5. Данте А. Божественная комедия. М., 1982.
Ад. Песнь четвертая. 131.
6. Жильсон Э. Средневековая философия.
1922. С. 299.
7. Пупар П. Церковь и культура. Милан-Мос-
ква, 1993.
8. Койре А. Очерки истории философской мыс-
ли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. С. 51.
9. Катасонов В.Н. Роль теологии в культуре
и в развитии научного знания // Теология в системе научного знания и образования: Материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации / Под ред. акад. РАН В.А. Тишкова. М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2009. С. 57.
10. См.: Высшее образование в Европе. 2006. №4.
11. Эчегерай Р. Призыв к нравственности университетского образования в Европе и для Европы // Высшее образование в Европе. №4. 2006.
12. См.: Рекомендация о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования. Париж, 11 ноября 1997 г. // Центр образовательного законодательства. URL: http://www.lexed.ru/mpravo/ razdel2/?doc18.html
13. Православная энциклопедия. М., 2002. Т. V. С. 535.
14. См.: Религиоведение: Учеб. пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). М.: Гардарики, 1998. С. 11-16.
15. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Бо-рунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000. С. 10.
NIKOLSKIY V. ABOUT RECOGNITION OF THEOLOGY AS A SCIENTIFIC DISCIPLINE
The article discusses some problems concerning the recognition of theology as a scientific discipline.
Keywords: theology, scientific discipline, nomenclature.
Ю.В. ГОРИН, профессор А.Д. НЕЛЮДОВ, доцент Б.Л. СВИСТУНОВ, профессор Пензенская государственная технологическая академия
«Креативная вертикаль» в инженерном образовании
Показана необходимость формирования у будущих инженеров творческой (креативной ) компетенции. Обобщен опыт реализации интегрированной образовательной программы в Пензенской государственной педагогической академии. Обосновывается необходимость формирования креативной компетенции для инженерных кадров инновационной экономики.
Ключевые слова: инженер, профессиональное образование, естественно-научные дисциплины, компетенция, креативность, инноватика.
Ещё в середине прошлого века было определено содержание триады, характеризующей существо деятельности инженера. Это изобретательство, анализ и принятие решений [1]. Знания, умения и практические навыки в этих областях работы инженера являются компонентами его базовой профессиональной компетенции. Это аксиома профессионального технического образования. Каждый из этих компонентов находит своё отражение в ГОС ВПО, учеб-
ных программах дисциплин и с разной степенью глубины и успешности реализуется в учебном процессе вузов [2]. Фундамент образовательной вертикали - общенаучные дисциплины (общематематический и естественно-научный циклы и философия), цикл общепрофессиональных дисциплин, создающих теоретический и практический задел для венчающего вертикаль цикла специальных дисциплин, носящих, как правило, узкоспециальный характер.
120
Высшее образование в России • № 5, 2010
В каждом из циклов учебных дисциплин уделяется значительное внимание как фундаментальным, так и прикладным аспектам инженерного анализа. Несколько слабее поставлена подготовка в сфере принятия обоснованных инженерных решений с учётом множества влияющих факторов, разного их «веса», степени тяжести экологических и социальных последствий и т.п. Мы сосредоточимся на начальном этапе инженерной деятельности - изобретательстве, инженерном творчестве, поиске нетривиальных технических решений. Более широко следует говорить о формировании особого - креативного - стиля мышления инженера. Совершенно очевидно, что именно эта ключевая компетенция необходима для уверенной адаптации молодого инженера в современной инновационной среде деятельности [3, 4].
Задача изучения методики изобретательства в технике всегда была и остаётся актуальной в инженерном образовании. Отдельные дисциплины, посвященные методам технического творчества, успешно преподаются в ряде ведущих инженерных вузов РФ. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие системности в практике преподавания «изобретательства» . Как правило, подобные дисциплины являются элективными или факультативными, существуют и реализуются автономно, не входя естественным образом в структуру инженерного образования. Результат такого положения плачевен: значительно меньшее, чем в технологически развитых странах, число регистрируемых изобретений, серьёзное отставание в сфере высоких технологий, импортозависимость и, что, может быть, даже более существенно, резкое снижение престижа инженерного труда, утрата у молодёжи интереса как к техническому творчеству, так и вообще к инженерному образованию. О последней тенденции красноречиво свидетельствуют предпочтения при выборе будущей профессии выпускниками школ России 2009 г.
Анализ положения в области инженерного изобретательства, состояния дел с
преподаванием соответствующих дисциплин в высшей школе, осмысление мирового, отечественного (в том числе и собственного) опыта работы привели нас к убеждению в настоятельной необходимости коренного пересмотра сложившихся установок в преподавании инженерного изобретательства в высшей школе.
Основные направления этой модернизации, на наш взгляд, заключаются в следующем.
