание положительного психологического климата в компании, транспарентности;

• при внешнем взаимодействии — расширение старых форм и постоянный поиск новых форм общения, установление постоянной обратной связи, обеспечение транспарентности.

Предлагается также создание дорожной карты финансовой (и управленческой) отчетности, в которой, помимо стратегии, тактики, инновационной

интегрированные учетные коммуникации

89

составляющей, этапов развития, будут показаны возможные конфликтные ситуации на каждом этапе и потенциальные способы их разрешения.

В качестве основополагающих принципов выстраивания комплекса ИУК целесообразно использовать базовые принципы ИМК: синергизм, открытость, оперативность, персонализацию.

Синергизм должен обеспечить взаимно выгодное сотрудничество всех элементов учетной системы (поддерживающее взаимодействие всех участников процесса формирования учетной отчетности).

Открытость — транспарентность — важнейший принцип учета, финансовой и управленческой отчетности. Причем транспарентной должна быть не только внутренняя учетная отчетность, но и внешняя, именно транспарентность повышает устойчивость компании, обеспечивает ей положительный имидж [5, 6].

Оперативность, понимаемая в ИМК как «готовность использовать не только специально инициированные, но и непроизвольно возникающие события для стратегических коммуникаций» [1, с.81], должна активно применяться в учетной сфере. Достаточно часто у компании возникает возможность сделать как можно более полные раскрытия в отчетности в отношении каких-либо событий, привлекая, таким образом, внимание пользователей к проблемам и способам их решений, используемым компанией. Подобные раскрытия могут повысить имидж компании и доверие к ней пользователей, в том числе ее действующих и потенциальных клиентов. По сути, отчетность компании дает ей возможность лишний раз прорекламировать себя, усовершенствовать свой образ, создать устойчивое представление о себе как предприятии, не обманывающем своих клиентов, правильно оценивающем угрозы и умеющем верно выбирать действенные контрмеры.

Принцип персонализации для финансовой отчетности, по нашему мнению, пока применяться не может, по крайней мере, его действие весьма ограничено стандартами финансовой отчетности, однако в процессе финансового учета он необходим, а в управленческом учете и отчетности играет огромную роль. На наш взгляд, этот принцип уместно назвать принципом адресности. В ИМК он означает выстраивание персональных отношений с каждым отдельным клиентом. В ИУК для финансовой отчетности в соответствии с этим принципом следует по мере возможности (так как

есть еще принцип рациональности — выгоды от отчетности должны быть больше, чем затраты на нее) приводить сведения, которые будут полезны для каждой из групп пользователей, для чего предприятие вполне может использовать раскрытия дополнительной информации. Кроме того, учетная финансовая и управленческая информация, а также информация управленческой отчетности должна поступать к пользователям в таком виде, в каком она наиболее для них полезна, т.е. удобна для восприятия и анализа. В области финансового и управленческого учета, а также управленческой отчетности выполнение этого принципа обеспечивается тем, что получатель информации всегда известен, а значит, известны его информационные предпочтения и те задачи, которые на основе поступившей информации он должен решить.

Еще один принцип, по нашему мнению, должен быть использован в ИУК — виртуализация. Значительная часть учетных коммуникаций происходит виртуально, даже в рамках ведения управленческого учета на предприятии уже необязательно реальное личное контактирование участников этого процесса, многие вопросы решаются посредством виртуального общения, что еще раз свидетельствует о виртуализации учета [4, 7], происходящей в последние годы (в связи с виртуализацией экономики), и требует от предприятия разработки регламента подобного виртуального общения в сфере учета и отчетности. В учетной политике должен быть раздел, посвященный организации виртуального общения как внутри компании, так и с внешними пользователями. На наш взгляд, обязательно на сайте компании для пользователя отчетности должна быть предусмотрена возможность оставить свое мнение о ней. Важная задача для компании в области ИУК — расширять круг пользователей своей отчетности, тем самым привлекая новых инвесторов, покупателей, поставщиков, работников и т.п. (здесь также работает правило Парето).

Подведем итоги и сделаем выводы по рассмотренным в статье вопросам.

