Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АКСИОЛОГИИ'

КРЕАТИВНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АКСИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кирьякова А.В., Мороз В.В.

Интерес к креативности как предмету исследования возрастает в геометрической прогрессии со второй половины ХХ века во всех областях человекознания. Широкий спектр как отечественных, так и зарубежных исследований позволяет утверждать, что креативность является качеством личности, присущей в той или иной степени, развитие которого становится насущной необходимостью в условиях новой реальности. Весь эволюционный процесс развития общества свидетельствует о его зависимости от персональной и коллективной креативности. Целью данного исследования является изучение феномена креативности через призму аксиологии, науки о ценностях. Аксиология позволяет рассмотреть реалии современного мира с позиции не только внешних факторов, обстоятельств и ситуаций, но и глубинных ценностных оснований. Креативность достаточно глубоко исследована с позиции психологии: особенные характеристики креативной личности, стадии и этапы креативного процесса, взаимосвязь креативного и критического мышления, креативности и интеллекта. Некоторые психологи выделяют мотивацию, креативные навыки, междисциплинарные знания и креативную среду в качестве основных компонентов, способствующих развитию креативности. Авторами статьи утверждается, что ценности и ценностные ориентации на познание, творчество, самореализацию и самовыражение являются драйверами креативности. В широком смысле ценности как матрица культуры определяют отношение общества к креативности, к развитию креативности личности и креативного класса, и к тому насколько экономически успешным будет данное общество, поскольку инновационность и предпринимательство являются реализованной креативностью. Таким образом, изучение креативности с позиции аксиологии соединяет необходимость в глубоком исследовании данного феномена и субъективную значимость креативности в условиях новых реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY FROM THE PERSPECTIVE OF AXIOLOGY

Interest in creativity as a subject of research has been growing exponentially since the second half of the 20th century in all areas of human history. A wide range of both domestic and foreign studies allows authors to assert that creativity is a personality trait, inherent to one degree or another. Whereas the development of such trait becomes an urgent necessity in the new reality. The entire evolutionary process of the social development illustrates its dependence on personal and collective creativity. The aim of this research is to study the phenomenon of creativity through the perspective of axiology, i.e. the science of values. Axiology allows us to consider the realities of the modern world from the perspective of not only external factors, circumstances and situations, but also of deep value foundations. Creativity has been studied quite deeply from the point of view of psychology: the special characteristics of a creative person, stages of the creative process, the relationship between creative and critical thinking, creativity and intelligence. Some psychologists emphasize motivation, creative skills, interdisciplinary knowledge, and the creative environment as the main components that contribute to the development of creativity. The authors of the article argue that values and value orientations towards cognition, creativity, self-realization and self-expression are the drivers of creativity. In a broad sense, values as a matrix of culture determine the attitude of society to creativity, to the development of creativity of the individual and the creative class, and to how economically successful a given society will be. Since innovation and entrepreneurship are embodied creativity. Thus, the study of creativity from the perspective of axiology combines the need for a deep study of this phenomenon and the subjective significance of creativity in the context of new realities.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АКСИОЛОГИИ»

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 378:159.923:316.752

Аида Васильевна Кирьякова,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет (г. Оренбург).

E-mail: aida.osu@gmail.com

Виктория Викторовна Мороз,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Оренбургский государственный университет (г. Оренбуг).

E-mail: victoria_moroz@mail.ru

КРЕАТИВНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АКСИОЛОГИИ

Ключевые слова: креативность, аксиология, ценностные ориентации, креативный потенциал, система ценностей.

Аннотация. Интерес к креативности как предмету исследования возрастает в геометрической прогрессии со второй половины ХХ века во всех областях человекознания. Широкий спектр как отечественных, так и зарубежных исследований позволяет утверждать, что креативность является качеством личности, присущей в той или иной степени, развитие которого становится насущной необходимостью в условиях новой реальности. Весь эволюционный процесс развития общества свидетельствует о его зависимости от персональной и коллективной креативности.

