Научная статья на тему '«Креативность. Опыт самопознания» – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination – development) студентов в информационной образовательной среде'

«Креативность. Опыт самопознания» – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination – development) студентов в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ / ПСИХОДИЗАЙН / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / CREATIVITY / REFLEXIVE SELF-ORGANIZATION TECHNOLOGY / PSYCHO-DESIGN / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышева Тамара Александровна

Обосновывается возможность и эффективность развития креативности студентов в процессе реализации авторской программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации в условиях информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Creativity. Self-cognition experience» – A Technology of Students’ Reflexive Self-organization in the Information Educational Environment

The article discusses a possibility and efficiency of the development of students’ creativity in the framework of the program “Creativity. The Self-cognition Experience”. The program is based on the reflexive self-organization technology in the information educational environment conditions.

Текст научной работы на тему ««Креативность. Опыт самопознания» – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination – development) студентов в информационной образовательной среде»

4. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. Analiz i interpretatsija dannyh. SPb.: Rech', 2008. 392 s.

5. Tatur Ju. G Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profes-sional'nogo obrazovanija: Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara: Avtorskaja versija. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. 16 s.

6. Tatur Ju. G Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialistov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. № 3. S. 20-26.

Т. А. Барышева

«КРЕАТИВНОСТЬ. ОПЫТ САМОПОЗНАНИЯ» — ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ (SELF-EXAMINATION — DEVELOPMENT) СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Обосновывается возможность и эффективность развития креативности студентов в процессе реализации авторской программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации в условиях информационной образовательной среды.

Ключевые слова: креативность, технология рефлексивной самоорганизации, психодизайн, информационная среда.

Т. Barysheva

“Creativity. Self-cognition experience” — A Technology of Students’ Reflexive Self-organization

in the Information Educational Environment

The article discusses a possibility and efficiency of the development of students ’ creativity in the framework of the program “Creativity. The Self-cognition Experience”. The program is based on the reflexive self-organization technology in the information educational environment conditions.

Keywords: creativity, reflexive self-organization technology, psycho-design, information environment.

Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена социальноэкономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений, а также процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает

необходимость развития прикладной антропологии, психокультуры, психодизайна,

разработки технологий саморазвития, само-созидания.

Актуальность проблемы обусловлена также углубляющимися процессами информатизации и широким внедрением информационных технологий во все сферы российского общества, в том числе в сферу образования. Современное информационное пространство, коммуникационные технологии предоставляют уникальные и равные для всех возможности доступа к ин-

формационным ресурсам, свободу выбора, преобразований, являются в полном смысле «креативной средой» и позволяют активизировать творческий потенциал, реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.

Как показывают экспериментальные данные, эффективное развитие креативности студентов в условиях информационной образовательной среды обеспечивает реализация разработанной и апробированной в Институте детства РГПУ им. А. И. Герцена развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации (self-examination-development).

Цель программы: психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации.

Экстраполируя в сферу психологии содержание понятия «дизайн-деятельность», сущностью которого является процесс проектирования целостной функциональноэстетической, гармоничной, эмоционально выразительной формы, психодизайн креативности можно трактовать как процесс проектирования (или самопроектирования) творческого потенциала по принципам гармонизации параметров креативности, функциональности и самоактуализации (творческой экспрессии, творческой продуктивности).

Структура технологии рефлексивной самоорганизации (8е1Г-ехатта1;юп-ёеуе1ор-теп1;) как совокупности способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания и саморазвития в условиях информационной среды включает:

У мотивацию (в основном, за счет художественного материала и специальных заданий);

^ самостоятельное освоение и преобразование альтернативной теоретической информации;

> психологическое моделирование (разработку модели творческой личности);

^ освоение пакета диагностических инструментов;

> автопортрет — художественно-эскизная разработка автопортрета и создание индивидуальной графической модели-метафоры на основе рефлексии и результатов самодиагностики креативности;

^ определение зон актуального развития и проблемных зон в структуре креативности;

^ освоение развивающих технологий;

> проектирование программы саморазвития;

> психодизайн креативности;

> креативное проектирование — разработку творческих проектов в сфере профессиональной деятельности.

