Научная статья на тему 'Креативность как ключевая компетентность специалиста организации работы с молодежью'

Креативность как ключевая компетентность специалиста организации работы с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворецкая М.А.

В статье анализируются особенности формирования креативной компетенции как основы креативной компетентности в системе образования инновационного общества. Предлагаются и обосновываются определения креативной компетентности и креативных компетенций, а также рассматриваются возможность и необходимость ее развития в рамках специальности бакалавриата «Специалист организации работы с молодежью». В статье указывается ряд правительственных инициатив, отражающих приоритеты развития современного общества и запросы работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность как ключевая компетентность специалиста организации работы с молодежью»

Креативность как ключевая компетентность специалиста организации работы с молодежью

Дворецкая Мария Александровна

преподаватель, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет, mariyadvoreckaya@yandex.ru

В статье анализируются особенности формирования креативной компетенции как основы креативной компетентности в системе образования инновационного общества. Предлагаются и обосновываются определения креативной компетентности и креативных компетенций, а также рассматриваются возможность и необходимость ее развития в рамках специальности бакалавриата «Специалист организации работы с молодежью». В статье указывается ряд правительственных инициатив, отражающих приоритеты развития современного общества и запросы работодателей.

Ключевые слова: креативность, инновационное общество, креативная компетентность, профессиональная компетентность, система образования

Современная образовательная реальность российского общества формируется под влиянием активно идущих процессов модернизации. Инновационная модель развития экономики неизбежно влияет на все сферы жизни человека сегодняшнего времени, предъявляя к нему особые запросы и требования. Новые вызовы современности оказывается способной принять только креативно мыслящая самостоятельная личность, ориентирная на саморазвитие и реализацию своего творческого потенциала. Формирование данного типа личности поддерживается на государственном уровне, что находит подтверждение в ряде правительственных инициатив.

Согласно национальной доктрине образования РФ, приоритетной задачей российского общества является разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. [1] Отдельно обозначается формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. Государство, в свою очередь, гарантирует организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, обеспечение непрерывности образования в течение всей жизни человека и академической мобильности обучающихся.

Ключевым моментом доктрины образования РФ является формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства. В новых реалиях 21 столетия становится очевидной потребность в инновационно мыслящих специалистах, осознающих свою возможность и готовность изменять мир вокруг себя. Изменение образовательной системы в сторону полного соответствия вызовам современности является императивом. Большая часть трансформаций происходит в системе высшего образования, в виду подготовки конкурентно способных достойных специалистов на данном уровне. [1]

Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживает

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01 г

прогрессивные реформы и охотно претворяет их в жизнь. Изменения в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития России требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Приоритеты Российской Федерации ориентированы на укрепление активной жизненной позиции, развитию гражданского общества, формирование механизмов создания молодежью общественных благ. Система формирования и реализации молодежной политики в Российской федерации функционирует на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в стране.

Во многом данные положительные изменения можно объяснить появлением в образовательной системе относительно нового направления подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодёжью». Динамично изменяющаяся система образования постоянно обретает новые смыслы, отражающие запросы не только сегодняшнего, но и уже завтрашнего дня. Именно таким и предстает перед обществом специалист ОРМ - гармоничная, постоянно совершенствующаяся, эрудированная, конкурентоспособная личность, обладающая прочным нравственным стержнем, проявляющая гибкость и восприимчивость к новым созидательным инициативам. В ведении современного специалиста ОРМ находится самый ценный человеческий капитал государства. Стратегическая задача специалиста ОРМ - создание предпосылок и поддержка молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе. Согласно «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации» на период до 2025 года, к социально-демографической группе "молодежь" относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет, объединенные в данную категорию на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. [2]

Специалисты ОРМ осуществляют свои функции как на административном, носящим руководящий характер, так и на исполнительном уровне, непосредственно во взаимодействии с молодежью. Административный и технический аспекты, работа с документацией, с общественностью, кол-лаборация со специалистами других областей входят в спектр задач специалиста ОРМ, осуществляющим свои функции на руководящем уровне в качестве госслужащих в федеральных, региональных, муниципальных органах исполнительной власти, в политических организациях и профсоюзах, в некоммерческом секторе, в отделах кадров и в кадровых агентствах, в индустрии развлечений и молодежного отдыха, в структурах молодежного предпринимательства и международного сотрудничества. Задачами специалиста, находящегося в постоянном взаимодействии с молодежью, является ее инструктирование и направление, консультирование, организация деятельности и мероприятий по интересам.