Целью данного исследования является изучение феномена креативности через призму аксиологии, науки о ценностях. Аксиология позволяет рассмотреть реалии современного мира с позиции не только внешних факторов, обстоятельств и ситуаций, но и глубинных ценностных оснований. Креативность достаточно глубоко исследована с позиции психологии: особенные характеристики креативной личности, стадии и этапы креативного процесса, взаимосвязь креативного и критического мышления, креативности и интеллекта. Некоторые психологи выделяют мотивацию, креативные навыки, междисциплинарные знания и креативную среду в качестве основных компонентов, способствующих развитию креативности.

Авторами статьи утверждается, что ценности и ценностные ориентации на познание, творчество, самореализацию и самовыражение являются драйверами креативности. В широком смысле ценности как матрица культуры определяют отношение общества к креативности, к развитию креативности личности и креативного класса, и к тому насколько экономически успешным будет данное общество, поскольку инновационность и предпринимательство являются реализованной креативностью. Таким образом, изучение креативности с позиции аксиологии соединяет необходимость в глубоком исследовании данного феномена и субъективную значимость креативности в условиях новых реалий.

Для цитирования: Кирьякова, А.В. Креативность сквозь призму аксиологии / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №2 (92). -С. 10-20.

Aida V. Kiriakova,

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor General and Professional Pedagogics Department,

Head of the Department, Orenburg State University (Orenburg).

E-mail: aida.osu@gmail.com

Victoria V. Moroz, Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of Foreign Languages Department, Orenburg State University (Orenburg).

E-mail: victoria_moroz@mail.ru

CREATIVITY FROM THE PERSPECTIVE OF AXIOLOGY

Keywords: creativity, axiology, value orientations, creative potential, system of values.

Abstract. Interest in creativity as a subject of research has been growing exponentially since the second half of the 20th century in all areas of human history. A wide range of both domestic and foreign studies allows authors to assert that creativity is a personality trait, inherent to one degree or another. Whereas the development of such trait becomes an urgent necessity in the new reality. The entire evolutionary process of the social development illustrates its dependence on personal and collective creativity.

The aim of this research is to study the phenomenon of creativity through the perspective of axiology, i.e. the science of values. Axiology allows us to consider the realities of the modern world from the perspective of not only external factors, circumstances and situations, but also of deep value foundations. Creativity has been studied quite deeply from the point of view of psychology: the special characteristics of a creative person, stages of the creative process, the relationship between creative and critical thinking, creativity and intelligence. Some psychologists emphasize motivation, creative skills, interdisciplinary knowledge, and the creative environment as the main components that contribute to the development of creativity.

The authors of the article argue that values and value orientations towards cognition, creativity, self-realization and self-expression are the drivers of creativity. In a broad sense, values as a matrix of culture determine the attitude of society to creativity, to the development of creativity of the individual and the creative class, and to how economically successful a given society will be. Since innovation and entrepreneurship are embodied creativity. Thus, the study of creativity from the perspective of axiology combines the need for a deep study of this phenomenon and the subjective significance of creativity in the context of new realities.

For citing: Kiriakova AV., Moroz V.V. (2021). Creativity from perspective of axiology. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92): 10-20. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-10-20

Новая реальность, которая характеризуется изменчивостью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью, преподносит все новые проблемы и вызовы, с которыми общество может справиться, только объединив усилия, адаптируясь и гибко реагируя на ситуации неопределенности, нестандартно решая возникающие задачи. Именно в этих условиях теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Сейчас, как

никогда прежде, возникает острая необходимость в междисциплинарном синтезе знаний о человеке, в основе которых лежит обновленная философская картина мира и непреходящие общечеловеческие ценности [1].

