DOI: 10.25198/1814-6457-222-63 УДК 378:159.923:004
Алексюк Ю.О., Мороз В.В.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
КРЕАТИВНО-ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Креативность, несмотря на многочисленные исследования как в отечественной, так и в зарубежной науке, все еще остается достаточно новым неустоявшимся понятием в науке, которое вызывает все больший интерес в настоящее время в связи с динамическими изменениями, происходящими в экономике в частности, и в обществе в целом. Креативность становится насущной потребностью в условиях стремительных глобальных изменений. Креативность - это некий баланс между знанием и способностью свободно и критически взглянуть на него. Необходимо разделять понятия креативное обучение и обучение креативности, где первое предполагает креативную деятельность преподавателя по отбору содержания материалов, а последнее деятельность преподавателя по развитию креативности студентов, обеспечение необходимыми инструментами и методами.
Характер креативно-ценностного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку должен быть развивающим. Создать такое взаимодействие вполне возможно и в цифровой среде MOODLE, используя определенные принципы построения уроков.
В 2017-2018 годах на базе Оренбургского государственного университета нами проводился экспериментальный курс по английскому языку для студентов 1-3 курсов неязыковых специальностей. По итогам эксперимента были получены сравнительные данные, показывающие развитие креативно-ценностного потенциала студентов по сравнению с уровнем на начало прохождения курса.
Ключевые слова: креативно-ценностное взаимодействие, Moodle, высшее образование, цифровая среда, обучение иностранному языку.
Для цитирования: Алексюк, Ю.О. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза / Ю.О. Алексюк, В.В. Мороз // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №1(224). - С. 63-71.
Aleksiuk Iu.O, Moroz V.V.
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
CREATIVE-VALUE INTERACTION «TEACHER - STUDENT» IN A UNIVERSITY DIGITAL ENVIRONMENT
In spite of a numerous number of researches, creativity still is a quite uncertain and actual phenomenon in pedagogics. Nowadays creativity arises more and more interest due to dynamic changes in economics and society. Global changes in all spheres of human's life make creativity an essential part of everyday routine. Creativity is a kind of balance between knowledge and ability to look at it critically. It is necessary to distinguish two concepts: creative teaching and teaching for creativity, where the first one involves the teacher's creative activity in selecting the content of materials, and the second one engages and supports students in order to develop their creativity.
The nature of the creative-value interaction of the teacher and students in the process of teaching a foreign language has to be upcoming. It is possible to create such an interaction in the digital environment of MOODLE using some certain principles of course design.
In 2017-2018 there was implemented an additional course of a foreign language for students (1-3 courses) of non-linguistic specialties in the digital environment of Moodle, Orenburg State University. Experiment results showed that the level of creativity was higher at the final testing of the course comparing to the entrance one.
Key words: creative-value interaction, Moodle, higher education, digital environment, foreign language teaching.
For citation: Aleksiuk Iu.O, Moroz V.V. Creative-Value Interaction «Teacher - Student» in a University Digital Environment. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 1(224), pp. 63-71.
Современная система образования часто критикуется за подготовку «стереотипно мыслящих конформистов», вместо «свободно и креативно мыслящих специалистов». Одним из недостатков систем образования в глобальном масштабе выступает передача готовых знаний студентам, преобладание традиционных подходов и отсутствие реальных возможностей для развития креативности студентов. Кроме того,
критика касается именно системы образования, которая создает барьеры для «креативных решений в экономике», что в конечном итоге, приводит к финансовым кризисам. Наконец, пришло понимание, что собственно знание, как результат обучения, - больше не удовлетворяет потребностям современного мира, так как невозможно знать, какое конкретно знание будет необходимо даже в ближайшем будущем. Это
привело к тому, что креативность и способность к самообразованию были провозглашены ключевыми навыками человека 21 века, наравне с цифровой грамотностью и способностью к критическому мышлению. Университеты по всему миру документально закрепили необходимость развивать креативность у будущих специалистов.
В 1999 году проблему важности креативности в образовании поднял Национальный комитет по творческому и культурному образованию в Великобритании (National Advisory Committee on Creative and Cultural Education), определяя креативность как деятельность воображения, результатом которой является одновременно уникальный и ценный продукт. Кроме того, в соответствии с манифестом Manifesto "European Ambassadors for Creativity and Innovation", "быть креативным означает придумать что-то, чего не существовало до этого, а также поиск новых решений и форм».
