Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / PISA / МЫШЛЕНИЕ / КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжиев Расулбек Бойназар Оглу, Норбоева Дильноза Орзикуловна

В статье рассматриваются понятие и структура творчества, факторы, влияющие на его формирование и развитие, роль творчества в обществе, необходимость развития у учащихся навыков творческого мышления в учебном процессе, а также особенности инициативности, воспитание следующего поколения. Факторы, влияющие на формирование и развитие творческого мышления человека, рассматриваются с философской, психологической, социологической точек зрения, основываясь на опыте и научных исследованиях ведущих ученых и влиятельных международных организаций, работающих в этой области. В этой статье также представлен всесторонний анализ концепций творчества и творческого мышления на основе зарубежных и местных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE THINKING IS AN IMPORTANT FACTOR OF SOCIAL DEVELOPMENT

The article examines the concept and structure of creativity, factors influencing its formation and development, the role of creativity in society, the need to develop students' skills of creative thinking in the educational process, as well as the peculiarities of initiative. educating the next generation. The factors influencing the formation and development of human creative thinking are considered from a philosophical, psychological, sociological point of view, based on the experience and scientific research of leading scientists and influential international organizations working in this field. This article also provides a comprehensive analysis of the concepts of creativity and creative thinking based on foreign and local sources.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Ходжиев Р.Б.1, Норбоева Д.О.2 Email: Khodzhiev6113@scientifictext.ru

1Ходжиев Расулбек Бойназар оглу - преподаватель, кафедра социальных наук; 2Норбоева Дильноза Орзикуловна - студент, гуманитарный факультет, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и структура творчества, факторы, влияющие на его формирование и развитие, роль творчества в обществе, необходимость развития у учащихся навыков творческого мышления в учебном процессе, а также особенности инициативности, воспитание следующего поколения. Факторы, влияющие на формирование и развитие творческого мышления человека, рассматриваются с философской, психологической, социологической точек зрения, основываясь на опыте и научных исследованиях ведущих ученых и влиятельных международных организаций, работающих в этой области. В этой статье также представлен всесторонний анализ концепций творчества и творческого мышления на основе зарубежных и местных источников.

Ключевые слова: креатив, креативность, креативное мышление, PISA, мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление, молодежь, лидер.

CREATIVE THINKING IS AN IMPORTANT FACTOR OF SOCIAL

DEVELOPMENT Khodzhiev R.B.1, Norboeva D.O.2

1Khodjiev Rasulbek Boynazar oglu - Lecture, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES; 2Norboeva Dilnoza Orzikulovna - Student, FACULTY OF HUMANITIES, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the concept and structure of creativity, factors influencing its formation and development, the role of creativity in society, the need to develop students' skills of creative thinking in the educational process, as well as the peculiarities of initiative. educating the next generation. The factors influencing the formation and development of human creative thinking are considered from a philosophical, psychological, sociological point of view, based on the experience and scientific research of leading scientists and influential international organizations working in this field. This article also provides a comprehensive analysis of the concepts of creativity and creative thinking based on foreign and local sources.

Keywords: creativity, creativity, creative thinking, PISA, thinking, convergent thinking, divergent thinking, youth, leader.

УДК 316.37.013.78

Креативное мышление, творческий подход к любой работе - одна из важнейших проблем, изучаемых сегодня во всех сферах жизни и производственного процесса.

Возникает законный вопрос. Что такое творческое мышление? Какова роль творческого мышления в современном обществе? Как творческие особенности проявляются в человеке?

При подходе к этому вопросу необходимо больше опираться на зарубежный опыт, поскольку мы видим, что этот вопрос широко и подробно изучен зарубежными учеными. Например, американские психологи Хеннеси и Амабайл утверждают, что креативний подход и достижения способствовали развитию человеческой цивилизации во всем мире в самых разных областях, от науки и технологий до философии, искусства и гуманитарных наук [1, с. 569].

По мнению Европейской организации экономического сотрудничества и развития, креативное мышление - это больше, чем просто случайные идеи. Это настоящий навык, основанный на знаниях и опыте, который позволяет человеку иногда добиваться лучших результатов в сложных ситуациях. Общества и организации по всему миру все больше нуждаются в новаторских знаниях и , креативе в решении проблем [2, с. 3].

Верно, что влияние креативного мышления отстает от значительных инноваций в обществе в целом, но это также универсальное и равноправное явление, означающее, что любой человек в той или иной степени обладает способностью мыслить , креативно [3, с. 4].

Американский ученый Д. Векслер описывает «креативное мышление как тип мышления, который требует от человека сразу нескольких решений проблемы или вопроса и помогает понять уникальность сути вещей и событий, в отличие от стереотипного, скучного мышления" [4, с. 9].

Исследование PISA (Международная программа оценки достижений учащихся) определяет креативное мышление как способность эффективно участвовать в разработке, оценке и уточнении идей, которые приводят к оригинальным и эффективным решениям, достижениям и креативным впечатлениям в области знаний.

Лексическое значение понятия «креативность» в английском языке означает «создавать», «творческий» означает творец, творец. Мы видим, что представители разных сфер дают разные определения в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они применяются. Например, с педагогической точки зрения творчество относится к, креативним способностям педагога, который характеризует готовность к созданию новых идей и является частью таланта как независимый фактор.

С психологической точки зрения , креативность - это способность человека к творчеству, уровень творческой одаренности, далекий от традиционного или привычного образа мышления личности, характеризующийся готовностью создавать принципиально новые идеи, а также уникальное решение проблем.

