Кражи из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов: современные тенденции и детерминанты
ИЛЬДАР АЛИЕВИЧ ЧАПАЕВ,
слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Theft from oil and oil product pipelines: current trends
and determinants
ILDAR ALIYEVICH CHAPAEV,
Listener of the 2nd Faculty
(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Хищения нефти и нефтепродуктов из трубопроводов при их транспортировке являются серьезной проблемой, существующей в нефтяной отрасли. В данной статье рассматриваются современные тенденции краж из нефтепроводов и нефтепродукто-проводов и их детерминанты.
Ключевые слова и словосочетания: кражи из нефтепровода и нефтепродуктопровода; нефть и нефтепродукты; нефтяная отрасль; современная ситуация; современные тенденции; детерминанты преступности.
УДК 343.711.63
Annotation. Theft of oil and petroleum products from pipelines during their transportation is a serious problem in the oil industry. This article examines the current trends of theft from oil pipelines and oil products pipelines, and their determinants.
Keywords and phrases: theft from the oil pipeline and oil products pipeline; oil and oil products; oil industry; current situation; current trends; determinants of crime.
Вся добываемая в России нефть и изготавливаемые из нее нефтепродукты транспортируются по территории страны и за ее пределы различными видами транспорта. Одним из основных является трубопроводный транспорт, состоящий из системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Монополистом в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом является компания ПАО «Транснефть», которая владеет более 72 тыс. км трубопроводов, в числе которых около 19 тыс. км нефтепродуктопроводов. Она транспортирует около 90 % добываемой в России нефти, 30 % произведенных в России нефтепродуктов [6].
Трубопроводная система магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России из-за своей большой протяженности и сложности обеспечения охраны подвержена преступным посягательствам, основными из которых
являются кражи нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Несмотря на то, что кражи нефти, нефтепродуктов из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов занимают незначительную долю в структуре преступности, они представляют серьезную угрозу экономической безопасности страны, снижая эффективность и высокую доходность одной из основных отраслей российской экономики; экологической безопасности, создавая угрозу загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, утечка которых может произойти из-за повреждения трубопровода преступниками; энергетической безопасности страны, подрывая своевременность и качество поставок одного из основных энергоносителей (нефти и нефтепродуктов) до конечных пользователей, в том числе и за рубеж; транспортной безопасности, нарушая безопасность процесса транспортиров-
ки нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, обеспечиваемого государственной корпорацией ПАО «Транснефть».
Важной составляющей характеристики данного вида краж служит способ совершения хищения нефти и нефтепродуктов из трубопровода. Основным способом данного хищения является изготовление врезок в трубопровод, по которому транспортируются нефть и нефтепродукты. При совершении кражи данным способом преступниками осуществляется повреждение поверхности трубопровода путем изготовления отверстия в нем для получения доступа к транспортируемым нефтепродуктам и дальнейшего их хищения. По данным анкетирования сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в своей служебной деятельности в противодействии хищениям нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, проведенного автором, порядка 80—100 % краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов осуществляются именно таким способом.
Кражи из нефтепроводов и нефтепродукто-проводов возможны также из редких технологических отверстий в трубопроводе, предназначенных для стравливания излишнего давления, технических колодцев и т. д. Такой способ краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, согласно проведенному автором исследованию, составля-
ет 0—20 % от общего количества указанного вида краж. Причем при таком способе кражи в основном предметом преступного посягательства выступают нефтепродукты, транспортируемые по не-фтепродуктопроводам, также указанный способ зачастую носит разовый характер и направлен на небольшие объемы хищения. В основном кражи указанным способом совершаются действующими либо бывшими сотрудниками трубопроводной компании, которые осведомлены о местах указанных технических отверстий и порядке их охраны. Ввиду малой распространенности и небольших объемов хищений данным способом кражи из нефтепроводов и нефтепродуктопрово-дов через технологические отверстия не являются основным источником угрозы для нормального функционирования конкретного трубопровода и трубопроводной системы в целом.
Согласно данным, предоставленным ПАО «Транснефть», современная ситуация с кражами из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, совершенными путем изготовления врезок в трубопроводы, характеризуется положительной динамикой ежегодного уменьшения выявляемых криминальных врезок в нефтепроводы и нефтепродуктопроводы компании, что является, безусловно, результатом продуманной уголовной политики в сфере противодействия данному виду преступления [1] (таблица).