Именно отчет The NACCCE report (1999) выделил разницу в понимании «преподавать креативно» и «учить креативности». Под «преподавать креативно» понималось использование различных креативных подходов, чтобы сделать процесс обучения более интересным и эффективным». В то время как «учить креативности» означало выбирать такие формы обучения, которые способствовали бы развитию креативности и критического мышления у студентов.
Таким образом, разделение этих понятий подчеркнуло их основную разницу, которая до того времени многими не осознавалась. «Учить креативно» подразумевает эффективное преподавание, а «учить креативности» - предполагает большее вовлечение студентов в образовательный процесс и их стимуляция к созданию собственных креативных продуктов.
Можно выделить несколько ключевых принципов, лежащих в основе креативного преподавания:
- обеспечение таких педагогических условий, при которых студенты осознают свою способность создавать что-то креативное;
- определение креативного потенциала у студентов;
- стимулирование креативности, посредством вызова у студентов любознательности и
интереса к изучаемой дисциплине и предоставления знаний о стадиях креативного процесса, его принципах и закономерностях;
- создание особого образовательного пространства, способствующего развитию креативности студентов.
Здесь следует отметить основные черты, характеризующие креативное образовательное пространство:
- устойчивость к внешнему негативу: способность терпимо относиться к негативной оценке и продолжать упорно добиваться своей цели;
- отсутствие страха совершить ошибки и возможность учиться на них;
- организация процесса генерирования идей без оценивания и суждений;
- наличие желания выходить из своей зоны комфорта и рисковать в разумных пределах.
Одной из важнейших составляющих креативного процесса является понимание студентами, как и что они могут спрашивать и ставить под сомнение, а также готовность преподавателя принять их формулировки и понимание полученных знаний. Креативность - это некий баланс между знанием и способностью свободно и критически взглянуть на него. Когда преподаватель просит студентов быть креативными, он должен быть уверен, что они хорошо знакомы с темой, в которой им предстоит проявлять креативность.
Часто «учить креативно» и «учить креативности» идут бок о бок, так как выбирая нестандартные методы и приемы обучения, преподаватель собственным примером стимулирует появление креативности у студентов. Большинство студентов нуждается в некоей модели креативного поведения, которая чаще всего ассоциируется именно с преподавателем, а ценностное отношение преподавателя к креативным способностям студентов помогает их открыть и развить. Креативный преподаватель стремится научить навыкам креативного и критического мышления, особенностям и этапам креативного процесса. а также создать благоприятную среду для развития креативности.
Образовательные организации, успешно внедряющие обучение креативности. обычно обладают следующими общими характеристиками (по данным исследований Cambridge):
- ценят и отмечают креативность и иннова-тику своих студентов;
- не перегружают учебный план, а фокусируются на глубине исследования;
- предоставляют студентам время для исследований, рефлексии и дискуссий, стимулируют студентов находить связи между темами и предметами;
- поддерживают разностороннее развитие студентов, предлагая им большой выбор предметов для изучения, включая и искусство;
- поощряют в студентах изучение искусства не как основной профессии, а в качестве дополнительной возможности развивать креативные навыки;
- развивают и прописывают такие стили поведения в классе, которые ценят и продвигают креативность;
- поощряют учителей в использовании на уроках новых технологий и методик.
Среди типичных заблуждений в понимании креативности можно выделить следующее:
- креативность сводится исключительно к искусству, в то время как она применима во всех областях знания;
- креативность - это талант, она или есть, или ее нет, в то время как уже доказано, что это навык, который можно развить;
- креативность - это легко и весело, в то время как настоящая креативность требует усердия и долгой работы;
- креативность - это исключительно оригинальность, в то время как креативность определяется и оригинальностью, и своей ценностью;
- креативность не требует никаких знаний, в то время как для проявления истинной креативности должна быть определенная база;
- креативность - это чаще всего что-то, возникающее неожиданно и спонтанно, в то время как, креативность - это в первую очередь мыслительная способность;
- креативность проявляется в свободной игре, когда совершаются некие открытия, в то время как чаще всего этот процесс должен быть управляемым и направляемым.
Даже небольшие изменения в преподавании могут привести к высокому результату в плане развития креативности. Когда студенты понимают, что есть не только один «правиль-
ный» ответ на множество вопросов, тогда их способность к креативности растет.
Затрагивая проблемы развития креативности и определение студентов своих ценностных ориентиров, следует затронуть еще один аспект - взаимодействие.
Говоря про взаимодействие студентов и преподавателей некоторые исследователи подчеркивают противоречие между необходимостью качественных изменений в характере взаимодействия «студент-преподаватель» и преобладанием традиционных подходов и технологий его организации в практике образовательной деятельности.
