Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ'

КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
креативное пространство / молодежь / ресурс / проект / проектная деятельность / creative space / youth / resource / project / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежигай Э.Н., Коровин Ю.П.

В работе рассмотрены основные факторы креативного пространства как пространства ресурсов для помощи в реализации молодежных проектов. Определены цели креативного пространства, его возможности и польза от взаимодействия с проектной деятельностью молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нежигай Э.Н., Коровин Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SPACE AS RESOURCE FOR IMPLEMENTATION OF YOUTH PROJECTS

The paper considers the main factors of the creative space as a space of resources to help in the implementation of youth projects. The goals of the creative space, its possibilities and the benefits of interaction with the project activities of young people are defined.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК 379.81 Нежигай Э.Н., Коровин Ю.П.

Нежигай Э.Н.

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Коровин Ю.П.

магистрант 2 курса очной формы обучения Направление подготовки 51.04.01 Культурология Профиль Теория и история культуры Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация: в работе рассмотрены основные факторы креативного пространства как пространства ресурсов для помощи в реализации молодежных проектов. Определены цели креативного пространства, его возможности и польза от взаимодействия с проектной деятельностью молодежи.

Ключевые слова: креативное пространство, молодежь, ресурс, проект, проектная деятельность.

Креативные пространства, организационной формой которых стали креативные центры: кластеры, арт-центры, коворкинги, лофты и др, на сегодняшний день имеют наибольшее количество возможных ресурсов для разработки новых идей и воплощения этих идей в реальность. Большая часть таких центров находится в городах, однако в последнее время появляется

тенденция к созданию проектов креативных пространств и сельской местности, что обусловлено развитием информатизации общества.

Роль креативных центров в жизни молодежи современного общества вполне наглядна: они дают возможность творческой, профессиональной самореализации личности, способствуют развитию сферы образования, в том числе дополнительного, реализации культурных и художественных проектов, а как следствие - развитии культурной жизни молодежной аудитории, эволюции технологий, созданию инновационных, полезных идей, а также вносят значительный вклад в культурную жизнь всего населения.1 Потенциал креативных кластеров не до конца изучен, и растет с каждым годом.

Молодежь, как социальная группа, имеет наибольшее стремление к самореализации, и креативное пространство может стать для этого одной из основных платформ. Креативные пространства не только уверенно встали в один ряд с традиционными институциями - музеями, театрами, библиотеками и домами культуры, но и стали достойной альтернативой или дополнением, благодаря тому, что характер их деятельности изначально сформирован из идеи создания и развития актуальных социокультурных форматов и проектов творческо-образовательного направления, ориентированных на запросы и интересы молодежи, ее творческую самореализацию.

Являясь одним из основных субъектов развития культуры, креативные центры становятся главным рычагом создания и распространения культурных, творческих новшеств и тенденций, созданных молодежью и для молодежи.

Помимо этого, для молодежи роль креативных пространств может заключаться в синтезировании функций культурно-досуговых площадок и площадок для предпринимательства. Кураторы данных пространств создают условия, в которых творческие идеи и проекты имеют возможность коммерческого успеха, либо достойны получить гранты от правительства на реализацию, и в последствии могут быть доступны широкой аудитории.

Сегодня именно молодежные общественно-значимые инициативы становятся все более популярными и востребованными. Они позволяют

молодым людям проявить свои таланты и идеи, внести свой вклад в развитие общества. Однако, чтобы молодежные проекты были успешными, необходимо создать условия для их развития и реализации. Одним из таких условий можно назвать функционирующее креативное пространство.

Креативное пространство—это место, где молодые люди могут встречаться, обмениваться идеями и опытом, экспериментировать и повышать уровень межличностного культурного и коммуникационного взаимодействия. Это место, где можно работать над своими проектами, проводить мероприятия и презентации, учиться новым навыкам и знакомиться с интересными людьми. Креативное пространство может быть организовано как в учебных заведениях, так и в городских пространствах, например, в коворкингах или центрах молодежных инициатив.

Также, креативные пространства представляют собой места, где молодые люди могут встретиться, обмениваться идеями, получать образование и поддержку для своих проектов. Это может быть как физическое пространство, такое как коворкинг, лаборатория или молодежный центр, так и виртуальное пространство, такое как онлайн-платформы и сообщества. Креативные пространства предоставляют молодежи не только доступ к ресурсам, но и поддержку со стороны экспертов, наставников и других участников сообщества. Это помогает им в развитии навыков, поиске единомышленников и партнеров, а также в реализации своих идей и проектов.

Креативные пространства также способствуют формированию среды, которая способствует социальной и культурной интеграции молодежи, а также развитию их социальной ответственности и активности. Например, многие креативные пространства организуют образовательные и культурные мероприятия, выставки, фестивали и другие проекты, которые способствуют развитию творческих и социальных навыков молодежи, а также созданию новых общественных ценностей и практик.