Аксиология под особым углом зрения рассматривает реалии современного педагогического мира, соединяя взаимосвязи объективного и субъективного, актуального и потенциального, внешнего и внутреннего, закономерного и случайного, устойчивого и динамичного в емкое аксиологическое измерение современного мира [2, 11]. В последнее время происходит интенсивное развитие аксиологии, которая становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, Ю.М. Плюснин, Г.П. Выжлецов), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С. Каган, Н.С. Розов), изучения феноменологии ценностных систем личности (М.И. Бобнева, В.Г. Алексеева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.Б. Крылова, З.А. Малькова,

Н.М. Воскресенская), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.В. Веселова). Исследование ценностей современного мира находит отражение в трудах таких зарубежных ученых, как Р. Инглхарт, Ш. Шварц, Т. Ловат, К.У. Грейвз [2, 12].

Смена тысячелетий, лавинообразное развитие технологий и трансформации, которые они провоцируют во всех сферах жизнедеятельности, глобализация и изменение миропорядка привели к возникновению двух диаметрально противоположных течений в теории социального развития общества. Как утверждают сторонники первого течения, традиционные ценности придут в упадок в результате всех современных процессов. Представители второго направления убеждены в том, что ценности обладают значительной устойчивостью и независимостью от экономических и политических перемен. Так, по мнению Р. Инглхарта, ценности могут меняться в ходе социально -экономического развития, но последовательно и в довольно предсказуемом направлении. Изменения ценностей, которые являются отражением культурных традиций общества, не связаны с какими-либо тенденциями, будь то глобализация или распространение коммуникационных систем, поскольку иначе во всех обществах, подверженных влиянию данных тенденций, ценности изменялись бы одинаково [1]. В интерпретации Л. Харрисона культура - это «логически связанная система ценностей, установок, институтов, влияющая на все аспекты личного и коллективного поведения», что подтверждает точку зрения Г. Хофстеде и Р. Инглхарта о взаимосвязи между культурой как системой ценностей и установок, характерных для группы или всей страны, и прогрессом. Нельзя не согласиться с мнением В.Н. Сагатовского, по глубокому и емкому определению которого ценности - есть матрица культуры [1].

Мы живем в эпоху, когда креативность является ценностью сама по себе. Приступая к исследованию данной проблемы, необходимо акцентировать тот факт, что аксиологическое измерение обычно включается в само определение креативности, являющееся одним из нескольких научных понятий в психологии, которые всегда вносят вклад (по определению) в благополучие отдельных людей и благосостояние групп и сообществ. Значительный культурный спрос на новые идеи и решения в конечном итоге влечет за собой постоянно растущую ценность креативности и ее поощрение со стороны образовательных учреждений, целью которых является продвижение развития личности [3].

Необходимо отметить, что креативность была присуща человеку на протяжении всей истории, иначе само развитие цивилизации было бы невозможно. Тем не менее, креативность как качество воспринималось по-разному в зависимости от доминирующих в обществе ценностей. Культура и креативность представляют собой многогранные феномены, отношения между которыми - сложная система регуляции. Как показало исследование международной группы ученых [4], культуры с разным набором ценностных установок могут в одинаковой мере поощрять индивидуальную креативность, при этом в разной степени стимулируя развитие ее компонентов. Так, в Китае, культуре которого присущи коллективизм, большая дистанция власти, и низкий уровень избегания неопределенности, поощрение креативности связано с повышением ценности компонента предметных навыков. В США, культуру которых отличает индивидуализм и маленькая дистанция с властью, предметные знания не играют такой роли, зато креативность развивается за счет высокой ценности нестандартного мышления [5].

В настоящее время креативность, являясь отличительной чертой человека как вида, выступает драйвером развития и прогресса общества в XXI веке и приобретает все большую ценность и востребованность во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Эмпирические данные проекта World Values Survey, который проводился на протяжении многих лет, подтверждают, что ценности самовыражения пришли на смену ценностям выживания. Результаты 191 репрезентативных опросов общенационального масштаба, проведенных в 73 несхожих друг с другом странах - от США до Уганды, Китая, Ирана, Бразилии, Швеции и Польши, - демонстрируют весьма существенную корреляцию между удовлетворенностью индивидов собственной жизнью и их представлением о возможностях выбора, которые у них имеются для самореализации и самовыражения. К. Вельзель утверждает, что изменение ценностей от ограничения к выбору является центральным аспектом развития человека, потому что это изменение ценностей делает людей умственно свободными, мотивируя их развивать, раскрывать и актуализировать свои внутренние потенциалы [6].