Студенты и преподаватели как главные субъекты образовательного процесса находятся в постоянном развитии, меняется их отношение к жизни, иерархия их ценностей. Соответственно, взаимодействие студентов и преподавателей - всегда актуальная педагогическая проблема, пронизывающая университетский образовательный процесс.
Таким образом, креативно-ценностное взаимодействие можно определить, как взаимное влияние сторон, определяющее изменения в деятельности, отношении, аксиологической базе студентов и преподавателей вуза, приводящее в итоге к переходу на более высокий уровень креативной активности. Так, студенты, являясь яркими представителями современного поколения центениалов, порой гораздо лучше владеют цифровыми технологиями, чем преподаватели, поэтому создавая креативные продукты на их базе, они могут обучить преподавателя некоторым навыкам.
Таким образом, возникает креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель-студент», которое представляет собой такой «тип взаимоотношений между внешней и внутренней стороной процесса образования, при котором происходит гармоническое совпадение внешних условий среды и внутренних потребностей субъектов образовательного процесса, при котором наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности и креативные способности каждого субъекта, а коллективная деятельность субъектов образовательного процесса обогащается взаимными ценностями, знаниями и опытом и приводит к созданию креативного продукта»[9].
Учитывая, что в современном мире образование все больше смещается в сторону цифровой среды, преподавателю приходится задумываться о создании такого пространства, которое способствовало бы не только получению знаний, но и развитию креативности у студентов. В большинстве вузов Российской Федерации используется электронная система Moodle в качестве цифровой обучающей среды. К сожалению, как показывают опросы, до сих пор многие преподаватели не знают всех возможностей данной системы и используют ее на уровне «прикрепить-отправить файл». Однако, Moodle предоставляет неограниченные возможности для создания творческой учебной среды.
Далее приведены апробированные нами некоторые типы заданий, которые можно использовать в Moodle при обучении иностранному языку, способствующие развитию аксио-креативного потенциала студентов и преподавателей.
Знакомство
Любое знакомство с новой группой чаще всего ограничивается на уровне диалога
- What's your name? - My name is...
Безусловно, большинство студентов предполагают данные вопросы от преподавателя и дают стандартные ответы, не чувствуя какого-то интереса в процессе общения. Данное задание можно видоизменить, предложив студентам написать про себя стихотворение по определенной схеме (рисунок 1)
Из нашей практики, ответы бывают самые разнообразные. Некоторые студенты считают, что это «странное» задание и игнорируют его, некоторые выполняют формально, а кто-то придумывает целые поэмы, и явно получает от этого удовольствие. Для того, чтобы студентов вдохновить и создать некое ощущение, что они с преподавателем на равных, первым желательно представиться самому преподавателю. У многих студентов появляется желание сделать лучше, чем педагог, и иногда такое простое, на первый взгляд, задание перерастает в действительно творческое. Студенты начинают получать от выполнения задания удовольствие, выкладывая полученные стихотворения в социальные сети, и делясь ими с друзьями.
Вот примеры нескольких заданий, выполненных на дистанционном курсе по обучению иностранному языку в системе Moodle в Оренбургском Государственном Университете в 2018 году (таблица 1).
Немаловажным, нам видится, реакция преподавателя. Желательно, чтобы это была не стандартная фраза «Well done», а выражение личной оценки, содержащее похвалу или конструктивную критику. Со временем студенты начинают ценить такие комментарии даже выше, чем оценки.
Создание глоссария
Студенты часто ценят то, что создали сами. Ведение глоссария может стать заданием для постоянного выполнения, при этом важно изначально задать критерии словарных статей, и корректно напоминать о них, в случае их нарушения. На первых порах студенты пытаются выполнять задание формально, но чем привычнее и понятнее становится для них задание, тем больше креативности они начинают проявлять.
Во время проведения нашего курса мы заметили, что в первые недели курса, определения, выбранные студентами, чаще всего скопированы из википедии или других открытых источников, при этом зачастую написаны на русском языке. Нередко студенты не задумывались над формулировками, вследствие чего получались бессмысленные предложения. Но постепенно в определениях стали появляться картинки, студенты старались найти какие-то непривычные и не столь знакомые всем слова,
Fill in the table and then create a poem about yourself. So, what are you made of? Tell us
hobbies or interests things in your house things or places in your neighborhood
names of friends and relatives your favourite food or dishes family vacations, tri ps and holidays
sport activities or games you play favourite school subjects or clubs favourite TV shows, films or books
your hometown special family customs family values
Рисунок 1 - Пример задания для студентов
приводили примеры в предложениях или делали ссылки на какие-то исследования.
