Научная статья на тему 'Креативная компетенция студентов (на примере медицинского вуза)'

Креативная компетенция студентов (на примере медицинского вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативная компетенция студентов (на примере медицинского вуза)»

А.А. ГЛУХОВ, А.А. АНДРЕЕВ, Т.Н. ПЕТРОВА,

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА)

В условиях экспоненциального роста научных знаний, новых стратегических ориентиров в развитии экономики, политики и образования, активно идущих процессов модернизации и повышения требований к уровню подготовки специалистов одним из важнейших факторов востребованности специалиста является его ориентация на инновационную деятельность, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Сегодня перед системой профессионального образования стоит задача подготовки компетентного и ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности (Федеральный проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»). Решение данной задачи связано с поиском новых подходов, методов обучения, разработкой методической системы подготовки студентов, в том числе и в медицинских вузах, реализация которых позволит вывести будущего специалиста на конструктивные отношения с другими людьми в контексте своей профессиональной деятельности, осознанному познанию социума в быстро изменяющемся мире.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, в отношении модернизации образования говорится о том, что повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться за счет внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025) также заложена необходимость креативного развития личности, направленная на создание условий для освоения специалистом новых способов деятельности и моделей мышления, активизации способности к саморазвитию, критическому и творческому отношению к миру.

В современных условиях, когда обновление знаний происходит каждые шесть лет, а не каждые 20-30 лет, как это было в начале прошлого века, молодые люди, получившие высшее образование к 22-23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. Постоянно возрастающий поток информации приводит к тому, что устаревание знаний специалиста - так называемый период полураспада компетентности (период снижения профкомпетентно-сти на 50%) - происходит по многим специальностям менее чем за пять лет. Необходимость непрерывного совершенствования профессионального уровня в условиях быстрого устаревания имеющихся знаний, появления новых подходов актуализировала проблему совершенствования креативной компетентности как ведущего структурного компонента компетентности.

Таким образом, актуальность проблемы развития креативной компетентности студента обусловлена следующими обстоятельствами:

- будущий специалист должен активно внедрять готовые решения, основанные на использовании современных научных подходов, постоянно самостоятельно проводить научные изыскания и внедрять их результаты в практику;

- воспитание креативной компетенции является залогом формирования устойчивого интереса будущего специалиста к методической и научно-исследовательской работе;

- креативная компетентность обеспечивает повышение эффективности процесса обучения студентов, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Формирование креативной компетентности студентов тесно связано с развитием профессиональной и методологической ком-петентностей, научно-исследовательских умений и навыков и др.

Таблица 1

Оценка состояния внеаудиторной групповой управляемой работы

Параметры Оценка Абс. %

Эффективность внеаудиторной групповой работы эффективная 147 46,2

малоэффективная 100 31,4

не эффективная 5 1,6

затрудняюсь ответить 66 20,8

Участие во внеаудиторной групповой работе на нескольких кафедрах 53 16,7

на одной кафедре 116 36,5

не участвую 149 46,9

Частота участия во внеаудиторной групповой работе всегда 13 4,1

часто 68 21,4

редко 122 38,4

никогда 115 36,2

Отражение интересов студентов при проведении внеаудиторной групповой работы в полной мере 51 16,1

частично 198 62,5

не отражает 68 21,5

Затраты времени студентов на внеаудиторную групповую работу в неделю менее часа 189 59,4

2-4 часа 103 32,4

4-6 часов 20 6,3

6 часов и более 6 1,9

Причины ограничения времени студентом на внеаудиторную групповую работу загруженность на учебе 257 81,1

не вызывает интереса 38 12,0

нет желания 22 6,9

Степень искренности заполнения анкеты по 5-балльной системе 4,7±0,5

В современной научной литературе заложен значительный общетеоретический фундамент изучения проблем развития творческих способностей и креативной компетентности личности.

Но вместе с тем проблема развития креативной компетентности студентов медицинского вуза изучена недостаточно. В педагогике отсутствуют системные исследования уровней и характера

развития этого вида компетентности, не разработана целостная модель развития креативной компетентности в условиях трансформации современных образовательных технологий у студентов медицинских вузов, в недостаточной степени отражена роль в данном процессе внеаудиторной управляемой работы студентов.