Предлагается выделять такую область в учете и отчетности, как ИУК, для построения которых целесообразно использовать опыт ИМК.

Одним из видов учетной деятельности следует считать мониторинг достижения целей отчетности, завершающий отчетный цикл, началом которого является начало отчетного года.

В каждом из видов деятельности процесса создания единого информационного учетного

90

Интегрированные учетные коммуникации

потока (наполнение потока информацией, учетное преобразование информационного потока, включение отчетной информации в единый информационный поток предприятия и его движение к пользователям, мониторинг достижения целей отчетности) происходит межличностное взаимодействие, влияющее на качество рассматриваемого процесса.

Для построения необходимой любому предприятию системы интерактивного взаимодействия с пользователями своей отчетности целесообразно применять наиболее подходящие к сложившейся ситуации методы выстраивания коммуникаций, включая организационно-экономические, информационно-рекламные, установления межличностных отношений, юридические (слияния и поглощения).

Межличностные коммуникации в процессе создания отчетности следует классифицировать прежде всего по участникам взаимодействия, регулярности и интенсивности взаимодействия.

Основные проблемы, связанные с межличностными отношениями в процессе формирования финансовой отчетности (на наш взгляд, это — умышленное искажение отчетной информации; сложность отражения реальности учетными методами; априорная субъективность при вынесении профессионального суждения; слишком долгие сроки формирования финансовой и управленческой отчетности; потеря доверия пользователей финансовой отчетности, ведущая в итоге к потере имиджа, привлекательных источников финансирования, снижению стоимости компании и далее к ее ликвидации) вызваны следующими причинами: конфликтом интересов участников ИУК; различным пониманием качества отчетности участников ИУК; личностными особенностями участников взаимодействия; неумением строить деловые отношения, незнанием принципов общения, неумением адаптироваться к партнеру и устанавливать контакт.

К основополагающим принципам выстраивания комплекса ИУК следует отнести синергизм, открытость, оперативность и персонализацию.

Предлагается применить еще один основополагающий в современных условиях принцип — виртуализацию, позволяющую использовать в ИУК виртуальное общение как наиболее распространенный вид коммуникации в виртуали-зированной экономике и виртуализированном обществе.

Литература

1. Ильичева И.В. Маркетинговые технологии: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 158 с.

2. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15 (261). С. 2-8.

3. Рожнова О.В. Актуальные вопросы оценки по справедливой стоимости активов и обязательств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 29 (269). С. 2-8.

4. Рожнова О.В. Виртуальная отчетность // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 14 (308). С. 11-18.

5. Рожнова О. В., Марков В.В., Игумнов В.М. Транспарентность как приоритетное направление повышения качества отчетности предприятий // Известия МГТУ «МАМИ». 2013. № 1 (15). Т. 5. С. 80-85.

6. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Формирование и оценка транспарентной финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2012. № 10. С.41-50.

7. Федорчукова С.Г. Особенности и преимущества виртуальных предприятий в современных условиях // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1 (12). С. 212-215.

References

1. Ilicheva I. V. Marketing technologies: educational-methodical manual. Ulyanovsk: UlSTU, 2012. 158 p.

2. Rozhnova O. V. Actual problems of financial statements // International accounting, 2013, no. 15 (261), pp. 2-8.

3. Rozhnova O. V. Topical issues of fair value of assets and liabilities // International accounting, 2013, no. 29 (269), pp. 2-8.

4. Rozhnova O. V. Virtual statements // International accounting, 2014, no. 14 (308), pp. 11-18.

5. Rozhnova O.V., Markov V.V., Igumnov V.M. Transparency as a priority direction of improving the quality of reporting by enterprises // Izvestiya MGTU «MAMI», 2013, no. 1 (15), v. 5, pp. 80-85.

6. Rozhnova O.V., Igumnov V.M. Formation and evaluation of transparent financial reporting // Auditor sheets, 2012, no. 10, pp. 41-50.

7. Fedorchukova S. V. Features and advantages of virtual enterprises in modern conditions // Modern fundamental and applied research, 2014, no. 1 (12), pp. 212-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.