Во-первых, главная целевая функция инженерного образования должна быть сформулирована как формирование у инженера творческого менталитета, креативного стиля профессионального мышления, «заточенного» на поиск новых, неординарных решений технических задач, базирующегося, конечно, на знаниях в области математики и естественных наук, положениях специальных дисциплин. Во-вторых, обучение теории и практике творческого подхода к решению инженерных задач должно опираться на научно обоснованную базу. Наиболее адекватной, по нашему мнению, здесь является хорошо разработанная и достаточно адаптированная для применения в учебном процессе теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [5, 6]. В-третьих, процесс формирования креативной компетенции инженера в вузе, научения его технологии творческого труда, воспитания у него потребности в поиске новых технических решений должен быть непрерывным, пронизывать всю учебную и учебно-научно-исследовательскую работу студента - с первого курса до дипломного проекта. В-четвёртых, будущий инженер должен знать историю развития своей отрасли, преподанную как борьба идей, как последовательное снятие технических противоречий на основе достижений естествен-ныхнаук. Наконец, в-пятых, значительно больший вес должен быть придан вопросам инженерной этики, правовой грамотности, социальной роли и экологической ответственности инженерного корпуса.
Попытка приблизиться к решению сформулированных выше задач на уровне
и в масштабах инженерного вуза стала причиной разработки соответствующей концепции, которая реализована в Пензенской государственной технологической академии как «креативная вертикаль» [7].
В ПГТА в структуру креативной вертикали входят: четырехсеместровый курс физики, творческие дисциплины «История инноваций в технике» (2-й семестр), «Алгоритмические методы решения изобретательских задач» (5-6-й семестры) и «Методы инженерного творчества» (7-й семестр). Реализуется она совместными усилиями кафедры физики и выпускающей кафедры «Технология общего и роботизированного производства» при подготовке инженеров-механиков по специальности 151001 «Технология машиностроения». Функциональные роли этих дисциплин как системных составляющих креативной компетентности заключаются в следующем.
Курс физики способствует формированию научного мировоззрения и убежденности в том, что методология естествознания есть общенаучная методология. Направленность учебных курсов физики в каждом вузе своя. Где-то прикладные вопросы не рассматриваются совсем («Физика - наука фундаментальная!»). Есть и противоположная тенденция приспособления предмета к конкретной специальности. Физика в технических вузах преподается, как правило, с первого курса, и мировоззренческая значимость этой дисциплины вчерашними абитуриентами попросту не осознается. Мы полагаем, что мировоззренческие аспекты эффективнее всего формировать в кратком цикле лекций, завершающем учебный курс и посвященном физической (естественнонаучной) картине мира [8].
Будущему инженеру также необходимо осознавать, что физика есть научная основа всей современной техники, большинства действующихпромышленных технологий. В учебных курсах физики эта грань обычно представлена примерами использования физики в действующей технике. Однако тот факт, что физика есть неиссякаемый источник новых творческих решений технических
задач, часто остается за рамками традиционных курсов. При этом речь идет как о са-мыхсовременных достижениях физической науки, так и о «вузовски классической » физике, которая по-прежнему остается науч-нойосновой техническихизобретений. Оказалось, что такой подход, наряду с творческим компонентом инженерной образованности, несет в себе мощную мотивацию к изучению предмета [9].
Наиболее привлекательной и эффективной оказалась трактовка «вузовской физики» как источника готовых ответов для решения насущных инженерных задач. В работе [10], первая версия которой была выполнена в начале 1970-х годов, приведено изрядное число формул изобретений, в которых цель достигается прямым применением физических эффектов и явлений. Однако потенциал физических знаний в поиске новых технических решений много выше и раскрыт он явно недостаточно. Причина одна: в школьных и вузовских курсах физики знания излагают, но огромных технических и технологических возможностей физики не раскрывают. Такое впечатление, что мы, уважаемые коллеги, преподаем не ту физику (химию, биологию...), что нужна современным инженерам. «Нет ничего практичнее хорошей теории »... Теорию мы преподносим, и это правильно. Но её «практичность » остается за кадром. Механизмы ее практической реализации в учебном процессе не представлены. Обучение научно обоснованным методам использования положений фундаментальных наукв практической творческой деятельности - одна из главных задач креативной вертикали.
Будущих инженеров с самого начала обучения в вузе важно убедить, что главной целью образования является подготовка специалиста, способного к творческому решению задач. Творчество же предполагает умение строить модели. Физика, являясь гибким инструментом исследования явлений и закономерностей природы, позволяет моделировать, изучать, прогнозировать и осуществлять важнейшие научнотехнические процессы, столь значимые для
122
Высшее образование в России • № 5, 2010
общества. Овладение методами физического моделирования является настоятельной необходимостью для специалистов различных направлений. Начальным навыкам моделирования любых технических, общественных, социальных процессов студенты могут научиться именно при изучении физики, на первых четырех семестрах обучения. Инженеру необходимо также умение видеть мир в целом, представлять техносферу как систему. Для этого необходим выход за рамки конкретной специальности. Научная основа всей техносферы - естественные науки. Только на этой основе инженер будет готов к разработке и реализации концепции развития своей предметной области, например технологии машиностроения.