Так, выглядели определения, которые студенты давали на первой неделе обучения на курсе (рисунок 2).
На второй неделе обучения на курсе определения студентов выглядели следующим образом (рисунок 3).
Альтернативные способы
изучения лексики
В процессе обучения иностранному языку приходится учить большое количество иностранных слов. Многие студенты признаются, что не понимают и не умеют этого делать эффективно. Система Moodle позволяет создать упражнения и инструменты, которые помогают учить новые слова с большим интересом.
Во-первых, в Moodle можно встроить модуль Квизлет (Quizle)t, который позволяет создавать индивидуальные и совместные списки
слов, необходимые для запоминания (рисунок 4).
Постепенно погружаясь в коллективную творческую работу, студенты начинают находить все более интересные слова по теме. приводить примеры из интернета, фильмов и книг, которые они встречают с этими словами, дополнять словари картинками.
Использование аутентичных материалов
Студенты часто лучше воспринимают реальных людей и реальные ситуации в заданиях. К любому УМК или курсу можно добавить аутентичности, попросив записать своих знакомых какие-то диалоги или мини-истории на заданную тему. Кроме того, можно предлагать посмотреть и обсудить фильмы, книги, блоги и т.п. Более ценными воспринимаются задания в реальной ситуации: запросить бронь номера в реальном отеле, а не проиграть ситуацию в парах; написать реальный отзыв о реальном посещении ресторана (например, на www.tripad-
Таблица 1 - Задания, выполненные на дистанционном курсе по обучению иностранному языку
в системе Moodle (2018 год)
cyberculture
Internet culture or cyberculture is the culture that has emerged or is emerging from the use of computer networks for communication, entertainment, and business Internet culture is also the study of various social phenomena associated with the Internet and other new forms of the network communication, such as online communities, online multiplayer gaming, wearable computing, social gaming, social media, mobile apps augmented reality, and texting.and includes issues related to identity privacy and network formation
¿> XH»
► Comments (0)
Count of ratings - Rate... »
Рисунок 2 - Определения студентов на первой неделе обучения на курсе
Рисунок 3 - Определения студентов на второй неделе обучения на курсе
Compute* H*idw*r* Voc*butwy
visor.com); помочь написать ответ на реальное письмо и т. п.
Примеры заданий из дистанционного курса в Оренбургском Государственном Университете (рисунок 5).
Брейнсторминг
Брейнсторминг часто оказывается тем инструментом, о котором все говорят, но мало кто умеет пользоваться. Часто процесс организован так, что 1-2 человека выдают идеи, а остальные пытаются объяснить, почему эти идеи не подходят. Эдвард де Боно предложил систему организации мышления, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. В ходе мозгового штурма все участники «надевают» поочередно шляпы разного цвета и начинают отвечать за разные стороны процесса. Этот инструмент можно использовать в цифровой среде также эффективно, как и в классных за-
нятиях. При этом важно поставить ограничения и определить правила мозгового штурма, чтобы они были понятны всем. Например, установить четкие временные рамки, когда принимаются, обсуждаются и выбираются идеи (например, один день идеи предлагаются, второй день -обсуждаются, третий день - формулируются). Студенты в «белых шляпах», предположим, будут оценивать достоверность информации, студенты в «красных шляпах» насколько им интуитивно нравится та или иная идея, студенты в «желтых шляпах» будут заниматься поиском позитивного в каждой идее и т.п. Таким образом, будет четко понятно, что требуется, и данное задание будет выполняться с большим интересом и более высоким уровнем креативности.
Существует большое количество и других заданий, которые цифровая среда позволяет сделать более креативными. Например, веб-квест, портфолио в социальных сетях, создание собственных заданий на базе различных сай-
by Алекскж Юлия Олеговна - Пятница, 11 Январь 2019, 7:12
Gavin tells us about his dream job abd how understanding of this concept was changing throughout the time Let's discuss the following question. An answer to each question will bring you 5 points©
1 Do you have social networks accounts, such as Facebook, Vkontakte. My Space, Linkedin, Twitter'? Which ones? Which one is
2 Do you have a Facebook account? How often do you check your Facebook account?
3 How many friends do you have on Facebook/VK? Are they actually your friends? What do you do on Facebook/VK? What's the best and worst thing about Facebook/VK? Is there anything you don't like about Facebook/VK?