Очевидна возрастающая ценность и значимость креативности как для отдельного человека, так и для общества в целом. С одной стороны,

креативность представляет собой универсальный исторический фактор, обусловливающий все развитие человечества, с другой - это индивидуальный потенциал, позволяющий человеку не только решать неоднозначные проблемы и отвечать на вызовы новых реалий, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее.

Креативность как ценностно-личностная созидательная категория, являясь неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, представляет собой существенный резерв ее самоактуализации. Креативность зависит не столько от имеющихся у личности междисциплинарных знаний, что, безусловно, очень важно, сколько от восприимчивости, чувствительности к проблемам, открытости новым идеям и склонности разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения небанальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Творя, личность создает материальные, духовные и личностные ценности [7].

Креативность - это не просто качество, присущее в той или иной мере каждой личности, но также и феномен, связанный с культурой, который является результатом обмена социальными системами, идеями и ценностями. Готовность к извлечению идей из различных культур формируется в процессе, который называют когнитивное сопоставление/соприкосновение, предполагающее существование способности объединять несовместимые идеи из двух или более культур [8, 150].

В рамках нашего исследования мы полагаем, что именно ценности, определяющие цели личности, имеют большое значение в исследовании феномена креативности. Ценности, как векторы деятельности человека, являются принципами руководства в жизни человека и функционирования вне зависимости от места проживания [9]. Исследования, проводившиеся зарубежными учеными (Wigfield, Eccles, Schiefele, Roeser, & Davis-Kean, 2006) в течение сорока лет показывают, что ценности и цели являются первостепенными факторами, оказывающими влияние на мотивацию достижения личности. Шпример, цели дают студентам стремление к выполнению заданий (Ames, 1992) и мотивируют поведение эффективного обучения (Walberg & Uguroglu, 1980), ценности оказывают влияние на действия (Holland & Verplanken, 2002) и направляют мотивацию достижения (Liem, Martin, Porter, & Colmar, 2G12). Более того, Liem and Nie (2GG8) показали, что присвоенные ценности могут извлечь определенные цели достижения, подтверждая взаимосвязь ценностей и целей [10].

Ценностные ориентации определяют критерии желательности или нежелательности тех или иных целей, что превращает ценностные ориентации в мощный мотивационный регулятор поведения людей (Rokeach 1960; 1968; 1973). Исследователи в области культурной антропологии (Durham 1991; Barkow, Cosmides, Tooby 1992) утверждают, что функция различных ценностных ориентаций состоит в обеспечении «культурного соответствия». Эволюционный процесс изменения ценностей обуславливает

«естественный отбор» тех ценностей, которые оказываются наиболее эффективными в сложившихся обстоятельствах и в наибольшей степени пригодны для жизни в конкретных жизненных условиях. Этот эволюционный принцип приводит к двум результатам: во-первых, доминирующие ценностные ориентации соответствуют преобладающим жизненным условиям, во-вторых, изменения условий жизни влекут за собой изменение ценностных ориентаций, которые меняются только спустя довольно длительное время, необходимое для осознания изменившихся условий существования [1].

Важность исследования ценностных ориентаций личности определяется тем, что они представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества», превращая культурные ценности в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Креативность являясь механизмом развития личности и ведущим императивом нового времени, что в условиях глобального мира становится значимым феноменом, поскольку одной из ценностей современного общества является способность и готовность личности к инновациям, которые, в свою очередь, являются реализованной, воплощенной в жизнь креативностью.