Основное назначение технологии рефлексивной самоорганизации (БеИ^-ехать па1;юп-ёеуе1ортеп1;) состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, для осознания себя субъектом творческой деятельности, для определения своих креативных качеств, требующих совершенствования.

Содержание программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации, включает шесть основных и два дополнительных («Словарь», «Библиография») модуля.

Первый модуль — «Модель творческой личности» — базовый информационный ресурс. Структура модуля организована как альтернативное, нелинейно организованное информационное поле, в пространстве которого субъект по своему выбору получает необходимую теоретическую информацию об актуальных проблемах психологии творчества. Функционально модуль направлен на формирование компетентности в области психологии творчества, психологического моделирования, информационно-исследовательского опыта. В данный раздел включена также информация об основных компонентах (параметрах) креативности (мотивационных, аффективных, когнитивных, эстетических, экзистенциальных, коммуникативных). Эта информация, предоставленная в

проблемной форме, позволяет не только дифференцировать структурные параметры креативности, но и рефлексивно их проецировать «на себя», интуитивно и осознанно проектировать развитие. Прогнозируемый результат — самоорганизованная субъектом система теоретических знаний о феномене творчества. Критерии качества — многоас-пектность, степень преобразований информации, выработка собственной позиции, выход за пределы предоставленной информации.

Второй модуль — «Автопортрет. Опыт самопознания» — включает миниэнциклопедию «Автопортрет в искусстве». Искусствоведческая информация и опыт самопознания, воплощенный в художественных образах разных эпох и стилей, как показала практика, мотивирует рефлексивные процессы. Активизируя мотивацию самопознания и развивая эмоциональную сферу, художественная информация в то же время предоставляет возможность проектировать «мотивацию перспективы» (саморазвитие) и ценностного отношения к творчеству. Центральной частью модуля является раздел «Автопортреты художников», в котором представлен ретроспективный анализ развития жанра автопортрета как средства самопознания. Этот раздел представляет собой разветвленный гипертекст (более 120 файлов в формате Ь1т1), включающий изложение истории развития автопортрета в изобразительном искусстве, информацию о 80 художниках, их автопортреты и сведения о них, анализ произведений выдающихся зарубежных (П. Парлеха, Боттичелли, Мантенья, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Д. Рейнолдса, Э. Кирхнера и др.) и отечественных (А. Матвеева, Д. Левицкого, И. Репина, П. Кончаловского, Н. Альтмана и др.) мастеров художественной культуры. Наиболее подробно представлены автопортретные циклы Дюрера, Рембрандта, Ван Гога, что позволяет субъектам на основе художественно-психологического опыта восприятия, интерпретации, оценки, анализа художест-

венных текстов проследить процесс эволюции личности выдающихся художников в контексте их жизни. Кроме этого, энциклопедия содержит разделы «Автопортрет в поэзии» (с включением текстов П. Верлена, К. Бальмонта) и «Автопортрет в музыке» (с включением звуковых файлов).

Содержание третьего модуля — «Портреты одаренности. Опыт исследований» — предоставляет возможность расширить профессионально-исследовательский опыт, подготовиться к самостоятельному проведению экспериментального исследования, к разработке программы саморазвития и креативного проекта. Модуль включает информацию об уровнях психодиагностики, об основных направлениях исследований креативности.

Четвертый модуль — «Дневник самопознания» — эксклюзивные комментарии, эскизы, заметки, размышления. Структура модуля такова, что в процессе взаимодействия с банками теоретической и диагностической информации субъект может оперативно фиксировать свои размышления, результаты диагностических тестов и исследований, моделировать психические реалии. Модуль включает методы получения, систематизации, поиска и обработки информации, творческие задания для самодиагностики и разработки программы саморазвития. В результате каждый получает собственную систему связанных файлов, содержание которых возможно корректировать, возвращаясь к различным аспектам самоисследования. Содержание модуля

включает микроразделы: мои комментарии (самоопределение уровня компетентности в области теории творчества); психологическое моделирование параметров креативности, значимых в профессиональной сфере; эскизы к автопортрету (самодиагностика, создание автопортрета и программы саморазвития); мои исследования (приобретение исследовательского опыта); креативный проект (изучение основ и приобретение опыта креативного проектирования).