Учебный план направления «Организация работы с молодежью» отличается комплексным характером - включающим формирование наиболее востребованных компетенций менеджера-управленца, психолога, социолога-маркетолога и политолога.

В виду комплексного характера приоритетной деятельности специалиста ОРМ, предпосылками для его успешности является наличие широких знаний из смежных социальных областей, самостоятельность в разработке индивидуальной образовательной траектории, ответственность, высокая самооценка, смелость и самостоятельность мышления, развитые навыки коллективного управления и конфликтного регулирования, быстрая адаптация к социальным изменениям, способность мыслить, как традиционным, так и инновационным образом, вести индивидуальную позитивную работу с противоречиями и конвергентной информацией, искать и находить наиболее эффективные способы коммуникации, вселять в других уверенность в успехе, включать эмоциональную составляющую.

Все вышеперечисленные способности и умения находят непосредственное отражение в паспорте компетенций для направления подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодёжью», имеющему трехкомпонентную структуру: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Проанализировав широкий список интеллектуальных умений, характеризующих выпускника данной специальности, становится очевидным основополагающая роль креативной компетенции в профессиональной деятельности специалиста ОРМ.

Работы Н. Хомского наиболее полно отражают специфику понятия «компетенция», определяя его как способность человека к выполнению какой-либо деятельности. В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в книге того же исследователя «Аспекты теории синтаксиса», где автор обозначил и разграничил два связанных между собой понятия: «компетенция» - знание языковых знаков и правил их использования, и «исполнение» - способность употреблять известные языковые знаки в ситуации реального общения. Обращение к способности к исполнению, на сегодняшний день, происходит в рамках термина «компетентность», определяемого Дж. Равеном как специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Несомненной характеристикой термина «компетентность» выступает его личностное начало, то есть состоявшееся качество личности, его индивидуальное умение выполнять задание и переносить его в другие условия.

Нельзя не заметить, что многие ученые современности склонны отождествлять данные понятия. В работах академика А. М. Новикова понятие

«компетенция» отражает чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности и является «самостоятельно реализуемой способностью к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанной на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях». Вышеназванные понятия в данной статье трактуются нами следующим образом, «компетенция» -это совокупность знаний и опыта, а «компетентность» - способность и готовность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных вопросов. [3, с. 54-57]

Первостепенное значение имеет профессиональная компетентность, как объективный показатель состоятельности специалиста. В работах А. Ф. Присяжной под профессиональной компетентностью понимается способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Данная качественная характеристика специалиста характеризует его как субъекта деятельности, способного самостоятельно выполнять свои функции в любых жизненных ситуациях. Ключевой деятельностью специалиста по организации работы с молодежью является создание условий для всесторонней самореализации молодёжи в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации её потенциала, защита интересов и прав молодёжи. [4, с. 71-78]

Наряду с профессиональными навыками и знаниями в работе с молодежью необходима открытость новому, умение креативно мыслить, смотреть на обыденные ситуации с различных точек зрения, стремление к их улучшению. В данном контексте представляется весьма актуальным рассмотреть понятие «творчество», которое трактуется большинством ученых именно через механизмы деятельности, направленные на достижение принципиально нового понимания, продукта, решения, или изменение качества восприятия привычных реалий. Противоречие и конструктивная оппозиция движут инновационными умами, определяющими качественное изменение жизни и общества.

Начиная со второй половины 20 века в лексикон мирового научного сообщества вошел термин «креативность». Исследования Дж. Рензулли, Д. Симпсона, Элиса Пол Торренса и других, позволяют понять суть и необходимость данного концепта. Креативность отражает способность личности к нетривиальному, творческому мышлению, восприимчивость индивида к проблемам общества, осознание необходимости и возможности их решения, способность проявлять гибкость и инициативность, чувствительность к дисгармонии получаемых знаний. Е. Торренс рассматривает понятие «креативность» как сочетание интеллекта и личностных качеств человека, обнаруживает такие элементы креативности как выявление трудностей, поиск новых и оригинальных решений, фор-