Одним из значимых и ключевых критериев креативности является ценность. Креативный процесс всегда направлен на поиск определенных ценностей, однако нелинейность и неопределенность этого процесса приводит к тому, что в результате возникают неожиданные ценности. Э. де Боно выделяет такой феномен, как «ценностная чувствительность», когда в процессе креативного мышления мозг ищет проблески ценностей, и как только появляется такой проблеск, его можно исследовать до открытия настоящей ценности [11].

Необходимо отметить, что не все ценности доминантны, то есть можно искать то, что кажется доминантной ценностью, а обнаружить, что вторичная ценность гораздо сильнее, и переключиться на вторичную ценность. Несмотря на то, что это не совсем то, что было предметом поиска, но на самом деле гораздо важнее. И следует проявить достаточную гибкость, чтобы заметить, что возникла новая ситуация. Существует значительная разница между тем, на что нацеливались, и тем, что нашли. В креативном мышлении важно понимать эту разницу.

Креативность является не только качеством личности, но и представляет собой процесс создания новых, оригинальных продуктов, обладающих ценностью. Общество находится в бесконечном поиске эффективных способов облегчить себе жизнь, сделать ее более комфортной. В результате креативного процесса создаются различные приборы и устройства, облегчающие повседневную жизнь каждого человека (различная бытовая техника), ускоряющие производительность на работе (офисная техника) и повышающие эффективность труда (медицинская техника,

производственное оборудование) и т.д. Креативность человека заключается в том, что он смотрит на привычные вещи под другим углом, отличным от традиционного, и постоянно старается улучшить существующие. Анализируя историю возникновения многих вещей, можно увидеть, как идеи в одной области развиваются или дают толчок, стимулирующий появление того или иного предмета. Зачастую креативный продукт из одной области может быть позаимствован в совершенно другую сферу, приобрести абсолютно иные черты и предназначение. В этом заключается основной принцип креативности - видеть необычное в привычном. Когнитивные процессы -трансформация, дезинтеграция и синтез - лежат в основе инновационного мышления и позволяют человечеству создавать постоянную «волну» новых миров [12]. Так появляются новые креативные продукты и новые технологии, которые в свою очередь дают новый толчок развитию креативности. Как сказал Д. Лассетер, «технологии вдохновляют искусство, а искусство бросает вызов технологиям» [13].

Известный исследователь в области креативности К.Робинсон в своей книге «Образование против таланта» приводит пример того, как одна идея может быть подхвачена другими, дополнена и распространена повсюду. Так, разрабатывая оригинальное программное обеспечение для Всемирной паутины, Т. Бернерс-Ли ставил перед собой вполне конкретную цель: облегчить специалистам поиск информации и обмен научными материалами. Но он даже представить не мог последствия: лавинообразный рост Интернета, стремительное распространение социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, глубокое воздействие этих феноменов на общественную, культурную и коммерческую деятельность людей. Движущими силами развития Интернета стали не только инновации и технологии, но и высвобождение духа творческой фантазии у миллионов пользователей, которые утоляют свои растущие аппетиты, порождая в свою очередь дальнейшие новейшие технологии [14, 58].

На современном витке развития общества уровень и темп развития и распространения технологий стал настолько высок, что открываются все новые бескрайние горизонты и сферы развития креативности, и с каждым днем требуется все больше и больше креативных идей. Согласно теории П. Ромера, идеи являются неисчерпаемым ресурсом: распространение знаний от человека к человеку приводит к тому, что идеи становятся еще более полезными, поскольку их потребление приводит к росту прибыли, к росту количества новых изобретений. Суть теории заключаются в том, что в отличие от предметов, которые в процессе обмена становятся менее ценными, идеи не обесцениваются [13]. Идеи естественным образом вдохновляют других людей создавать новые креативные продуктов.