4 Have you ever had a problem on Facebook/VK? What happened? Do you know anyone who has had a problem on
5 Do you chat on Facebook/VK? How often do you do it? Do you like chatting on the Internet? Why (not)?
6. Do you know any story about a problem because of Facebook/VK?
7. Is it okay to have your boss as a friend on Facebook/VK? Why (not)? What about your parents'5 And teachers?
Рисунок 5 - Примеры заданий из дистанционного курса в Оренбургском Государственном Университете
тов типа learningapps.org и т. д. Таким образом, цифровая среда позволяет создавать неограниченное количество креативных заданий, которые в свою очередь развивают креативность студентов. Вовлеченность преподавателя в
процесс обучения, неформальное отношение к студентам и урокам позволяет обучать более эффективно и в свою очередь создает тот самый креативно-ценностный резонанс, который развивает и самого педагога.
21.10.2019
Список литературы:
1. Алексюк, Ю.О. Развитие креативности у студентов поколения Z в цифровой среде / Ю.О. Алексюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - №2(220). - С. 85-90. DOI: 10.25198/1814-6457-220-85.
2. Асадуллин, Р.М. Аксиологический квартет культуры профессиональной деятельности современного учителя / Р.М. Асадуллин,
A.В. Кирьякова, О.В. Фролов // Педагогика. - 2018. - №8. - С. 20-28.
3. Выжлецов, Г.П. Аксиология : становление и основные этапы развития / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. - 1995. - №6. - С. 61-74.
4. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - Москва : Новое изд-во, 2011. - 464 с.
5. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. - 205 с.
6. Кирьякова, А.В. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации / А.В. Кирьякова // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - №8. - С. 93-94.
7. Кирьякова, А.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс университетского образования / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№1. - С. 57-68.
8. Кирьякова, А.В. Диагностическое исследование развития аксиологического потенциала преподавателей университета /А.В. Кирьякова, Т. А. Ольховая //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №2(163). - С. 105-111
9. Мороз, В. В. Развитие креативности студентов в процессе креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель - студент» /
B.В. Мороз, Н.С. Сахарова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2018. - №6 (218). - С. 61-69.
10. Мороз, В.В. Особенности резонансного креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель-студент-группа» в компетентностно-ориентированной образовательной среде университета / В.В. Мороз // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №7. - С.51-53. ISSN 2221-2795.
11. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А.И. Пригожин. - Москва : Дело АНХ, 2010. - 432 с.
12. Яковлев, Е.В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа. - 2010. - №3. - С. 85-92.
13. Problems of digitalization of higher education in a small town / E.M. Akhmetshin, V.L. Vasilev, D.A. Murtazina, O.S. Aleynikova, T.A. Averianova, I.O. Aleksiuk // Paper presented at the Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Confer-ence, IBIMA 2018. - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional Expansion to Global Growth. - С. 1710-1716.
14. Keeney, R. Value-Focused Thinking: The Foundation for Decision Quality / Ralph Keeney // Oil and Gas Facilities. - 2012. - №4. -P. 26-28.
15. Kiryakova, A. Comparative analysis of students' value orientations in Russia and Kazakhstan / A. Kiryakova, L. Mosienko, G. Khazhgaliyeva // Man in India. - 2017. - Т. 97. - №13. - С. 377-395.
16. Lovat, T. Values Pedagogy and Teacher Education: Re-conceiving the Foundations / T. Lovat, K. Dally, N. Clement, R. Toomey // Australian Journal of Teacher Education. - 2011. - 36(7). URL: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2011v36n7.3.
17. State of university-employer interaction models in Russia / V.V. Lvov, Z.V. Smirnova, E.I. Artemova, T.A. Averianova, Iu.O. Aleksiuk, A.P. Tonkikh // Journal of Entrepreneurship Education. - 2019. - Т. 22. - №4. - С. 1-9.
18. Pudelko, C.E. (2014). Relations between Teachers' Classroom Goals and Values: A Case Study of High School Teachers in Far North Queensland, Australia / C.E. Pudelko, H.J. Boon // Australian Journal of Teacher Education. - 2014. - 39(8). URL: http://ro.ecu.edu. au/ajte/vol39/iss8/1.
19. Schwartz, S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values / S.H. Schwartz // Online Readings in Psychology and Culture. -2012. - 2(1). URL: http://dx.doi.org/10.9707/2307-0919.1116.