В ходе проведения исследования были использованы следующие подходы к оценке креативности: экспресс-метод Д. Джонсона, методики «Предложения», «Классификация», Вартега «Круги», опросники для определения уровня креативности и креативного потенциала. Использование разных методик обусловлено желанием получить наиболее достоверные результаты, необходимостью всестороннего анализа результатов проводимой научно-исследовательской работы с точки зрения развития вербальной и образной креативности, самооценки творческих способностей. В частности, мы изучали способность будущих врачей к выделению проблемы, генерации идей и их дополнению различными деталями, оригинальность, нестандартность и независимость мышления, эмоциональную заинтересованность в творческой деятельности и т.д.

Нами проведено анкетирование 319 студентов, из которых 72,4% составили лица женского и 27,6% мужского пола. Средний возраст респондентов составил 20,3±2,0 года.

46,2% студентов считают внеаудиторную групповую управляемую работу, проводимую в академии, эффективной, 31,4% -недостаточно эффективной, 1,6 - неэффективной, 20,8% студентов затрудняются ответить на поставленный вопрос. 16,7% студентов участвуют во внеаудиторной групповой управляемой работе на нескольких кафедрах, 36,5 - на одной кафедре академии и 46,9% студентов не участвуют в данной работе. 4,1% респондентов всегда посещают внеаудиторные групповые занятия, 21,4 - часто, 38,4 - редко и 36,2% опрошенных не посещают данные занятия. Сложившая ситуация обусловлена, в том числе, тем, что внеаудиторная групповая самостоятельная работа полностью отражает интересы 16,1% учащихся, частично - 62,5% опрошенных, 21,5% считают, что данная работа не отражает их интересы. На вопрос, «сколько времени уходит на занятия внеаудиторной групповой самостоятельной работой», 59,4% студентов ответили - менее одного часа, 32,4 - два-четыре часа, 6,3 - четыре-шесть часов, 1,9% -более шести часов в неделю. Ограниченность во времени занятий

внеаудиторной групповой самостоятельной работой связана в 81,1% случаев с загруженностью в учебе, в 12,0% случаев с отсутствием интереса и в 6,9% случаев с отсутствием желания заниматься данной работой. Более 90% опрошенных считают, что искренность их ответов равна или выше 4 баллов, что в среднем составило 4,7±0,5 балла.

При анализе по экспресс-методу Д. Джонсона по восьми характеристикам творческого мышления и поведения средний суммарный балл респондентов составил 28,4±4,9 балла. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира встречались всегда - у 15,1%, часто - у 36,5, иногда - у 33,4 и редко - у 13,4, характеристика «никогда» была выявлена у 1,6% опрошенных (табл. 2). Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез и вариантов встречалась всегда у 10,2% тестируемых, часто - у 35,1, иногда - у 38,9 и редко - у 14,8, характеристика «никогда» была выявлена у 1,0% опрошенных. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей встречались всегда у 15,1% тестируемых, часто - у 32,8, иногда - у 35,7 и редко - у 15,4, характеристика «никогда» была выявлена у 1,0% опрошенных.

Таблица 2

Характеристика креативности, выполненная на основании экспресс-метода Д. Джонсона

Частота встречаемости

характеристики, %

Характеристика а д о т а дг Редко а д г

г и с га о й Ч о н о К

1 2 3 4 5 6

Чувствительность к проблеме, предпочтение

сложностей, способность ощущать неопреде-

ленные, сложные, противоречивые особенно-

сти окружающего мира 15,1 36,5 33,4 13,4 1,6

Способность выдвигать и выражать большое

количество различных идей, образов, гипотез

и вариантов 10,2 35,1 38,9 14,8 1,0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей 15,1 32,8 35,7 15,4 1,0

Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ 14,4 41,4 34,4 8,2 1,6

Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль 13,4 36,1 35,1 12,8 2,6

Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать 7,9 38,6 36,4 15,1 2,0

Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, творческая мотивация 34,4 42,0 19,3 3,0 1,3

Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение 29,2 38,4 24,9 7,2 0,3

Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ встречалась всегда у 14,4% тестируемых, часто - у 41,4, иногда - у 34,4 и редко - у 8,2, характеристика «никогда» была выявлена у 1,6% опрошенных. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль встречалась всегда у 13,4% тестируемых, часто - у 36,1, иногда - у 35,1, редко - у 12,8, никогда - у 2,6% опрошенных. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать встречалась всегда у 7,9% тестируемых, часто - у 38,6, иногда - у 36,4 и редко - у 15,1, характеристика «никогда» была выявлена у 2,0% опрошенных. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, творческая мотивация встречалась всегда у 34,4% тестируемых, часто - у 42,0, иногда - у 19,3, редко - у 3,0, никогда - у 1,3% опрошенных. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение встречались

всегда у 29,2% тестируемых, часто - у 38,4, иногда - у 24,9 и редко - у 7,2, отсутствовала у 0,3% опрошенных.

При тестировании студентов по методике «Предложения» выявлено, что в среднем тестируемые за восемь минут составили 5,7±4,0 осмысленных предложений из трех слов, которые начинались на следующие буквы: Д, М и Т.

При тестировании студентов по методике «Классификация» показано, что в среднем тестируемые за 10 минут сгруппировали слова: стрела, пчела, крокодил, рыба, змея, лодка и воробей в 5,8±3,1 групп по признакам, которые их могут объединять.

При проведении опроса, направленного на изучение креативной компетентности, были получены следующие результаты.

Не предпочитают работу, в которой все четко определено, 36,3% студентов. Любят и понимают абстрактную живопись 40,2% респондентов. Не нравится регламентированная работа 41,2% студентов. Не любят посещать музеи, так как они все одинаковы, 18,3% студентов. Любят фантазировать 93,5% респондентов. 97,7% студентов убеждены в том, что разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче. 68,3% респондентов считают интересным повторный просмотр спектакля, так как главным считают игру актеров. Предпочли бы быть закройщиками, а не портными 33,6% студентов. 49,3% студентам больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат. 60,1% респондентов даже в отлаженном деле пытаются что-то изменить творчески.

Таблица 3

Опросник для определения уровня креативности менеджеров

Вопросы Ответов «согласен»

Абс. %

1 2 3

1. Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено 111 36,3

2. Люблю и понимаю абстрактную живопись 123 40,2

3. Мне не нравится регламентированная работа 126 41,2

4. Не люблю посещать музеи, так как они все одинаковы 56 18,3

5. Люблю фантазировать 286 93,5

6. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче 299 97,7

Продолжение таблицы

1 2 3

7. Один спектакль можно смотреть много раз, главное - игра актеров, интерпретация 209 68,3

8. Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным 102 33,6

9. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат 151 49,3

10. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то 184 60,1

11. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно 161 52,6

12. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений 192 62,7

13. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе 214 69,9

14. Мне нравится работа дизайнера 195 63,7

15. Не люблю ходить одним и тем же путем 150 49,0

52,6% студентов сомневаются в том, что для других очевидно. 62,7% респондентов убеждены, что абстрактные картины дают большую пищу для размышлений. Не хотели бы подчинять свою жизнь определенной системе 69,9% студентов. Работу дизайнера считают интересной 63,7% респондентов. Не любят ходить одним и тем же путем 49,0% респондентов. Полученные результаты позволили в среднем оценить креативную компетентность опрошенных на 8,4±2,3 балла, что соответствует среднему уровню (69 баллов) креативности.

При тестировании по методике Вартега «Круги» в среднем студентами были нарисованы 13,1±5,4 фигур.

При анализе креативности студентов согласно модифицированному опроснику «Определение креативного потенциала» были получены следующие результаты. При оценке личности у 35,5% студентов была отмечена частая или постоянная неуверенность в себе. 64,6% студентов всегда или часто боятся отличаться от других. 67,9% родителей тестируемых всегда или часто поощряли творчество. Всегда или часто нравятся новые лица и места, нуждаются в постоянном ощущении порядка в своей жизни 77,2% опрошенных. 70,5% респондентам редко или никогда нравится, когда его считают независимым. Нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми редко или иногда 65,8% студентам. Скорее неактивными чем активными всегда или часто являются 55,3% респондентов. Нравится заглядывать далеко вперед всегда и часто только 55% студентам.