Кроме того, креативные пространства позволяют молодежи реализовывать проекты в различных сферах деятельности, таких как наука и

технологии, искусство и культура, социальная деятельность и предпринимательство. Это способствует не только развитию индивидуальных способностей молодежи, но и созданию новых возможностей для инноваций и развития общества и экономики в целом

Креативное пространство имеет множество преимуществ для молодежных проектов. Во-первых, оно позволяет молодежи работать в команде, обмениваться идеями и опытом. Во-вторых, оно дает возможность получить поддержку и консультации от опытных профессионалов в различных областях. В-третьих, креативное пространство способствует созданию благоприятной атмосферы и вдохновляет молодежь на творческие решения.

Креативное пространство может стать площадкой для проведения мероприятий и презентаций молодежных проектов. Это может быть выставка, конкурс, фестиваль или другое мероприятие, которое позволит молодежи продемонстрировать свои проекты и получить обратную связь от аудитории.

Однако, чтобы креативное пространство было эффективным, необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, оно должно быть удобным и доступным для молодежи. Во-вторых, оно должно быть оборудовано всем необходимым для работы над проектами. В-третьих, оно должно быть поддерживаемым и управляемым профессионалами, которые смогут организовать мероприятия и обеспечить бесперебойную работу пространства. На данном этапе при внедрении такого пространства в работу бюджетного учреждения существует возможность отсутствия таковых специалистов. Выходом в данной ситуации может быть открытие дополнительной ставки «специалист креативного пространства», либо включение обязанностей по контролю работы пространства в обязанности штатного сотрудника бюджетного учреждения.

В заключении, можно сказать, что креативное пространство является важным фактором развития молодежных проектов, пусть и его создание на федеральном и законодательном уровне имеет множество препятствий. Оно позволяет молодежи реализовывать свои идеи и творческие проекты,

получать поддержку и вдохновение от других участников. Креативное пространство может стать мощным инструментом для развития нового отношения «государство-молодежь-государство», в

котором именно молодежь становится лидером проектной деятельности региона.

Существуют также и определенные факторы, которые влияют на успешность молодежных проектов в креативном пространстве. Во-первых, важна поддержка и наставничество со стороны опытных профессионалов, которые могут помочь молодым людям развить свои навыки и знания.

Во-вторых, необходимо иметь доступ к финансированию и ресурсам для реализации проектов.

В-третьих, креативное пространство должно обладать открытой и инклюзивной средой, где молодые люди чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать свои идеи и мнения. Это становится возможным благодаря развитию инклюзивного волонтерства, которое на момент написания диссертации становится одним из приоритетных направлений работы государства и проектной деятельности молодежи.11

Наконец, важна возможность обмена опытом и знаниями между участниками креативного пространства, что способствует росту и развитию проектов.

Таким образом, при реализации проекта креативного пространства у его организаторов могут возникнуть проблемы, связанные с личными амбициями и предвзятым отношением кураторов пространства, которые могут мешать эффективной реализации мероприятий и, соответственно, выполнению миссии данного пространства.

Решением данных проблем может стать создание творчески-коммуникативного пространства, обеспечивающего общение резидентов креативных центров, их творческое взаимодействие и профессиональное развитие.

В.А. Мацко предлагает коммуникативную модель для организаторов креативного пространства, позволяющую реализовать цель пространства и

избежать проблемных ситуаций при взаимодействии между его кураторами. Данная модель включает пять уровней.

Первый уровень - диалоговый. Одной из важнейших задач креативных пространств является объединение резидентов различных творческих направлений и создание условий для их эффективной коммуникации.

Второй уровень - просветительский: креативным центрам необходимо обновлять знания о современных креативных индустриях, а также о введениях инновационных технологий в сфере культуры и маркетинга, параллельно превращая эту информацию в общедоступную базу знаний, а также проводить регулярные события просветительской направленности, для того чтобы одновременно оставаться интересным и полезным аудитории, продолжая исполнять свои функции.

Третий уровень - презентационно-выставочный, позволяющий организовать презентацию собственных творческих идей в стенах креативного кластера посредством организации локальных или массовых мероприятий с использованием видеопрезентаций и арт-выставок.

Четвертым уровнем является имиджевый уровень. Креативный центр должен обладать репутационным потенциалом как место, позволяющее проектам приобрести коммерческое развитие, создать уникальные молодежные культурные продукты и привлечь потенциальную целевую аудиторию данных продуктов.

Пятый уровень - проектный, является основным для реализации проектов инициативных представителей молодежных творческих групп и сообществ, и, следственно, создает перспективы для развития современной социокультурной жизни населения. 111

Коммуникативное пространство креативных кластеров - это новый формат взаимодействия их кураторов, резидентов и посетителей, основанный на интеграции досуга, творческой и профессиональной деятельности.