20. Sousa, C.M.P. From personal values to creativity : evidence from frontline service employees / C.M.P. Sousa, F. Coelho // European journal of marketing. - 2011. - 45 (7/8). - Pp. 1029-1050.
21. Tsekeris, C. Surviving and thriving in the Fourth Indus-trial Revolution: Digital skills for education and society / C. Tsekeris // Homo Virtualis. - 2019. - 2(1). - Pp. 34-42. URL: doi:http://dx.doi.org/10.12681/homvir.20192
References:
1. Aleksyuk YU.O. The development of creativity in students of generation Z in the digital environment. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 2(220), pp. 85-90. DOI: 10.25198/1814-6457-220-85.
2. Asadullin R.M., Kir'yakova A.V., Frolov O.V. Axiological quartet of culture of professional activity of a modern teacher. Pedagogika [Pedagogy], 2018, no. 8, pp. 20-28.
3. Vyzhlecov G.P. Axiology: formation and main stages of development. Social'no-politicheskij zhurnal [Socio-Political Journal], 1995, no. 6, pp. 61-74.
4. Inglhart R., Vel'cel' K. Modernizaciya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya: posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural change and democracy: the sequence of human development]. Moskva: Novoe izd-vo, 2011, 464 p.
5. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti [Philosophical theory of value]. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1997, 205 p.
6. Kir'yakova A.V. Axiological imperatives of university education in the context of globalization. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technology], 2005, no. 8, pp. 93-94.
7. Kir'yakova A.V., Moroz V.V. The relationship of value orientations and creativity as an axiological resource of university education. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 1, pp. 57-68.
8. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T. A. A diagnostic study ofthe development ofthe axiological potential of university teachers. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 2(163), pp. 105-111.
9. Moroz V.V., Saharova N.S. The development of students' creativity in the process of creative-value interaction «teacher - student». Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 6(218), pp. 61-69.
10. Moroz V.V. Features of resonant creative-value interaction "teacher-student-group" in the competence-oriented educational environment of the university. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2016, no. 7, pp. 51-53. ISSN 2221-2795.
11. Prigozhin A.I. Celi i cennosti. Novye metody raboty s budushchim [Goals and values. New methods of working with the future]. Moskva: Delo ANH, 2010, 432 p.
12. YAkovlev E.V., YAkovleva N.O. Axiological approach in pedagogical research: essence, value, implementation problems. Sovremennaya vysshaya shkola [Modern Higher School], 2010, no. 3, pp. 85-92.
13. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Murtazina D.A., Aleynikova O.S., Averianova T.A., Aleksiuk I.O. Problems of digitalization of higher education in a small town. Paper presented at the Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Confer-ence, IBIMA 2018. Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional Expansion to Global Growth, pp. 1710-1716.
14. Keeney R. Value-Focused Thinking: The Foundation for Decision Quality. Oil and Gas Facilities, 2012, no. 4, pp. 26-28.
15. Kiryakova A., Mosienko L., Khazhgaliyeva G. Comparative analysis of students' value orientations in Russia and Kazakhstan. Man in India, 2017, vol. 97, no. 13, pp. 377-395.
16. Lovat T., Dally K., Clement N., Toomey R. Values Pedagogy and Teacher Education: Re-conceiving the Foundations. Australian Journal of Teacher Education, 2011, 36(7). Available at: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2011v36n7.3.
17. Lvov V.V., Smirnova Z.V., Artemova E.I., Averianova T.A., Aleksiuk Iu.O., Tonkikh A.P. State of university-employer interaction models in Russia. Journal of Entrepreneurship Education, 2019, vol. 22, no. 4, pp. 1-9.
18. Pudelko C.E., Boon H.J. Relations between Teachers' Classroom Goals and Values: A Case Study of High School Teachers in Far North Queensland, Australia. Australian Journal of Teacher Education, 2014, 39(8). Available at: http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss8Z1.
19. Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2012, 2(1). Available at: http://dx.doi.org/10.9707/2307-0919.1116.
20. Sousa C.M.P., Coelho F. From personal values to creativity : evidence from frontline service employees. European journal of marketing, 2011, 45(7/8), pp. 1029-1050.
21. Tsekeris C. Surviving and thriving in the Fourth Indus-trial Revolution: Digital skills for education and society. Homo Virtualis, 2019, 2(1), pp. 34-42. Available at: doi:http://dx.doi.org/10.12681/homvir.20192
Сведения об авторах:
Алексюк Юлия Олеговна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета Е -mail: [email protected]
Мороз Виктория Викторовна, профессор кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент
Е-mail [email protected]
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13