Таблица
Количество криминальных врезок в магистральные нефтепроводы (МН) и нефтепродуктопроводы (МНПП) за 2007—2020 гг.
Число врезок в МН Число врезок в МНПП Общее число врезок
2007 540 171 711
2008 387 170 557
2009 275 262 537
2010 313 230 543
2011 214 192 406
2012 180 157 337
2013 111 164 275
2014 103 202 305
2015 110 210 320
2016 70 230 300
2017 62 227 289
2018 62 150 212
2019 35 178 213
2020 35 106 141
Согласно предоставленным ПАО «Транснефть» сведениям, просматривается тенденция снижения общего количества выявляемых криминальных врезок в нефтепроводы и не-фтепродуктопроводы, прежде всего за счет снижения количества криминальных врезок в нефтепроводы, при сохранении в целом количества криминальных врезок в нефтепро-дуктопроводы. Это, конечно же, обусловлено, во-первых, отсутствием необходимости переработки похищенных нефтепродуктов для их последующего сбыта, соответственно, быстрой оборачиваемостью вложенных в преступный промысел денег; во-вторых, ростом цен на нефтепродукты, спровоцированным выросшими акцизами и НДС (к примеру, один из основных транспортируемых по магистральным трубопроводам нефтепродукт — дизельное топливо, средняя цена по России на которое согласно индексу топливных цен «Петрол Плюс» на 17 января 2021 г. составила 47,4 рублей за литр [3]); в-третьих, отсутствием адекватной системы контроля рынка розничной торговли нефтепродуктов (так, после перехода страны на рыночную экономику появилось множество частных АЗС, некоторые из которых до сих пор пытаются вести хозяйственную деятельность, что им трудно удается из-за несовершенной конкуренции на рынке розничной торговли нефтепродуктов ввиду деятельности таких гигантов, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром-нефть» и т. д., соответственно, владельцы указанных частных АЗС часто становятся скупщиками похищенных нефтепродуктов по цене значительно ниже рыночной и в дальнейшем сбывают данные нефтепродукты конечным приобретателям по выгодным ценам).
Одной из важнейших современных тенденций в совершении краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в настоящее время является возросшая доля квалифицированных врезок. Так, на 2008 г. доля квалифицированных врезок составляла всего 20 % от общего числа выявленных врезок, а в 2019 г. данная цифра уже составила 80% [2]. Согласно «Методики расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы. РД 153-39.4-060-00» квалифицированной врезкой признается отверстие в теле трубопровода или его оборудования с присоединенным приспособлением для кражи нефтепродукта — патрубком, снабженным запорным устройством, а также со шлейфом или без него, или возможностью подключения шлейфа1. Особенностью квалифицированной
1 Методика расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы. РД 153-39.4-060-00» [Электронный ресурс]: приказ
врезки является его техническая сложность исполнения и возможность длительного использования с целью хищения нефтепродуктов, соответственно, само наличие квалифицированной врезки уже говорит об организованном характере совершенного хищения. Так, для изготовления квалифицированной врезки необходимо привлечение специалистов в трубопроводной сфере, в области газосварочных работ, бестраншейной прокладки подземных коммуникаций и т. д., при этом требуется большие финансовые вложения.