Пятый модуль — электронный «Банк данных диагностических методик» — предназначен для самодиагностики и аргументации выводов в процессе самопознания и включает широкий диапазон классических и авторских методик, в том числе арт-технологии.

Шестой модуль — «Банк данных развивающих методик» — предназначен для разработки программы саморазвития. Основные принципы отбора технологий и методов: сочетание традиционных, апробированных в педагогической практике и практической психологии методик и авторских технологий, апробированных в экспериментальном режиме; сочетание моно-профильных методик и многопрофильных технологий, направленных на комплексное развитие креативности. Наиболее подробно представлены креативные и арт-креативные технологии и методы, которые включают: исследовательские методы (составление ментальных карт проблемных ситуаций, символизацию, метод бинарных оппозиций); методы развития способностей к «разрушению» и реконструкции стереотипов («Антимифы», «Вызов ярлыкам»); технологии генерации идей («Синектика», «Оппонентный круг»), технологии преобразований («Инверсии», «Метафорическое

конструирование», «Экспозиционная реконструкция», «Перекодировка»); арт-методы («Стилизация», «Сценарная разработка»,

«Формотворчество», «Деформация») и др.

Состав учебно-методического комплекса включает: основной информационный web-ресурс, СД-вариант; дополнительные материалы — «Дневник самопознания» (рабочая тетрадь), монография («Креативность. Диагностика и развитие»), учебно-

методические пособия, а также аудиовизуальные модули (СБ-вариант) — «Автопортрет» и «Синестезия».

К процессу эмпирических исследований были привлечены студенты педагогического (Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена)

и технического (факультет экономики и менеджмента СПб ГУНиПТ) вузов.

На этапе эмпирического исследования, апробации диагностических методик и основных модулей развивающей программы принимали участие 143 человека. В качестве экспертов выступали практические психологи, преподаватели и сотрудники администрации вузов (27 человек).

Диагностическая программа исследования разработана на основе метода многоуровневого соответствия (Н. И. Шевандрин) и включала:

«классические», модифицированные и авторские монопрофильные методики, направленные на диагностику отдельных параметров креативности — мотивации — «Структура интересов» (В. Хенинг), «Мотивация саморазвития» (Е. И. Рогов), тест-опросник измерения мотивации достижений (А. Мехрабиан), эмоциональных параметров — семантический дифференциал (Ч. Осгуд), «Словарь эстетических эмоций» (В.Г. Ражников), «Эмоциональный тезаурус» (модифицированный вариант метода Б. М. Додонова); эстетических параметров — «Эстетическая шкала» (F. Barron, Y. Welsh), «Свобода ассоциаций» (модифицированный тест Х. Зиверта), методы стилевого сопоставления и художественной абстракции; когнитивных параметров — тесты Дж. Гилфорда, Е. П. Торранса, «Поиск альтернатив» (Э. де Боно), «Инверсии», «Перекодировка», «Метод кристаллизации и развертывания информации»; экзистенциальных параметров — «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), комплекс художе -ственно-графических тестов — «Картина мира», «Автопортрет» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина); коммуникативных параметров — «Общение в профессиональной сфере»; компетентности — анкета «Карта оценки компетентности». Эта программа включала также многопрофильные методики, с помощью которых осуществлялась комплексная диагностика — САТ — тест

самоактуализации (Э. Шостром), «Карта оценки и самооценки креативности».

Метод, основанный на установлении многоуровневого соответствия результатов различных основных и дополнительных психодиагностических инструментов СТ-данные), самооценки (О-данные), экспертных оценок (Ь-данные), дополненный исследованиями продуктов творчества (креативных проектов), позволил реализовать цели исследования с учетом различных факторов и провести мониторинг динамики развития креативности.

Эксперимент проходил в дистанционной форме. Временной диапазон освоения программы задавался в пределах от трех до шести месяцев. Задачи и содержательные ориентиры были освещены на вводном занятии. В дальнейшем контакты и консультирование осуществлялись индивидуально через электронную почту или (по желанию участников эксперимента) лично. Защита креативных проектов осуществлялась на завершающем этапе освоения развивающей программы.