мулирование гипотез, их тестирование, повторное тестирование, получение результатов. Одним из проявлений человеческой духовности является созидательная творческая самореализация личности. Способность разрушать стереотипы и находить нетрадиционные решения обыденных проблем является одной из наиболее ярких граней многомерного понятия «креативность». Имея богатый внутренний ресурс, человек обладает способностью отходить от стереотипных способов мышления, отдавая предпочтение абсолютно новым идеям, связям и последовательностям. [5]

Исследуя понятие «креативность», исходим из основных концептуальных положений теории Дж. Гилфорда, относительно двух типов мыслительных операций: конвергенции и дивергенции. Конвергентное мышление предполагает выбор единственно абсолютно верного решения из ограниченного множества, исследователь характеризует его с позиции тестового интеллекта, измеряемого и развиваемого высокоскоростными тестами Ю. В Дивергентный тип мышления стимулирует нестандартные и нетривиальные формы, новые пути решения проблем и задач. Вместе с тем следует подчеркнуть, что многие исследователи интеллекта сходятся во мнении, что творческие и интеллектуальные способности личности не оказывают взаимного влияния и не определяют друг друга. [6] Основоположник методов факторного анализа и тестов интеллекта Л. Терстоун выдвигает положение о том, что креативная деятельность возможна исключительно в моменты релаксации и информационного детокса, вне давления концентрации и попыток сосредоточенности. Чем свободнее и расслабленнее самоощущение личности, тем продуктивнее его творческая деятельность. [7]

Американский психолог Дж. Гилфорд внес значительный вклад в создание модели структуры интеллекта, рамках которой выделил четыре основных параметра креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость. Сохраняя постоянство в намеренном исключении общего интеллекта из концепции креативности, впоследствии, исследователь внес коррективы в многоаспектную структуру креативности, обозначив шесть основных параметров: способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерированию большого числа идей, гибкость -способность продуцировать разнообразные идеи, оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали, способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу. Относительно данных параметров, Дж. Гилфорд разработал ряд тестовых материалов для оценивания и тренировки дивергентной продуктивности на разных этапах формирования креативной компетенции. [6]

В осмыслении понятия «креативная компетенция» наука и практика прошла довольно сложный путь, однако, смеем заметить, что на сегодняшний день исследователи находятся лишь у истоков

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

Начала всех начал. Данная область исследования обусловлена социальным заказом и имеет достаточное теоретическое и практическое обоснование своей значимости, исходя из требований общества и государства к подготовке инноваторов.

Таким образом, проблема формирования креативной компетентности специалиста является современной, своевременной и требующей активного научно-практического поиска.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации напериод до 2025 года http://static.govemment.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf

3. Александр Михайлович Новиков. Основания Педагогики Издательство «Эгвес», Москва 2010 -207 стр.

4. Присяжная А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых [текст] / А. Ф, Присяжная // Педагогика. - 2005. - №5. - с.71-78.

5. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.

6. Guilford, J. P. Creativity// American Psychologist. 1950. No.5. P. 444-454.

7. Психология общих способностей. Дружинин В. Н.2007

8. Shkurkin D.V., Shevchenko E.V., Egorova E.A., Kobersy I.S., Midova V.O. The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Т. 25. № July. С. 179-194.

Creativity as a key competence of a youth worker Dvoretskaya M.A.

Perm State National Research University

The article analyses the features of the formation of creative competence as the basis of creative competency in the education system of innovative society. Definitions of creative competence and creative competency are proposed and justified, as well as the possibility and necessity of the development within the framework of the bachelor's degree "Youth worker" are considered. The article indicates a number of government initiatives that reflect the priorities of modern society and the needs of employers. Keywords: creativity, innovation society, creative competence, professional competence, educational system References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of October

4, 2000 N 751. Moscow "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation" https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

2. Basics of the state youth policy of the Russian Federation for the

period until 2025

http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf

3. Alexander Mikhailovich Novikov. Foundations of Pedagogy Egves Publishing House, Moscow 2010 - 207 p.

4. Prisyazhnaya A.F. Prognostic competence of teachers and trainees [text] / A. F, Prisusnaya // Pedagogy. - 2005. - №5. -p.71-78.

5. Torrance E. P. The nature of creativity as it is shown in testing //

R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.

6. Guilford, J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. No.5. P.

444-454.

7. Psychology of general abilities. Druzhinin V.N. 2007

8. Shkurkin D.V., Shevchenko E.V., Egorova E.A., Kobersy I.S.,

Midova V.O. The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017.Vol. 25. No. July. S. 179-194.

о

(4

in

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.