Таблица 4

Опросник определения креативного потенциала

Характеристика Варианты ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всегда часто иногда редко никогда

1 2 3 4 5 6

А. Моя личность

Мне не хватает уверенности в себе 8,3 27,2 38,7 20,5 5,3

Я ценю критичность 13,6 32,8 35,4 15,2 3,0

Я боюсь отличаться от других 35,1 29,5 24,8 8,3 2,3

Мои родители поощряли мое творчество 34,8 33,1 20,9 7,6 3,6

Чувствую себя некомфортно в ситуациях неопределенности 3,0 13,2 32,5 35,7 15,6

Мне нравятся новые лица, места 40,4 36,8 16,2 5,3 1,3

Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни 2,3 9,3 25,8 34,8 27,8

Я считаю, что грезы, мечты - дело стоящее 22,8 30,8 27,2 13,2 6,0

Чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства 14,2 24,2 37,8 17,5 6,3

Я получаю удовольствие, играя роли 15,6 21,5 31,5 21,5 9,9

Я достигаю большего, когда следую правилам 3,6 17,2 35,5 33,4 10,3

Я позволяю моим чувствам руководить мною 9,3 30,5 33,4 21,2 5,6

Мне нравится, когда меня считают независимым 2,0 6,0 21,5 37,7 32,8

Мне нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми 29,1 36,7 24,8 6,6 2,6

Я скорее неактивен, чем активен 17,2 38,1 26,2 15,9 2,6

Мне нравится заглядывать далеко вперед 19,2 35,8 28,8 11,6 4,6

Б. Мой подход к решению проблем

Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы 7,3 23,8 38,1 26,5 4,3

Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным 18,9 41,6 31,8 7,0 0,7

Мне необходимы все факты, чтобы принять решение 6,0 31,5 42,3 16,9 3,3

Мое внутреннее чувство помогает мне 16,2 44,1 28,1 9,9 1,7

Я рассчитываю на свое прошлое знание сходных проблем 2,0 10,3 27,8 43,3 16,6

Я ненавижу работать над деталями 6,3 30,1 37,4 23,2 3,0

. Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Секрет успеха - в укомплектованном штате персонала 3,6 13,6 31,5 34,7 16,6

Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину 3,3 9,3 27,6 35,9 23,9

К проблемам следует подходить одним и тем же образом 14,2 25,8 34,9 18,5 6,6

Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально 16,3 45,1 25,9 10,0 2,7

У меня есть трудности с обнаружением проблем 2,3 10,6 35,4 36,8 14,9

Я использую специальные техники для решения проблем 5,0 31,1 36,4 20,9 6,6

Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной 4,0 23,5 45 20,9 6,6

Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу 11,6 28,9 30,6 18,9 10,0

Люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое 2,3 12,3 33,1 41,7 10,6

Я верю, что процесс нахождения решений -творческий 8,6 28,9 40,6 17,6 4,3

В. Моя рабочая среда

Люди вокруг думают, что их образ действия - самый лучший 1,0 4,6 23,5 51,0 19,9

Вокруг меня креативность является ключом к выживанию 4,7 24,9 42,2 22,6 5,6

Границы моих полномочий определены 5,0 19,9 32,4 31,8 10,9

Стоящие идеи приходят извне 8,6 33,4 42,8 13,2 2,0

Время для творческих размышлений ограничено в организации 4,3 15,6 30,8 35,4 13,9

Соревнование - здоровое явление 32,8 39,0 20,2 6,3 1,7

Мое окружение уютное и ориентированное на сотрудничество 3,3 10,3 26,2 44,3 15,9

Мы любим находить проблемы 13,2 29,5 31,8 19,2 6,3

Креативный - значит мечтатель 7,0 15,6 31,7 33,1 12,6

Организационные проблемы убивают идеи 9,3 31,8 36,7 16,6 5,6

У нас креативным людям дают свободу 5,6 21,9 39,1 25,5 7,9

Могу рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что надо мной будут смеяться 20,1 38,6 29,5 10,0 1,8