Для иллюстрации можно привести простой пример - изобретение видеокамеры, что само по себе было чудом и новинкой. С течением времени функции видеокамеры росли по мере уменьшения ее размеров. Камеры стали использовать не только для фиксирования событий, интересных человеку

(как любителям, так и профессионалам), но и для общения на расстоянии -на близком (видеодомофон), на далеком (скайп, видеоконференции и т.д.). Повсеместное использование видеокамер и видеорегистраторов в автомобилях и на дорогах приводит к фиксации, профилактике и сокращению нарушений правил дорожного движения, а видеокамеры, встроенные в медицинские инструменты, позволяют проводить самые сложные и трудоемкие операции. Данный пример (не единственный) демонстрирует, что одно изобретение приводит к созданию новых технологий и продуктов в самых различных областях деятельности человека.

Однако стоит отметить, что не все творческие идеи оцениваются обществом по достоинству. По мнению Д. Иглмена и Э. Брандта, только новизны продукта недостаточно для того, чтобы идея или продукт считались креативными, очень многое зависит от общества, в котором он создается, от тех ценностей, которые заложены в культуру этого общества. Здесь снова будет уместно высказывание В.Н. Сагатовского о том, что ценности есть матрица культуры. Д. Иглмен и Э. Брандт подчеркивают тот факт, что ценности и традиции культуры налагают ограничения на восприятие искусства и даже научных позиций, так, например, в 17-18 веках стандарты ландшафтного дизайна Франции и Великобритании были диаметрально противоположными. Сады Франции были симметричны, аккуратны и ухоженны, в то время как для английских садов была характерна естественность, свобода и извилистость линий. Что касается научных достижений, то они, скорее всего, будет успешны в той культурной среде, где смогут увидеть их потенциал, где отсутствует социально-культурная ограниченность или предрассудки. По мнению исследователей, любое творчество определяется социокультурными рамками, особенностями исторического контекста стран и регионов, в которых оно развивается [12].

Обращаясь к взаимосвязи креативности, ценностей и технологий, мы полагаем, что ключевой доминантой в данной триаде являются ценности. Именно ценностные ориентации на познание и творчество, а следовательно, цели, которые из них вытекают, раскрывают взаимосвязь между креативностью и технологиями. Если личность ценностно-ориентирована на развитие своего креативного потенциала, то есть креативность является ценностью, тогда технологии будут выступать средством ее реализации, способом самовыражения и достижения все новых результатов. Как мы уже упоминали выше, креативность и технологии представляют динамичный дуэт, поскольку технологии помогают открыть новые горизонты для развития креативности, а креативность способствует развитию новых технологий. Использование технологий в качестве инструмента развития креативности позволяет преодолеть многие барьеры, общаться и обмениваться идеями и опытом с людьми разных профессий, возраста, культур и языков, границы для эффективного сотрудничества растворяются в едином стремлении создать что-то новое, оригинальное, представляющее ценность для окружающих. Ценностные ориентации во многом совпадают в

разных культурах, таким образом, благодаря современным технологиям, в частности, интернету, можно создавать новые ценности. И в таком случае технологии выступают позитивным средством развития креативности. Более того, неудовлетворенность существующим положением вещей, стремление улучшить и модернизировать приводит к тому, что люди проявляют свою креативность и создают новые технологии. Таким образом, мы можем говорить о том, что ценностные ориентации направляют креативную деятельность человека на создание новых технологий, способствующих улучшению уровня жизни, безопасности, самореализации и развития креативного потенциала человека.

Креативность, являясь движущей силой прогресса и развития экономики, также выступает источником конкурентоспособности и качества, необходимого будущим специалистам для успешной профессиональной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии играют значительную роль в развитии креативности, несмотря на то, что в течение долгого времени утверждалось обратное. Исследования доказывают, что современные технологии способствуют развитию креативности, а креативность, в свою очередь, развивает технологии, которые позволяют человеку свой креативный потенциал реализовать в полной мере.

Творчество является ценностью для общества, поскольку именно оно является источником развития не только отдельной творящей личности, но и социума в целом, поэтому одним из критериев оценки является социальная значимость творчества [15, 241].

1. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности: монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз.- 2 изд., испр. и доп. - Оренбург: ИПК «Университет», 2019. - 232 с.