История инноваций в технике (история техники). Цель дисциплины - способствовать формированию творческой личности инженера путем приобретения студентом технического вуза знаний об объективных закономерностях развития техники и эволюции методов технического творчества. Основными задачами изучения дисциплины являются:
• изучение эволюции техники от её зарождения до появления технических систем и последующей трансформации в техносферу на основе достижений фундаментальных наук;
• развитие у студента способностей к анализу современного состояния конкретных технических систем, связанных с его специальностью;
• ознакомление с основными этапами эволюции инженерного (изобретательского) творчества - от стихийного метода проб и ошибок до современных алгоритмических методик;
• ознакомление с основными идеями и понятиями ТРИЗ.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами по дисциплинам «Физика», «Химия», и является основой для последующего изучения дисциплин «Алгоритмические методы решения изобретательских задач», «Основы инженерного
творчества» и блока специальных дисциплин.
Алгоритмические методы в инженерном творчестве. Цель изучения этой дисциплины - формирование у студентов специфических компетенций по алгоритмизации решения инженерных задач в области техники на основе изучения принципов построения алгоритмов решения изобретательских задач, освоения специально созданной учебной версии АРИЗ-2009. Дисциплина является логическим продолжением учебного курса физики и дисциплины «История инноваций в технике ». На лекционных занятиях рассматриваются теоретические вопросы, посвященные обоснованию, структуре и сущности стадий эвристического алгоритма, разработанного авторами программы для обучения студентов современным методам организации творческого мышления. На практических занятиях с использованием банка задач студенты получают практические навыки, способствующие закреплению рассмотренных на лекции положений; главным здесь является правильная постановка задачи, освоение логики поиска ее решения, приобретение навыков преодоления психологических барьеров.
Методы инженерного творчества. Эта дисциплина венчает креативную вертикаль и трактуется как система новейших методов синтеза технических систем и подсистем. Цель изучения дисциплины - инженерное умение создавать технические системы и вписывать их в существующие производственные средства. Задача дисциплины -изучение и использование законов построения и развития технических систем, приемов разрешения противоречий в технике, освоение алгоритма рационального творчества.
Таким образом, в ПГТА реализуется проект, целью которого являются разработка и внедрение в практику инновационных технологий креативного образования. Такое образование предполагает прежде всего умение инженера решать творческие задачи не по наитию, а на основе научно обоснованных алгоритмических методик.
Проблема очевидна: инженеру очень полезно не только набрать запас знаний, профессиональных умений и навыков, но и овладеть технологией творческого решения инженерных задач.
«Креативная вертикаль» апробируется четвертый год. Качество и результативность обучения отслеживаются на основе модульно-рейтинговой системы, а также посредством методов наблюдения, интервьюирования и анкетирования. Основные результаты: «технические примеры» и «новейшая физика» создают заинтересованность в изучении физики. «Технические возможности» формируют уверенность в востребованности физических знаний. Динамика по рейтингам дает четкое повышение рейтинг-показателей по физике в третьем семестре, после изучения дисциплины «История инноваций в технике». Студенты все больше осознают значимость естественно-научных знаний, которые образуют базу творческой компетенции будущего инженера. В рамках креативной вертикали у значительной части студентов удается сформировать интерес к инженерному творчеству и к техническим возможностям физических эффектов и явлений.
Предлагаемая нами программа открыта для совершенствования и может служить прототипом для нетехнических направлений ВПО.
Литература
1. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969.
2. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-
ориентированное образование: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 29-36.
3. Горин Ю.В., Свистунов Б.Л. К иной пара-
дигме // Высшее образование в России. 1999. №3.
4. Горин Ю.В., Нелюдов А.Д., Свистунов Б.Л.
Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности // Лидерство и профессиональное образование. 2008. №1.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная
наука. М.: Сов. радио, 1979. 225 с.; Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука СОАН, 1991. 225с.
6. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т. Креатив-
ное инженерное образование // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 98-99.
7. Горин Ю.В., Моисеев В.Б., Нелюдов А.Д.,
Свистунов Б.Л. Опыт реализации креативной вертикали в подготовке инженера // Физическое образование: проблемы и перспективы развития. - М.: МПГУ, 2007.
8. Горин Ю.В., Моисеев В.Б., Свистунов Б.Л.
Физика в технологии творческой деятельности инженера // Физическое образование в вузах. 2005. №4.
9. Горин Ю.В., Моисеев В.Б., Нелюдов А.Д.,
Свистунов Б.Л. К проблеме мотивации изучения физики студентами технических специальностей // Физическое образование: проблемы и перспективы развития. М.: МПГУ, 2008.
10. Горин Ю.В. Указатель физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач». URL: http://www/triz-summit.ru/ ru/ section/ php?docid=3671
GORIN U., NELUDOVA., SVISTUNOVB. “CREATIVE VERTICAL” IN ENGINEERING EDUCATION
The necessity of the creative competence formation of future engineers is considered. The ways of the pedagogical problem solution are offered. The experience of application of the integrated educational program focused on professional training for innovative economy, which is carried out in Penza State Academy of Technology, is analyzed.
Keywords: engineer, vocational training, natural-science disciplines, competence, creativity, innovation.