Меня остановят, если я начну предлагать новые решения 12,6 34,1 34,1 15,9 3,3

У нас хорошие идеи представляют ценность 28,1 37,1 23,5 9,3 2,0

При оценке подхода к решению проблем были получены следующие результаты. Внутреннее чувство помогает часто и иногда 72,2% студентам. Необходимы все факты, чтобы принять решение часто и иногда 73,8% респондентам. Считают, что к проблемам следует подходить одним и тем же образом всегда и часто считают 40,0% тестируемых. Рассчитывают на прошлое знание сходных проблем всегда и часто только 12,3% студентов. «Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу часто и иногда» ответили 59,5% респондентов. При характеристике окружающей среды респондентами получены следующие результаты. Люди вокруг думают, что их образ действия - самый лучший редко и иногда считают 74,5% респондентов. Считают часто и иногда, что соревнование - здоровое явление 67,1% студентов. Редко и никогда окружение является уютным и ориентированным на сотрудничество в 60,2% случаев. Хорошие идеи представляют ценность всегда и часто - считают 65,2% тестируемых.

Полученные результаты при оценке личности составили 49,0±5,6 балла, что показывает достаточное развитие креативного потенциала, но не всегда проявляется, так как этому препятствуют особенности личности; в среднем подход студентов к решению проблем оценен в 49,5±6,4 балла - имеется ригидность, которая может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения подобных проблем; при анализе рабочей среды оценка студентов составила 40,5±5,3 балла, что указывает, что иногда трудно быть креативным на вашей работе. Суммарная оценка по опроснику «Определение креативного потенциала» составила 138,5±16,4 балла, что указывает на хороший креативный потенциал, который скрыт и сдерживается или личностью, или подходом к решению проблем, или рабочей средой.

При проведении комплексной самооценки творческих способностей студентов согласно тесту Е. Туник были получены следующие результаты. Уровень любознательности тестируемых составил 16,0±3,5 балла, воображения - 14,1±3,3 балла, сложность -16,2±3,6 балла, риск - 16,8±3,9 балла. Суммарная оценка творческих способностей составила 63,0±12,9 балла.

Таким образом, 77,6% студентов считают внеаудиторную групповую управляемую работу, проводимую в вузе, эффективной и малоэффективной, 53,2% участвуют в данной работе на одной

или нескольких кафедрах, так как она полностью или частично отражает интересы 78,6% учащихся. 40,6% студентов тратят на занятия внеаудиторной групповой самостоятельной работой более двух часов в неделю, что в 81,1% случаев обусловлено загруженностью в учебе. При анализе студентов по экспресс-методу Д. Джонсона сумма баллов в среднем составила 28,4±4,9 балла, что указывает на высокий уровень креативности; по методике «Предложения» - 5,7±4,0 предложений; по методике «Классификация» -5,8±3,1 групп; по методике Вартега «Круги» - 13,1±5,4 фигур.

При проведении опроса, направленного на изучение креативной компетентности, сумма баллов в среднем составила 8,4±2,3 балла, что соответствует среднему уровню (6-9 баллов) креативности. Суммарная оценка по опроснику «Определение креативного потенциала» составила 138,5±16,4 балла, что указывает на хороший креативный потенциал, который скрыт и сдерживается или личностью, или подходом к решению проблем, или рабочей средой. При проведении комплексной самооценки творческих способностей студентов согласно тесту Е. Туник уровень любознательности тестируемых составил 16,0±3,5 балла, воображения - 14,1±3,3 балла, сложность - 16,2±3,6 балла, риск -16,8±3,9 балла. Суммарная оценка творческих способностей составила 63,0±12,9 балла. Полученная картина на основании проведенного комплексного тестирования позволяет характеризовать креативность студентов медицинского вуза как соответствующую среднему уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.