Целью коммуникативного креативного пространства является развитие навыков и качеств представителей арт-пространств и вовлечение их в

совместную деятельность по созданию и реализации инновационных культурных проектов, а также развитию их собственных коммуникативных навыков в творческо-образовательном процессе.

Основой выбора форм социально-культурной деятельности в условиях каждого конкретного пространства является анализ досуговых предпочтений и коммуникационных навыков молодежи.

В основе концепции коммуникативного пространства творческих индустрий лежат принципы его формирования, обозначенные Мацко В.А.

Базовым принципом концепции является принцип креативности как образа жизни, как «фактора интеграции профессий творческого характера и как процесса генерирования идей».

Второй - принцип организации деятельности креативных центров на основе открытости, общедоступности, свободной реализации творческого потенциала, коммуникации и коллаборации резидентов культурных центров, инновационности, инициативы, результативности, культуросозидающего потенциала.

Третий принцип отражает функциональную основу концепции - принцип взаимодействия творческих индустрий в креативных центрах.

Четвертый принцип - принцип комплексной реализации образовательной, просветительской, развлекательной, экономической функций креативных пространств.№

Данные принципы, по мнению Мацко, являются фундаментальными при организации креативного пространства. Одной из основных функций управляющего становится не только техническая часть проекта (поиск и аренда офиса/студии/площадки, фандрайзинг, БММ, поиск технического оснащения проекта и т.д.), но и создание коммуникативных связей между участниками и посетителями креативного пространства.

Подводя итог, можно сказать, что креативные пространства играют важную роль в развитии молодежных проектов, способствуя формированию социально-творческой среды, предоставлению доступа к ресурсам и поддержке

для реализации идей и проектов молодежи. Их развитие и поддержка являются важным фактором для развития общества и экономики в современном мире. Ресурсы, которыми обладает креативное пространство, является уникальными и предоставляют возможность реализовать практически любой творческий проект, в зависимости от его масштаба. Помимо этого, креативное пространство является площадкой для презентации разработанных проектов, и проект, в свою очередь, привлекает новых участников данного креативного пространства. Возникает положительная взаимовыгодная связь, которая предполагает «взаиморекламу» творческого проекта и креативного пространства, открывая новые возможности для развития обоих.

Создание и поддержка креативных пространств должно быть одним из приоритетов общественной и молодежной политики, а также бизнеса и гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коровин, Ю.П. «Создание креативного пространства для формирования коммуникативных навыков молодежи». Выпускная квалификационная работа, КГИК, 2022 г. Текст: непосредственный;

2. Мацко, В. А. Интеграция творческих индустрий в коммуникативном пространстве креативных центров / Мацко В. А. - Текст: электронный // Вестник СПбГИК - №2(47) - С.72-76. - 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46215873_79580209.pdf (дата обращения: 02.04.2024). Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU;

3. Проект "Молодежное инклюзивное пространство Кубани. "Волонтерство без границ" - сайт организации «ДОБРО.РУ». URL: https://dobro.ru/project/10026051 (дата обращения: 16.04.2024 г.);

4. Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д.

Н. Суховская. - Текст: электронный // Молодой учёный. - 2013. - № 10. - С. 650-652. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20534890 (дата обращения: 18.04.2024). Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Nezhigai E.N., Korovin Yu.P.

Nezhigai E.N.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Korovin Yu.P.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

CREATIVE SPACE AS RESOURCE FOR IMPLEMENTATION OF YOUTH PROJECTS

Abstract: the paper considers the main factors of the creative space as a space of resources to help in the implementation of youth projects. The goals of the creative space, its possibilities and the benefits of interaction with the project activities of young people are defined.

Keywords: creative space, youth, resource, project, project activity.

Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Д. Н. Суховская. - Текст: электронный // Молодой учёный. - 2013. - № 10. -С. 650-652. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20534890 (дата обращения: 18.12.2023) . Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

ii Проект "Молодежное инклюзивное пространство Кубани. "Волонтерство без границ" - сайт организации «ДОБРО.РУ». URL: https://dobro.ru/project/10026051 (дата обращения: 16.04.2024 г.)

шМацко, В. А. Интеграция творческих индустрий в коммуникативном пространстве креативных центров / Мацко В. А. - Текст: электронный // Вестник СПбГИК - №2(47) - С.72-76. - 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46215873_79580209.pdf (дата обращения: 02.04.2024). Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

1УМацко, В. А. Интеграция творческих индустрий в коммуникативном пространстве креативных центров / Мацко В. А. - Текст: электронный // Вестник СПбГИК - №2(47) - С.72-76. - 2021. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46215873_79580209.pdf (дата обращения: 02.04.2024). Режим доступа: научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.