С каждым годом все больше врезок изготавливаются с привлечением специальной техники, а именно установок горизонтально-направленного бурения (УГНБ), позволяющих бестраншейно, соответственно, незаметно для окружающих и охраны трубопроводов прокладывать отвод от врезки до места совершения хищения нефтепродуктов протяженностью до нескольких километров и на глубине до 12 метров. Стоимость УГНБ составляют десятки миллионов рублей. Привлечение такой техники для данных целей по найму тоже выливаются в крупные финансовые вложения и составляют по несколько миллионов рублей в зависимости от протяженности отвода и сложности его прокладки. В основном отводы от квалифицированных врезок изготавливают из шлангов высокого давления (ШВД), стоимость которых при протяженности отводов могут доходить также до миллиона рублей. В большинстве своем отводы от квалифицированных врезок выводят на заранее арендованную преступниками территорию, технически оснащенную под хранение и вывоз похищенных нефтепродуктов, обеспечивают данную территорию средствами сигнализации и видеонаблюдения, позволяющими дистанционно контролировать процесс хищения. Кроме того, для квалифицированных врезок все чаще характерна установка технических средств сглаживания давления, которые усложняют процесс обнаружения врезок службой безопасности «Транснефти» при помощи Системы обнаружения утечек (СОУ), действующей на основе фиксации перепадов давления в трубопроводе. Логично, что преступники, вложившие такие крупные суммы денег в изготовление квалифицированных врезок, будут похищать большое количество нефтепродуктов и на протяжении длительного времени для обеспечения возврата вложенных денег и, соответственно, для получения преступных дивидендов. Таким образом, характеристика
Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2001 г. № 167 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
квалифицированных врезок напрямую указывает на степень организованности, технической оснащенности и финансовые возможности преступников, а именно на совершение краж данным способом организованными преступными группами и преступными сообществами (ОПГ и ПС), обладающими вышеуказанными возможностями.
Выявленная закономерность также подтверждается проведенным автором анкетированием сотрудников ОВД, согласно которому в настоящее время 80—100 % краж из нефтепровода и нефтепродуктопровода имеют групповой характер, а 60—80% краж совершаются организованными преступными группами и преступными сообществами.
Известные ученые-криминологи считают организованную преступность негативным социальным явлением, для которого характерны следующие особенности:
— коррумпирование представителей органов государственной власти для обеспечения безопасности существования своей преступной организации;
— объединение криминальных элементов региона под одним началом, формирование преступной иерархии;
— расширение сфер преступного влияния, борьба за монополизацию преступного промысла и т. д. [8, с. 29].
Данные особенности характерны и для организованной преступности, действующей в нефтяной отрасли, при этом именно они повышают степень общественной опасности краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, совершаемых организованными преступными группами и преступными сообществами. Учитывая важность нефтяной отрасли для страны, ее заражение организованной преступностью недопустимо.
Если рассматривать выявленную проблему с точки зрения однофакторного подхода, основной причиной и условием, способствующим росту количества краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами [9], на наш взгляд, является общая тенденция гуманизации карательной политики в отношении лиц, совершивших преступления. В некоторых случаях гуманизация уголовной политики может быть обоснована, но при этом не стоит забывать, что одним из важных элементов профилактики преступного поведения являются репрессивные меры уголовно-правового воздействия [10]. В этом случае полностью разделяем мнение Г. М. Миньковского, который отмечал, что «су-
щественную роль играют меры реагирования на уже совершенные преступления и правонарушения, причем их справедливость в свою очередь становится необходимым элементом профилактики» [7, с. 52].
Законодательно гуманизация уголовной политики в сфере противодействия хищениям из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов не просматривается, несмотря на это суды очень гуманно относятся к лицам, совершающим указанные кражи. Часто судами лица, виновные в совершении кражи из нефтепроводов и нефте-продуктопроводов, ответственность за которые предусмотрена п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ, осуждаются к условным срокам наказания согласно ст. 73 УК РФ, несмотря на то, что указанный состав преступления в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких. Так, например, в Пензенской области в 2018 г. четверо братьев за совершение 4 эпизодов краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов были осуждены к условным срокам [3]. И такие факты имеют место при достаточной доказательственной базе по уголовному делу, в случаях задержания преступников на месте преступления с поличным, что зачастую очень сложно осуществить правоохранительным органам из-за сложности своевременного выявления данных преступлений, их документирования и доказывания объемов похищенного. Важно понимать, что лицо, виновное в совершении указанного преступления, осуждаясь к условному сроку наказания, фактически не несет почти никаких физических и моральных издержек, кроме того, он начинает верить в свою фактическую безнаказанность. Учитывая выявленную закономерность группового и организованного характера преступлений данной категории, можно с большой уверенностью утверждать, что при задержании исполнителей данных преступлений, совершенных даже в составе группы лиц по предварительному сговору, и их дальнейшем осуждении к условным срокам, ожидаемо их возвращение в данный преступный промысел уже с новыми познаниями о средствах и методах противодействия правоохранительных органов. Указанные обстоятельства однозначно ведут к профессионализации преступности и приобретению организованного характера, что мы уже и наблюдаем при характеристике современной криминальной ситуации в данной отрасли.