2. Кирьякова, А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете / А.В. Кирьякова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. -№3 (70). - С. 11-19.

3. Monica Souza Neves-Pereira Creativity and Prosocial Values: Nurturing Cooperation within the Classroom 2016. In: R.A. Beghetto & J.C. Kaufman (Eds.), Nurturing creativity in the classroom (287-307). London: Cambridge University Press.

4. Fostering creativity across countries: The moderating effect of cultural bundles on creativity. - URL: http://sber.me/?p=4zcpg.

5. Креативное мышление: как научиться мыслить нестандартно? // EduTech. -2020. - № 5 (36). URL: https://www.youtube.com/watch?v=2Ilw2v_pn8s. (дата обращения 10.02.2021) .

6. Welzel, C. How Selfish Are Self-Expression Values? A Civicness Test / С. Welzel // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2010. - No. 41(2). - P. 1-23.

7. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика / Н.В. Вишнякова. - Минск : [Б. и.], 1995. - 165 с.

8. Мороз, В.В. Аксиологические основания развития креативности студентов университета: дисс. д-ра пед. наук / В.В. Мороз. - Оренбург, 2015. - 400 с.

9. Lin, Y. Fostering Creativity through Education-A Conceptual Framework of Creative Pedagogy / Yu-Sien Lin // Creative Education. - 2011. - Vol. 2, № 3. - P. 149-155.

10. Pudelko, C.E., & Boon, H.J. (2014). Relations between Teachers' Classroom Goals and Values: A Case Study of High School Teachers in Far North Queensland, Australia. Australian Journal of Teacher Education, 39(8). Retrieved from http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss871

11. Боно, Э. Нестандартное мышление : самоучитель / Э. де Боно. - Минск : Попурри, 2006. - 272 с.

12. Иглмен, Д. Креативный вид. Как стремление к творчеству меняет мир / Д.Иглмен, Э. Брандт ; пер. с англ. Ю.Константиновой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 288 с.

13. Лерер, Дж. Вообрази. Как работает креативность. - Москва : АСТ, CORPUS, 2013. - 304 с.

14. Робинсон, К. Образование против таланта / Кен Робинсон ; пер. с англ. -Москва : Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. - 336 с.

15. Южанинова, Е.Р. Аксиосфера интернета и личность: монография / Е.Р. Южанинова. - Москва : Дом педагогики, 2013. - 274 с.

16. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Mind Software, 2005. - 560 p.

17. Unlocking Creativity: А Strategy for Development: For Consultation. - 2010. -39 р.- URL: http://www.dcalni.gov.uk/unlocking_creativity_-_a_strategy_for_developement.pdf. - Загл. с экрана.

18. Schwartz, S. Self-regulation, Motivational Conflict and Values: diss. / S. Schwartz. - 2009. - 345 p.

19. Hofmann, J.G. The Multidimensional Structure of Function of Human Values / John G. Hofmann. - University of Southern California, 2009. - 322 p.- URL: http://media.proquest.com/media/pq/classic/doc/1953068971/fmt/ai/rep/NPDF7_ s=BULE9JvX6CxkcFJItZ2JEqQ26i0%3D . - Загл. с экрана

20. Herman, A. Recognizing the Value of Creativity and Innovation in Organizations: Recognition is Not Enough / Herman A. E., Saltzman J. M.; Kenexa M. A. -2009. - URL: http://www.kenexa. com/getattachment/96db2800-33af-4561-819e-

57648f60f18d/Recognizing-the-Value-of-Creativity-and-Innovation.aspx/. - Загл с экрана.

References

1. Kir'yakova A.V., Moroz V.V.(20I9) Aksiologiya kreativnosti: monografiya [Axiology of creativity: monograph] . 2nd ed., rev. and add. Orenburg: Publishing House «University». 232 p. (In Russ).

2. Kir'yakovaA.V.(20I7) Aksiologicheskie dominanty podgotovki pedagogov v universitete [Axiological dominants of teacher training at the university]. Pedagogical journal of Bashkortostan. №3(70): 11-19. (In Russ).