Содержание контрольного этапа эксперимента аналогично констатирующему. Отличия, в основном, заключались в стимуль-

ном материале и в использовании аналогов диагностических методик. Основной линией анализа экспериментальных данных, позволяющей констатировать степень эффективности развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания», была динамика развития креативности, которая определялась на основе сравнения эмпирических данных констатирующей и контрольной диагностики по общему уровню и структурным изменениям креативности в экспериментальных и контрольной группах.

Дополнительным источником информации для анализа был «Дневник самопознания», в котором каждый испытуемый зафиксировал самостоятельно переработанную теоретическую информацию и результаты выполнения различных творческих заданий. Анализ креативных проектов составил самостоятельную линию и анализировался по показателям: новизна, оригинальность замысла и воплощения, гибкость (многогранность), вариативность и совершенство.

Процентное распределение участников эксперимента по уровню креативности на этапах констатирующей и контрольной диагностики представлен на рис. 1.

54,40% — 50,60%

25,80%

3,30%

0%

12,30%

32,20%

-^5%

5%

5 уровень 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень

□ контрольная диагностика

□ констатирующая диагностика

А) Группа 1 — студенты педагогического университета

5 4% 5 0%

32 ,50 %

2% %

5% 7,50 12,50%

5% г1Д 1%

5 уровень 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень

□ контрольная диагностика

□ констатирующая диагностика

Б) Группа 2 — студенты-менеджеры (технический вуз)

Рис. 1. Процентное распределение участников эксперимента по уровню креативности

Сравнительный анализ процентного распределения участников по уровню развития креативности на этапах констатирующей и контрольной диагностики по критерию 1-Стьюдента выявляет существенную динамику (1 = 4,64; X = 3,37 при р <0,01).

Рейтинг коэффициентов достоверности различий по всем параметрам креативности в группах позволил определить зону актуального развития — наиболее мобильные, сензитивные для воздействия компоненты креативности: мотивация (творческая позиция — X = 4,38 при р < 0,01), интеллектуальные параметры (способность к преобразованиям X = 5,55 при р <0,01), эстетические параметры (формотворчество X = 4,78 при р <0,01), компетентность — X = 4,76 при р <0,01. Зона «вероятностного» развития — экзистенции (креативная модель мира) и дивергентность интеллекта.

Сравнительный анализ индивидуальных моделей креативности, созданных на основе обобщенных значений симптомокомплексов до и после реализации развивающей программы, позволил зафиксировать специфику структурных преобразований креативности на индивидуальном уровне. Каждый вариант динамических изменений отражает уникальную психологическую реальность и

практически неповторим. Вместе с тем, анализируя весь массив индивидуальных вариантов динамики развития креативности, удалось определить основную тенденцию развития (гармонизация параметров и компенсация проблемных зон в структуре креативности), монографически описать отдельные индивидуальные варианты развития, а также классифицировать основные, наиболее распространенные типы преобразований в структуре креативности.

1. К первому типу относятся варианты с минимальной динамикой (различия не существенны). (Всего — 12,6%). Такие варианты встречаются в двух случаях:

- на фоне очень высокого общего коэффициента креативности и результативности творческой деятельности. Вероятно, такие стабильные варианты структуры креативности соответствуют «непроизвольным креативам» — творчески одаренным личностям (6,9%) (рис. 2);

- противоположным вариантом минимальной динамики (или ее отсутствия) являются структуры на фоне низкого и среднего коэффициента креативности (5,7%) (рис. 3). В данном случае причиной стагнации могут быть: ригидность психической системы, несоответствие воздействия сис-

теме ожиданий, неразвитая рефлексия, а также стрессовая ситуация. По нашим наблюдениям, в некоторых случаях процесс самопознания и самодиагностики креативности, разрушая стереотипные представле-

ния личности о себе и своих возможностях, приводит к нарушению равновесия, к эмоциональному дискомфорту и даже к защитной форме агрессивности, которые, вероятно, и блокируют развитие.