В целом, сегодня под креативной деятельностью понимается деятельность, направленная на творчество, творчество, новаторство. Креативный человек, напротив, должен уметь думать за себя, свое мировоззрение, постоянно стремиться к инновациям, неустанно работать над собой, находить решения проблем более необычным способом, чем другие люди, и выражать оригинальные взгляды, вести интересные беседы. и отражать другие качества.

Применение креативных навыков не только для создания новых идей, но и для улучшения образа жизни или отдельных аспектов, взятых отдельно, играет важную роль в развитии внутреннего мира человека.

А. Маслоу также считал креативность неотъемлемым творческим направлением, деятельностью, которая часто теряется под влиянием окружающей среды.

Американский психолог Джо Пол Гилфорд впервые в своей исследовательской работе сравнил креативность и интеллект. Он разделил мышление на конвергентные и расходящиеся типы при создании модели интеллектуальной структуры.

Конвергентное мышление - (лат. Сопуе^еге - «односторонний») - это форма мышления, которая заключается в выборе только одного из нескольких решений проблемы. Конвергентное мышление основано на интеллекте, поэтому его также называют интеллектуальным мышлением [4, с. 9].

Дивергентное мышление - (лат. Divergere - «деление») - один из методов творческого мышления, поиск множественных решений заданной проблемы, так как дивергентное мышление способствует рождению творческих идей [5, с. 10].

Основа дивергентного мышления - креативность. Креативность также зависит от того, в какой степени сформировано мышление, и чем лучше развито мышление человека, тем более развитым будет его творческое мышление.

Однако креативность является результатом не только высокоразвитого мышления, то есть человек с высоким интеллектуальным потенциалом не всегда может мыслить ткреативно. Мы также можем увидеть это в исследовании Джо Гилфорда. Помимо дивергентного мышления, Гилфорд сочетал в своей творческой структуре вариативность, точность решения и другие интеллектуальные параметры. Он также доказал, что существует неразрывная связь между ткреативом и интеллектом. Однако Гилфорд обнаружил в своих экспериментах, что высокие интеллектуалы не всегда проявляют креативное поведение во время решения тестов, а креативное низкие интеллектуалы - нет. Следовательно, дивергентное мышление не отражает всех особенностей ткреативного процесса.

По мнению Э.П. Торренса, понятие «креативность» основано на следующем:

- продвижение проблемы или научных гипотез; - проверить и изменить гипотезу;

- выявить проблему на основании формирования результатов решения;

- чуткость к противоречиям знаний и практических действий при поиске решения проблемы. Креативное мышление может найти отражение в любой социальной сфере [5, с. 16].

В целом креативности - это создание новых, оригинальных идей, нестандартная форма мышления, поиск удачных решений поставленных проблем. С другой стороны, креативное мышление - это революционное мышление, которое представляет собой конструктивный характер.

Учебный процесс играет важную роль в ткреативном мышлении. Креативное мышление - важный навык, которым молодые люди должны овладеть сегодня [6, с. 20].

Эта способность важна для молодых людей, чтобы адаптироваться к этому процессу и стать конкурентоспособными в то время, когда сегодняшнее быстро меняющееся, активное использование современных информационных коммуникаций требует больше результатов, чем обычная грамотность.

Короче говоря, креативное мышление - это процесс, играющий важную роль в обществе, напрямую связанный с мышлением человека, и формирование этого навыка у человека, особенно у молодежи, является одним из важных элементов будущего развития общества. страна. В формировании и развитии креативного мышления молодежи следует обращать внимание на следующие аспекты.

Во-первых, с раннего возраста почувствовать, что разум играет важную роль в воспитании человека и что ему есть место в обществе;

Во-вторых, отказаться от догматических взглядов, сложившихся сегодня в обществе;

В-третьих, использование демократических методов, а не автократических в процессе управления;

В-четвертых, следует уважать и поддерживать идеи и взгляды креативных мыслителей. В конце концов, лидеры всегда действуют как локомотив в обществе. Большинство лидеров сегодня - креативные мыслители.

Список литературы /References

1. Hennessey B. and Amabile Т. (2010), «Creativity», Annual Review of Psychology, Vol. 61, pp. 569-598

2. OECD (2010). The OECD Innovation Strategy: Getting a Head Start on Tomorrow, OECD.

3. OECD (2017). PISA 2021 Creative Thinking Strategic Advisory Group Report, Organisation for Economic Co-Operation and Development. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://one.oecd.org/document/EDU/PISA/GB(2017)19/en/pdf/ (дата обращения: 26.03.2018).

4. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов / Учеб.-мет. пособие. Ижевск: ФГБОУВПО "Удмуртский университет", 2013. С. 9.

5. Drapeau Patti. Sparking student creativity (practical ways to promote innovative thinking and problem soving). Alexandria - Virginia, USA: ASCD, 2014.

6. Lucas B. and Spencer Е. (2017), Teaching Creative Thinking: Developing Learners Who Generate Ideas and Can Think Critically, Crown House Publishing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookshop.canterbury.ac.uk/Teaching-CreativeThinking-Developing-learners-who-generate-ideas-and-can-thinkcritically_9781785832369/ (дата обращения: 26.03.2018).

7. Икрамов Р.А., Хожиев Р.Б. (2020). Воспитание гармонично развитого поколения является приоритетом государственной молодежной политики. Вестник науки и образования. № 14 (92). Часть 1. С. 88-90.

8. Хожиев Р.Б. & Норбоева Д.О. (2021). Ёшлар ижтимоий ^аётининг когнитив асослари. Academic Research in Educational Sciences.2(2). 544-555.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.