3. Monica Souza Neves-Pereira (2016). Creativity and Prosocial Values: Nurturing Cooperation within the Classroom. In: R.A. Beghetto & J.C. Kaufman (Eds.). Nurturing creativity in the classroom London : Cambridge University Press. Pp. 287-307. (In Eng).

4. Fostering creativity across countries: The moderating effect of cultural bundles on creativity. Access: http://sber.me/?p=4zcpg

5. Kreativnoe myshlenie: kak nauchit'sya myslit' nestandartno? [Creative thinking: how to learn to think outside the box?] . EduTech). 2020. № 5 (36). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=2Ilw2v_pn8s. (In Russ).

6. Welzel, C.(2010). How Selfish Are Self-Expression Values? A Civicness Test. Journal of Cross-CulturalPsychology. No. 41(3): 1-23. (In Eng).

7. Vishnyakova N.V.(1995). Kreativnaya psihopedagogika [Creative psychopedagogy]. Minsk. 165 p. (In Russ).

8. Moroz V.V.(2015). Aksiologicheskie osnovaniya razvitiya kreativnosti studentov universiteta [Axiological foundations for the development of creativity of university students]: dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. Orenburg. 400 p. (In Russ).

9. Lin Y.(2011). Fostering Creativity through Education-A Conceptual Framework of Creative Pedagogy . Creative Education. Vol. 2, № 3: 149-155. (In Eng).

10. Pudelko C.E., & Boon H.J. (2014). Relations between Teachers' Classroom Goals and Values: A Case Study of High School Teachers in Far North Queensland, Australia. Australian Journal of Teacher Education, 39(8). Available at : http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss8/!. (In Eng).

11. Bono E. de. (2006). Nestandartnoe myshlenie : samouchitel' [Out-of-the-box thinking: a tutorial] . Minsk : Popurri. 272 p. (In Russ).

12. Iglmen D., Brandt E. (2018). Kreativnyj vid. Kak stremlenie k tvorchestvu menyaet mir [Creative view. How the desire for creativity changes the world]. Translated by Yu.Konstantinova. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. 288 p. (In Russ).

13. Lehrer J.(2013). Voobrazi. Kak rabotaet kreativnost' [Imagine. How creativity works]. Moscow: AST, CORPUS. 184 p. (In Russ).

14. Robinson K.(2013). Obrazovanie protiv talanta [Education versus talent]/ Ken Robinson ; translated. - Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, Eksmo. 336 p. (In Russ).

15. Yuzhaninova E.R.(2013). Aksiosfera interneta i lichnost' [Axiosphere of the Internet and personality] monography. Moscow: «House of Pedagogyi». 274 p. (In Russ).

16. Hofstede G.(2005). Cultures and Organizations: Mind Software. 560 p. (In Eng).

17. Unlocking Creativity : А Strategy for Development : For Consultation (2010). 39 p. Available at: http://www.dcalni.gov.uk/unlocking_creativity_-_a_strategy_for_developement.pdf . (In Eng).

18. Schwartz S.(2009). Self-regulation, Motivational Conflict and Values : diss. 345 p. (In Eng).

19. Hofmann J.G.(2009). The Multidimensional Structure of Function of Human Values. University of Southern California. 322 p. Access: http://media.proquest.com/media/pq/classic/doc/1953068971/fmt/ai/rep/NPDF?_ s=BULE9JvX6CxkcFJItZ2JEqQ26i0%3D. (In Eng).

20. Herman A.(2009). Recognizing the Value of Creativity and Innovation in Organizations: Recognition is Not Enough [Электронный ресурс] / Herman A. E., Saltzman J. M.; Kenexa M. A. Access: http://www.kenexa.com/getattachment/96db2800-33af-4561-819e-57648f60f18d/Recognizing-the-Value-of-Creativity-and-Innovation.aspx/ . (In Eng).

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.