4,7 4,7

мотивация

4,0 4,3

проект

4,7

4,7

компетентность

4,5 4,5

эмоции 3,3 3 8

интеллект

4,3

4,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экзистенции 'с\\ /^^эстетические 4,2 4 2

коммуникация

Рис. 2. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (минимальная динамика)

Рис. 3. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (минимальная динамика)

2. Второй тип развития мы условно назвали «Динамика доминанты». Основной характеристикой этого типа является интенсивное развитие тех блоков в структуре

креативности, которые наиболее ярко выражены. При этом другие блоки стабильны и не имеют существенных сдвигов (5,9%) (рис. 4).

Рис. 4. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (динамика доминанты)

3. Компенсирующая динамика — данный тип изменений, как показали экспериментальные данные, наиболее распространен (29,4%). Его сущность — интенсивная динамика развития проблемных (изначально слабо выраженных) зон в структуре креативности (рис. 5).

4. Системная динамика (24,5%) — гармонично развиваются все параметры структуры креативности и общий качественный

показатель результатов креативных проектов (рис. 6).

5. «Динамика потенциала» (5,8%). Данный тип характеризуется позитивной динамикой изменений параметров потенциальной креативности, при этом динамика общего качественного показателя результатов творческой деятельности не выражена, т. е. креативность не реализуется в конкретных творческих проектах (рис. 7).

Рис. 5. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (компенсирующая динамика)

Рис. 6. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (системная динамика)

Рис. 7. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (динамика потенциала)

6. Деформирующая динамика (1,9%) — «альтернативные» изменения в структуре креативных свойств субъекта. Вариант структуры в результате контрольного эксперимента (после тренинга) не соответствует исходной конфигурации выраженности блоков в структуре креативности (рис. 8).

7. Мононаправленная динамика — существенные изменения наблюдаются только в одном блоке креативных свойств (5,9%) (рис. 9).

8. Смешанный тип динамики — различные варианты сочетаний (15,7%).

Рис. 8. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (деформирующая динамика)

Рис. 9. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (мононаправленная динамика)

Таким образом, развитие креативности можно рассматривать как эволюцию её структуры, переход системы на новый уровень функционального цикла. Экспериментальные факты подтверждают предположение о том, что электронно-коммуникативная версия развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания», основанной на технологии рефлексивной самоорганизации в условиях информационной

образовательной среды, способствует развитию креативности у студентов. Основными условиями эффективности являются «эффект зеркала» (рефлексивные процессы), «эффект хаоса» (процессы самоорганизации), «эффект Шенгена» (стирание границ в субъективном пространстве), «эффект альтернатив» (процессы выбора), «эффект сцепления» (творчество мотивирует само-творчество).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. СПб.: СПГУТД, 2006.

2. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барыше-вой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

REFERENCES

1. Barysheva T A., Zhigalov Ju. A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitija kreativnosti: Ucheb. posob. SPb.: SPGUTD, 2006.

2. Tvorchestvo: teorija, diagnostika, tehnologii: slovar'-spravochnik / Pod obshch. red. T. A. Baryshevoj. SPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2008.

В. В. Лемиш

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»,

О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ

Анализируется специфика образов старого и пожилого человека в представлениях студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». В исследовании использовались оценочные шкалы, разработанные автором на основе метода репертуарных решеток Келли. Показано, что эти образы существенно различаются. Образ пожилого человека отличается преимущественно позитивными характеристиками, образ старого человека — негативными.

Ключевые слова: возраст, возрастной символизм, старение, образ старого человека, образ пожилого человека.

V. Lemish

The Social Work Students’ Perceptions of Elderly and Old People

This paper presents an analysis of the specifics of the image of the elderly in the Social Work students ’perception. The research used the measurement scales developed on the basis of the method of Kelly’s repertory grids. The results show that those images are significantly different. The image of the elderly person stands out mainly by its positive features whereas the image of the older person bears negative features.

Keywords: age, age symbolism, ageing, image of the elderly, image of the old people.

Значительное увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре современного общества привело к целому ряду социальных, экономических, психологических проблем, проблем в области культуры.

Возраст является социокультурным феноменом. Возрастные категории как соци-

ально-конструируемые феномены не только описывают реальность человеческого развития, но и формируют содержание возрастных отношений, влияя на поведение людей [3; 8; 12; 14; 23]. Более того, представления о возрастных особенностях влияют и на са-мовосприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.