Также на практике существует проблема то ли гуманного отношения судов к лицам, виновным в совершении краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, то ли их нерешительности, которая проявляется в нежелании
осуждать указанных лиц по п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ, т. е. за совершение кражи в составе организованной группы, при всех имеющихся признаках совершения этих краж в данной форме соучастия. Так, к примеру, в 2019 г. районным судом Пензенской области пятеро лиц, виновных в совершении трех эпизодов краж из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, были осуждены лишь по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ к небольшим срокам наказания от 3 лет лишения свободы в колонии общего режима до 1 года 6 месяцев лишения свободы условно, хотя в их действиях были все признаки организованной группы: устойчивость, организованность [4]. Одним из аргументов суда было отсутствие специальной технической оснащенности, а именно изготовление врезок указанными лицами с использованием бытовых инструментов (сварочный аппарат, шуруповерт и т. д.), причем все врезки, изготовленные участниками данной группы, обладали признаками квалифициро-
ванной врезки, т. е. имели запорные устройства, достаточно протяженные и замаскированные отводы от врезки и т. д.
Таким образом, рассмотрев современные тенденции краж из нефтепроводов и нефтепродук-топроводов и их детерминанты, пришли к выводу, что необходимо: во-первых, разработать государственную программу [11] по декриминализации нефтепроводной отрасли с акцентом на противодействии организованной преступности, занимающейся кражами из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; во-вторых, инициировать проведение разъяснительной работы высшими судебными органами по вопросу судебной практики по кражам из нефтепроводов и нефте-продуктопроводов и, как результат, вынесение постановления Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу, которое бы сыграло значимую роль в правовом регулировании пробелов и коллизий в данной сфере, а также обеспечило бы единство судебной практики.
Список литературы:
1. Воробьев С. Ю., Алихашкин С. А. Криминал на нефтяной трубе: воровство уменьшается, но становится все изощреннее // Официальный сайт Института развития технологий ТЭК. URL: https://irttek.ru/ research/kriminal-na-neftyanoy-trube-vorovstvo-umenshaetsya-no-stanovitsya-vsye-izoshchryennee.html (дата обращения: 17.01.2021).
2. Вице-президент «Транснефти»: после ЧП на «Дружбе» будем тщательнее проверять недропользователей-«малышей» // Международная информационная группа «Интерфакс». URL: https://m.interfax.ru/688757 (дата обращения: 17.01.2021).
3. Дело № 1-39/2018 // Официальный сайт Лунинского районного суди Пензенской области // URL: https://luninsky—pnz. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num = 1&name_op = case&case_ id=66974122&case_uid=fa58abf8-4700-459c-a4c3-3b4763a6848b&delo_id= 1540006 (дата обращения: 15.01.2021).
4. Дело № 1-2/2019 // Городищенский районный суд Пензенской области. URL: https://gorodishensky—pnz.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1&name_ op = case&case_id = 707066 12&case_ uid = 2d0 18009-a850-434f-b034-b885a89847d2&delo_id= 1540006 (дата обращения: 15.01.2021).
5. Индекс топливных цен «Петрол Плюс» // Официальный сайт ООО «Передовые платежные решения». URL: https://www. petrolplus.ru/fuelindex/ (дата обращения 17.01.2021).
6. Как и куда течет нефть // Официальный сайт ПАО «Транснефть». URL: https://www. transneft.ru/pressroom/rg11/ (дата обращения: 15.01.2021).
7. Миньковский Г. М. О предмете и задачах курса уголовной политики // Уголовная политика советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС. Москва, 1982.
8. Организованная преступность / под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. Москва, 1989.
9. Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / отв. ред. И. Л. Трунов. Москва, 2005.
10. Трунцевский Ю. В. Меры уголовно-правового воздействия: понятие и виды // Российская юстиция. 2015. № 5.
11. Цепелев В. Ф. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник в 2-х частях / В. Ф. Цепелев; под редакцией Л. И. Беляевой. Москва, 2014.